Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СОСТОЯНИИ ВЫСОКОГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ'

ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СОСТОЯНИИ ВЫСОКОГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / налогообложение малого бизнеса / санкции / импортозамещение / инновации в малом бизнесе / small business / small business taxation / sanctions / import substitution / innovation in small business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копьёв Алексей Владимирович, Косенко Дмитрий Павлович

В данной статье анализируется правовой режим и влияние санкций на малый бизнес в России. Рассматриваются такие аспекты правового регулирования малого бизнеса, как регистрация, налогообложение, лицензирование, государственная поддержка и контроль. А также исследуется воздействие санкций на финансирование, импортозамещение, конкурентоспособность и инновации в сфере малого предпринимательства. Наглядно показаны основные проблемы и возможности для малого бизнеса в условиях санкционного давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL VIEW ON CURRENT ISSUES OF RUNNING SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN A STATE OF HIGH SANCTIONS PRESSURE

This article analyzes the legal regime and the impact of sanctions on small businesses in Russia. Such aspects of the legal regulation of small businesses as registration, taxation, licensing, state support and control are considered. The impact of sanctions on financing, import substitution, competitiveness and innovation in the field of small business is also explored. The main problems and opportunities for small businesses under sanctions are clearly shown.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СОСТОЯНИИ ВЫСОКОГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ»

Столыпинский вестник №11/2023

Столыпинский ^^^^^^^^ вестник

Научная статья Original article УДК 34

DOI 10.55186/27131424_2023_5_11_2

ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СОСТОЯНИИ ВЫСОКОГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

LEGAL VIEW ON CURRENT ISSUES OF RUNNING SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN A STATE OF HIGH SANCTIONS PRESSURE

Копьёв Алексей Владимирович, доцент кафедры гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет Россия, г. Волгоград

Косенко Дмитрий Павлович, студент, 1 курс магистратуры, кафедра «Компьютерных наук и экспериментальной математики», Волгоградский государственный университет, Россия, г. Волгоград

Kopyev Alexey Vladimirovich, Associate Professor, Department of Civil and International Private Law, VolSU, Volgograd, Russian Federation Kosenko Dmitry Pavlovich, 1st year master's student, Department of Computer Science and Experimental Mathematics, Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

5183

Аннотация

В данной статье анализируется правовой режим и влияние санкций на малый бизнес в России. Рассматриваются такие аспекты правового регулирования малого бизнеса, как регистрация, налогообложение, лицензирование, государственная поддержка и контроль. А также исследуется воздействие санкций на финансирование, импортозамещение, конкурентоспособность и инновации в сфере малого предпринимательства. Наглядно показаны основные проблемы и возможности для малого бизнеса в условиях санкционного давления.

Annotation: This article analyzes the legal regime and the impact of sanctions on small businesses in Russia. Such aspects of the legal regulation of small businesses as registration, taxation, licensing, state support and control are considered. The impact of sanctions on financing, import substitution, competitiveness and innovation in the field of small business is also explored. The main problems and opportunities for small businesses under sanctions are clearly shown.

Ключевые слова: малый бизнес, налогообложение малого бизнеса, санкции, импортозамещение, инновации в малом бизнесе.

Keywords: small business, small business taxation, sanctions, import substitution, innovation in small business.

Введение.

Небольшие предприятия играют существенную роль в экономическом и социальном прогрессе каждой нации, способствуя увеличению рабочей активности, доходов, новаторства, соревновательности и регионального роста. В РФ малый бизнес также играет существенную роль в экономике, внося около 20% валового внутреннего продукта и обеспечивая 25% рабочей силы. Однако, малые предприятия в РФ сталкиваются с различными проблемами, включая высокий уровень административной и налоговой нагрузки,

5184

ограниченный доступ к финансовым ресурсам, ограниченную защиту собственности и недостаточную государственную поддержку.

