Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТКАЗА СССР ОТ ДИРЕКТИВНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В 1987-1991 ГГ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТКАЗА СССР ОТ ДИРЕКТИВНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В 1987-1991 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОРНЫЕ ЦЕНЫ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ЦЕНЫ / РЕФОРМА ЦЕН / ТОВАРНАЯ БИРЖА / ПЕРЕСТРОЙКА / РАДИКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукашевич Дмитрий Александрович

В СССР стабильность цен в государственном секторе поддерживалась с помощью директивного ценообразования и государственного контроля за дисциплиной цен. Отказ Советского Союза от социалистической экономики и переход к рыночным отношениям неизбежно привел к появлению договорных цен и свободного ценообразования. Данный процесс юридически подразделялся на два этапа: первый, когда договорные цены вводились только на ограниченный ряд товаров и услуг и сосуществовали с централизованными ценами; второй, когда договорные и централизованные цены меняются местами - преимущественно используются договорные цены, а централизованные в качестве исключения остаются лишь на некоторые товары и услуги. Одновременно с появлением свободных цен в СССР возрождаются товарные и иные биржи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE USSR'S REJECTION OF DIRECTIVE PRICING IN 1987-1991

In the USSR, price stability in the public sector was maintained through Directive pricing and state control over price discipline. The Soviet Union's rejection of the socialist economy and transition to market relations inevitably led to the emergence of contractual prices and free pricing. This process was legally divided into two stages: the first, when contractual prices were introduced only for a limited number of goods and services and coexisted with centralized prices; the second is when contractual and centralized prices change places - contractual prices are mainly used, while centralized prices remain as an exception only for certain goods and services. Simultaneously with the appearance of free prices in the USSR, commodity and other exchanges are being revived.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТКАЗА СССР ОТ ДИРЕКТИВНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В 1987-1991 ГГ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34.01 DOI 10.24412/2073-0454-2021-1-20-25

ББК 67.3 © Д.А. Лукашевич, 2021

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТКАЗА СССР ОТ ДИРЕКТИВНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В 1987-1991 гг.

Дмитрий Александрович Лукашевич, Генеральный директор ООО «Корпорация права», кандидат юридических наук Издательство «Юнити-Дана» (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1) E-mail: kremlin2024@mail.ru

Аннотация. В СССР стабильность цен в государственном секторе поддерживалась с помощью директивного ценообразования и государственного контроля за дисциплиной цен. Отказ Советского Союза от социалистической экономики и переход к рыночным отношениям неизбежно привел к появлению договорных цен и свободного ценообразования. Данный процесс юридически подразделялся на два этапа: первый, когда договорные цены вводились только на ограниченный ряд товаров и услуг и сосуществовали с централизованными ценами; второй, когда договорные и централизованные цены меняются местами — преимущественно используются договорные цены, а централизованные в качестве исключения остаются лишь на некоторые товары и услуги. Одновременно с появлением свободных цен в СССР возрождаются товарные и иные биржи.

Ключевые слова: договорные цены, централизованные цены, реформа цен, товарная биржа, перестройка, радикальная экономическая реформа.

LEGAL ASPECTS OF THE USSR'S REJECTION OF DIRECTIVE PRICING IN 1987-1991

Dmitry A. Lukashevich, General Director of LLC «Corporation of law», Candidate of Legal Sciences Unity-Dana publishing house (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1) E-mail: kremlin2024@mail.ru

Abstract. In the USSR, price stability in the public sector was maintained through Directive pricing and state control over price discipline. The Soviet Union's rejection of the socialist economy and transition to market relations inevitably led to the emergence of contractual prices and free pricing. This process was legally divided into two stages: the first, when contractual prices were introduced only for a limited number of goods and services and coexisted with centralized prices; the second is when contractual and centralized prices change places — contractual prices are mainly used, while centralized prices remain as an exception only for certain goods and services. Simultaneously with the appearance of free prices in the USSR, commodity and other exchanges are being revived.

Keywords: contractual prices, centralized prices, price reform, commodity exchange, perestroika, radical economic reform.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лукашевич Д.А. Правовые аспекты отказа СССР от директивного ценообразования в 1987-1991 гг. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(1):20-25.

