31.Проект парка культуры и отдыха // Красноярский рабочий. - 1949. - № 117. - 17 июня.
32.Степанов Г. За высокоидейные и художественные произведения архитектуры // Красноярский рабочий. - 1950. - № 106. - 28 мая.
33.О6 устранении излишеств в проектировании и строительстве // Красноярский рабочий. - 1955. - № 267. - 11 ноября.
34.У крупноблочного домостроения большое будущее // Красноярский рабочий. - 1959. - № 255. - 28 октября.
35.Вышегородцева Л. Солнечный город // Красноярский рабочий. - 1949. -№ 141. - 17 июня.
УДК 721.01
УНИВЕРСАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА
Курбатова Н.В.
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
Аннотация. Исследование посвящено формированию и трансформации понятий «безбарьерная архитектурная среда» и «универсальная архитектура». Данные понятия раскрывают тему, которая направлена на создание доступной архитектурной среды жизнедеятельности для всех горожан, включая людей, ограниченных в физическом передвижении.
Ключевые слова: безбарьерная среда, универсальный проект (дизайн), универсальная архитектура.
1. Доступность зданий и сооружений. Нормативная база. Формат сводов правил СП комплекса в актуализированной редакции архитектурно-строительных норм и правил от 01.01.2013 года СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) предписывает строителям и архитекторам при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений соблюдать требования по созданию условий доступности для маломобильных групп населения (МГН) в виде полного приспособления и/или проектирования «в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов» (в случае невозможности полного приспособления объекта для
нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д.).
Основной блок документов строительных правил СП комплекса дополняют следующие своды правил: СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения»; СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (СНиП 2.07.01-89*); СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения (СНиП 31-06-2009); СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные (СНиП 31-01-2003); СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания (СНиП 2.09.04-87*); СП 56.13330.2011 Производственные здания (СНиП 31-03-2001); СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей (СНиП 21.02-99*) и другие действующие нормативные документы: Санитарные нормы и Стандарты, в том числе Местные нормативы градостроительного проектирования.
Проектная практика показывает, что достаточно часто строительные нормы и стандарты соблюдаются скорее по формальному признаку. Проектирование «с учетом мнения общественных объединений» горожан с инвалидностью (СП 59.13330.2012), как показывает опрос экспертов из Новосибирской региональной общественной организации инвалидов-колясочников «Центр независимой жизни "Финист"» (НРООИК «ЦНЖ «Финист»), практически не осуществляется. Правда, в отдельных случаях это правило работает, но инициатива, как правило, исходит от самих общественных организаций.
Что же тормозит работу проектировщиков? Отсутствие архитекторов-лидеров? Недостаточная интеграция экспертов из числа людей с инвалидностью? Менталитет горожан и сформировавшееся общественное мнение, позволяющее не замечать ни людей с инвалидностью, ни пешеходов с детской коляской? К слову, в одной из детских поликлиник города Новосибирска в ноябрьские морозы запретили входить в здание с детскими колясками. Попытаемся в этом разобраться. Для этого изучим вопрос формирования нормативной базы в строительстве и на отдельных примерах ознакомимся с размышлениями архитекторов, которые проектируют «безбарьерные» объекты и адаптируют их к условиям доступности для маломобильных групп населения.
Активное развитие данной темы в России наблюдается последнее десятилетие. Двадцать лет назад был принят Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Этот документ заложил основы обязательного соблюдения проектных требований по созданию условий доступной среды для людей с инвалидностью. Согласно части второй статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, №48, ст. 2069): «Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений, новое строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается».
До выхода в 2001 г. основных нормативно-справочных документов 35-го комплекса, разработанных по заказу Минтруда России в рамках ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 гг.», архитекторы формировали доступную среду с соблюдением основных разделов Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (действует редакция от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в соответствии с требованиями ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения». Ведомственные строительные нормы вышли взамен Типовой инструкции по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировке и застройке населенных мест.
Здесь стоит обратить внимание на то, что планировочные требования инструкции распространялись на строительство общественных зданий и сооружений, «которые могут посещаться престарелыми и людьми с инвалидностью, пользующимися для передвижения креслами-колясками», тогда как целью выпуска следующего документа было стремление формировать и создавать полноценную среду жизнедеятельности с учетом потребностей людей с инвалидностью и других маломобильных групп населения.
