Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ «ЦЕНТРАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНОВ» СССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ'

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ «ЦЕНТРАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНОВ» СССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПЛАН / ГОССНАБ / ГОСКОМЦЕН / ПЕРЕСТРОЙКА / РАДИКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА / РЕФОРМА ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукашевич Дмитрий Александрович

Плановая экономика СССР управлялась различными структурами власти, в том числе так называемыми «центральными экономическими органами», в состав которых, в частности, входили Госплан СССР, Госснаб СССР и Госкомцен СССР Именно их деятельность обеспечивала социалистическое «содержание» советской экономики: Госплан осуществлял разработку директивных планов экономического развития СССР, Госснаб осуществлял материально-техническое снабжение предприятий, Госкомцен занимался вопросами ценообразования и следил за соблюдением государственной дисциплины цен. Переход СССР к рыночным отношениям логически привел к отпадению надобности в данных органах, что получило свое юридическое оформление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лукашевич Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE REORGANIZATION OF THE “CENTRAL ECONOMIC BODIES” OF THE USSR DURING PERESTROIKA

The planned economy of the USSR was governed by various government structures, including the so-called “Central economic bodies”, which, in particular, included the Gosplan of the USSR, the Gossnab of the USSR and the state Committee of the USSR. It was their activities that provided the socialist “content” of the Soviet economy: Gosplan developed policy plans for the economic development of the USSR, Gossnab provided material and technical supplies to enterprises, Goskomtsen dealt with pricing issues and monitored compliance with state price discipline. The transition of the USSR to market relations logically led to the elimination of the need for these bodies, which received its legal form.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ «ЦЕНТРАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНОВ» СССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ»

УДК 34.01 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10446

ББК 67.3 © Д.А. Лукашевич, 2020

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ «ЦЕНТРАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНОВ» СССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

Дмитрий Александрович Лукашевич, Генеральный директор ООО «Корпорация права», кандидат юридических наук (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: kremlin2024@mail.ru

Аннотация. Плановая экономика СССР управлялась различными структурами власти, в том числе так называемыми «центральными экономическими органами», в состав которых, в частности, входили Госплан СССР, Госснаб СССР и Госкомцен СССР. Именно их деятельность обеспечивала социалистическое «содержание» советской экономики: Госплан осуществлял разработку директивных планов экономического развития СССР, Госснаб осуществлял материально-техническое снабжение предприятий, Госкомцен занимался вопросами ценообразования и следил за соблюдением государственной дисциплины цен. Переход СССР к рыночным отношениям логически привел к отпадению надобности в данных органах, что получило свое юридическое оформление.

Ключевые слова: Госплан, Госснаб, Госкомцен, перестройка, радикальная экономическая реформа, реформа отношений собственности.

LEGAL ASPECTS OF THE REORGANIZATION OF THE "CENTRAL ECONOMIC BODIES" OF THE USSR DURING PERESTROIKA

Dmitry A. Lukashevich, General Director of LLC «Corporation of law», Candidate of Legal Sciences (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: kremlin2024@mail.ru

Abstract. The planned economy of the USSR was governed by various government structures, including the so-called "Central economic bodies", which, in particular, included the Gosplan of the USSR, the Gossnab of the USSR and the state Committee of the USSR. It was their activities that provided the socialist "content" of the Soviet economy: Gosplan developed policy plans for the economic development of the USSR, Gossnab provided material and technical supplies to enterprises, Goskomtsen dealt with pricing issues and monitored compliance with state price discipline. The transition of the USSR to market relations logically led to the elimination of the need for these bodies, which received its legal form.

Keywords: Gosplan, Gossnab, Goskomtsen, perestroika, radical economic reform, property relations reform.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лукашевич Д.А. Юридические аспекты реорганизации «центральных экономических органов» СССР в период перестройки. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):32-5.

К моменту начала перестройки структура органов государственного управления СССР была достаточно сложной1 — насчитывалось 62 министерства (32 —

1 Для примера: по состоянию на 01.09.2020 г. в Российской Федерации насчитывается 21 министерство и 19 федеральных служб и агентств / Сайт: «Гавмент.ру». URL: http://government.ru/ministries/ (дата обращения: 01.09.2020).

