Научная статья на тему 'НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПОК И ДРУГИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА'

НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПОК И ДРУГИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / ИЗВЕЩЕНИЕ / ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Титова Галина Григорьевна

В статье рассматриваются первичные юридические документы, являющиеся основанием для заключения государственного (муниципального) контракта. Актуальность темы связана с постоянным изменением содержания нормативно-правовых актов и предусмотренных ими существенных условий государственного (муниципального) контракта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NAME OF THE OBJECT OF PROCUREMENT AND OTHER CONDITIONS OF THE STATE (MUNICIPAL) CONTRACT CONCLUDED THE RESULTS OF AN OPEN ELECTRONIC AUCTION

The article deals with the primary legal documents that are the basis for concluding a state (municipal) contract. The relevance of the topic is associated with a constant change in the content of legal acts and the essential conditions of the state (municipal) contract provided for by them.

Текст научной работы на тему «НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПОК И ДРУГИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_4_54 УДК 346.34

НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПОК И ДРУГИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА NAME OF THE OBJECT OF PURCHASE AND OTHER CONDITIONS

OF STATE (MUNICIPAL) CONTRACT, BASED ON THE RESULTS OF THE OPEN ELECTRONIC AUCTION

ТИТОВА Галина Григорьевна,

соискатель, Ульяновский государственный университет.

432007, Россия, Ульяновская обл., г. Ульяновск, Университетская набережная, 1, корп. 4.

E-mail: gal.titova@inbox.ru;

TITOVA Galina Grigorievna,

graduate student, Ulyanovsk state university.

1, building 4, Universitetskaya embankment, Ulyanovsk region, Ulyanovsk, 432007, Russia. E-mail: gal.titova@inbox.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются первичные юридические документы, являющиеся основанием для заключения государственного (муниципального) контракта. Актуальность темы связана с постоянным изменением содержания нормативно-правовых актов и предусмотренных ими существенных условий государственного (муниципального) контракта.

Abstract: The article deals with the primary legal documents that are the basis for concluding a state (municipal) contract. The relevance of the topic is associated with a constant change in the content of legal acts and the essential conditions of the state (municipal) contract provided for by them.

Ключевые слова: электронный аукцион, извещение, поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Keywords: electronic auctions, notification, supply of goods for state (municipal) needs.

Для цитирования: Титова Г.Г. Наименование объекта закупок и другие условия государственного (муниципального) контракта, заключаемого по итогам проведения открытого электронного аукциона // Аграрное и земельное право. 2022. № 4(208). С. 54-60. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_54.

For citation: Titova G. G. Name of the object of purchase and other conditions of state (municipal) contract, based on the results of the open electronic auction // Agrarian and Land Law. 2022. No. 4(208). pp. 54-60. http://doi. org/10.47643/1815-1329_2022_4_54.

Статья поступила в редакцию: 16.01.2022

Заключение контракта на поставку товаров, работ, услуг (публичный контракт) государственным/муниципальным заказчиком (публичным заказчиком) и участником аукциона сопровождается выполнением целого ряда организационных действий.

Как утверждает профессор Т. М. Гандилов, заказчику необходимо, в частности, обосновать план закупок, определить объем финансирования и пр. [5] Д. А. Петров также указывает, что процедура закупок производится поэтапно [12], она более сложная и специфическая, по сравнению с общей процедурой, заключения договоров, предусмотренной в ст. 435-443 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [7].

Процедура заключения публичного контракта по результатам электронного аукциона (открытого) имеет приоритет перед процедурой заключения договора для торгов, как по стадиям, так и по содержанию (ст. 447449.1. ГК РФ). Первый этап предусматривает организацию подготовки информационных извещений о закупке и проектов контрактов. Второй этап заключается в проведении заказчиком основных конкурентных процедур

(ст. 51 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44) [17]).

