Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИЁМКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

К ВОПРОСУ О ПРИЁМКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЗАКУПКИ / ПРИЕМКА ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИЕМКА / ОТДЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудых Светлана Николаевна, Тетерская Ольга Александровна

В статье рассмотрены значимые изменения в контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесенные в июле 2021 г., касающиеся приемки товаров, работ, услуг. Акцентировано внимание на определение отдельного этапа исполнения контракта, а также на особенности осуществления электронной приемки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ACCEPTANCE OF GOODS, WORKS, SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

The article discusses significant changes in the contract system in the field of procurement for state and municipal needs, introduced in July 2021, concerning the acceptance of goods, works, services. Attention is focused on the definition of a separate stage of contract execution, as well as on the specifics of electronic acceptance.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИЁМКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_7_111 УДК 347.45

К ВОПРОСУ О ПРИЕМКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД On the issue of acceptance of goods, works, services for state and municipal needs РУДЫХ Светлана Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин, Иркутский юридический институт (филиал), ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской Федерации». 664035, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Шевцова, 1. E-mail: rudsvet@mail.ru;

ТЕТЕРСКАЯ Ольга Александровна,

научный сотрудник отдела государственной службы и кадровой работы,

Иркутский юридический институт (филиал), ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской Федерации». 664035, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Шевцова, 1. E-mail: irk.institut@mail.ru;

Rudykh Svetlana Nikolaevna,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law Disciplines, Irkutsk Law Institute (branch), University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 1, Shevtsovast., Irkutsk, Russia, 664035. E-mail: rudsvet@mail.ru;

Teterskaya Olga Alexandrovna,

Researcher of the Department of Public Service and Personnel Work, Irkutsk Law Institute (branch), University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 1, Shevtsovast., Irkutsk, Russia, 664035. E-mail: irk.institut@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассмотрены значимые изменения в контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесенные в июле 2021 г., касающиеся приемки товаров, работ, услуг. Акцентировано внимание на определение отдельного этапа исполнения контракта, а также на особенности осуществления электронной приемки.

Abstract: the article discusses significant changes in the contract system in the field of procurement for state and municipal needs, introduced in July 2021, concerning the acceptance of goods, works, services. Attention is focused on the definition of a separate stage of contract execution, as well as on the specifics of electronic acceptance.

Ключевые слова: контрактная система, закупки, приемка товаров, работ, услуг, электронная приемка, отдельный этап исполнения контракта.

Keywords: contract system, procurement, acceptance of goods, works, services, electronic acceptance, a separate stage of contract execution.

Статья поступила в редакцию: 21.05.2022

Новацией Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) [1] является установление в статье 94 особенностей исполнения государственного и муниципального контракта. Законодатель впервые на уровне федерального закона закрепил понятие исполнения контракта, определив одним из составляющих его элементов приемку товаров, выполненной работы, оказанной услуги, включая проведение экспертизы его результатов. Под приемкой понимается проверка соответствия качества, количества и комплектности товара, работы, услуги характеристикам и техническим условиям, указанным в контракте. Приемка и сдача представляют собой единый акт и самостоятельный этап исполнения контракта.

Действия заказчика по приемке товаров, работ, услуг регламентируются гражданским законодательством, а именно ст. 513, 720, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона № 44-ФЗ, устанавливающего специальные правила, а также подзаконными актами, например, Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6 [3], и по качеству - от 25.04.1966 № П-7 [4]. Вместе с тем Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 14 постановления Пленума от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» указал, что данные нормативные правовые акты могут применяться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) только в случаях, когда это предусмотрено договором. Однако сам по себе факт отсутствия в законе, договоре правил приемки товара по количеству и качеству не послужит основанием освобождения поставщика от ответственности за нарушение обязательства. В этой связи арбитражные суды должны оценивать представленные доказательства в совокупности [10].