Государственное регулирование цен в СССР яв- ты?.. Конечно не только золотым запасом. Устойчи-

лялось, пожалуй, одной из самых известных черт со- вость советской валюты обеспечивается, прежде

ветской плановой экономики. всего, громадным количеством товарных масс в

Данное регулирование, с одной стороны, было руках государства, пускаемых в товарооборот по

логичным и естественным ввиду наличия преобла- устойчивым ценам. Кто из экономистов может отри-

дающего государственного сектора в экономике, с цать, что такое обеспечение, имеющее место только

другой стороны, — представлялось гарантией ста- в СССР, является более реальным обеспечением

бильности экономической системы в целом. В этом устойчивости валюты, чем любой золотой запас?

смысле интересны рассуждения И.В. Сталина: «Нам Поймут ли когда-нибудь экономисты капиталисти-

говорят, ...что надо, прежде всего, лечить денежное ческих стран, что они окончательно запутались с

хозяйство и нашу советскую валюту, которая якобы теорией золотого запаса, как «единственного» обес-

не представляет никакой ценности. Так говорят нам печения устойчивости валюты?»1.

экономисты капиталистических стран. Я думаю, что Централизованное регулирование цен в СССР

эти уважаемые экономисты понимают в политиче- окончательно сформировалось после отказа от

ской экономии не больше, чем, скажем, архиеписком НЭПа — в конце 1920-х — начале 1930-х гг.

Кентерберийский в антирелигиозной пропаганде. -

Чем обеспечивается устойчивость советской валю- 1 Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. XI. М., 1952. С. 425.

После начала перестройки в СССР уже в первые годы этой политики стал обсуждаться вопрос о необходимости «реформы цен».

В процессе разработки Закона о госпредприятии (объединении) и Закона о кооперации в СССР встал вопрос о необходимости постепенного отказа как в госсекторе, так и, тем более, в сфере кооперации, от централизованных цен и о постепенном введении свободных (договорных) цен2. Официально заявлялось, что «министерства и предприятия-изготовители получат широкие права устанавливать по согласованию с потребителями договорные цены. Кроме того, предприятия и кооперативы смогут самостоятельно определять цены на часть выпускаемых ими товаров»3.

17 июля 1987 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 820 «Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма»4.

Постановление критически оценивало существовавшую многие десятилетия систему ценообразования как не отражающую потребительские свойства и качества товаров, общественно необходимые затраты на производство и реализацию товаров, не оказывающую воздействие на сбалансированность спроса и предложения. Также отмечалась недопустимость, с одной стороны, установления необоснованно низких цен на одни товары и, как следствие, дотационность соответствующих производств, а с другой стороны, завышенные цены на другие группы товаров. С целью устранить данные недостатки Постановление предписывало «осуществить радикальную реформу системы ценообразования», создать «качественно новую систему цен», которая должна была стать экономическим, а не административным, регулятором хозяйственных процессов. Для этого предусматривалось «осуществить в кратчайшие сроки пересмотр всей системы цен и тарифов» и ввести с 1 января 1990 г. новые оптовые цены на услуги транспорта, связи и промышленную продукцию, а с 1 января 1991 г. — новые сметные цены и расценки в строительстве, а также новые закупочные цены в сельском хозяйстве.

О радикальной реформе ценообразования в СССР и о сближении советских цен с общемировыми говорилось и в актах 1987 г., посвященных реформированию внешнеэкономической деятельности5.

Реформа цен может производиться разными путями. Например, если действующие цены не отра-

жают затраты на производство товаров, представляют собой «перекос», — когда одни товары необоснованно дорогие, другие — необоснованно дешевые, то можно было бы пересмотреть цены, устранив все недостатки, но при этом сохранив централизованное ценообразование. Однако в СССР реформа цен понималась именно как прекращение государственного регулирования цен и введение свободных цен, допущения рыночного ценообразования. Неслучайно Постановление предписывало «расширить практику установления договорных цен», «ускоренно развивать платные услуги». Такой подход «архитекторов перестройки» свидетельствует о желании не совершенствовать социализм, устраняя его «огрехи», а именно переходить к капитализму, отдавая на откуп рынку процесс ценообразования.

Однако, хотя в 1987 г. уже прокладывался путь к введению свободных (договорных) цен, осуществить это сразу, «шоковым путем», в начале перестройки реформаторы не решались. Поэтому Постановление 1987 г. № 820 закладывало механизм поэтапной либерализации цен путем сосуществования в первое время трех видов цен и тарифов: централизованно установленных; договорных; самостоятельно устанавливаемых предприятиями и организациями.

