Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТРАНСГЕНДЕРНЫМ ЛЮДЯМ В РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТРАНСГЕНДЕРНЫМ ЛЮДЯМ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ / ЛГБТ - СООБЩЕСТВО / ТРАНСГЕНДЕРНОСТЬ / ТРАНСГЕНДЕРНЫЕ ЛЮДИ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Босова М. С.

В данной статье рассматривается проблема оказания медицинской помощи людям, относящимся к ЛГБТ-сообществу, а именно трансгендерным людям. Акцентируется внимание на отсутствии закрепления статуса таких людей на юридическом уровне, а так же правовая сложность обращения за медицинской помощью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТРАНСГЕНДЕРНЫМ ЛЮДЯМ В РОССИИ»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

количество муниципалитетов сократилось на 13,88 %. Причинами изменения муниципальных образований являются процессы укрупнения муниципальных образований поселенческого уровня.

Укрупнение муниципальных образований в Российской Федерации происходит за счет укрупнения сельских поселений, объединения городских поселений с сельскими поселениями, объединения городских округов, объединения поселений муниципальных районов с целью образования городских округов, а также объединения городских округов со всеми поселениями муниципальных районов с образованием укрупненных городских округов, объединения поселений, входящих в состав муниципальных районов, с целью создания муниципальных округов.

В дальнейшем ожидается снижение численности городских округов ввиду частичного замещения муниципальными округами, число которых, наоборот, увеличивается. Таким образом, в субъектах Российской Федерации намечена устойчивая тенденция перехода на одноуровневую систему территориальной организации местного самоуправления, так как централизация власти дает возможность более эффективного управления на территориях с небольшой численностью населения. Появление нового вида муниципальных образований - муниципального округа может способствовать более гибкому и эффективному развитию местного самоуправления.

Сложившийся опыт свидетельствует о том, что укрупнение муниципалитетов является объективной необходимостью.

Список использованной литературы:

1. Доклад о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации за 2019 год - 1 полугодие 2020 года https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/977/

2. Статистический бюллетень «Формирование местного самоуправления в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года» // Дата обращения 10.05.2021 https://www.gks.rU/folder/11110МоситепШ3263

© Астапова С.А., 2021

УДК 347.9

Босова М.С.

студентка 3 курса факультета «Юридический», Донского государственного технического университета,

г. Ростова-на-Дону, РФ Научный руководитель: Студеникина С.В. зав. кафедрой «Процессуальное право», Донского государственного технического университета, кандидат юридических наук, доцент г. Ростова-на-Дону, РФ

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТРАНСГЕНДЕРНЫМ ЛЮДЯМ В РОССИИ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема оказания медицинской помощи людям, относящимся к ЛГБТ-сообществу, а именно трансгендерным людям. Акцентируется внимание на отсутствии закрепления статуса таких людей на юридическом уровне, а так же правовая сложность обращения за медицинской помощью.

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

Ключевые слова:

медицинская помощь, право на медицинскую помощь, ЛГБТ - сообщество, трансгендерность, трансгендерные люди, юридическое закрепление, правовая основа.

Конституция Российской Федерации, статья 41 предусматривает в России право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» заложили вместе с Конституцией правовую базу для организации охраны здоровья и системы обязательного медицинского страхования. В стране была осуществлена реформа государственного здравоохранения и создана бюджетно-страховая модель финансирования медицинской помощи. Сейчас всё больше людей имеют возможность получить квалифицированную помощь, не выезжая за пределы Российской Федерации, поликлиники и больницы становятся более комфортабельными, а запись на приём онлайн или его непосредственное проведение в таком режиме больше не является чем-то невозможным.

Однако, не смотря на положительные тенденции в развитии всей системы здравоохранения, всё же есть группа населения России сталкивающаяся с проблемами, а иногда и невозможностью оказания медицинской помощи по причине их принадлежности к ЛГБТ-сообществу.

«Невидимость» представителей ЛГБТ в России и нежелание социума определять их как норму во многих политических, социальных и экономических аспектах страны, к сожалению, всё еще является недопустимой нормой. Проявление агрессии и нетерпимости по отношению к ним, значительно ограничивает таких людей в пользовании предусмотренными Конституцией страны, статьями 25 Всеобщей декларации прав человека и 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а так же статьями многих других международных и региональных договоров и конвенций прав на медицинскую помощь.

Конституций Российской Федерации гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина. Понятия «сексуальная ориентация» и «гендерная идентичность» не находят прямого упоминания в ней, однако принято считать, что в РФ запрещена дискриминация по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Нам так же известно, что Уголовный кодекс РФ не содержит уголовной ответственности за гомосексуальные отношения, а в 1999 году Российской Федерацией были приняты стандарты МКБ-10, исключившие гомосексуальность из списка болезней.

