Научная статья на тему 'Либерализация цен в Карелии (1990-1993 годы)'

Либерализация цен в Карелии (1990-1993 годы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЕЛИЯ / СВОБОДНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / КРИЗИС / ИНФЛЯЦИЯ / РЕФОРМА / KARELIA / FREE PRICE FORMATION / CRISIS / INFLATION / REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев А. А.

Статья посвящена ходу проведения преобразований в области свободного ценообразования на территории Карелии. Анализ нормативно-правовых актов, прессы и статистических данных позволил раскрыть региональные особенности внедрения свободных цен на примере Карелии. Рассматриваются законодательные акты федерального и регионального уровня в области ценообразования, административные мероприятия карельского правительства, подводятся итоги реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICE LIBERALIZATION IN KARELIA (1990-1993)

The article is devoted to the course of free pricing reforms in Karelia. The analysis of legal acts, press and statistics revealed regional peculiarities of free prices setting in Karelia. We consider legislation at federal and regional level in price formation and administrative activities of the Karelian government in this field.

Текст научной работы на тему «Либерализация цен в Карелии (1990-1993 годы)»

УДК 94(470.22)

UDC 94(470.22)

А.А. КИСЕЛЕВ

аспирант, кафедра отечественной истории, Институт истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственныйуниверситет E-mail: [email protected]

A.A. KISELEV

Graduate student, Department of Russian history, Institute of history, political and social sciences, Petrozavodsk State

University E-mail: [email protected]

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН В КАРЕЛИИ (1990-1993 ГОДЫ) PRICE LIBERALIZATION IN KARELIA (1990-1993)

Статья посвящена ходу проведения преобразований в области свободного ценообразования на территории Карелии. Анализ нормативно-правовых актов, прессы и статистических данных позволил раскрыть региональные особенности внедрения свободных цен на примере Карелии. Рассматриваются законодательные акты федерального и регионального уровня в области ценообразования, административные мероприятия карельского правительства, подводятся итоги реформы.

Ключевые слова: Карелия, свободное ценообразование, кризис, инфляция, реформа.

The article is devoted to the course of free pricing reforms in Karelia. The analysis of legal acts, press and statistics revealed regional peculiarities offree prices setting in Karelia. We consider legislation at federal and regional level in price formation and administrative activities of the Karelian government in this field.

Keywords: Karelia, free price formation, crisis, inflation, reform.

О либерализации цен на территории Карелии фрагментарно упоминается в исследованиях карельских экономистов. Отпуск цен рассматривается лишь в широких рамках социально-экономического развития региона [4], [15]. Комплексный анализ нормативно-правовых актов федерального и регионального значения, административных мероприятий и социально-экономических показателей в ходе проведения ценовой реформы до сих пор не был дан.

Реформирование экономики Карелии началось с преобразования структуры и функций органов государственной власти и управления. В сентябре 1990 г. Госкомцен КАССР был упразднен, его функции стал выполнять Государственный комитет КАССР по экономике. В это время в Карелии функционировала единая система государственных цен и тарифов с незначительной долей договорных цен. В целях стабилизации народного хозяйства, создания условий для выпуска дефицитных товаров и нормализации потребительского рынка государство отпустило некоторые цены. Согласно постановлению Совета Министров СССР №1134 [10] с 15 ноября 1990 г. страна переходила к применению свободных розничных цен на отдельные виды товаров народного потребления. Это были деликатесы, предметы роскоши, высококачественные товары отечественного и импортного производства. Механизм формирования предполагал самостоятельное согласование цен между производителем (предприятием) и покупателем (оптовые и розничные торговые организации).

