Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2114
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГАРАНТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шимова Е. С., Слипченко О. А.

В статье представлено решение вопроса социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде социального обеспечения, социального страхования и социальной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

УДК 347.6

Е.С. Шимова, О.А. Слипченко

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В статье представлено решение вопроса социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде социального обеспечения, социального страхования и социальной помощи.

Ключевые слова: законодательство, гарантия социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, равенства прав и свободы человека.

Всем известно, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются самым слабым слоем населения, то естественно, что им необходима дополнительная защита со стороны общества и государства.

Согласно ст. 39 Конституции в Российской Федерации [1] каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Таким образом - социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по защите прав и обеспечению гарантированных условий жизни для жизни, здоровья, образования, труда, жилья и т.д.

Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Следовательно, на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяются все права и обязанности для граждан Российской Федерации (в том числе в области защиты детства и социальной защиты, как особой категории граждан).

Кроме того, Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [2] определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Дополнительные гарантии распространяются на реализацию прав в следующих областях и сферах жизнедеятельности:

- образование: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечивают-

© Е.С. Шимова, О.А. Слипченко, 2014.

ся этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием. Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. Пожеланию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;

- медицинское обслуживание: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно;

- жилое помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками. Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства

является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.

-право на труд: органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы. Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации. Судебная защита своих прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Исторически законы о защите детей сначала появились в отдельных странах, а с течением времени были приняты и международные правовые акты о правах несовершеннолетних. Таким образом, состоялось формальное признание несовершеннолетнего личностью, обладающей самостоятельным правовым статусом.

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, а также социально-экономических, политических, идеологических и юридических гарантий их реализации, установленную Конституцией РФ, федеральным законодательством РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Эффективное предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей невозможно без активного участия в их разрешении органов опеки и попечительства.

На территории Российской Федерации основным федеральным органом, который организовывает работу по социальной защите населения, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. На региональном - министерства, департаменты по социальной политике или социальной защите населения. На муниципальном - департаменты, управления, комитеты. Все эти органы осуществляют свои функции в области социальной защиты населения в зависимости от выделенных им полномочий [3, ст.33]. Таким образом, система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя:

- в первую очередь - самого ребенка, нуждающегося в социальной защите;

- Государство с его социальными функциями по защите данной категории граждан, в том числе государственные органы и службы;

- законодательство РФ в области социальной защиты и реализации дополнительных гарантий.

В соответствии со ст. 31 ГК РФ [4] и п. 1 ст. 121 СК РФ [5] функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и разви-

тию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [5] определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

В государстве действует система органов, которые обеспечивают безопасность детей, помогают тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка. Прокуратурой систематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ: по сост. на 25 ноября 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5880.

3. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения. М.: Омега-Л, 2010. С. 33.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации в редакции от 30 января 2014 г.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ: по состоянию на 31 января 2014 г.

6. Об опеке и попечительстве: федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ: по сост. на 18.07.2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 17. Ст. 1755.

ШИМОВА Евгения Сергеевна - магистрант, Тюменский государственный универститет.

СЛИПЧЕНКО Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент, Тюменский государственный универститет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.