Вопросов касающиеся, и непосредственно влияющие на здоровье лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов и интерсексуалов (ЛГБТ), многие из которых связаны с правами человека, так до сих пор и остаются открытыми. Во всем мире и во всех обществах ЛГБТ-лица сталкиваются с дискриминацией и маргинализацией, ставящей под угрозу возможность достижения высокого уровня здоровья. Тема здоровья ЛГБТ-сообщества долгое время оставалась вне фокуса российских ЛГБТ-организаций, инициатив и активистов. Изученность и освещённость этого вопроса осложняется тем, что большинство конференций, затрагивающих подобную тему, больше фокусируется на составлении материалов посвящённых психологическому здоровью и эпидемии ВИЧ. Вероятно, это закономерно для настоящего этапа осмысления темы здоровья ЛГБТ-сообщества в России, поскольку именно эти две темы исторически пользуются наибольшим вниманием со стороны специалистов помогающих профессий и организаций, работающих с ЛГБТ-сообществом. [13, с.7]

Важно отметить, что вопросы здоровья ЛГБТ-сообщества включают в себя, помимо вопросов психологического и психического здоровья, в частности депрессии и самоубийства, такие темы как рак груди, рак шейки матки, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами (ПАВ), гепатит, доступ к медицинской помощи для трансгендерных людей, попытки «лечения» (в том числе насильственного) гомо/бисексуальности, отказ в предоставлении медицинской помощи по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности (СОГИ) и многие другие аспекты. [11, с. 8]

Основными барьерами для этого могут быть с одной стороны не обращение за медицинской помощью со стороны ЛГБТ, которые могут опасаться гомо/би/трансфобной реакции со стороны

~ 97 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

медицинских работников, либо случаи реального столкновения стигматизирующего и дискриминационного отношения по признаку СОГИ со стороны медиков и медицинских учреждений. Отмечается, что ещё одним существенным барьером для доступа ЛГБТ к адекватной медицинской помощи является гетеросексизм самой системы здравоохранения. При этом важно понимать, что различные группы ЛГБТ-сообщества и субпопуляции в нём имеют свои специфичные потребности, проблемы и барьеры в сфере здоровья

Наш социум построен вокруг двух бинарных гендеров, мужчины и женщины, и только одной «нормальной» сексуальной ориентации - гетеросексуальности. Врачи, медицинские работники, политики и педагоги часто не могут об этом говорить и даже всерьез воспринимать тех, кто находится за пределами этой нормы. Одной из проблем, затрагивающих непосредственно право на полную и своевременную медицинскую помощь, является возможность обращения трансгендерных людей, за такой медицинской помощью, а так же вопрос смены пола с юридической точки зрения. [13, с.5]

Трансгендерные люди имеют ряд специфичных потребностей в сфере здравоохранения. Одной из основных проблем трансгендерных людей в является доступ к медицинским услугам, а также получением разрешения на эти процедуры, которое в России непосредственно связано с постановкой диагноза. Существуют ситуации, когда важные для трансгендерных людей медицинские услуги, такие как, психотерапия, хирургические операции по коррекции пола, гормональная терапия, не входят в перечень бесплатных услуг, а значит, не могут быть получены и оказаны в должном объёме. Остро стоит вопрос оказания таких услуг в регионах, где проблема может заключаться в полном отсутствии предоставления подобных услуг, в связи с повышенной спецификой такой помощи или же в крайне низком уровень подготовки специалистов. [11, с. 196]

Трансгендерным людям, как и всем остальным, в течение жизни требуется медицинская помощь, не связанная напрямую с вопросами транс-статуса. И в доступе к этой помощи у трансгендерных людей возникают сложности, связанные как с документами, не соответствующими внешнему виду и идентичности человека, так и с нежеланием раскрытия перед врачом факта своей трансгендерности из опасения, что врач среагирует трансфобно или вовсе откажет в медпомощи.

В 2004 году, после отнесения Постановлением Правительство 01.12.2004 № 715 отнесло транссексуализма к перечню социально значимых заболеваний, гражданам могла оказываться медицинская помощь, и обеспечивалось диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях. [12, с. 86]

Однако на данный момент ситуация выглядит несколько иначе и возможность получения бесплатной или на льготных условиях медицинской помощи лицами с диагнозом транссексуализм не прописана. В настоящее время мы можем говорить только лишь о правилах Главы 10 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ под названием «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

В российском законодательстве отсутствуют правила об основаниях, условиях и порядке проведения операций по смене пола, а также правовом положении лиц, подвергшихся операции. Так, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г., ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. таких норм не содержат. В ст. 70 Закона «Об актах гражданского состояния» приводится только одно упоминание: орган записи актов гражданского состояния дает заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случае представления документа установленной формы об изменении пола, выданного медицинской организацией. [12, с 88]

