Научная статья на тему 'Реформирование сферы торговли и общественного питания в Карелии (1991-1993 гг. )'

Реформирование сферы торговли и общественного питания в Карелии (1991-1993 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЕЛИЯ / СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ДЕФИЦИТ / KARELIA / FREE TRADE / CATERING / COMMERCIALISATION / PRIVATISATION / CONSUMER MARKET / DEFICIT / COMMODITY SATURATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселёв Александр Андреевич

На основе неопубликованных ранее архивных и статистических данных в статье анализируется ход реформирования карельских предприятий торговли и общественного питания. Впервые подробно рассматриваются процессы коммерциализации, приватизации и освобождения торговли от государственной монополии в начале 1990-х гг. Советская система торговли была излишне централизована, что стало одной из причин кризиса на потребительском рынке. Реформирование торговой отрасли ликвидировало дефицит, однако несовершенство законодательства, крайне тяжелая экономическая ситуация и отсутствие опыта у региональных руководящих органов и коммерческой этики у населения образовало немало новых проблем, которые приходилось решать уже в ходе преобразований. К числу таких проблем можно отнести значительное увеличение продажи низкокачественной продукции, утрату прогрессивных форм торговли, незаконную торговлю без лицензии, уклонение от уплаты налогов и т. д. В работе отражены способы решения поставленных проблем, предпринятые карельским правительством в начале 1990-х гг. Обосновывается вывод о том, что, несмотря на все сложности, торговая отрасль быстро приспособилась к новым рыночным условиям в Карелии. Это позволило ей занять лидирующие позиции региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade and public catering reform of in Karelia (1991-1993)

On the basis of numerous archival materials and statistics data, the article analyses the reform progress in trade and public catering. We considered in detail the processes of trade liberation from the state monopoly, commercialisation and privatisation in Karelia in the early 1990s. Soviet trading system was overly centralised, which was one of the causes of the crisis in the consumer market. Reforming trade industry eliminated deficit, but imperfection of legislation, difficult economic situation and lack of experience of regional governing bodies and commercial ethics formed a number of new challenges that had to be solved in the course of transformation. Such problems included a significant increase in sales of low-quality products, the loss of progressive forms in trade, illegal trade without a license, tax evasion, etc. The article reflects the ways of solving the problems, taken by the Karelian Government. The conclusion is that despite all the difficulties, trade sector quickly adapted to new market conditions in Karelia. This allowed it to stand at the leading position of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Реформирование сферы торговли и общественного питания в Карелии (1991-1993 гг. )»

УДК 94(470.22)

Киселев Александр Андреевич

Институт истории, политических и социальных наук Петрозаводский государственный университет

[email protected]

РЕФОРМИРОВАНИЕ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В КАРЕЛИИ (1991-1993 ГГ.)

На основе неопубликованных ранее архивных и статистических данных в статье анализируется ход реформирования карельских предприятий торговли и общественного питания. Впервые подробно рассматриваются процессы коммерциализации, приватизации и освобождения торговли от государственной монополии в начале 1990-х гг. Советская система торговли была излишне централизована, что стало одной из причин кризиса на потребительском рынке. Реформирование торговой отрасли ликвидировало дефицит, однако несовершенство законодательства, крайне тяжелая экономическая ситуация и отсутствие опыта у региональных руководящих органов и коммерческой этики у населения образовало немало новых проблем, которые приходилось решать уже в ходе преобразований. К числу таких проблем можно отнести значительное увеличение продажи низкокачественной продукции, утрату прогрессивных форм торговли, незаконную торговлю без лицензии, уклонение от уплаты налогов и т. д. В работе отражены способы решения поставленных проблем, предпринятые карельским правительством в начале 1990-х гг. Обосновывается вывод о том, что, несмотря на все сложности, торговая отрасль быстро приспособилась к новым рыночным условиям в Карелии. Это позволило ей занять лидирующие позиции региональной экономики.

Ключевые слова: Карелия, свободная торговля, общественное питание, коммерциализация, приватизация, потребительский рынок, дефицит.

