СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА œNSTRUCTION А^ АRCHITECTURE
УДК 72.036
doi:10.52210/2224669X_2022_1_5
АРХИТЕКТУРА БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ
С.В. Гусарова
Аннотация. Необходимость создания безбарьерной среды для маломобильных граждан диктуется всей логикой общественного развития. Это требует объединения усилий и государства, и бизнеса и, конечно, широкого общественного участия. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день в государстве все еще остается нерешенной задача создания для инвалидов качественной доступной среды, которая бы позволяла им реализовывать свои возможности наравне с другими членами общества. Целью исследования явилось изучение истории появления понятий «безбарьерная среда» и «универсальный дизайн», а также рассмотрение реализации данных понятий в современной архитектуре. Автором изучена правовая основа реализации программы социальной защиты инвалидов «Доступная среда». Показаны пути обеспечения равного доступа маломобильных групп населения к приоритетным, социально значимым объектам архитектуры.
Ключевые слова: безбарьерная среда, универсальный дизайн, государственная программа «Доступная среда».
ARCHITECTURE OF BARRIER-FREE AND INCLUSIVE ENVIRONMENT
S.V. Gusarova
Abstract. The creation of a barrier-free environment for people with limited mobility is necessitated by the whole logic of social development. This requires the combined efforts of both the state and business and, of course, broad public participation. The relevance of this article has to do with the fact that today in the state there is still an unresolved task of creating a high-quality accessible environment for disabled people that would allow them to realize their opportunities on an equal basis with other members of society. The purpose of this study was to analyze the evolution of concepts «barrier-free environment» and «universal design», as well as to consider the implementation of these concepts in modern architecture. The author has studied the legal basis for the implementation of an «Accessible environment» program aimed at ensuring the social protection of disabled people. The ways of ensuring equal access of low-mobility groups of the population to priority, socially significant public facilities are shown.
Keywords: barrier-free environment, universal design, state program «Accessible environment».
Мы, современные и, так сказать, «среднестатистические» жители современных городов, глядя на строительство новых микрорайонов и отдельных жилых домов, уже привыкли видеть архитектурные нюансы безбарьерной среды: пандусы, опущенные бордюры, широкие раздвижные двери, просторные лифты. И это замечательно!
Но заглянем в микрорайоны застройки 80-90-е гг. прошлого ХХ в. и увидим мысленным взором совершенно другую картину. Например, молоденькую мамочку, которая никак не может спустить с крутого крыльца коляску с младенцем. Или малыша, который, катаясь по детской площадке на своем маленьком велосипеде, врезается в высокий бордюр. Или же пожилого человека, который, цепляясь за гладкий металлический поручень, поднимается в аптеку по обледеневшим ступеням и с тревогой смотрит на два квадратных метра, которые надо преодолеть от лестницы до двери - всего два квадратных метра, но пугающе скользких как каток... А инвалидов-колясочников мы на этих улицах вообще не увидим, как будто их просто нет.
Таких домов и микрорайонов очень много. Большинство из них являются олицетворением в камне и бетоне старой советской идеи, что нет таких трудностей, которые человек не смог бы преодолеть! И крутые лестницы, и узкие входы, и темные подслеповатые подъезды - мы одолеем все.
А ведь ко времени постройки подобных микрорайонов уже не только появилась, но и была реализована архитектурная идея безбарьерной среды.
В архитектуре Западной Европы и США концепция безбарьерной среды возникла в середине 50-х гг. ХХ в. Ее рассматривали как способ минимизации последствий Второй мировой войны, когда появилось большое количество инвалидов и встал вопрос об их социальной интеграции в жизнь общества. Именно тогда появились первые нормативные документы, учитывающие требования людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в первую очередь инвалидов-колясочников, и касающиеся проектирования жилых зданий. Впоследствии нормы по созданию безбарьерной среды были разработаны и распространены на проектирование открытых территорий, зданий и сооружений различного назначения.