общесоюзных и 30 — союзно-республиканских) и 18 государственных комитетов (6 — общесоюзных и 12 — союзно-республиканских)2.

В советских нормативных актах нередко упоминались так называемые «центральные экономические ор-

2 Закон СССР от 05.07.1978 № 7765-1Х «О Совете Министров СССР» // Ведомости ВС СССР. 1978. № 28. Ст. 436.

ганы», или «центральные экономические ведомства»1. Акты не раскрывали точный перечень данных органов (ведомств), однако из содержания актов, а также, учитывая компетенцию советских государственных комитетов, к центральным экономическим органам можно отнести: Госплан СССР, Госснаб СССР, Госкомцен СССР, Госстрой СССР, Госкомтруд СССР, ГКЭС СССР (Государственный комитет СССР по внешним экономическим связям).

Однако, принимая во внимание, что строительство, внешние экономические связи, регулирование труда существует в любой экономике, а государственное планирование, государственное снабжение и государственное регулирование цен характерно, прежде всего, для социалистической экономики, предметом анализа будет изменение правового статуса и дальнейшая судьба Госплана СССР, Госснаба СССР и Госкомцена СССР в период проведения в СССР радикальной экономической реформы. Неслучайно именно эти ведомства, как будет показано далее, окажутся ненужными для рыночной экономики.

Госплан СССР

Отказ от народнохозяйственного планирования означал неизбежную трансформацию правового статуса и последующую ликвидацию Госплана СССР.

Первым планирующим органом в советской России стала Государственная комиссия по электрификации, созданная в 1920 г. Затем на смену ей пришла Государственная общеплановая комиссия при Совете труда и обороны РСФСР (Госплан)2.

На протяжении дальнейших десятилетий своего существования структура и правовой статус Госплана неоднократно менялись, однако главное оставалось неизменным — Госплан являлся главным планирующим органом СССР, «ядром», «мозговым центром» народнохозяйственного планирования.

Закон СССР от 05.07.1978 № 7765-1Х «О Совете Министров СССР» относил Госплан СССР к союзно-республиканским государственным комитетам.

В соответствии с Положением 1982 г. «О государ-

1 См., напр.: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1987 № 816 «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования» // СП СССР. 1987. № 33. Ст. 115; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1987 № 818 «О перестройке материально-технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования» // СП СССР. 1987. № 35. Ст. 118; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1987 № 820 «Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма» // СП СССР 1987. № 36. Ст. 120.

2 Декрет СНК РСФСР от 22.02.1921 «О государственной общеплановой комиссии (положение)» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1921. № 17. Ст. 106.

ственном плановом комитете СССР (Госплане СССР), данный орган осуществлял общегосударственное планирование экономического и социального развития СССР3. Госплан должен был разрабатывать в соответствии с решениями КПСС планы экономического и социального развития СССР, вносить их на утверждение Совета Министров СССР и осуществлять контроль за их исполнением. Разрабатываемые планы должны были основываться на экономических законах социализма, сочетать централизованные начала и хозяйственную самостоятельность организаций и учреждений, учитывать существующие экономические проблемы, а также опыт СССР и других социалистических стран.

Госплан СССР осуществлял координацию плановой деятельности министерств, Советов Министров союзных республик и осуществлял иные функции.

Курс на радикальную экономическую реформу существенным образом изменил правовой статус и задачи Госплана СССР.

Постановление Верховного Совета СССР от 30.06.1987 № 7283-Х1 «О перестройке управления народным хозяйством на современном этапе экономического развития страны»4 предписывало центральным экономическим органам, и прежде всего Госплану СССР, перейти от централизованных к экономическим методам управления народным хозяйством.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1987 № 816 «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования»5 критиковало существующую в СССР систему планирования, в целом, и работу Госплана СССР, в частности. В документе отмечалось, что существующая система планирования больше не отвечает новым экономическим реалиями и пришла в противоречие с задачами и целями развития народного хозяйства. Необходимо радикально изменить формы и методы планового руководства народного хозяйства в соответствии с принятым Законом о госпредприятии, «осуществить решительный переход в организации всей плановой работы от преимущественно административных к преимущественно эко-

3 Постановление Совета Министров СССР от 17.06.1982 № 544 «Об утверждении Положения о Государственном плановом комитете СССР (Госплане СССР)» // СП СССР. 1982. № 20. Ст. 102.