Расширение ассортимента товаров по свободным ценам началось с перехода на новую систему опто-

вых цен и тарифов. Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1990 «О переходе на новую систему оптовых цен и тарифов в РСФСР» [11] с 1 января 1991 устанавливались новые фиксированные цены на достаточно широкий ассортимент промышленной продукции, сырья и материалов. На региональном уровне для местных предприятий и организаций руководящие органы (Госкомитет Карельской АССР по экономике, Министерство финансов Карельской АССР и другие заинтересованные министерства и ведомства) самостоятельно устанавливали перечень конкретной продукции, которые реализовывались по утвержденным фиксированным ценам. В Карелии этот перечень включал в себя заготовки срубов домов, библиотечные стеллажи, мебель, кирпич, отдельные виды сельхозпродукции [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5170. Л. 34]. Кроме этого, существовало еще приложение №2, где список продукции был более широким и распространялся на территорию всей России. Туда входили отдельные виды продукции тяжелой, легкой и пищевой промышленности, природные ресурсы. На товары, не входившие в перечень приложений, вводились рыночные цены.

19 марта 1991 было выпущено постановление Совета министров СССР «О реформе розничных цен и социальной защиты населения» [12]. В приложении к этому документу оговаривались предельные размеры повышения цен. В среднем они не должны были превышать 150-200%.

С этого времени товары в России реализовывались по трем ценовым категориям: продукция с государственными фиксированными ценами, продукция с регу-

© А.А. Киселев © A.A. Kiselev

лируемыми ценами и товары со свободной (рыночной) ценой.

Новые государственные цены вводились со 2 апреля 1991 года. В целях недопущения резкого роста они частично дотировались. Это касалось товаров, определяющих жизненный уровень людей, из которых складывалась минимальная потребительская корзина.

Вторая категория - регулированные цены. Регулирование производилось путем введения предельных уровней наценки по отношению к прейскурантным ценам. По таким ценам продавались вещи «не первой» (по мнению правительства) необходимости. В основном это была продукция легкой промышленности и товары культурно-бытового и хозяйственного назначения.

Свободные цены формировались с учетом спроса и предложения и устанавливались предприятиями и продавцами самостоятельно. В марте 1991 ассортимент товаров реализуемых по свободным ценам значительно расширился. В ассортимент входили товары легкой промышленности (различные ткани, обувь, кожаные и текстильные изделия), товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (часы, зеркала, стиральные машины, телефоны) и продовольственные товары (кондитерские изделия, мороженное, безалкогольные напитки). Полный перечень товаров перечислен в приложении №3 к постановлению «О реформе розничных цен и социальной защите населения» [12].

Данные законодательные акты работали не везде. Некоторые республики не подписали совместное «Соглашение СССР и республик по вопросам реформы розничных цен и социальной защиты» [7]. Более того, дополнительный «Протокол о некоторых мерах по реализации соглашения Союза ССР и республик по вопросам розничных цен и социальной защиты населения» [7] подписали только представители РФ, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана. Согласно этому протоколу создавался единый союзный республиканский фонд социальной поддержки населения для обеспечения компенсационных выплат. Фонд недополучил около 8,6 млрд. рублей, так как Литва, Молдова, Армения, Эстония и Латвия проигнорировали этот документ, а подписавшие республики Средней Азии являлись дотационными.

Расхождения в дальнейших действиях между союзными республиками и центром только ускоряли децентрализацию хозяйственных отношений. Некогда единые торговые связи в стране стали протекать по разным правилам. Так, например, в целях улучшения снабжения населения республики Совет Министров КАССР разрешил торговым предприятиям вести закупку продукции из Прибалтики по договорным розничным ценам [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5173. Л. 36]. Естественно они были выше фиксированных и регулируемых цен, утвержденных ранее Советом Министров РСФСР.

В 1991 году для поддержания уровня жизни отдельных групп населения, в первую очередь малообеспеченных семей, пенсионеров, инвалидов, необходимо было

регулярно проводить индексацию доходов с учетом роста цен на товары и услуги, составляющие основы минимальной потребительской корзины. В марте 1991 был проведен расчет и обоснование прожиточного минимума для населения Карельской АССР [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5159. Л. 82-86]. При расчете были учтены природно-климатические и экономические условия региона и вытекающие из них особенности. Основной единицей, на которую рассчитывалась минимальная потребительская корзина, стал трудоспособный взрослый мужчина. По Карелии прожиточный минимум для городского мужчины в трудоспособном возрасте на начало 1991 г. составил 187,31 руб. в месяц [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5159. Л. 88].

