ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
УДК34
Астапова С.А.,
магистрант
Тюменский государственный университет
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье приводится анализ видов муниципальных образований, подготовленный на основе данных статистических бюллетеней Федеральной службы государственной статистики за 14 лет и данных Министерства юстиции Российской Федерации, который позволяет оценить, насколько указанные практики распространены в России, увидеть динамику изменений количества муниципальных образований.
Ключевые слова:
муниципальное образование, муниципалитет, территориальная система местного самоуправления, территориальная организация местного самоуправления
Оценка современного состояния территориальной системы местного самоуправления в Российской Федерации является сложной, но очень важной задачей. Выявление тенденций развития муниципальных образований в России осуществляется на основе данных статистических бюллетеней Федеральной службы государственной статистики за 14 лет, доклада Министерства юстиции Российской Федерации о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации за 2019 год -первое полугодие 2020 года.
Исходя из статистического бюллетеня «Формирование местного самоуправления в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года» в Российской Федерации образовано и действует 20846 муниципальных образований (см. Табл. 1) [2].
Таблица 1
Динамика количества муниципальных образований в Российской Федерации
за 2007-2020 гг.
Муниципальные образования 01.01. 2007 01.01. 2008 01.01. 2009 01.01. 2010 01.01. 2011 01.01. 2012 01.01. 2013 01.01. 2014 01.01. 2015 01.01. 2016 1.01. 2017 01.01. 2018 01.01. 2019 01.01. 2020
Всего, ед. 24207 24151 24161 23907 23304 23118 23001 22777 22923 22406 22327 2145 21501 20846
в том числе по видам:
- городские округа 520 521 507 512 515 517 518 520 535 563 567 588 611 632
- городские округа с внутригородским делением 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 3 3 3 3
- муниципальные округа 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 33
- внутригородские районы 0 0 0 0 0 0 0 0 0 19 19 19 19 19
- муниципальные районы 1793 1799 1810 1829 1824 1821 1817 1815 1823 1788 1784 1758 1731 1673
- городские поселения 1732 1734 1745 1739 1733 1711 1687 1660 1644 1592 1589 1538 1490 1398
- сельские поселения 19919 19861 19863 19591 18996 18833 18722 18525 18654 18177 18101 17772 17380 16821
- внутригородские муниципальные образования 236 236 236 236 236 236 257 257 267 267 267 267 267 267
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
Диаграмма 1 - Виды муниципальных образований в Российской Федерации на 01.01.2020
Основную долю в структуре муниципальных образований занимают сельские поселения - 80,69 %. Доля городских поселений составляет 6,71 %, муниципальных районов - 8,03 %, городских округов - 3,03 %, городских округов с внутригородским делением - 0,01% (города Махачкала, Самара, Челябинск). Доля внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения (города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) составляет 1,3 %. (см. диаграмму 1).
Анализ качественных данных статистических бюллетеней Федеральной службы государственной статистики за 14 лет позволяет оценить, насколько указанные практики распространены в России, увидеть динамику изменений количества муниципальных образований.
Динамика изменения количества муниципальных образований в Российской Федерации за 2007-2020 годы (по состоянию на 1 января соответствующего года) , ед
Диаграмма 2 - Динамика изменений количества муниципальных образований за 2007-2020 годы
(по состоянию на 1 января соответствующего года)
За период с 1 января 2007 года по 1 января 2020 года сократилось количество муниципальных образований на 13,88 %, или в абсолютных цифрах на 3361 муниципалитет. Сокращение муниципальных образований приостанавливалось один раз в 2014 году, так как в состав Российской Федерации вошли город Севастополь и Республика Крым, в границах которых было образовано 10 и 279 муниципальных образований соответственно (см. диаграмму 2).
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
Динамика изменения количества сельских поселений и городских поселений (по состоянию на 1 января соответствующего года) , ед
25000
200199191986119863 1959118996 ^33 ^ д
15000 10000
5000
1732 1734 1745 1739 1733 1711 1687 1660 1644 1592 1589 1538 1490 1398
0-
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
—■—сельские поселения —■— городские поселения
Диаграмма 3 - Динамика изменений количества сельских поселений и городских поселений (по состоянию на 1 января соответствующего года)
Количество муниципалитетов уменьшилось в связи с сокращением числа сельских и городских поселений на 15,85 %, или на 3432 муниципалитета. Так, по сравнению с 1 января 2007 года, количество сельских поселений стало меньше на 15,55 %, или на 3098 муниципалитетов, а количество городских поселений уменьшилось на 19,28 %, или на 334 муниципалитета. В течение рассматриваемого периода рост числа сельских поселений был зафиксирован один раз - по итогам 2015 года, когда в республике Крым в соответствии с российским законодательством статус сельских поселений одновременно получили 250 муниципалитетов (см. диаграмму 3).
