Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПРИЕМКА / ПРИЕМОЧНАЯ КОМИССИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Н.Г., Громов С.В., Корнилович Р.А., Коноваленко С.А., Харада Г.И.

Сегодня необходимо совершенствовать приемку товаров, работ, услуг, так как приемная комиссия несет полную ответственность за нарушение требований Закона № 44-ФЗ. При этом для качественного обеспечения организации процесса приемки необходимо соблюдение определенных организационно-управленческих правил. Приемка является важнейшим этапом исполнения контракта и содержит существенные коррупционные и финансовые риски, в связи с чем необходимо ее совершенствовать на различных организационно-управленческих уровнях учреждения. Статья раскрывает основные направления совершенствования деятельности приемочных комиссий на уровне учреждений и организаций. Цель статьи - поиск путей совершенствования организационно-управленческих аспектов проведения приемки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Теоретической и методологической основой исследования являются нормативно-правовые акты, статьи российских ученых о соблюдении требований Закона № 44-ФЗ, а также накопленный практический опыт в осуществлении приемки товаров, работ, услуг для государственных нужд. В качестве основных методов исследования применялись сравнительно-правовые, логико-аналитические и другие методы научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MANAGERIAL ASPECTS IN THE ACCEPTANCE OF GOODS, WORKS, SERVICES TO MEET STATE AND MUNICIPAL NEEDS

Today, the need to improve the acceptance of goods (works, services) is dictated by the significant responsibility of the acceptance commission for violating the requirements of Law no. 44-FZ. At the same time, to provide the quality acceptance process, it is necessary to comply with certain organizational and managerial aspects. Acceptance is the most important stage in the execution of the contract and contains significant corruption and financial risks. Therefore, it is necessary to find some ways to improve it at various organizational and managerial levels of the institution. The article reveals the main directions aimed at improving the activities of acceptance commissions at the level of institutions and organizations. The purpose of the scientific article is to find the ways to improve the organizational and managerial aspects of the acceptance of goods (works, services) to meet state and municipal needs. The theoretical and methodological basis of the study is based on the legal acts, Russian scientific works dealing with the compliance with the requirements of Law no. 44-FZ, as well as accumulated practical experience in the implementation of acceptance (of goods, works, services) for the state needs. The comparative legal, logical-analytical and other methods of scientific knowledge were used as the main research methods.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

ЭКОНОМИКА

УДК 339.186

DOI: 10.21779/2500-1930-2022-37-3-7-13

Н.Г. Гаджиев1, С.В. Громов,2Р.А. Корнилович2, С.А. Коноваленко2, Г.И. Харада3

Совершенствование организационно-управленческих аспектов проведения приемки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

и муниципальных нужд

1 Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала; ул. М. Гаджиева, 43а; nazirhan55@mail.ru

2 Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; Россия, 390043, г. Рязань, 1-я Красная ул., 18; sergejkonovalenko26@gmail.com

3 ООО ДРСУ; 119121, г. Москва, бульвар Смоленский, д. 15

Сегодня необходимо совершенствовать приемку товаров, работ, услуг, так как приемная комиссия несет полную ответственность за нарушение требований Закона № 44-ФЗ. При этом для качественного обеспечения организации процесса приемки необходимо соблюдение определенных организационно-управленческих правил.

Приемка является важнейшим этапом исполнения контракта и содержит существенные коррупционные и финансовые риски, в связи с чем необходимо ее совершенствовать на различных организационно-управленческих уровнях учреждения. Статья раскрывает основные направления совершенствования деятельности приемочных комиссий на уровне учреждений и организаций.

Цель статьи - поиск путей совершенствования организационно-управленческих аспектов проведения приемки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Теоретической и методологической основой исследования являются нормативно-правовые акты, статьи российских ученых о соблюдении требований Закона № 44-ФЗ, а также накопленный практический опыт в осуществлении приемки товаров, работ, услуг для государственных нужд.

В качестве основных методов исследования применялись сравнительно-правовые, логико-аналитические и другие методы научного познания.

Ключевые слова: совершенствование, приемка, приемочная комиссия, экспертиза, председатель.

Совершенствование организационно-управленческих аспектов проведения приемки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по нашему мнению, должно осуществляться на следующих этапах:

1. Формирование приемочной комиссии. Необходимо, чтобы при подготовке приказа о составе приемочной комиссии выполнялись следующие условия:

- в целях исключения возможного конфликта интересов членов приемочной комиссии и снижения рисков предпосылок к совершению правонарушений коррупционного характера требуется исключить из состава приемочной комиссии лиц, заинтересованных в закупке (к таким лицам принято относить работников тыла и администра-

тивно-хозяйственной части, финансово-экономического отделения). Рекомендуется включить в приемочную комиссию работника внутреннего финансового контроля или сотрудника с опытом контрольно-ревизионной работы;

- предусмотреть, чтобы комиссия состояла минимум из пяти человек (согласно ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ);

- включить в состав комиссии специалистов различной квалификации, что позволит значительно нивелировать риски формальной приемки.