В процессе перехода на рыночные отношения сфера торговли и общественного питания претерпела существенные изменения, благодаря которым она начала демонстрировать устойчивые темпы развития. В Карелии предприятия торговли и общественного питания стали в 2010 г. лидерами по численности занятых в данной сфере по сравнению с другими видами экономической деятельности. Более 16 % населения республики работало в данной отрасли. К таким впечатляющим показателям рассматриваемая сфера пришла через трудный путь многочисленных преобразований. Ломка старой торговой системы и создание новой привела к возникновению многочисленных проблем, которые требуют комплексного изучения.

Первым шагом в реформировании сферы торговли и общественного питания стал Указ Президента РСФСР от 25.11.1991 г. «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР», который предусматривал реорганизацию государственных (муниципальных) предприятий розничной торговли и общественного питания путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, столовых, кафе, ресторанов и т. д.). Им предоставлялись права юридического лица. Указ не предусматривал изменения права собственности, но предприятия становились экономически самостоятельными. Для организации работы по выполнению данного указа в городах и районах Карелии были созданы комиссии, проведена подготовительная работа (разработка уставов, проведение собраний и т. д.). Из 1 325 магазинов государственной торговли подлежало коммерциализации 596 (45 %); предприятий общественного питания - 202 (67 %) [1, л. 47-51]. На базе объединения «Промтовары» началось формирование торгово-коммерческих фирм. Были ликвидированы объединение «Продтовары»,

трест ресторанов и кафе в г. Петрозаводске, а также Отдел рабочего снабжения Костомукшского горнообогатительного комбината. В отдельных городах и районах республики произошло слияние торговых предприятий.

Определяющее воздействие на дальнейшее развитие торговли оказал Указ Президента РФ № 65 «О свободе торговли» от 29 января 1992 г., согласно которому предприятиям (независимо от формы собственности), а также гражданам разрешалось осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность, за исключением торговли товарами, реализация которых была запрещена или ограничена действующим законодательством. Для многих торговля стала основным видом трудовой деятельности. Появились оптовые, вещевые и продовольственные рынки, активное развитие получили мелкие коммерческие палатки (ларьки, «комки»), началось зарождение нового предпринимательского класса.

Свободная торговля на первом этапе приносила немало новых проблем. Существенное несоответствие товарного предложения платежеспособному спросу населения привело к свертыванию дополнительных услуг покупателям и прогрессивных методов продажи товаров. Негативно сказывалось на качестве торгового обслуживания населения нарушение ассортиментной специализации торговых предприятий, когда под видом коммерческой деятельности в продовольственных магазинах шла продажа промышленной продукции. Велась недопустимая торговля лекарственными средствами, различными алкогольными напитками сомнительного качества, косметическими товарами и товарами бытовой химии неизвестного происхождения.

Неконтролируемая свободная торговля также повышала криминогенную обстановку. Наличие в продаже большого количества спиртных

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2016

© Киселев А.А., 2016

68

напитков приводило к массовому появлению лиц в нетрезвом состоянии и увеличению количества преступных и антиобщественных действий. Как отмечалось в докладе, предоставленном на рассмотрение Совету министров Республики Карелия «О порядке применения на территории РК Указа Президента РФ от 29 января 1992 года "О свободе торговли"», заметно снизилось качество продукции, завозимой из-за пределов республики [2, л. 231]. Реальной угрозой стал рост инфекционных заболеваний и пищевых отравлений. При этом государственные санитарно-эпидемиологическая и ветеринарно-санитарная службы республики в условиях общественного беспорядка, характерного для мест свободной торговли, и отсутствия действенной поддержки органов милиции фактически были лишены возможности выполнения своих контрольных и предупредительных функций.

Для наведения порядка на торговых площадях Совет министров Республики Карелия принял ряд мер. Во-первых, мэриям городов и районов республики, Карельскому центру санитарно-эпидемило-гического надзора, государственной ветеринарной инспекции, Министерству сельского хозяйства Республики Карелия поручалось: обеспечить проведение обязательной гигиенической и ветеринарной регистрации и лицензирования всех предприятий, занятых закупкой, производством и реализацией продуктов питания; определить порядок и условия продажи особо скоропортящихся продуктов; разрешать продажу продуктов питания только после предварительной ветеринарно-сани-тарной экспертизы.

