Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ В ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ В ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программно-целевой метод / инвалид / доступность (безбарьерность) / SWOT-анализ / риски / program-target method / disabled / accessibility (barrier-free) / SWOT-analysis / risks

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — С.А. Кравцов

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования доступной городской среды для инвалидов. На основе проведенного анализа доступности городской среды Петропавловск-Камчатского городского округа для инвалидов был проведен SWOT-анализ, в результате которого определены сильные и слабые стороны городского округа, а также возможности и угрозы. По результатам проведенного SWOT-анализа был разработан муниципальный проект «Доступная городская среда для инвалидов-колясочников в Петропавловск-Камчатском городском округе», в рамках которого определена актуальность проекта, основные цели, задачи, этапы проведения, оценены потенциальные риски и определены результаты реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — С.А. Кравцов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCESSIBLE URBAN ENVIRONMENT DESIGN FOR WHEELCHAIR USERS IN PET-ROPAVLOVSK-KAMCHATSKY

The actual problems of creating an accessible urban environment for the disabled are presented in the article. Based on the analysis of urban environment accessibility for the disabled in Petropavlovsk-Kamchatsky, a SWOT analysis was carried out. The strong and weak sides of the urban district, as well as opportunities and threats, were identified. The municipal project «Accessible urban environment for wheelchair users in Petropavlovsk-Kamchatsky» was developed on the base of SWOT analysis results. The relevance of the project, the main goals, tasks, stages of implementation were determined. The potential risks were assessed and the results of implementation were determined.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ В ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ»

УДК 352/354-1

С.А. Кравцов

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: sergeykravt003@gmail. com

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-

КОЛЯСОЧНИКОВ В ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования доступной городской среды для инвалидов. На основе проведенного анализа доступности городской среды Петропавловск-Камчатского городского округа для инвалидов был проведен SWOT-анализ, в результате которого определены сильные и слабые стороны городского округа, а также возможности и угрозы. По результатам проведенного SWOT-анализа был разработан муниципальный проект «Доступная городская среда для инвалидов-колясочников в Петропавловск-Камчатском городском округе», в рамках которого определена актуальность проекта, основные цели, задачи, этапы проведения, оценены потенциальные риски и определены результаты реализации.

Ключевые слова: программно-целевой метод, инвалид, доступность (безбарьерность), SWOT-анализ, риски.

S.A. Kravtsov

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003 e-mail: sergeykravt003@gmail.com

ACCESSIBLE URBAN ENVIRONMENT DESIGN FOR WHEELCHAIR USERS IN PETRO-

PAVLOVSK-KAMCHATSKY

The actual problems of creating an accessible urban environment for the disabled are presented in the article. Based on the analysis of urban environment accessibility for the disabled in Petropavlovsk-Kamchatsky, a SWOT analysis was carried out. The strong and weak sides of the urban district, as well as opportunities and threats, were identified. The municipal project «Accessible urban environment for wheelchair users in Petropavlovsk-Kamchatsky» was developed on the base of SWOT analysis results. The relevance of the project, the main goals, tasks, stages of implementation were determined. The potential risks were assessed and the results of implementation were determined.

Key words: program-target method, disabled, accessibility (barrier-free), SWOT-analysis, risks.

Права и свободы разных социальных обществ и слоев являются задачей государства. Отдельно рассматривается вопрос доступности для инвалидов существующих актуальных ресурсов общества и окружающей среды. Попытки такой работы ведутся повсеместно, в том числе в отношении зданий, переходов, тротуаров, транспортных средств и прочих общественных благ.

Поддержка процесса адаптации этой группы людей к окружающей городской среде имеет важное значение, так как достижение одинаково открытого доступа для лиц с ограниченными возможностями к различным объектам: физической среде, транспортным средствам, информации, является основным направлением деятельности органов государственной власти.

По состоянию на 1 марта 2022 года в Камчатском крае среди его постоянных жителей инвалидность имеют 23 445 человек, что составляет 7,49% от всего населения. Каждый год количество инвалидов на Камчатке увеличивается на 2% [1].

Уровень доступности (безбарьерности) определен достаточно точно - это характеристики строения, помещения, пункта обслуживания, с возможностью в комфортных условиях оказаться в местах целевого назначения и воспользоваться интересующей услугой. Когда идет формиро-

вание дружественной среды, доступной, чтобы ею можно было пользоваться, существенная роль отводится не только открытости ее инвалидам-колясочникам и лицам с ограниченными возможностями к необходимым зданиям. Разработки вопроса ведутся также с учетом безбарьерного доступа к любому виду транспорта и коммуникациям.