Сохранить централизованные цены предлагалось на продукцию, товары и услуги народнохозяйственной и социальной значимости.

Договорные цены и тарифы допускались в отношении продукции и товаров: изготавливаемых по разовым и индивидуальным заказам; новой или впервые осваиваемой продукции; отдельных видов продовольственных товаров по перечню; продукцию научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций; сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у населения; продукцию, закупаемую и реализуемую кооперативными организациями; другие виды продукции, товаров и услуг, предусмотренные законодательством.

2 Седьмая сессия Верховного Совета СССР (одиннадцатый созыв). 29-30 июня 1987 г. Стенографический отчет. М., 1987. С. 40-42; Девятая сессия Верховного Совета СССР (одиннадцатый созыв). 24-26 мая 1988 г. Стенографический отчет. М., 1988. С. 25-26, 37-38.

3 Седьмая сессия Верховного Совета СССР (одиннадцатый созыв). 29-30 июня 1987 г. Стенографический отчет. М., 1987. С. 41.

4 СП СССР. 1987. № 36. Ст. 120.

5 Пункт 20 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 сентября 1987 г. № 1074 «О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования» // СПС «КонсультантПлюс».

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Самостоятельно устанавливаемые цены (утверждались предприятиями, организациями и кооперативами) допускались на: продукцию производственно-технического назначения и сельхозпродукцию, товары народного потребления и услуги, в отношении которых не установлены централизованные цены, а также на продукцию и услуги собственного потребления или реализуемые в собственной торговой сети.

Таким образом, в переходный период устанавливалось три вида цен. Однако, это был именно переходный период, смягчающий шаг на пути к рынку. Неслучайно Постановление № 820 указывало: «по мере развития полного хозяйственного расчета и самофинансирования, оптовой торговли средствами производства и прямых хозяйственных связей сфера применения договорных, а также самостоятельно утверждаемых цен будет расширяться».

Следовательно, переход к свободным ценам нормативно был заложен еще в 1987 г.

Как уже указывалось, Закон о госпредприятии (объединении) 1987 г. и Закон о кооперации в СССР 1988 г. также допускали применение госпредприятиями и кооперативами свободных (договорных) цен, поскольку данные юридические лица, по существу, становились коммерческими. В то же время, в государстве продолжали применяться и директивно установленные цены.

Однако, долгое время централизованные и нецентрализованные цены одновременно существовать не могли.

Во-первых, как уже говорилось, сохранение централизованных цен было временной мерой на пути к полной либерализации ценообразования; во-вторых, существование двух типов ценообразования зарождало питательную почву для спекуляции и углубления дефицита товаров. Эти факты признавались и на официальном, в том числе нормативном, уровне. Постановление Совета Министров СССР от 5 января 1989 г. № 26 «О мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования»6 отмечало: «В деятельности ряда кооперативов получили распространение спекулятивные тенденции. В нарушение Закона СССР «О кооперации в СССР» продукция, изготовленная из государственного сырья и материалов, реализуется ими по ценам, превышающим централизованно установленные. Нередки факты скупки ими в розничной торговле готовых изделий и перепродажи их по завышенным ценам. Особенно широкое распро-

странение такие явления получили в сфере общественного питания. Многие кооперативы продают по очень высоким ценам изделия, изготавливаемые ими из продуктов, приобретенных в розничной торговой сети по государственным ценам».

По этой причине было два выхода из сложившейся ситуации: возвращение к исключительно централизованным ценам, что, разумеется, при переходе к рынку было невозможно, либо полный и окончательный переход к свободным ценам, тем более, учитывая желание советского руководства сблизить внутригосударственные цены СССР с мировыми це-нами7. Был выбран второй путь.

Е.К. Лигачев приводил конкретные цифры раз-балансировки потребительского рынка из-за введения договорных цен: «Если в семидесятых годах ежегодный прирост доходов составил 8-10 млрд, а за семь лет 80-х гг. 12-15 млрд, то за 1988 г. доходы приросли сразу более чем на 40 млрд руб. Потребительский рынок был взорван»8.

