Научная статья на тему 'Радикальная экономическая реформа в СССР (1987-1991) и либерализация советского таможенного законодательства'

Радикальная экономическая реформа в СССР (1987-1991) и либерализация советского таможенного законодательства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монополия внешней торговли / валютная монополия / таможенное право / перестройка / радикальная экономическая реформа / реформа отношений собственности / foreign trade monopoly / currency monopoly / customs law / perestroika / radical economic reform / property relations reform

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитрий Александрович Лукашевич

Советское таможенное законодательство обеспечивало соблюдение государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии. Однако эти монополии существовали в условиях централизованной плановой системы. Иная ситуация сложилась в 1987—1991 гг. — в период проведения радикальной экономической реформы и, как следствие, перехода СССР от плановой экономики к рыночной. Государственные монополии были упразднены, следовательно, для свободного движения товаров и капитала нормы советского таможенного законодательства были либерализованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADICAL ECONOMIC REFORM IN THE USSR (1987—1991) AND LIBERALIZATION OF SOVIET CUSTOMS LEGISLATION

Soviet customs legislation enforced the state monopoly of foreign trade and the state currency monopoly. However, these monopolies existed in a centrally planned system. The situation was different in 1987—1991, during the period of radical economic reform and, as a result, the transition of the USSR from a planned economy to a market economy. State monopolies were abolished, therefore, for the free movement of goods and capital, the norms of the Soviet customs legislation were liberalized.

Текст научной работы на тему «Радикальная экономическая реформа в СССР (1987-1991) и либерализация советского таможенного законодательства»

УДК 34.01 ББК 67.3

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-37-41

РАДИКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА В СССР (1987-1991) И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Дмитрий Александрович ЛУКАШЕВИЧ,

кандидат юридических наук,

генеральный директор ООО «Корпорация права»

E-mail: kremlin2024@mail.ru

Аннотация. Советское таможенное законодательство обеспечивало соблюдение государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии. Однако эти монополии существовали в условиях централизованной плановой системы. Иная ситуация сложилась в 1987 — 1991 гг. — в период проведения радикальной экономической реформы и, как следствие, перехода СССР от плановой экономики к рыночной. Государственные монополии были упразднены, следовательно, для свободного движения товаров и капитала нормы советского таможенного законодательства были либерализованы.

Ключевые слова: монополия внешней торговли; валютная монополия; таможенное право; перестройка; радикальная экономическая реформа; реформа отношений собственности.

RADICAL ECONOMIC REFORM IN THE USSR (1987-1991) AND LIBERALIZATION OF SOVIET CUSTOMS LEGISLATION

Dmitry Alexandrovich LUKASHEVICH,

Candidate of Law,

General Director of LLC «Corporation of law»

E-mail: kremlin2024@mail.ru

Abstract. Soviet customs legislation enforced the state monopoly of foreign trade and the state currency monopoly. However, these monopolies existed in a centrally planned system. The situation was different in 1987—1991, during the period of radical economic reform and, as a result, the transition of the USSR from a planned economy to a market economy. State monopolies were abolished, therefore, for the free movement of goods and capital, the norms of the Soviet customs legislation were liberalized.

Keywords: foreign trade monopoly; currency monopoly; customs law; perestroika; radical economic reform; property relations reforms.

Советская таможенная политика исходила из принципа государственной монополии внешней торговли1 и государственной валютной монополии2, что находило свое закрепление на правовом уровне.

При этом вопросы перемещения через Государственную границу иностранной валюты, драгоценных металлов, с одной стороны, и товаров, с другой стороны, как правило, регулировались отдельными нормативными актами3.

Перемещение через Государственную границу валюты и иных ценностей

В Постановлении Наркомфина от 3 октября 1918 г. подтверждалось, что вывоз денежных сумм за границу и в оккупированные территории, по общему правилу, воспрещен4.

Однако уже в 1922 г. был допущен беспрепятственный ввоз в РСФСР иностранной валюты и драгоценных металлов5, а вывоз ограничивался 50 руб. на одно лицо6.

Этот же подход в виде беспрепятственного ввоза иностранной валюты и драгметаллов и ограничения в их вывозе (теперь уже в пределах 300 руб. на одно лицо) закрепляло Постановление СНК СССР от 21 марта 1928 г. «О вывозе, ввозе, пересылке и переводе за границу и из-за границы валютных и фондовых ценностей»7.