Такие требования гарантируются, в частности, на этапе строительства очередных объектов, а также с одновременной ликвидацией, реконструкцией и ремонтом существующих барьеров, если они воплощены в физической форме или если они мешают доступу в здание.

Причинами этого являются:

1. Серьезная финансовая нагрузка в отношении реализуемых мероприятий.

2. Отсутствие или низкая продуктивность управления и взаимодействия администрации, местного самоуправления, делового сообщества, существующих общественных объединений инвалидов по развитию доступной среды, например при реализации отраслевых, региональных программ и специальных мероприятий.

3. Отсутствие необходимого порядка проведения экспертизы, контроля в отношении планирования, строительства и реконструкции объектов с учетом их доступности для маломобильных групп граждан.

На основе проведенного анализа доступности городской среды Петропавловск-Камчатского городского округа для инвалидов был проведен SWOT-анализ.

В результате к сильным сторонам городского округа отнесены:

- наличие предприятий, условий, необходимых для реализации проекта и его технического обеспечения;

- наличие необходимых условий для привлечения внешних инвесторов, готовые инвестиционные площадки.

К слабым сторонам (W) можно отнести:

- наличие в городе объектов или мест, частично или полностью недоступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в которых им предоставляются услуги;

- наличие объектов, которые не могут быть полностью адаптированы под нужды лиц с ограниченными возможностями до капитального ремонта, и собственники которых не принимают положения части 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [2] для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги;

- неполная укомплектованность части объектов приспособлениями, средствами и источниками информации в доступной форме, важными для получения инвалидами услуг так же, как и другими лицами;

- отсутствие паспортов доступности множества объектов, содержащих заключения о размерах и времени проведения мер по поэтапному созданию критериев для беспрепятственного доступа к ним инвалидов исходя из возможностей средств федерального и краевого бюджетов, выделяемых соответствующим органам и организациям в Петропавловске-Камчатском;

- практическое отсутствие городского транспорта, приспособленного для перевозки инвалидов.

Возможности (О) городского округа:

- появление инноваций в сфере формирования благоприятной городской среды для инвалидов;

- привлечение дополнительных бюджетных инвестиций, участие городского округа в реализации государственных программ;

- развитие федерального законодательства в области формирования доступной городской среды для инвалидов;

- наличие технических регламентов, строительных норм, свода правил, которые позволяют вывести на новый уровень формирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями и ограниченной подвижностью.

Угрозы (Т) городского округа:

- самоизоляция инвалидов и негативное отношение к инвалидам в обществе;

- неблагоприятное социальное положение инвалидов и их незащищенность;

- наличие дефицита кадров, обладающих необходимыми компетенциями для реализации проекта;

- неблагоприятная экономическая обстановка в стране;

- существующие ограничения в части реализации мероприятий, вызванных коронавирус-ной инфекцией.

Муниципальный проект «Доступная городская среда для инвалидов-колясочников в Петропавловск-Камчатском городском округе» (далее по тексту - Проект) учитывает осуществление мер, направленных на ликвидацию существующих препятствий и барьеров и обеспечение свободного доступа к приоритетным объектам и услугам в важных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе в сфере физической культуры и спорта, транспорта, культуры, здравоохранения.

Реализация мероприятий предусматривает, что в соответствии с результатами паспортизации объекта придомовые территории, входные группы, пути движения внутри здания, служебные помещения, туалеты обустраиваются в установленном порядке для обеспечения доступности здания с участием представителей общественных организаций инвалидов в рамках мониторинга доступности.

Меры по обеспечению доступности включают установку пандусов, замену дверей, удаление порогов, бордюров, установку поручней, лифтов и вертикальных площадок. Поэтому создание дооснащенной инфраструктуры для маломобильных групп населения в городской черте Петропавловска-Камчатского требует целевых материальных затрат, в том числе планомерной разъяснительной работы. В то же время люди должны понимать, что доступность, безбарьер-ность среды - это сложное понятие. Нет доступной среды только для одного класса граждан. Пандусы могут не только помочь инвалидам-колясочникам, но и помочь мамам с колясками, бабушкам с тележками, а разумно устроенные лестницы удобны для инвалидов, стариков, детей и т. д. [3].

Планы по привлечению финансирования из региональных и муниципальных бюджетов позволят существенно устранить барьеры и преграды, препятствующие доступу людей с инвалидностью к окружающей среде, и позволят к 2026 году более широко адаптировать городскую инфраструктуру к потребностям людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения. Проектный подход кажется более подходящим для решения проблемы обеспечения доступной среды обитания для инвалидов-колясочников и других людей с ограниченной подвижностью.

