Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТРОИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТРОИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
109
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / БЕЗБАРЬЕРНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ИНВАЛИДЫ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ /МГН/ / АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИПЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДИЗАЙНА / ACCESSIBLE URBAN ENVIRONMENT / BARRIER-FREE URBAN ENVIRONMENT / DISABLED PEOPLE / LOW-MOBILITY GROUPS OF THE POPULATION / ASSISTIVE TECHNOLOGIES / PRINCIPLES OF UNIVERSAL DESIGN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дорофеева Н.Н., Дорофеев Е.П., Гарнага А.Ф.

В статье устанавливается, как инновационный подход к организации процесса строительства связан с состоянием его теоретической базы, представляющей собой пакет нормативных, справочных и законодательных документов. Прослеживается взаимосвязь строительных технологий с практическим опытом, который в свою очередь отражает качество и степень разработанности нормативной документации. В статье производится оценка содержательной части строительных норм и правил в отношении формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения как одного из важнейших и актуальных направлений в строительстве. Нормативная строительная документация рассматривается на трех основных этапах ее эволюции. Отмечается, что первый этап стал началом активизации внимания к проблемам инвалидов в формировании общего направления в строительной практике. Устанавливается характер второго этапа как основополагающего в части обязательных к исполнению строительных норм. Рассматривается значительно расширенный круг аспектов жизнеобеспечения всех категорий маломобильных граждан. На третьем этапе актуализировались и детализировались строительные нормы. При этом авторы установили наступление переходный периода, требующего корректировки стратегии развития гуманной среды для всех категорий населения и предлагают дальнейшее развитие на основе активного применения принципов универсального дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Дорофеева Н.Н., Дорофеев Е.П., Гарнага А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EVOLUTION OF THE THEORETICAL BASE OF CONSTRUCTION IN THE FIELD OF CREATING AN ACCESSIBLE URBAN ENVIRONMENT

The article establishes how an innovative approach to the organization of the construction process is related to the state of its theoretical base, which is a package of normative, reference and legislative documents. The relationship between construction technologies and practical experience is traced, which in turn reflects the quality and degree of development of regulatory documentation. The article evaluates the content of building codes and regulations in relation to the formation of an accessible environment for the disabled and low-mobility groups of the population as one of the most important and relevant areas in construction. Regulatory construction documentation is considered at three main stages of its evolution. It is noted that the first stage was the beginning of increasing attention to the problems of disabled people in the formation of a General direction in construction practice. The nature of the second stage is established as fundamental in terms of mandatory construction standards. A significantly expanded range of aspects of life support for all categories of people with limited mobility is considered. At the third stage, building codes were updated and detailed. At the same time, the authors have established the beginning of a transition period that requires adjustment of the strategy for the development of a humane environment for all categories of the population and suggest further development based on the active application of the principles of universal design.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТРОИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

Анализ эволюции теоретической базы строительства в области формирования доступной городской среды

о см о см

СП

о ш т

X

3

<

т о х

X

Дорофеева Наталья Николаевна,

доцент кафедры «Архитектура и урбанистика» Института архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, 000424@pnu.edu.ru

Дорофеев Егор Павлович,

старший преподаватель кафедры «Архитектура и урбанистика» Института архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, 3d1 @таИ.ш

Гарнага Анастасия Филипповна,

старший преподаватель кафедры «Архитектура и урбанистика» Института архитектуры и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, neklyudova.anastasiya.90@mail.ru

В статье устанавливается, как инновационный подход к организации процесса строительства связан с состоянием его теоретической базы, представляющей собой пакет нормативных, справочных и законодательных документов. Прослеживается взаимосвязь строительных технологий с практическим опытом, который в свою очередь отражает качество и степень разработанности нормативной документации. В статье производится оценка содержательной части строительных норм и правил в отношении формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения как одного из важнейших и актуальных направлений в строительстве. Нормативная строительная документация рассматривается на трех основных этапах ее эволюции. Отмечается, что первый этап стал началом активизации внимания к проблемам инвалидов в формировании общего направления в строительной практике.

Устанавливается характер второго этапа как основополагающего в части обязательных к исполнению строительных норм. Рассматривается значительно расширенный круг аспектов жизнеобеспечения всех категорий маломобильных граждан. На третьем этапе актуализировались и детализировались строительные нормы. При этом авторы установили наступление переходный периода, требующего корректировки стратегии развития гуманной среды для всех категорий населения и предлагают дальнейшее развитие на основе активного применения принципов универсального дизайна. Ключевые слова: доступная городская среда, безбарьерная городская среда, инвалиды, маломобильные группы населения /МГН/, ассистивные технологии, принципы универсального дизайна.

