Научная статья на тему 'К вопросу о содержании контракта'

К вопросу о содержании контракта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PUBLIC PROCUREMENT CONTRACT / КОНТРАКТ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / CONTRACT SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косарев Кирилл Викторович, Борзенко Юлия Александровна

В статье рассмотрены положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере условий, необходимых для включения в контракт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions necessary for inclusion in the contract, in the light of the Federal Law of 05.04.2013 N 44 “On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs”

The paper attempts to review the provisions of the Federal Law of 05.04.2013 N 44-FZ “On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs” in the conditions necessary for inclusion in the contract.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании контракта»

Предупреждение и пресечение экстремистских проявлений предполагает системный сбор и анализ первичной информации для своевременного реагирования на осложнения оперативной обстановки, объективной оценки деятельности правоохранительных органов в целом, служб, подразделений и сотрудников.

Успешная реализация программ борьбы с экстремизмом в целом возможна при условии разработки единой стратегии на основе законодательства и систематической профилактики со стороны всех правоохранительных органов.

Литература

1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.

2. Киреев М. П. Терроризм: современные аспекты. - М., 1999.

3. Очковский Е. Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма: региональное измерение. - М., 2004.

4. Прохожев А. А. Основные направления противодействия современному терроризму // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. - М., 2005.

УДК 346.34

К. В. Косарев, Ю. А. Борзенко К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ КОНТРАКТА

K. V. Kosarev, Y. A. Borzenko CONDITIONS NECESSARY FOR INCLUSION IN THE CONTRACT, IN THE LIGHT OF THE FEDERAL LA W OF 05.04.2013 N 44 "ON THE CONTRACT SYSTEM IN THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SER VICES FOR STA TE AND MUNICIPAL NEEDS "

В статье рассмотрены положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере условий, необходимых для включения в контракт.

The paper attempts to review the provisions of the Federal Law of 05.04.2013 N 44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs " in the conditions necessary for inclusion in the contract.

Ключевые слова: государственные закупки, контракт, контрактная система.

Key words: public procurement contract, the contract system.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - Закон № 44-ФЗ). Данный закон пришёл на смену

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Российская газета. 2013. № 80. 12 апреля.

федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»1 (далее - Закон № 44-ФЗ), что обозначило смену парадигм правового регулирования деятельности на удовлетворении государственных нужд в сфере поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Отсутствие правоприменительной (в том числе судебной) практики, официальных разъяснений неоднозначных положений нового Закона № 44-ФЗ, применяемого всеми государственными заказчиками, в том числе органами и учреждениями ФСИН России, предопределяют необходимость детального анализа всех норм Закона № 44-ФЗ, и прежде всего положений, посвящённых контракту.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ под контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ).

Одной из особенностей контракта является способ его заключения по результатам определения поставщиков. В соответствии с Законом № 44-ФЗ способы определения поставщиков делятся на конкурентные, т. е. связанные с проведением торгов, и неконкурентные, выражающиеся в заключении контракта с единственным поставщиком. Из этого следует, что контракт, заключённый конкурентным способом, можно рассматривать в качестве договора, заключённого на торгах, следовательно, справедливо в этом случае применение ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) . Приведённая норма порождает для сторон договора определённые последствия, выражающиеся в том, что организатор торгов обязан заключить контракт с лицом, победившим в торгах, в противном случае победитель вправе обратиться в суд с понуждением о заключении договора.

Закон № 44-ФЗ к неконкурентным способам относит заключение контракта с единственным поставщиком (всего 34 случая, когда возможно осуществление закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя). Наиболее актуальным и широко применимыми случаями являются ситуации, когда предполагаемая цена контракта невелика. Так, действующее законодательство устанавливает максимально допустимую цену по такому контракту в 100 тыс. руб. Вместе с тем, существует условие, согласно которому совокупный объём таких закупок не должен быть более 5 % общего

1 О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ // Российская газета. 2005. № 163. 28 июля.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СЗ РФ. 1994. 05 декабря. № 32. Ст. 3301.

годового объёма, предусмотренного соответствующим планом-графиком заказчика, а также не должен превышать 50 млн. руб.