Одной из характерных черт текущего положения малых предприятий в РФ является воздействие санкций, введенных против страны со стороны США, ЕС и других государств из-за украинского кризиса и изменения статуса Крыма в 2014 году. Санкции ограничивают возможности российских компаний получать доступ к международным финансовым рынкам, передовым технологиям, оборудованию и сырьевым ресурсам, а также увеличивают сложности во внешнеэкономической деятельности. Малый бизнес, как сектор экономики, наиболее уязвимый и зависимый от внешних факторов, испытывает серьезные последствия от санкционного давления.

Целью данного исследования является анализ правового режима малого бизнеса в РФ в условиях высокого санкционного давления, а также изучение его влияния на различные аспекты деятельности малого бизнеса. Основными вопросами и гипотезами исследования являются:

• Каковы особенности правового режима малого бизнеса в РФ в условиях высокого санкционного давления?

• Как санкции влияют на различные аспекты деятельности малого бизнеса в РФ, такие как финансирование, импортозамещение, конкурентоспособность, инновации, социальная ответственность?

• Какие позитивные и негативные эффекты имеют санкции на малый бизнес в РФ?

• Какие стратегии адаптации и противодействия санкциям используют субъекты малого бизнеса в РФ?

• Какие меры правового регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ необходимы для улучшения его ситуации в условиях высокого санкционного давления?

5185

Обзор литературы.

Малый и средний бизнес (МСБ) является важным фактором экономического роста, социальной стабилизации и инновационного развития в любой стране. В РФ МСБ также имеет большое значение для обеспечения занятости, конкурентоспособности и диверсификации экономики. Однако развитие МСБ в РФ сталкивается с рядом серьезных проблем, среди которых особенно выделяются правовые аспекты ведения бизнеса в условиях высокого санкционного давления со стороны западных стран.

В научной литературе по теме можно выделить два основных подхода к анализу правовых проблем МСБ в РФ. Первый подход фокусируется на внутренних факторах, таких как несовершенство законодательства, недостаточность государственной поддержки, высокая административная и налоговая нагрузка, коррупция, бюрократия и судебная несправедливость. Представители этого подхода утверждают, что для улучшения положения МСБ необходимо совершенствовать правовую базу и механизмы ее реализации, упрощать процедуры регистрации и лицензирования, снижать налоговое и тарифное давление, повышать эффективность контроля и надзора, бороться с коррупцией и укреплять защиту прав и интересов предпринимателей в судах. Примерами работ, относящихся к этому подходу, являются статьи [1, 2].

Второй подход акцентирует внимание на внешних факторах, таких как антироссийские санкции, геополитические риски, международная изоляция и конкуренция. Представители этого подхода полагают, что для сохранения и развития МСБ необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям мирового рынка, использовать возможности импортозамещения и экспортной ориентации, развивать сотрудничество с партнерами из других стран, особенно из БРИКС и ЕАЭС, применять новые технологии и инновации, повышать качество продукции и услуг. Примерами работ, относящихся к этому подходу, являются статьи [3, 4].

5186

Сравнение и критическая оценка различных точек зрения по теме показывает, что оба подхода имеют свои достоинства и недостатки. С одной стороны, внутренние факторы действительно оказывают значительное влияние на развитие МСБ в РФ и требуют принятия соответствующих мер по их устранению или минимизации. С другой стороны, внешние факторы также играют важную роль в формировании предпринимательского климата и создают новые вызовы и возможности для МСБ в РФ. Поэтому необходимо учитывать оба аспекта и стремиться к комплексному и сбалансированному подходу к решению правовых проблем МСБ в РФ.

Правовой режим малого бизнеса в РФ

Малый бизнес представляет собой значимый компонент российской экономики, способствующий развитию конкуренции, инноваций, занятости и обеспечивающий социальную стабильность. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 10 января 2023 года, в РФ существует 5 991 349 субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), включая 5 761 069 микропредприятий, 212 271 малых предприятий и 18 009 средних предприятий. В совокупности, предприятия МСП обеспечивают занятость для 15,2 миллионов человек [5].