Из ранних безбарьерных концепций, дающих людям с ограниченными возможностями значительную свободу передвижения при помощи адаптивной и вспомогательной технологии, возникла идея «универсального» или «инклюзивного» дизайна. Этот термин был придуман архитектором Рональдом Мейсом при описании концепции проектирования объектов архитектуры для поддержания их эстетичности и пригодности к использованию в наибольшей степени всеми людьми, независимо от их возраста, способностей или социального статуса. [10]
Известно, что после окончания университета Р. Мейс в течение четырех лет работал архитектором, прежде чем заняться пропагандой доступности при проектировании зданий. Он сыграл важную роль в принятии 13 марта 1973 г. в Северной Каролине гл. IIX, которая стала первым строительным кодексом, ориентированным на доступность, принятым в Соединенных Штатах. Этот кодекс послужил образцом для других штатов и был одной из основ более позднего движения за принятие норм федерального законодательства, запрещающего дискриминацию по признаку инвалидности, включая Закон о внесении поправок в Закон о справедливом жилье 1988 г. и Закон об американцах с ограниченными возможностями 1990 г. [5]. Рональд Мейс был президентом консалтинговой фирмы «Безбарьерная среда, Inc.», которая специализировалась на архитектурной доступности и универсальном дизайне.
Однако подлинное начало реализации концепции архитектуры свободного доступа для людей с ограниченными возможностями положила работа Селвина Голдсмита, автора книги «Designing for the Disabled» («Проектирование для инвалидов»), которая увидела свет в 1963 г. [7].
Работая в Норвиче в 1967 г., С. Голдсмит провел опрос пользователей инвалидных колясок. Это исследование привело к концепции идеи «опущенного бордюра». Изобретение получило разные названия: «срез бордюра» (США), «опущенный бордюр» (Великобритания), «бордюрный пандус» (Австралия), но смысл был один - это сплошной (обычно бетонный) пандус, спускающийся с верхней поверхности тротуара на поверхность прилегающей улицы.
Исторически сложилось так, что пешеходные дорожки всегда были отделаны под прямым углом к поверхности улицы обычной обработкой бордюров. По проекту Голдсмита в городе Норвиче были установлены 15 «опущенных бордюров».
После этой разработки С. Голдсмит осознал, какое влияние это может оказать на всех пользователей. Бордюры, установленные на перекрестках улиц, позволили инвалидам-колясочникам, матерям с колясками, малышам на трехколесных велосипедах, подросткам на роликовых коньках с меньшими трудностями въезжать на тротуар или съезжать с него.
Позднее штат Мичиган установил опущенные бордюры, реализуя пилотный проект по содействию трудоустройству ветеранов с ограниченными возможностями. Крупный проект в Беркли, штат Калифорния, возглавляемый Э. Робертсом и другими сотрудниками Центра независимой жизни, привел к использованию опущенных бордюров по улицам Телеграфным и Шаттак-авеню, создав обширный путь передвижения. После этого ценность опущенных бордюров была признана общественностью, и их установка часто производилась на добровольной основе муниципальными властями и застройщиками [12].
Именно идея опущенного бордюра стала для Селвина Голдсмита основой интереса к универсальным принципам дизайна. Архитектор сотрудничал с Г. Рикеттсом, секретарем Королевского института британских архитекторов. Вместе они разработали концепцию дизайна для инвалидов, которая была новаторской для Великобритании. Книга «Проектирование для инвалидов» стала руководством по архитектурному планированию доступа инвалидов к объектам и зданиям.
В этой работе впервые было обозначено, что наличие «разных» или «экстремальных» потребностей людей не является чем-то необычным, - на самом деле это «норма». Отмечалось, что городской дизайн, архитектура и цифровой контент должны быть дизайном для всех в качестве стандарта, и что не следует рассматривать определенную группу людей как особую. Архитектор, работающий по принципам универсального дизайна, исходит из того, что пользователи здания, в том числе люди с ограниченными возможностями, - это все люди, с которыми можно обращаться как с нормальными людьми. Архитектор не начинает с предположения, что люди с ограниченными возможностями являются ненормальными или своеобразными, - он просто знает: если больше внимания уделять созданию и улучшению окружающей среды для максимально широкого круга людей, доступная среда для людей с инвалидностью станет нормой.