Некоторые случаи заключения контракта с единственным поставщиком необходимо рассматривать через призму статьи 445 ГК РФ, например, когда речь идёт о заключении контракта с «естественным монополистом». Практическое значение данного положения состоит в том, что «естественный монополист» обязан заключить договор с лицом, обратившимся к нему.

Ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с этим Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Фактически это исключение касается только заключения контракта с единственным контрагентом. Возникает вопрос, является ли извещение о проведении торгов публичной офертой? Представляется, что ответ на данный вопрос должен носить отрицательный характер, так как публичная оферта предполагает заключение с любым отозвавшимся лицом, тогда как по результатам торгов контракт будет заключён исключительно с победителем. Конечно, в извещении выражается воля организатора торгов на заключение, но при этом данный акт нельзя рассматривать как публичную оферту. Рассматриваемая норма ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ приводит, по нашему мнению, к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заявка на участие в электронном аукционе не содержит предложения по цене контракта, что позволяет заключать контракт по начальной (максимальной) цене контракта в случае признания электронного аукциона несостоявшимся и осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Напомним, что Закон о размещении заказов, в отличие от Закона № 44-ФЗ, допускал в аналогичных случаях признания открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся, заключение контракта по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, или по цене контракта, согласованной с подавшим заявку участником размещения заказа и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта.

Содержание контракта составляют его условия. В этом контексте в законодательстве допускается несогласованность между понятиями. Например, Закон № 44-ФЗ использует термин «существенные условия» и «обязательные условия». Возникает логичный вопрос: в чём состоит разница между приведёнными терминами? Между тем, в цивилистике использование термина «обязательные условия» договора не предусмот-

рено, вместо этого выделяются существенные случайные и обычные условия договора1.

Существенными условиями признаются все условия договора, которые требуют согласования, ибо при отсутствии соглашения сторон хотя бы по одному из них договор признаётся незаключённым2. Справедливо высказывание Е. А. Суханова, что «иногда закон обязывает включить в договор то или иное условие, прямо не называя его

3

существенным» .

Таким образом, представляется, что термин «обязательные условия», используемый законодателем в Законе № 44-ФЗ, является синонимом «существенных условий».

Обязательные условия делятся на две группы: общие обязательные условия и специальные обязательные.

К общим обязательным относятся:

1) цена контракта (является твёрдой и не может изменяться в процессе исполнения контракта). Одновременно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что если при заключении контракта объём подлежащих выполнению работ или услуг невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. Данная норма в основном соответствует ч. 4.2 ст. 9 Закона о размещении заказа, расширяя перечень случаев, когда процедура закупки проводится на определение цены не всего контракта целом, а цены единицы работы или услуги. Однако следует заметить, что ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в отличие от ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, не указывает на то, что проведение закупки на определение цены единицы работы и услуги является исключением из общего правила, что устанавливаться должна цена контракта, которая является твёрдой и изменению не подлежит. Кроме того, из норм, регулирующих проведение отдельные процедуры закупки, определение цены единицы работ или услуги предусматривают только нормы об электронном аукционе (ч. 5, 17 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, налицо формальное противоречие ч. 2 ст. 34 и п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ;

2) ответственность сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. В этом условии обращает на себя внимание ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, согласно которой в случае ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Из этой нормы можно

1 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2001. Кн. 1.

2 Российское гражданское право : учебник: в 2 т. / В. В. Витрянский, В. С. Ем, Н. В. Козлова и др.; отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 2: Обязательственное право. С. 57.

3 Там же. С. 57.

сделать вывод, что предъявление требования об уплате неустоек становится не правом, а обязанностью заказчика, хотя прямо об этом не говорится;

3) порядок и сроки расчетов сторон контракта;

4) приёмка товаров, работ, услуг, в том числе о сроках осуществления заказчиком приёмки поставленного товара, выполненной работы (её результатов) или оказанной услуги, о порядке и сроках оформления результатов такой приёмки, а также порядок и сроки приёмки результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ);

5) обеспечение исполнения контракта.