Внимание к проблемам инвалидов возникло достаточно давно. В послевоенные годы, когда раненые, искалеченные люди массово заполнили улицы городов, цивилизованные страны объединили свои усилия для восполнения утраченных прав одной из самых незащищенных групп населения. Универсальная Декларация прав человека «Стандартные правила ООН по уравниванию возможностей для людей с ограниченными возможностями» в 1948 году стала первой ступенью в достижении равноправия граждан с инвалидностью. Окончательное принятие «Стандартных правил» в 1991 закрепило более двадцати правил, четыре из которых непосредственно связаны с доступностью среды:

- в части материального окружения, информации, системы коммуникаций;

- в части образования в интегрированных структурах общего образования;

- в части экономической политики по обеспечению достойного образа жизни инвалидов;

- в части развития национальных программ и мер по защите прав людей с ограниченными возможностями.

На первом этапе действия Стандартных правил по защите прав инвалидов в России были разработаны строительные нормы и рекомендации по отдельным объектам общественного направления.

Ведомственные Строительные Нормы /ВСН 62-91*/ «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. Документ принят взамен «Типовой инструкции по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировке и застройке населенных мест» [1].

Основные мероприятия по организации безбарьерной среды касались лишь первого правила из Стандартных правил Универсальной Декларации ООН: по материальному окружению и системе коммуникаций. Несколько менее затрагивались вопросы по информационному обеспечению жизнедеятельности. Это были первые шаги, которые в дальнейшем развились в полноценные национальные программы. Стандартные правила по уравниванию возможностей для людей с ограничениями по здоровью можно считать началом обращения к социальным проблемам в постсоветском пространстве. Сложная политическая ситуация в стране в это время не позволила полноценно заняться проблемами инвалидов и маломобильных групп населения. Тем не менее разрабатываются и публикуются более двадцати выпусков Рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения». Они сжато освещают правила по градостроительству с учетом потребностей инвалидов-колясочников и слабовидящих. В основном рекомендации были направлены на организацию материальной среды в общественных зданиях.

Впервые в этих сборниках был затронут еще один пункт Стандартных правил, который связан с организацией трудовой деятельности инвалидов. Речь шла об организации рабочего места для инвалидов. Отечественный опыт в вопросе работы проектировщиков и строителей над организацией среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и МГН чаще всего заключался в обеспечении пешеходных коммуникаций пандусами для колясочников. При этом слабое знание норм проектирования подобных сооружение приводило во многих случаях к возведению пандусов, не позволяющих ими воспользоваться не только инвалидам, но даже и здоровым горожанам. Многократно превышался продольный уклон конструкции, диаметр поручней препятствовал их обхвату, межмаршевые площадки имели недостаточные для маневрирования габариты. Кроме пандусов в зону внимания частично попали и пешеходные переходы через проезжую часть улиц. Но и здесь меры по их адаптации для инвалидов были недостаточными. Даже при неукоснительном следовании строительным нормам с рекомендацией о высоте перепада между тротуаром и дорожным покрытием 40 мм эти бордюрные пандусы практически невозможно преодолеть инвалиду-колясочнику без риска быть травмированным. Практически отсутствовал и общественный транспорт, приспособленный для людей с ограниченными возможностями. К организации безбарьерной среды внутри общественных зданий, несмотря на действующие нормы, внимания было явно недостаточно.

Второй этап узаконенного применения правил по формированию среды, доступной для маломобильных групп населения, наступил после принятия Россией в 2006 году Конвенции ООН о правах инвалидов с последующим ратифицированием ее в 2012 году. Эту дату можно считать началом этапа обязательного исполнения правил по проектированию и строительству зданий и сооружений и организации городской среды для маломобильных групп населения. Строительные нормы и правила становятся более детализированными [2, 3, 4]. В них уже не на рекомендательном уровне предписывается к обязательному исполнению безбарьерной среды. Одним из первых нормативных документов в этот период выходит Свод Правил по организации городской среды (СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения). Новые правила значительно отличаются от изданных ранее ведомственных строительных норм [5]. Расширена информация по проектированию информационной системы, по принципам формирования безбарьерного каркаса и его основных элементов, помимо общественного блока застройки наблюдается развитие внимания к жилой среде как вновь возводимых, так и реконструируемых объектов в районах массовой жилой застройки.

