Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 2. - С. 190 - 197.
УДК 346.12
ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Буткевич О. В.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
В статье на основе анализа нормативных правовых актов по созданию и функционированию особых и свободных экономических зон в Российской Федерации и юридической литературы, исследован правовой статус участников свободной экономической зоны, созданной на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Обращено внимание на то, что в отличии от резидентов особых экономических зон, участниками свободной экономической зоны могут быть также некоммерческие организации и унитарные предприятия.
Для отображения специфики процедуры регистрации субъекта предпринимательской деятельности как участника свободной экономической зоны предлагается применять термин "специальный порядок легитимации", который состоит из двух этапов: 1) заключение договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, 2) регистрация как участника свободной экономической зоны. После прохождения субъектом предпринимательской деятельности специального порядка легитимации как участника СЭЗ, он обладает специальной хозяйственной правосубъектностью, которая формируется с помощью специального правового режима предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне.
Предложено авторское определение участника свободной экономической зоны, созданной на территории Крыма.
Ключевые слова: участник свободной экономической зоны, резидент особой экономической зоны, специальный порядок легитимации, специальный правовой режим предпринимательской деятельности, специальная хозяйственная правосубъектность.
Свободная экономическая зона на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее - СЭЗ на территории Крыма) создана с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан на этой территории.
Важным признаком любой экономической зоны являются специальные субъекты хозяйствования, для которых вводится особый льготный режим осуществления предпринимательской деятельности на ее территории. СЭЗ на территории Крыма не является исключением. Субъекты хозяйствования, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность в СЭЗ на территории Крыма, делятся на два вида: участники свободной экономической зоны; иные лица, не являющиеся участниками свободной экономической зоны.
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в экономической зоне, предусматривают, что льготы, гарантии, различные формы государственной
191
поддержки применяются не ко всем субъектам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории СЭЗ. Такой льготный режим применяется только к специальным субъектам - «участникам СЭЗ». Действующим законодательством устанавливаются определенные требования, выполнив которые, субъект хозяйствования получает статус участника СЭЗ, а после этого - все предусмотренные льготы. Поэтому актуальным является вопрос исследования правового статуса участников СЭЗ, раскрытие их понятия, порядка получения такого статуса, прав и обязанностей, льгот, гарантий и ответственности, а также проведение сравнительной характеристики с правовым статусом резидентов особых экономических зон.
В юридической литературе исследованию правового статуса резидентов особых экономических зон посвящены работы А. Ю. Архипова, П.В. Павлова, А. В. Татарова [1, с. 11 - 12], А. В. Гасумяновой [2, с. 43 - 44], А. П. Дьяченко [3], А. И. Реут [8], С. А. Рыбакова [9] и др.
В то же время правовой статус участников СЭЗ на территории Крыма недостаточно исследован в юридической литературе, поскольку СЭЗ на территории Крыма была создана Федеральным Законом от 29.11.2014 г. №377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма»), который вступил в силу 1 января 2015 года, кроме того правовой статус участников СЭЗ имеет свою специфику исследованию которой и посвящена данная статья.
Важным моментом, на который необходимо обратить внимание, является то, что Федеральным Законом от 22.05.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об ОЭЗ») в статье 9 дается определение резидента каждого типа особой экономической зоны, с указанием на то могут ли это быть только коммерческие организации (за исключением унитарного предприятия) или также индивидуальные предприниматели, которые прошли соответствующую регистрацию и заключили соглашение с органами управления ОЭЗ об осуществлении соответствующей деятельности в данной ОЭЗ.
В ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» определение участников СЭЗ отсутствует, кроме того в самом законе нет ссылки на возможность применения к отношениям, складывающимся в СЭЗ на территории Крыма законодательства Российской Федерации об особых экономических зонах, которое состоит из ФЗ «Об ОЭЗ» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» отношения в СЭЗ на территории Крыма регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, иными актами таможенного законодательства Таможенного союза, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории
города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Исходя из анализа остальных частей ст.13 указанного выше закона можно сделать вывод, что речь идет об юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, ограничений по организационно-правовой форме коммерческих организаций не устанавливается.
