Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВАХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВАХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ДЕТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старченко А.С.

Статья содержит меры защиты прав ребенка по международному и российскому законодательству. Особое внимание уделяется государственной политике в интересах детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВАХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ю

Р

И

Д

И Ч

Е С К И Е

НАУКИ

УДК 340

А.С. Старченко

К ВОПРОСУ О ПРАВАХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья содержит меры защиты прав ребенка по международному и российскому законодательству. Особое внимание уделяется государственной политике в интересах детей.

Ключевые слова: права, несовершеннолетние, дети, национальная стратегия, государственная политика.

Вопрос защиты прав детей является одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия [1].

Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему

© Старченко А. С., 2015.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2015. № 10 (49).

жертвой жестокого обращения или преступных посягательств [2].

В этой связи хотелось бы рассказать о правах ребенка, закрепленных российском законодательстве.

Основой российской системы гарантий прав ребенка является Конституция РФ. Так статья 7 провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; а ч. 1 ст. 38 гласит, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В преамбуле Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3] значится, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Опираясь на этот принцип, Закон установил цели государственной политики в интересах детей, основные направления и организационные основы гарантий прав ребенка.

Статьей 4 устанавливаются цели государственной политики в интересах детей:

1) осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

2) формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

3) содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры;

4) защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: 1) законодательное обеспечение прав ребенка; 2) поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; 3) ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; 4) поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка (ч. 2 ст. 4 Закона).

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16 Конвенции о правах ребенка);

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка);

в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка);

г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка);

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции о правах ребенка);

е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции о правах ребенка);

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36 Конвенции о правах ребенка).

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ [4] с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры (ст. 4, 19 и 33 Конвенции о правах ребенка).

Согласно ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка, п. 1 ст. 54 Семейного Кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ ребенок (дети) есть любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, т.е. возраста совершеннолетия, -

ст. 21 ГК РФ. Способность ребенка приобретать права (правоспособность) возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ст. 21, 26, 27, 28 ГК РФ и соответствующими статьями Семейного кодекса РФ. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия в случаях, когда он женится (выходит замуж) до достижения 18 лет (ч. 2 ст. 21 ГК РФ) или начинает работать с 16 лет (ст. 27 ГК РФ), не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

В Семейном кодексе РФ права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные права и имущественные права.

К личным правам несовершеннолетних детей относятся:

- право жить и воспитываться в семье (ч. 2 ст. 54 СК РФ);

- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

- право на защиту (ст. 56 СК РФ);

- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

Имущественные права ребенка указаны в ст. 60 СК РФ:

а) право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (т.е. совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки);

б) право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

в) право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).

В заключение можно сделать сказать, что на сегодняшний день российское законодательство в основном соответствует базовым стандартам Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем при этом еще не исчерпаны возможности для совершенствования российского законодательства, для его приведения в полное соответствие с требованиями Конвенции.

Библиографический список:

1.Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы».

2.Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

3.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

4. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 172 (в ред. от 12.02.2011) "О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы" // Собрание законодательства РФ. 2007. № 14. Ст. 1688.

5.Косевич Н.Р. Система законодательства Российской Федерации, гарантирующая права и интересы несовершеннолетних: научно-практическое исследование и судебная практика // СПС КонсультантПлюс. 2014.

6.Какие имущественные права имеет несовершеннолетний ребенок? // Азбука права. - 2015.

7.Тарасенкова А.Н. Ваш ребенок и его права: закон и мораль. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2012. Вып. 15. - 160 с.

СТАРЧЕНКО Анастасия Семеновна - студент, Одинцовский гуманитарный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.