Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОСТАВКЕ ТОВАРА, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОСТАВКЕ ТОВАРА, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / ПОСТАВКА ТОВАРА / ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ / ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федина Любовь Михайловна, Рыбина Светлана Николаевна

В статье анализируется гражданско-правовой институт исполнения обязательства в спектре контрактной системы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Авторами анализируется каждый аспект надлежащего исполнения государственного (муниципального) контракта. Отдельное внимание уделяется обязанности заказчика по обеспечению проведения экспертной оценки исполненного по контракту и правовые проблемы, связанные с этим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федина Любовь Михайловна, Рыбина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE PROPER FULFILLMENT OF THE OBLIGATION TO SUPPLY GOODS, PERFORM WORK AND PROVIDE SERVICES FOR STATE (MUNICIPAL) NEEDS

The article analyzes the civil law institution of fulfillment of obligations in the spectrum of the contract system for the supply of goods, performance of works and provision of services for state (municipal) needs. The authors analyze every aspect of the proper execution of the state (municipal) contract. Special attention is paid to the customer's obligation to ensure the expert evaluation of the executed contract and the legal problems associated with it.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОСТАВКЕ ТОВАРА, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_2_94 УДК 347.4

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОСТАВКЕ ТОВАРА, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД LEGAL ASPECTS OF THE PROPER FULFILLMENT OF THE OBLIGATION TO SUPPLY GOODS, PERFORM WORK AND PROVIDE SERVICES FOR STATE (MUNICIPAL) NEEDS

ФЕДИНА Любовь Михайловна,

кандидат юридических наук,

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. 360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мальбахова, 123. E-mail: fedina07@inbox.ru;

РЫБИНА Светлана Николаевна,

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: rybina70@mail.ru;

Fedina Lyubov Mikhailovna,

North Caucasus Institute of Advanced Training (branch)

of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law. 123 Malbakhova str., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360016. E-mail: fedina07@inbox.ru;

Rybina Svetlana Nikolaevna,

Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Faculty of Law

of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: rybina70@mail.ru

Краткая аннотация: в статье анализируется гражданско-правовой институт исполнения обязательства в спектре контрактной системы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Авторами анализируется каждый аспект надлежащего исполнения государственного (муниципального) контракта. Отдельное внимание уделяется обязанности заказчика по обеспечению проведения экспертной оценки исполненного по контракту и правовые проблемы, связанные с этим.

Abstract: the article analyzes the civil law institution of fulfillment of obligations in the spectrum of the contract system for the supply of goods, performance of works and provision of services for state (municipal) needs. The authors analyze every aspect of the proper execution of the state (municipal) contract. Special attention is paid to the customer's obligation to ensure the expert evaluation of the executed contract and the legal problems associated with it.

Ключевые слова: государственный контракт, исполнение обязательства, экспертная оценка, муниципальные нужды, поставка товара, выполнение работы, оказание услуги.

Keywords: state contract, fulfillment of obligations, expert assessment, municipal needs, delivery of goods, performance of work, provision of

services.

Для цитирования: Федина Л.М., Рыбина С.Н. Правовые аспекты надлежащего исполнения обязательства по поставке товара, выполнения работы и оказания услуги для государственных (муниципальных) нужд // Аграрное и земельное право. 2023. № 2(218). С. 94-96. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_94.

For citation: Fedina L.M., Rybina S.N. Legal aspects of the proper fulfillment of the obligation to supply goods, perform work and provide services for state (municipal) needs // Agrarian and Land Law. 2023. No. 2(218). pp. 94-96. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_94.

Статья поступила в редакцию: 22.12.2022

Нормативная база, регламентирующая правоотношения в сфере поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, год от года претерпевает значительное реформирование. В особенности, если это касается удовлетворения потребностей государственных или муниципальных органов и учреждений. Но неизменным остается одно обстоятельство - самым желательным способом прекращения обязательства по сей день является его исполнение. Не смотря на разработанные цивилистами, многочисленные средства юридической техники (залог, неустойка, поручительство и пр.), гарантирующие права как кредитора, так и должника в случае изменения либо прекращения обязательства, только при его исполнении воля обеих сторон осуществляется наиболее полным образом, а также реализуется первоначальная цель вступления в эти правоотношения.