Актуальность предлагаемого нами проекта неоспорима, так как доступность среды признается базовым фактором социализации инвалидов в обществе. Необходимо, чтобы инвалиды могли и были способны сохранять финансовую независимость, проявлять активность в политической, культурной и социальной жизни социума, что подчеркнет важность реализации их прав как граждан социального государства.

Цель проекта - обеспечить бесперебойный доступ к приоритетным объектам и услугам в помещениях городского округа Петропавловска-Камчатского для инвалидов-колясочников и других лиц, имеющих трудности с самостоятельным перемещением, имеющих трудности с получением услуг.

Для достижения основных целей муниципального проекта необходимо решить следующие задачи:

- улучшить доступ к приоритетным объектам и услугам для пользователей инвалидных колясок и других лиц с ограниченной подвижностью;

- устранить существующие ограничения и барьеры, обеспечить равный доступ инвалидов и других немобильных групп населения к физической среде, транспорту, а также к приоритетным объектам и услугам, открытым и доступным для населения;

- необходимо преодолеть социальную сегрегацию в обществе и привлечь внимание к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды обитания для инвалидов-колясочников в городском округе Петропавловска-Камчатского (далее по тексту - ПКГО).

Список мероприятий, которые будут реализованы для достижения запланированных целей Проекта, представлен в таблице.

Предполагается, что финансирование будет осуществляться из краевого и муниципального бюджетов в соотношении 40% на 60%.

Самым затратным в Проекте является третий этап.

Список мероприятий, реализуемых для достижения доступности городской среды для инвалидов-колясочников ПКГО

№ п/п Этап и наименование мероприятия Описание мероприятия Ответственные исполнители, соисполнители Срок реализации

Первый этап

1.1 Организация социологических исследований и общественно-просветительских мероприятий для создания безбарьерной среды людям с ограниченными возможностями и другим лицам с ограниченной подвижностью Задействование СМИ (радио, телевидение, в том числе и кабельное), социальных сетей, официального сайта администрации ПКГО, баннерной социальной рекламы, социальной рекламы внутри общественного транспорта, предполагается трансляция социальных видеороликов на больших экранах города. Размещение буклетов, выполняющих просветительскую функцию, информирующих население, на базе многофункциональных центров Администрация ПКГО Март 2022 - май 2022

1.2 Обеспечение беспрепятственного доступа на фестивальные площадки для лиц с инвалидностью и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата Установка стационарных пандусов в местах гуляний горожан во время праздников, которые позволяют преодолевать лестницы и препятствия на инвалидной коляске. Любые невысокие препятствия и пороги на пути движения транспорта должны быть нивелированы или оборудованы пандусами для преодоления порогов Управление архитектуры и градостроительства Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства Июнь 2022 -декабрь 2022

Второй этап

2.1 Создание беспрепятственного доступа в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях для инвалидов Предполагается установка пандусов, где они еще не установлены. Использоваться могут телескопические и откидные пандусы, а также наклонные лестничные подъемники Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Управление архитектуры и градостроительства Январь 2023 - май 2023

2.2 Создание условий для развития физической культуры и массового спорта путем обеспечения доступа лиц с ОВЗ в муниципальные спортивные учреждения, в том числе адаптивной спортивной культуры и спорта. Разработка проектной документации Установка перил и поручней. На поверхности и ступенях должны быть установлены противоскользящие покрытия для защиты посетителей от любых падений/скольжения по периметру, на входе в здание, во многих местах внутри здания (например, гладкие кафельные полы) Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства Управление культуры, спорта и молодежной политики Июнь 2023 - сентябрь 2023

2.3 Обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта в городском округе (поддержка муниципальных спортивных учреждений по адаптивной направленности) Приобретение столов с микролифтом. Установка автоматических открывателей дверей. Оборудование туалетов. Приобретение оборудования и спортивного инвентаря для инвалидов-колясочников. Установка кнопки-вызова ассистента в туалетах Управление культуры, спорта и молодежной политики Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства Июнь 2023 - сентябрь 2023

Третий этап

3.1 Создание доступности, комфорта и безопасности в городской среде ПКГО С учетом конструкции ливневой канализации спроектировать безопасность пешеходных дорожек, приспособленных для инвалидов. Создание безопасных и доступных маршрутов движения, включая перекрестки и другие пересечения Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства Октябрь 2023 - декабрь 2025

Окончание табл.

№ п/п Этап и наименование мероприятия Описание мероприятия Ответственные исполнители, соисполнители Срок реализации

дорог. Реализация пространственных решений и сочетание материалов (мощение асфальтом, плиткой, брусчаткой), чтобы четко обозначить пути движения и создать условия для безопасного передвижения. Разумная адаптация входов в здания. Установка бортовых камней вдоль тротуаров. Установка пандусов на местности. Оборудование остановок общественного транспорта. Приобретение низкопольных автобусов для движения по городским маршрутам Управление архитектуры и градостроительства Управление по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения

К существующим рискам реализации Проекта можно отнести следующие:

1. Организационные риски.