Во-вторых, были утверждены рекомендации по разработке санитарных правил торговли пищевыми продуктами в населенных пунктах [2, л. 234]. Документ устанавливал обязательные для исполнения правила торговли, список органов, отвечающих за контроль и надзор, определял лаборатории для проведения необходимых исследований в спорных случаях.

В-третьих, в марте 1992 г. было организовано Карельское республиканское управление государственной инспекции по качеству товаров, в составе которого были отделы по контролю за соблюдением законодательства, регулирующего торговлю, и по контролю за качеством товаров народного потребления [2, л. 94].

В-четвертых, продажа алкоголя была разрешена любым предприятиям и гражданам, но только при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемой органами местной исполнительной власти (мэрии городов и районов), и документа, содержащего сведения об изготовителе этой продукции [3, л. 103-104].

Кроме борьбы с некачественным товаром, предстояло решить проблему налогообложения. По данным Государственной налоговой инспекции, на ав-

густ 1992 г. около 70 % предпринимателей Карелии занимались торговой и посреднической деятельностью. В 1992 г. проверки, проводимые налоговыми органами совместно с органами МВД республики, постоянно устанавливали массовые случаи предпринимательской деятельности, осуществляемой гражданами без регистрации в районной или городской администрации. Незарегистрированным предпринимателям мэрии выдавали разрешительные документы на право продажи винно-водочных изделий [4, л. 119-122]. При этом не только предприниматели, но и работники мэрий допускали ошибочное толкование Указа Президента РФ «О свободе торговли» как отменяющего обязательную регистрацию предпринимательской деятельности, предусмотренную законами РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и «О регистрационном сборе с физических лиц».

Важнейшим требованием Закона РСФСР «О регистрационном сборе» являлся 15-дневный срок рассмотрения заявлений граждан о регистрации предпринимательской деятельности. Однако администрациями городов и районов этот срок нередко нарушался. Это приводило к тому, что доходы граждан не учитывались. Кроме того, местные администрации Петрозаводска, Кондопоги, Сеге-жи, Суоярви регистрировали предпринимательскую деятельность граждан, не проживающих на территории этих городов, и тем самым создавали дополнительные трудности налоговым органам по контролю за получаемыми ими доходами, а гражданам создавали дополнительные возможности по сокрытию доходов.

Подобные проблемы возникали не только в Карелии, они были типичны для всей России. В целях устранения недостатков в организации свободной торговли 31 августа 1992 г. Правительство Российской Федерации выпустило постановление «О дополнительных мерах по устранению недостатков в организации свободной торговли». Постановление предусматривало порядок реализации скоропортящихся продуктов, организацию деятельности по сбору налогов с доходов, координацию государственных органов, ответственных за сферу торговли и общественного питания, принятие дополнительных мер по обеспечению охраны общественного порядка в местах осуществления свободной торговли.

В феврале 1992 года был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», который предусматривал создание при местной администрации органов по защите прав потребителей. Созданные органы подчинялись и координировали свою работу с подразделениями местной администрации, а также с территориальными органами Госстандарта России, Госкомсанэпиднадзора России. Помимо специальных органов при администрации создавались общественные организации потреби-

телей. Они имели право участвовать в разработке требований к качеству и безопасности товаров, проводить независимую экспертизу, совместно с соответствующими государственными органами участвовать в осуществлении контроля за применением регулируемых цен, проверять соблюдение прав потребителей, а также правил торгового, бытового и иных видов обслуживания [7, л. 250].