В течение 1990 г. Совет Министров СССР готовил проект «Основ законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик о ценообразовании в СССР». 16 августа 1990 г. готовый проект был представлен в Комитет по законодательству Верховного Совета СССР9. Проектом предусматривалось, что в период становления регулируемой рыночной экономики в СССР применяются свободные цены и тарифы, а также государственные фиксируемые и регулируемые цены и тарифы10.

25 октября 1990 г. Совет Министров СССР установил, что только на определенный перечень продукции (работ, услуг) сохраняются централизованные оптовые цены11. В этот перечень, в частности, входили: каменный уголь, чугун, медицинское оборудование, перевозка грузов, зерно, чай, табак и т.д. На остальные виды продукции (работ, услуг) с 1 января 1991 г. вводились договорные цены. Устанавливался

6 СП СССР. 1989. № 8. Ст. 25.

7 Второй Съезд народных депутатов СССР. 12-24 декабря

1989 г. Стенографический отчет. Т. I. М., 1990. С. 231.

8 Лигачев Е.К. Загадка Горбачева. Новосибирск, 1992. С. 294-295.

9 Письмо от 16 августа 1990 г. № ОС-451 Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова // ГАРФ. Ф. Р9654. О. 7. Д. 121. Л. 2.

10 Основы законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик о ценообразовании в СССР (проект) // ГАРФ. Ф. Р9654. О. 7. Д. 121. Л. 4.

11 Постановление Совета Министров СССР от 25 октября

1990 г. № 1080 «О переходе на новую систему оптовых цен и тарифов» // СП СССР. 1990. № 30. Ст. 142.

контроль за уровнем договорных цен путем закрепления предельного уровня рентабельности отраслей народного хозяйства.

Однако, хотя государство еще сохраняло некоторые контрольные функции в отношении уровня цен, перечень товаров (работ, услуг) с договорными ценами был расширен. Теперь централизованные цены являлись, скорее, исключением, а договорные—правилом.

С 15 ноября 1990 г. вводились свободные розничные цены на значительную группу товаров12. Официально заверялось, что договорные цены применялись лишь на «товары, не оказывающие существенного влияния на жизненный уровень населения». Однако, понятно, что введение свободных оптовых цен неминуемо приведет к системному пересмотру действующих централизованных цен и введению свободных цен на все (или почти все) товары, что на практике означало исключительно повышение цен13.

Интересно, что в Эстонии свободные цены были введены еще за год до аналогичного решения на общесоюзном уровне14. В Казахстане с 15 декабря 1990 г. вводились свободные цены на товары народного потребления, цены определялись на основе спроса и предложения, однако в переходный период сохранялись централизованные цены на некоторые группы товаров, при этом использование таких цен, после полного перехода к рыночным, отношениям предполагалось прекратить15.

Полный переход к свободным (договорным) ценам в СССР был осуществлен 19 марта 1991 г., когда Президент СССР и Кабинет Министров СССР приняли Указ и Постановление «О реформе розничных цен и социальной защите населения»16. Этими актами в СССР со 2 апреля 1991 г. была произведена либерализация розничных цен и повышение государственных цен на товары, в отношении которых они оставались. Пределов договорных цен не устанавливалось. Повышение государственных розничных цен лимитировалось на: мясо и мясопродукты, хлеб, муку, крупу, макаронные изделия, пищевые концентраты, включая детское питание — в четыре раза; яйца и яйцепро-дукты, чай, растительное масло — в два раза и т.д.

Данное решение союзного руководства негативно сказалось на материальном положении советских граждан17, поэтому в некоторых союзных республиках были приняты «контрмеры», направленные на поддержку народа. В соответствии с указом Президента Республики Грузия18 восстанавливались на террито-

рии данной республики государственные фиксированные цены на товары первой необходимости и одновременно запрещалось предприятиям государственной торговли и потребительской кооперации, сельского хозяйства, промышленности общественного питания использовать свободные (договорные) цены без согласования с Министерством экономики Республики.

Одновременно в Грузии с 6 мая 1991 г. отменялось действие совместного постановления Президента СССР и Кабинета Министров СССР от 19 марта 1991 г. № УП-1666 в части цен на хлеб и они возвращались к уровню до 2 апреля 1991 г.19. Также отменялись повышенные тарифы на проезд в городском наземном транспорте, пригородном транспорте и транспорте международного сообщения20.