Постановление Совета Министров СССР от 25 октября 1948 г. № 4006 «О порядке вывоза, ввоза, перевода и пересылки за границу и из-за границы валюты и валютных ценностей»8 устанавливало, что ввоз в СССР и вывоз из СССР советской валюты, а также золота в сыром виде (шлихового, рудного и в шламах) воспрещаются. Перевод за границу ценных бумаг, выписанных в валюте СССР, осуществлялся в порядке, устанавливаемом Министерством финансов СССР. Вывоз и пересылка за границу золота и других драгоценных металлов в слитках, изделиях и ломе, а также ювелирных изделий были возможны в пределах установленных норм, а свыше их — с разрешения Министерства финансов СССР, выдаваемого на основании специальных постановлений Совета Министров СССР.

Затем в 1958 г. произошло «смягчение» правил — гражданам, выезжающим временно за границу, разрешалось вывозить советскую валюту, зарегистрированную таможенными органами, в размере до 300 руб. на одно лицо без права ее расходования за границей9.

Аналогично в тех же размерах допускался ввоз на территорию СССР советской валюты.

В 1958 г. было разрешено Госбанку СССР продавать иностранную валюту советским гражданам, выезжающим на постоянное место жительства в зарубежные страны, — до 2400 руб. на одно лицо при выезде в социалистические страны и до 1000 руб. — в капиталистические страны10.

С разрешения Министерства финансов СССР в отдельных случаях также допускался в разовом порядке перевод за границу советской валюты в размере до 10 тыс. советских рублей на одно лицо11.

В 1964 г. установленные шестью годами ранее нормативы ввоза и вывоза валюты для граждан социалистических стран были снижены до 60 руб. на одно лицо12.

В 1982 г. в соответствии с «Положением о ввозе, вывозе, переводе и пересылке из-за границы и за границу советской валюты, иностранной валюты и иных валютных и других ценнос-тей»13 нормативы вывоза валюты были вновь снижены — для советских граждан до 30 руб. на одно лицо без права расходования ее за гра-

ницей с обязательным ввозом ее обратно в СССР; ввоз в СССР советской валюты допускался в размере до 60 руб. на одно лицо.

По Положению 1982 г. Госбанку СССР и Внешторгбанку СССР разрешалось производить перевод иностранной валюты, в частности, при выезде советских граждан на постоянное место жительства в КНР — до 240 руб. на одно лицо, в капиталистические и развивающиеся страны — до 90 руб. на одно лицо.

Однако несмотря на изменение со временем в законодательстве норм о размерах валюты, перемещение которой в качестве «исключения» допускалось, главный принцип — запрет на свободное движение советской валюты и драгоценных металлов через Государственную границу СССР — сохранялся.

Перемещение через Государственную границу товаров

Уже первый Таможенный устав СССР, принятый в 1924 г.14, устанавливал, что ввоз товаров на территорию СССР возможен только с надлежащего разрешения Народного комиссариата внешней торговли СССР либо его заграничных органов (товарных представительств)15. Несанкционированное перемещение товаров через границу СССР признавалось контрабандой и влекло юридическую ответственность.

Основывался на принципе государственной монополии внешней торговли и Таможенный кодекс СССР 1928 г., ст. 2 которого устанавливала: «Таможенные учреждения Союза ССР осуществляют на основаниях, установленных в настоящем кодексе, фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли, взимают таможенные сборы и совершают все другие таможенные операции»16.

Аналогичная норма содержалась в ст. 2 ТК СССР 1964 г.17

Таким образом, таможенное законодательство обеспечивало государственную монополию внешней торговли и способствовало защите внутреннего рынка СССР.

Аналогичную роль советскому таможенному праву как защитнику государственной монополии внешней торговли отводили и в советской юридической литературе.

Так, Л.Н. Марков определял таможенное право СССР как «совокупность правовых норм, регулирующих деятельность таможенных учреждений и других участников отношений по перемещению товаров через Государственную границу СССР в интересах государственной монополии внешней торговли (курсив мой. — Д.Л.)»18.

Формирование рыночной экономики в СССР не могло не затронуть изменение советского таможенного законодательства.

Поскольку государственная монополия внешней торговли была ликвидирована с 1 апреля 1989 г., именно с этого момента были либерализованы и правила пропуска товаров через Государственную границу СССР.