По данным Государственного комитета Республики Карелия по экономике, к марту 1993 г. были созданы отделы по защите прав потребителей в городах Петрозаводске, Сегеже, Пряжинском районе, введена в штатное расписание должность специалиста с соответствующими функциями в г. Кон-допога. В остальных городах и районах эти функции были возложены на комиссии по защите прав потребителей при мэриях [10, л. 20]. В феврале 1993 г. при Карельском территориальном антимонопольном управлении был сформирован совет по делам потребителей, основной целью которого являлась координация работы органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), обеспечение общественной защиты прав и законных интересов граждан [10, л. 21]. В совет входили представители антимонопольного управления, республиканского центра госэпидемнадзора, карельского управления госторгинспекции. Заседания совета проводились при участии специалистов прокуратуры, министерства внутренних дел, таможни. Помимо создания органов по защите прав потребителей, предусматривалось поэтапное введение обязательной сертификации товаров. Для этих целей в октябре 1992 г. был организован Карельский центр стандартизации и метрологии [5, л. 105-106].

Одним из главных процессов в реформировании торговой системы стал процесс смены собственника. В 1992 г. начался первый (малый) этап приватизации в Карелии. Правовой основой преобразования собственности путем приватизации явился Закон от 03.07.1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и Закон от 05.06.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Закон определял требования к государственным программам приватизации, функции государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом как организатора приватизации и Российского фонда федерального имущества как продавца приватизируемых федеральных объектов. Приватизацию имущества, находящегося в собственности республики, организовывали комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления и местной администрации. Продажу республиканского имущества осуществляли соответствующие

фонды имущества и назначенные ими представители. Второй раздел закона определял порядок и способы приватизации. Заключительный раздел раскрывал дополнительные, но не менее важные вопросы: оформление сделок приватизации, обязанности продавца и покупателя, государственные гарантии прав участников приватизации, недействительность сделок приватизации, ответственность за нарушение закона.

Цели, классификация объектов по возможности их приватизации, задания, условия, способы приватизации на конкретный год определялись государственными программами. В 1992 г. основополагающим документом стала Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год от 11.06.1992 г. Отдельные положения закона конкретизировались различными указами Президента РФ. Законодательство Республики Карелия о приватизации состояло из закона от 21.10.1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РК» [12, с. 100120], постановления о порядке введения в действие закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Карелия [12, с. 121-122], республиканской программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в республике Карелия на 1992 г. (действие программы было пролонгировано на 1993 г.) и многочисленных дополнительных постановлений, распоряжений и других нормативно-правовых актов. В программе одна из целей предполагала «облегчение перехода к свободным ценам путем ускорения приватизации предприятий торговли и сферы услуг».

1992 г. по объему и характеру проведенных реформ стал определяющим для новой системы торговли. Однако статистические данные показывали неутешительные результаты. Всего за этот год в Республике Карелия было приватизировано 75 предприятий розничной торговли и 20 предприятий общественного питания [8, л. 103]. Розничный товарооборот за 1992 г. составил 34 мрлд рублей, что почти в 10 раз больше, чем год назад, хотя товаров в физической массе население приобрело на 40,5 % меньше, чем за соответствующий период прошлого года [14, с. 134]. Рост товарооборота в действующих ценах был получен только за счет ценового фактора. Исходя из ограниченного круга предприятий торговли, отчитывающихся перед органами статистики, в общем объеме розничного товарооборота доля покупок продуктов питания составила 62 % (против 52,5 % за 9 месяцев 1991 г.). При этом за 9 месяцев население приобрело меньше продуктов, чем за этот же период прошлого года: мяса, рыбы, масла животного, сахара, чая в натуральном выражении - в 2-3 раза; колбасных изделий, сельди, консервов рыбных,

сыра, кондитерских изделий - в 1,5-2 раза; консервов мясных, маргариновой продукции, яиц - на 30-40 % [6, л. 122-123]. Снижение товарооборота в сопоставимых ценах, высокие цены на товары, недостаток собственных оборотных средств, ограничение кредитных ресурсов или получение их под высокие проценты привели к тому, что, получив максимальную самостоятельность, предприятия торговли оказались в крайне тяжелом финансовом положении.

Развитие торговли в 1993 г. проходило в условиях обострения общей экономической ситуации и значительных структурных изменений отрасли. Положение на потребительском рынке оставалось сложным. Проведенная в республике коммерциализация предприятий розничной торговли и общественного питания, ликвидация торгов и трестов; начатая приватизация отрасли пока не привела к должным результатам. Однако количественные показатели приватизированных объектов в торговле и общественном питании в сравнении с другими отраслями экономики впечатляли. Процесс смены собственника шел активно, особенно в Петрозаводске, Сортавале, Костомукше, Кеми. В то же время в Олонецком, Прионежском районах за весь 1993 г. не оказалось ни одного приватизированного предприятия торговли [11, с. 76].

