Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 4. - С. 134-143.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 346.12
ДОГОВОР ОБ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Буткевич О. В.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
В статье на основе анализа нормативных правовых актов по созданию и функционированию свободной экономической зоны на территории Крыма и юридической литературы определен порядок заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, исследован предмет этого договора и его особенности. Обращено внимание на то, что в юридической литературе существуют различные точки зрения относительно определения правовой природы договора на осуществление деятельности в свободной и особой экономической зоне, самые распространенные из них: гражданско-правовая, административная, комплексная и др.
Делается вывод, что договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Крыма имеет смешанную правовую природу. Договор фиксирует положение относительно осуществления Участником предпринимательской деятельности. В договоре опосредуются имущественные отношения, удостоверяющие факт вложения инвестиций (обязательства Участника вложить инвестиции на территории свободной экономической зоны в определенных договором форме, объемах и срок и реализовать эти инвестиции путем осуществления определенной предпринимательской деятельности, предусмотренной в инвестиционном проекте). Кроме того, договор фиксирует и организационные моменты, особенности взаимодействия сторон.
Ограничение свободы договора преследует цель - защитить интересы государства, в концентрированном виде выражающего интересы общества. Следовательно, в указанных отношениях имеет место согласование частного и публичного интересов, подчинение автономии воли общественному порядку. Стороны, которые заключают договор, не являются юридически равными, но при заключении договора они находятся в равных условиях, поскольку в Примерном договоре уже указаны их права и обязанности, которые в одностороннем порядке не может изменять ни одна из сторон, а изменение условий договора и установления дополнительных условий осуществляется по взаимному согласию сторон.
Ключевые слова: договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, участник свободной экономической зоны, предмет договора, инвестиционный проект, правовая природа договора, специальный правовой режим предпринимательской деятельности
Одним из основных направлений инвестиционной политики страны является эффективное функционирование особых и свободных экономических зон с целью привлечения национальных и иностранных инвестиций в регионы, успешной реализации инвестиционных проектов в различных сферах и тем самым решения экономических и социальных проблем региона в частности и страны в целом. С этой целью была создана свободная экономическая зона на территории Крыма (далее - СЭЗ на территории Крыма) Федеральным Законом от 29.11.2014 № 377-Ф3 «О развитии
134
Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [10] (далее - ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма»). Указанная экономическая зона начала свое функционирование с 1 января 2015 г. Организационные, управленческие, экономические отношения, которые складываются в этой СЭЗ, имеют целый ряд особенностей по сравнению с отношениями, складывающимися в особых экономических зонах (далее - ОЭЗ). Такие особенности в первую очередь раскрываются путем исследования содержания специального правового режима предпринимательской деятельности в СЭЗ и правового статуса участников СЭЗ на территории Крыма.
В то же время исследование категории «специальный правовой режим предпринимательской деятельности» и «участник свободной экономической зоны» недостаточно для характеристики особенностей предпринимательской деятельности на территории экономической зоны, поскольку такая деятельность требует определенных форм ее осуществления.
Нормативными правовыми актами определяется правовая форма деятельности участников свободной экономической зоны. Субъекты предпринимательской деятельности, которые намерены реализовать инвестиционный проект в свободной экономической зоне, вступают в договорные отношения с соответствующим уполномоченным органом СЭЗ на территории Крыма и заключают договор об условиях деятельности в СЭЗ (далее - Договор в СЭЗ).
Необходимо обратить внимание, что соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах выступали предметом исследования многих ученных. Исследованию особенностей и выделению существенных условий такого соглашения, определению его правовой природы, выделению проблем прекращения соглашения посвящены работы В. К. Андреева [1], А. В. Гасумяновой [4], В. Н. Лисицы [5], К. С. Свинцовой [6], Л. В. Царевой [9] и др.
СЭЗ на территории Крыма обладает рядом особенностей, одна из которых заключается в том, что для субъектов предпринимательской деятельности, желающих осуществлять такую деятельность на территории СЭЗ и получить статус участника СЭЗ утверждена отдельная форма примерного договора, на основании которой они должны заключать договор с уполномоченным органом. Исходя из того что такой примерный договор в последней редакции был принят сравнительно недавно и в юридической литературе отсутствуют исследования посвященные определению правовой природы договора об условиях деятельности в СЭЗ на территории Крыма, выделение особенностей договора об условиях деятельности в СЭЗ на территории Крыма является крайне актуальным. Поэтому целью данной статьи является анализ нормативных правовых актов по регулированию порядка заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ на территории Крыма, определению особенностей указанного договора и его правовой природы, выявлении проблемных аспектов правового регулирования договорных предпринимательских отношений в СЭЗ и предложения путей их решения.
