Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования парковочных мест многоквартирных домов и специальных парковочных мест для инвалидов'

Особенности правового регулирования парковочных мест многоквартирных домов и специальных парковочных мест для инвалидов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
567
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДВИЖИМОСТЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ПАРКОВОЧНЫЕ МЕСТА / ПЛАТНАЯ ПАРКОВКА / ПАРКОВОЧНЫЕ МЕСТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ / ПАРКОВОЧНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ / ДОГОВОР АРЕНДЫ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагина Ольга Сергеевна, Смагин Андрей Андреевич

Законодатель предоставил субъекту Российской Федерации право на «принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также на установление новых парковок». На сегодняшний день проблема рационального и справедливого использования земельных участков не разрешена. Основной проблемой является дефицит парковочных мест и их распределение (как на жителей прилегающих многоквартирных домов на придомовых территориях, так и на граждан, инвалидов I, II групп, а также инвалидов III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов на специальных парковочных местах для инвалидов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смагина Ольга Сергеевна, Смагин Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF PARKING SPACES OF APARTMENT BUILDINGS AND SPECIAL PARKING SPACES FOR DISABLED PEOPLE

The legislator granted the subject of the Russian Federation the right to «make decisions on the creation and use on a paid basis of parking lots (parking spaces) located on public roads of regional or intermunicipal importance, as well as the establishment of new parking lots». To date, the problem of rational and equitable use of land is not allowed. The main problem is the shortage of parking spaces and their distribution (both for residents of adjacent apartment buildings in the adjacent territories and for citizens, disabled I, II groups, as well as invalids of the III group in the order established by the Government of the Russian Federation and vehicles carrying such disabled persons and / or disabled children in special parking spaces for people with disabilities).

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования парковочных мест многоквартирных домов и специальных парковочных мест для инвалидов»

Смагина О. С., ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ МНОГО-

Смагин А. А. КВАРТИРНЫХ ДОМОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

9.14. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Смагина Ольга Сергеевна, аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Место учебы: Российский государственный социальный университет

orlova_o.s@mail.ru

Смагин Андрей Андреевич, аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Место учебы: Российский государственный социальный университет

a-smagin@mail.ru

Аннотация: законодатель предоставил субъекту Российской Федерации право на «принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также на установление новых парковок». На сегодняшний день проблема рационального и справедливого использования земельных участков не разрешена. Основной проблемой является дефицит парковочных мест и их распределение (как на жителей прилегающих многоквартирных домов на придомовых территориях, так и на граждан, инвалидов I, II групп, а также инвалидов III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов на специальных парковочных местах для инвалидов).

Ключевые слова: недвижимость, земельные участки дорог общего пользования, парковочные места, платная парковка, парковочные места многоквартирных домов, парковочные места для инвалидов, договор аренды парковочных мест, правовое регулирование договора аренды парковочных мест.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF PARKING SPACES OF APARTMENT BUILDINGS AND SPECIAL PARKING SPACES FOR DISABLED PEOPLE.

Smagina Olga S., Graduate Student of Dept. of Civil Law Disciplines Study place: Russian State Social University

orlova_o.s@mail.ru

Smagin Аndrey А., Graduate Student of Dept. of Civil Law Disciplines Study place: Russian State Social University

a-smagin@mail.ru

Annotation: the legislator granted the subject of the Russian Federation the right to «make decisions on the creation and use on a paid basis of parking lots (parking spaces) located on public roads of regional or intermunicipal importance, as well as the establishment of new parking lots».

To date, the problem of rational and equitable use of land is not allowed. The main problem is the shortage of parking spaces and their distribution (both for residents of adjacent apartment buildings in the adjacent territories and for citizens, disabled I, II groups, as well as invalids of the III group in the order established by the Government of the Russian Federation and vehicles carrying such disabled persons and / or disabled children in special parking spaces for people with disabilities).

Keywords: real estate, public road land plots, parking spaces, paid parking, parking spaces for apartment buildings, parking spaces for the disabled, parking space rental contract, legal regulation of the lease of parking spaces.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимыми объектами считаются: земельные участки, участки недр, здания, сооружения, части зданий и сооружений, жилые и нежилые помещения объекты незавершённого строительства и другие объекты, прочно связанные с землёй, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно [1]. К сожалению, по сей день легального определения понятия «недвижимого имущества» равносильно, как и «недвижимость» и «недвижимые вещи» не существует, и законодатель лишь ограничивается их перечислением. Кроме того, признак прочной связи недвижимого объекта с землёй неактуален, так как современные технологии позволяют переносить здания и сооружения [12]. Законодатель вклю-

чает в открытый перечень недвижимых вещей воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, что является своего рода юридической фикцией, так как данные объекты недвижимости объективно не отвечают критерию неразрывной связи с земельным участком.