Согласно положениям российского гражданского законодательства, договор считается заключенным, если сторонами согласованы все его существенные условия (ч. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными признаются условия (ст. 432 ГК РФ) о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актахкак существенные или необходимые, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Однако данное правило характерно и применимо для тех классических предпринимательских договоров (поставки, строительного подряда, простого товарищества и т.п.), процедура заключения которых урегулирована в ГК РФ. Следует согласиться с О. А. Беляевой, которая считает, что «существенные условия контракта» в обычном понимании не называются ни в одной норме Закона № 44) [2].

Некоторые авторы правильно признают существенным условием контракта описание (наименование) объекта закупки, т.е. качественные и количественные характеристики объекта закупки. До их размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) заказчиком заполняются данные об объекте закупки (описание объекта закупки, ст. 33 Закона № 44) Так, публичный заказчик в одностороннем порядке составляет извещение, проект публичного контракта. На содержание конкретного контракта влияет извещение о закупке, которое может включать типовые условия и требования, предусматриваемые в типовых контрактах, проектах по объектам капитального строительства (распространены в сфере строительства). Помимо типовых контрактов, на содержание контракта влияют СНИПы, типовые или индивидуальные проекты строительства или капитального ремонта (ч.1 ст.33 Закона № 44). Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется.

Некоторые авторы, например, А. И. Сидоренко, говорят о нарушениях со стороны публичного заказчика при описании объекта закупки [15]. Это, в свою очередь, иногда порождает коррупционные правонарушения (события). Причинами коррупционных нарушений, в частности, могут быть излишние или дополнительные требования заказчиков к товарам (работам, услугам), участникам закупок на региональном и местном уровнях, что вступает в конфликт с принципом единства контрактной системы [15, с. 80]. Тогда как все принципы контрактной системы должны пониматься и применятся во взаимосвязи [1].

Тем не менее, судебная практика показывает, что при закупке лекарственных средств заказчику все же разрешается детализация объекта закупки с учетом конкретных запросов лечебных учреждений [11]. Данное исключение представляется вполне обоснованным, поскольку обеспечение населения лекарственными средствами надлежащего качества является «одной из важнейших социальных задач государства» [20]. В этом видится по большому счету ориентированность на защиту интересов государства, что выражает социальную направленность заказчика. Как правильно пишет проф. О.А. Беляева, «...вся деятельность, связанная с публичными закупками, носит ярко выраженный социальный характер» [3].

Представляется, что необходимо отличать материальный объект закупки и юридический предмета контракта. Материальный объект закупки (как существенное условие публичного контракта) в ч. 1 ст. 34 Закона № 44 прямо в качестве существенного условия не называется. Об объекте закупки как о существенном условии можно только догадываться из нормы ч. 1 ст. 33 Закона № 44 «Правила описания объекта закупки». Однако видится, что в ч. 1 ст. 33 Закона № 44 дано неверное определение, по которому объект закупки (речь идет о действиях по его описанию) является существенным условием публичного контракта. О наименовании и количестве товара,

которые следует согласовать, речь идет и в ч. 3 ст. 455 ГК РФ. Таким образом, на основании п. 2 ч. 1 ст. 432, ч. 3 ст. 455 ГК РФ можно сделать вывод, что для договора купли-продажи существенными условиями в первую очередь являются наименование товара и его количество.

Юридическим предметом публичного контракта, если в его исполнение заключаются договоры купли-продажи или поставки, является передача (перенос) права собственности на товар, например, от поставщика к публичному заказчику. Тогда как описание объекта контракта относится к наименованию поставляемого товара (выполняемых подрядных работ) для публичных нужд как к материальному объекту будущего контрактного правоотношения. Поэтому существенным условием публичного контракта будет выступать не описание, а наименование материального объекта закупки (товара, наименование работ или услуг), который раскрывается посредством его описания. Думается, в ч. 1 ст. 34 Закона № 44 следует прямо указать, что существенными условиями публичного контракта являются наименование материального объекта закупки (товара, вида работы или услуги, аренды имущества) и количество (объемы) товара (работ и услуг). Так, В. А. Косенко пишет, что в контракт необходимо включать описание объекта закупки. В контракте это может именоваться как предмет контракта [9].