Юридический статус малых предприятий в РФ формируется законодательными актами разнообразной природы и уровня, которые регулируют основные аспекты коммерческой деятельности, включая создание, регистрацию, налогообложение, лицензирование, государственную поддержку и надзор за МСП. Основным законодательным актом в этой сфере является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" , который устанавливает общие принципы и направления государственной политики в области развития МСП, определяет критерии отнесения к МСП, устанавливает права и обязанности МСП, а также предусматривает меры по защите и поддержке МСП.

5187

МСП имеют право на защиту своих интересов через судебные процедуры и могут участвовать в деятельности общественных объединений и органах общественной палаты РФ. Вместе с тем, МСП несут обязанность соблюдать законодательство РФ, уплачивать налоги и сборы, проходить лицензирование и сертификацию в определенных сферах деятельности, а также подчиняться государственному контролю за своей деятельностью [6].

Налогообложение малого бизнеса имеет свои особенности, которые направлены на снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового учета и отчетности. МСП могут выбирать различные режимы налогообложения в зависимости от своих характеристик и предпочтений. Так, существуют следующие режимы налогообложения для МСП:

• Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает замену основных налогов, таких как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и налог на имущество, единым налогом, который рассчитывается на основе доходов или доходов минус расходов. Ставка этого налога составляет 6% от доходов или 15% от доходов минус расходов. Для применения УСН необходимо соответствовать определенным критериям, включая численность работников не более 100 человек, общий доход не превышающий 150 миллионов рублей в календарном году, и отсутствие вида деятельности, которые не подпадают под данный режим.

• Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) предусматривает замену основных налогов (налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество) единым налогом, который исчисляется от стоимости сельскохозяйственной продукции. Ставка налога составляет 6 % от стоимости продукции. Для применения ЕСХН необходимо соответствовать определенным условиям, таким как доля дохода от сельскохозяйственной продукции не менее 70 % от общего дохода.

5188

• Патентная система налогообложения (ПСН) предусматривает замену основных налогов (налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество) единым патентом, который выдается за определенный период и оплачивается в фиксированном размере. Размер патента зависит от регионального коэффициента и базовой величины. Для применения ПСН необходимо соответствовать определенным условиям, таким как численность работников не более 15 человек, доход не более 60 млн. рублей в календарном году, отсутствие некоторых видов деятельности.

Кроме того, для поддержки малых и средних предприятий (МСП) предусмотрены освобождения от уплаты определенных налогов и сборов в рамках государственной поддержки. Так, МСП освобождаются от уплаты земельного налога, транспортного налога, налога на имущество организаций, а также от уплаты государственной пошлины при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, МСП имеют возможность получать налоговые льготы и кредиты на льготных условиях от федеральных и региональных бюджетов.

Лицензирование малого бизнеса в РФ является одним из видов государственного регулирования предпринимательской деятельности, которое направлено на обеспечение безопасности, качества и эффективности товаров (работ, услуг), предоставляемых МСП. Процедура получения лицензии включает подачу заявления и необходимых документов в уполномоченный орган лицензирования, проверку соответствия заявителя установленным требованиям и условиям лицензирования, принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии, а также регистрацию лицензии в едином реестре лицензий [7]. Требования к лицензиату могут касаться его квалификации, оборудования, помещений, персонала и т.д. Ответственность за нарушение лицензионных условий может включать предупреждение, штраф, приостановление или аннулирование лицензии.

5189

Государственная поддержка малого бизнеса является одним из приоритетных направлений государственной политики в области развития МСП. Целью государственной поддержки является создание благоприятных условий для функционирования и развития МСП, повышение их конкурентоспособности и инновационной активности, стимулирование создания новых рабочих мест и повышение доходов населения. Государственная поддержка МСП осуществляется в различных формах и видами, такими как:

• Финансовая поддержка, которая включает предоставление субсидий, грантов, займов, кредитов, гарантий, лизинга, венчурного финансирования.

• Информационная поддержка, которая включает предоставление МСП доступа к информационным ресурсам, базам данных, статистическим данным, аналитическим материалам, справочным системам и т.д.