Стародумова С.Ю. считает, что среди тех взаимозаменяемых дефиниций, которые использует законодатель, а именно «недвижимая вещь», «недвижимое имущество» и «недвижимость», тождественными понятиями следует воспринимать только понятия «недвижимая вещь» и «недвижимость», в связи с тем, что к имуществу могут быть отнесены и имущественные права [14].

Проблемы экономики и юридической практики

3'2018

В понятие недвижимости могут включаться не только конкретные объекты, обладающие признаком материальности, но и имущественные права. Следует сделать вывод, что под данное понятие недвижимости подпадают многочисленные объекты, которые имеют связь с землей либо определенный абстрактный характер, но входящий во взаимодействие с данными объектами, а именно:

1. Земельные участки и участки недр;

2. Рукотворные объекты, имеющие прочную связь с землей, перемещение которых без причинения несоразмерного ущерба невозможно;

3. Объекты, отнесенные действующим законодательством к недвижимому имуществу, которые в некоторых случаях обладают признаками движимой вещи [13].

Актуальной проблемой является постоянное изменение списка объектов, относящихся к недвижимому имуществу, которое требует систематизации, в связи с тем, что критерии разделения таких объектов зависят от конкретной позиции законодателя в определенный момент развития гражданского законодательства.

Наиболее объективной и общественно принятой является классификация недвижимых объектов по физическому статусу, закрепленная в ГК РФ [10; 15]. Согласно данной классификации выделяют следующие объекты:

- земельные участки;

- участки недр;

- здания, сооружения, их части, в том числе предназначенные для размещения транспортных средств;

- объекты незавершенного строительства;

- жилые и нежилые помещения;

- воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, которые подлежат государственной регистрации;

- иное имущество, отнесенное законом к недвижимому, например, предприятие.

Рассмотрим более подробно такой вид недвижимости как земельный участок. Он является природным объектом недвижимости, сложной вещью, а ограничение оборотоспо-собности зависит от категории земель. 1 марта 2015 года федеральным законом № 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в правовой статус земельных участков. Понятие земельного участка, закрепленное в ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утратило силу [4]. Понятие земельного участка было перенесено в ст. 6 ЗК РФ и звучит следующим образом: «Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи».

Исходя из данной дефиниции, законодатель подчеркивает, что земельный участок - объект права собственности, подтверждая позицию о том, что государственная регистрация является основным критерием для признания объекта недвижимым. Отнесение повторно к недвижимым вещам в рамках новой редакции ЗК РФ не требовалось т.к. ГК РФ уже определяет земельный участок как недвижимое имущество [8; 11].

В федеральном законе от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекту Российской

Федерации было предоставлено право на «принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также на установление новых парковок. Таким образом, Правительство города Москвы ввело платные парковки, в дальнейшем планируется их расширение. С исторической точки зрения данные реформы не новы, в Америке они были введены еще в 1930-х годах, в Западной Европе - в 1960-х. Страны с развитой экономикой постепенно становились перед вопросом как урегулировать большой поток автомобилей в городской среде и повысить пропускную способность улиц: от платных парковок, платных дорог, транспортного налога, платного выезда в город, ограничения въезда в город до ограничений или даже запрета гражданам иметь свой собственный автомобиль. Пользователь платной парковки московского паркинга акцептирует оферту, предлагаемую всем желающим - использовать земельный участок, расположенный на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения для стоянки машины. Возникает вопрос, заключая посредством конклю-дентных действий договор аренды парковочного места, мы будем руководствоваться нормами ГК РФ или Постановления правительства Москвы от 17 мая 2013 года №289-ПП "Об организации платных парковок в городе Москве"? [6]. Как разъясняет портал городского паркинга, город не предоставляет услугу на парковку (мы считаем это договором аренды пар-ковочного места), а берет «плату» за размещение транспортного средства на парковочном месте (объекте благоустройства). Мы считаем необходимым упоминание о подобном институте платной парковки и её правовом регулировании. Предлагаем ввести понятие платная парковка как срочный договор аренды земельного участка (парковочного места) расположенного на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения для стоянки транспортного средства.

Главное контрольное управление г. Москвы «Администратор Московского парковочного пространства» занимается обустройством парковок, контролем над соблюдением правил их использования и администрированием доходов от платных парковок. Согласно распоряжению Мэра Москвы, деньги, собранные за парковку, будут перенаправлены в районы Москвы пропорционально количеству средств, собранных на территории каждого района. Местные власти, в свою очередь, вложат деньги в благоустройство района, основываясь на запросах жителей.

