Научная статья на тему 'Торговый сектор и решение проблем потребления в Среднем Поволжье в конце 1980-х начале 1990-х гг'

Торговый сектор и решение проблем потребления в Среднем Поволжье в конце 1980-х начале 1990-х гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСТРОЙКА / СССР / СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / РЫНОК / ТОРГОВЫЙ СЕКТОР / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ДЕФИЦИТ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / СВОБОДА ТОРГОВЛИ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / PERESTROIKA / USSR / AVERAGE VOLGA REGION / MARKET / TRADING SECTOR / CONSUMPTION DEFICIENCY / SHADOW ECONOMY / FREEDOM OF COMMERCE / LIBERALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якупов Роман Александрович

В данной статье анализируется развитие торгового сектора Среднего Поволжья в условиях товарного кризиса в России конца 1980-х начала 1990-х гг. На основе архивных материалов и законотворческой деятельности органов государства и местного самоуправления оцениваются содержание, степень эффективности и последствия трансформационных процессов в торговой сфере для потребительской системы страны. Автором освещаются базовые тенденции, формы и механизмы структурных изменений в торговых отношениях областей региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торговый сектор и решение проблем потребления в Среднем Поволжье в конце 1980-х начале 1990-х гг»

ИСТОРИЯ

УДК 947

Р. А. Якупов

ТОРГОВЫЙ СЕКТОР И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В КОНЦЕ 1980-х - НАЧАЛЕ 1990-х гг.

Аннотация. В данной статье анализируется развитие торгового сектора Среднего Поволжья в условиях товарного кризиса в России конца 1980-х - начала 1990-х гг. На основе архивных материалов и законотворческой деятельности органов государства и местного самоуправления оцениваются содержание, степень эффективности и последствия трансформационных процессов в торговой сфере для потребительской системы страны. Автором освещаются базовые тенденции, формы и механизмы структурных изменений в торговых отношениях областей региона.

Ключевые слова: перестройка, СССР, Среднее Поволжье, рынок, торговый сектор, потребление, дефицит, теневая экономика, свобода торговли, либерализация.

Abstract. The development of the trading sector of the Average Volga region in the conditions of the commodity crisis in Russia at the end of 1980s - beginning of 1990s is analyzed in this article. The content, the level of efficiency and the consequences of the transformation processes in the trading sphere for the consumption system of the country are graded on the base of the archive materials and the lawmaking activity of the government and local authorities. The base trends, forms and mechanisms of the structure changes in the trading relations of the country are reported by the author.

Keywords: perestroika, USSR, Average Volga region, market, trading sector, consumption deficiency, shadow economy, freedom of commerce, liberalization.

Провозглашенная политика Перестройки в СССР началась с попыток преобразований в экономике, не выходящих за рамки прежней структуры, но в которой уже явственно обозначились пределы возможностей управления и распределения ресурсов из единого центра на территории огромной страны [1, с. 1]. В ряде краев и областей начались эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования и рациональным размером предприятий.

Распределительная система торговли, которая в СССР несколько десятилетий обеспечивала минимум жизненных потребностей населения, начала испытывать определенные трудности. По замыслу руководства, способствовать выходу потребительского сектора из кризисного состояния, открыть путь к формированию экономики, основанной уже на рыночном распределении ресурсов, должна была реформа торговой сферы.

К 1985 г. торговля в Среднем Поволжье осуществлялась крупной сетью предприятий, оснащенных достаточно мощной материально-технической базой. Так, в Самарской области на данный период насчитывалось 2450 магазинов площадью около 400 тыс. м2, 2904 столовых, а вместимость кафе и ресто-

ранов составляла 250 тыс. посадочных мест [2, с. 15]. В Пензе общее количество магазинов достигло 517 - из них 336 продовольственных и 178 хозяйственных [3, л. 176].

С середины 1980-х гг. торговля как основной индикатор экономики начала коренным образом деформироваться в особую отрасль народного хозяйства с собственным производством, институтами управления и сбыта. «Монополистом» торгового сектора в этот период становится Министерство торговли СССР, которое занималось определением основных направлений в развитии, разработкой перспективных и годовых планов, изучением и прогнозированием спроса населения на товары и т.д. Управленческая надстройка в торговом секторе имела свою определенную иерархию. На всесоюзном уровне данную отрасль возглавляло Министерство торговли СССР, на союзном - Министерство торговли союзной республики, на республиканском -оптовые объединения, на областном - управления торговлей областных (краевых) исполкомов Советов народных депутатов.