Убедительным является мнение ученных, что некоммерческие организации не могут приобретать статус резидента ОЭЗ, поскольку извлечение прибыли не является основной целью их создания [1, с.11; 3]. Предпринимательской деятельностью некоммерческие организации вправе заниматься лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
Но если для резидентов ОЭЗ такое правило прямо закреплено в ст.9 ФЗ «Об ОЭЗ», для участников СЭЗ на территории Крыма таких ограничений нет. Кроме того в соответствии со ст.12 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» в свободной экономической зоне может осуществляться предпринимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона. Поэтому одним из участников СЭЗ на территории Крыма является жилищно-строительный кооператив «Лазурный», зарегистрированный в качестве участника СЭЗ 10 июля 2015 г. [11].
Исключительной особенностью участников СЭЗ на территории Крыма является то, что ими могут быть государственные унитарные предприятия. В особых экономических зонах унитарные предприятия исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ в качестве резидентов. По мнению ученных, это обусловлено прежде всего тем, что унитарные предприятия не являются собственниками закрепленного за ними имущества и обладают ограниченным вещным правом (правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления) на переданное им имущество и на имущество, которое приобретено ими в результате предпринимательской деятельности [1, с.11; 3]. Для СЭЗ на территории Крыма такие законодательные ограничения не установлены. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации на 30.05.2016 г. в едином реестре участников СЭЗ на территории Республики Крым зарегистрировано 3 участника СЭЗ, которые являются унитарными предприятиями: Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымавтотранс», Федеральное государственное унитарное предприятие «Массандра», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Завод шампанских вин «Новый Свет» [11].
Определение участника СЭЗ на территории Крыма предусматривает специальный порядок легитимации субъектов хозяйствования. Термин "легитимация" был предложен В.С. Мартемьяновым по процедуре признания государством за субъектом статуса хозяйствующего [4, с.55]. Учитывая то, что в СЭЗ на территории Крыма государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности дополняется еще и регистрацией их в качестве участников СЭЗ, считаем необходимым для обозначения последней и отражения ее специфики, применять термин "специальный порядок легитимации".
193
Итак, для получения статуса участника СЭЗ на территории Крыма субъекту предпринимательской деятельности необходимо сначала пройти государственную регистрацию, а затем специальный порядок легитимации как участника СЭЗ. Специальный порядок легитимации состоит из двух этапов: 1) заключение договора об условиях деятельности в СЭЗ, 2) регистрация как участника свободной экономической зоны. Каждый этап фиксируется должным образом и требует выполнения ряда условий.
На первом этапе от субъекта требуется подать комплект документов в высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя (далее - орган управления СЭЗ). Данный комплект документов состоит из: заявления в письменной форме о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне; копии учредительных документов (для юридических лиц); копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; инвестиционной декларации.
Главным документом в таком комплекте является инвестиционная декларация которая составляется по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856 "Об утверждении формы инвестиционной декларации" и должна содержать следующие сведения:
1) цель инвестиционного проекта;
2) виды деятельности с учетом требований, установленных ч. 2 и 3 ст.12 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма»;
3) технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы;
4) общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в сумме:
а) не менее 3 миллионов рублей для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;
б) не менее 30 миллионов рублей для иных лиц;
5) график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта;
6) осуществление реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
В зависимости от объема капитальных вложений, предусмотренных в инвестиционной декларации (более или менее 100 миллионов рублей) выделяют разные органы, которые будут принимать решение о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ.
Так, если объем капитальных вложений по инвестиционной декларации составляет менее 100 миллионов рублей, то такое решение принимает орган управления СЭЗ в срок, не превышающий 7 дней.
В день принятия соответствующего решения заявителю направляется подписанный договор об условиях деятельности в СЭЗ или решение об отказе в
заключении договора. Типовая форма договора утверждена Приказом Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 г. №25 «Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне». Решение об отказе в принятии к рассмотрению документов допускается только в случае непредставления лицом всех вышеуказанных документов.
Если объем капитальных вложений по инвестиционной декларации составляет более 100 миллионов рублей, то процедура принятия решения будет более длительной, поскольку решение о заключении договора будет принимать Экспертный совет по вопросам СЭЗ в 15-ти дневный срок.
Решение экспертного совета по вопросам СЭЗ о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне также может содержать одно обязательство или несколько обязательств по внесению изменений в инвестиционную декларацию, исполнение которых возлагается на заявителя и учитывается органом управления СЭЗ при заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
В день принятия решения соответствующий экспертный совет по вопросам СЭЗ информирует орган управления СЭЗ о результатах рассмотрения документов и проекта договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а также о принятом решении.