На уровне отдельных субъектов Российской Федерации принимаются правила приемки результатов закупки. Так, методические рекомендации по приёмке товара, работы, услуги или результатов отдельного этапа исполнения контракта приняты приказом Департамента по конкурентной политике Правительства города Москвы от 06.07.2015 № 70-01-69/15 [5]. Рекомендации содержат образцы основных документов о приемке.

Федеральным законом № ЗбО-ФЗ от 02.07.2021 внесены существенные изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ относительно приемки товаров, работ, услуг, в частности закреплено определение отдельного этапа исполнения контракта, которое ранее в законе отсутствовало [2].

Так, согласно пункту 8.4 части 1 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ, вступившему в силу с 01.01.2022, отдельным этапом исполнения контракта является часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), при исполнении которого заказчик обязан принять (с оформлением документа о приемке) и оплатить поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу. При этом, важно отметить то, что такая обязанность заказчика должна быть предусмотрена в контракте.

Следует обратить внимание на некоторые особенности дефиниции:

- законодатель выделяет не просто этап, а «отдельный этап исполнения контракта», давая основания считать, что это какая -то особая

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 7(211)

конструкция;

- отдельный этап - это не любая часть обязательства, а только та, в отношении которой контрактом установлены обязанности заказчика обеспечить приемку и оплату;

- этап устанавливается заказчиком в контракте.

В законопроекте, внесенном на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, предлагалась несколько иная формулировка ч. 8.4 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ. Под отдельным этапом исполнения контракта предлагалось понимать срок исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) отдельных обязательств, предусмотренных контрактом, завершающийся предоставлением заказчику результатов поставки товара, выполнения работы или оказания услуги в такой срок.

Как справедливо отмечает О. Гурин, первоначальный подход к определению «отдельного этапа исполнения контракта» узаконил бы правило «сколько товарных накладных, столько и отдельных этапов исполнения контракта». К счастью для заказчиков, в итоговой редакции появился еще один существенный признак «отдельного этапа исполнения контракта»: обязанность заказчика обеспечить не только приемку, но и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Можно представить ситуацию, когда по условиям контракта документом о приемке признается не товарная накладная, ежедневно подписываемая заказчиком при передаче ему товара, а некий сводный акт приема-передачи товара, который составляется, к примеру, один раз в месяц.

Таким образом, ч. 8.4 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, введенная Законом № ЗбО-ФЗ, оставляет заказчику определенную свободу действий в установлении отдельных этапов исполнения конкретного контракта [11, с.8].

Если в контракте предусмотрены этапы, то приемка проводится по итогам исполнения каждого этапа. Примером выделения в контракте отдельного этапа может служить Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 01 июня 2020 г. № 149 «Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг», которым утвержден типовой контракт на оказание охранных услуг, где в п. 3.1. установлено, что «услуги по контракту оказываются поэтапно. Этапом оказания услуг является календарный месяц». В этом случае при размещении контракта в Единой информационной системе (далее -ЕИС) выделяются этапы контракта и производится не частичная приемка и оплата, а приемка и оплата конкретного этапа контракта [6].

Если же в соответствии с условиями контракта осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг длящегося характера (например, поставка электрической или тепловой энергии, услуги водоснабжения), а также в случае ежедневной (еженедельной) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (поставка продуктов питания), при этом условиями контракта этапы его исполнения и/или оплаты не предусмотрены, но приемка и оплата таких товаров, работ, услуг производится в определенные промежутки времени (ежемесячно или ежеквартально), то приемка и оплата части поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги также является отдельным этапом исполнения контракта.

Правила отдельного этапа применяют и при осуществлении закупок с неизвестным объемом, в которых невозможно спрогнозировать точный объем и необходимые даты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. На это указывает Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 25.10.2021 № 24-06-06/86152 [8].

По нашему мнению, можно и не выделять в контракте отдельные этапы его исполнения, а определить поставку товара, работ, услуг «по частям». При этом поставка, приемка и оплата осуществляются в установленном контрактом порядке и сроки. К примеру, заключается контракт на оказание услуг по уборке помещений, в соответствии с которым услуги оказываются 5 раз в неделю. Контрактом предусмотрено, что приемка оказанных услуг производится по итогам месяца, а оплата осуществляется на основании акта приемки оказанных услуг. В этом случае заказчик, не выделяя отдельные этапы исполнения, вправе указать, что контракт исполняется в один этап с ежемесячной приемкой и оплатой. При этом информация об исполнении части контракта размещается в ЕИС в установленные законодательством сроки.