В рамках перехода к «экономическим методам хозяйствования» и полному хозрасчету предприятий было проведено радикальное изменение всей руководящей структуры. За один год в отраслях было полностью ликвидировано среднее звено управления с переходом к двухзвенной системе взаимодействия - «министерство - завод». Параллельно с объявленной в июне 1987 г. концепцией «перестройки» начала свертываться плановая система распределения ресурсов. Взамен планируемых поставок создавалась сеть товарных и товарно-сырьевых бирж [4, с. 36].

В 1987-1989 гг. в СССР начали повсеместно реализовываться меры по расширению прав и самостоятельности предприятий и объединений торговли, что выразилось в их переводе на хозрасчет и самофинансирование. В новых условиях хозяйствования ответственность за выполнение плана товарооборота всецело ложилась на плечи аппарата объединений, торгов и т.д. Допущение рыночного обмена по опыту НЭП 1920-х гг. применительно к другому историческому этапу развития экономики свидетельствовало о сохранении прежних идеологических ориентиров, что в дальнейшем оказало большое влияние на разработку стратегии осуществляемых реформ, в том числе в торговле [5, с. 184].

В мае 1988 г. была расширена частная инициатива граждан. С принятием закона «О кооперации в СССР» в торгово-посреднической деятельности начинают появляться кооперативные, арендные и хозрасчетные организации, которые выполняли платные услуги для населения, работали в условиях самоокупаемости и носили, как правило, спекулятивный характер [6, с. 52]. Подписанный позднее Указ Президента РСФСР «О коммерциализации предприятий торговли в РСФСР» от 25 ноября 1991 г. лишь закрепил сложившиеся к этому времени отношения в торговом секторе [7]. Во исполнение данного Указа была начата реорганизация предприятий розничной торговли и общественного питания независимо от ведомственной принадлежности путем выведения из их состава структурных единиц (магазинов, общественных столовых, кафе, ресторанов и др.). Однако желаемый процесс коммерциализации осуществлялся крайне медленно. Первоначально реформа дала определенные позитивные результаты в области стабилизации и улучшения финансового положения предприятий отрасли. Но аренда развивалась в «советской» торговле не должным образом, поэтому и не сыграла той роли, которую она, как

промежуточная форма, должна была сыграть: подготовить трудовые коллективы к самостоятельному ведению хозяйства в условиях перехода на рыночные отношения, быть базой приватизации собственности. Подлежащие реорганизации торги, тресты, объединения продолжали функционировать, сохраняя свое монопольное положение в государственной торговле, и всячески препятствовали магазинам, столовым, кафе, ресторанам в приобретении статуса юридического лица.

Существенным образом влияли на процесс развития торговли в областях Среднего Поволжья и региональные особенности. При этом следует отметить, что в условиях переходного к рыночным отношениям периода темпы проводимых преобразований в большей своей части зависели от политики местных властей. Областные органы власти, не имея четкого представления о государственной экономической политике, по-своему трансформировали понятие «экономические реформы» к специфике своей территории. Среди своеобразных антиподов по реализации реформирования торгового сектора и способу решения проблем в потребительской системе Средневолжского региона можно выделить Самарскую и Ульяновскую области.

Сдержанное отношение к приватизации объектов торговой сферы (практически все они по распоряжению горсовета перешли в муниципальную собственность), предпринимательству, частной торговле было характерно для Ульяновской области, где в политике администрации основной упор делался на регулирование цен основных продовольственных товаров, а также запрет на вывоз за пределы области датируемых ресурсов [8]. Такой подход властей объяснялся наличием конкурентоспособных автомобилей УАЗ, которые давали возможность областному руководству получать по бартеру из других регионов дефицитные резервы. Высокая доля сельскохозяйственного производства в структуре экономики, в свою очередь, способствовала бесперебойному обеспечению продовольствием населения области [9]. Глава Ульяновской областной администрации Ю. Ф. Горячев, пришедший из партийных структур и сохранивший в неизменном виде исполнительную вертикаль в области, стал «гарантом стабильности» в регионе [10].

Самарский же вариант, напротив, считался активно реформистским. Интенсивная приватизация малых предприятий торговой отрасли, содействие предпринимательству, открытость региона свидетельствовали о прочной позиции местных властей по скорейшему переходу к рынку и восстановлению межрегиональных связей. С начала 1990-х гг. одной из самых серьезных для населения области стала продовольственная проблема. Именно ее решение способствовало ускоренному завершению процесса приватизации малых предприятий торговой отрасли.