Мы считаем введение платных парковок в городах федерального значения необходимыми, но выражаем пожелание добавить в ГК РФ правовые нормы, касающиеся платной парковки. Местные органы власти, на территории которых находятся платные парковки, обязаны отчитываться за суммы денежных средств, полученные ими и направление деятельности по улучшению городского пространства на которые он были потрачены.

Кроме того, неурегулированной проблемой является распределение парковочных мест в пределах придомовой территории и деятельность управляющих организаций/местных жителей (часто несанкционированная государственными органами) по возведению шлагбаумов и лежачих полицейских.

Показательным примером является дело № 33-46791/2017, где Истец (являясь собственником нежилого помещения в

Смагина О. С., Смагин А. А.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

многоквартирном доме) обратился в суд с иском к Совету многоквартирного дома в лице председателя совета П. о присуждении к исполнению обязанности в натуре с требованием обязать ответчика предоставить Истцу три парковочных места на придомовой территории и три электронных ключа для открытия шлагбаума.

Как установлено судом из материалов дела, Решением Совета депутатов была согласована установка ограждающих устройств на придомовой территории, согласно которым, установка и содержание ограждающих устройств осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме (п. 11); собственники помещений в многоквартирном доме обеспечивают круглосуточный и беспрепятственный проезд на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб (п. 12).

Истец основывал свои требования на п. 13 Постановления Правительства Москвы от 02.07.2013 № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», ст. 209, 304 ГК РФ ст. 36 ЖК РФ о том, что у Истца, как у собственника помещений в многоквартирном доме, имеется бесспорное право на часть придомовой территории в размере не менее 1/4 от общей площади земельного участка, исходя из соотношения общей площади здания (981 кв. м) к общей площади принадлежащего ему помещения 241, 3 кв. м и при этом на придомовой территории имеется не менее 12 парковочных мест. Несмотря на письменные обращения истца, ответчик заявленные требования не исполнил.

Согласно положениям ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его исковых требований в связи с недоказанностью нарушения со стороны ответчика его прав на проезд на территорию многоквартирного дома.

Суд отметил, что при отсутствии у председателя Совета экземпляров электронных ключей на него не может быть возложена обязанность по выдаче таких ключей, кроме того, ответчик не имеет полномочий распоряжаться общедомовым имуществом, тем самым предоставить парковочные места на придомовой территории. Таким образом, можно сделать вывод, что никто из собственников многоквартирного дома не имеет право на конкретное парковочное место (в отличие, например, от платной парковки).

В соответствии с ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Следовательно,

председатель Совета многоквартирного дома, к которому предъявлен иск, не вправе был решить вопрос о выделении истцу трех парковочных мест на придомовой территории.

Таким образом, Московский городской суд вынес апелляционное определение: решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Стелла» - без удовлетворения [5].

Закон г. Москвы от 05.05.2010 № 17 (ред. от 27.12.2017) «О Генеральном плане города Москвы» в п. 3.6. Мероприятия по развитию, размещению и строительству, реконструкции систем и объектов транспортной инфраструктуры и совершенствованию их функционирования, в том числе предусматривает обеспечение местами парковки автомашин инвалидов [3].

Согласно п. 2.1.2. Постановлению Правительства г. Москвы от 17.05.2013 № 289-ПП автотранспортные средства инвалидов могут располагаться на местах для парковки автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, а в случае, если в отношении одного и того же автотранспортного средства одновременно действуют резидентное парковочное разрешение и парковочное разрешение инвалида, - на любых парковочных местах городских парковок, расположенных на территории района города Москвы, на которых распространяется действие резидентного парковочного разрешения [3]. Резидентное парковочное разрешение дает право на бесплатную парковку в пределах муниципального района Москвы, на территории которого расположено жилое помещение резидента, ежедневно с 20.00 до 8.00 в течение 1-го, 2-х или 3-х лет по выбору заявителя.

В судебной практике не редки случаи обращения граждан с ограниченными возможностями в связи с тем, что на их транспортные средства налагаются штрафы за то, что они, находясь на платном парковочном месте более 15 (Пятнадцати) минут не оплачивают его. Это связано с тем, что на территории многоквартирного дома и на прилегающей к ней территории парковочных мест для инвалидов, согласно ст. 15 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов [2]. Законодатель не предусмотрел лишь то, что процент граждан с ограниченными возможностями больше, чем 10% от всего населения. В связи с этим, предлагаем увеличить кол-во парковочных мест, или предусмотреть разрешение транспортным средствам лиц с ограниченными возможностями оставлять транспортное средство на платных парковочных местах бесплатно.