• Консультационная поддержка, которая включает предоставление МСП бесплатных или льготных консультаций по различным вопросам предпринимательской деятельности, таким как бухгалтерский учет, налогообложение, правовое регулирование, маркетинг, управление персоналом и т.д.

• Образовательная поддержка, которая включает предоставление МСП возможностей для получения дополнительного образования и повышения квалификации в области предпринимательства, инноваций, менеджмента и т.д.

• Инфраструктурная поддержка, которая включает создание и развитие специализированных организаций и объектов, предоставляющих МСП различные услуги и ресурсы для их деятельности. Такие организации и объекты могут быть бизнес-инкубаторами, технопарками, инновационными центрами, центрами коллективного пользования оборудования и т.д. Инфраструктурная поддержка МСП направлена на снижение издержек МСП за счет экономии на аренде помещений,

5190

оборудования, коммунальных услугах и т.д., а также на создание условий для сотрудничества МСП между собой и с другими участниками инновационного процесса.

Эффективность и результативность государственной поддержки МСП оцениваются по различным показателям, таким как количество получивших поддержку МСП, объем предоставленной поддержки, доля МСП в ВВП, доля инновационных МСП, уровень занятости в МСП и т.д. В 2022 году малый и средний бизнес получил финансирование в рамках программы стимулирования кредитования (ПСК) на общую сумму 232,3 миллиарда рублей, что превышает объем предоставленных средств в 2021 году в 2,3 раза. Благодаря этой программе, более 6,5 тысяч компаний смогли получить финансовую поддержку, в то время как в 2021 году она была доступна для более чем 3 тысяч предпринимателей [8].

Государственный контроль за МСП осуществляется в различных видах и целях, таких как:

• Налоговый контроль, который направлен на проверку правильности и своевременности уплаты налогов и сборов МСП. Налоговый контроль осуществляется ФНС РФ и ее территориальными органами посредством камеральных и выездных проверок, а также посредством анализа налоговой отчетности и информации от третьих лиц.

• Таможенный контроль, который направлен на проверку соблюдения таможенного законодательства РФ при осуществлении внешнеэкономической деятельности МСП. Таможенный контроль осуществляется ФТС РФ и ее территориальными органами посредством документарных и физических проверок товаров и транспортных средств при перемещении через таможенную границу РФ.

• Антимонопольный надзор, направленный на предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства РФ со стороны малых и средних предприятий (МСП), осуществляется ФАС РФ

5191

и ее региональными структурами. Этот контроль осуществляется через рассмотрение жалоб, заявлений и информационных материалов о нарушениях, а также путем проведения проверок, расследований и рассмотрения дел.

• Экологический контроль, который направлен на проверку соблюдения экологического законодательства РФ при осуществлении деятельности МСП, связанной с использованием природных ресурсов, выбросами и сбросами загрязняющих веществ, обращением с отходами и т.д. Экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования РФ и ее территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также посредством анализа отчетности и информации от третьих лиц.

Таким образом, правовой режим малого бизнеса в РФ характеризуется сложностью и многообразием нормативно-правового регулирования, а также наличием различных мер по поддержке и контролю за МСП. Правовой режим малого бизнеса в РФ требует постоянного совершенствования и адаптации к изменяющимся условиям внутреннего и внешнего рынка, а также учета интересов и потребностей МСП и общества в целом.

Влияние санкций на малый бизнес в РФ

Санкции, введенные против РФ, оказали значительное воздействие на малый бизнес в РФ, затронув различные аспекты его деятельности. В этом разделе мы рассмотрим основные санкции и их последствия для малого бизнеса по четырем направлениям: доступ к финансированию, импортозамещение, конкурентоспособность и инновации.

Доступ к финансированию

Одним из ключевых направлений санкций против РФ стало ограничение доступа к финансовым ресурсам на международных рынках. США, ЕС и другие страны запретили своим финансовым институтам совершать любые сделки с российскими государственными облигациями и евробондами,

5192

выпущенными после определенных дат. Это привело к увеличению стоимости заемных средств для российского правительства и государственных компаний, а также к снижению спроса на российский госдолг со стороны иностранных инвесторов. Доля нерезидентов в российских ОФЗ в октябре 2022 г. снизилась до 17,6% [9].

