Научная статья на тему 'Концепты «Дети», «Семья», «Родители» в политико-правовом пространстве'

Концепты «Дети», «Семья», «Родители» в политико-правовом пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
700
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДЕТСТВО / РОДИТЕЛИ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / CHILDREN / CHILDHOOD / PARENTS / FAMILY / SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филипова Александра Геннадьевна

Представлен анализ концептов «дети», «родители», «семья». Концепт «дети» служит для определения возрастных границ недееспособности, прав, обязанностей и ответственности несовершеннолетних. Составляющие концепта «родители» готовность к родительству, реализация родительских прав, родительские компетенции, структура родительства, образ жизни родителей позволяют вывести нормативную и девиантную модели родительства. Третий концепт, «семья», рассматривается как среда, окружающая ребенка, которую поддерживает через систему социальных гарантий государство. Формирование вышеозначенных концептов происходит на фоне постепенного вытеснения кровных родителей из области заботы о детях (замещающее родительство), формирования родительских компетенций (профессионализация родительства) и пластичности семейных границ (внутренних и внешних), модифицирования семейных структур (неполные семьи, расширенные семьи), деинституциализации сиротства и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concepts «children», «parents», «family» in political-legal space

An analysis of the concepts «children», «parents», «family» is presented. The concept of «children» serves for the definition of age limits of incapacity of rights, duties and responsibility of juveniles. The components of the concept «parents» demote readiness for parenthood, for the exercising parental rights, the parental competence, structure of parenthood, the parents' style of life4 they allow to deduce standard and deviant models of parenthood. The concept of «family» is denotes the environment surrounding the child supported by the state through the system of social guarantees. The development of these concepts takes place with a gradual replacement of parents from children's care (replacing parenthood), the development of parental competencies (professionalizing of parenthood) and the plasticity of family borders (internal and external), modifying family structures (incomplete families, expanded families), deinstitutionalization of orphan hood, etc.

Текст научной работы на тему «Концепты «Дети», «Семья», «Родители» в политико-правовом пространстве»

15. Шимин Н. Д. Семья как общественное явление. Воронеж: Изд-во Воронежского госуниверситета,

1989. 190 с.

16. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Госполитиздат, 1957. 375 с.

17. Ядов В. А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. № 2. С. 5-15.

18. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995. 328 с.

REFERENCES

1. Glossary. [Eelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.glossary.ru (data obrashchenija: 22.07.2011).

2. Diogen Lajertskij. O zhizni, uchenijah i izrechenijah znamenityh filosofov. M.: Mysl', 1979. 620 s.

3. Zdravomyslov A. G Pole sotsiologii: dilemma avtonomnosti i angazhirovannosti v svete nasledija pere-strojki // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2006. № 1. S. 5-20.

4. Kagan M. S. Metamorfozy bytija i nebytija. Ontologija v sistemno-sinergeticheskom osmyslenii. SPb.: Logos, 2006. 416 s.

5. Karlson A. Obshchestvo — semja — lichnost': sotsial'nyj krizis Ameriki. Al'ternativnyj sotsiologicheskij podhod. M.: Editorial URSS, 2003. 288 s.

6. Mitrohin V I. Soderzhatel'naja dinamika semejnyh otnoshenij i mehanizm institutsionalizatsii sem'i kak subjekta grazhdanskogo obshchestva // Materialy Mezhdunarodnogo kongressa «Rossijskaja sem'ja» / Pod obshch. red. V. I. Zhukova. M.: Izd-vo RGSU, 2005. S. 81-87.

7. Ovidij Publij Nazon. Metamorfozy. Kn. XV. St. 165 / Per. s lat. S. V. Shervinskogo. M.: Hudozhestven-naja literatura, 1977. 632 s.

8. Sociologicheskij slovar' / Sost. A. N. Elsukov, K. V. SHul'ga. Minsk: Universitetskoe, 1991. 528 s.

9. Sotsiologicheskij slovar'. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mirslovarei.com (data obrashchenija: 22.07.2011)

10. Sotsiologija: Monografija / G. V. Osipov, Ju. P. Kovalenko, N. I. Wipanov, R. G. Anovskij. M.: Mysl',

1990. 446 s.

11. Sotsiologija. Osnovy obshchej teorii: Uchebnik dlja vuzov M.: Norma, 2003. 912 s.

12. Sotsiologija sem'i / Pod red. A. I. Antonova. M.: INFA-M, 2007. 640 s.

13. Toshchenko Zh. T. Vozmozhna li novaja paradigma sociologicheskogo znanija // Sociologicheskie issle-dovanija. 1991. № 7. S. 17-24.

14. Toshchenko Zh. T. Evoljucija teoreticheskoj sotsiologii v Rossii (1950-2000-e gody) // Sotsiologiches-kie issledovanija. 2009. № 6. S. 16-27.

15. Shimin N. D. Sem'ja kak obshchestvennoe javlenie. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo gosuniversiteta, 1989. 190 s.