Таким образом, и по результатам частичной приемки, оплаты товара (работы, услуги) и по результатам отдельного этапа необходимо составлять и размещать в ЕИС информацию об исполнении контракта.

Еще одним существенным изменением Федерального закона № 44-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2022 года становится обязательное формирование и подписание документа о приемке в электронной форме в ЕИС при исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур. Так, по государственным и муниципальным контрактам, которые были заключены до 1 января 2022 года, заказчики оформляли документы о приемке товаров, работ, услуг на бумажном носителе, при этом электронная приемка была правом заказчика, а не его обязанностью. С 1 января 2022 года заказчики по итогам электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном п. 5 ч. 11 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ) обязаны подписывать документы о приемке в электронной форме в ЕИС (прежний формат сохранен для контрактов, заключенных с единственным поставщиком в соответствии с ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ). Такую обязанность для контрактов по результатам электронных процедур установили в новой редакции ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ. До 31 марта 2022 года документы о приемке должны были размещаться в ЕИС в составе сведений об исполнении контракта. С 1 апреля 2022 года электронные документы о приемке должны размещаться автоматически в ЕИС отдельными самостоятельными документами (файлами), после подписания их заказчиком и поставщиком посредством квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП). Такие разъяснения дало Федеральное Казначейство в письме от 25.11.2021 № 14-00-05/28954 [7].

Кроме того, следует иметь ввиду, что по контрактам, в которых предусмотрена электронная приемка товаров, работ, услуг документ о приемке формирует только поставщик (подрядчик, исполнитель), а при оформлении документа о приемке на бумажном носителе либо заказчик, либо его контрагент.

После того как документ о приемке на бумажном носителе подписан, он направляется в ЕИС для размещения в реестре контрактов в срок до пяти рабочих дней с даты приемки. При подписании электронного документа о приемке в ЕИС, сведения об исполнении контракта в реестре появляются автоматически, то есть нет необходимости вносить дополнительные сведения об этом (пп.10, 13 ч.2, ч.3, ст.103 Федерального закона № 44-ФЗ).

На практике часто возникает вопрос, надо ли осуществлять приемку и экспертизу при заключении контракта с единственным поставщиком. Обязанность проводить приемку и экспертизу по результатам исполнения контракта закреплена в п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ. Исключение для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нет.

По общему правилу, государственный или муниципальный контракт на закупку товаров, работ, услуг заключается в письменной форме. Заказчиками в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ являются юридические лица, а согласно ст. 161 ГК РФ должны совершаться в простой письменной форме сделки, в которых хотя бы одной стороной являются юридические лица. Однако в силу п. 2 ст. 161 ГК РФ соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые в соответствии со ст. 159 ГК РФ могут быть совершены устно.

Анализ ч. 15 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ позволяет прийти к выводу, что при заключении контракта в случаях, предусмотренных пп. 4 и 5 части 1 ст. 93 указанного закона, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Важно иметь ввиду, что в этом случае также необходимо провести приемку. Оформлять отдельно экспертизу не обязательно. Достаточно документа о приемке, например, акта приемки-передачи, товарной накладной, кассового чека. На возможность подтвердить контракт кассовым чеком указал Минэкономразвития в письме от 26.02.2015 № Д28и-394 [9].

Таким образом, приемка и экспертиза обязательны независимо от того в какой форме заключен контракт (договор) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Безусловно, электронный документооборот все больше входит в нашу жизнь. Законодательство России пока признает равную юридическую силу электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, и документов на бумажном носителе, оформленных в соответствии с требованиями законодательства. Говорить о полном и безоговорочном вытеснении бумажного документооборота электронным в ближайшем обозримом будущем, на наш взгляд, безосновательно. Но процесс пошел.