Санкции также повлияли на банковский сектор РФ, который является основным источником финансирования для малого бизнеса. США и ЕС наложили запрет на предоставление кредитов и других финансовых услуг ряду крупных российских банков, таких как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и другие. Это ограничило возможности этих банков привлекать дешевые и долгосрочные ресурсы на международных рынках, а также увеличило их зависимость от ЦБ РФ. В результате этого действия банки стали повышать процентные ставки по кредитам для своих клиентов, включая предприятия малого бизнеса. В кризисный год обнаружена лучшая динамика в кредитовании малых и средних предприятий (МСП) по сравнению с другими сегментами - портфель банков увеличился на 2,2 триллиона рублей, что составляет 30% роста, достигнув уровня в 9,5 триллиона рублей, согласно ежеквартальному отчету Центрального банка о состоянии сектора [10].

Импортозамещение

Другим направлением санкций против РФ стало ограничение импорта и экспорта определенных товаров и услуг. США, ЕС и другие страны ввели эмбарго на поставки в Россию товаров и технологий, которые используются в оборонном, авиационном и космическом секторах. Это затруднило доступ российских предприятий к высокотехнологичному оборудованию, компонентам и программному обеспечению, необходимым для разработки и производства продукции в этих отраслях.

Россия также столкнулась с ограничениями на экспорт своей продукции в ряд стран. США, ЕС и другие страны запретили импорт из РФ продуктов питания, металлов, нефти и газа, химической продукции и других товаров .

5193

Это привело к сокращению доходов российских экспортеров, а также к переизбытку некоторых товаров на внутреннем рынке. По данным ФТС РФ, экспорт из РФ в страны ЕС упал до 18%. [11].

В ответ на санкции РФ приняла ряд мер по импортозамещению, направленных на поддержку отечественного производства и снижение зависимости от импорта. РФ ввела запрет на импорт продуктов питания из стран, поддержавших санкции против нее, а также увеличила таможенные пошлины на импорт некоторых товаров, таких как металлы, машины и оборудование. Кроме того, Россия разработала программы поддержки отраслей, наиболее пострадавших от санкций, таких как оборонная промышленность, авиация и космос, сельское хозяйство и другие. Эти программы предусматривают предоставление налоговых льгот, субсидий, гарантий, льготного кредитования и других мер стимулирования.

Импортозамещение имело как положительные, так и отрицательные последствия для малого бизнеса в РФ. С одной стороны, импортозамещение создало новые возможности для малого бизнеса, который мог занять ниши, освободившиеся после выхода импортных конкурентов.

С другой стороны, импортозамещение увеличило издержки и риски для малого бизнеса, который столкнулся с дефицитом и подорожанием импортных товаров и услуг, необходимых для его деятельности.

Конкурентоспособность

Ценообразование малого бизнеса зависит от стоимости производства и конкуренции на рынке. Санкции увеличили стоимость производства для малого бизнеса за счет роста цен на сырье, материалы, оборудование и другие факторы. По данным ФОМ, 38% представителей малого бизнеса, ощутивших влияние санкций, отметили рост издержек производства [12].

Санкции также повлияли на конкуренцию на рынке, создавая как угрозы, так и возможности для малого бизнеса. С одной стороны, санкции усилили конкуренцию от отечественных производителей, которые пытались

5194

занять место импортных поставщиков. По данным ФОМ, 24% представителей малого бизнеса, ощутивших влияние санкций, отметили усиление конкуренции на рынке. С другой стороны, санкции ослабили конкуренцию от импортных производителей, которые были вынуждены покинуть рынок или повысить цены на свою продукцию. По данным ФОМ, 18% представителей малого бизнеса, ощутивших влияние санкций, отметили снижение конкуренции на рынке.