В других союзных республиках также на переходный период к свободным (договорным) ценам сохранялись централизованные государственные цены на

12 Постановление Совета Министров СССР от 12 ноября 1990 г. № 1134 «О переходе к применению договорных розничных цен на отдельные виды товаров народного потребления» // СП СССР. 1990. № 31-32. Ст. 149; постановление Правительства ССР Молдова от 30 ноября 1990 г. № 456е «О постановлении Совета Министров СССР от 12 ноября 1990 г. № 1134 «О переходе к применению договорных розничных цен на отдельные виды товаров народного потребления» // Ведомости Верховного Совета и Правительства ССР Молдова. 1990. № 12. Ст. 309.

13 К свободным ценам и обратно // Известия. 1990, 16 нояб.; Кабинетный вариант. Так оценена обществом акция правительства по переходу на договорные цены // Известия. 1990, 17 нояб.

14 Закон Эстонской ССР от 6 декабря 1989 г. «О ценах» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР. 1989. № 39. Ст. 610.

15 Закон Казахской ССР от 15 декабря 1990 г. «О ценообразовании в Казахской ССР» // Сборник законов Казахской ССР по вопросам экономической реформы. Алма-Ата, 1991. С. 228-231.

16 Указ Президента СССР от 19 марта 1991 г. № УП-1666 «О реформе розничных цен и социальной защите населения» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 13. Ст. 367; постановление Кабинета Министров СССР от 19 марта 1991 г. № 105 «О реформе розничных цен и социальной защите населения» // СП СССР. 1991. № 8. Ст. 34.

17 Интересно, что Госкомстат СССР провел сопоставление централизованных цен на продукцию в государственных магазинах и «свободных» цен на аналогичную продукцию на колхозных рынках — в среднем, «свободные» цены были выше в 2,5-3 раза, а на некоторую продукцию (квашеную капусту) — в восемь раз (соотношение цен колхозного рынка с государственными розничными ценами (по выборочному кругу городов) // ГАРФ. Ф. 5446. О. 150. Д. 293. Л. 21.

18 Указ Президента Республики Грузия «Об упорядочении в республике цен на товары первой необходимости» // Ведомости ВС Республики Грузия. 1991. № 4. Ст. 279.

19 Указ Президента Республики Грузия от 3 мая 1991 г. «Об упорядочении розничных цен на хлеб в Республике Грузия» // Ведомости ВС Республики Грузия. 1991. № 5. Ст. 339.

20 Указ Президента Республики Грузия от 1 мая 1991 г. «О стоимости проезда на городском наземном транспорте» // Ведомости ВС Республики Грузия. 1991. № 5. Ст. 338; Указ Президента Республики Грузия от 3 мая 1991 г. «О стоимости проезда на пригородном и междугородном транспорте» // Ведомости ВС Республики Грузия. 1991. № 5. Ст. 340.

товары первой необходимости21. В Литве долго отказывались от введения свободных цен, поскольку не был разработан механизм компенсации потерь насе-лению22; в Молдове в связи с введением свободных цен было принято решение о повышении заработной платы на 50%23, решение о компенсации населению потерь от повышения цен было принято и в других союзных республиках24; Таджикская ССР призывала союзное руководство к постепенному переходу к свободным (договорным) ценам, с сохранением на первом этапе централизованных цен на товары первой необходимости25.

Переход к свободным ценам в союзных республиках проходил в течение 1991 г.26. На уровне РСФСР переход, «в основном», к свободным ценам был осуществлен уже после разрушения СССР — со 2 января 1992 г., но на основании актов, принятых в период его существования27.

Некоторые союзные республики не пошли по пути полной отмены централизованного ценообразования. Статья 16 Закона Республики Грузии от 14 июня 1991 г. «Об основах экономической системы Республики Грузия»28 устанавливала: «Республика Грузия определяет и осуществляет государственную политику ценообразования, исходя из интересов экономического и социального развития республики, регулирует цены на товары и тарифы на услуги, осуществляет за ними контроль, проводит антимонопольные и другие мероприятия по нормализации рыночных отношений». Аналогичная норма имелась в законодательстве Латвии29, Литвы30. В Украине законодательно закреплялось «свободное» ценообразование, а государственное регулирование цен было строго ограниченным и являлось, скорее, исключением31.

