Научная статья на тему 'Активизация внешнеэкономической деятельности Карелии в начале 1990-х годов'

Активизация внешнеэкономической деятельности Карелии в начале 1990-х годов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЕЛИЯ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ТОРГОВЛЯ / КВОТЫ / ЛИЦЕНЗИИ / KARELIA / IMPORT / EXPORT / TRADE / QUOTAS / LICENSES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шумилов Михаил Ильич, Киселев Александр Андреевич

Приграничный статус Республики Карелия дает определенные экономические преимущества в торговле с зарубежными партнерами, поэтому анализ внешнеэкономического опыта является важным и актуальным вопросом для региона. В статье анализируются нормативные акты и мероприятия, которые фактически преобразовали Карелию в свободную экономическую зону в начале 1990-х годов. Впервые на основе ранее неопубликованных документов Национального архива Республики Карелия дана подробная характеристика федеральных документов и определена степень их влияния на внешнеэкономическую деятельность региона в период становления рыночных отношений. Кроме того, раскрываются основные административные меры, принятые региональным руководством для адаптации к статусу республики как свободной экономической зоны. Обосновывается вывод о том, что в условиях экономического кризиса и резкого ухудшения внутренних хозяйственных связей полученные от федерального центра привилегии позволили республике значительно активизировать деловые отношения с зарубежными партнерами, что благополучно отразилось на состоянии потребительского рынка и экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The border status of the Republic of Karelia has certain economic advantages in trading with foreign partners; therefore, analysis of the foreign economic experience is always an important and urgent issue for the region. This article analyzes regulations and activities, which transformed Karelia into a free economic zone in the early 1990s. For the first time, based on the previously unpublished documents of the National Archives of the Republic of Karelia, a detailed description of the federal documents is provided. A certain degree of their influence on the region’s foreign economic activity in the period of the formation of market relations is determined. In addition, the study revealed basic administrative measures undertaken by the regional leadership to adapt to the status of the republic as a free economic zone. We substantiated a conclusion that in conditions of the economic crisis and sharp deterioration of the internal economic relations the received privilege in the foreign economic activity gave the republic an opportunity to increase business relations with foreign partners significantly, which had a positive effect on the state of the consumer market and economy at large

Текст научной работы на тему «Активизация внешнеэкономической деятельности Карелии в начале 1990-х годов»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 5 (166). С. 28-32 Исторические науки и археология 2017

УДК 94(470.22)

МИХАИЛ ИЛЬИЧ ШУМИЛОВ

доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) [email protected]

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ КИСЕЛЕВ аспирант кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) [email protected]

АКТИВИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАРЕЛИИ

В НАЧАЛЕ 1990-х ГОДОВ

Приграничный статус Республики Карелия дает определенные экономические преимущества в торговле с зарубежными партнерами, поэтому анализ внешнеэкономического опыта является важным и актуальным вопросом для региона. В статье анализируются нормативные акты и мероприятия, которые фактически преобразовали Карелию в свободную экономическую зону в начале 1990-х годов. Впервые на основе ранее неопубликованных документов Национального архива Республики Карелия дана подробная характеристика федеральных документов и определена степень их влияния на внешнеэкономическую деятельность региона в период становления рыночных отношений. Кроме того, раскрываются основные административные меры, принятые региональным руководством для адаптации к статусу республики как свободной экономической зоны. Обосновывается вывод о том, что в условиях экономического кризиса и резкого ухудшения внутренних хозяйственных связей полученные от федерального центра привилегии позволили республике значительно активизировать деловые отношения с зарубежными партнерами, что благополучно отразилось на состоянии потребительского рынка и экономики в целом. Ключевые слова: Карелия, импорт, экспорт, торговля, квоты, лицензии

Изучением внешнеэкономической деятельности Карелии в конце XX - начале XXI века занимаются в основном карельские экономисты. В своих работах авторы раскрывают структуру экспорта и импорта товаров [2], [3], [6], выявляют особенности республики как приграничного региона [4], анализируют перспективы развития отношений с отдельно взятыми странами [5], дают оценку экспортного потенциала и прогнозы инвестиционного климата [1]. Между тем в данных работах практически не уделено внимание правовым и административным нюансам внешней политики региона в начале 1990-х годов.