В день получения указанного решения орган управления СЭЗ подписывает и направляет заявителю заключенный договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне или решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с указанием мотивированных оснований такого отказа.
Первый этап легитимации заканчивается вступлением в силу договора об условиях деятельности в СЭЗ, который в соответствии с ч.16 ст.13 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» вступает в силу со дня его подписания.
Второй этап легитимации участника СЭЗ более простой и короткий, поскольку действующим законодательством устанавливаются обязанности для компетентных государственных органов выполнить свои функции. Так в соответствии с ч.17 и ч.18 ст.13 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма»:
1) орган управления СЭЗ направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти копию заключенного договора в день заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
2) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение 3 дней со дня получения копии заключенного договора об условиях деятельности в СЭЗ вносит в единый реестр участников СЭЗ запись о включении заявителя в указанный реестр. Именно с момента внесения такой записи лицо приобретает статус участника СЭЗ. А вышеуказанный орган после этого должен направить:
А) свидетельство о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны - участнику свободной экономической зоны;
Б) выписку из единого реестра участников СЭЗ о включении участника СЭЗ в указанный реестр - в адрес федерального органа исполнительной власти,
195
уполномоченного в области таможенного дела, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в адрес органов, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов.
В особых экономических зонах указанный выше порядок легитимации отличается сроками, в течении которых соответствующие государственные органы должны выполнить свои полномочия по регистрации резидентов ОЭЗ, а также тем что в них заключаются соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне (типовые формы таких соглашений утверждены Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2012 №209 «Об утверждении типовых форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне»).
С момента приобретения статуса участника СЭЗ, такой участник является носителем хозяйственной правосубъектности. Категория правосубъектности относится к разряду основных в доктрине права, но ее содержание не имеет единой трактовки ни в общей теории права [5, с. 592; 6, с.30], ни в теории предпринимательского (хозяйственного) права [7, с. 41; 10, с. 67 - 71]. Под хозяйственной правосубъектностью следует понимать установленные государством за определенными субъектами предпринимательской деятельности возможности иметь и осуществлять определенные права и обязанности, нести ответственность за их ненадлежащее исполнение, иметь возможность защищать свои права и законные интересы от нарушений.
Каждый субъект хозяйствования имеет присущую ему, то есть специальную хозяйственную правосубъектность, поскольку она зависит от организационно-правовой формы организации, вида деятельности, формы собственности и др.
В процессе прохождения субъектом предпринимательской деятельности специального порядка легитимации как участника СЭЗ, его специальная хозяйственная правосубъектность приобретает определенные особенности, включая дополнительно:
- права и обязанности по договору об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
- права на предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, без торгов;
- права на получение льгот и гарантий в соответствии со специальным правовым режимом предпринимательской деятельности в СЭЗ;
- определенные формы ответственности за нарушение обязанностей участника СЭЗ и др.
Подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод, что участники СЭЗ -это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы и осуществляют предпринимательскую деятельность на территории свободной экономической зоны, прошли специальный порядок легитимации как участника СЭЗ и обладают особой хозяйственной
правосубъектностью, которая формируется с помощью специального правового режима предпринимательской деятельности в СЭЗ.
Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что правовой статус участников СЭЗ имеет свою специфику, которая проявляется не только в особой терминологии, отличающейся от той, которая используется в особых экономических зонах (например «участник СЭЗ» и «резидент ОЭЗ»; «договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне» и «соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-
рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне»), но и в отсутствии запретов на регистрацию в качестве участников СЭЗ некоммерческих организаций и унитарных предприятий, сроках регистрации как участника СЭЗ, содержании хозяйственной правосубъектности участника СЭЗ, которая формируется с помощью специального правового режима предпринимательской деятельности в СЭЗ. Анализ содержания хозяйственной правосубъектности участников СЭЗ, определения соотношения льгот, гарантий, ограничений и запретов, особых мер ответственности, установленных для участников СЭЗ, является темой дальнейших исследований в этом направлении.
Список литературы
1. Архипов А. Ю., Павлов П. В., Татарова А. В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. Монография. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. - 294 с.
2. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах в Российской Федерации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 144 с.