На сегодняшний день проблема рационального и справедливого использования земельных участков, находящихся как на территории г. Москва, так и на территории любого крупного города России не разрешена. Законодатель пытается урегулировать использование общественного городского пространства путём введения платных парковок и улучшения за счёт денежных поступлений качества дорог и благоустройство района.

Мы считаем необходимым упоминание о подобном институте платной парковки и её правовом регулировании, потому что потребность в реформировании городского

Проблемы экономики и юридической практики

3'2018

устройства может возникнуть не только в городах федерального значения, но и других крупных городах России. Предлагаем ввести понятие платная парковка как срочный договор аренды земельного участка (парковочного места) расположенного на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения для стоянки транспортного средства [7; 9].

Основной проблемой является дефицит парковочных мест и их распределение (как на жителей прилегающих многоквартирных домов на придомовых территориях, так и на граждан, инвалидов I, II групп, а также инвалидов III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов на специальных парковочных местах для инвалидов).

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75,42%.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // «Российская газета» от 8 декабря 1994 г. № 238-239.

2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018)// СПС Консультант Плюс

3. Закон г. Москвы от 05.05.2010 № 17 (ред. от 27.12.2017) «О Генеральном плане города Москвы»//СПС Консультант Плюс

4. Земельный кодекс от 25октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // «Российская газета» от 30 октября 2001 г. № 211-212.

5. Апелляционное определение Московского городского суда от 14.11.2017 по делу № 33-46791/2017 // СПС Консультант Плюс

6. Постановление правительства Москвы от 17 мая 2013 года № 289-ПП «Об организации платных парковок в городе Москве»// «Вестник Мэра и Правительства Москвы», май 2013 г., № 28.

7. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Договорное право. Учебно-практическое пособие / Москва, 2017.

8. Ленковская Р.Р. Институт государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества: проблемы развития и реализации. В сборнике: Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. Материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. 2015. С. 371-375.

9. Ленковская Р.Р. Проблемы государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2013. № 2 (3). С. 33-37.

10. Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой режим информации.// Юридический мир. 2007. № 5. С. 66-72.

11. Смагин А.А. Развитие института вещных прав на недвижимое имущество в России // РГСУ. Актуальные проблемы корпоративного права. Вестник магистратуры. 2016. Выпуск 1.

12. Смагин А.А., Орлова О.С. Особенности правового режима недвижимости // Изд. «ЮР-ВАК». Бизнес в законе. 2016. № 5.

13. Стародумова С.Ю. К вопросу о понятии земельного участка // Аграрное и земельное право. 2017. № 3(147). С. 35-38.

14. Стародумова С.Ю. Понятие и виды недвижимых вещей в гражданском праве // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2015. - № 3. - С. 52-55.

15. Sitdikova L.B., Neznamova A.A., Volkova M.A., Starodumova S.J., Len-kovskaya R.R. Establishment of rights to consolidated real estate complex.// Man in India. 2017. Т. 97. № 22. С. 135-145.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспирантов 1 курса заочной формы обучения Смагиной Ольги Сергеевны и Смагина Андрея Андреевича «Особенности правового регулирования парковочных мест многоквартирных домов и парковочных мест для инвалидов» В представленной статье проведено комплексное исследование, в котором рассматриваются как общетеоретические, так и практические вопросы истории становления и развития правового регулирования парковочных мест в Америке, Европе и зарождение правового регулирования парковочных мест в России. Анализируется понятие недвижимость, её виды и признаки, а также отдельный вид недвижимости, каким является парковочное место - земельный участок, находящийся на территории дорог общего пользования. Авторами исследуются проблемы отсутствия как самого понятия парковочное место в законодательстве, так и вида договора - краткосрочного договора аренды парковочных мест, а также недостаточности правового регулирования заключения данной сделки и отсутствии информации о целевом расходовании денежных средств на развитие тех районов, где данные парковочные места расположены. Кроме того, основной проблемой является нехватка парковочных мест на территории многоквартирных домов, а также мест для инвалидов. Авторами проанализирована судебная практика и предложены пути решения вышеназванных проблем.

В целом статья Смагиной О.С. и Смагина А.А. отражает современные подходы к комплексному исследованию правового статуса парковочных мест в Российской Федерации и проблем их правового регулирования.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент,

доцент, канд. юрид. наук

Стародумова С.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.