29 мая 1991 года Карелия стала более автономным от центра регионом. Произошло это благодаря распоряжению Верховного Совета РСФСР «О создании условий для ускоренного развития Карельской АССР и расширении ее экономической самостоятельности»1. Кроме взаимных между центром и Карелией обязательств по поставкам, документ позволил республике полностью сохранить в своем распоряжении доходы от налогов, ранее подлежащих перечислению в бюджет РСФСР. Ей предоставлялась также широкая свобода во внешнеэкономической деятельности и по использованию валютных средств (75 % валютных средств с экспортно -импортных операций оставались в республи-

канских валютных фондах, а не перечислялись в бюджет России).

Возможность полностью использовать доходы от налогов позволила правительству Карелии принять меры по стимулированию производства непродовольственных товаров народного потребления и создать фонд реконструкции и развития народного хозяйства2. Начиная со второго полугодия 1991 года некоторые предприятия легкой и пищевой промышленности освобождались от налогообложения в части сумм, подлежащих зачислению в республиканский бюджет. На приобретение современного оборудования и технологий для производства высококачественных товаров предусматривалось выделение средств из валютного фонда. Принятые меры дали положительный результат. Производство товаров народного потребления в сопоставимых ценах возросло в 1991 году в целом на 0,7 % к уровню 1990 года, в том числе непродовольственных товаров - на 4,5 %3.

Сохранение основной массы валютных средств в республике позволяло вести активную внешнеэкономическую деятельность. С целью координации работы министерств, ведомств, организаций и предприятий, осуществлявших экспортно-импортные операции с зарубежными странами, и создания условий для эффективного

© Шумилов М. И., Киселев А. А., 2017

использования республиканских валютных ресурсов в июне 1991 года была образована Валютная комиссия во главе с Председателем Совета Министров Карелии4.

Основными функциями комиссии являлись:

- формирование и использование республиканского валютного фонда для обеспечения мероприятий по развитию внешнеэкономической деятельности;

- рассмотрение предложений, вносимых министерствами, ведомствами и организациями Карелии, о выделении валютных средств и предоставлении гарантий карельского правительства при операциях, связанных с иностранной валютой;

- контроль за деятельностью министерств, ведомств и организаций республики по внешнеэкономическим вопросам5.

Для получения дополнительной валютной выручки была организована приграничная торговля. В мае 1991 года республиканской внешнеэкономической фирме «Карелвнешторг» было поручено организовать на пунктах перехода границы торговлю за валюту по системе «такс-фри»6. Уже к сентябрю этого года, благодаря совместному финско-советскому предприятию «Карелия-импекс», на пунктах Вяртсиля - Ни-ирала и Люття - Вартиус действовали первые магазины приграничной торговли7.

Основные экспортно-импортные операции в то время проходили через ленинградское внешнеторговое объединение «Ленфинторг» (крупнейший спецэкспортер Северо-Запада, подчинявшийся напрямую Министерству внешнеэкономических связей СССР) и вышеупомянутый «Карелвнешторг». В 1991 году на условиях приграничной торговли через Ленфинторг было направлено на экспорт товаров на сумму 8,7 млн рублей. По импорту через Ленфинторг поступило товаров на 7,8 млн рублей, из них товаров народного потребления на 3,9 млн рублей. Через Карелвнешторг было экспортировано товаров на 1,6 млн рублей. В основном это были дикорастущие ягоды, деревянные изделия, березовые веники, сувениры, мебель. По импорту поступило товаров на 1,2 млн рублей, в том числе товаров народного потребления на 725 тыс. рублей8.

С середины 1991 года Россия стала больше внимания уделять перспективам развития внешнеторговых отношений с зарубежными странами, так как насыщение товарного рынка импортной продукцией могло устранить дефицит и сгладить острую социальную напряженность. Для Карелии определяющую роль в этом сыграл вопрос об образовании свободных экономических зон на территории России. Правительство Карелии участвовало в дискуссии на эту тему и предложило свои рекомендации о порядке и общих принципах создания таких зон. В частности, предлагалось образование зон в приграничных

районах с предоставлением соответствующих гарантий иностранным инвесторам и обеспечением их инвестиций правовой защитой. Кроме того, Совет министров Карелии выразил желание осуществить эксперимент по созданию свободной экономической зоны на своей территории, разработав для этого конкретные предложения9.