Изменения коснулись также мероприятий по организации трудовой деятельности инвалидов. В частности, рассматриваются вопросы применения и различных форм обслуживания и трудовой занятости инвалидов на дому, размещение и оборудование малого производства, в котором планируется использовать труд инвалидов.

Свод градостроительных правил приводит также справочное приложение «Требования к проектной документации», которые определяют основные проектные мероприятия на различных стадиях проектирования - от проекта планировки квартала до разработки генерального плана города. В проектной документации должны

быть рассмотрены вопросы, связанные с очередностью мероприятий по формированию безбарьерной среды, по условиям размещения целевых для инвалидов объектов, по доступности и организации мест приложения труда людьми с ограниченными физическими возможностями, а также мероприятия по совершенствованию транспортной системы города.

Особое внимание рекомендуется обратить общественным территориям, не подлежащим согласно действующему законодательству приватизации. Реконструкция и адаптация улиц, площадей, бульваров, скверов и других открытых озелененных территорий города включает вопросы по организации основных пешеходных маршрутов, местам отдыха для инвалидов и лиц старшего возраста, формированию системы информации, транспортному обслуживанию.

Впервые обязательным является обеспечение комплексности системы, формирующей удобную для МГН среду. Отличительной особенностью проектов планировки кварталов, микрорайонов становится адресность и конкретизация решений по обеспечению доступной среды для инвалидов.

В целях выявления реально сложившейся ситуации в части системы передвижения и обслуживания населения, в том числе инвалидов рекомендуется проводить предпроектный анализ, что позволит выявить характер пешеходных и транспортных коммуникаций и необходимые мероприятия по адаптированию обслуживающих объектов, включая подъездные пути и парковки для транспорта инвалидов.

Еще одно заметное изменение заключается в том, что при рекомендуемой адресности проектных мероприятий, проектные предложения в части организации трудового процесса для инвалидов рекомендуется рассчитывать не на одну какую-либо категорию инвалидности, а на все категории. Таким образом, трудоустроены могут быть инвалиды, проживающие в радиусе пешеходной доступности.

Таким образом, на протяжении двадцати лет сформировалась модель стратегического развития городской среды, не ущемляющая прав инвалидов в части материального окружения и коммуникаций, занятости в трудовой деятельности и экономической политике. Начиная с девяностых годов в России принято более трехсот правовых актов, направленных на защиту людей с инвалидностью. В 2012 году стартовала программа «Доступная среда», согласно которой государство обязано обеспечить доступность окружающей среды для инвалидов наравне с другими гражданами до 2025 г.

Третий, современный этап значительное внимание государства обращает на осуществление национальных программ и мер для инвалидов. Становится непреложным не только соблюдение строительных правил при проектировании объектов общественного, производственного и жилого направления, но и участие проектировщиков во многих социальных программах. Одно из Стандартных правил по защите прав инвалидов направлено на организацию образования в интегрированных структурах системы общего образования. Инклюзивное образование входит в повседневную жизнь, начиная с дошкольных образовательных учреждений, заканчивая Высшими учебными заведениями.

В Российской Федерации на 2020 год насчитывается более одиннадцати миллионов инвалидов, из них более

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

СП

о ш т

X

3

<

т о х

X

полумиллиона - дети (от рождения до 18 лет). Большинство граждан с проблемами здоровья и МГН в той или иной степени по-прежнему испытывают трудности в пользовании общественным транспортом, в передвижении по пешеходным маршрутам, в получении услуг, качественном обслуживании и получении необходимой информации.

Безусловно, изменилось многое в подходе к обеспечению равных возможностей. Инвалиды получили шанс передвигаться по городу, получать образование, работать. В РФ работой обеспечены 1,6 млн инвалидов. Но гораздо больше не имеют работы по нескольким причинам: сложности с доступностью, работа не по специальности и физическая неспособность выполнения производственных заданий по состоянию здоровья, низкая заработная плата для неквалифицированных сотрудников предприятий.