Что касается Пензенской области, то среди своих соседей в регионе она занимала промежуточное положение. Федеральная поддержка местного бюджета помогала руководству проводить в жизнь меры по оказанию социальной помощи населению, а резкий спад производства в промышленном и аграрном секторах подталкивал администрацию активнее искать пути выхода из кризиса.

Выполнение государственных директив по коммерционализации торгового сектора натолкнулось не только на своеобразную политику администрации регионов, но и на реакцию областных аппаратов торговой номенклатуры, которая сознательно противилась потере своей власти и рассчитывала на

то, что такое торможение позволит ей в будущем занять ключевые позиции в сфере торговли. Существование отживших организационных структур в отрасли мешало преодолению монопольных тенденций в установлении розничных цен на общем фоне реализации концепции перехода к рынку и порождало постоянный рост «дефицита механизма координации» управленческой элиты.

Итак, реформирование торгового сектора происходило как на фоне кризиса аппарата управления, так и на фоне ухудшавшейся экономической ситуации. Положение на российском потребительском рынке в 1989-1991 гг. можно было охарактеризовать как катастрофическое. Данные опросов Всесоюзного научно-исследовательского института конъюнктуры и спроса показывают, что к концу 1989 г. из 989 видов товаров народного потребления в относительно свободной продаже без существенных перебоев находились лишь 11 % [11, с. 28]. В Самарской области за 1990 г. по поставкам в продовольственный фонд было недополучено 7,5 тыс. т масла, рыбы, кондитерских изделий [12, л. 66]. Степень удовлетворения заказа торговых организаций не превышала 30-40 % [13, л. 12]. Исчезновение с прилавков магазинов товарной массы сопровождалось введением талонной (нормированной) системы распределения, которая к концу 1989 - началу 1990-х гг. стала распространяться в большинстве городов и сельской местности и явно носила децентрализованный характер [14, л. 85]. Не исключением были и области Среднего Поволжья, где, начиная с 1990 г., резко ухудшилось снабжение продовольствием [15].

В Самарской области товаров, выдаваемых в 1990 г. по талонам, насчитывалось 12: 1 кг сахара и вареной колбасы, 500 г крупы, 200 г сливочного масла, 300 г растительного масла, 200 г карамели, 300 г макаронных изделий, 350 г маргарина, 1 дес. яиц, 5 пачек сигарет, 1 бутылка водки, 3 коробки спичек. На квартал полагалось 200 г туалетного мыла и 1 кусок хозяйственного, 1 кг моющих средств. Талоны, как и в соседних областях, получали по будням в строго определенное время: с 9.00 до 17.30, когда основная часть населения была на работе. Однако в Самаре даже по талонам на 12 видов продовольственных и непродовольственных товаров что-либо купить было сложно [16, л. 8-12]. Из города ездили за продуктами в соседние области - Ульяновскую и Пензенскую. Только из Ульяновской области было вывезено товаров в соседние регионы на сумму 1 млн 624 тыс. руб. [17, с. 1].

В Пензенской области к началу 1990 г., как и в других городах Среднего Поволжья, продажа отдельных товаров повседневного спроса из-за недостаточных ресурсов производилась нормированно [18, л. 72]. Продукты питания в пензенских магазинах продавали только жителям области, а «ажиотажный спрос вынудил горисполком принять решение о переходе на талонную систему распределения 10 видов продовольственных и 4 непродовольственных товаров» [18, л. 72].

Ситуация на потребительском рынке Ульяновской области в 1990 г. также была близка к чрезвычайной: повсеместно вводились талоны, визитки и другие экстренные меры [19, с. 1]. Сыр, сахар, конфеты продавались нор-мированно, а автомобили местного машиностроительного завода стали обмениваться на табачные изделия, которые добавились ко всем прочим дефицитным товарам [20, 21].

В период нарастания товарного кризиса усиливалось сращивание торговли с теневой ложей экономики. Неудовлетворительная работа потреби-

тельского сектора вынуждала граждан вести поиск альтернатив централизованному распределению и потребкооперации каналов приобретения необходимых им товаров. Это подтверждается ответами респондентов на вопрос о том, у каких категорий лиц они покупали дефицитный товар. Помимо работников торговли (48,8 %), ими являлись люди, скрытно торгующие у магазинов (36,4 %), граждане, побывавшие за границей (16,4 %), работники сферы бытового обслуживания (4,8 %), а также кооператоры, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, владельцы приусадебных участков (12,8 %). «Идти на поклон» к спекулянту многих заставляло отсутствие в продаже товаров не только высококачественных, модных, но и нередко -первой необходимости [22, с. 102].