4 Для примера: по состоянию на 01.09.2020 г. в Российской Федерации насчитывается 21 министерство и 19 федеральных служб и агентств / Сайт: «Гавмент.ру». URL: http://government.ru/ministries/ (дата обращения: 01.09.2020).

5 Закон СССР от 05.07.1978 № 7765-IX «О Совете Министров СССР» // Ведомости ВС СССР. 1978. № 28. Ст. 436.

номическим методам».

Изменился порядок планирования — если ранее Госплан самостоятельно разрабатывал планы экономического и социального развития СССР и вносил их в Совет Министров СССР, то теперь Госплан СССР не позднее одного года до начала новой пятилетки доводил лишь исходные данные планирования до министерств, ведомств и Советов Министров союзных республик. Последние доводили эти данные до предприятий. Предприятия, учитывая эти данные, самостоятельно подбирали контрагентов, заключали хозяйственные договоры, составляли и утверждали пятилетние планы. Далее эти планы направлялись обратно в министерства, ведомства и Советы Министров союзных республик, которые, в свою очередь, с участием Госплана СССР составляли итоговый пятилетний план экономического и социального развития

СССР.

Как видно, если ранее Госплан СССР был «центральным штабом» плановой деятельности, при которой планирование осуществлялось «сверху вниз», то теперь Госплан СССР осуществлял координирующую роль, поскольку планирование осуществлялось «снизу вверх».

Постановление № 816 предписывало по мере насыщения рынка сокращать объемы государственного заказа, а предприятиям переходить к самостоятельному планированию своей экономической деятельности на основе прямых договорных связей с контрагентами.

То есть, учитывая то, что директивное планирование постепенно демонтировалось и заменялось индикативным, то теперь речь шла не просто об изменении роли Госплана СССР, а о самой целесообразности его сохранения.

Госснаб СССР

Государственный комитет по материально-техническому снабжению СССР (Госснаб СССР), как уже следовало из его названия, осуществлял материально-техническое снабжение народного хозяйства СССР. Госснаб СССР реализовывал планы материально-технического снабжения, совместно с министерствами СССР осуществлял сбыт готовой продукции, устанавливал наиболее рациональные хозяйственные связи межу поставщиками и потребителями, осуществлял мероприятия по выявлению и реализации излишней и неиспользованной на предприятиях продукции, осуществлял контроль за исполнением предприятиями планов поставки продукции, выполнял и другие

функции1.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1987 № 818 «О перестройке материально-технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования»2 критически оценивало деятельность Госснаба СССР и предписывало ему учитывать новые экономические реалии, связанные с принятием Закона СССР о госпредприятии. Постановление предписывало в течение 4-5 лет осуществить переход от централизованного фондирования материальных ресурсов и прикрепления потребителей к конкретным поставщикам к оптовой торговле. Предприятия теперь должны были производить продукцию как для выполнения государственных заказов, так и для реализации её путем оптовой торговли.

Разработка балансов и планов распределения продукции теперь передавалась Госснабом СССР и другими ведомствами самим предприятиям.

Постановление также предписывало взамен централизованного снабжения укреплять прямые хозяйственные связи между предприятиями, которые должны устанавливаться самостоятельно. Госснаб СССР также должен был развивать экономические методы управления, организовывать свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования.

Таким образом, с 17 июля 1987 г. роль Госснаба СССР юридически и экономически меняется — из органа, осуществляющего централизованное распределение ресурсов, он становится организатором прямых хозяйственных связей между предприятиями, организатором оптовой торговли, при которых сам Госснаб СССР уже станет ненужным.