Постановление Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г. № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»19 устанавливало, что с 1 апреля 1989 г. перемещаемые через Государственную границу СССР товары и иное имущество подлежат обязательному декларированию через представления органам государственного таможенного контроля СССР грузовой таможенной декларации установленного образца. При этом декларирование производится участниками внешнеэкономических связей самостоятельно либо на основе договора через Всесоюзное внешнеэкономическое объединение «Союзвнештранс» Министерства внешних экономических связей СССР либо другие организации, определяемые органами государственного таможенного контроля СССР.

Таким образом, таможенные органы из «блюстителей» государственной монополии внешней торговли становились координаторами свободной внешней торговли.

26 марта 1991 г. был принят новый Таможенный кодекс СССР20, который устанавливал возможность свободного перемещения товаров и иных предметов через границу СССР, ввоз и вывоз которых не ограничен и не запрещен (ст. 14, 19 и др.).

В период перестройки было принято несколько нормативных актов, регулирующих перемещение через Государственную границу СССР валюты и иных ценностей.

Постановление Совета Министров СССР от 31 марта 1989 г. № 266 «Об утверждении Положения о ввозе, вывозе, пересылке и переводе из-за границы и за границу советской валюты, иностранной валюты, иных валютных и других цен-ностей»21 сохранило запрет на свободное перемещение через Государственную границу СССР валюты и драгоценных металлов. Во многом были воспроизведены нормы Положения 1982 г., в том числе по размерам перевода валюты при выезде за рубеж.

21 июля 1989 г. Главным управлением Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР были приняты «Правила ввоза в СССР и вывоза за границу гражданами вещей, валюты и ценностей»22 (вступили в силу 15 ав-

густа 1989 г.). Как видно уже из названия, Положение объединяло правовое регулирование вывоза как товаров, так валюты и ценностей.

Положение устанавливало, что граждане (под «гражданами» понимались советские и иностранные граждане, а также лица без гражданства), пересекающие Государственную границу СССР, могут беспрепятственно вывозить и ввозить вещи, валюту и ценности. Эта, а также иные нормы Положения означали следующее.

1. В СССР были открыты государственные границы для неограниченного ввоза и вывоза товаров, валюты и ценностей. Примечание № 19 устанавливало, что «вещи, валюта и ценности не могут быть ввезены в СССР или вывезены за границу только в случаях, если их перемещение через Государственную границу СССР запрещено законодательством, либо количество и стоимость этих предметов превышают нормы, предусмотренные настоящими Правилами и иными нормативными актами, а также если не уплачены таможенная пошлина или сборы, начисленные в связи с ввозом или вывозом вещей и ценностей». Однако ни само Постановление, ни иные акты в момент его принятия ограничений и запретов практически не предусматривали23. Интересно, что указание «только» подчеркивало, что свобода перемещения товаров, валюты и ценностей презюмируется и может быть ограничена только в исключительных случаях. Правовое регулирование поменялось на прямо противоположное: исключительному «ввозу-вывозу», существовавшему ранее, на смену пришел исключительный «запрет» на ввоз-вывоз.

2. В СССР отныне допускался свободный вывоз драгоценных металлов, в том числе золота. Ограничение вывоза драгоценных металлов, в том числе ювелирных, объяснялось только их значительной художественной, исторической, научной или иной культурной ценностью.

Понятно, что предоставление свободы вывоза товаров народного потребления не могло не усугубить имевшийся товарный дефицит (как известно, в СССР товары продавались по ценам, ниже среднемировых), а свобода вывоза драгоценных металлов не могла не повлиять на обеспеченность и устойчивость советской валюты.

Открытие внутреннего рынка СССР привело к массовому вывозу из СССР товаров за рубеж в спекулятивных целях. По этой причине уже через месяц советское правительство существенно расширяет список товаров народного потребления, вывоз которых запрещен за рубеж: одежда из натуральной кожи, белье, меха, строительные материалы, посуда и столовые приборы,

бытовые электротовары, медикаменты, ювелирные и иные бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.24 Список запрещенных к вывозу товаров увеличился почти в четыре раза — с семи до 32.

В постановлении Совета Министров СССР от 12 марта 1990 г. № 26125 ввиду «значительного роста вывоза из СССР гражданами дефицитных промышленных и продовольственных товаров народного потребления, в том числе в спекулятивных целях», в частности, устанавливалось, что товары народного потребления, не включенные в регулярно утверждаемый список запрещенных к вывозу, могут вывозиться в объеме общей стоимостью до 30 руб. в розничных ценах СССР, а продукты питания — до 5 руб. на одного человека.