В приказе обязательно прописывается, кто будет председателем приемочной комиссии, также следует указать, кто должен будет исполнять его обязанности в случае его временного выбытия.

2. Определение целей и задач приемочной комиссии.

Необходимо утвердить «Положение о приемочной комиссии для приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, при осуществлении государственных закупок товаров, работ, услуг».

В раздел задач и функций приемочных комиссий следует включить пункты:

1) цели приемочной комиссии;

2) функции приемочной комиссии.

При визуальном осмотре осуществляется проверка соответствия информации, установленной в государственном контракте, подписанном поставщиком по договору, фактам поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг непосредственно на месте, в том числе с использованием средств фото- и видеотехники, а также измерительных приборов [2].

При этом предметом визуального осмотра являются товары, поставленные в рамках исполнения договора, а также результаты выполнения работ, оказания услуг по договору.

Субъектами визуального осмотра становятся государственные (муниципальные) заказчики. Объектами визуального осмотра становятся государственные (муниципальные) поставщики и подрядчики.

Комиссия проводит экспертизу поставленных товаров. В случае соответствия поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг принимается решение о приемке, в случае несоответствия - об отказе в приемке. Принятое решение фиксируется в протоколе заседания приемочной комиссии [6].

На основании заключения эксперта (экспертной организации) и протокола заседания приемочной комиссии контрактной службой заказчика оформляется мотивированный отказ (акт рекламации) от подписания акта о приемке, который направляется заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю). При этом акт о приемке не оформляется.

В раздел «Состав и полномочия членов приемочных комиссий» рекомендуется включить следующую информацию. Приемочная комиссия состоит из председателя приемочной комиссии, заместителя председателя приемочной комиссии1 и членов приемочной комиссии. Число членов приемочной комиссии, включая председателя, заместителя председателя, должно быть не менее 5 человек. В отсутствие председателя его обязанности и функции осуществляет заместитель председателя.

1 При значительном объеме выполняемых функций и большом количестве членов приемочной комиссии можно предусмотреть должность секретаря приемочной комиссии.

Члены приемочной комиссии осуществляют свои полномочия лично, передача полномочий другим лицам не допускается. Замена члена приемочной комиссии осуществляется на основании приказа заказчика. При приемке обязательно наличие подписей всех членов приемочной комиссии, за исключением лиц, отсутствующих по уважительной причине.

Председатель приемочной комиссии осуществляет общее руководство ее работой, определяет время и место проведения заседаний, вносит предложения об исключении из состава ее членов, вносит предложения о премировании по итогам деятельности [7].

Раздел «Документальное оформление проверки результатов исполнения контрактов» необходимо расширить, внеся информацию о принятом членами приемочной комиссии решении в протокол заседания приемочной комиссии2. Также в нем должны содержаться следующие сведения:

• дата и место заседания приемочной комиссии;

• наименование заказчика;

• сведения о государственном контракте;

• информация о присутствии поставщика при проведении приемки поставленных товаров;

• информация о правомочности приемочной комиссии;

• принятое на заседании приемочной комиссии решение каждого ее члена по приемке;

• подписи (расшифровка подписей) членов приемочной комиссии, участвовавших в заседании;

• иная информация, относящаяся к приемке.

Акт о приемке (приемочный документ), подготавливаемый контрактной службой заказчика, должен содержать аналогичную информацию, при этом дополненную рекомендацией заказчику подписать документы, предусмотренные государственным контрактом.

Если член приемочной комиссии не согласен с решением или имеет особое мнение, он должен отразить его отдельно в протоколе заседания (рабочей тетради по приемке материальных ценностей, работ, услуг в сфере государственных закупок) и акте о приемке (приемочном документе). Подписанный членами приемочной комиссии акт о приемке передается заказчику для утверждения [11].

3. Внесение в должностные регламенты членов приемочной комиссии функциональных обязанностей, прав и ответственности, а также мер поощрений за выполнения этих обязанностей в сфере обеспечения Закона № 44-ФЗ.

В качестве примерной формулировки внесения в должностной регламент можно рекомендовать следующий фрагмент текста: «Осуществляет приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, результатов отдельного этапа исполнения государственного контракта, включающую проведение экспертизы результатов, предусмотренных государственным контрактом, в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг». Приемочная комиссия несет ответственность за своевременную приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, результатов отдельного этапа исполнения государственного контракта в соответствии с законодательством РФ. Имеет право на поощрительное премирование участников по итогам работы

2 Вместо протокола приемочной комиссии может использоваться рабочая тетрадь по приемке материальных ценностей (работ, услуг) в сфере государственных закупок.