Заключать договор об условиях деятельности в СЭЗ на территории Крыма и осуществлять деятельность в соответствии с ним предусмотрено ч.21 ст.13 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма». Примерная форма такого договора утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 859 (ред. от 19.05.2017) «Об
135
утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне» [12] (далее - Примерная форма).
Сторонами рассматриваемого договора являются Уполномоченный орган и Участник. В лице уполномоченного органа выступает высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя.
Участником по данному договору могут выступать в соответствии с законом юридические лица и индивидуальные предприниматели, ограничений по организационно-правовой форме коммерческих организаций законом не устанавливается. Законодательством запретов на регистрацию в качестве участников СЭЗ некоммерческих организаций и унитарных предприятий также не устанавливается. В то же время в Примерном договоре в преамбуле, когда речь идет об Участнике, указывается на то что должно быть указано наименование организации и кто от ее имени действует. Данную недоработку необходимо исправить, внеся изменения в Примерный договор, чтобы из него было понятно что индивидуальные предприниматели тоже могут быть участниками СЭЗ и стороной такого договора.
Для того чтобы определить предмет Договора в СЭЗ, сначала необходимо обратить внимание на то, когда именно и на каком основании он заключается. Статья 13 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» говорит о том, что решение о заключении Договора в СЭЗ принимается на основании заявления в письменной форме о заключении такого договора с приложением следующих документов:
1) копии учредительных документов (для юридических лиц);
2) копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3) копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
4) инвестиционной декларации по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856 (ред. от 29.03.2017).
Уполномоченный орган на основании указанных документов принимает решение о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в СЭЗ. Если инвестиционная декларация составлена на сумму свыше 100 миллионов рублей, то документы рассматриваются Экспертным Советом СЭЗ и на основании его решения Уполномоченный орган заключает договор. Таким образом, заключение указанного Договора является своеобразным утверждением инвестиционной декларации и разрешением государства на реализацию соответствующим субъектом предпринимательства инвестиционного проекта на территории СЭЗ.
Необходимо обратить внимание, что само заключение Договора в СЭЗ не является основанием для получения субъектом предпринимательской деятельности налоговых и иных льгот, предусмотренных действующим законодательством. Заключение такого договора является основанием для внесения такого субъекта в единый реестр участников свободной экономической зоны. А уже после внесения в указанный реестр предприниматель получает статус участника СЭЗ и имеет право на применение к нему специального правового режима предпринимательской деятельности при реализации инвестиционного проекта в соответствии с заключенным Договором в СЭЗ. Причем приобретение лицом статуса участника СЭЗ не совпадает с датой заключения договора, поскольку в день заключения договора, его копия
136
направляется в Минэкономики, которое в течение 3х дней со дня получения вносит запись в единый реестр участников СЭЗ.
Договор заключается на длительный срок, который определяется с учетом срока реализации инвестиционного проекта. Причем срок реализации инвестиционного проекта не может превышать срока, на который создано СЭЗ. Такой вывод можно сделать из анализа положений закона и Примерного договора. СЭЗ на территории Крыма и г. Севастополя создана сроком на 25 лет. Значит, на сегодняшний день, Договор в СЭЗ можно заключать до 31 декабря 2039 года. Минимальные сроки реализации инвестиционного проекта законодательством не устанавливаются, но считается, что они должны быть долгосрочными, поскольку предполагается неоднократное вложения капитала и определенные действия инвестора по реализации проекта.
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до конца срока реализации инвестиционного проекта, что указывается в соответствующем пункте договора.
Договор излагается в форме единого документа, подписанного сторонами и скрепленного печатями. Из анализа норм ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» следует, что неотъемлемой частью договора является инвестиционная декларация, хотя в примерном договоре это прямо не указывается и дается возможность сторонам самостоятельно определить перечень документов, которые прилагаются к договору.
Предмет договора в СЭЗ указывается в Разделе 1 пункте 1.1. Примерного договора путем указания на осуществление Участником предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне в соответствии с условиями настоящего Договора с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Анализ дальнейших пунктов Раздела 1 Примерного договора позволяет сделать вывод о том, что предметом договора в СЭЗ является реализация Участником инвестиционного проекта, который подробно расписан в инвестиционной декларации, прилагаемой к заявлению о заключении договора и являющейся неотъемлемой частью договора.