Одновременно происходит массовый вывоз советской валюты за рубеж. По этой причине 7 декабря 1989 г. вносятся поправки в «Положение о ввозе, вывозе, пересылке и переводе из-за границы и за границу советской валюты, иностранной валюты иных валютных и других ценностей» от 31 марта 1989 г., по которым в несколько раз понижаются разрешенные нормы перевода советской валюты за рубеж и одновременно предписывается Главному управлению государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР и КГБ СССР предотвращать «незаконные валютные операции, вывоз крупных партий товаров народного потребления, а также ввоз таких товаров для спекулятивной продажи на внутреннем рынке СССР»26.

Однако данные меры не предотвратили валютные спекуляции. По заявлению начальника Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР В.К. Боярова, только за 25 марта 1991 г. таможенными органами было задержано 0,5 млн советских рублей при попытке их вывести за рубеж. Еще ранее таможенные органы совместно с КГБ СССР пресекли попытку «продажи» за рубеж 140 млрд советских рублей за 7 млрд долл.27

Завершающим шагом в предоставлении полной свободы перемещения товаров, произведенных на территории РСФСР, через Государственную границу РСФСР, стал приказ Председателя ГТК РФ от 26 ноября 1991 г. № 228, принятый в рамках осуществляемой либерализации внешнеэкономической деятельности на территории нашей страны. Документом предусматривалось свободное перемещение через Государственную границу РСФСР товаров предприятий и объединений, зарегистрированных на территории РСФСР, без предоставления свидетельств о ре-

гистрации в качестве участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, таможенное законодательство СССР в период перестройки претерпело кардинальные изменения. Главным образом, они были вызваны ликвидацией государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии, что трансформировало таможенное регулирование с охраны монопольных прав государства на организацию свободного перемещения через Государственную границу СССР товаров, валюты и ценностей в условиях формирования рыночной экономики и открытия внешнего рынка.

1 апреля 1989 г. с отменой государственной монополии внешней торговли был отменен и обязательный таможенный контроль всех перемещаемых через границу товаров. Таможенный контроль был максимально сужен и заменен таможенным оформлением.

С 15 августа 1989 г. был легализован свободный ввоз в СССР и вывоз из СССР иностранной валюты, товаров и драгоценных металлов.

Предпринятые меры обострили дефицит товаров народного потребления ввиду спекулятивного вывоза товаров за границу и привели к уменьшению государственных запасов ценных металлов. Государство стало предпринимать меры по ограничению вывоза товаров, валюты и ценностей, однако в полной мере восстановить товарный, валютный и золотой запас уже не удалось.

На уровне РСФСР свободный вывоз товаров (без количественных ограничений), произведенных российскими предприятиями, за границу был легализован с 26 ноября 1991 г.

1 Как известно и как уже отмечалось, государственная монополия внешней торговли была установлена Декретом СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли» // СУ РСФСР. 1918. № 33. Ст. 432. В дальнейшем государственная монополия внешней торговли нормативно неоднократно подтверждалась. См., например: Постановление ВЦИК от 13 марта 1922 г. «О внешней торговле» // СУ РСФСР. 1922. № 24. Ст. 266.

2 Как отмечалось ранее, запрет на операции с валютой был введен уже в первый год советской власти, однако официально государственная валютная монополия была установлена только в 1921 г. См: Декрет СНК РСФСР от 18 ноября 1921 г. «О сделках с иностранной валютой и драгоценными металлами» // СУ РСФСР. 1921. № 80. Ст. 698.

3 Так исторически сложилось, таможенные законы — Таможенный Устав СССР 1924 г., Таможенные кодексы СССР 1928 и 1964 г. — даже не упоминают «инос-

транную валюту», а целиком посвящены «товарам». Вопросам перемещения через государственную границу РСФСР и СССР иностранной валюты и иных ценностей посвящались отдельные специальные нормативные акты. Только Таможенный кодекс СССР 1991 г. в условиях формирующейся рыночной экономики и ликвидации государственных монополий на внешнюю торговлю и торговлю валютой объединил правовое регулирование перемещения товаров, а также иностранной валюты и ценностей в одном законе. Это и понятно, в условиях открытого рынка для законодателя безразлично, какие именно «элементы» рынка перемещаются: товары или валюта. К тому же валюта в условиях рынка, по существу, также превращается в товар.

4 Постановление Народного комиссариата финансов РСФСР от 3 октября 1918 г. «О регулировании сделок в иностранной валюте и вывозе денежных сумм за границу и в оккупированные местности» / / СУ РСФСР. 1918.