Госкомцен СССР

Государственный комитет СССР по ценам был ответствен за ценообразование в СССР и контролировал единство политики цен в стране, а также государственную дисциплину в этой области3.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1987 № 820 «Об основных направлени-

1 См., напр.: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1987 № 816 «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования» // СП СССР. 1987. № 33. Ст. 115; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1987 № 818 «О перестройке материально-технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования» // СП СССР. 1987. № 35. Ст. 118; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1987 № 820 «Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма» // СП СССР. 1987. № 36. Ст. 120.

2 СП СССР. 1987. № 33. Ст. 115.

3 Декрет СНК РСФСР от 22.02.1921 «О государственной общеплановой комиссии (положение)» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1921. № 17. Ст. 106.

ях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма»1 оценивало как неудовлетворительную политику ценообразования в стране, при которой цены устанавливались централизованно без учета спроса и предложения. Постановление объявляло о проведении радикальной реформы ценообразования, при котором должны были использоваться экономические методы управления, хозяйственный расчет и самофинансирование. Пересмотр цен предписывалось произвести в 1990-1991 гг. Также устанавливалось, что ценообразование в стране теперь должно сочетать централизованные начала и права министерств, ведомств, предприятий в самостоятельном установлении цен. Поэтому цены должны были делиться на 3 вида: централизованно устанавливаемые, договорные, самостоятельно устанавливаемые предприятиями и организациями2.

Госкомцен СССР, следовательно, должен был проводить новую политику ценообразования, учитывающую не только и не столько централизованные начала, сколько «экономические», то есть основанные на спросе и предложении. Органом должны были создаваться условия для «расширения социалистической предприимчивости и повышении экономической ответственности объединений, предприятий и организаций за достижение высоких конечных результатов» (Постановление от 17.07.1987 № 820).

Таким образом, так же, как и в ситуации с Госпланом СССР и Госснабом СССР, правовой статус Госкомцен СССР изменился настолько, что его функционирование постепенно должно было привести к переходу СССР к свободным ценам и, как следствие, к ликвидации Госкомцен СССР как ненужного более элемента.

1 Постановление Совета Министров СССР от 17.06.1982 № 544 «Об утверждении Положения о Государственном плановом комитете СССР (Госплане СССР)» // СП СССР. 1982. № 20. Ст. 102.

2 Аналогичные акты были приняты на уровне союзных республик. См., напр.: Постановление Совета Министров Эстонской ССР от 23.06.1988 № 299 «О перестройке деятельности и организационной структуры Государственного комитета ЭССР по ценам» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР 1988. № 42. Ст. 607.

01.04.1991 г. был издан Закон СССР № 2073-1 «О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР»3, который не упоминал Госплан СССР, Госснаб СССР и Госкомцен СССР, что означало их ликвидацию. Однако появились новые структуры управления, например, Министерство экономики и прогнозирования СССР, которое, как следует уже из названия и практики функциони-рования4, осуществляло не реализацию директивных планов, а лишь прогнозирование экономического развития СССР.

Причем на уровне некоторых автономных республик упразднение главных экономических органов произошло раньше, чем в СССР. Республика Удмуртия ещё в октябре 1990 г. упразднила республиканские Госплан и Госкомцен, создав вместо них Государственные комитеты по экономике и экономической реформе5.

В итоге радикальная экономическая реформа, начатая в СССР в 1987 г., предполагала постепенный отказ от директивного планирования, централизованного снабжения ресурсами и централизованного ценообразования. На смену социалистической экономике выстраивалась рыночная экономика с самостоятельным планированием предприятиями своей деятельности, подбором контрагентов, ресурсов, свободным образованием цен. В этих условиях Госплан СССР, Госснаб СССР и Госкомцен СССР становились лишними — сначала их роль заметно упала: измененный правовой статус предполагал отказ от централизации и внедрение «экономических», то есть рыночных, механизмов управления в планировании, снабжении и ценообразовании; затем, когда плановая экономика была демонтирована, в 1991 г. Госплан СССР, Госснаб СССР и Госкомцен СССР были упразднены.

3 Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 15. Ст. 419.

4 Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 384.

5 Постановление Совета Министров СССР от 14.06.1971 № 379 «Об утверждении Положения о Государственном комитете цен Совета Министров СССР» // СП СССР 1971. № 11. Ст. 87.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.