Инновационным было и то, что документ обращал внимание на устройство доступных подходов к площадкам и местам посадки в общественный транспорт с учетом прокладки пешеходных маршрутов для горожан с инвалидностью и маломобильных групп населения, а также, следуя Типовой инструкции, не оставлял без внимания такой колесный транспорт, как детские коляски. «В случаях, когда при реконструкции застройки существующих зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников изложенные в настоящем документе требования (кроме требований безопасности) не могут быть выполнены в полном объеме, по согласованию с территориальными органами архитектуры и градостроительства, государственного надзора, социальной защиты населения (включая общественные организации инвалидов) следует принимать решения, в наибольшей степени обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов и престарелых, а также возможность передвижения пешеходов с детскими колясками» в местах общественного пользования.
Нормирование показателей вместимости общественных зданий впервые можно было встретить в Типовой инструкции. Так, при проектировании гостиниц необходимо было предусматривать не менее 2% общего числа гостиничных мест для размещения посетителей с инвалидностью,
пользующихся креслами-колясками. При проектировании театров, кинотеатров, концертных залов и других зрелищных сооружений предусматривались места для зрителей на креслах-колясках из расчета 1 место на каждые 300 мест, но не менее 4 мест посетителей с инвалидностью в одном здании. На открытых стоянках автомобилей предусматривалось не менее 2% мест для автомобилей посетителей с инвалидностью. Требования ВСН 62-91* несколько расширили этот список.
Весьма полезными были «Требования доступности для маломобильных посетителей», р. №4 СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения» (изм. №3, дата введения 1999-03-01). Разработкой требований руководил А.М. Гарнец. Требования были разбиты на четыре блока: доступность (досягаемость мест обслуживания, обеспечение беспрепятственного перемещения посетителей); безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; информативность (обеспечение своевременного получения полноценной и качественной информации посетителями) и комфортность среды пребывания и обслуживания посетителей.
Изучая эти четыре базовые категории, становилось понятно, какие именно показатели отличают комфортность от доступности и безопасности, а также в каких случаях необходима система информативных средств. Кроме того, в документе говорилось, что при проектировании общественных зданий и сооружений, как правило, следует создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе и маломобильными; и давалось определение категории маломобильных посетителей, в которой следовало относить инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, а также лиц преклонного возраста и временно нетрудоспособных. Это были своеобразные предвестники универсальной архитектуры.
Предупреждения об ответственности за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа людей с инвалидностью к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур содержались в Градостроительном Кодексе РФ 07.05.98 № 73-Ф3 (с изм. от 30.12.2001. Собрание законодательства РФ, 1998, N 19, ст. 2069). С дополнительными сведениями, в том числе с так называемыми планировочными нормалями элементов отдельных типов зданий и городской среды, можно было ознакомиться в специальных выпусках Рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения (1994-1996).
В целях выполнения требований M12291 9014513 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и M12291 901707810 Градостроительного кодекса РФ был разработан руководящий документ системы РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», в
котором содержалось разъяснение таких понятий, как «группы населения с ограниченными возможностями» (слово «здоровье» было опущено) и «объекты социальной инфраструктуры».
К группам населения с ограниченными возможностями были отнесены люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п.
К объектам социальной инфраструктуры - жилые, общественные и производственные здания и сооружения, включая сооружения общественного пассажирского транспорта (воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного), обеспечение средствами связи и информации, а также общественные места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, на разработку, согласование и утверждение проектной документации на строительство и реконструкцию которых и был ориентирован порядок реализации требований доступности.
Кроме того, данный документ регламентировал основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
Такое взаимодействие основывалось на участии территориальных органов социальной защиты населения и учете мнения общественных объединений горожан с инвалидностью на всех этапах инвестиционного процесса в области строительства, включая формирование и утверждение заданий на проектирование застройки, архитектурно-планировочных заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, техническое сопровождение в процессе проектирования и строительства, а также контроль и надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства при приемке вводимых в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что РДС 35-201-99, регламентирующий основы взаимодействия всех участников проектно-строительной деятельности, объединивших свои профессиональные взгляды в сторону формирования доступной среды и устранение архитектурных барьеров, побудил архитекторов и экспертов к более результативному сотрудничеству.