На фоне стихийных процессов в потребительской отрасли страны государство продолжало реформировать структуру управленческого звена торгового сектора. Главной целью преобразований на данном этапе являлась попытка сократить громоздкую систему управления, которая больше не могла себя оправдывать в новых социально-экономических реалиях. Практически одновременно с начавшейся либерализацией выходит Распоряжение Правительства РФ «О ликвидации торгов, трестов, объединений и создании коммерческих структур в розничной торговле» [23], которое предусматривало в кратчайшие сроки полную ликвидацию торгов, трестов, объединений, а также создание необходимых условий для самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли и общественного питания с правами юридического лица, созданных в результате выделения структурных единиц из состава реорганизованных государственных (муниципальных) предприятий розничной торговли и общественного питания. Так, в начале 1992 г. Постановлением главы администрации г. Пензы было упразднено Областное управление торговли, а на его основе создана Торгово-производственная ассоциация [24, л. 3]. В Самарской области также перестали функционировать Областное управления бытового обслуживания населения, Управление общественного питания. Городской хозрасчетный отдел торговли был преобразован в ХУТОП (Хозрасчетное управление торговли и общественного питания) [5, с. 187]. Таким образом, развитие рыночных отношений в период становления новой России сопровождалось намеренной децентрализацией управления в торговой сфере. Основной функцией руководящих органов становится контроль по соблюдению норм и правил на потребительском рынке, а управленческая функция хозяйственной деятельности должна была осуществляться каждым предприятием торговли самостоятельно.

Апогеем реформирования торгового сектора стал Указ Президента «О свободе торговли» [25], который предоставил предприятиям и гражданам право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. С этого момента торговать можно было в любых удобных местах, «за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления». Однако вскоре в Указ были внесены существенные изменения. В новом тексте устанавливалось, что предприятия и граждане могут торговать только в местах, специально отведенных органами исполнительной власти. В Пензе из примечательных мест в утвержденном администрацией города списке значились уже довольно известные среди горожан точки - тротуар по ул. Бакунина, Центральный рынок, рынок автовокзала и т.д. [26, с. 2].

С этого времени в России начинается процесс реорганизации форм и институтов торговли. Рынок постепенно завоевывал значительную часть торгового сектора, а его доля в структуре товарооборота характеризовалась постоянным ростом.

Торговые отношения в 1990-е гг. плавно переместились на центральные городские рынки. Как правило, в советское время во многих городах действовали так называемые «барахолки», на месте которых позднее и возникли легальные коммерческие ряды с челноками и мелкоторговцами. Формально они предназначались для купли-продажи подержанных вещей, но фактически, в тех или иных масштабах, там всегда шла спекуляция (перепродажа новых вещей, купленных в государственных магазинах), каравшаяся по закону. Поэтому их регулярно то закрывали в борьбе с «мелкобуржуазными пережитками», то снова открывали, следуя экономической целесообразности. Лишь после принятия законов «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» [27], а затем и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [28] «барахолки» расцвели и трансформировались в вещевые рынки, которые вскоре перешли к легальной торговле. В большинстве своем торговые точки заполнились товарами, либо купленными за границей, либо перекупленными в других городах. По данным Государственного таможенного комитета, 3 % пассажиров в 1993 г. ввозили в страну столько же товаров, сколько и остальные 97 %. На долю челночного бизнеса пришлось 70 % ввозившихся в Россию недорогой одежды, спортивных костюмов, перчаток, подавляющая часть дешевой бижутерии, примерно половина изделий из кожи, до 30 % аудио- и видеотехники [29, с. 108]. Имелись также и торговые ряды с продовольствием, цена которого была ниже, чем в магазинах, что в условиях снижения доходов населения играло немаловажную роль. На примыкающей к рынку территории разворачивалась организованная и неорганизованная торговля, которая формально не была включена в сферу деятельности администрации городского рынка, но фактически жила за счет преимуществ концентрации покупателей, привлекаемых именно им. В России впервые за долгие годы появился стимул зарабатывать, а не пытаться добывать товар через распределительную систему [30, с. 104]. Кроме того, среди положительных тенденций реформирования можно выделить и процесс формирования определенного слоя собственников, способных умело и энергично хозяйствовать, обеспечивая высокий уровень обслуживания населения.