Соответственно, публичный заказчик (или по соглашению с заказчиком - организатором закупок) разрабатывает существенные и другие условия контракта, фиксирует их в извещении о закупке и в проекте контракта. Все документы одновременно размещаются заказчиком в Единой информационной системе. Подача заявки означает согласие участника закупки (ч. 5 ст. 43 Закона № 44) поставлять товары (работы, услуги) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Законом № 44 предусмотрена документация о закупке).

Поэтому правильно пишет Ф. А. Тасалов, что участник закупки не может непосредственно предложить заказчику свою редакцию контракта. Заказчик обязан только истолковать для участника договорное условие. Заказчик «...не обязан вносить изменения в проект контракта по запросу поставщика. Все, что требуется от заказчика — это направить ответ на запрос участника закупки в установленные законодательством сроки» [16]. В результате условия, которые становятся содержанием контрактного обязательства, заказчик определяет чаще всего самостоятельно в извещении и в проекте контракта без участия победителя электронного аукциона (за исключением окончательной цены контракта) в порядке, указанном в ст. 33, 34 Закона № 44.

Таким образом, хотя существенные условия договора (как юридического факта) согласно общей норме ГК РФ согласовываются и утверждаются обеими сторонами (ч. 1 ст. 432 ГК РФ), тем не менее по Закону № 44 участники аукциона на первой стадии (подача заявок) действия гражданско-правового механизма заключения публичного контракта по итогам открытого электронного аукциона в сфере закупок товаров (работ, услуг) практически не могут предлагать свои условия заказчику по контракту. Поэтому заказчик, подавая заявку по установленной Законом № 44 форме и содержанию (с учетом требований заказчика), присоединяется к условиям извещения заказчика и ко всем документам - приложениям (их, как правило, пять, вместе с проектом контракта).

В виду сказанного следует согласиться с И. Г. Яковлевой в том, что государственный контракт (по порядку согласования условий с исполнителем) представляет собой договор, который заключается по модели договора присоединения [19]. Действующий порядок подготовки заказчиком извещения и проекта государственного контракта ограничивает права исполнителя контракта в описании объекта в соответствующей заявке. Тем не менее, заявка участника должна содержать, в частности, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным заказчиком в описании объекта закупки (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44) [18]. О чем свидетельствует и практика Федеральной антимонопольной службы [13].

В литературе иногда отмечается, что «.существенным условием контракта до его заключения является

получение исполнителем банковской гарантии, так как обеспечение обязательств по государственному (муниципальному) контракту его существенное условие» [6]. Необходимо отметить, что заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения заявок на участие в закупке в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей (ч. 1 ст. 44 Закона № 44. Следовательно, при сумме начальной (максимальной) цены контракта (далее - Н(М)ЦК) до 1 млн. руб. не всегда требуется обеспечение (что является правом заказчика, а не обязанностью).

Кроме того, обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств (путем их блокирования на специальном банковском или независимой банковской гарантии (ч. 4. ст. 44 Закона № 44) [3]. Поэтому условие контракта о способе обеспечения заявки участника не является существенным в обычном доктринальном смысле, а учитывая характер указанных норм ст. 44 Закона № 44, его следует признать нормативно-предписываемым, обязывающим заказчика: 1) произвести расчет суммы обеспечения в указанном проценте от НМЦК (при сумме Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб. до 20 млн. руб. заказчик обязан устанавливать - от ЛЛ до 1 % от конкретной суммы обеспечения свыше 1 млн руб. до 20 млн. руб.; от ЛЛ до 5 % от конкретной суммы НМЦК свыше 25 млн. руб.); 2) выбрать способ обеспечения один из указанных в ч. 4 ст. 44 (денежная блокировка на специальном счете или независимая банковская гарантия).

При описании объекта (наименование объекта) заказчик может указывать требования к гарантии качества объекта закупки. Из ч. 1, 4 ст. 33 Закона № 44 следует, что требования к перечню условий, обеспечивающих качество товаров, работ, услуг, к гарантийным срокам и объему предоставления гарантий устанавливаются заказчиком при необходимости. То есть необходимость требований к качеству и гарантиям качества также устанавливает заказчик.