2. «Безбарьерная среда»/«безбарьерный дизайн». Проектировщики в конце 1990-х достаточно медленно нарабатывали опыт формирования доступной архитектурной среды. Архитекторы пытались воспользоваться строительными предписаниями других стран, например Финляндии (Accessibility Guidelines and Standards Index), или стандартами доступности США (1991 ADA Standards for Accessible Design/U.S.), Великобритании (Disabled for Accessibility / Centre for Accessibility Environments, London, 1999) и первым изданием Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) «Строительные конструкции -
доступность и практичность антропогенной среды» (ISO / TR 9527: 1994. Building construction - Accessibility and usability of the built environment; действует ISO 21542: 2011). Одними из первых научно-проектных организаций Новосибирска, кто активно внедрял идею безбарьерного дизайна, были две -СибЗНИИЭП и НЦ «АТТА» [1].
В рамках федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов» (16.01.1995 №59-П) сотрудники СибЗНИИЭП занимались разработкой градостроительных основ формирования системы зданий, сооружений и транспортных коммуникаций с учетом требований инвалидов, а также разработкой принципов формирования безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в условиях сельской местности. Проектировщики НЦ «АТТА» в 1996 г. реализовали проект Новосибирского международного пассажирского терминала в аэропорту Толмачево. Проект отвечал требованиям создания «безбарьерного дизайна» (лифт, входные группы, пандусы, специальные санитарные кабины и другие элементы пространственного универсального «дизайна»).
В начале двухтысячных сотрудники Управления социальной защиты населения администрации Новосибирской области разработали проект закона НСО «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, и инженерной инфраструктур». Была разработана и запущена ГЦП «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения» (Распоряжение мэрии от 14.03.2003 №426Р). Знакомы были российские проектировщики и с понятием «безбарьерный дизайн» («безбарьерная среда», «безбарьерный средовой дизайн»). «Каждый архитектор знаком с понятием "безбарьерная архитектурная среда", но для многих из нас оно остается абстракцией, ассоциирующейся в крайнем случае с пандусом для инвалида и новыми изменениями в СНиП. Но во всем мире это понятие гораздо глубже - это мировоззренческая позиция зодчества, философская идея нового общегуманного подхода к формированию архитектурного пространства, "доступного для всех"» [2].
Понятие «безбарьерная среда» пришло из зарубежных источников (Accessibility for the Disabled. A Design Manual for a Barrier Free Environment) и сформировалось в ходе рефлексии на определение значения слова «инвалид», данное в первой статье преамбулы Конвенции ООН о правах инвалидов. «К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
На устранение архитектурно-планировочных барьеров и была сориентирована деятельность «безбарьерного дизайна». «Безбарьерность» - это возможность лицам с ограниченными возможностями здоровья участвовать в общественной, производственной, творческой, спортивной жизни страны,
получать образование, возможность трудиться и зарабатывать деньги, быть социально активным [3]. Во многих странах мира проводится целенаправленная работа по созданию безбарьерной среды. Более двадцати лет назад сотрудники НРООИК «ЦНЖ «Финист» предприняли попытку разорвать злополучный круг «барьеров» в городе Новосибирске. Попытка оказалась успешной [4, с. 73-77;
3].
3. «Универсальный проект (дизайн)» и «универсальная архитектура». Осенью прошлого года вышло Постановление Правительства РФ от 29.09.2015 №1033 «Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (с изменениями на 29.09.2015). Впервые в российский нормативный документ СП 59.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», - документ, который включен в Перечень П-1033) было введено понятие «универсальный элемент» - элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, а также был введен новый прогрессивный принцип «универсальный проект (дизайн)», который заявлен в Конвенции ООН «О правах инвалидов», как обязательный.
Универсальный проект (дизайн) предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный дизайн не исключает ассистивные (специализированные) устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо». Понятие «универсальная архитектура» базируется не только на основных принципах формирования безбарьерного и доступного архитектурного общественного пространства и не только на нормативных стандартах, предписывающих те или иные требования по созданию адаптивной городской среды.
Понятие «универсальная архитектура» в первую очередь базируется на самом отношении к процессу проектирования, к задачам формирования архитектурного пространства, комфортного для всех членов городского сообщества, - людей, ограниченных в физическом передвижении, и других категорий маломобильных групп населения, а также для всех рядовых пользователей. Проектируя, архитектор и инвестор размышляют о потребностях своих пользователей, не подвергают сомнению тот факт, что этими объектами будут пользоваться их родители с возрастными особенностями здоровья, женщины, ожидающие рождения малышей, и пешеходы с детскими колясками. Та комфортная среда, которую они создадут в своих проектах, будет удобна в том числе и посетителям с инвалидностью.
