Научная статья на тему 'Актуальные вопросы правового положения приемных детей'

Актуальные вопросы правового положения приемных детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1764
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / FOSTER CHILDREN / FOSTER FAMILY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доржиева Светлана Владимировна

В статье автор рассматривает актуальные вопросы, посвященные правовому положению приемных детей в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF FOSTER CHILDREN’S LEGAL STATUS

The article discusses some topical issues devoted to legal situation of foster children in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы правового положения приемных детей»

ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ISSUES OF THE CIVIL LAW

УДК 347.6 © С.В. Доржиева

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

В статье автор рассматривает актуальные вопросы, посвященные правовому положению приемных детей в РФ. Ключевые слова: приемные дети, приемная семья.

S.V. Dorzhieva

TOPICAL ISSUES OF FOSTER CHILDREN’S LEGAL STATUS

The article discusses some topical issues devoted to legal situation of foster children in the Russian Federation. Keywords: foster children, foster family.

Правовое положение приемных детей в Российской Федерации характеризуется прежде всего их юридическим статусом детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Это означает, что кроме прав, предусмотренных для несовершеннолетних (гл. 11) Семейного кодекса РФ (далее СК) [1], приемные дети обладают дополнительными социальными правами, предусмотренными ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [2] и законами субъектов Российской Федерации. Рассмотрим права приемных детей через призму их правового статуса. П. 2 ст. 54 СК предусматривает право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание. Перечисленные права не могут быть реализованы приемными детьми ввиду утраты родительского попечения, в связи с чем органы опеки и попечительства помогают им осуществить право жить воспитываться в семье, путем устройства в приемную семью. Это не означает, что приемные дети лишены права знать своих кровных родителей и права в случае изменения обстановки в кровной семье вернуться под их родительское попечение. В период нахождения в приемной семье приемный ребенок имеет право на воспитание, всестороннее развитие, заботу и уважение его человеческого достоинства со стороны приемных родителей, что гарантировано п. 1 ст. 148 СК. В целях реализации права приемного ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК), приемный родитель не только не вправе препятствовать, как это

закреплено в п. 6 ст. 148.1 СК, а по нашему мнению, обязан содействовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка. В результате положительного общения возникает вероятность восстановления кровных семей и сохранения родственных связей. Кроме этого, п. 3 ст. 148. 1 СК предусматривает, что родителями или другими родственниками могут быть обжалованы любые действия (бездействие) по осуществлению приемным родителем опеки или попечительства. Указанное право в интересах приемного ребенка может быть осуществлено его родителями или другими родственниками в случае непосредственного общения с ребенком, иначе о какого-либо рода нарушениях им может быть просто неизвестно. Это положение соответствует ст. 56 СК, которая предусматривает право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, которое осуществляется его законными представителями, т.е. приемными родителями, а случаях, предусмотренных законом и органом опеки и попечительства, прокурором, судом и даже, как было отмечено выше, его кровными родителями или родственниками, путем обращения с жалобой на действия (бездействие) приемных родителей в силу п. 3 ст. 148.1 СК.

Согласно п. 2 ст. 56 СК, приемный ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны приемных родителей. В случае нарушения его прав и законных интересов, в т.ч. и при невыполнении или ненадлежащем выполнении приемными родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, приемный ребенок вправе самостоятельно обращаться

за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в этом случае предоставляет право приемному ребенку воспользоваться правом на бесплатную юридическую помощь в соответствии с ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"[3]. Приемный ребенок имеет право на обеспечение ему условий для образования (п.1 ст.148 СК), он вправе выражать свое мнение при выборе образовательного учреждения и формы обучения (п.6 ст.148-1 СК). Реализации права на образование данной категории детей способствует ст.6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В частности, на основании этой нормы, приемные дети, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на:

- обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы;

- зачисление на полное государственное обеспечение до окончания обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- получение стипендии, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;

- при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, выплачивается стипендия. Данное учреждение содействует организации лечения, обеспечение бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также

бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы, в случае обучения за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях.