Работа правительства Карелии в этом направлении дала положительные результаты. Согласно Указу Президента РСФСР от 26.12.1991 «Об условиях экономического эксперимента по созданию особого порядка инвестирования на территории Республики Карелии»10, республика фактически стала свободной экономической зоной со своими привилегиями. За Карелией закреплялось право на 75 % валютной выручки от экспортных операций. До выхода указа формирование валютного фонда Совета Министров КАССР осуществлялось в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 08.12.1990 № 1253 «О формировании валютных фондов в 1991 году»11.

Указ позволил приравнять ряд районов республики к районам Крайнего Севера, а правительству Карелии разрешалось осуществлять лицензирование продукции, определять порядок экспорта и импорта товаров. Предприятия и организации, расположенные на территории Республики Карелия, освобождались от уплаты экспортной пошлины на часть продукции. Совет Министров получил право выдавать разрешения на открытие филиалов иностранных фирм при условии ограничения пространства их деятельности на карельской территории.

Через месяц после выхода указа сессия Верховного Совета РК утвердила Министерство внешних связей под руководством бывшего председателя государственного комитета по статистике РК А. В. Шлямина. В компетенцию этого министерства входили координация и консультирование по вопросам внешних связей, регистрация совместных предприятий, экспертиза проектов с привлечением зарубежных фирм на территории республики, координация городов и районов Карелии в области гуманитарных и экономических связей и т. д.12

Указ Президента РФ от 26.12.1991 «Об условиях экономического эксперимента по созданию особого порядка инвестирования на территории Республики Карелии» значительно активизировал внешнеторговые отношения и принес республике огромные дивиденды. Согласно записке о социально-экономической ситуации Республики Карелия, переданной Вице-президенту РФ А. В. Руцкому во время его пребывания в Ка-релии13, в 1992 году только за 9 месяцев этого года внешнеторговый оборот в республике составил 52,6 млн долларов (в сравнении с 1991 годом оборот увеличился в 4 раза). Половина всего внешнеторгового оборота приходилась на торговлю с Финляндией. Основную долю в экспорте

занимали лесоматериалы (23 %), газетная бумага (35 %), железорудные окатыши (41 %). В импорте значительная доля приходилась на продовольственные и промышленные товары (40 %), оборудование для передовых технологий (30 %), транспортные средства (22 %) и услуги (8 %). По импорту было завезено 1281 тонна мяса, 191 тонна масложирных продуктов, 7 тысяч тонн сахара и других продуктов питания. Это позволило в условиях разрушенной системы централизованных поставок в определенной мере стабилизировать ситуацию на потребительском рынке Карелии. Введенные льготы по экспортно-импортным операциям для производителей и налогообложению для иностранных инвесторов привлекали зарубежных, прежде всего финских и скандинавских, деловых людей к активному сотрудничеству. К концу 1992 года более 200 карельских экспортеров имели устойчивые связи с иностранными партнерами.

Общая выручка валютных средств от экспорта в 1992 году составила 259 млн 601 тыс. долларов, в том числе от экспорта квотируемой продукции - 208 млн 495 тыс. долларов. Валютные средства, полученные от реализации экспортных квот, были использованы на закупку продовольствия, товаров народного потребления, медикаментов, оборудования и других товаров.

Большие объемы экспорта нарушали экологическую обстановку в Карелии. Проведенная в 1992 году Контрольным управлением Президента проверка выявила серьезные недостатки в лесопользовании. За 6 лет (1986-1992 годы) переруб в хвойных лесах составлял 10 млн куб. м. Крайне негативный резонанс среди общественности вызвал факт заключения министром торговли Карелии (не имеющим права выхода на внешний рынок) контракта с финской фирмой «Техдаспуу» на рубку 190 тыс. куб. м леса на берегу пограничного озера Пюхяярви. Бесконтрольность и попустительство Правительства Карелии (инициаторы этого контракта) привели к тому, что финны без специального разрешения провели вырубку леса на 22 га. По данному факту было возбуждено уголовное дело14.