Универсальный дизайн, в 1990-е гг. ХХ в. распространившийся в США, европейских и высокоразвитых азиатских странах, является новым подходом к созданию комфортных условий жизнедеятельности человека и в настоящее время становится предметом теоретических и прикладных исследований в различных областях знания, в том числе в архитектуре, градостроительстве и архитектурном дизайне. Обычный дизайн учитывает требования «среднего человека», как правило, здорового мужчины, в то время как универсальный дизайн признает, что люди обладают широким спектром способностей и нуждаются в дизайне, пригодном для любого человека [13].
Увы, ни в СССР, ни в России практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения долгое время не учитывала специфических потребностей инвалидов.
Задача по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктур по-прежнему остаётся одной из объективно сложных. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться людям с инвалидностью, не даёт им возможности реализовать себя, воспользоваться в полной мере правом на здравоохранение, социальную защиту, образование, труд, досуг.
Невозможность самостоятельно перемещаться в современном городском пространстве, неготовность к посещению инвалидами социально-значимых учреждений (школ, больниц, учреждений культуры) существенно затрудняет жизнь людей с инвалидностью.
И только в последнее время государственная система мер в области градостроительства и производства вспомогательных технических средств, направлена на постепенное создание безбарьерной среды жизнедеятельности.
Безбарьерная городская среда, или доступная среда - термин, первоначально подразумевающий здания и сооружения, в которые без посторонней помощи могли бы попасть люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. В дальнейшем, с развитием общества и пространства города, данные понятия стали применять для создания городской среды, в которой обеспечивалась бы комфортность и доступность для всех категорий лиц, включая маломобильные группы населения [6].
В соответствии с СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», к маломобильным группам населения отнесены: беременные, дети дошкольного возраста, инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т.п.
Сегодня безбарьерная среда понимается не просто как снятие архитектурных преград в передвижении, но, прежде всего, как создание условий, необходимых для удовлетворения трудовых, образовательных, культурных потребностей маломобильных групп населения в контексте обеспечения равных возможностей.
Такой подход может быть представлен в виде пирамиды универсального дизайна, состоящей из восьми рядов, описывающей имеющиеся ограничения и барьеры потребителей, имеющие различные ограничения в передвижении:
Ряд-8 (верхняя часть пирамиды) включает пользователей, которым требуется два или более помощника в процессе их передвижения.
Ряд-7 включает пользователей электрическими скутерами и креслами-колясками, нуждающихся в помощи и наблюдении сопровождающего лица.
Ряд-6 включает самостоятельных пользователей кресел-колясок (эта категория требует наличия специфического обустройства среды).
Ряд-5 включает людей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на амбулаторном лечении.
Ряд-4 включает людей с устройствами на колесах (выражается ограничениями свободного пространства).
Ряд-3 включает детей и женщин (выражается ограниченным количеством адаптированных туалетных кабинок, высотой киосков, ограничений передвижения матерей с детьми).
Ряд-2 включает людей, для которых преодоление архитектурных приспособлений (лестниц и т.д.) не составляет проблемы.
Ряд-1 (нижняя часть пирамиды) включает людей, которые полностью мобильны и не имеют проблем с бегом, прыжками, лазанием по вертикальным лестницам [9].
Таким образом, доступная или безбарьерная среда в широком смысле - это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей; это такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.
Конвенция ООН о правах инвалидов дает широкую трактовку понятия доступности как необходимой предпосылки для социальной интеграции и реализации прав человека: «... важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения,
здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами» [1].
Следовательно, можно сделать вывод, что формирование доступной среды - комплексная задача, требующая финансирования со стороны государства и усилий субъектов регионов. Должны применяться меры по устранению барьеров и препятствий. В частности, в области архитектуры они должны распространяться в первую очередь на:
- здания разного функционального назначения (жилые, общественные, промышленные и др.);
- систему объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий, остановочные павильоны, подземные переходы;
- социальные объекты инфраструктуры (поликлиники, специализированные медицинские учреждения, школы, детские сады, детские многофункциональные образовательные и спортивные учреждения и т.д.).