Конституционный Суд РФ разъясняет, что «по смыслу ст. 43, родители (лица, их заменяющие), а также соответствующие государственные органы обязаны обеспечить получение детьми лишь основного общего образования (часть 4), а высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении каждый вправе бесплатно получить на конкурсной основе (часть 3). Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе, данная статья Конституции Российской Федерации непосредственно определяет систему обеспечения реализации этого права - только в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (части 1 и 3)» [4]. Об этом должны знать приемные родители детей, окончивших среднюю школу (как правило, в 17 лет) и при выборе ребенком вуза, посоветовать ему в целях реализации права на получение бесплатного высшего образования, поступать в государственное или муниципальное образовательное учреждение. Предусмотренные указанным федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

Ст. 7 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантирует приемным детям бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебнопрофилактическом учреждении, в т.ч. проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. А также предоставление путевок в школьные и студенческие спор-

тивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, оплату проезда к месту лечения и обратно. Эти гарантии способствуют укреплению здоровья и своевременному лечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которых относятся и приемные дети. Приемный ребенок, в соответствии со ст. 57 СК, вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Реализация ребенком этого права может иметь место как при решении повседневных вопросов, возникающих в семье, так и более важных. Полагаем, что необходимо учитывать мнение приемного ребенка и при устройстве в созданную приемную семью новых детей. Хотя согласия приемного ребенка в этом случае по закону не требуется, выяснение его отношения к увеличению семьи и психологическая подготовка должны иметь место. Имущественные права несовершеннолетних урегулированы ст. 60 СК. Приемный ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, которые предусмотрены ст. 80-83, 93-94 СК. Суммы, причитающиеся приемным детям в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение приемных родителей и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Кроме этого, приемные дети имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов РФ (п. 3 ст. 148 СК). Верховный Суд РФ разъясняет, что в случае ненадлежащего исполнения обязательств по выплате опекунского пособия, нарушенным следует признавать право несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой (попечительством), поскольку недостаток денежных средств приводит к стесненному материальному положению ребенка и может послужить основанием для расторжения договора о приемной семье по инициативе приемных родителей, в связи с существенным нарушением условий договора [5]. Приемный ребенок, в соответствии с п. 2 ст. 60 СК, имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства. Право ре-

бенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 ГК. Охране имущества подопечного посвящена ст. 18 ФЗ «Об опеке и попечительстве», согласно которой опекун или попечитель, а в нашем случае приемный родитель, принимает имущество подопечного, т.е. приемного ребенка, по описи от лиц, осуществлявших его хранение. При оформлении описи имеет право присутствовать приемный ребенок, достигший возраста 14 лет. Ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об опеке и попечительстве» [6] прямо предусматривает, что опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в т.ч. на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. В свою очередь у приемных детей не возникает правового положения члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, который предусмотрен ст. ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ [7] и соответственно не возникает таких правовых последствий, как сохранение права пользования жилым помещением приемного родителя после прекращения договора о приемной семье. Приемные дети имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (п. 1 ст. 148 СК).

С 1 января 2013 г. действует новая редакция ст. 8 ФЗ ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Теперь эта норма предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства

указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. В список де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, включаются в т.ч. и лица, достигшие возраста 14 лет. Вселяет надежду, что реализация ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [8] разрешит жилищную проблему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, послужит гарантией сохранения за ними этого жилья.

Таким образом, приемные дети обладают достаточно широким кругом личных неимущественных и имущественных прав. Но не стоит забывать, что одной из задач, стоящих перед приемной семьей, является социализация приемных детей, особенно взятых на воспитание из государственных учреждений. Чрезмерная опека и внушение приемным детям чувства вседозволенности, иждивенчества не соответствуют их интересам. Трудно не согласиться с А.М. Нечаевой в том, что «основу интереса ребенка в семейно-правовой сфере составляет его развитие. Именно развитие служит стержнем определения интересов в любой ситуации, когда нужно их определить при разрешении спора о детях, их устройстве в семью, заменяющую родительскую. Причем развитие «по нарастающей», а не наоборот, что означало бы деградацию личности» [9, с. 78]. Приемные дети должны понимать: «Семья не должна рассматриваться только как питательная среда для взращивания ребенка, семья - это микроколлектив, обеспечивающий совместную жизнь близких друг другу людей, и ребенок - не экзотический цветок, паразитирующий на этой среде. Он пусть и особый, но участник семейного союза. Осознавая это, ребенок сообразно уровню его физического и психического развития может и должен выполнять в

семье определенные функции, тем самым участвуя в созидании общего семейного благополучия. В интересах самого ребенка усвоить, что, с одной стороны, каждый член семьи имеет собственные интересы, а с другой - что жизнь в семье невозможна без совместных действий для ее блага, без поиска взаимоприемлемого баланса интересов внутри семьи [10, с. 178-179]. Такое воспитание подготовит приемного ребенка к самостоятельности, ответственности, станет хорошей основой для будущей семейной жизни. Формирование иждивенческой психологии никак не может способствовать позитивному развитию приемных детей. По мнению М.В. Ивановой, самостоятельность и независимость ребенка является следствием позитивных отношений в приемной семье, где он играет соответствующие его возрастным и индивидуальным особенностям семейные роли помощника старших, защитника младших, следствием освоения ребенком правил семейной жизни и предоставления ему разных степеней свободы в решении семейных проблем [11, с. 9]. Следовательно, те приемные семьи, где дети проявляют самостоятельность и независимость, имеют чувство ответственности перед другими членами семьи, близки к выполнению задачи по социализации приемных детей, их подготовки к самостоятельной жизни.