Еще одной важной социальной нормой стал закон Карельской АССР от 25 марта 1991 «О компенсациях и индексации денежных доходов населения с учетом изменения цен на потребительские товары и услуги» [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5159. Л. 101]. Данный закон предусматривал полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростом цен на потребительские товары и услуги. Доходами, подлежащими индексации, являлись: заработная плата, пенсии, пособия, стипендии. Доходы граждан от собственности индексации не подлежали. Минимальной частью дохода для индексации становился минимальный потребительский бюджет, который устанавливался раз в год. Источником компенсационных выплат стали средства фонда стабилизации экономики, а также фонда социальной защиты и занятости населения. Республиканский фонд социальной защиты населения работал за счет бюджетных, внебюджетных средств и добровольных вкладов населения и трудовых коллективов. Из республиканского бюджета в указанный фонд было направленно 7 млн. рублей, предусматривалось также направить средства от увеличения наценки на водку, реализуемую на предприятиях общественного питания[8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5159. Л. 136].

В июне 1991 года были подведены итоги правильности применения оптовых и розничных цен на товары народного потребления [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5219. Л. 38-43]. В проверке участвовало 362 предприятия, 344 из которых относились к предприятиям торговли и общественного питания. Как показали результаты проверки, многие нормативные акты, прейскуранты, инструктивные материалы из Госкомцен СССР и Комитета цен при Госэкономике РСФСР поступали несвоевременно, не полностью давали ответы на возникающие вопросы. Это приводило к различного рода нарушениям при переоценке товаров. Например, в Беломорском райпо неправомерно применялась торговая надбавка на товары, реализуемые по договорным ценам. Вместо разрешенной 20%-ой надбавки использовалась надбавка в размере 30%. Характерным нарушением дисциплины цен являлись попытки отдельных предприятий устанавливать самостоятельно цены на товары, на которые имелись фиксированные прейскурантные цены. При проверке торгующих организаций было выявле-

но, что Петрозаводский радиозавод поставлял трех-программный радиоприемник «Сампо» по свободным ценам при наличии на него фиксированной розничной цены. Швейная фабрика «Северянка» и Пряжинская швейная фабрика поставляли торгующим организациям (а те соответственно перепродавали населению) постельное белье и ватные одеяла по свободным ценам, значительно превышающим фиксированные цены [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5219. Л. 41].

Большое недовольство среди населения вызывала деятельность кооперативов и коммерческих предприятий. Цены на товары в таких магазинах никем не контролировались, т.к. еще не было нормативных документов, которые позволяли бы поставить жесткие ограничения цен этой сфере. Коммерческие магазины торговали как отечественной, так и импортной продукцией. В Петрозаводске одними из первых и успешных коммерческих торговых предприятий были магазины «Руна», «Фламинго», «Лидер». Вот некоторые цены ассортимента одного из магазинов: итальянские женские сапоги - 600 руб., кожаный плащ пальто с воротником из ламы - 6000 руб., импортные детские кроссовки для ребёнка - 80 руб., пачка сигарет «Винстон» - 18 руб [5]. Монополизм новых фирм и большие доходы дискредитировали кооператоров в глазах населения. В Петрозаводске и других районах Карелии неоднократно регистрировались поджоги торговых киосков [3, с. 215].

Между тем, высокие цены были не только у кооператоров. Завышенные цены наблюдались даже на продукцию первой необходимости, реализуемую по талонам. В связи с этим свою крайнюю озабоченность выражали профсоюзы республики в своем открытом письме правительству Карелии: «На прилавках магазинов основные продовольственные товары под видом рыночных отношений реализуются в основном по договорным ценам. Так, пельмени продаются по 25 руб. за кг., куры - 31 руб., колбаса вареная - 59 руб., яйцо -9 руб. за десяток и.т.д. Трудящихся возмущает, что под видом договорных и коммерческих цен идёт прямой обман и необоснованное изъятие средств из кармана потребителей» [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5219. Л. 99]. Ответ Правительства не заставил себя долго ждать[8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5219. Л. 100]. Согласно распоряжению председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 6 июня 1991 года начиная с 15 июня 1991 года, сельскохозяйственные предприятия имели право до 30% продукции животноводства поставлять в счет объемов госзаказа по договорным ценам. Сделано это было в рамках поддержки агропромышленного комплекса в условиях перехода к рыночным отношениям. Правительство Республики Карелия длительное время сдерживало переход на применение договорных цен на эту часть продукции, пока имелась возможность её дотирования из бюджета. Но в ноябре 1991 г. за деньги на дотирование цен закончились.