Даже сегодня транссексуализм представлен в Международной классификации болезней. Согласно данной классификации транссексуализм считается психическим расстройством половой идентификации ^64.0). Однако положительная тенденция всё же наблюдается. В 2019 году Всемирная Организация Здравоохранения утвердила новое издание Международной классификации болезней (МКБ-11), переход

~ 98 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

к которому в России планируется с января 2022 года. Данная классификация в новой редакции оно определяет трансгендерность как несовпадение тендерной принадлежности человека с полом, определенным при рождении.

Важность юридического признания тендерной идентичности для трансгендеров обусловлена тем, что только при наличии соответсвтующего документа, они получают возможность пользоваться услугами, предназначенными для одного из гендеров. Сейчас же такие люди ничем не защищены, в некоторых случаях у них отсутствует возможность трудоустройства, аренды жилья, присутствия с родственниками в больнице, они не могут рассчитывать на своевременную медицинскую помощь, вступать в брак, усыновлять детей

Сегодня нам необходимо юридическое закрепление трансгендерного статуса людей, отдельное упоминания прав и возможностей таких людей в нормативных актах, затрагивающих оказание и предоставление медицинской помощи на территории Россию. Создания центров, отделений, клиник, специализирующихся на помощи таким людям значительно поможет сократить уровень заболеваемости и даже летальных среди трансгендеров, а так же значительно улучшит качество их жизни на территории нашей страны.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

3. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», N 67, 05.04.1995.

4. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // «Ведомости Верховного Совета СССР», 28.04.1976, N 17, ст. 291

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16,

6. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об актах гражданского состояния» // «Собрание законодательства РФ», 24.11.1997, N 47, ст. 5340.

7. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2010, N 49, ст. 6422.

8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6724.

9. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 08.12.2020) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 20.08.1992, N 33, ст. 1913.

10. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2004, N 49, ст. 4916.

11. Здоровье ЛГБТ-сообщества: На пути достижения справедливости/ Ред. и сост. В. Созаев. - СПб.: 2017. - 272 с.

12. Кондратенко, З.К., Петров А.А. Правовые аспекты смены (изменения) пола человека в Российской Федерации // Марийский юридический вестник. - 2016. - №1. - С. 86-89.

13.Центр здоровья и прав человека имени Франсуа-Ксавье Баню и Фонд открытого общества. Охрана

здоровья и права человека: ресурсное пособие, 2015 [Электронный ресурс] - URL:

~ 99 ~

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021

http://medicallaw.org.ua/fileadmin/user_upload/PDF/Раздел_8._ЛГБТ_здоровье_и_права_человека.pdf

(дата обращения 14.06.21)

14. Equal Rights Trust. Equality and Non-Discrimination in Russia - Best Practice Guide for Lawyers, 2018 [Электронный ресурс] - URL: https://www.equalrightstrust.org/sites/default/files/ertdocs/ Russia%20BPG_EN%20FINAL.pdf (дата обращения 14.06.21)

© Босова М. С., 2021

УДК 34.05

Котова В.А.

Студентка 1 курса магистратуры Юридического института НИУ «БелГУ»

г. Белгород, РФ Научный руководитель: Карабутова Е.А Кандидат педагогических наук, доцент, Кафедра иностранных языков и профессиональной коммуникации,

НИУ «БелГУ» г. Белгород, РФ

Kotova VA.

Master's Degree Student, Law Institute, Belgorod State National Research University,

Belgorod, Russia Scientific advisor: Karabutova E. A. Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Foreign Languages and Professional Communication Department, Belgorod State National Research University,

Belgorod, Russia

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF RUSSIA AND GERMANY IN THE AREA OF ANIMAL PROTECTION

Abstract

The article deals with the law that allows protecting animals. It is aimed to provide a comparative analysis of the law application concerning animal protection in the Russian Federation and Germany. The article reveals some peculiarities of legal norms of both countries in the sphere of animal protection.

Keywords

Animal protection, legislation of Russia and Germany, regulations, legal measures, normative legal acts.

Nowadays animal welfare is a current problem that affects the areas of international and private law. This problem also influences the ethics and morals of a person. The area of animal protection is controlled by a large number of regulations. These acts are not limited to the framework of national legislation, but also have an international character. Special interest is the construction of legal acts for the protection of animals in Germany, as one of the leading countries in the European Union (EU).

The purpose of the article is to compare the legislation of Russia and Germany in the area of animal protection. The article reveals some of the main problems in the field of animal protection, including the goals of

~ 100 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.