Свобода торговли широко способствовала развитию не только рынков, но и многочисленных торговых точек. Так, широкое распространение в 1990-е гг. получили ларьки, которые в народе именовались «комками». Ассортимент таких «мини-магазинов» был достаточно разнообразен: от жевательных резинок, заполонивших в то время российский рынок, до товаров алкогольной группы. Продажа последних продолжалась лишь до вступления в законную силу Указа Президента РФ «О государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» [31], установившего временный порядок торговли винно-водочными изделиями.

Одновременно росла и сеть предприятий розничной торговли и общепита. По данным Всероссийской переписи предприятий розничной торговли и общественного питания, на 1 января 1994 г. в стране насчитывалось 2 тыс. торгов, контор и трестов (оптовая торговля), 94 тыс. розничных торговых

предприятий, имевших статус юридического лица, и 271 тыс. торговых магазинов, палаток, лотков, что свидетельствовало о создании разнообразной структуры торговли. В Самарской области число крупных и средних предприятий розничной торговли в 1995 г. составило 2879 и 1103 предприятий общественного питания. Но общий объем торговых площадей сократился на треть.

Таким образом, степень эффективности политики государства по трансформации торгового сектора следует признать достаточно низкой в силу больших принципиальных расхождений задуманного с теми реалиями, которые постигли торговлю в период реформ. Несмотря на определенные успехи и позитивные тенденции, в стране к окончанию основного этапа преобразований так и не сложились условия для коммерческой успешности отечественных торговых предприятий.

Выход из кризисного состояния системы потребления был найден не за счет внутренних ресурсов, а за счет хлынувшей из-за рубежа импортной продукции. По материалам органов государственной статистики: в I полугодии 1994 г. удельный вес представленных к продаже импортных мужских костюмов, брюк, обуви, женских блузок, туфель, джемперов составлял более 40 %, телевизоров цветного изображения - 50 %, видеомагнитофонов - 80 %. Роль импортных товаров в насыщении потребительского рынка продуктами питания возросла и по таким товарам, как кондитерские и ликеро-водочные изделия, соки, птица, цитрусовые и субтропические плоды. Сокращающееся внутреннее производство не могло обеспечить даже существенно снизившееся потребление населения [31]. В Пензенской области поступление в торговлю импортных товаров составляло 10 % от всех товарных ресурсов, а удельный вес завозимых продовольственных товаров в область достигал 20 %, непродовольственных - 80 % [32, с. 14].

Большая часть объектов торговли, находившихся в условиях коммерциализации, не выдержала внешней конкуренции. По официальной статистке, все российские торговые организации на 1 января 1994 г. работали с убытком в 1 % товарооборота, что сильно осложняло ситуацию в потребительском секторе.

Анализ социально-экономических экспериментов, проводимых в России в конце 1980-х - начале 1990-х гг., дает возможность выделить целый ряд причин и факторов, которые в итоге обрекли попытки преобразований торговой сферы на неудачу.

Во-первых, это недооценка принципиального отличия «социалистических торговых предприятий» от западных. По мнению реформаторов, «единственное, что требовалось сделать для формирования на их базе эффективно работающей рыночной экономики, - это передать их в частную собственность и освободить от директивного планирования» [33, с. 83]. Но приватизация в России стала лишь юридической формальностью. Долгие десятилетия работавшая в условиях монополизма торговля не могла за столь короткий промежуток времени освоить новые правила рыночной игры.

Во-вторых, череда ошибок, просчетов и непоследовательных мер социально-экономической политики аппарата государства. Сделав большую ставку на процессы приватизации и либерализации, власть так и не смогла решить поставленных задач.

И в-третьих, немаловажным фактором неэффективности проводимой

трансформации торгового сектора стала позиция торговой номенклатуры и

органов местного самоуправления, действия и решения которых зачастую

вступали в противоречие с предписаниями программы реформ.

Список литературы

1. Чепуренко, А. Ю. Предпринимательство и политика поддержки предпринимательства в России (1990-2000 гг.) / А. Ю. Чепуренко. - М. : НИСИПП,

ГУ-ВШЭ, 2009. - 36 с.