Согласимся с тем, что «обязанности несовершеннолетних, скорее, носят моральный характер (помогать родителям по хозяйству, участвовать по мере сил и возможности в жизни семьи и т.п.)» [12, с. 189], поскольку построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, в соответствии с п. 1 ст. 1 СК, относятся к основным началам семейного законодательства и не требуют дополнительной регламентации при создании любой семьи (путем регистрации брака, принятия детей на воспитание ...). Поэтому доводы Р.А. Шукурова о том, что «договором приемные дети могут быть обременены определенными обязанностями», «приемный ребенок обязан уважительно относиться к своим приемным родителям, оказывая посильную помощь в организации общего быта и досуга..», «соблюдать правила, регулирующие деятельность общеобразовательных учреждений: не пропускать занятий без уважительных причин, осуществлять подготовку к занятиям и т.д.», «тщательно соблюдать предписания лечащего врача и т.п.» [13, с. 75, 77], нам представляются юридически необоснованными. Не будут способствовать

созданию и укреплению приемной семьи действия приемного родителя по ознакомлению приемного ребенка с его обязанностями, закрепленными в тексте договора о том, что «при отсутствии уважения их и помощи им с его стороны, договор может быть расторгнут и ребенок будет возвращен в соответствующее детское учреждение» [14, с. 78].Такое действие может быть воспринято ребенком как угроза и вряд ли вызовет уважение к будущим приемным родителям. Р.А. Шукуров пишет: «Расторжение договора и возврат приемного ребенка в детское учреждение, -это, по сути, есть санкция за неисполнение ребенком своей обязанности по уважению приемных родителей и оказанию им помощи» [15, с. 78]. В связи с тем, что основной обязанностью приемных родителей при создании приемной семьи является воспитание приемного ребенка, отсутствие уважения, взаимопонимания, взаимопомощи, полагаем, следует расценивать не как проступок со стороны приемного ребенка, а недостаток в исполнении приемными родителями принятых на себя обязательств, неумение или нежелание создать в семье благоприятные условия для гармоничного развития приемного ребенка. Такую позицию Р.А. Шукурова, О.В. Фетисова считают ошибочной и поскольку подобные обязанности ребенка «находятся вне правового воздействия, соответственно вытекать из закона они просто не могут» [16, с. 196], а в договоре о передаче ребенка в приемную семью «предусмотреть обязанности будущего воспитанника также невозможно» [17, с. 196].

Вызывают сомнения и выводы И.А. Банникова о том, что «в целях правового воспитания ребенка и оптимального учета его интересов он с десяти лет привлекается к обсуждению и выработке условий договора, касающихся, в частности, его увлечений, выбора дополнительного образования, вида спорта, проведения досуга. А с четырнадцатилетнего возраста воля приемного ребенка должна закрепляться в тексте договора и удостоверяться его подписью. Устанавливая в данном договоре подобные условия, воспитанник приемной семьи берет на себя обязательство принять услуги, связанные например, с его увлечением хоккеем» [18, с. 140-141]. При заключении договора о приемной семье органом опеки и попечительства и приемными родителями должны учитываться определенные способности либо состояние здоровья приемного ребенка, но отражение в договоре различных увлечений, о которых ребенок может заявлять в десятилетнем возрасте, нецелесообразно. Точно также может измениться увлечение и у четырнадцатилетнего

подростка, поэтому понуждение его к принятию на себя обязательства, например, по игре в хоккей, не соответствует интересам ребенка. Эти ситуации относятся к внутрисемейным вопросам и должны решаться по взаимному согласию (п. 3 ст. 1 СК).

Таким образом, правовое положение приемных детей характеризуется особой заботой государства ввиду их особого статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом законодательно закреплены только их личные неимущественные и имущественные права, а также дополнительные социальные гарантии. Обязанности приемных детей нормами права не урегулированы, они должны исполняться ими добровольно ввиду любви и уважения к членам своей приемной семьи, взаимопомощи и ответственности, которые должны быть привиты им в результате семейного воспитания. Закрепление каких-либо обязанностей приемных детей перед сторонами договора о приемной семье противоречит действующему законодательству.

