УДК 347.214.2
DOI: 10.33764/2618-981X-2021 -3 -2-64-70
ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В ОБЪЕКТАХ НЕДВИЖИМОСТИ
Анастасия Юрьевна Демиденко
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант, тел. (983)133-00-94, e-mail: [email protected]
Алексей Викторович Дубровский
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, зав. кафедрой кадастра и территориального планирования, тел. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
В статье анализируется нормативно-правовое обеспечение для формирования безбарьерной среды «доступной среды» в объектах недвижимости Российской Федерации. Планирование, проектирование и строительство объектов недвижимости основано на нормативно-правовых актах, нормативно-технических документах, а также иных утвержденных актах законотворческих органов. Формирование безбарьерной среды подразумевает комплексный подход на всех этапах. Первым этапом является нормативно-правовая база. В ходе выполнения работы сложилась база нормативных знаний для формирования «доступной среды» для маломобильных групп населения.
Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, объекты недвижимости, безбарьерная среда, маломобильные группы населения, инвалид
OVERVIEW OF REGULATORY AND LEGAL SUPPORT
FOR FORMING A BARRIER-FREE ENVIRONMENT IN REAL ESTATE
Anastasia Y. Demidenko
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, graduate student, tel. (983) 133-00-94, e-mail: [email protected]
Alexey V. Dubrovsky
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, candidate of technical sciences, head, Department of Cadastre and Spatial Planning, tel. (383) 361-01-09, e-mail: [email protected]
The article analyzes the regulatory framework for the formation of a barrier-free environment "accessible environment" in real estate in the Russian Federation. Planning, design and construction of real estate objects is based on regulatory legal acts, regulatory and technical documents, as well as other approved acts of legislative bodies. Formation of a barrier-free environment implies an integrated approach at all stages. The first step is the regulatory framework. In the course of the work, a base of normative knowledge was formed for the formation of an "accessible environment" for people with limited mobility.
Keywords: regulatory support, real estate objects, barrier-free environment, people with limited mobility, disabled
Введение
В настоящие время, к сожалению, само понятие «доступная среда» «безбарьерная среда» ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса - это решение, что называется, «для галочки»: может не использоваться, а зачастую представляет опасность - при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.
Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные участки для маломобильных групп населения при подъезде к объектам недвижимости и внутри них. Пандус - это составляющая комплекса мероприятий.
Конвенция о правах инвалидов утверждает два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности. Это «универсальный дизайн» и «разумные приспособления». Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.
Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.
Для других типов объектов недвижимости так же разработан комплекс нормативных мер, которые должны учитываться при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и подходов к ним. Согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», [2] когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. В этой связи, по итогам оценки состояния доступности могут предлагаться решения по адаптации, которые не в полной мере соответствуют требованиям нормативных документов: как технические (в том числе с использованием технических средств реабилитации), так и организационные решения (с иным форматом предоставления услуги).
Целью данной работы служит обзор действующего нормативного-правового обеспечения с учетом фактора «доступная среда» в объектах недвижимости и формирование исторической справке о создании нормативного-правового обеспечения в этой области.
Методы и материалы
Создание доступной среды, с соблюдением всех прав и свобод началось с Декларации прав инвалидов ратифицированной ООН в 1975 году. В принятой декларации были сформулированы положения, касающиеся недопустимости каких-либо форм дискриминации.
В Российской Федерации нормативные акты, связанные с обеспечением прав инвалидов, начинают своё происхождение в начале 90-х годов 20 века. Это связано с реформами, затронувшими все сферы жизни российского общества[7]. Этот период был переходным от модели нормализации (люди с ограниченными возможностями должны сами приспосабливаться к среде, интегрировать в общество) к социальной модели развития общества, в основе которой лежит принцип адаптации среды к людям с инвалидностью.
25 апреля 2012 г. Государственная дума Российской Федерации единогласно ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов и вступила в силу 25 октября 2012 года. Саму конвенцию подписали уже 159 стран, а ратифицировали боле 130. Основные положения конвенции заключаются в:
- уважение присущего человеку достоинства;
- полное и эффективное влияние в жизнь общества;
- равенство возможностей;
- доступность (свободный доступ к транспортным средствам, местам и информации, и невозможность отказа в доступе по причине инвалидности).
Все эти моменты разом после принятия конвенции произойти не могут, особенно последний пункт. Объект строительства разом не перестроятся под нужны всех групп населения. Поэтому возникла необходимость выработать нормативно-правовую базу для реализации основных положений.
Правительство РФ разработало государственную программу «Доступная среда» принятая в 2011г. [4]. Основной целью было:
- формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом. Программа реализуется четыре этапа и распланирован до 2025 года.
К задачам государственной программы относятся:
Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- и др.
