Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ В РФ'

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / ЗАЩИТА / ПРАВА / РЕБЕНОК / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцова К.С., Егорова И.В.

В данной статье рассматриваются вопросы социальной защиты детей оставшихся без попечительства родителей в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ В РФ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 12-1(63)

УДК 342

К.С. Воронцова, И.В. Егорова

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ В РФ

В данной статье рассматриваются вопросы социальной защиты детей оставшихся без попечительства родителей в РФ.

Ключевые слова: государство, политика, защита, права, ребенок, Россия.

«Дети - это будущее любой страны, которое закладывается в настоящем, они главный определяющий элемент и будущего». Социальная защита детства - система законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Социальная защита ребенка - не только опека, забота о нем, но и совокупность мероприятий, помогающих ему стать уверенным в своих силах, пробуждающих активность. Потребность иметь семью, отца и мать -одна из сильнейших потребностей ребёнка. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних [1, с. 164].

В широком смысле под социальной защитой ребенка понимаются гарантии его основных прав, зафиксированные в Конвенции ООН о правах ребенка. В нашей стране в последние годы уже возникли службы психологического семейного консультирования, принято решение о создании школьной психологической службы и подготовке школьных психологов.

В крупных городах появились «телефоны доверия» для детей и подростков. И это еще только первые шаги.

Объектами социальной защиты согласно ФЗ № 159-ФЗ являются дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, -лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке [2, с. 73]. Дополнительные гарантии по социальной защите предоставляются как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления в области прав детей на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование;

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующей сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

© Воронцова К.С., Егорова И.В., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 12-1(63).

ISSN 2223-4047

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении;

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Проведя анализ российского законодательства можно сказать, что с изданием новых законов, актов и программ правительство Российской Федерации предпринимает постоянные действия для обеспечения социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их поддержке и устройству в современном обществе. В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка. Прокуратурой систематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности [3, с. 53].

Защита прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства, т. к. все больше растет уровень детской безнадзорности, нарастает демографическая ситуация и повышается уровень социального сиротства. На данный момент в Российской Федерации существуют проблемы в сфере обеспечения жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение этих проблем зависит от дальнейшей политики государства в этой области.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей относятся к той группе населения, которая требует большого внимания со стороны государства и общества.

Библиографический список

¡.Голубкина К.В. Проблемы определения правовой дефиниции «ребенок» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 6. С. 164-166.

2.Голубкина К.В., Кудрявцева В.Ю. Вопросы обеспечения и защиты прав ребенка в России // Современные гуманитарные исследования. 2014. № 3 (58). С. 73-74.

3.Голубкина К.В., Егорова В.Ю. Деятельность органов местного самоуправления по поддержке молодой семьи на примере г. Новороссийска // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2013. № 11 (33). С. 52-54.

ВОРОНЦОВА КРИСТИНА СЕРГЕЕВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

ЕГОРОВА ИННА ВАЛЕРЬЕВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.