5 Декрет СНК РСФСР от 9 августа 1922 г. «О разрешении провоза в пределы РСФСР изделий из драгоценных металлов в количестве, предназначенном для личного употребления, золотой и серебряной монеты, иностранной валюты и российских бумажных денежных знаков» // СУ РСФСР. Отдел I. 1922. № 51. Ст. 640.

6 Декрет СНК РСФСР от 4 апреля 1922 г. «Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней и иностранной валюты» // СУ РСФСР. 1922. № 28. Ст. 318.

7 СЗ СССР. 1928. № 18. Ст. 152.

8 Собрание действующего законодательства СССР. Разд. XIX. Законодательство о внешних экономических связях. М., 1974. С. 225—231.

9 Постановление Совета Министров СССР от 20 февраля 1958 г. № 194 «О вывозе и ввозе советской валюты» // Собрание действующего законодательства СССР. Разд. XIX. Законодательство о внешних экономических связях. М., 1974. С. 231.

10 Постановление Совета Министров СССР от 11 марта 1958 г. № 288 «О порядке продажи гражданам валюты и переводе за границу принадлежащих им денежных сумм» // Собрание действующего законодательства СССР. Разд. XIX. Законодательство о внешних экономических связях. М., 1974. С. 232.

11 Там же.

12 Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1964 г. № 170 «О порядке ввоза в СССР и вывоза из СССР советской валюты гражданами социалистических стран» // Собрание действующего законодательства СССР. Разд. XIX. Законодательство о внешних экономических связях. М., 1974. С. 232—233.

13 Постановление Совета Министров СССР от 6 апреля 1982 г. № 267 «Об утверждении Положения о ввозе, вывозе, переводе и пересылке из-за границы и за гра-

ницу советской валюты, иностранной валюты, иных валютных и других ценностей» // СП СССР. 1982. № 12. Ст. 65.

14 СЗ СССР. 1925. № 5. Ст. 53.

15 Пункт 256 Таможенного устава Союза ССР 1924 г.

16 СЗ СССР. 1929. № 5. Ст. 2.

17 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. «Об утверждении Таможенного кодекса Союза ССР» (вместе с Таможенным кодексом СССР) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 20. Ст. 242.

18 Марков Л.Н. Таможенное право СССР. Иркутск, 1973. С. 16.

19 СП СССР. 1989. № 16. Ст. 50.

20 Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 17. Ст. 484. ТК СССР 1991 г. был введен в действие с 1 июля 1991 г. См.: Постановление ВС СССР от 26 марта 1991 г. № 2053-1 «О введении в действие Таможенного кодекса СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 17. Ст. 485.

21 СП СССР. 1989. № 18. Ст. 58.

22 Краткий справочник нормативных актов по отдельным вопросам таможенного дела в СССР. М., 1991.

23 Исключением является постановление Совета Министров СССР от 28декабря 1988 г. № 1473 «О дополнительных мерах по регулированию вывоза из СССР некоторых товаров народного потребления» (СП СССР. 1989. № 4. Ст. 13), установившее повышенные таможенные пошлины на ряд товаров (но все-таки не запретившее их вывоз) и запретившее вывоз семи позиций товаров: натуральный и растворимый кофе, икра осетровая и лососевая, черно-белые и цветные телевизоры, холодильники и морозильники, стиральные машины, швейные машины, детские одежа и обувь.

24 Постановление Совета Министров СССР от 30 августа 1989 г. № 702 «О мерах по регулированию вывоза из СССР товаров народного потребления» // СП СССР. 1989. № 30. Ст. 134.

25 Постановление Совета Министров СССР от 12 марта 1990 г. № 261 «Об упорядочении пересечения гражданами государственной границы СССР и о дополнительных мерах по регулированию вывоза за границу товаров народного потребления» // СП СССР. 1990. № 10. Ст. 51.

26 Постановление Совета Министров СССР от 7 декабря 1989 г. № 1093 «О мерах по защите внутреннего потребительского рынка СССР и предупреждению злоупотреблений при перемещении через государственную границу СССР советской валюты и товаров народного потребления» // СП СССР. 1990. № 1. Ст. 9.

27 Пятая сессия Верховного Совета СССР. 21—26 марта 1991 г. Стенографический отчет. Ч. V. М., 1991. С. 240.

28 Приказ ГТК РФ от 26 ноября 1991 г. № 2 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.