Данные риски связаны с ошибками менеджмента Проекта, когда организации не готовы структурно решать задачи указанной сложности, которые выстроены Проектом, с пассивной позицией отдельных лиц к запланированным мероприятиям.

Отказ принимать меры в плане контроля и нормализации данных рисков часто приводит к нецелевому или неэффективному распределению финансов, неверному выполнению плана по мероприятиям или нарушениям сроков их выполнения.

Одним из методов борьбы с организационными рисками может стать мониторинг реализуемых мероприятий с корректировкой этапов и сроков исполнения.

2. Финансовые риски.

Данные риски связаны с недостаточным финансированием. Такая вероятность образуется из-за того, что Проект имеет длительные сроки реализации. Здесь обязательный фактор - стабильное финансирование.

Одним из вариантов решения финансовых рисков является определение перспектив для первоочередного финансирования мероприятий с ориентацией на ожидаемый конечный результат.

3. Непредвиденные риски.

Сказывается воздействие экономического, геополитического, финансового кризиса, вызванного проведением Российской Федерацией специальной военной операции на Украине, наложением на нашу страну всевозможных санкций со стороны ЕС и США, разрывом существующих торговых отношений. Как следствие, это может привести к снижению бюджетных доходов ПКГО и к перераспределению бюджетных средств на более глобальные проблемы.

Непредвиденные риски можно преодолеть с помощью оперативной реакции на процессы изменения и внесением необходимых изменений в Проект.

Планируется управлять финансовыми рисками с использованием мер:

- регулярно, раз в 6 месяцев, уточняются все объективные финансовые средства, которые были выделены на мероприятия Проекта, с учетом полученных результатов;

- уточнение приоритетов для первоочередного финансирования;

- привлечение финансирования из бюджета Камчатского края.

Управление реализацией Программы осуществляет аппарат администрации ПКГО (далее по тексту - ответственный исполнитель).

Ответственный исполнитель:

- занимается общей координацией действий соисполнителей Проекта в рамках их функциональных зон;

- осуществляет мониторинг реализации рассматриваемых инициатив;

- контролирует реализацию Проекта, в том числе в отношении исполнения целевого бюджета;

- собирает и анализирует сведения о том, как выполняется план проектных разработок с оценкой производительности результатов;

- каждый год предоставляет план-график работ на очередной год реализации Проекта, который разрабатывается во взаимодействии с соисполнителями;

- отвечает за подготовку проектов правовых актов, необходимых для сопровождения реализации Проекта;

- отвечает за предоставление данных через официальный сайт администрации ПКГО, а также с привлечением средств массовой информации.

По итогам реализации Проекта ожидаются следующие результаты:

- создание условий для устойчивого развития доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения;

- выявление проблемных зон, негативно влияющих на реализацию Проекта;

- выявление и оценка необходимости устранения существующих ограничений и барьеров для приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизни для лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения;

- создание условий для беспрепятственного использования лицами с инвалидностью и другими маломобильными лицами приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности;

- преодоление неблагополучного социального положения инвалидов и расширение сферы их равноправного участия в общественной, политической, спортивной и культурной жизни с другими членами общества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- резиденты ПКГО объективно оценивают вклад лиц с инвалидностью в общественное развитие;

- повышение социальной активности, отказ от принуждения инвалидов к самоизоляции, преодоление негативного отношения общества к инвалидам;

- укрепление материально-технической базы центров реабилитации инвалидов, спортивно-культурных и спортивных клубов, физкультурно-спортивных организаций;

- создание условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования в различных образовательных учреждениях;

- принятие комплекса мер по дооснащению и реконструкции приоритетных объектов и объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для обеспечения беспрепятственного доступа;

- обеспечение необходимого межведомственного взаимодействия и координации работ при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Эффективность Проекта оценивается по достижению планового значения целевого показателя (процент фактического значения показателя к плановому значению).

Литература

1. BDEX: инвалидность. - URL: https://bdex.ru/naselenie/kamchatskiy-kray (дата обращения: 29.03.2022).

2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июля 1995 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 ноября 1995 г. // Рос. газ. - 1995. -02 декабря.

3. Гюлджян А.Г. Формирование доступной и комфортной городской среды как условие социальной адаптации людей с ограниченными возможностями передвижения // Молодой ученый. Международный научный журнал. - 2019. - № 33 (177). - С. 128-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.