Динамика изменения количества городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов (по состоянию на 1 января соответствующего года) , ед
700
500 400 300 200 100,
0 521 507 512 515 517 518 520
535
588
611
19
0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
■ городские округа городские округа с внутригородским делением внутригородские районы
Диаграмма 4 - Динамика изменений количества городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов (по состоянию на 1 января соответствующего года)
6
2
Согласно данным Росстата, по итогам 2008 года наблюдается снижение городских округов на 14, а после продолжительного периода, в течение которого, происходили лишь незначительные изменения числа городских округов (2009-2013 годы), начиная с 2014 года - резкий рост количества муниципалитетов данного вида. По сравнению с 1 января 2007 года количество городских округов увеличилось на 21,54 %, а в абсолютных цифрах на 112 муниципалитетов.
В 2014 году поправки, внесенные в Федеральный закон №131-ФЗ, сделали возможным создание городских округов с внутригородским делением. В 2015 году в Российской Федерации появляются 3 городские округа с внутригородским делением (см. диаграмму 4).
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
Общее количество внутригородских муниципальных образований в городских округах с внутригородским делением составляет 19 муниципалитетов, из которых в Челябинске - 7, в Самаре - 9, Махачкале -3.
Динамика изменения количества муниципальных районов и муниципальных округов (по состоянию на 1 января соответствующего года), ед
2000793 1799 1810 1829 1824 1821 1817 1815 1823 1788 1784 18
1800 -■-■-■-■-■-■-■-■-■-1731 1673
1600
1400 -
1200 -
1000 -
800 -
600 -
400 -
2000 ооооооооооооЗЗ
0 -
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
—■— муниципальные районы —■— муниципальные округа
Диаграмма 5 - Динамика изменений количества муниципальных районов и муниципальных округов
(по состоянию на 1 января соответствующего года)
Анализ данных о количестве муниципальных образований показывает сокращение количества не только поселений, но и муниципальных районов. Так, по состоянию на 01.01.2020 количество муниципальных районов снизилось на 6,69 %, а в абсолютных цифрах на 120 муниципалитетов. (см. диаграмму 5). Значительное уменьшение количества муниципальных районов произошло в 2019 году и связано с возможностью перехода на одноуровневую модель территориальной организации местного самоуправления путем создания муниципальных округов. Муниципальное образование нового вида -муниципальный округ впервые было создано в Весьегонском районе Тверской области в конце мая 2019 года. На 01.01.2020 в Российской Федерации зарегистрировано 33 муниципальные округа.
Одной из введенных Федеральным законом 131-ФЗ особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения является особый, предусмотренный только для этих субъектов Российской Федерации вид муниципальных образований - внутригородские муниципальные образования.
Динамика изменения количества внутригородских муниципальных образований (по состоянию на 1 января соответствующего года), ед
270_267 267 267 267 267 267
265 -
260-
255 250
245 -
24036 236 236 236 236 23, 235 230 225
220
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 И внутригородские муниципальные образования
Диаграмма 6 - Динамика изменений количества внутригородских муниципальных образований (по
состоянию на 1 января соответствующего года)
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
До 2012 года количество этих муниципалитетов оставалось неизменным: в г. Москве -125, в г. Санкт-Петербурге - 111. После передачи в 2012 году части территории Московской области в состав города Москвы число муниципальных образований выросло на 21. Второй раз общее количество внутригородских муниципальных образований увеличилось в 2014 году в результате вхождения в состав Российской Федерации города Севастополя и наделения его статусом города федерального значения, в котором образовано 10 внутригородских муниципальных образований (см. диаграмму 6).
При всех региональных различиях организации местного самоуправления современная тенденция укрупнения муниципалитетов становится актуальной и проявляется как в мировой, так и в отечественной практике. Сегодня в российских регионах уже имеется некоторый опыт по реформированию территориальной организации местного самоуправления.
При этом структура муниципально-территориального устройства ряда субъектов Российской Федерации за последние годы претерпела некоторые изменения за счет образования новых городских и муниципальных округов.
