Научная статья на тему 'Вопросы оценки качества поставляемой продукции в сфере закупок'

Вопросы оценки качества поставляемой продукции в сфере закупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
732
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / QUALITY STANDARDS / ПРИЕМКА ТОВАРОВ / ACCEPTANCE OF GOODS / РАБОТ / WORKS / УСЛУГ / SERVICES / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК / CONTRACT SYSTEM OF PURCHASES / ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ / QUALITY CHECK OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкова Ю.А.

Анализ российского законодательства в сфере государственных закупок показал, что одним из неурегулированных вопросов является вопрос надлежащей оценки заказчиками качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг в соответствии с предъявляемыми в документации о закупке и государственном контракте требованиями. Приводятся основные международные и российские стандарты по приемке продукции по качеству. На основании этого автор приходит к заключению о необходимости разработки и использовании единых стандартов по приемке продукции по качеству, в том числе и в сфере государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of an assessment of quality of the delivered production in the sphere of purchases

The analysis of the Russian legislation in the sphere of government procurements showed that one of not settled questions is the question of an appropriate assessment by customers of quality of the put goods, the performed works or the rendered services according to the requirements shown in documentation about purchase and the state contract. The main international and Russian standards on acceptance of production on quality are provided. On the basis of it the author came to conclusion that need of development and use of uniform standards on acceptance of production on quality, including in the sphere of government procurements.

Текст научной работы на тему «Вопросы оценки качества поставляемой продукции в сфере закупок»

УДК 33 ББК 65

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОСТАВЛЯЕМОЙ ПРОДУКЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА БОЧКОВА

адъюнкт кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность) E-mail: bo4kova.y@mail.ru Научный руководитель: доктор экономических наук Купрещенко Н.П.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализ российского законодательства в сфере государственных закупок показал, что одним из неурегулированных вопросов является вопрос надлежащей оценки заказчиками качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг в соответствии с предъявляемыми в документации о закупке и государственном контракте требованиями. Приводятся основные международные и российские стандарты по приемке продукции по качеству. На основании этого автор приходит к заключению о необходимости разработки и использовании единых стандартов по приемке продукции по качеству, в том числе и в сфере государственных закупок.

Ключевые слова: стандарты качества, приемка товаров, работ, услуг, контрактная система закупок, проверка качества продукции.

Annotation. The analysis of the Russian legislation in the sphere of government procurements showed that one of not settled questions is the question of an appropriate assessment by customers of quality of the put goods, the performed works or the rendered services according to the requirements shown in documentation about purchase and the state contract. The main international and Russian standards on acceptance of production on quality are provided. On the basis of it the author came to conclusion that need of development and use of uniform standards on acceptance of production on quality, including in the sphere of government procurements.

Keywords: quality standards, acceptance of goods, works, services, contract system of purchases, quality check of production.

Актуальным для российского законодательства в сфере закупок остается вопрос о регулировании отношений по приемке результатов исполнения обязательств по контракту. Целью статьи является анализ основных нормативно-правовых документов, регламентирующих данные отношения.

Несмотря на важность законодательного регулирования отношений по приемке, нормы основополагающего закона в сфере закупок продукции для государственных и муниципальных нужд (Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе)), касающиеся приемки продукции, изложены крайне фрагментарно.

Качество товаров, работ, услуг проверяется одновременно и заказчиком (самостоятельно или комиссионно), и путем проведения обязательной экспертизы

(силами заказчика или привлеченными экспертами)1.

Так, частью 6 статьи 94 Закона о контрактной системе заказчику предоставлено право на создание приемочной комиссии. Однако законодательно не установлен перечень случаев, когда приемочная комиссия должна создаваться заказчиком в обязательном порядке.

Следовательно, заказчик может осуществить приемку продукции без создания комиссии по приемке, то есть единолично, что существенно увеличивает риски, связанные с недобросовестными действиями аффилированных заказчиков и поставщиков на стадии приемки.

Несоответствие результатов исполнения обязательств по контракту условиям контракта не всегда может служить для заказчика основанием для отказа в приемке продукции. Так как устранение поставщиком выявленных заказчиком нарушений не может быть основанием для отказа в приемке. Вместе с тем, порядок и сроки устранения нарушений поставщиком

не определены в Законе о контрактной системе, что может привезти к росту злоупотреблений со стороны заказчика. К таким случаям нарушений заказчика порядка приемки относятся вымогательство денежных средств от поставщиков за подписание акта приемки, подписание акта приемки и оплата выполненных ненадлежащим образом условий контракта.

В свою очередь проведение экспертизы будет нецелесообразно поскольку заказчик вынужден нести как финансовые, так и временные затраты, так как для проведения экспертизы заказчику потребуется провести отбор экспертов путем проведения конкурса, заключить государственный контракт и оплатить оказанные экспертом услуги.

Согласно статье 94 Закона о контрактной системе приемочная комиссия, осуществляющая приемку поставленной продукции при принятии решения о приемке или об отказе в приемке в случае привлечения заказчиком эксперта должна учитывать предложения экспертов. Поскольку заключение эксперта носит рекомендательный характер, то получение заказчиком такого экспертного заключения за счет бюджетных средств не будет эффективным.