Создание безбарьерной среды для каждой категории лиц с ограниченными возможностями должно соответствовать основным принципам универсального дизайна [12], которые основаны:
- во-первых, на равенстве в использования предметной наполняемости среды различными социальными группами населения;
- во-вторых, учитывают гибкость в использовании, так как универсальный дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей;
- в-третьих, ориентация на соответствующий размер и пространство для доступа и использования, где должен быть обеспечен удобный подход и возможность использования продукта любым пользователем, независимо от его роста, фигуры или подвижности;
- в-четвертых, принципы универсального дизайна основаны на создании узнаваемого и ориентированного в пространстве объекта, интегрированного в городскою среду, на основе возможности вариативного выбора того или иного объекта для преодоления препятствий с учетом минимизации усилий маломобильных групп населения.
Создание доступной среды на данный момент считается не только одним из актуальных и первостепенных задач при возведении новых зданий, а также при реконструкции старой застройки, но и одним из приоритетных направлений государственной политики РФ.
Большую роль в практической реализации данной задачи играет федеральная целевая программа «Доступная среда».
«Доступная среда» - первый программный документ, в котором отражены основные пути и условия формирования не только беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к средствам транспорта, информации, архитектурным объектам в России, но также способы повышения качества их жизни и интеграции в общество. Государство поставило цель адаптировать окружающее пространство для людей с ограниченными возможностями здоровья, и тем самым уменьшить дискриминацию людей с различными заболеваниями. Уже в первой редакции данной программы ставились задачи определить объекты, которые в приоритетном порядке необходимо превратить в доступные для инвалидов.
Основными целями программы являлись: формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы [11].
Первоначально реализовать программу «Доступная среда» планировалось в два этапа: первый этап - 2011-2012 гг.; второй этап - 2013-2015 гг. Но по мере того, как на основе программы произошло создание большой методической базы и началось проведение глобальных
научно-исследовательских работ, было принято решение о продлении программы с 2015 по 2020 гг. [4].
Во исполнение поручения Президента России по итогам встречи с инвалидами и представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам, 5 декабря 2017 г. Распоряжением Правительства РФ от 23 февраля 2018 г. 308-р Государственная программа «Доступная среда» продлена на пять лет, до 2025 г. включительно.
Государственная программа «Доступная среда» на 2020-2025 гг. достаточно объёмна, ответственным за ее исполнение является Министерство труда и социальной защиты РФ, а также 14 министерств и ведомств, являющихся соисполнителями.
Государственная программа «Доступная среда» на 2020-2025 гг. ставит перед собой следующую цель: создать правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции инвалидов в общество, а также повысить уровень их жизни.
Задачи программы:
- создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество, повышению уровня их жизни, а также обеспечению равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству;
- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
- внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур.
Основополагающей и максимально обширной является Подпрограмма «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг». Ответственным исполнителем подпрограммы выступает Министерство труда и социальной защиты РФ, 9 министерств и ведомств помогают реализовывать комплексный подход и взаимодействие в создании доступной среды.
Её главными направлениями работы являются:
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.
Параллельно с развитием программы «Доступная среда» в разное время были узаконены нормативно-правовые акты министерств и ведомств, которые утверждают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг. Для этого каждое министерство
разрабатывает свои «дорожные карты» по повышению значений показателей доступности объектов и услуг.
Подводя промежуточные итоги реализации программы «Доступная среда», которая существует и действует чуть больше десяти лет, следует отметить, что решение такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня качества жизни здорового гражданина, является сложным и трудоемким процессом. Однако действительность показывает, что в общественном сознании произошли изменения в нужном направлении, и реальные результаты реализации программы мы можем видеть повсеместно:
- нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды;
- массово возводятся пандусы, обеспечивающие доступность социально значимых архитектурных объектов;
- на улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению;
- работают телеканалы с сурдопереводом, звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте;
- люди с ограниченными возможностями все активнее принимают участие в массовых мероприятиях, постепенно перестают стесняться увечий и пр.
Разработчиками программы «Доступная среда» ведется большая работа с различными общественными организациями, в том числе с Всероссийским обществом инвалидов (ВОИ), Всероссийским обществом слепых (ВОС) и Всероссийским обществом глухих (ВОГ). Общественные организации оказывают влияние на людей с инвалидностью, помогают повысить социальное самочувствие [6].
