Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1724
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ / ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ / СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спиридонов А.А.

Статья посвящена понятию правового положения судей в Российской Федерации, уровню их правовых гарантий, самостоятельности и независимости, как необходимой гарантии для судебной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2015. № 7(46)

УДК 34.09

А.А. Спиридонов ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена понятию правового положения судей в Российской Федерации, уровню их правовых гарантий, самостоятельности и независимости, как необходимой гарантии для судебной власти.

Ключевые слова: правовой статус судьи, гарантии независимости судей, судейское сообщество.

Судья является лицом, принимающим юридически значимые решения от лица государства именно в силу своего особого статуса, в силу особой юридической силы судебного акта, способного по существу изменить или отменить решение любого государственного органа или должностного лица. Тенденции последних лет свидетельствуют, что государство встало на путь расширения полномочий судей при принятии ими процессуальных решений. Вместе с тем, в официальных государственных средствах массовой информации, научной и публицистической литературе нередко высказывается мнение о чрезмерно больших гарантиях отправления правосудия, о несовершенстве механизмов привлечения судьи к уголовной ответственности.

Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерацией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция, осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Статус судей - «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и определяют правовое положение судей как носителей судебной власти. Статус судей включает: порядок наделения полномочиями, основания приостановления и прекращения полномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение судей и меры социальной защиты». Основы статуса судей установлены в ст.ст. 119-122 Конституции РФ, главе 2 ФКЗ от 31 декабря 1996 года № 1 -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». В силу ст.5 ФКЗ от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Статус судей слагается из многих элементов, предусмотренных законом: а) судьями являются лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе; б) в зависимости от стажа работы, занимаемой должности и других обстоятельств им присваиваются квалификационные классы (с 5-го по 1-ый и высший).

В соответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности. Статус судьи исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности».

Гарантии независимости судьи - представляет собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно - процессуальным кодексом и другими правовыми актами. Говоря о гарантиях обеспечения независимости судьи, нам представляется обоснованным всю их совокупность разделить как минимум на три группы: 1. Организационно-правовые гарантии независимости судьи, как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - установленный законом порядок отбора кандидатов в судьи, порядок продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, неприкосновенность судьи, и т.д. 2. Гарантии процессуальной независимости судьи - это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; и др. 3. Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облаченного судейскими полномочиями, и членов его семьи в период осуществления им судейских полномочий, а также при уходе в отставку: особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и

© Спиридонов А.А., 2015.

Вестник магистратуры. 2015. № 7(46).

ISSN 2223-4047

социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, и др. Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне - в Конституции Российской Федерации.

Что касается органов судейского сообщества, то оно является - публично-правовой корпорацией (объединением), состоящее в должности судей федеральных судов всех видов и уровней, судей субъектов РФ и судей в отставке, основанное на основе закона и других нормативных правовых актах в целях выражения интересов судей через свои органы, действующие на общественных началах, наделенных в отдельных случаях государственными властными полномочиями по отношению к своим членам и содействующие утверждению авторитета судебной власти. Впервые термин «органы судейского сообщества» появился в ст. 9 Закона о статусе судей, где система органов судейского сообщества названа в числе гарантий обеспечения независимости судьи. Этот Закон положил начало формированию судейского самоуправления в России. Закон о статусе судей не дал определения судейскому сообществу, а лишь обозначил его органы и их правовое положение. В качестве органов судейского сообщества в Законе о статусе судей были названы (ст. 17): Всероссийский съезд судей, а в период между съездами Совет судей РФ; собрание судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; съезды (конференции) судей республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями), и избираемые ими советы судей. Органы судейского сообщества формируются в цепях выражения интересов судей, как носителей судебной власти и призваны решать следующие задачи: 1) содействовать в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; 2) защищать права и законные интересы судей; 3) участвовать в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; 4) утверждать авторитет судебной власти, обеспечивать выполнение судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Таким образом, обобщая данную тему, можно сделать вывод, что в современных условиях в процессе становления правового статуса судей, судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе разделения властей. Однако же, можно полагать, что в России еще не создан эффективно функционирующий правовой механизм для осуществления подлинно независимого правосудия. Предстоит еще многое сделать, чтобы создать и отладить добротный правовой механизм обеспечения подлинно независимого суда. Для этого, несомненно, потребуются согласованные и активные действия всех ветвей государственной власти и поддержка Президента РФ. Также, в завершении, хочется отметить замечательный постулат, высказанный Премьер Министром РФ Д.А. Медведевым. «Вся государственная машина в своем объемном варианте, - сказал он, - существует только для того, чтобы судьи могли независимо исполнять свои функции». Эти своевременно сказанные слова, несомненно, вселяют уверенность в успешном решении непростой задачи по утверждению в российских судах истины, правды и справедливости.

Библиографический список

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 21.07.2014. «Российская газета». N 6435. 23.07.2014.

2. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2009) «О статусе судей в Российской Федерации» «Российская юстиция», N 11. 1995 г.

3. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / Под ред. М.М. Славкина. М.: Норма, 2008 // КонсультантПлюс.

4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. 06.01.1997. № 3.

4. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Российская газета. 19.03.2002. № 48.

СПИРИДОНОВ Александр Александрович - магистрант юридического факультета, Российский государственный университет правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.