Многое посетители объектов с универсальным дизайном, например
зданий банков и торгово-развлекательных центров, уже ощутили удобство пандусов и траволаторов, санитарных кабин и новых ассистивных технологий типа звукового сопровождения в лифте. Кроме того, становится очевидным, что увеличение количественного состава посетителей, разнообразие и качество оказываемых услуг непосредственно влияет на окупаемость проектируемого объекта, будь это жилой дом, конгресс-холл или, к примеру, городской общественный туалет. В данном случае речь идет и об универсальном дизайне услуг с учетом потребностей людей с инвалидностью.
Много полезного и нового в этой области можно узнать из выступлений председателя правления АНО «Национальный центр проблем инвалидности» А.Е. Лысенко, который уверен, что как только люди с инвалидностью получат возможность самостоятельно выбирать себе услуги и товары, на рынке должна возникнуть конкуренция за человека с инвалидностью как за потребителя. И чем шире спектр услуг, предоставляемых учреждением или организацией, тем им выгоднее. Выгоднее хотя бы еще и потому, что «В 2018-2020 годах те регионы, которые будут соответствовать установленным требованиям и будут совершенствовать свою нормативную базу, будут софинансироваться из федерального бюджета», как сообщает М.А. Топилин, министр труда и социальной защиты РФ, разъясняющий идеологию действующей ГП РФ «Доступная среда 2011-2020» [4].
Современный город планомерно совершенствует средства универсальной архитектуры. Поэтапно решая текущие проблемные моменты адаптации городской среды, заставляет проектировщиков думать более широкими категориями и делать серьезный выбор между аппарелью и пандусом, кнопкой вызова и инновационными подъемно-транспортными устройствами, между приспособлением отдельных средовых элементов и универсальностью объектов целостной городской среды.
Заключение. Что же изменилось за последние двадцать лет? Осталась ли столь же далекой и непонятной для проектировщиков задача формирования универсального архитектурного пространства, доступного и комфортного для всех горожан? Мы стали больше замечать на улицах людей с ограниченными возможностями здоровья? Мы стали думать, скорее размышлять о том, что все люди хотят жить в удобном для них городе? Получать желаемую профессию? Трудиться и отдыхать в равных, не ограничивающих свободу перемещения условиях? Следуя основным направлениям концепции устойчивой архитектуры, понятие «универсальная архитектура» реализует планы по адаптации объектов к инклюзивному образованию и развитию «устойчивого» туризма и комфортного обитания в устойчиво развивающемся городе. Новая парадигма «от безбарьерной среды к универсальной архитектуре» в условиях современного адаптивного города набирает все большую силу. У жителей российских городов реализуется возможность детализировать и апробировать карту доступной среды, на которой показательно растет число доступных и
универсальных объектов. Визуальная и скрытая адаптивность открытых городских пространств создает равные возможности в универсальной городской среде для всех горожан. Архитекторы и жители города воплощают в жизнь «архитектурный идеал» Аристотеля: «Город должен строиться так, чтобы обеспечивать людям безопасность и делать их счастливыми».
Библиографический список
1. Ткаченко А.В., Курбатова Н.В. Каталог элементов архитектурной среды жизнедеятельности маломобильных групп населения / Новосиб. регион. общ. орг. инвалидов. «Центр независимой жизни «Финист». -Новосибирск: ЦНЖ «Финист», 2002. - 220 с.
2. Траутвейн С.Ф. Роль архитектуры в формировании полноценной среды жизнедеятельности. «Безбарьерная архитектурная среда» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ais.siberia.net/2002/1-2-2002/4.htm.
3. Приступа Е.Н. Взаимодействие в системе международной социальной работы [Электронный ресурс]. - URL: http:// elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1196/1/povr-2013-01 -34.pdf.
4. Ткаченко А.В., Курбатова Н.В. Архитектурная среда жизнедеятельности маломобильных групп населения // Качество урбанизированной среды: архитектурно-градостроительный аспект: мат-лы науч.-практ. конф., Новосибирск, 12 февр. 2003 г.: К 110-летию г. Новосибирска / редкол.: В.М. Пивкин (отв. ред.), Л.Ф. Ненашева]. - Новосибирск: Сибпринт, 2003. - 228 с.
5. URL: http : //www . miloserdie.rn/artides/mmistr-maksim-topilm-rasskazal-o-tom-kakoj-budet-dostupnaya-sreda-v-2020-godu .
УДК [72.063/.038+728.9](47+57)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ РОССИИ
Лихачев Е.Н.
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств Лихачева А.Е.
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Аннотация. Рассмотрены социально-экономические факторы трансформации индивидуальных крестьянских хозяйств в России на рубеже