14 июня 1992 года Указом Президента РФ № 630 «О временном импортном таможенном тарифе Российской Федерации»15 были введены новые дифференцированные импортные пошлины. Вырученные с пошлин средства являлись одним из источников федерального бюджета и расходовались прежде всего на погашение внешнего государственного долга16. Новый тариф сделал многие контракты с иностранными фирмами невыгодными. Например, в 1991 году Министерство сельского хозяйства Карелии установило тесное сотрудничество с Министерством сельского хозяйства Финляндии по внедрению в республике финских технологий по возделыванию зерновых культур и картофеля. Были заключены

многочисленные контракты с финскими фирмами. Однако с введением новых таможенных пошлин стоимость закупаемой техники значительно возросла, а отказ от ранее заключаемых контрактов влек за собой штрафные санкции, которые обходились Карелии в 600 тыс. финских

марок17.

Подобных примеров было немало18. Такое положение вызывало беспокойство карельских предприятий, что отражалось на дальнейших перспективах установления стабильных и долговременных деловых связей с зарубежными партнерами.

В 1993 году Правительство Карелии продолжало самостоятельно контролировать экспортные операции путем выделения квот и основанных на них лицензий. В феврале был принят новый порядок формирования, распределения и оформления квот и лицензий19. Распределение региональных квот осуществлялось на плановой, конкурентной и аукционной основе. На плановой основе обеспечивались квотой поставки продукции в республиканский фонд товарных ресурсов, а также долгосрочные контракты на поставку крупных партий продовольствия, программы осуществления перспективных экономических проектов в строительстве, промышленности и аграрном секторе республики. На конкурентных принципах обеспечивались квотой разовые контракты, заключаемые на экономически выгодных для республики условиях. На аукционной базе реали-зовывались неиспользованные объемы плановой и конкурентной квот. Аукционы по продаже региональной квоты проводились в порядке, устанавливаемом Министерством экономики Российской Федерации. При этом квоты распределялись по четырем основным направлениям:

- Квоты для покрытия продукции республиканского фонда товарных ресурсов. Квотируемая продукция реализовывалась для обеспечения валютной выручки, за счет которой производился закуп основных продуктов питания, медикаментов, товаров народного потребления, медицинского оборудования;

- Квоты на инвестиционные программы. Приобретение импортного оборудования, материалов и осуществление строительных работ инофирмами;

- Квоты для приобретения с/х техники, инвентаря, семян для предприятий Минсель-хозпродукта, фермерских ассоциаций и отдельных фермерских хозяйств;

- Квоты для приобретения новых технологий, обновления парка оборудования и частично для удовлетворения социальных нужд работающих на предприятиях.

Объем необходимых на год региональных квот формировался Государственным комитетом РК по экономике на основе заявок и предложений

органов власти, местных органов самоуправления, предприятий и организаций, расположенных и зарегистрированных на территории Карелии с учетом республиканских потребностей, производственных, ресурсных, экологических и экспортных возможностей региона. При этом перечень продукции, подлежащей квотированию и лицензированию в 1993 году, сократился20. Для обеспечения закупок недостающих основных видов продовольственных товаров, зерна, передовых технологий и оборудования Министерством экономики РФ Республики Карелия на 1993 год были выделены квоты на экспорт продукции в следующих объемах:

- деловая древесина - 760 тыс. куб. м;

- пиломатериалы - 533 тыс. куб. м;

- целлюлоза - 40 тыс. т;

- рыба и рыбопродукты - 26 тыс. т;

- алюминий - 10,5 тыс. т;

- алюминиевый порошок - 2 тыс. т.

Уже за первый квартал 1993 года тремя основными спецэкспортерами было реализовано продукции на 20 млн 528 тыс. долларов:

- по Карелвнешторг - 7 млн 322 тыс. долларов;

- по Кареллеспром - 10 млн 80 тыс. долларов;

- по Экспортлес - 2 млн 326 тыс. долларов21.