Обычно качество товаров подтверждается техническими условиями (далее - ТУ), а в отдельных случаях - техническими регламентами или стандартами. В этом смысле формулировку ч. 4 ст. 469 ГК РФ «законом могут быть установлены обязательные требования к качеству продаваемого товара» следует понимать в том смысле, что требования к качеству товара могут определяться не только законом (в узком смысле слова), но и иными нормативными правовыми актами и даже техническими условиями изготовителя товара.

Однако п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44 установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Данное правило, как нам представляется, обусловлено стремлением законодателя развивать конкуренцию. В ходе применения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44 суды выносили противоречивые решения. В одних случаях указание на товарный знак в заявке участника признается судами и ФАС допустимым, в других - нарушением [14].

Таким образом, в контракте должны быть зафиксированы обязательные условия. В Законе говорится, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4ст.33). Если контракт заключается на срок более, чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта (ч. 12 ст.33). В контракт также включаются условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги; о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги; о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обяза-

тельств и др. (ч. 13 ст. 33). Возникает вопрос, это существенные в доктринальном смысле или нормативно-обязательные условия контракта. Вместе с тем в Законе иногда упоминаются термин не обязательные, а существенные условия контракта. Так отмечается, что «...при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев.», предусмотренных п. 1-9 ст. 95 Закона № 44.

Выявление достаточного перечня существенных условий в доктринальном смысле необходимо, поскольку в целом ряде подзаконных актов, обычно Правил, утверждаемых Правительством РФ, перечень существенных условий чрезвычайно расширяется. Между тем в научной литературе давно было высказано мнение, что чрезмерное расширение таких условий приводит к тому, что вместо исполнения реального контракта стороны заняты выявлением существенных условий договора и их определением [10]. Е. В. Богданов также указывает на необоснованное увеличение существенных условий по целому ряду предпринимательских договоров [4]. Е. В. Кожевина отмечает, что для определенных гражданско-правовых договоров существенные условия являются необходимыми в силу норм соответствующего акта. Такая же ситуация складывается в сфере закупок товаров для государственных и муниципальных контрактов [7].

Итак, доктринальный перечень существенных условий отличается от обязательных условий, которые стороны в соответствии со ст. 34 Закона № 44 обязаны согласовать наряду с предметом контракта, ценой контракта, местом исполнения договора и др. Таким образом, перечень условий, который указывается в извещении заказчика об электронном аукционе, может содержать как существенные (в доктринальном смысле), так и несущественные (нормативно обязательные) условия контракта.

Несущественными условиями, представляется, можно признать платежные реквизиты сторон. Заказчик и поставщик путем направления простого письменного уведомления могут на вполне законных основаниях изменять расчетные и корреспондентские счета (менять банковскую организацию для перечисления денег); местонахождение учреждения и контактные сведения (контакты в виде телефона, фактического адреса, электронного адреса можно поменять без предварительного согласия другой стороны); арифметические и орфографические ошибки, которые были допущены при подписании документа (опечатки в названии, Ф.И.О. должностных и ответственных лиц, неправильные расчеты в спецификации или смете и пр.).

В литературе иногда отождествляют протокол подведения итогов закупок с предварительным договором. По мнению О. А. Беляевой, «отождествлять протокол о результатах любого вида торгов с договором (что имеет место в ч. 5 ст. 448 ГК РФ), предварительным договором, а равно и со сделкой вообще нельзя» [2, с. 11]. Основная цель составления протокола о результатах закупки заключается в том, чтобы закрепить за победителем закупки право на заключение (подписание) контракта по итогам электронной процедуры.

Иные обязательные нормативно-определяемые законом и иными актами условия (ч. 4-30 ст. 34 Закона № 44) не являются существенными в доктринальном смысле. Ввиду того что они определены императивными нормами, т.е. обязательны, и некоторые из них перечислены в ст. 34 Закона № 44, то их, по нашему мнению, можно назвать обязательными, как существенными условиями контракта, так и требованиями к содержанию прав и обязанностей контрактного публичного обязательства.