Закон о ценах и ценообразовании Бурятской ССР также содержал нормы, препятствующие повальному повышению цен, — Совет Министров Бурятской ССР наделяется правом снижать или отменять договорные цены в случае их необоснованного и (или) монопольного роста32.

Интересно отметить, что «шоковое» повышение цен было также в других странах социалистического содружества, например, в Чехословакии33.

Переход СССР от плановой экономики к рыночной неминуемо предопределял появление в СССР бирж.

23 января 1990 г. Совет Министров СССР в своем постановлении поддержал идею Госснаба СССР «о создании (строительстве) в его системе в 1991-1995 гг.

зональных центров оптовой торговли (товарных бирж).» (п. 9)34.

18 августа 1990 г. Совет Министров СССР признал необходимым в качестве одной из первоочередных мер по разгосударствлению и демонополизации экономики в сфере материально-технического снабжения и торговли «образование товарных и фондовых бирж, являющихся важным связующим звеном в межрегиональных поставках и обменах товаров»35.

21 Закон Казахской ССР от 15 декабря 1990 г. № 411-Х11 «О ценообразовании в Казахской ССР» // Ведомости ВС Казахской ССР. 1991. № 1. Ст. 6; постановление Верховного Совета Казахской ССР от 15 декабря 1990 г. № 412-ХП «О введении в действие Закона Казахской ССР «О ценообразовании в Казахской ССР» // Ведомости ВС Казахской ССР. 1991. № 1. Ст. 7.

22 Постановление Верховного Совета Литовской Республики от 1990 г. № 1-907 «Об осуществлении реформы цен» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской Республики. 1991. № 2. Ст. 40.

23 Постановление Верховного Совета ССР Молдова от 28 ноября 1990 г. № 377-ХП «О Постановлении Совета Министров СССР от 12 ноября 1990 г. «О переходе к применению договорных розничных цен на отдельные виды товаров народного потребления» // Ведомости Верховного Совета и Правительства ССР Молдова. 1990. № 12. Ст. 296.

24 Постановление Правительства Эстонской Республики от 22 марта 1991 г. № 57 «О компенсации населению повышения цен на продовольственные и непродовольственные товары и тарифов на услуги» // Ведомости Эстонской Республики. 1991. № 9. Ст. 138; постановление Правительства Эстонской Республики от 5 июля 1991 г. № 132 «О компенсации населению в III квартале 1991 г. повышения стоимости жизни» // Ведомости Эстонской Республики. 1991. № 24. Ст. 305.

25 Постановление Верховного Совета Таджикской ССР от 5 октября 1990 г. № 141 «Об отношениях Верховного Совета Таджикской ССР к программам стабилизации народного хозяйства страны и перехода к рыночной экономике» // Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1990. № 19. Ст. 323.

26 Статья 15 Конституционного закона Азербайджанской Республики от 25 мая 1991 г. № 116-ХП «Об основах экономической самостоятельности Азербайджанской Республики» // Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики. 1991. № 9-10. Ст. 150.

27 Указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1878; постановление Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 55 «О мерах по либерализации цен» // СП РФ. 1992. № 1-2. Ст. 8.

28 Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 444.

29 Статья 23 Закона Латвийской ССР от 27 июля 1989 г. «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской ССР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1989. № 32. Ст. 450.

30 Статья 7 Закона Литовской ССР от 18 мая 1989 г. № XI-2959 «Об основах экономической самостоятельности Литовской ССР» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР. 1989. № 15. Ст. 168.

31 Закон Украинской ССР от 3 августа 1990 г. № 142-ХП «Об экономической самостоятельности Украинской ССР» // Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1990. № 34. Ст. 499.

32 Закон Бурятской ССР от 23 апреля 1991 г. «О ценах и ценообразовании» // Бурятия. 1991, 7 мая.

33 Чехо-Словакия: свободные цены в действии // Социалистическая Якутия. 1991, 20 марта.

34 Постановление Совета Министров СССР от 23 января 1990 г. № 68 «О некоторых мерах по развитию оптовой торговли средствами производства» // СПС «КонсультантПлюс».

35 Постановление Совета Министров СССР от 16 августа 1990 г. № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства» // Собрание постановлений Правительства СССР.

1990. № 24. Ст. 114.