Высокие цены на товары увеличили рост розничного товарооборота и объем реализации платных услуг. Страх перед ростом цен подтолкнул население скупать

все подряд. Рост расходов наблюдался почти по всем статьям семейного бюджета, особенно на покупку непродовольственных товаров и алкогольных напитков. Наиболее высокие темпы роста расходов были зафиксированы на строительные материалы, мебель и предметы домашнего обихода. Снизились по сравнению с 1989 г. только семейные расходы на культурно-бытовые нужды и накопления. При этом зарплаты, стипендии, пенсии постоянно росли. Однако заявлять о неуклонном повышении жизненного уровня за счет роста заработной платы никто тогда не мог. Повышение цен и зарплат не изменило соотношение спроса и предложения, оно лишь стабилизировалось на более высоком уровне. По данным республиканского управления статистики, средняя зарплата в Карелии в 1990 г. составила 306 р. В 1991 г. по программе индексации доходов прибавка к зарплате составляла в среднем 20% [6], в то время как сводный индекс фактических цен и тарифов на товары и услуги составил за отчетный период по отношению к уровню 1990 года 161 %[8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5167. Л. 21]. С ростом государственных цен еще больший скачок совершили свободные цены в кооперативах и коммерческих предприятиях. Этот рост компенсировать никто не собирался.

В 1991 г. продолжалось поступление в оборот денег, не обеспеченных материальными ценностями, что усиливало разбалансированность потребительского рынка. При росте денежных доходов населения за январь - сентябрь 1991 г. т.г. на 82,3 %, объем промышленного производства в Карелии снизился на 4,3%, выпуск товаров народного потребления на 1,6 % [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5167. Л. 21]. Доходы населения росли, а отоварить эти деньги было нечем. Рубль стал терять свою ценность.

Основные направления политики ценообразования, принятые в 1991 году, не спасали ситуацию, т. к. кризис был достаточно глубоким. Рост цен стал опережать увеличение доходов населения. Платежеспособный спрос, а за ним и уровень производства сокращались.

3 декабря 1991 года вышел указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен»[14]. Согласно указу, с 2 января 1992 начинался переход на свободные (рыночные) цены и тарифы. Регулируемые цены сохранились только на узкий круг продукции: полезные ископаемые, энергоресурсы, некоторые товары народного потреб ле-ния (спички, соль, сахар). Порядок применения свободных (рыночных) цен и тарифов регулировало временное положение, вышедшее 23 декабря 1991 года [1].

Товары и услуги, реализовывавшиеся ранее по регулируемым ценам, требовали очередной инвентаризации и переоценки. В соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 года №56 «О проведении переоценки продукции и товаров в связи с либерализацией цен»[13] и постановлением Совета Министров Республики Карелия от 29 декабря 1991 года №351 [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5168. Л. 96] на территории Карелии до 2 января 1992 года должна была пройти масштабная переоценка товаров и услуг. Организацию переоценки товаров возглавили органы

исполнительной власти городов и районов. Ими были сформированы комиссии с участием народных депутатов, представителей общественных организаций, финансовых и налоговых служб, которые были обязаны осуществить переоценки в кратчайший срок, не допустив перебоев в работе торгующих организаций. Но учитывая, что постановление вышло 29 декабря, а закончить переоценку надо было до 2 января 1992 г., реализовать намеченный план не удалось. Поэтому многие магазины в новогодние праздники были закрыты.