В ч. 13 ст. 34 Закона № 44 указано, что в контракт включаются другие обязательные условия, определяющие, например, форму оплаты товара, порядок и сроки производства заказчиком приемки поставленного товара (работ, услуг) в части соответствия его количества, комплектности, объема требованиям проектной и иной документации, установленным контрактом и относящимся к данному конкретному контракту законодательством.

Итак, следует сделать общий вывод, что под условиями государственного (муниципального) контракта (как юридического факта), а также под правами и обязанностями сторон контракта (как договорного правоотно-

шения-обязательства) следует понимать не только условия проекта контракта, но также все условия и требования заказчика (указываемые в извещении о закупке и приложениях к извещению), требования действующих норм ГК РФ и специальных законов (имеющих отношение к конкретному объекту закупок и контракту).

Под контрактом также можно понимать не только договор (контракт) как текст в общепринятом понимании для обычных письменных («бумажных») договоров, но и контракт в форме единого электронного документа со всеми приложениями к извещению о публичных закупках (электронные документы), размещенных в ЕИС, полученных заказчиком и победителем закупок при посредничестве оператора ЭП, обеспечивающего заключение конкретного контракта в сфере закупок товаров (работ, услуг) для публичных нужд. Процедура заключения (подписания) контракта детально определена в ст. 51 Закона № 44.

Библиография:

1. Агапова Е. В., Беляева О. А. Границы транспарентности публичных закупок / под. ред. Е. В. Агаповой, О. А. Беляевой. М. : Издательство "КноРус", 2020. С. 11.

2. Беляева О.А. Направления повышения эффективности противодействия коррупции в сфере корпоративных закупок// Журнал российского права. 2019. № 10. С. 157.

3. Беляева О. А. Исполнение публичных контрактов в 2014 году в свете нового законодательства. URL: http://auctionvestnik.ru/node/156 (дата обращения: 09.12.2021).

4. Богданов Е. В. Договоры в сфере предпринимательства: моногр. М.: Проспект, 2018. С. 235.

5. Гандилов Т. М. К вопросу о публичных закупках для обеспечения государственных нужд // Вестник Московского унта МВД России. 2018. № 2. С. 25.

6. Горюнова Т.А. Проблемы исполнения государственных (муниципальных) контрактов// Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4. № 13 Материальное право. 2020. С. 89.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

8. Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. II / под ред. Б. М. Гонгало. М.: Статут, 2018. С. 515.

9. Косенко Е. В. Обзор существенных условий контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд // Юридическая наука. 2014. № 4. С. 91.

10. Лукьяненко В. Е. Формирование обязательства по контрактации плодоовощной продукции в новых условиях хозяйствования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1987. С. 11.

11. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.06.2017 № 310-КГ17-1939 по делу № А08-1545/2016. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo- suda-rf-ot-23062017-n-310-kg17-1939-po-delu-n-a08-15452016/ (дата обращения: 09.12.2021).

12. Петров Д. А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: проблемы теории и практики: моногр. СПб.: Нестор-История, 2015. 58 с.

13. Решение Федеральной антимонопольной службы по делу № 19/44/105/3000 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. URL: https://zakupki.gov.ru/controls/documentIcrDownload?documentId=974841 (дата обращения: 09.12.2021). Документ опубликован не был.

14. Решение от 30.07.2019 г. по делу № А53-4627/2019. URL: https://sudact.ru/arbitral/court/jtsaZJZfkFU1 (дата обращения: 09.12.2021). Документ опубликован не был.

15. Сидоренко А. И. Правовая неопределенность как средство ограничения конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 76-82.

16. Тасалов Ф. А. Несвобода договора и несправедливые договорные условия в практике государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 2 (99). С. 87.

17. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. - 2013. - 12 апр. (№ 80).

18. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О государственном оборонном заказе» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (Ч. 1). - Ст. 7600.