По данным доклада о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации за 2019 год-первое полугодие 2020 года, подготовленный Министерством юстиции Российской Федерации, в течение 2019 года законами 30 субъектов Российской Федерации было произведено 172 преобразования муниципальных образований. Еще 78 преобразований произведены в 17 субъектах Российской Федерации в первой половине 2020 года. [1]
Ставшие традиционными укрупнения сельских поселений в 2019 году проводились в 19 субъектах Российской Федерации, наиболее активно - в Республике Мордовия (35 преобразований, затронувших в общей сложности 82 поселения), в Брянской области (17 преобразований и 53 поселения), в Волгоградской области (7 преобразований и 16 поселений), в Ленинградской области (6 преобразований и 16 поселений), а также в Курганской, Пензенской областях, Республике Коми, Алтайском крае, Костромской, Тюменской областях, Краснодарском и Красноярском краях, Амурской, Вологодской, Воронежской, Кировской, Курской, Омской и Саратовской областях.
В первой половине 2020 года объединения сельских поселений производились в 4 субъектах Российской Федерации - Республике Мордовия, Курганской области, Амурской и Омской областях.
Объединения городских поселений с сельскими поселениями производились в 2019 году в Республике Мордовия, Красноярском крае, Архангельской, Волгоградской, Курганской и Ленинградской областях, в первой половине 2020 года в Республике Мордовия.
Объединения городских округов производились в 2019 году и в первой половине 2020 года в Московской области. В апреле 2020 года в Краснодарском крае было произведено разделение городского округа Сочи, из которого был выделен новый городской округ Сириус, расположившийся на территории Имеретинской низменности.
Объединение всех поселений муниципальных районов с образованием новых городских округов осуществлялось в 2019 году в 3 субъектах Российской Федерации: в Московской области, Нижегородской области и Пермском крае.
Объединения уже существовавших городских округов со всеми поселениями муниципальных районов с образованием укрупненных городских округов осуществлялись в 2019 году в Пермском и Приморском краях, Кемеровской области - Кузбассе, Кировской и Тверской областях.
В первой половине 2020 года объединения поселений, входящих в состав муниципальных районов, с образованием новых муниципальных округов осуществлялись в 12 субъектах Российской Федерации: в Ставропольском, Красноярском, Приморском и Камчатском крае, Нижегородской, Тверской, Новгородской, Амурской, Архангельской и Мурманской областях, Ямало-Ненецком автономном округе.
Динамика изменений, произведенных в течение 2019 года и в первой половине 2020 года в субъектах Российской Федерации, подтверждает ранее выявленные тенденции по уменьшению общего числа муниципальных образований, в первую очередь сельских поселений, в несколько меньшей степени -городских поселений и муниципальных районов. Согласно данным Росстата, за последние 14 лет
~ 95 ~
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
количество муниципалитетов сократилось на 13,88 %. Причинами изменения муниципальных образований являются процессы укрупнения муниципальных образований поселенческого уровня.
Укрупнение муниципальных образований в Российской Федерации происходит за счет укрупнения сельских поселений, объединения городских поселений с сельскими поселениями, объединения городских округов, объединения поселений муниципальных районов с целью образования городских округов, а также объединения городских округов со всеми поселениями муниципальных районов с образованием укрупненных городских округов, объединения поселений, входящих в состав муниципальных районов, с целью создания муниципальных округов.
В дальнейшем ожидается снижение численности городских округов ввиду частичного замещения муниципальными округами, число которых, наоборот, увеличивается. Таким образом, в субъектах Российской Федерации намечена устойчивая тенденция перехода на одноуровневую систему территориальной организации местного самоуправления, так как централизация власти дает возможность более эффективного управления на территориях с небольшой численностью населения. Появление нового вида муниципальных образований - муниципального округа может способствовать более гибкому и эффективному развитию местного самоуправления.
Сложившийся опыт свидетельствует о том, что укрупнение муниципалитетов является объективной необходимостью.
Список использованной литературы:
1. Доклад о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации за 2019 год - 1 полугодие 2020 года https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/977/
2. Статистический бюллетень «Формирование местного самоуправления в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года» // Дата обращения 10.05.2021 https://www.gks.rU/folder/11110МоситепШ3263
© Астапова С.А., 2021
УДК 347.9
Босова М.С.
студентка 3 курса факультета «Юридический», Донского государственного технического университета,
г. Ростова-на-Дону, РФ Научный руководитель: Студеникина С.В. зав. кафедрой «Процессуальное право», Донского государственного технического университета, кандидат юридических наук, доцент г. Ростова-на-Дону, РФ
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТРАНСГЕНДЕРНЫМ ЛЮДЯМ В РОССИИ
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема оказания медицинской помощи людям, относящимся к ЛГБТ-сообществу, а именно трансгендерным людям. Акцентируется внимание на отсутствии закрепления статуса таких людей на юридическом уровне, а так же правовая сложность обращения за медицинской помощью.