16. Engel's F. Anti-Djuring. M.: Gospolitizdat, 1957. 375 s.

17. Jadov VA. Razmyshlenija o predmete sotsiologii // Sotsiologicheskie issledovanija. 1990. № 2. S. 5-15.

18. Jadov V A. Sotsiologicheskoe issledovanie: Metodologija. Programma. Metody. Samara: Izd-vo «Samarskij un-t», 1995. 328 s.

А. Г. Филипова

КОНЦЕПТЫ «ДЕТИ», «СЕМЬЯ», «РОДИТЕЛИ»

В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Представлен анализ концептов «дети», «родители», «семья». Концепт «дети» служит для определения возрастных границ недееспособности, прав, обязанностей и ответственности несовершеннолетних. Составляющие концепта «родители» — готовность к родительству, реализация родительских прав, родительские компетенции, структура родительства, образ жизни родителей — позволяют вывести нормативную и девиантную

модели родительства. Третий концепт, «семья», рассматривается как среда, окружающая ребенка, которую поддерживает через систему социальных гарантий государство. Формирование вышеозначенных концептов происходит на фоне постепенного вытеснения кровных родителей из области заботы о детях (замещающее родительство), формирования родительских компетенций (профессионализация родительства) и пластичности семейных границ (внутренних и внешних), модифицирования семейных структур (неполные семьи, расширенные семьи), деинституциализации сиротства и др.

Ключевые слова: дети, детство, родители, семья, социальная защита.

A. Filipova

CONCEPTS «CHILDREN», «PARENTS», «FAMIL»’ IN POLITICAL-LEGAL SPACE

An analysis of the concepts «children», «parents», «family» is presented. The concept of «children» serves for the definition of age limits of incapacity of rights, duties and responsibility of juveniles. The components of the concept «parents» demote readiness for parenthood, for the exercising parental rights, the parental competence, structure of parenthood, the parents ’ style of life4 they allow to deduce standard and deviant models ofparenthood. The concept of «family» is denotes the environment surrounding the child supported by the state through the system of social guarantees. The development of these concepts takes place with a gradual replacement ofparents from children’s care (replacing parenthood), the development of parental competencies (profes-sionalizion of parenthood) and the plasticity of family borders (internal and external), modifying family structures (incomplete families, expanded families), deinstitutionalization of orphanhood, etc.

Keywords: children, childhood, parents, family, social protection.

Усиление негативных демографических тенденций в современном российском обществе заставляет политиков, общественных деятелей, ученых обратить пристальное внимание на семью и детей. В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. представлен пессимистический вариант прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанный на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, по сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости. Согласно этому прогнозу, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн человек (4,4%) и составит 136 млн человек, а к 2025 году — 124,9 млн человек [2].

В условиях существенного демографического спада (эту ситуацию называют также демографической ямой) дети становятся ресурсом выживания российского общества.

Дети — это естественная составляющая семьи и, наоборот, семья — естественная среда существования ребенка. Взаимосвязь семьи и детей опосредована родительством. Таким образом, логика исследования, представленного в настоящей статье, обозначена как движение от детей к родителям и дальше — к семье.

Дети

Международное и национальное законодательство определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Конвенция ООН «О правах ребенка» поясняет: «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения» [1].

Семейный кодекс, вобравший в себя нормы конвенции, закрепляет право ребенка на защиту со стороны родителей (лиц, их заменяющих), а также государственных уч-

реждений в лице органов опеки и попечительства, прокурора, суда. Ребенок также имеет право жить и воспитываться в семье, право общаться с родителями и другими родственниками, право выражать свое мнение, право получать содержание от своих родителей и других членов семьи и др.

В правовом пространстве формируется цепь эквивалентностей: ребенок = дитя = тот, кого нужно оберегать = жертва = находящийся на иждивении родителей (государства).

Однако необходимо обратить внимание на понятие — «несовершеннолетний», функционирующее наряду с понятием «ребенок» и заменяющее его, имеющее правовую коннотацию «тот, кто еще не может отвечать за свои действия (ограниченно дееспособный или полностью недееспособный)».

В Уголовном кодексе несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось пока 18 лет. Привлечение к административной ответственности, согласно Кодексу об административных правонарушениях, возможно, если несовершеннолетний достиг возраста 16 лет. Трудовым кодексом установлено, что возраст заключения трудового договора не может быть меньше 16 (в некоторых случаях

— 14) лет. Гражданский кодекс РФ выделяет две группы несовершеннолетних — несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Получается, что публичное «ребенок» преобразуется в официальное «несовершеннолетний» в нормативно-правовых актах, определяющих возраст наступления ответственности (уголовной, административной), а также регламентирующих включенность этого субъекта во взрослые отношения (при заключении трудового контракта, распоряжении собственным заработком).

Однако эта ответственность несовершеннолетнего не равна ответственности

взрослого человека. Поэтому родитель (либо лицо, его заменяющее) разделяет груз финансовых и иных обязательств своего несовершеннолетнего ребенка.

Границы детства, как уже было сказано выше, четко определены — от 0 до 18 лет. Законом выделены две ситуации, когда возрастная рамка детства может быть сдвинута

— в случае вступления несовершеннолетнего в брак или в случае эмансипации — объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным.

