Вестник магистратуры. 2016. № 12-3(63).
ISSN 2223-4047
УДК 342
А.В. Скиба, Л.Л. Григорян ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА В РОССИИ
В данной статье рассматриваются особенности правового статуса ребенка в России.
Ключевые слова: государство, политика, защита, права, ребенок, Россия.
«Дети - не только будущее, но и настоящее, не только национальная,
но и общечеловеческая, ценность».
Истоки зарождения уходят далеко в прошлое, однако, несмотря на такой продолжительный период времени, данный вопрос остается актуальным. Многие дети в современном обществе лишены всякой радости в жизни. Они не имеют полноценную семью, не получают должного воспитания, образования, им не хватает заботы и тепла. Такие дети чужие в нашем обществе, поэтому, каждое государство должно ставить перед собой цель улучшить положение детей в своей стране, чтобы каждый ребенок стал желанным и получил те минуты счастья, которые он заслуживает.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
В наше время государство уделяет должное внимание будущему поколению. Целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Действуя согласно статьи 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в российской федерации», государство также помогает несовершеннолетним в сфере образования, медицине, жилищно -коммунальных вопросов. В законе об образовании государство обеспечивает гражданам соответствующих условий для получения образования. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, если образование данного уровня получается впервые. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, её формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности.
© Скиба А.В., Григорян Л.Л., 2016.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 12-3(63)
Про защиту и обеспечение нормальной жизни для ребенка, не только прописано в федеральных законах. Например, вначале 20 века права детей рассматривались как в использовании детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Поэтому, что обеспечить охрану здоровья детей и их защиту, законодательство приняли Женевскую декларацию прав ребенка в 1924. Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п. Согласно Концепции, российские некоммерческие организации свою роль в области защиты прав детей видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по приоритетным направлениям: поддержка семьи в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации; продвижение программ здорового образа жизни подростков и молодежи; поддержка форм трудовой занятости подростков и молодежи; организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивно-оздоровительных инициатив; профилактика детской инвалидности; реабилитация детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития; развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения; внедрение институтов и механизмов независимого общественного контроля за соблюдением прав детей на федеральном, региональном и местном уровнях - таких, как уполномоченные по правам детей, общественные инспекторы, и др.; развитие сотрудничества с государственными органами и структурами, в том числе через систему социального заказа по программам, осуществляемым в интересах детей; развитие моделей партнерства с социально ответственным бизнесом. Таким образом, являются перспективным партнером для государства в развитии и совершенствовании механизмов защиты прав детей.
Подводя итоги, можно отметить, что к XXI веку в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН. Требуется работа над улучшением норм права, связанных с регулированием положения детей должна осуществляться постоянно и непрерывно, ведь по мере развития общества возникают все более новые и сложные проблемы, возникающие в семьях между родителями, детьми, и другими субъектами семейных правоотношений.Детство - надежда и будущее человечества; ребенок - существо, которому еще только предстоит стать человеком.
СКИБА АНГЕЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.
ГРИГОРЯН ЛЮДМИЛА ЛЮДВЕКОВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.