Рестрикции осложнили доступ малых предприятий к высокотехнологичным товарам и услугам, которые используются в производстве и обслуживании продукции. Согласно данным Фонда Общественного Мнения (ФОМ), 16% представителей малого бизнеса, подвергшихся воздействию санкций, отметили проблемы с качеством своей продукции. Санкции также оказали влияние на квалификацию персонала малых предприятий, которые столкнулись с дефицитом кадров и утечкой специалистов. Согласно данным ФОМ, 14% представителей малого бизнеса, пострадавших от санкций, отметили проблемы с наймом и удержанием персонала [12].

Проникновение на новые рынки зависит от способности малого бизнеса адаптироваться к потребностям и особенностям разных регионов и стран. Санкции создали как препятствия, так и стимулы для выхода малого бизнеса на новые рынки. С одной стороны, санкции затруднили доступ малого бизнеса к традиционным рынкам сбыта в ЕС и других странах, поддержавших санкции против РФ. По данным ФОМ, 12% представителей малого бизнеса, ощутивших влияние санкций, отметили проблемы с экспортом своей продукции. С другой стороны, санкции стимулировали поиск новых рынков сбыта в Азии, Африке и Латинской Америке. По данным ФОМ, 10% представителей малого бизнеса, ощутивших влияние санкций, отметили поиск новых рынков сбыта [12].

5195

Инновации

Доступность технологий и оборудования зависит от возможности малого бизнеса приобретать и использовать высокотехнологичные товары и услуги, необходимые для инновационного процесса. Санкции затруднили доступ малого бизнеса к таким товарам и услугам, введя запреты и ограничения на их поставки из-за рубежа. По данным ФОМ, 16% представителей малого бизнеса, ощутивших влияние санкций, отметили проблемы с доступом к технологиям и оборудованию [12].

Участие в научно-исследовательских проектах зависит от способности малого бизнеса сотрудничать с научными организациями и учреждениями, а также участвовать в международных программах и платформах по поддержке науки и инноваций. Санкции затруднили участие малого бизнеса в таких проектах, создавая препятствия для обмена информацией, технологиями и опытом с зарубежными партнерами.

Таким образом, санкции оказали двойственное влияние на малый бизнес в РФ, создавая как угрозы, так и возможности для его развития. Малый бизнес продемонстрировал свою жизнеспособность и потенциал в условиях санкционного давления, но также нуждается и в дальнейшей поддержке и стимулировании со стороны государства и общества.

Заключение.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы:

Санкции оказали существенное негативное воздействие на малый бизнес в РФ, затронув практически все аспекты его деятельности. Это подтверждает гипотезу о том, что санкции создают значительные проблемы и риски для малого предпринимательства.

Вместе с тем, санкции также открыли новые возможности для малого бизнеса в сферах импортозамещения, региональной и международной экспансии. Это подтверждает гипотезу о том, что санкции могут

5196

стимулировать адаптацию и развитие малого бизнеса в изменившихся условиях.

Для минимизации негативных последствий санкций и использования их возможностей требуется совершенствование механизмов государственной поддержки малого бизнеса в РФ.

Литература

1. Научный журнал «Актуальные исследования» #22 (49), июнь '21 «Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в России», [Электронный ресурс] URL: https://apni.ru/article/2509-aktualnie-problemi-malogo-i-srednego-biznesa - Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

2. Иванова Е.С., Шавырин С.В. журнал «В центре экономики», Том 3 № 4 (2022) [Электронный ресурс] URL: https://vcec.ru/index.php/vcec/article/view/76 - Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

3. Ярыгина И. «Проблемы и перспективы сотрудничества БРИКС - ЕАЭС» [Электронный ресурс] URL: https://nkibrics.ru/posts/show/54eee2d46272691beb020000 - Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Статья «Взаимодействие Деловых советов БРИКС и ЕАЭС способствует выведению сотрудничества бизнеса на новый уровень», дата публикации 16.09.2022, [Электронный ресурс] URL: https://rspp.ru/events/news/vzaimodeystvie -delovykh-sovetov-briks-i-eaes-sposobstvuet-vyvedeniyu-sotrudnichestva-biznesa-na-novyy-uroven--63242dca69d30/ - Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