Причины, объясняющие такой рост приватизированных предприятий торговли и общепита, таковы:

- высокий уровень доходности торгово-посред-нической деятельности и быстрый оборот капитала;

- отсутствие у населения достаточного стартового капитала на долговременные инвестиции в производство;

- нестабильность законодательства и политической обстановки;

- отсутствие у коммерсантов производственного опыта.

Торговля и общепит оказались самой привлекательной сферой для частной инициативы. Согласно данным, приведенным в таблице [13, с. 2], в 1993 г. количество частников в общей доле товарооборота достигло 34 % (табл. 1).

При этом данная статистика товарооборота велась только по официально зарегистрированным предприятиям. «Теневики», «челноки», обычные граждане, которые вели торговлю «из-под полы», официальной статистикой не учитывались. Ста-

тистика отмечает также резкое снижение доли потребительской кооперации. Если в 1990 г. она составляла 18 %, в 1992 г. - 12 %, то в 1993 г. -всего 7 %. При этом снижался удельный вес товарооборота потребкооперации в районах республики, особенно в Лахденпохском, Медвежьегорском, Олонецком, Прионежском, Пряжинском, в то же время в г. Петрозаводске он увеличился почти в 2 раза [11, л. 75].

Приватизация сферы торговли и общественного питания образовала новый круг проблем. Прежде всего это касалось оптового звена. Первоочередная приватизация крупных оптовых предприятий, находившихся в федеральной собственности, разрушила сложившуюся систему товарообмена. Оптовые предприятия сворачивали деятельность, уклонялись от поставок товаров по районам республики, занимались распродажей товаров через собственную розничную сеть.

В деятельности небольших предприятий также возникли серьезные хозяйственные трудности, связанные с изысканием и поступлением товарной массы, транспортом, налаживанием связей с поставщиками, недостатком финансовых средств. Согласно расчетам, на 1 июня 1993 г. недостаток собственных оборотных средств только у предприятий розничной торговли составлял около 20 мрлд рублей, у оптовых предприятий - 15 мрлд рублей [19, л. 125]. Тяжелое финансовое положение вызывало потребность в дополнительных кредитных ресурсах, которые были ограничены. Существенно уменьшилось поступление в торговлю нового оборудования при большой степени изношенности старого, что усугубляло положение с техническим оснащением. Неплатежи торгующих организаций приводили к тяжелому финансовому состоянию предприятий перерабатывающей промышленности и совхозов республики [11, л. 65-66].

Но не все торгующие организации и предприятия общепита находились в бедственном положении. Несмотря на экономические и финансовые трудности, ряд предприятий, перейдя к новым формам хозяйствования, добились определенных позитивных результатов. Госкомсобственности Республики Карелия отмечал такие положительные тенденции, как рост товарооборота, расширение и обновление товарного ассортимента. Самостоя-

Удельный вес 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г.

государственной торговли 82 82 79 45

кооперативной 18 18 12 7

частной 7 34

прочей 6

совместной 2 8

Таблица 1

Структура товарооборота Карелии по формам собственности

тельность в хозяйственной деятельности подняла на новый уровень коммерческую работу. Предприниматели быстрее искали поставщиков. Шире стали применяться активные формы обслуживания покупателей: выставки-продажи, выездная торговля, аукционы и др. Благодаря смене формы собственности предприниматели получили возможность укрепить материально-техническую базу магазинов. Руководители меняли интерьер помещений для более удобного и быстрого обслуживания покупателей и лучшей организации труда работников. Заработная плата ежеквартально пересматривалась, что являлось стимулом и залогом прямой заинтересованности работников в успехах своего предприятия [9, с. 57-58].