19. Яковлева И. Г. Запрос котировок и запрос предложений как способы закупок : дис. ... канд. юрид. наук / И. Г. Яковлева. - М., 2017. - 189 с.

20. Ярош А. В. Правовое регулирование закупок лекарственных средств для обеспечения государственных нужд : дис. ... канд. юрид. наук / А. В. Ярош. - М., 2018. - 272 с.

References:

1. Agapova E. V., Belyaeva O. A. The limits of transparency of public procurement / ed. by E. V. Agapova, O. A. Belyaeva. M. : KnoRus Publishing House, 2020. p. 11.

2. Belyaeva O.A. Directions for improving the effectiveness of combating corruption in the field of corporate procurement// Journal of Russian Law. 2019. No. 10. p. 157.

3. Belyaeva O. A. Execution of public contracts in 2014 in the light of new legislation. URL: http://auctionvestnik.ru/node/156 (date of address: 09.12.2021).

4. Bogdanov E. V. Contracts in the field of entrepreneurship: monogr. M.: Prospect, 2018. p. 235.

5. Gandilov T. M. On the issue of public procurement to ensure state needs // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 2. p. 25.

6. Goryunova T.A. Problems of execution of state (municipal) contracts// Actual problems of the state and law. 2020. Vol. 4. No. 13 Substantive Law. 2020. p. 89.

7. The Civil Code of the Russian Federation (Part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ (ed. of 28.06.2021, with amendments. dated 26.10.2021) // Collection of legislation of the Russian Federation. - 1994. - No. 32. - St. 3301.

8. Civil law: textbook: in 2 vols. Vol. II / edited by B. M. Gongalo. M.: Statute, 2018. p. 515.

9. Kosenko E. V. Review of the essential terms of the contract for the supply of goods for state and municipal needs // Legal Science. 2014. No. 4. p. 91.

10. Lukyanenko V. E. Formation of the obligation to contract fruit and vegetable products in new economic conditions: abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. Sverdlovsk, 1987. p. 11.

11. Ruling of the Judicial Board for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation dated 23.06.2017 No. 310-KG17-1939 in case No. A08-1545/2016. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo - suda-rf-ot-23062017-n-310-kg17-1939-po-delu-n-a08-15452016/ (date of registrationdate: 09.12.2021).

12. Petrov D. A. The legal status of a self-regulating organization in the field of entrepreneurship: problems of theory and practice: monogr. SPb.: Nestor-History, 2015. 58 p.

13. The decision of the Federal Antimonopoly Service in case No. 19/44/105/3000 on violation of the legislation of the Russian Federation on the contract system in the field of procurement. URL: https://zakupki.gov.ru/controls/documentIcrDownload?documentId=974841 (accessed: 09.12.2021). The document was not published.

14. Decision of 30.07.2019 in case no. A53-4627/2019. URL: https://sudact.ru/arbitral/court/jtsaZJZfkFU1 (accessed: 09.12.2021). The document was not published.

15. Sidorenko A. I. Legal uncertainty as a means of limiting competition in the field of public and municipal procurement // Actual problems of economics and law. 2014. No. 4 (32). pp. 76-82.

16. Tasalov F. A. Non-freedom of contract and unfair contractual conditions in the practice of state and municipal procurement // Actual problems of Russian law. 2019. No. 2 (99). p. 87.

17. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 (as amended on 31.12.2021) "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" // Rossiyskaya Gazeta. - 2013. - 12 Apr. (No. 80).

18. Federal Law No. 275-FZ of 29.12.2012 (ed. of 26.05.2021) "On the State Defense Order" // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 53 (Part 1). - St. 7600.

19. Yakovleva I. G. Request for quotations and request for proposals as procurement methods : dis. ... cand. jurid. Sciences / I. G. Yakovleva. - M., 2017. - 189 p.

20. Yarosh A.V. Legal regulation of procurement of medicines for state needs : dis. ... cand. jurid. Sciences / A.V. Yarosh. - M., 2018.

- 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.