Для применения данной программы необходимо учитывать помимо беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности, архитектурно-градостроительный ансамбль населенных пунктов. Все должно гармонично сочетаться. Такую гармонию достаточно тяжело создавать в уже построенных зданиях, для этого требуется большие затраты, как физического, так и экономического. Для получения наилучшего результата достаточно грамотное планирование организации городской среды. То есть архитектурно-планировочная структура района должна при проектировании отражать социальную организацию территории и размещение зданий обслуживающих учреждений и жилых домов с точки зрения радиуса доступности [6].
В пример можно привести новый развивающиеся жилые комплексы, которые приспособлены для разных групп населения. В настоящее время на основании ФЗ РФ от 30.12.2009 №Э84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ст.12 жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В целях обеспечения доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения должно осуществляться два главных аспекта. Это досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и др. Для ввода в эксплуатацию, здание должно соответствовать всем требованиям СНиП и СП. А это значит, что все новые постройки в малой или большей степени являются более доступнее и более адаптированные.
Одним из основных сводом правил при строительстве в настоящие время является СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов. Среди этих принципов полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
Так же свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного параолимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.
В этом своде правил реализованы требования Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инва-
лидов в РФ", Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"[3].
Для систематизации и объективизации доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения Минтруд России утвердил методику паспортизации от 25.12.2012 N 627, причем с возможностью учета региональной специфики.
Основной целью паспортизации является объективная оценка состояния их доступности для указанных категорий граждан, а также для разработки необходимых мер, обеспечивающих их доступность.
Данный организационный-распорядительный документ, подробно описывает структуру действий паспортизаций объектов. Данная процедура не является разовой, информация должна обновляться с поступлением изменений в функционале, структуре или реконструкции зданий.
Базбарьерная среда — это путь прохождения человеком от точки А (квартира) до точки В (место требования) без преград. Этот путь включает в себя много остановок (рис.1).
А
Лифт
Дорожная поверхность
Транспорт
Наклонные поверхности
Съезды для бордюр
Городские светофоры с устройствами звукового со-провождения и ручного нажатия
Лестницы и ступени
Информация
Площадь
выходной
площадки
Ориентирование и безопасность
Места длительного пребывания и встреч/ Места временного пользования/Санузел
В
Рис. 1. Комплексный подход «доступной среды» на территории общего пользования
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются[5].
Результаты
Формирование нормативно-правовой базы и нормативно-технической документации можно разделить на 2 составляющие. Одну для создания безбарьерной среды в местах общего пользования, а вторую для объектов капитального стро-
68
ительства. Учитывая все аспекты выше изложенных нормативных актов возможно создание комплексного подхода к созданию безбарьерной среды. Существуют санкции по уклонению от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, но они малы и зачастую не проверяются. Поэтому итог печален, все проводимые мероприятия по устранению преград делаются для галочки и не несут ни каких эффективных результатов. Существуют два основных метода мотивации. Это отрицательный, например, увеличение административных штрафов, ужесточение проверок и других карательных мер. И позитивный, например, поощрение в форме уменьшения налогообложения для юридических лиц, которые своими сила полностью обеспечили доступность к объектам недвижимости.
Обсуждение
Хотелось бы увидеть изменения в градостроительном кодексе, в части создания принципа о непрерывной универсальной среде аккомодированной для всех групп населения. Также одним из минусов является отсутствие нормативной базы для создания единых электронных ресурсов доступных всем на любых устройствах. А также достоверной информации о всех объектах недвижимости для каких групп населения сейчас этот объект доступен.
Заключение
Проведен обзор и анализ состояния нормативно-правовой базы для формирования безбарьерной среды в объектах недвижимости. Планирование мероприятий по разработке или пересмотру нормативных документов, правил и норм. Разработка предложений в структуру и содержание нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/740665834/
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (изм. 27.12.2015 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/454265834/
3. О техническом регулировании. Федеральный закон от 27 декабря 2002г. № 184 ФЗ (ред. От 29.07.2017 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ / - Загл. с экрана
4. Постановление Правительства РФ «Государственная программа «Доступная среда» от 01.12.2015 г. № 1297 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/71265834/
5. Косарева Н.Б., Пузанов А.С., Сафарова М.Д. Вопросы формирования безбарьерной городской среды для инвалидов и других маломобильных групп населения // Городской альманах №7 / Фонд "Институт экономики города", сентябрь 2017 г. - 3 с.
6. Методические рекомендации негосударственным организациям и компаниям, предоставляющим услуги населению в установленных сферах деятельности, по разработке планов
мероприятий (далее - дорожные карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг [Электронный ресурс]. - URL: http://docplayer.ru/44184368-Normativnaya-pravovaya-osnova-formirovaniya-dostupnoy-sredy-zhiznedeyatelnosti-dlya-invalidov-i-drugih-mgn.html
7. М.В. Рохманова Нормативная правовая основа формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мгн [Электронный ресурс]. - URL: http://dostupsreda.ru
© А. Ю. Демиденко, А. В. Дубровский, 2021