В Хабаровском крае на январь 2020 года числится 1315643 инвалида, что составляет более 7% населения края. Значительная часть инвалидов не трудоспособна. Но и остается немалая доля людей с ограниченными возможностями по здоровью, которые могут и хотят работать. В крае таких трудоспособных инвалидов насчитывается сегодня 23800 человек. Из них работают, приносят пользу обществу и получают доход 2296 человек. Это составляет около 10% от числа трудоспособных граждан, имеющих вторую и третью группы инвалидности. Не только отсутствие работы по специальности и низкая оплата труда препятствуют участию в трудовом процессе. Сам город слабо приспособлен к беспрепятственному передвижению, получению услуг и комфортному пребыванию в городской среде.

Рассматривая современное состояние городской среды краевой столицы в части равных прав инвалидов и обычных здоровых горожан, следует признать, что критерии доступности пока не отвечают международным нормам. Основное внимание уделяется совершенствованию транспортной структуры города. Почти повсеместно работает общественный транспорт, адаптированный для инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата. Отводятся специальные парковоч-ные места для транспорта инвалидов. Устраиваются бордюрные пандусы на пешеходных переходах. Оборудуются пандусы на сложных участках пешеходных путей и при входах в общественные здания. Правда, практически невозможно встретить пандус, который бы полностью отвечал нормативным требованиям.

Такая адресная адаптация среды только для одной категории инвалидов в значительной мере ущемляет права людей с проблемами со зрением, слухом, возможностью ориентироваться в пространстве и отклонениями в психике. В городе тактильные наземные покрытия для ориентации слабовидящих и слепых людей почти не встречаются. Тактильное покрытие на новой амурской набережной устроено с некоторыми нарушениями, которые могут повлечь травмирование инвалидом по зрению.

Недостаточно полно устроена и информационная система. Крайне редко можно встретить навигационные карты, дающие представление об окружающих объектах и местоположении человека в каком-либо месте в городе. Тактильная информация для слабовидящих и слепых ограничена.

Места отдыха на пути к целевым объектам отсутствуют, это в меньшей мере относится к ландшафтным

рекреационным объектам, хотя и там типовое оборудование для отдыха и занятий физкультурой рассчитано в основном на здоровых людей.

Программы инклюзивного образования в основном направлены на сам образовательный процесс. Проблемы, связанные с адаптивностью материальной среды, часто реализуются по остаточному принципу из-за недостаточного финансирования образования в стране.

Несомненно, большое внимание государство уделяет различным национальным программам, направленным на улучшение уровня жизни инвалидов. Стратегические задачи таких программ предусматривают как мероприятия по материальной поддержке этой категории населения, так и меры по квотированию рабочих мест для обеспечения возможностью самим зарабатывать себе на жизнь. Национальные программы решают не только материальный спектр проблем уравнивания прав, но и вопросы развития уровня духовной жизни.

Таким образом, обращаясь к опыту развития безба-рьерности среды, следует отметить, что все четыре критерия, определяющие качество жизни инвалидов и других маломобильных групп населения, в той или иной степени затронуты в стратегических направлениях национальных программ. Второй период, направленный на расширение круга мероприятий по созданию условий для обеспечения физической, пространственной, информационной доступности объектов городской структуры, а также обеспечение безопасности и комфортности городской среды наметил пути реализации этих мероприятий. Программы детально рассматривают все аспекты, связанные с безбарьерной средой. Цели намечены, задачи поставлены, но на их фоне становятся заметнее проблемы организации городской среды для остального населения.

Стратегия развития гуманной среды не должна останавливаться только на

категориях граждан, имеющих проблемы со здоровьем и мГн. Три десятилетия назад в университете Северной Каролины США были разработаны Принципы Универсального Дизайна. Этот термин впервые введен архитектором Рональдом М. Мейсом, чтобы описать понятие проектирования любых продуктов и среды с позиций эстетики и доступности без какой-либо адаптации для любых категорий граждан.

Принципы универсальности подразумевают, что изначально в производство предметов потребления, все, что является частью физической материальной среды, должно быть доступно, удобно, не вызывать чувства дискомфорта и быть безопасным, а не требовать адаптации уже в процессе жизнедеятельности. Если предметом удобно пользоваться человеку с физическими недостатками, то это несомненно удобно и здоровым людям. Применение принципов универсальности не исключает использования ассистивных технологий, которые занимаются вспомогательными, адаптивными и реабилитационными устройствами для людей с ограниченными возможностями, включая граждан преклонного возраста. В повседневной жизни стратегические направления по совершенствованию доступной среды должны включать:

- равные права и возможности в использовании элементов окружающей среды;

- возможность выбора варианта или способа использования предметов, устройств, механизмов;

- избегание избыточной сложности, простое, интуитивное использование;

- использование различных средств /изобразительных, вербальных, тактильных/, упрощающих передачу инструкций и указаний;

- терпимость к ошибке и минимизация неблагоприятных последствий от случайных или непредсказуемых действий;

- сохранение физических сил при физических нагрузках

- обеспечение досягаемости и возможность манипулирования независимо от положения тела /лежа, сидя или стоя/.