5. «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html - Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

5197

6. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ - Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

7. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 113658/ - Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

8. Платформа МСП, [Электронный ресурс] URL: https://мсп.рф/services/news/detaй/mlalw-i-sredniy-Ыznes-prMek-za-2022-god-po-programme-stimulirovaniya-kreditovaniya-bolee-232-mlrd/ - Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

9. ТАСС, [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/ekonomika/16419497 -Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

10. Газета «Ведомости», [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2023/03/09/965713 -tsb-ukazal-na-vozrosshie-riski-kreditovaniya - Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

11. Газета «Коммерсантъ», [Электронный ресурс] URL: https: //www. kommersant. ru/doc/6044746 - Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

12. Sfera News, [Электронный ресурс] URL: https://sferanews.ru/fom-podavlj aj ushhee-bol shinstvo -predsta/ - Доступ свободный (дата обращения 24.10.2023).

Literature

1. Scientific journal "Current Research" #22 (49), June '21 "Actual problems of small and medium business in Russia", [Electronic resource] URL:

5198

https://apni.ru/article/2509-aktualnie-problemi-malogo-i-srednego-biznesa -Free access (accessed 24.10.2023).

2. Ivanova E.S., Shavyrin S.V. journal "In the Center of Economics", Volume 3 No. 4 (2022) [Electronic resource] URL: https://vcec.ru/index.php/vcec/article/view/76 - Free access (accessed 24.10.2023).

3. Yarygina I. "Problems and prospects of BRICS - EAEU cooperation" [Electronic resource] URL: https://nkibrics.ru/posts/show/54eee2d46272691beb020000 - Free access (accessed 24.10.2023).

4. Article "Interaction of BRICS and EAEU Business Councils contributes to bringing business cooperation to a new level", publication date 16.09.2022, [Electronic resource] URL: https://rspp.ru/events/news/vzaimodeystvie-delovykh-sovetov-briks-i-eaes-sposobstvuet-vyvedeniyu-sotrudnichestva-biznesa-na-novyy-uroven--63242dca69d30/ - Free access (accessed 24.10.2023).

5. "Unified register of small and medium-sized businesses" [Electronic resource] URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html - Free access (accessed 24.10.2023).

6. Federal Law "On Protection of Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Implementation of State Control (Supervision) and Municipal Control" dated 26.12.2008 No. 294-FZ [Electronic resource] URL: https://www.consultant.ru/document/cons\_doc\_LAW\_83079/ - Free access (accessed 24.10.2023).

7. Federal Law "On Licensing of Certain Types of Activities" dated 04.05.2011 No. 99-FZ, [Electronic resource] URL: https://www.consultant.ru/document/cons\_doc\_LAW\_113658/ - Free access (accessed 24.10.2023).

8. SME platform, [Electronic resource] URL: https://Mcn.p^/services/news/detail/malyy-i-sredniy-biznes-privlek-za-2022-

5199

god-po-programme-stimulirovaniya-kreditovaniya-bolee-232-mlrd/ - Free access (accessed 24.10.2023).

9. TASS, [Electronic resource] URL: https://tass.ru/ekonomika/16419497 - Free access (accessed 24.10.2023).

10. Newspaper "Vedomosti", [Electronic resource] URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2023/03/09/965713-tsb-ukazal-na-vozrosshie-riski-kreditovaniya - Free access (accessed 24.10.2023).

11. Newspaper "Kommersant", [Electronic resource] URL: https://www.kommersant.ru/doc/6044746 - Free access (accessed 24.10.2023).

12. Sfera News, [Electronic resource] URL: https://sferanews.ru/fom-podavljajushhee-bolshinstvo-predsta/ - Free access (accessed 24.10.2023).

© Копьёв А.В., Косенко Д.П., Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023

Для цитирования: Копьёв А.В., Косенко Д.П. ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СОСТОЯНИИ ВЫСОКОГО САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023

5200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.