3. Дьяченко А. П. Некоторые вопросы правового статуса резидента особой экономической зоны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://law. edu.ru/doc/document. asp?docID=1251195
4. Мартемьянов В. С. Хозяйственное право. Т. 1. Общие положения: Курс лекций. - М.: Изд-во БЕК, 1994. - 298 с.
5. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: ООО "ТК Велби", 2002. - 640 с.
6. Мицкевич А. В. Субъекты советского права. - М., 1962. - 215 с.
7. Пронская Г. В. Правовые вопросы организации и деятельности промышленных объединений. -К.: Наукова думка, 1971. - 110 с.
8. Реут А. И. Статус резидента особой экономической зоны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // https://www. sovremennoepravo.rUm/artides/view/Статус-резидента-особой-экономической-зоны
9. Рыбаков С. А. Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон // Налоги. - 2010. - №3 .[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/bux/10059
10. Теоретические проблемы хозяйственного права. Под редакцией профессора В.В.Лаптева. - М.: Наука, 1975. - 416 с.
11. Единый реестр участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/reestrsez/2016190202
Butkevich O. The legal status of member of the free economic zone in the territory of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol // Scientific notes of V. I. Vemadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - T. 1 (67). № 2. - P. 190 - 197.
On the basis of analysis of regulations on the establishment and functioning of special and free economic zones in the Russian Federation and legal literature, studied the legal status of member in the free economic zone established in the territories of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol. Attention is
197
drawn to the fact that, unlike the residents of special economic zones, members of the free economic zones may also be non-profit organizations and unitary enterprises.
To display the specifics of the procedure of registration of a business activity as a member of the free economic zone is invited to use the term "special order of legitimation", which consists of two stages: 1) the conclusion of the contract on conditions of activity in the free economic zone, 2) registered as a free economic zone member. After the business entity specific order of legitimation as a member of the free economic zone, he has a a special economic personality, which is formed by a special legal regime of business activity in the free economic zone.
The author 's definition of a free economic zone party established in the territory of Crimea. Keywords: member of the free economic zone, special economic zone resident, special order of gitima-tion, the special legal regime of business activity, a special economic personality.
Spisok literaturyi
1. Arhipov A. Yu., Pavlov P. V., Tatarova A. V. Institutyi osoboy ekonomicheskoy zonyi i prigranichnoy torgovli kak strukturyi effektivnogo razvitiya mezhdunarodnoy investitsionnoy deyatelnosti. Monografiya. -Taganrog: Izd-vo TTI YuFU, 2011. - 294 s.
2. Gasumyanova A.V. Pravovoy rezhim predprinimatelstva v osobyih ekonomicheskih zonah v Rossiyskoy Federatsii. - SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2010. - 144 s.
3. Dyachenko A. P. Nekotoryie voprosyi pravovogo statusa rezidenta osoboy ekonomicheskoy zonyi. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1251195
4. Martemyanov V. S. Hozyaystvennoe pravo. T.1. Obschie polozheniya: Kurs lektsiy. - M.: Izd-vo BEK, 1994. - 298 s.
5. Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava. Uchebnik. Izdanie vtoroe, pererabotannoe i dopolnennoe. -M.: OOO "TK Velbi", 2002. - 640 s.
6. Mitskevich A. V. Sub'ektyi sovetskogo prava. - M., 1962. - 215 s.
7. Pronskaya G. V. Pravovyie voprosyi organizatsii i deyatelnosti promyishlennyih ob'edineniy. - K.: Naukova dumka, 1971. - 110 s.
8. Reut A. I. Status rezidenta osoboy ekonomicheskoy zonyi. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: // https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/Status-rezidenta-osoboy-ekonomicheskoy-zonyi
9. Ryibakov S. A. Osobennosti pravovogo statusa rezidentov osobyih ekonomicheskih zon // Nalogi. - 2010. -#3 .[Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.lawmix.ru/bux/10059
10. Teoreticheskie problemyi hozyaystvennogo prava. Pod redaktsiey professora V.V.Lapteva. - M.: Nauka, 1975. - 416 s.
11. Edinyiy reestr uchastnikov svobodnoy ekonomicheskoy zonyi na territorii Respubliki Kryim i goroda federalnogo znacheniya Sevastopolya. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/reestrsez/2016190202