Между тем большие объемы экспорта осложняли контроль и позволяли некоторым недобросовестным поставщикам незаконно вывозить за пределы Республики Карелия лицензируемые товары. Для предотвращения незаконного вывоза в 1993 году Министерство безопасности РК проводило оперативно-разыскную деятельность по обнаружению правонарушителей. Так, например, в марте 1992 года в ходе проверки факта

отправки Лахденпохским фанерным комбинатом 40 тонн фанеры в Азербайджан были выявлены нарушения в порядке выдачи лицензий на экспорт товаров в Карельском государственном предприятии «Стимэкслес». В ноябре 1992 года представителем внешнеторговой фирмы «Ка-релвнешторг» была предпринята попытка вывозки в Грузию лесоматериалов по лицензии, декларированной не своим наименованием, что являлось правонарушением, предусмотренным ст. 98 Таможенного кодекса. По данному факту в январе 1993 года городской суд Петрозаводска наложил на Карелвнешторг штраф в размере 200 тыс. рублей с конфискацией 100 куб. м пило-материалов22.

Из-за крайне напряженного положения с продовольствием по всей стране поставки продовольствия из других регионов нередко срывались, что заставляло руководство РК обращать свое внимание на сотрудничество с зарубежными странами. Тесная работа с федеральным правительством в этом направлении давала положительные результаты. Принятые в 1991 году нормативные документы фактически преобразовали Карелию в свободную экономическую зону. Такой статус предоставлял республике ряд привилегий и свобод во внешнеэкономической деятельности, что позволило значительно активизировать деловые отношения с зарубежными партнерами. Выросший в несколько раз товарооборот с другими странами значительно пополнил товарный рынок республики, а многочисленные контракты и инвестиции в других отраслях экономики дали мощный толчок для дальнейшей модернизации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Распоряжение ВС РСФСР от 29.05.1991 г. «О создании условий для ускоренного развития Карельской АССР и расширения ее экономической самостоятельности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ 1р8ШосЪоау=&1тк_1а=17&М=102011594 (дата обращения 02.03.2017).

2 НА РК. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5163. Л. 62-65.

3 Социально-экономические преобразования в Республике Карелия (1990-2005). Петрозаводск, 2007. С. 66.

4 НА РК. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5162. Л. 28.

5 Там же. Д. 5162. Л. 29.

6 Там же. Д. 5173. Л. 41.

7 Там же. Д. 5165. Л. 139.

8 Там же. Д. 5369. Л. 12-13.

9 Там же. Д. 5369. Л. 242-243.

10 Указ Президента РСФСР от 26.12.1991 г. «Об условиях экономического эксперимента по созданию особого порядка инвестирования на территории Республики Карелия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ye1tsin.ru/archive/ аС/33846/ (дата обращения 02.03.2017).

11 Постановление Совета Министров СССР от 08.12.1990 «О формировании валютных фондов в 1991 году» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1awru.info/dok/1990/12/08/n1176813.htm (дата обращения 02.03.2017).

12 НА РК. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5369. Л. 23.

13 Там же. Д. 5368а. Л. 11-12.

14 Там же. Ф. Р-689. Оп. 20. Д. 2546. Л. 2.

15 Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krem1in.ru/acts/bank/1509 (дата обращения 02.03.2017).

16 НА РК. Ф. Р-689. Оп. 20. Д. 2613. Л. 4.

17 Там же. д. 2548. Л. 48.

18 Там же. Ф. Р-690. Оп. 11. Д. 5514. Л. 69.

19 Там же. Д. 5448. Л. 86-94.

20 Там же. Д. 5457. Л. 28.

21 Там же. Л. 53.

22 Там же. Л. 68-69.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Внешнеэкономическая деятельность Республики Карелия: современное состояние, проблемы, перспективы. Петрозаводск: КарНЦ РАН. Ин-т экономики, 1999. 118 с.

2. Громцев Н . А . Внешнеэкономическая деятельность Республики Карелия // Структурная перестройка экономики Республики Карелия: проблемы, тенденции, перспективы: Труды института экономики КарНЦ РАН. Вып. 6. Петрозаводск, 2002. С. 234-243.