Важно отметить, что законодатель в ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации акцентирует внимание на том, что обязательство должно быть исполнено надлежащим образом, то есть точно, своевременно и с соблюдением прочих условий, предусмотренных законом и соглашением сторон. Рассматривая данный вопрос в спектре госзакупок, особо выделим тенденцию к сокращению принципа диспозитив-ности воли участников в выборе этих условий и строгой легитимизации всех аспектов надлежащего исполнения, а именно: исполнение государственного (муниципального) контракта надлежащим субъектом, в отношении надлежащего предмета, в точный срок, место, а также определенным способом.

Частно-правовые (цивилистические) науки

Надлежащим субъектом в данном случае будет контрагент государственного или муниципального заказчика, признанный, установленным законом способом, наиболее подходящим под условия конкретного обязательства из неограниченного числа других. Здесь, в отличии от большинства гражданско-правовых обязательств, практически не учитывается волеизъявление кредитора (заказчика), а критерии и обоснование определения поставщика (подрядчика, исполнителя) строго определены федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 и многочисленными правовыми актами, изданными в его обеспечение. Так, надлежащий субъект здесь должен отвечать всем требованиям, заявленным в закупочной документации, и быть выбранным при помощи конкурентного (по итогам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок) либо неконкурентного (закупка товара у единственного поставщика) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Надлежащий предмет должен сочетать в себе самое оптимальное соотношение цены и качества поставляемого товара (выполняемой работы или оказываемой услуги), кроме того, отвечать государственным стандартам либо техническим условиям изготовления, установленным на территории Российской Федерации. Стоимость надлежащего предмета контракта в основном определяется по итогам торгов, либо в результате анализа среднерыночной цены, если закупка происходит у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Однако определяющим показателем в конкурентных закупках остается начальная (она же максимальная) цена контракта, оглашаемая самим заказчиком. При этом ему необходимо учитывать сопоставление рыночных цен, математический расчет коэффициента отклонения, а также анализа рынка. Также в некоторых, установленных законом случаях, к примеру, при закупке товаров или услуг, указанных в Постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 №192, заказчик обязан не только обосновать цену контракта, но привести расчетную формулу.

Срок надлежащего исполнения обязательства должен не просто соответствовать согласованной воле сторон, воплощенной в условиях контракта, а быть тождественным сведениям, указанным в плане-графике и извещении о проведении закупки. Просрочка неизбежно приведет к применению неустойки, банковской гарантии или иного заявленного способа обеспечения исполнения обязательства.

Место и способ исполнения обязательства также императивно оглашается в закупочной документации, а поставщик (подрядчик, исполнитель), вступая в эти правоотношения, должен неукоснительно выполнить данные условия.

Анализируя правовой институт надлежащего исполнения обязательств по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных или муниципальных нужд, необходимо отметить, что каждый из рассмотренных аспектов (срока, способа, субъекта, и т.д.) является существенным условием договора, а специфика контрактной системы заключается в том, что изменение существенных условий не допускается, за исключением некоторых случаев соглашения сторон, в строго лимитированных пропорциях к общегодовому числу исполненных контрактов. Таким образом, у обеих сторон данного обязательства ещё меньше возможностей надлежащего исполнения, учитывая стремительное изменение финансового рынка и иные внешние условия.

В месте с тем, ограничивая диспозитивность и свободу воли участников договорного правоотношения законодатель разработал особый механизм контроля качества, а также иных критериев надлежащего исполнения обязательства. Речь идет об экспертной оценке товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, на момент окончательного исполнения.

Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ обязательному проведению экспертизы подлежат все без исключения, исполненные государственные (муниципальные) контракты, в момент окончания выполнения работы, оказания услуги или представления товара, вне зависимости от их предмета, основания и цены. Отсюда следует, что наличие или отсутствие возможности, а также целесообразности проведения данной оценки значения не имеет. В связи с этим возникает ряд проблем и правовых вопросов, не нашедших своё разрешение по настоящее время.

Прежде всего, по замыслу законодателя проведение экспертизы возможно двумя основными способами:

Внутренним - силами государственного (муниципального) заказчика, то есть привлечением своего штатного специалиста, обладающего необходимыми познаниями, опытом работы и иными навыками для квалифицированной оценки предмета контракта.

Внешним - с привлечением стороннего эксперта или экспертной организации на возмездной основе.

И отсюда возникают сразу две правовые проблемы. Во-первых, однозначно не определен порядок проведения оценки и требования к специалистам, то есть действующими нормативно-правовыми актами установлены только самые обобщенные требования, а вопросы, касающиеся уровня привлекаемого эксперта, его квалификации, познаний в данной области отданы на субъективную оценку заказчика. Кроме того, формальная составляющая выражения данного действия также однозначно не определена.