Однако воплощение этих норм в жизнь при осуществлении конкретных работ по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп граждан, в том числе в рамках реализации государственной программы «Доступная среда», сталкивается с рядом объективных сложностей. На сегодня далеко не все специалисты государственных и муниципальных учреждений знакомы с особенностями организации безбарьерной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. Им не всегда известны специфические особенности различных групп инвалидности, нет практического опыта в адаптации конкретных объектов.
Как итог подобного положения дел - зачастую формальный подход в обеспечении доступности среды со стороны руководителей организаций, учреждений и предприятий; инициативы государственной власти остаются категориями права, не находя своего отражения в реальной жизни; наблюдается неэффективное расходование денежных средств и невозможность использования уже адаптированных объектов инвалидами и другими маломобильными группами населения.
В завершение хочется вспомнить статью блогера Алексея Логинова, в которой автор описывает идеальный дом японского пенсионера с ограниченными возможностями: с пандусами, поручнями, подъемными устройствами для лестницы, с тремя вариантами установки межкомнатных дверей, мобильными туалетами и другими, кажущимися едва ли не фантастическими приспособлениями, способными облегчить жизнь пожилого человека.
Свою статью автор закончил словами: «Ни один человек не знает, какими возможностями самообслуживания он будет обладать в будущем...
Ни один человек не знает, насколько глубока будет его старость...
Ни один человек не знает, будет ли она у него вообще...
Но думая о достойной (с материальной, да и с моральной точки зрения) старости и комфортных бытовых условиях для инвалидов и пожилых людей, я вспоминаю именно этот идеальный японский дом» [8].
Надеемся, что в ближайшем будущем мы не только будем вспоминать яркие иллюстрации, удивляться и, что греха таить, завидовать. А постараемся создать безбарьерную среду вокруг нас в реальности. Ведь первые шаги уже к этому сделаны. Как известно, даже самая длинная дорога начинается именно с первого шага.
Библиографический список
1. Конвенция ООН о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7.
2. Декларация о правах инвалидов. Принята 9 декабря 1975 г. Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 23.02.2022).
3. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online (дата обращения: 23.02.2022).
4. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «"Доступная среда" на 2011-2020 годы» (ред. от 27 декабря 2018 г. № 1696) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. 7 декабря 2015 г. № 49. Ст. 6987.
5. Закон «Об американцах с ограниченными возможностями» 1990 г. URL: http://www.ada.gov/pubs/ ada.htm (дата обращения: 23.02.2022).
6. Адещенко В., Гусарова С.В. Социально-правовая и психологическая работа по реабилитации и аби-литации инвалидов в Калужской области // Современные аспекты научных исследований: сборник научных статей по материалам Всероссийской конференции в рамках проведения XXI научно-практических чтений, посвященных памяти философа и общественного деятеля А.Н. Радищева. Малоярославец, 2021. М., 2021.
7. Goldsmith S. Designing for the Disabled: the New Paradigm. Oxford, 1997.
8. Логинов А. О безбарьерной среде: а как в Японии... URL: https:// livejournal.com/564957.html (дата обращения: 22.01.2022).
9. Лазовская Н.А. От безбарьерной среды к универсальному дизайну: теория и практика // Архитектура жилых и общественных зданий. 2019. № 4.
10. Саксон В. «Рональд Л. Мейс, 58 Лет, Проектировщик Зданий, Доступных для Всех» // Нью-Йорк Таймс. 1998ю 13 июля.
11. Терскова С.Г., ГавриловаЕ.С., ЮрковаЕ.Е. Результаты реализации Федеральной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.: социологический анализ // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2.
12. Острофф Э., ЛимонтМ., Хантер Д.Г. Создание мира, пригодного для людей: Дизайнеры с ограниченными возможностями на работе. URL: https://studopedia.ru/23_29446_kontseptsiya-i-printsipi-universalnogo-dizayna.html(дата обращения: 22.01.2022).
13. Янг Л.С., Пейс Р.Дж. Доступное многоквартирное жилье // Основные требования Кодекса из тома 1-C. Строительного кодекса штата Северная Каролина, 2000. URL: https://studopedia.ru/23_29446_ kontseptsiya-i-printsipi-universalnogo-dizayna.html(дата обращения: 22.01.2022).
С.В. Гусарова
кандидат педагогических наук, доцент
Московский финансово-юридический университет МФЮА,
Калужский филиал
E-mail: [email protected]