В научной литературе существуют различные точки зрения относительно определения предмета договора, который заключается в экономических зонах.
В. Н. Лисица предметом договора в ОЭЗ называет промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристко-рекреационную или портовую деятельность, которую обязан вести резидент ОЭЗ [5, с. 14].
А. В. Гасумянова рассматривает соглашение об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ как комплексный договор, заключаемый на основе норм Федерального закона об ОЭЗ между резидентами ОЭЗ и органами управления ОЭЗ, устанавливающий взаимные обязательства в целях урегулирования общественных отношений, связанных с осуществлением промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой ОЭЗ [4, с. 82].
О. Е. Симсон отмечает, что предметом такого договора является вложение инвестором капитала в экономику государства с одной стороны и разрешение в виде
137
утверждения инвестиционного проекта органом государственного управления на определенных условиях на определенный срок - с другой [7, с. 145].
Ю. Бек считает, что предметом договора являются действия сторон, направленные на реализацию инвестиционного проекта, то есть на осуществление инвестиций в экономической зоне [2, с. 237-238].
Полагаем, что особенности предмета договора об условиях деятельности в экономической зоне, зависят от того как законодатель того или иного государства закрепил его в нормативных правовых актах. Анализ норм ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» о порядке заключения договора и условий Примерного договора позволяет сделать вывод о том, что фактически предметом Договора в СЭЗ является разрешение Уполномоченного органа на реализацию инвестиционного проекта, поскольку решение о заключении договора принимается на основании рассмотрения инвестиционной декларации. Если такая декларация соответствует требованиям действующего законодательства, то принимается решение о заключении договора. Получается, что по такому договору Участник обязуется обеспечить реализацию инвестиционного проекта, предусматривающего, в первую очередь, вложения инвестиций по определенным этапам инвестирования в соответствующем виде, форме и объемах в объект инвестирования и реализовать их в соответствии с инвестиционным проектом.
Обязанности Уполномоченного органа слишком ограничены по отношению к Участнику СЭЗ. Примерный договор содержит только 3 обязанности Уполномоченного органа, которые напрямую не касаются выполнения договора и реализации инвестиционной декларации: направить подписанный договор Участнику, направить копию договора в Министерство экономического развития Российской Федерации для включения Участника в реестр участников СЭЗ, не препятствовать Участнику вести хозяйственную деятельность. При этом другими обязанности, в соответствии с Примерным договором, Уполномоченный орган не наделяется.
Указанный момент вызывает много вопросов, поскольку, что касается прав Уполномоченного органа, а также прав и обязанностей Участника (которых намного больше, чем обязанностей у Уполномоченного органа), то они не ограничиваются Примерным договором, а также предусматриваются законодательством Российской Федерации.
Если проводить сравнительный анализ с типовым договором, на основании которого заключаются договора в особых экономических зонах России (Приказ Минэкономразвития России от 13.04.2012 № 209 «Об утверждении типовых форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне» [11]), то видно что по данному договору уполномоченный орган, которым выступает Минэкономики имеет целый ряд обязанностей (одной из важных является заключение договора аренды земельного участка и обеспечение проведение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, если это требуется действующим законодательством). Кроме того на Минэкономики возлагаются и другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
В Договоре о СЭЗ о предоставлении в аренду земельного участка вообще не упоминается. Положение о возможности предоставления земельного участка,
138
который находится в государственной или муниципальной собственности, необходимого для реализации Договора в аренду без торгов закреплено ч.11 ст.17 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма». Но кроме как установления возможности получить такой участок без проведения торгов, в обязанность передать такой участок Участнику никому не вменяется, т.е заключив Договор в СЭЗ Участник должен самостоятельно обращаться к компетентным органам для заключения договора аренды,.
Рассматривая особенности Договора в СЭЗ важно определить его правовую природу. В юридической литературе высказывались разные точки зрения относительно правовой природы договора, который заключается в особых экономических зонах, среди которых можно выделить следующие:
1) Гражданско-правовой договор. Данной точки зрения придерживаются В. Н. Лисица и Л. В. Царева. В то же время, прийдя к выводу о гражданско-правовой природе договора, Л. В. Царева относит его к разновидности гражданско-правовых договоров, непоименованных в Гражданском Кодексе Российской Федерации. В. Н. Лисица, не отрицая гражданско-правовой (предпринимательской) природы этого договора, признает его инвестиционным.