за отчетный период на основе мотивированного представления председателя приемочной комиссии.

4. Утверждение приказа и положения об экспертах учреждения. В рамках данного этапа утверждается форма экспертного заключения для внутреннего пользования. Рекомендуется утвердить списочный состав экспертов отдельным приказом учреждения, при этом необходимо соблюдать требования антикоррупционного законодательства и профессиональных стандартов.

5. Утверждение форм приемочных документов и акта рекламации при отрицательных результатах приемки. Подготовка рабочей документации, в т. ч. приемочной комиссии, в рамках ЕИС в электронной форме.

Рекомендуется включить в график документооборота учреждения в качестве приложения к учетной политике формы следующие документы:

1) акт приемки товаров, работ, услуг;

2) акт рекламации (мотивированного отказа в приемке);

3) протокол приемочной комиссии;

4) экспертное заключение;

5) рабочая тетрадь по приемке материальных ценностей, работ, услуг в сфере государственных закупок;

6) иные документы, связанные с соблюдением приемки товаров, работ, услуг в сфере обеспечения Закона № 44-ФЗ [5].

Рекомендуется разработать памятку о мерах ответственности за нарушение требований Закона № 44-ФЗ. Членов приемочной комиссии необходимо под подпись ознакомить с обзорами основных нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, выявленных КРУ МВД России в рамках текущего контроля.

В целях совершенствования организационно-управленческих аспектов приемки товаров, работ, услуг в сфере государственных закупок нами рекомендуется включать в состав приемочной комиссии внешнего эксперта (не являющегося работником заказчика). Такая комиссия сможет воспользоваться своим правом и не оформлять документы о приемке в электронном виде, что позволит сократить время и трудозатраты в части приемочного процесса.

Следует разработать памятку о проведении экспертизы при приемке товаров, работ, услуг в сфере государственных закупок для приемных комиссий при осуществлении мероприятий по проверке соответствия поставленного товара, выполненной работы или оказанных услуг условиям заключенного государственного контракта.

Отдельно в качестве направления совершенствования приемки товаров, работ, услуг можно выделить совершенствование документального оформления.

На первом этапе оформления приемки изучается предмет контракта, при этом осуществляется анализ заключенного государственного контракта (предмет, место, сроки приемки, ответственность).

На втором этапе изучается техническое задание или спецификация товара, анализируются действующие требования к поступаемым товарно-материальным ценностям в рамках приемки товаров, работ, услуг.

В рамках третьего этапа проводится сверка фактически поступивших товаров с требованиями технического задания и спецификации.

Далее осуществляется проведение фактической приемки товаров, работ, услуг путем визуального осмотра, при этом анализируется экспертное заключение о соответ-

ствии товара требованиям государственного контракта. Членами приёмочной комиссии проводится формальная проверка документов.

При фактической приемке членами комиссии осуществляется визуальный осмотр, обмеры, взвешивание, измерение и т. д. (третий этап приемки). При этом применяется метод сопоставления, когда данные технического задания и спецификации сопоставляются с фактическим наличием принимаемых ценностей по государственному муниципальному контракту.

На четвертом этапе, если все условия совпадают с фактическими данными приемки, подписывается приемочный документ (акт приемки и др.). Если же имеются отклонения, которые могут привести к изменению стоимости принимаемых ценностей, выполненных работ или услуг, отличных от требований контракта, составляется протокол приемочной комиссии с указанием несоответствия требованиям контракта. Данный протокол будет основанием для подготовки письменной претензии правовой группой учреждения. Если же недостатки и нарушения являются неустранимыми, то составляется акт рекламации товаров, работ, услуг.

Результаты приемки целесообразно отражать в рабочей тетради по приемки материальных ценностей, работ, услуг в сфере государственных закупок. Ведение данного документа целесообразно поручить секретарю или председателю приемочной комиссии. Результаты приемки учитываются на пятом этапе.

Заключительным этапом является передача приемочных документов. Информация о приемке передается в финансовые подразделения учреждения для последующего исполнения государственного муниципального контракта (согласно требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ).

Выводы и предложения

Таким образом, по результатам исследования могут быть сделаны следующие выводы:

1. Необходимо разработать единый нормативный акт в системе МВД РФ, регламентирующий процесс и особенности приемки товаров, работ, услуг в сфере государственных закупок.