В главном документе, официально провозгласившим формирование в СССР капиталистического уклада экономики, — Основных направлениях стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике (19 октября 1990 г.)36 — говорилось, что создаваемые инициативно биржи и другие субъекты коммерческого права должны получать всемерную поддержку со стороны государства. Кроме того, через биржи (товарные) должно происходить формирование рыночных цен на товары народного потребления. Для стимулирования совершения биржевых и ярмарочных сделок предполагалось создание налоговых и иных льгот (разд. 5 Основных направлений...).

Регулирование правового статуса бирж осуществлялось на уровне республиканского законодательства.

В РСФСР старт созданию товарных бирж был дан постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 161 «О деятельности товарных бирж в РСФСР»37, в котором Совет Министров РСФСР постановлял «считать необходимым создание на территории РСФСР товарных бирж» (п. 1). Одновременно Постановлением вводилось Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР. В соответствии с данным Положением товарная биржа учреждалась с целью «оказания посреднических услуг по заключению торговых сделок, упорядочения товарной торговли, регулирования торговых операций, сбора и опубликования сведений о биржевых ценах, состоянии промышленности, торговли, транспорта и других факторов, оказывающих влияние на динамику этих цен» (ч. 2 Временного Положения).

Временное положение прямо не называло товарную биржу юридическим лицом, однако это следовало из предписания о необходимости государственной регистрации товарных бирж в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ч. 3 Временного положения).

В Казахской ССР Закон о товарных биржах был принят 13 июня 1991 г.38. Согласно закону, товарной биржей признавалось «коммерческое предприятие, создающее условия для оптовой торговли товарами по свободным ценам на условиях постоянства места и правил проведения торгов». Биржи могли быть как открытые (допускающие участие в торгах посетителей), так и закрытые (допускающие участие только членов биржи); универсальные (обслуживающие обращение различных товаров) и специализированные (обслуживающие обращение конкретных товаров).

В Эстонии для развития биржевого дела и координации деятельности бирж был создан Биржевой Совет при Комитете народного хозяйства Правительства Эстонии39.

В августе 1991 г. в одном из Указов Президента СССР40 поручалось Кабинету Министров СССР и правительствам союзных республик формировать «рыночную инфраструктуру, уделив особое внимание развитию товаропроводящей сети, в том числе торговых домов, товарных бирж, ярмарок и аукционов» (п. 9 Указа).

Первой отечественной товарной биржей, возникшей в период перестройки, стала «Российская товарно-сырьевая биржа» (РТСБ). Учредительное собрание биржи прошло в апреле 1990 г., инициатором ее создания стал математик К.Н. Боровой41. Первые торги проходили в одном из помещений Политехнического музея, за один биржевой день заключалось по 23 сделки, иногда — ни одной. Затем биржевая деятельность все более развивалась42.

Таким образом, курс на отмену государственного регулирования цен в СССР было взят еще в начале перестройки — в 1987 г.

Переход осуществлялся поэтапно: сначала нецентрализованные цены вводились как исключение, на небольшую группу товаров (работ, услуг), при сохранении на все остальное государственных цен; затем ситуация изменилась на прямо противоположную — в 1990-1991 гг. принимаются нормативные акты, вводящие в СССР свободные (договорные) цены и оставляющие в качестве исключения и временной меры государственные цены на ряд товаров (работ, услуг).

Еще один элемент социалистической экономики — централизованные цены — был ликвидирован, а новый камень в фундамент рыночной экономики — в виде свободных (договорных) цен, был заложен.

36 Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 44. Ст. 906.

37 Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1991. № 13. Ст. 170.

38 Закон Казахской ССР от 13 июня 1990 г. «О товарных биржах» // Законы Казахской ССР о развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о товарных биржах. Алма-Ата, 1991. С. 42-46.

39 Постановление Правительства Эстонской Республики от 16 июля 1991 г. № 141 «О первоочередных мерах по развитию биржевого дела» // Ведомости Эстонской Республики. 1991. № 26. Ст. 321.

40 Указ Президента СССР от 3 августа 1991 г. № УП-2297 «О безотлагательных мерах по увеличению производства товаров и услуг населению» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 32. Ст. 942.

41 Дом деловых людей // Правда. 1991, 19 июня.

42 Еще одна биржа // Известия. 1990, 17 окт.; Создана Байкальская биржа // Известия. 1990, 28 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.