Введение свободного ценообразования, при отсутствии конкуренции, могло привести к возникновению монопольной практики установления цен среди производителей. Немаловажным условием для успешной адаптации рыночных цен стала конкурентная среда, которая нуждалась в проведении административных антимонопольных мер. В феврале 1992 г. правительство Карелии решало вопрос об адаптации новой ценовой политики к антимонопольному законодательству, конкретно к Закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года [2]. Согласно ему, хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующие положение на рынке, запрещалось нарушать порядок ценообразования и устанавливать монопольно высокие (низкие) цены.

Если данный закон информировал об общих положениях антимонопольного характера: давал основные определения, раскрывал задачи, функции, полномочия антимонопольных органов, то положение Министерства экономики и финансов РФ от 29 декабря 1991 года «О порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов» уже строго регламентировало особые положения по ценообразованию для предприятий - монополистов [9].

Согласно положению предприятия-монополисты, ведущие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, включались в специальный Государственный реестр. Формировал данный реестр Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике (ГКАП РФ). Предприятия - монополисты на местных рынках определялись местными органами самоуправления, которые, в свою очередь, вносили предложения в ГКАП для включения в реестр. В Карелии список предприятий сформировался благодаря работе глав местных администраций, анализирующих местные рынки, и республиканского Госкомитета по статистике, отправлявшим всю необходимую информацию Карельскому территориальному управлению ГКАП России.

Второй аспект положения раскрывал регулирование цен предприятий - монополистов. Если цены не входили в список регулируемых цен, то они свободно формировались производителем и продавцом, исходя из спроса и предложения. При каждом повышении цен на свою продукцию предприятие-монополист проходил процедуру декларирования. При декларировании цен предприятия представляли соответствующим органам ценообразования пакет необходимых документов,

обосновывающий повышение цены. Орган, которому декларировалось изменение цен, обязан был принять решение по представленным материалам не позднее чем в месячный срок. Функции по регулированию цен на продукцию предприятий-монополистов в Республике Карелия возлагались на Государственный комитет РК по экономике[8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5314. Л. 62]. Таким образом, на выпускаемую продукцию хлебопекарной, молочной и рыбной промышленности включенные в реестр предприятий-монополистов применялись различные ограничители роста цен в соответствии с вы-шепредставленными нормативными документами, что позволило временно не допустить резкий скачок цен на жизненно важные продукты. Всего за 1992-1993 годы в реестр было включено 62 предприятия республики.

В 1992 году Советом Министров Республики Карелия было подготовлено и принято 19 постановлений и распоряжений по ценам и тарифам, рассмотрено 73 обращения мэрий городов и районов, предприятий, организаций и отдельных граждан, направлено на места 24 инструктивных письма. Стремление к удержанию цен подтолкнуло руководство Республики Карелия даже нарушить закон. Иначе чем объяснить постановление Совета Министров Республики Карелия от 10 июля 1992 года №280 «О размере торговой надбавки на молоко, кефир, хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и продукты» [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5319. Л. 60], в котором правительство установило торговые надбавки на некоторые продовольственные товары в размере 15% для предприятий торговли и общественного питания независимо от форм собственности. После чего в Совет Министров РК и Верховный Совет РК стали поступать жалобы [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5381. Л. 145, 151,155] от районных и городских администраций. Поводом для возмущения стала низкая процентная ставка торговой наценки. Исходя из расчётов рентабельности различных торговых предприятий, её необходимо было повысить. 4 августа 1992 года Петрозаводское потребительское городское общество подало исковое заявление в арбитражный суд Республики Карелия на Совет Министров [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5381. Л. 164]. Причина - нарушение законодательства, в частности указа «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25 ноября 1991 года. Совет Министров вынужден был пойти на уступки, установив 10 сентября 1992 года дифференцированные размеры торговых надбавок с учётом реальных затрат по доставке и реализации этих товаров. [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5381. Л. 177].