2. Паталах, М. А. Трансформация потребительского сектора торговли СССР (РФ) в условиях переходной экономики 1985-1998 гг.: на материалах Самарской области : автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Паталах М. А. ; Сам. гос. эконом. ун-т. - Самара, 2008. - 25 с.

3. ГАПО. Ф.Р.-2409. Оп. 1. Д. 1839.

4. Белолипецкий, В. В. Структурные изменения в СССР: 1985-1991 / В. В. Белолипецкий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего : межвузовский сборник научных трудов / под общ. ред. С. Н. Волкова. - Пенза : ПГТА, 2008. -Вып. 12. - С. 34-37.

5. Паталах, М. А. Перестройка законодательства о торговле в СССР в условиях кризиса социалистической системы хозяйства (конец 1980-х - начало 1990-х гг.) / М. А. Паталах // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 1 (15). - С. 183-191.

6. Яковлев, В. Ф. Закон о кооперации - фундаментальный акт экономической реформы / В. Ф. Яковлев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. -1989. - № 1. - С. 50-59.

7. Указ Президента РСФСР от 25.10.1991 г. № 233 «О коммерционализации торговли в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 48. - Ст. 1675.

8. Приватизируются предприятия // Симбирский курьер. - 1992. - 14 июля.

9. Что почем на Волге? // Народная газета. - 1992. - 17 июля.

10. Ельцов, Г. Если хочешь быть хозяином, будь им / Г. Ельцов // Народная газета. -1992. - 17 июля.

11. Воронов, А. О проблемах преодоления дефицита и методах регулирования потребительского рынка / А. Воронов // Вопросы экономики. - 1990. - № 1. - С. 26-32.

12. ГАСО (Государственный архив Самарской области). Ф. Р.-3954. Оп. 7. Д. 1360.

13. ГАСО. Ф. Р.-3954. Оп. 1. Д. 1308.

14. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. Р.-5446. Оп. 147. Д. 958.

15. Якупов, Р. А. Введение талонно-карточной системы в Среднем Поволжье в конце 1980-х - начале 1990-х гг. / Р. А. Якупов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего : межвузовский сборник научных трудов / под общ. ред. С. Н. Волкова. - Пенза : ПГТА, 2008. - Вып. 12. - С. 29-34.

16. ГАСО. Ф. Р.-3954. Оп. 7. Д. 1346.

17. Ульяновская правда. - 1990. - № 175.

18. ГАПО (Государственный архив Пензенской области). Ф. Р.-2409. Оп. 1. Д. 1977.

19. Ульяновская правда. - 1990. - № 231.

20. Ульяновская правда. - 1990. - № 213.

21. Ульяновская правда. - 1990. - № 217-218.

22. Сидоров, В. В. Товарный дефицит и его криминогенные последствия / В. В. Сидоров // Социологические исследования. - 1990. - № 7. - С. 101-106.

23. Распоряжение Правительства РФ от 25 января 1992 г. № 136-р «О ликвидации торгов, трестов, объединений и создании коммерческих структур в розничной торговле». Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

24. ГАПО. Ф.Р.-2409. Оп. 1. Т. 2.

25. Указ президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 6. - Ст. 290.

26. Денисов, В. Не спешите выбрасывать / В. Денисов // Наша Пенза. - 1992. -№ 8. - 21-27 февраля.

27. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» // Ведомости ВС СССР. - 1986. - № 47. - Ст. 964.

28. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости ВС СССР. - 1990. - № 30. - Ст. 418.

29. Ильина, М. Торговцы городского рынка: штрихи к социальному портрету / М. Ильина, В. Ильин // ЭКО. - 1998. - № 5. - С. 103-120.

30. Швецова, Л. Режим Бориса Ельцина / Л. Швецова ; Моск. центр Карнеги. -М. : РОССПЭН, 1999. - 535 с.

31. Указ Президента РФ от 11 июня 1993 г. № 918 «О государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 24. - Ст. 2235.

32. Биржевая газета. - 1992. - № 41-42.

33. Экономическая ситуация 1994 года. - иЯЬ: http://www.nasledie.ru/ (дата обращения: 21.09.2009).

Якупов Роман Александрович аспирант, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Jakupov Roman Alexandrovich Postgraduate student,

Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky

E-mail: romualdo198б@mail.ru

УДК 947 Якупов, Р. А.

Торговый сектор и решение проблем потребления в Среднем Поволжье в конце 1980-х - начале 1990-х гг. / Р. А. Якупов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. -№ 2 (14). - С. 3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.