2) Административный договор. К. С. Свинцова считает, что договор о деятельности в ОЭЗ имея публично-правовую природу является административным договором поскольку регулирует специфические правоотношения, которые будучи по сути управленческими, имеют отдельные частноправовые черты [6, с.247].
3) Комплексный характер. А. В. Гасумянова считает, что соглашения о ведении предпринимательской деятельности в ОЭЗ, носят комплексный характер, поскольку обладают чертами, свойственными как договорам в гражданском праве, так и пуб-личноправовым договорам[4, с.80].
4) Специальный режим. В. К. Андреев рассматривает соглашения о ведении предпринимательской деятельности в ОЭЗ не как обязательство, а как урегулированный законом специальный режим осуществления предпринимательской деятельности и характеризует его как решение Правительства о предоставлении резиденту права осуществлять предпринимательскую деятельности на особых более благоприятных условиях [1, с. 247].
Анализируя нормы ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» и Примерного договора, можно прийти к выводу о смешанной правовой природе такого договора.
Законодатель путем принятия ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» и Примерного договора формулирует обязательную для сторон структуру Договора в СЭЗ с целью обеспечения достижения целей создания СЭЗ, защиты действующего в стране хозяйственного правопорядка, а также защиты интересов граждан, в том числе работающих в СЭЗ. Правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения в СЭЗ, отражают общий экономический интерес общества.
Договор в СЭЗ заключается сторонами на основании Примерного договора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 859 (ред. от 19.05.2017) [12], который устанавливает все существенные условия соответствующего договора. Стороны могут по взаимному согласию предусмотреть определенные особенности, которые не противоречат нормам действующего законодательства и императивным нормам Примерного договора.
139
Регулирование рассматриваемых договорных отношений, осуществляется как императивными нормами, выражающими волю законодателя через утверждение формы Примерного договора, так и диспозитивными нормами, которые дают возможность сторонам по взаимному согласию установить выбранную модель поведения. Причем, в отличие от императивных норм, исключить действие которых можно только путем отказа от заключения договора, норма диспозитивная допускает признание договора заключенным вне зависимости от отношения сторон к этой норме, т. е. согласны они с ней или отступили от нее [3, с.89].
Договор в СЭЗ фиксирует положение относительно осуществления Участником предпринимательской деятельности. Этапы осуществления такой деятельности предусматриваются инвестиционным проектом, который зафиксирован в инвестиционной декларации, являющейся неотъемлемой частью договора. Отдельные показатели осуществления такой деятельности фиксируются в самом договоре, так в подпункте 1.2 Примерного договора указываются виды деятельности Участника, а в подпункте 1.3 результаты такой деятельности в виде объектов капитального строительства, созданного и модернизированного производства, в подпунктах 1.4 и 1.5. объем капитальных вложений и срок реализации инвестиционного проекта.
Договор в СЭЗ сочетает в себе имущественные и организационные элементы. Такой вывод можно сделать из анализа содержания Примерного договора. В нем опосредуются имущественные отношения, удостоверяющих факт вложения инвестиций (обязательства Участника вложить инвестиции на территории СЭЗ в определенных договором форме, объемах и срок, и реализовать эти инвестиции путем осуществления определенной предпринимательской деятельности, предусмотренной в инвестиционном проекте). Кроме того, договор в СЭЗ фиксирует и организационные моменты, об этом свидетельствуют Раздел 2 Примерного договора, расписывающий особенности взаимодействия сторон.
Субъект предпринимательской деятельности по собственной инициативе заключает Договор в СЭЗ. Он самостоятельно разрабатывает инвестиционный проект и подает инвестиционную декларацию со всем пакетом документов компетентному органу для заключения Договора в СЭЗ. Тем самым субъект по собственной инициативе "входит" в зону интенсивного императивного регулирования.
Для высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя заключения договора в СЭЗ является обязанностью, которая устанавливается законом.
Действующим законодательством ограничивается свобода сторон по определению условий Договора в СЭЗ. Он заключается в соответствии с Примерным договором. Такой Примерный договор представляет собой нормативный акт, который устанавливает обязательные для сторон правила поведения. Он предусматривает все существенные условия договора, хотя дает возможность сторонам предусмотреть определенные особенности, которые не могут противоречить тем, что устанавливаются Примерным договором.