Однако в целом такие положительные тенденции были скорее исключением из правила. Процесс приватизации не привел пока к повышению культуры обслуживания покупателей, практически была уничтожена система самообслуживания. В большинстве магазинов не производилась подготовка товаров к продаже. Покупатели тратили много времени на стояние в очередях. В магазинах увеличилась доля импортных товаров не первой необходимости, которые вытесняли товары повседневного спроса, что приводило к ущемлению интересов покупателей различных социальных групп. Много проблем было с продажей сложнобытовой техники. Магазины в нарушение Закона о защите прав потребителей продавали холодильники, телерадиоаппаратуру и другие товары без гарантии или произвольно сокращали ее сроки, отказывались принимать обратно проданные бракованные изделия. За 1993 г. Карельским управлением госторгин-спекции было проведено более 1 тысячи проверок, в 782 случаях (78 %) были обнаружены нарушения правил торговли и Закона о защите прав потребителей при продаже некачественных товаров. В результате с предприятий взыскали штрафные санкции в объеме 26,2 млн рублей [11, л. 76].

1993 г. характеризовался дальнейшим приростом розничного товарооборота за счет роста цен. При этом продажа товаров в физической массе осталась на уровне 1992 г., а в Пудожском районе она сократилась на 43 %, в Муезерском - на 35 %, в г. Питкяранта - на 33 %. Такое положение свидетельствовало о том, что коммерческие структуры вели свою деятельность в основном в городах и районных центрах. Если в городах наблюдалось относительное изобилие товаров, то в отдаленных населенных пунктах отсутствовали в продаже товары первой необходимости, такие как соль, спички, крупы, хлеб, картофель и т. д.

Экономические реформы привели к серьезной перестройке в сфере торговли и общественного питания. Демонополизация государственной торговли, приватизация и образование нового предпринимательского класса дали возможности развиваться новым формам организации потребительского рынка. Первые годы реформирования были самыми тяжелыми. Свободная торговля привела к практически бесконтрольному товарообороту некачественной импортной продукции, развитию теневого сектора экономики. Реформирование отрасли разрушило оптовую систему торговли. Увеличилась продажа через новые посреднические каналы, где товары многократно перераспределялись в интересах перекупщиков. Несовершенство законодательства и некомпетентность государственных органов позволили недобросовестным гражданам торговать нелегально, без уплаты налогов. Однако не стоит отрицать тот факт, что сложившаяся кризисная ситуация на потребительском рынке Карелии, связанная с необходимостью ликвидировать товарный дефицит, дала толчок для развития товаропроводящей инфраструктуры. Новый предпринимательский класс, ориентируясь на потребности населения, лучше освоился в новых рыночных условиях, так как торговые предприятия быстрее реагировали на изменения спроса и предложения и не требовали больших затрат для их создания и развития. Результаты приватизации и ежегодный прирост товарооборота позволили торговой отрасли занять лидирующие позиции в экономической структуре Карелии.

Библиографический список

1. Национальный архив Республики Карелия (НАРК). - Ф. 690. - Оп. 11. - Д. 5314.

2. НАРК. - Ф. 690. - Оп. 11. - Д. 5315.

3. НАРК. - Ф. 690. - Оп. 11. - Д. 5317.

4. НАРК. - Ф. 690. - Оп. 11. - Д. 5320.

5. НАРК. - Ф. 690. - Оп. 11. - Д. 5322.

6. НАРК. - Ф. 690. - Оп. 11. - Д. 5368.

7. НАРК. - Ф. 690. - Оп. 11. - Д. 5381.

8. НАРК. - Ф. 690. - Оп. 11. - Д. 5505.

9. НАРК. - Ф. 690. - Оп. 11. - Д. 5507.

10. НАРК. - Ф. 690. - Оп. 11. - Д. 5534.

11. НАРК. - Ф. 690. - Оп. 11. - Д. 5625.

12. Сборник законов Республики Карелия. -Петрозаводск: Издание Верховного совета Республики Карелия, 1992. - 253 с.

13. Торговля Республики Карелия в 199-1993 гг. -Петрозаводск: Карелстат, 1993-1994. - 71 с.

14. Экономические реформы в Республике Карелия: Состояние. Последствия. Перспективы. -Петрозаводск: Фолиум, 1997. - 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.