Литература

1. Семейный кодекс РФ от 29. 12. 1995 г. № 223 - ФЗ ГД РФ 08.12.1995 г. (ред. 30.11.11 г.) // СЗ РФ. - 1996. -№ 1. - Ст. 16.

2. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 21.11.2011 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

3. Ст. 20 ФЗ от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // СЗ РФ. -2011. - № 48. - Ст. 6725.

4. Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2011 г. № 1696-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Исламовой Янии Эльдаровны на нарушение ее конституционных прав положениями ст. 1 и пункта 3 ст. 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СПС Консуль-тантПлюс.

5. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2006 г. № 58-ВО5-111 // БВС. - 2007. - № 9.

6. ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ (ред. 01.07.2011) // СЗ РФ. - 2008. - №17. - Ст. 1755.

7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.06.2012) // СЗ РФ. -2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.

8. Федеральный закон РФ от 29. 02. 2012 г. № 15 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Российская газета. Федер. выпуск № 5719. - 2012. - 2 марта.

9. Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейноправовой защиты // Государство и право. - 2012. - №1.

10. Косова О.Ю. Конвенция о правах ребенка и право детей на семейное воспитание. // Семейное право на рубеже ХХ - XXI вв. К 20-летию Конвенции ООН о правах ре-

бенка: материалы междупар. конф., г. Казань, Казап-ский (Приволжский) федеральный университет, 2010.

11. Иванова М.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в условиях приемной семьи: дис. ... капд. пед. наук. - СПб., 2007.

12. Нечаева А.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2009.

13. Шукуров Р.А. Приемная семья по семейному праву России: дис. ... капд. юр. паук. - Белгород, 2004.

14. Шукуров Р.А. Там же.

15. Шукуров Р.А. Там же.

16. Фетисова О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: дис. ... канд. юр. наук. - М., 2005.

17. Фетисова О.В. Там же.

18. Банников И.А. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в Российской Федерации: дис. ... канд. юр. наук. - М., 2007.

Доржиева Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета БГУ, e-mail dsv_1@mail.ru.

Dorzhieva Svetlana Vladimirovna, Senior Lecturer at Civil Law and Procedure Chair, Law Faculty, Buryat State University, e-mail: dsv_1@mail.ru.

УДК 347.1 © Ю.В. Максимова

СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

В данной статье рассматривается вопрос, кто может выступать на стороне заказчика и исполнителя в договоре возмездного оказания медицинских услуг.

Ключевые слова: пациент, врач, медицинское учреждение, исполнитель, заказчик, медицинская услуга.

Yu.V. Maksimova

SUBJECTS OF LEGAL RELATIONS IN THE SPHERE OF RENDERING

MEDICAL SERVICES

The article deals with a question who is eligible to be on the side of a contract giver and service provider in the contract ofprovision medical service for a fee.

Keywords: patient, doctor, medical institution, service giver, contract giver, medical service.

Как видно из содержания ст. 779 ГК РФ, в договоре возмездного оказания услуг определены две стороны: заказчик и исполнитель. Одним из основных заказчиков медицинской услуги являются публично-правовые образования, которые посредством системы обязательного медицинского страхования защищают интересы населения в области охраны здоровья. Реализацией данного направления государственной политики занимается Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Помимо этого, на стороне заказчика могут выступать конкретные государственные органы, например, федеральные органы правительственной связи и информации [9], военный комиссариат [2], управление делами Губернатора [7]. Их статус заказчика определен в пункте 1 ст. 4 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [13]. Если в договоре стороны (заказчик и исполнитель) установят, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (в частности, гражданину, которому требуется оказание медицинской-

услуги), имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу, тогда мы имеем дело с договором в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Таким образом, можно наблюдать ситуацию, когда «понятия "заказчик" услуги и ее "потребитель" не совпадают, поскольку страховая медицинская организация выполняет функцию посредника между производителем медицинской услуги и ее потребителем и заключает договор на оказание медицинской помощи в интересах потребителя» [6]. Зачастую заказчиками выступают физические лица, например, при заключении договора на оказание платных медицинских услуг (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи). Например, при реализации права на репродуктивную деятельность, заказчиками могут выступать одновременно оба супруга [10] или женщина, не состоящая в браке. И в то же время в некоторых случаях заказчик и потребитель услуги, на которого распространяется действие Закона «О защите прав потребителей», совпадают. Словарь русского языка определяет термин «пациент» как лицо, обратившееся за медицинской помощью или нахо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.