Учитывая вышесказанное, следует отметить, что отношения, которые опосредуются в Договоре в СЭЗ, имеют специфические черты. Поэтому вопрос о том, в какой степени возможно распространение принципа свободы договора на правовое регулирование этих отношений принципиально важное. Ответ на этот вопрос дает
140
Гражданский кодекс Российской Федерации, который предусматривает ограничения в установленных случаях свободного заключения договора, свободного выбора контрагента и свободного определения сторонами содержания договора.
Ограничение свободы Договора в СЭЗ преследует цель - защитить интересы государства, в концентрированном виде выражающего интересы общества. Следовательно, в указанных отношениях имеет место согласование частного и публичного интересов, подчинение автономии воли общественному порядку, требованиям общего блага. При этом здесь отсутствуют отношения «власть - подчинение», что характерно для административно-правовых отношений. Источником присутствующего в этих договорных отношениях определенного властного элемента является не уполномоченный орган, а требования общественного хозяйственного порядка, которые установлены в ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» и Примерном договоре. Стороны, которые заключают договор, не являются юридически равными, но при заключении Договора в СЭЗ они находятся в равных условиях, поскольку в Примерном договоре уже указаны их права и обязанности, которые в одностороннем порядке не может изменять ни одна из сторон, а изменение условий договора и установление дополнительных условий осуществляется по взаимному согласию сторон. Стороны в данном договоре объединяют свои интересы для достижения общей цели - реализации инвестиционного проекта. Они выступают равными партнерами по этому договору. Но при этом речь идет не о равенстве сторон друг к другу, а о равенстве подчинения сторон общественному экономическому (хозяйственному) порядку, что свойственно хозяйственным отношениям [8, с. 32].
Подводя итог относительно особенностей правового регулирования Договора в СЭЗ, следует сделать вывод, что указанный договор заключается в сфере хозяйствования, между уполномоченным государственным органом и субъектом предпринимательской деятельности, направлен на осуществление предпринимательской деятельности на территории СЭЗ. Этим договором опосредуются организационно-хозяйственные обязательства со значительным имущественным элементом. Указанный договор является долгосрочным. Учитывая то, что в договоре предусматривается не только внесения инвестиций, а реализация инвестиционного проекта, что связано с производственной деятельностью и строительством, данный договор можно отнести к инвестиционным договорам - договорам, которые заключаются между инвестором и иными участниками инвестиционной деятельности и направлены на реализацию любых видов и форм инвестиций с целью получения прибыли и(или) достижения социального эффекта.
Список литературы:
1. Андреев В. К. Предпринимательское законодательство России: научные очерки / В. К. Андреев. - М.: Статут; РАП, 2008. - 368 с.
2. Бек Ю. Допжр (контракт) на реалiзацiю швестицшного проекту у спещальнш (вшьнш) економ1чнш зош Украши // Проблеми державотворення i захисту прав людини в Укра1ш. Матерiали IX репонально! науково-практично! конференцй (13-14 лютого 2003 р.). - Л^в, 2003. - С. 237-238.
3. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Издание дополнительное, стереотипное (5-й завод) / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. - М.: Статут, 2002. - 848 с.
4. Гасумянова А. В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах в Российской Федерации / А. В. Гасумянова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 144 с.
141
5. Лисица В. Н. Правовое регулирование соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах // Бухгалтер и закон. - 2009. - № 9(129). - С. 14-21.
6. Свинцова К. С. О природе соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне // Вестник Воронежского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 239247.
7. ймсон О. Е. Правовi особливоси договорiв швестицшного характеру: Дис... канд. юрид. наук: 12.00.03 / О. Е. амсон. - Харюв, 2001. - 208 с.
8. Хозяйственное право: Учебник / В. К. Мамутов, Г. Л. Знаменский, К. С. Хахулин и др..; Под ред. Мамутова В. К. - К.: Юринком Интер, 2002. - 912 с.
9. Царева Л. В. Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь : автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / Л. В. Царева. - Минск, 2003.
10. Федеральный Закон от 29.11.2014 г. № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Приказ Минэкономразвития России от 13.04.2012 № 209 «Об утверждении типовых форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Приказ Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 859 (ред. от 19.05.2017) «Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Butkevich O. Contract on conditions of activity in the free economic zone in the territory of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol as a legal form of implementation of business activity // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2017. - Т. 3 (69). № 4. - Р. 134-143.