Итоги 1992 года показывают, что в Республике Карелия продолжался рост цен на продукты питания. С начала года они выросли в 25 раз. Всего же с момента либерализации (с апреля 1991 года) цены на продукты питания возросли в 52 раза. В декабре 1992 года в сравнении с декабрем 1991 года особенно большой рост цен имел место: на рыбопродукцию - в 61,2 раза, на молоко и молочную продукцию - в 54,6 раза, масло животное - в 43,8 раза, на макаронные изделия - в 67,5 раза, хлеб и хлебобулочные изделия - в 50, 8 раза. Более низ-

кими темпами росли цены на такие продукты, как картофель - в 16,7 раза, овощи - в 12,9 раза [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5534. Л. 33].

В таких условиях вопрос сдерживания цен и социальной защиты населения по-прежнему оставался актуальным. За счет средств республиканского и местных бюджетов на дотирование животноводческой продукции, ЖКХ, услуг пассажирского транспорта и ряда других услуг было выделено 19,4 мрлд. руб., или в среднем по 24 тыс. руб. в расчете на одного жителя [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5534. Л. 106].

Другим способом экономического влияния на сдерживание роста цен являлось предоставление налоговых и иных льгот предприятиям и организациям, выпускающим товары. Частично этот способ использовали мэрии городов и районов Карелии в целях стимулирования развития социально значимых видов бытовых услуг населению и сдерживания роста цен на них [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5534. Л. 106].

30 августа 1993 года, согласно постановлению №287, при Совете Министров РК был образован комитет цен, что позволило усилить контроль за ценами [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5454. Л. 105-111]. Новый орган носил только контролирующие функции и, в отличие от комитетов и отделов цен в СССР, не имел прямого влияния на процесс ценообразования. Условия диктовал теперь рынок.

В 1993 - начале 1994 года ситуация мало чем отличалась от 1992. Согласно отчету Государственного комитета РК по экономике, цены по-прежнему росли. Оптовые цены по промышленной продукции выросли в 9,5 раза, в т.ч. на стройматериалы в 12,9 раз, продукцию машиностроения в 11 раз, продукцию пищевой промышленности в 9,7 раза. Потребительские цены за год в среднем выросли в 10,3 раза, в том числе на продовольственные товары выросли в среднем в 7,8 раза, на непродовольственные - в 7,6 раза.

Темпы роста цен на разные категории товаров различались. На сахар цены за 1993 год выросли в 3,8 раза, т.к. рынок был насыщен им. Аналогичная ситуация

была с ценами на чай, крупу, бобовые. В то же время потребительские цены на мясо и птицу выросли в 12 раз, колбасные изделия в 10,4 раз, молочную продукцию в 11 раз. При этом высокими темпами росли цены на местные товары. Их уровень значительно превышал уровень цен на закупаемую за пределами республики продукцию. Закупочные цены на молоко в 1992 г. выросли в среднем в 5,3 раза, а в 1993 г. - в 10 раз [8. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5625. Л. 141 - 142].

С момента проведения реформы уже прошел достаточный срок, чтобы охарактеризовать историческое значение этих преобразований. Либерализация цен в Карелии имела как положительные, так и отрицательные стороны. В целом эти результаты во многом совпадают с общероссийскими итогами.

К положительным сторонам можно отнести:

- Товарное насыщение потребительского рынка. Наряду с либерализацией торговли и внешнеэкономической деятельности рыночное ценообразование помогло преодолеть товарный дефицит.

- Заложены основы свободного ценообразования. Свободное ценообразование позволило войти на мировой рынок, внутренние цены на продукцию были аналогичны общемировым, что со временем реанимировало экономическую жизнь Карелии.

Отрицательные стороны:

- Падение уровня жизни. Чрезвычайно высокий рост цен явно не соответствовал платежеспособности населения. Товарный дефицит сменился денежным. Большинству населения приходилось экономить буквально на всем, что отразилось на падении общего уровня жизни.

- Спад производства, ориентация региона на ресурсно-сырьевой сектор. Либерализация цен и жесткая политика финансовой стабилизации бюджета не позволяли дотировать неконкурентоспособные предприятия, что приводило к массовому закрытию предприятий и сокращению объемов производства на ключевых предприятиях карельской промышленности. Рос уровень безработицы.