Принципы универсального дизайна направлены в основном на предметную среду. Современным проектировщикам следует на их основе разработать комплекс мероприятий, который обеспечит комфортное и безопасное проживание в любом населенном месте для любой категории граждан, начиная с формирования универсальной городской среды.

Универсальная городская среда должна стать действительно доступной для всех людей. На первом этапе формирования гуманного городского пространства неизбежно и далее проводить адаптивные мероприятия для существующих объектов городской инфраструктуры. Не обойтись и без ассистивных технологий, которые всегда будут необходимы в специализированных зданиях и сооружениях, а также в оборудовании элементов среды, предназначенных специально для инвалидов и маломобильных групп населения. Со временем понятие «безбарьерность» должно уйти на второй план, если изначально исключать барьерность в процессе формирования окружающего пространства. Многое уже заложено в нормативной и правовой информации. Эти меры обширны и подробно представлены в различных сводах правил, нормативных актах и законах. На сегодняшний день назрела необходимость привести наработанные материалы и универсальные правила в простую, единую, логичную систему, обязательную к исполнению всеми структурами, связанными с формированием доступной среды.

Литература

1. ВСН 62-91* Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения/ Минстрой России. - М.: Минстрой России, ГП ЦПП, 1994.- 32с.

2. РДС 35-201-98 Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры/ Госстрой России, Минтруд России, ГУП. 1998.

3. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения: Вып. 1. Общие положения/ Минстрой России, Минсоцза-щиты России, АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. - М.: ГП ЦПП, 1996. - 52с.

4. СП 42.1330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.0189*.

5. СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения. Госстрой, ФАУ «ФЦС», 2012. - 52с.

Analysis of the evolution of the theoretical base of construction in the field of creating an accessible urban environment

Dorofeeva N.N., Dorofeev E.P., Garnaga A.F.

Pacific National University

The article establishes how an innovative approach to the organization of the construction process is related to the state of its theoretical base, which is a package of normative, reference and legislative documents.

The relationship between construction technologies and practical experience is traced, which in turn reflects the quality and degree of development of regulatory documentation.

The article evaluates the content of building codes and regulations in relation to the formation of an accessible environment for the disabled and low-mobility groups of the population as one of the most important and relevant areas in construction. Regulatory construction documentation is considered at three main stages of its evolution.

It is noted that the first stage was the beginning of increasing attention to the problems of disabled people in the formation of a General direction in construction practice.

The nature of the second stage is established as fundamental in terms of mandatory construction standards. A significantly expanded range of aspects of life support for all categories of people with limited mobility is considered.

At the third stage, building codes were updated and detailed. At the same time, the authors have established the beginning of a transition period that requires adjustment of the strategy for the development of a humane environment for all categories of the population and suggest further development based on the active application of the principles of universal design.

Keywords: accessible urban environment, barrier-free urban environment, disabled people, low-mobility groups of the population, assistive technologies, principles of universal design.

References

1. VSN 62-91 * Designing the living environment taking into account

the needs of the disabled and people with limited mobility / Ministry of Construction of Russia. - M .: Ministry of Construction of Russia, GP TsPP, 1994.- 32p.

2. RDS 35-201-98 Procedure for the implementation of accessibility

requirements for disabled people to social infrastructure / Gosstroy of Russia, Ministry of Labor of Russia, State Unitary Enterprise. 1998.

3. Recommendations for the design of the environment, buildings

and structures, taking into account the needs of people with disabilities and other low-mobility groups of the population: Vol. 1. General Provisions / Ministry of Construction of Russia, Ministry of Social Protection of Russia, JSC TsNIlEP im. B.S. Mezentsev. - M .: GP TsPP, 1996 .-- 52p.

4.SP 42.1330.2016 Set of rules. Urban planning. Planning and development of urban and rural settlements. Updated edition of SNiP 2.07.01-89 *.

5. SP 140.13330.2012 Urban environment. Design rules for people with limited mobility. Gosstroy, FAU "FCS", 2012. - 52p.

X X О го А С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

го m

о

м о м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.