In the article, based on the analysis of normative legal acts on the creation and functioning of a free economic zone in the territory of the Crimea and legal literature, the procedure for concluding a contract on the conditions of activity in a free economic zone was determined, the subject of this treaty and its features were explored. Attention is drawn to the fact that in the legal literature there are various points of view regarding the definition of the legal nature of the contract for carrying out activities in the free and special economic zone, the most common of them: civil law, administrative, complex.
It is concluded that the contract on the conditions of activity in the free economic zone in the territory of the Crimea has a mixed legal nature. The contract fixes the provision regarding the implementation of the entrepreneurial activity by the Participant. The contract mediates the property relations that certify the fact of investing (the obligations of the Participant to invest in the territory of the free economic zone in the form, volumes and term determined by the contract, and to realize these investments through the implementation of certain entrepreneurial activities provided for in the investment project). In addition, the contract fixes both the organizational aspects and the specifics of the interaction of the parties.
Restriction of freedom of contract pursues the goal - to protect the interests of the state, in a concentrated form expressing the interests of society. Consequently, in these relations there is a coordination of private and public interests, subordination of the autonomy of the will to the public order. The parties that conclude the contract are not legally equal, but at the conclusion of the contract they are on an equal footing, since the Model Contract already indicates their rights and obligations, which unilaterally can not be changed by either party, but a change in the terms of the contract and establishment Additional conditions are implemented by mutual agreement of the parties.
Keywords: contract on the conditions of activity in the free economic zone, participant in the free economic zone, subject of the contract, investment project, legal nature of the contract, the special legal regime of business activity
142
EymKeeun O. B.
Spisok literaturyi:
1. Andreev V. K. Predprinimatelskoe zakonodatelstvo Rossii: nauchnyie ocherki. M.: Statut; RAP, 2008. 368 s.
2. Bek Yu. DogovIr (kontrakt) na reallzatsIyu InvestitsIynogo proektu u spetslalnly (vllnly) ekonomlch-nly zonI UkraYini // Problemi derzhavotvorennya I zahistu prav lyudini v UkraYinI. MaterIali IX regIonal-noYi naukovo-praktichnoYi konferentsIYi (13-14 lyutogo 2003 r.) LvIv, 2003. - S.237-238.
3. Braginskiy M.I., Vitryanskiy V.V. Dogovornoe pravo. Kniga pervaya: Obschie polozheniya: Izdanie dopolnitelnoe, stereotipnoe (5-y zavod). - M.: Statut, 2002. - 848 s.
4. Gasumyanova A.V. Pravovoy rezhim predprinimatelstva v osobyih ekonomicheskih zonah v Ros-siyskoy Federatsii. SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2010. 144 s.
5. Lisitsa V.N. Pravovoe regulirovanie soglasheniya o vedenii deyatelnosti v osobyih ekonomicheskih zonah.// Buhgalter i zakon. 2009. №9(129) S.14-21.
6. Svintsova K.S. O prirode soglasheniya ob osuschestvlenii deyatelnosti v osoboy ekonomicheskoy zone // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta.2010. №1. S.239-247.
7. SImson O.E. PravovI osoblivostI dogovorIv InvestitsIynogo harakteru: Dis... kand. yurid. nauk: 12.00.03. - H., 2001. -208 s.
8. Hozyaystvennoe pravo: Uchebnik / V.K. Mamutov, G.L. Znamenskiy, K.S. Hahulin i dr..; Pod red. Mamutova V.K. - K.: Yurinkom Inter, 2002. - 912 s.
9. Tsareva L. V. Pravovoe regulirovanie svobodnyih ekonomicheskih zon v Respublike Belarus : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Minsk, 2003.
10. Federalnyiy Zakon ot 29.11.2014 g. #377-FZ «O razvitii Kryimskogo federalnogo okruga i svobod-noy ekonomicheskoy zone na territoriyah Respubliki Kryim i goroda federalnogo znacheniya Sevastopolya» [Elektronnyiy resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «KonsultantPlyus».
11. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 13.04.2012 N 209
«Ob utverzhdenii tipovyih form soglasheniy ob osuschestvlenii promyishlenno-proizvodstvennoy, tehni-ko-vnedrencheskoy, turistsko-rekreatsionnoy deyatelnosti i deyatelnosti v portovoy osoboy ekonomicheskoy zone» [Elektronnyiy resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «KonsultantPlyus».
12. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 18.11.2015 N 859 (red. ot 19.05.2017) «Ob utverzhdenii pri-mernoy formyi dogovora ob usloviyah deyatelnosti v svobodnoy ekonomicheskoy zone» [Elektronnyiy resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «KonsultantPlyus».
143