2. Совершенствование организационно-управленческих аспектов проведения приемки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должно осуществляться на следующих этапах:

1) подготовка приказа о составе приемочной комиссии;

2) разработка положения о приемочной комиссии;

3) внесение в должностные регламенты членов приемочной комиссии функциональных обязанностей, прав и ответственности, а также мер поощрений за выполнение этих обязанностей в сфере обеспечения Закона № 44-ФЗ;

4) утверждение приказа и положения об экспертах учреждения;

5) утверждение форм приемочных документов и акта рекламации при отрицательных результатах приемки. Подготовка рабочей документации, в т. ч. приемочной комиссии, в рамках ЕИС в электронной форме;

6) разработка памятки о мерах ответственности за нарушение требований Закона № 44-ФЗ;

7) разработка памятки для приемных комиссий;

8) совершенствование документального оформления приемки. При этом необходимо четкое и последовательное соблюдение основных этапов приемки: изучение предмета контракта; изучение технического задания и спецификации; проведение фак-

тической приемки; подписание приемочного документа; передача информации о приемке в финансовые подразделения учреждения.

Особое внимание приемочной комиссии должно быть уделено этапу фактической приемки, при этом следует исключить формальный подход.

3. В качестве совершенствования организационно-управленческих аспектов приемки товаров, работ, услуг в сфере государственных закупок нами рекомендуется включать в состав приемочной комиссии внешнего эксперта (не являющегося работником заказчика). Такая комиссия сможет воспользоваться своим правом и не оформлять документы о приемке в электронном виде, что позволит сократить время и трудозатраты в части приемочного процесса.

Литература

1. Бухгалтерский учет: учебник / Н.Г. Гаджиев и др.; под общ. ред. проф. Н.Г. Гаджиева. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 581 с.

2. Гаджиев Н.Г., Гаджиев М.Н. Внешний финансовый контроль и внутренний аудит в сфере закупок вуза: монография. - Махачкала: Изд-во ДГУ, 2016. - 142 с.

3. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А. Ревизионные и экспертно-аналитические методы выявления нарушений в учете и отчетности организаций: учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2022. - ' 218 с.

4. Контроль и ревизия: учебник / под общ. ред. д-ра эк. наук, проф. Н.Г. Гаджиева. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 607 с.

5. Сафохина Е.А. Контроль государственных закупок в системе МВД России // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях: сб. статей.

- М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В .Я. Кикотя, 2018. - С. 346-353.

6. Мельников В.В. Государственные и муниципальные закупки: учебное пособие. Ч. 2: Государственные закупки и экономическая политика. - М.: ИНФРА-М, 2022.

- 169 с.

7. Обзор основных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России, выявленных ревизиями и проверками КРУ МВД России в 2021 году от 30.03.2022. - № 1/3193.

8. Павелин А. Проверки соответствия указанной в госконтракте информации фактам поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2019. № 7. - С. 23-29.

9. Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.Г. Братко, И.Е. Волуевич, В.И. Глотов и др.; под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко. -Сер.: Бакалавр и магистр. Академический курс. - М.: Юстицинформ, 2018. - Т. 1. -696 с.

10. Шешукова Т.Г., Громова В.А. Особенности внутреннего контроля в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2019. № 13. - С. 11-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Шакова Ф.М., Шхагошев Р.В., Карданов А.М. Особенности аудита эффективности в системе внутреннего финансового контроля в МВД России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. - С. 161-169.

Поступила в редакцию 23 августа 2022 г.

UDC 339.186

DOI: 10.21779/2500-1930-2022-37-3-7-13

Improvement of the Managerial Aspects in the Acceptance of Goods, Works, Services

to Meet State and Municipal Needs

1 2 2 2 3

N. G. Gadzhiev , S. V. Gromov , R.A. Kornilovich , S.A. Konovalenko , G.I. Harada

JDagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; Nazirhan55@mail. ru

2Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikotya; Russia, 390043, Ryazan, 1st Krasnaya st., 18; sergejkonovalen-ko26@gmail. com

3LLC DRSU; 119121, Moscow, Smolensky boulevard, 15

Today, the need to improve the acceptance of goods (works, services) is dictated by the significant responsibility of the acceptance commission for violating the requirements of Law no. 44-FZ. At the same time, to provide the quality acceptance process, it is necessary to comply with certain organizational and managerial aspects. Acceptance is the most important stage in the execution of the contract and contains significant corruption and financial risks. Therefore, it is necessary to find some ways to improve it at various organizational and managerial levels of the institution.

The article reveals the main directions aimed at improving the activities of acceptance commissions at the level of institutions and organizations.

The purpose of the scientific article is to find the ways to improve the organizational and managerial aspects of the acceptance of goods (works, services) to meet state and municipal needs. The theoretical and methodological basis of the study is based on the legal acts, Russian scientific works dealing with the compliance with the requirements of Law no. 44-FZ, as well as accumulated practical experience in the implementation of acceptance (of goods, works, services) for the state needs. The comparative legal, logical-analytical and other methods of scientific knowledge were used as the main research methods.

Keywords: improvement, acceptance, acceptance committee, expertise, chairman.

Received 23 August 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.