3. Громцев Н . А ., Немкович Е . Г., Кухарева Т. В . Экспортный потенциал Республики Карелия // Экономические проблемы становления рыночных отношений Республики Карелия (проблемы и тенденции развития): Сб. науч. тр. Вып. 1. Петрозаводск, 1997. С. 99-104.

4. Дружинин П . В . Развитие экономики приграничных регионов в переходный период. Петрозаводск: КарНЦ РАН. Ин-т экономики, 2005. 245 с.

5. Кочкин П . А . Внешнеэкономическая деятельность Республики Карелия и Финляндии // Экономические проблемы становления рыночных отношений Республики Карелия (проблемы и тенденции развития): Сб. науч. тр. Вып. 1. Петрозаводск, 1997. С. 104-105.

6. Никульченков К . Е . Внешнеэкономическая деятельность Республики Карелия: современное состояние и перспективы // Вестник Карельского филиала СЗАГС - 2009. Петрозаводск, 2009. С. 90-94.

Shumilov M. L, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation) Kiselev A. A., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)

ACTIVATION OF THE FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF KARELIA IN THE EARLY 1990s

The border status of the Republic of Karelia has certain economic advantages in trading with foreign partners; therefore, analysis of the foreign economic experience is always an important and urgent issue for the region. This article analyzes regulations and activities, which transformed Karelia into a free economic zone in the early 1990s. For the first time, based on the previously unpublished documents of the National Archives of the Republic of Karelia, a detailed description of the federal documents is provided. A certain degree of their influence on the region's foreign economic activity in the period of the formation of market relations is determined. In addition, the study revealed basic administrative measures undertaken by the regional leadership to adapt to the status of the republic as a free economic zone. We substantiated a conclusion that in conditions of the economic crisis and sharp deterioration of the internal economic relations the received privilege in the foreign economic activity gave the republic an opportunity to increase business relations with foreign partners significantly, which had a positive effect on the state of the consumer market and economy at large. Key words: Karelia, import, export, trade, quotas, licenses

REFERENCES

1. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost'Respuliki Kareliya: sovremennoe sostoyanie, problemy, perspektivy [Foreign economic activity of the Republic of Karelia: current status, problems and prospects]. Petrozavodsk, KarNTs RAN. Institut ekonomiki Publ., 1999. 118 p.

2. Gromtsev N. A. Foreign economic activity of the Republic of Karelia [Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' Respubliki Kareliya]. Strukturnaya perestroyka ekonomiki Respubliki Kareliya: problemy, tendentsii, perspektivy: Trudy Instituta ekonomiki KarNTs RAN. Petrozavodsk, 2002. Issue 6. P. 234-243.

3. Gromtsev N. A., Nemkovich E. G., Kuhareva T. V. The export potential of the Republic of Karelia [Eksportnyy potentsial Respubliki Kareliya]. Ekonomicheskie problemy stanovleniya rynochnykh otnosheniy Respubliki Kareliya (problemy i tendentsii razvitiya): Sb. nauch. trudov. Petrozavodsk, 1997. Issue 1. P. 99-104.

4. Druzinin P. V. Razvitie ekonomiki prigranichnykh regionov v perekhodnyy period [The economic development of the border regions in the transition period.]. Petrozavodsk, KarNTs RAN. Institut ekonomiki Publ., 2005. 245 p.

5. Kochkin P. A. Foreign Economic Activity of the Republic of Karelia and Finland [Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' Respubliki Kareliya i Finlyandii]. Ekonomicheskie problemy stanovleniya rynochnykh otnosheniy Respubliki Kareliya (problemy i tendentsii razvitiya): Sb. nauch. trudov. Petrozavodsk, 1997. Issue 1. P. 104-105.

6. Nikul'chenkov K. E. Foreign economic activity of the Republic of Karelia: current status and prospects [Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' Respuliki Kareliya: sovremennoe sostoyanie, perspectivy]. Vestnik Karel'skogo filiala SZAGS - 2009. Petrozavodsk, 2009. P. 90-94.

Поступила в редакцию 22.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.