Законодатель, принимая решение о введении электронной приемки, преследовал, на наш взгляд, следующие цели: упростить взаимодействие заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), по возможности исключить бумажный документооборот, снизить риск технических ошибок, обеспечить идентичность информации, содержащейся в контракте и документах о приемке, оптимизировать закупочный процесс, повысить прозрачность системы закупок. Возможность осуществления электронной приемки появилась в ЕИС с 01.01.2021, однако, как говорилось выше, обязательной она стала с 01.01.2022 г. Участники контрактной системы уже смогли оценить достоинства и недостатки электронной приемки.

Подводя итог, хочется отметить, что в настоящее время электронная приемка - это новшество законодательства о закупках, пока еще нет наработанных механизмов его применения, как и обобщения ошибок, допускаемых при ее осуществлении. Думается, что судебная и административная практика впереди.

Библиогра фия:

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 02.07.2021 № 360-ФЭ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27. Ст. 5188.

3. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении Методических рекомендаций по приёмке товара, работы, услуги или результатов отдельного этапа исполнения контракта и Порядка привлечения эксперта, экспертной организации при осуществлении приёмки товаров, работ, услуг : приказ Департамента по конкурентной политике Правительства города Москвы от 06 июля 2015 года № 70-01-69/15. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 01 июня 2020 г. № 149 «Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг»

7. Об оформлении документов о приемке товаров, работы (ее результатов), оказанной услуги в ЕИС в сфере закупок : Письмо Казначейства России от 25.11.2021 № 14-00-05/28954. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Письмо Минфина России от 25.10.2021 № 24-06-06/86152. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Письмо Минэкономразвития России от 26.02.2015 № Д28и-394. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки : постановление Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 года № 18. - Доступ из СПС КонсультантПлюс.

11. Гурин О. Июльские поправки к Закону № 44-ФЗ: какими станут конкурентные процедуры с 1 января 2022 года // Прогосзаказ.РФ. 2021. № 8. С. 8.

References:

1. About the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs : Feder. The law of April 5, 2013 No. 44-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. Federation. 2013. No. 14. St. 1652.

2. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Feder. the law of 02.07.2021 No. 360-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. Federation. 2021. No. 27. St. 5188.

3. Instructions on the procedure for acceptance of industrial and technical products and consumer goods by quantity, approved by the resolution of the USSR State Arbitration of 15.06.1965 No. P-6. - Access from the SPS "ConsultantPlus".

4. Instructions on the procedure for acceptance of industrial and technical products and consumer goods by quality, approved by the Resolution of the USSR State Arbitration No. P-7 dated 04/25/1966. - Access from the SPS "ConsultantPlus".

5. On approval of Methodological recommendations for the acceptance of goods, Work, services or the results of a separate stage of contract Execution and the Procedure for Involving an expert, expert organization in the Acceptance of Goods, Works, services: Order of the Department for Competition Policy of the Government of Moscow dated July 06, 2015 No. 70-01-69/15. - Access from the ATP "ConsultantPlus".

6. Order of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation No. 149 dated June 01, 2020 "On approval of a standard contract for the provision of security services and an information card of a standard contract for the provision of security services"

7. On the registration of documents on the acceptance of goods, work (its results), services rendered in the EIS in the field of procurement: Letter of the Treasury of Russia dated 25.11.2021 No. 14-00-05/28954. - Access from the SPS "ConsultantPlus".

8. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 25.10.2021 No. 24-06-06/86152. - Access from the SPS "ConsultantPlus".

9. Letter of the Ministry of Economic Development of Russia dated 26.02.2015 No. D28i-394. - Access from the SPS "ConsultantPlus".

10. On some issues related to the application of the Provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the supply contract: Resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of October 22, 1997 No. 18. - Access from the SPS ConsultantPlus.

11. Gurin O. July amendments to Law No. 44-FZ: what competitive procedures will become from January 1, 2022 // Progoszakaz.RF. 2021. No. 8. p. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.