К специальным обязательным условиям относятся следующие:

1) условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае заключения контракта с физическим лицом (за исключением индивидуального предпринимателя). Надо отметить, что это единое указание ликвидирует разночтения относительно определения цены и суммы оплаты по контрактам с физическими лицами, наблюдавшееся в Закона о размещении заказов (ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 18 ст. 41.12);

2) график исполнения контракта, при условии, что контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей;

3) обязанность победителя предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с ним договор (например, субподряда), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, при условии, что начальная цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации;

4) условие о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесённых в качестве обеспечения исполнения контракта, когда такая форма обеспечения исполнения обязательств применяется;

5) условие о банковском сопровождении (применяется с 01.07.2014 г.);

6) условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, если заказчик планирует использовать это право.

Необходимо отметить, что данные условия не являются единственными необходимыми для включения в контракт, существуют и иные условия, о которых не говорит Закон № 44-ФЗ, что подчёркивает рамочный характер данного закона. К таким условиям относится, например, условие о предмете договора, между тем, ст. 432 ГК РФ относит предмет к разряду существенных условий, без указания которого договор считается не заключённым. Другой пример: ст. 942 ГК

РФ указывает следующие существенные условия договора имущественного страхования:

1) об определённом имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;

2) о характере события, на случай наступления, которого осуществляется страхование (страхового случая);

3) о размере страховой суммы;

4) о сроке действия договора.

К новеллам Закона № 44-ФЗ в части контракта относятся также:

- создание библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов;

- возможность заключения заказчиком в ряде случаев договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме;

- заключение контракта жизненного цикла в случаях, предусмотренных Правительством РФ;

- обязанность и сроки предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, заказчику информации о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других), членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе (директоре, генеральном директоре) учреждения или унитарного предприятия либо об иных органах управления юридических лиц участников закупки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, а также ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление такой информации в форме Российской Федерации от цены контракта.

Таким образом, Закон № 44-ФЗ содержит обновлённые положения, посвящённые содержанию контракта для государственных и муниципальных нужд, однако следует помнить о необходимости использования и норм ГК РФ в отношении конкретных видов договоров, заключаемых государственными заказчиками.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - 05 декабря. - № 32. - Ст. 3301.

2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Российская газета. - 2013. - № 80. -12 апреля.

3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ // Российская газета. - 2005. - № 163. - 28 июля.

4. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. - 3-е изд., стереотипное. - М.: Статут, 2001. - Кн. 1.

5. Российское гражданское право : учебник: в 2 т. / В. В. Витрянский, В. С. Ем, Н. В. Козлова и др.; отв. ред. Е. А. Суханов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Статут, 2011. - Т. 2: Обязательственное право.

УДК 340.5

А. М. Рудаков

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛЕЙ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ: ВЫБОР РОССИИ

A. M. Rudakov

IDEOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE JUVENILE JUSTICE MODELS:

CHOICE OF RUSSIA

В статье впервые рассматривается взаимоотношение системы ювенальной юстиции и её идеологической основы, в том числе с точки зрения субъектного состава, осуществленное с целью определения направления ювенальной политики Российской Федерации, которая призвана сориентировать развитие отечественной модели и определить структуру субъектного состава.

The paper first examines the interrelation between the juvenile justice system and its ideological basis, including from the point of view of the subject composition, carried out to determine the direction of juvenile policy of the Russian Federation, which is designed to guide the development of the domestic models and determine the structure of the subject composition.

Ключевые слова: несовершеннолетние, ювенальная юстиция, субъекты реализации права, суд, прокуратура, субъекты ювенальной юстиции, модели ювенальной юстиции.

Key words: juvenile, juvenile justice, the right actors, the court, the prosecution, the subjects of juvenile justice, juvenile justice model.

Ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства1. Вследствие этого и в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации необходимо обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, тем самым способствовать созданию дружественного к ребёнку правосудия - системы ювенальной юстиции.

Система ювенальной юстиции, по-нашему мнению, состоит из административно-распорядительного (обеспечение направлений деятельности)2 и организационно-содержательного (политические, идеологические, экономические, иные аспекты управления)3 элементов. Под административно-распорядительным элементом системы ювеналь-

1 Правосудие в отношении несовершеннолетних: опыт, практика, развитие : межрегиональный тематический доклад. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. С. 3-4.

2 Звоненко Д. П., Малумов А. Ю., Малумов Г. Ю. Административное право : учебник. М.: Юстицинформ, 2007. С. 332.

3 Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации : курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009. С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.