На наш взгляд, документальное оформление проведенной экспертизы обязательно, и может быть выраженно в составлении отдельного документа (акта), либо проставлением печати (визы) на акте приема-передачи, с обоснованием привлечения именно этого специалиста, к примеру, приложением копии документа об образовании. Особо отметим, что заказчик вправе выбрать коллегиальную форму проведения экспертизы и возложить данную обязанность на членов приемочной комиссии.

При всей неоднозначности и неурегулированности рассматриваемого вопроса, отметим, что госзаказчик любом случае несет ответственность за качество проведенной экспертизы, выбор конкретного специалиста и документальное подтверждение данного акта.

Вторая проблема связана с проведением «внешней экспертизы», то есть с привлечением экспертной организации или дипломированного специалиста, предоставляющего услуги, по экспертной оценке, на коммерческой основе. Данная услуга оказывается государственному

1 Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652. (Далее - закон №44-ФЗ)

2 Собрание законодательства Российской Федерации от 20 января 2014 г. N 3 ст. 288

(муниципальному) заказчику возмездно, в связи с чем, согласно действующему законодательству необходимо заключение контракта по всем правилам Закона № 44-ФЗ, включая предварительное планирование данной потребности, размещение заказа в Единой информационной системе, определение исполнителя одним из конкурентных либо неконкурентным способом. Однако, как было обозначено выше, законодатель обязывает заказчика проводить оценку качества исполнения всех договорных обязательств, а следовательно, и данного контракта на предоставление экспертных услуг. В связи с этим, на наш взгляд, образуется правовая коллизия, поскольку на каждый последующий заключенный контракт будет необходимо проведение экспертизы качества оказанных услуг «внешнего» эксперта. То есть открытым остается вопрос: чем должна закончится бесконечная цепочка экспертизы услуг эксперта?

Кроме того, стоит отметить, что императивность требования к экспертной приемке, исполненного по контракту, предполагает проведение экспертизы даже в тех случаях, когда фактически оценить качество предмета контракта затруднительно по причине его расходования в процессе исполнения обязательства. Так, например, при проведении окончательных расчетов за предоставленную электроэнергию оценить её характеристики и соответствие условиям контракта уже невозможно, по причине полного употребления заказчиком, за исключением объема, объективно фиксированного датчиками.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что законодатель всеми доступными способами предпринял попытку стабилизации правоотношений, возникающих из контракта на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, понуждающих обе стороны к исполнению взятых обязательств надлежащим образом, и даже предусмотрел проведение независимой экспертизы, для подтверждения качества удовлетворения потребности государственного (муниципального) заказчика. Однако, каждый из введенных правовых механизмов требует тщательной доработки и нормативного определения даже самых мельчайших деталей правоприменения.

Библиогра фия:

1. Постановление Правительства РФ от 13 января 2014 г. N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта"// Собрание законодательства Российской Федерации от 20 января 2014 г N 3 ст. 288

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 марта 2022 г. N 11 ст. 1596.

3. Иванов А. А., Эриашвили Н. Д. Способы обеспечения исполнения договорных обязательств в римском и российском гражданском праве // Вестник Московского университета МВД России. 2011. №6. С.148-152

4. Слепова В.В., Паулов П.А., Проблемы участия экспертов в процедурах закупки // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №5-1. С. 210-212

5. Аксенова Е.С., Минат В.Н. К вопросу об экспертизе качества поставляемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник РГАТУ. 2017. №2 (34) С.99-106

References:

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of January 13, 2014 No. 19 "On the establishment of cases in which the price formula and the maximum value of the contract price are specified at the conclusion of the contract"// Collection of Legislation of the Russian Federation of January 20, 2014 No. 3, Article 288

2. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs"// The Assembly of Legislation of the Russian Federation of March 14, 2022, No. 11, Article 1596.

3. Ivanov A. A., Eriashvili N. D. Methods of ensuring the fulfillment of contractual obligations in Roman and Russian civil law // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No.6. pp.148-152

4. Slepova V.V., Paulov P.A., Problems of participation of experts in procurement procedures // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No.5-1.

pp. 210-212

5. Aksenova E.S., Minat V.N. On the issue of quality expertise of supplied goods, works, services for state and municipal needs // Vestnik RGATU. 2017. No.2 (34)

pp.99-106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.