Библиографический список

1. Временное положение от 23.12.1991 года «О порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ohranatruda.rU/ot_biblio/normativ/data_normativ/4/4862/index.php.

2. Закон РСФСР от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advertology.ru/index.php?name=Subjects&pageid=357.

3. История экономики Карелии: в 3 кн., Кн. 2, Экономика Карелии советского периода (1917-1991). Петрозаводск: ПетроПресс, 2005. 244 с.

4. КурилоА.Е. Социально-экономические преобразования в Республике Карелия (1990 - 2005). Петрозаводск: [б.и.], 2007. 320 с.

5. Ленинская правда (КАССР). 1990 г. №6.

6. Ленинская правда (кАССр). 1991 г. №56.

7. Ленинская правда (кАССр). 1991 г. №57.

8. Национальный архив Республики Карелия.

9. Положение Министерства экономики и финансов РФ от 29.12.1991 года «О порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216/.

10. Постановление Совета Министров СССР от 12.11.1990. «О переходе к применению договорных розничных цен на отдельные виды товаров народного потребления» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=41500.

11. Постановление Совета Министров РСФСР от 29.12.1990 «О переходе на новую систему оптовых цен и тарифов в РСФСР» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_383/doc383a328x381.htm.

12. Постановление Совета Министров СССР от 19.03.1991 «О реформе розничных цен и социальной защиты населения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alppp.ru/law/trud-i-zanjatost-naselenija/trud/136/postanovlenie-kabineta-ministrov- sssr-ot-19-03-1991 --105.html.

13. Постановление Правительства РСФСР от 19.12.91 «О проведении переоценки продукции и товаров в связи с либерали- зацией цен». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/base/327.

14. Указ Президента РСФСР от 3.12.1991 «О мерах по либерализации цен». [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156.

15. Экономические реформы в Республике Карелия: Состояние. Последствия. Перспективы. Петрозаводск: Фолиум. 1997. 203 с.

References

1. Temporary decree, dated 23.12.1991 «On application procedure of free (market) prices and tariffs for industrial products, consumer goods and services» - URL:

http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/4/4862/index.php.

2. Federal law of RSFSR, dated 22.03.1991. «On competition and restriction of monopolistic activity on commodity markets» - URL: http://www.advertology.ru/index.php?name=Subjects&pageid=357.

3. History of Karelian economy: in 3 books, Bk.. 2 Karelian economy in soviet period (1917-1991). Petrozavodsk: PetroPress. 2005. 244 p.

4. Kurilo A.E. The socio-economic changes in the Republic of Karelia (1990 - 2005). Petrozavodsk: [BI]. 2007. 320 p.

5. The Lenin's true. 1990 №26.

6. The Lenin's true. 1991 .№56.

7. The Lenin's true. 1991 .№57.

8. The National Archives of the Republic of Karelia.

9. Decree of the Ministry of Economy and Finance of Russian Federation, dated 29.12.1991 «On order of price regulation on products of monopoly enterprises» - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216/.

10. Decree of USSR Government, dated 12.11.1990. «On the transition to the use of free retail prices for some types of consumer goods» - URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=41500.

11. Decree of RSFSR Government, dated 29.12.1990. «On the transition to the new system of wholesale prices and tariffs in RSFSR»

- URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_383/doc383a328x381 .htm.

12. Decree of USSR Government, dated 19.03.1991. «On reform of retail prices and social protection of population» -URL: http:// www.alppp.ru/law/trud-i-zanjatost-naselenija/trud/136/postanovlenie-kabineta-ministrov-sssr-ot-19-03-1991--105.html.

13. Decree of RSFSR Government, dated 19.12.1991 «On revaluation of goods because of price liberalization» - URL: http:// zakonbase.ru/content/base/327.

14. Decree of RSFSR President, dated 12.03.1991 "On measures for the price liberalization" - URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156.

15. Economic reforms in the Republic of Karelia: Status. Effects. Prospects. Petrozavodsk: Folium. 1997. 203 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.