Следует отметить, что ни в Законе о размещении заказа ранее, ни в Законе о контрактной системе ныне не разработаны унифицированные рекомендации, единые стандарты по приемке товаров, работ, услуг по качеству.

Проведенный анализ осуществления закупок государственными заказчиками показал, что подход к качеству в закупках различен и многообразен. Критерии выбора качества у всех заказчиков абсолютно разные. Они, как правило, основаны на полученных теоретических знаниях и накопленном практическом опыте заказчиков.

Отсутствие норм, регулирующих отношения по приемке на уровне закона, заказчикам и поставщикам приходится руководствоваться нормативными правовыми актами советского периода, действие которых распространяется на отношения по исполнению обязательств по контрактам только в случае, если стороны контракта согласовали применение указанных актов2.

Речь идет об Инструкции «О порядке приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству»3 и Инструкции «О порядке приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству»4.

В указанных инструкциях четко регламентиро-

ваны сроки приемки продукции, а также содержится прямой запрет на участие отдельных категорий лиц в проверке продукции по качеству.

Однако применение указанных инструкций требует от заказчика принятия многочисленных актов, составления и подписания большого количества различных документов при каждой приемке продукции, что представляет определенные трудности для заказчика. В результате, в случае возникновения судебных разбирательств по итогам такой приемки добросовестным заказчикам сложно доказать надлежащие исполнение своих обязанностей.

Многие заказчики требуют соответствия продукции международным стандартам качества. Одним из международных документов, которым пользуются заказчики при оценки качества продукции, является стандарт ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»5. В указанном стандарте «качество» определяется как степень, с которой совокупность собственных характеристик (количественных и качественных) выполняет требования (потребителя, к продукции, к системе менеджмента качества). При этом продукция может быть плохого, хорошего и отличного качества. Стандарт выделяет физические, органолептические, этические, временные, эргономические и функциональные классы характеристики качества.

Принципы и правила закупок товаров, работ, ус-луг6, утвержденные советом директоров Европейского банка реконструкции и развития определяют, что технические спецификации должны основываться на соответствующих качественных и количественных характеристиках и (или) требованиям к техническим параметрам. Данный документ рекомендует избегать употребление в документации о закупке фирменные наименования и торговые марки, ведущие к дискриминации поставщиков. Следует применять международные стандарты и спецификации, а в случае, если они не пригодны, — национальные или иные стандарты, обязательно указав при этом их приемлемость по причине равноценных или более высокого качества показателей по сравнению с международными.

Принимая во внимание отсутствие единой методики, заказчику следует разработать свою внутреннюю методику оценки качественных показателей закупаемой продукции. Указанная методика может быть отдельным документом заказчика либо может быть включена в положение о комиссии по приемке товаров, работ, услуг или в положение о проведении экспертизы

силами заказчика. Требования к показателям качества продукции определить стандартами, регламентами и условиями либо установить самостоятельно. Согласно требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями законодательства о техническом регулировании7. Если заказчик не использует такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, он обязан указать обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений, терминологии. Далее следует устанавливать в документации о закупке и прилагаемом к ней проекте контракта условия по приемки по качеству.

Также заказчик вправе (при поставке машин и оборудования) установить требования к гарантийному сроку продукции и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование товара. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии, которая оформляется при поставке товара.

Таким образом, заказчику необходимо различать понятия «гарантия производителя» и «гарантия поставщика», так как гарантийный срок и обязательства по гарантии могут устанавливать и принимать на себя не только непосредственные производители продукции, но и поставщики, использующие определенные товары при выполнении работ и оказании услуг. Кроме того, гарантия последних может превышать гарантийные сроки, установленные производителем.

Поэтому указанные выше гарантийные риски, связанные с качеством продукции в обязательном порядке

заказчику необходимо учитывать при подготовке технических требований описания объекта закупки.

Отсутствие надлежащего правового регулирования отношений на стадии приемки продукции делает очевидным необходимость определения в Законе о Контрактной системе порядка и сроков осуществления приемки в зависимости от специфики продукции, введения перечня лиц, которые вправе осуществить приемку, определение закрытого перечня случаев обязательного создания комиссии по приемке. Также необходимо разработать и утвердить унифицированные рекомендации, единые стандарты по приемке товаров, работ, услуг по качеству, поскольку достижение эффективного функционирования контрактной системы не возможно без внедрения системы контроля качества государством при приемке продукции для удовлетворения государственных нужд.

1 См. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч.3, ст. 13

2 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18»О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки», п. 14 // Вестник ВАС РФ. № 3. 1998;

3 Постановление Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7 «Инструкция о порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по качеству» // Бюллетень нормативных актов и ведомств СССР 1975. № 2;

4 Постановление Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6 «Инструкция о порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по количеству» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР». 1975. № 2;

5 Приказ Росстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст «ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», п. 3.1.1

6 Принципы и правила закупок товаров, работ, услуг, п. 3.19 [Электронный ресурс] URL: http; ebrd.com>downloads/ procurement (дата обращения: 17.01.2014)

7 Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.