Размытость понятия «дети» в правовом пространстве в сравнении с четко определенными «несовершеннолетними» связана со смысловой нагрузкой. Дети продолжают оставаться для своих родителей детьми и после достижения совершеннолетия. Поэтому нормы Семейного кодекса обращены не только на несовершеннолетних детей, но также на несовершеннолетних родителей и совершеннолетних детей.

В некоторых случаях законом пролонгирован возраст детства (= уязвимости) до 23 лет (в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) или до 25 (как в случае с материнским капиталом). То есть отнесение лица к категории «ребенок» является также следствием признания его прав на получение социальных льгот, гарантий от государства.

Еще один аспект восприятия детей в правовом пространстве — это отношение к ним как к несовершеннолетним гражданам. Так определяет их Гражданский кодекс, Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и др. Это подход к детям как к акторам, носителям гражданских прав (в перспективе — обязанностей). В этом смысле учет мнения ребенка (достигшего возраста 10 лет) демонстрирует, с одной стороны, приоритетность его прав и интересов, а с другой, его позицию равноправного участника социальных отношений. Как актор ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой нарушенных прав и

интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд.

Таким образом, детство представлено на уровне семьи понятием «ребенок», на уровне общества (в соотнесенности с миром взрослых) — понятием «несовершеннолетний», на уровне государства — понятием «гражданин». Однако границы между ними весьма условны и происходит взаимное перетекание смыслов. Соединением двух смысловых групп «ребенок — родитель» и «ребенок — взрослый» служит понятие «несовершеннолетний ребенок».

Родители

Как уже было отмечено ранее, концепт «родители» возникает в законодательстве, когда речь заходит о детях. Семейный кодекс РФ устанавливает обязанность родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, защищать их права и интересы. Конституция закрепляет заботу о детях, об их воспитании как равное право и обязанность родителей.

Родители — это, по общему правилу, лица, от которых происходит ребенок. Происхождение ребенка от матери удостоверяется справкой из медицинского учреждения (родительного дома). Из факта состояния в брачных отношениях с матерью ребенка следует автоматическое признание отцовства. В ситуации, когда родители несовершеннолетнего не состоят в зарегистрированном браке, отцовство может быть установлено в административном (совместное обращение родителей с заявлением в органы ЗАГСа) либо в судебном порядке.

Вопросы возникновения родительства выстраиваются, таким образом, вокруг двух тем: регистрации отношений отца и матери и признания отцовства. Различают три категории родителей: родителей-супругов, ро-дителей-сожителей и матерей-одиночек.

Поскольку незарегистрированные отношения («сожительство») и рождение в них детей получают всё большее распространение, законодатель устанавливает нормы, ка-

сающиеся этого типа семей. Семейный кодекс определяет, что «при установлении отцовства дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой».

Родители являются проводниками интересов детей, посредниками между ребенком и обществом. Смысл посредничества заключается в реализации основных прав детства на получение образования, медицинской помощи, рекреационно-развивающих услуг в сфере досуга и пр.

В правовом пространстве подчеркивается временность родительских прав — до наступления совершеннолетия ребенка, поскольку далее он переходит границу детства и вступает во взрослый мир. Также законом предусмотрены ситуации лишения родительских прав, что, однако, не лишает родителя обязанности выплаты средств на содержание ребенка.

Рамкой осуществления родительских прав служит норма Семейного кодекса, не допускающая причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, исключающая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Если же ребенок по каким-либо причинам лишается семейного окружения до наступления совершеннолетия, то заботу о нем берет на себя государство. Ребенок-сирота, во-первых, имеет право на воссоздание замещающего окружения, а во-вторых, на период отсутствия такого замещения его интересы представляют органы опеки и попечительства.

Для легитимизации замещающего окружения ребенка перечень законных представителей несовершеннолетнего помимо родителей дополняется усыновителями, опекунами, попечителями или иными лицами, которым право защиты интересов ребенка предоставлено законом.

В этом окружении происходит отделение усыновления от других форм устройства ребенка. Усыновитель приравнивается к родителю по происхождению, а значит, его права и обязанности аналогичны родительским. Основанием для возникновения полномочий усыновителя служит не биологическая связь с ребенком, а юридический акт — вынесение судебного решения об усыновлении.

Другой формой заботы о ребенке, оставшемся без родительского попечения, является опека (попечительство). Она стала общим знаменателем всего многообразия форм замещающего окружения (семейных детских домов, детских деревень, приемных семей, патронатных воспитателей). С введением в действие Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опека (попечительство) была разделена по признаку получения замещающим родителем вознаграждения за свой труд на безвозмездную и возмездную. Безвозмездная опека соответствует опеке в прежнем понимании: основание возникновения — акт органа опеки и попечительства, безвозмездное осуществление опекунских обязанностей, получение пособия на содержание ребенка. Возмездная опека заменяет существовавшие ранее при-

емные семьи: основание возникновения — заключение договора об осуществлении опеки, оплата труда опекуна, получение пособия на содержание ребенка.

Идея профессионализации замещающих родителей постепенно переросла в идею всеобщего ответственного родительства. Фоном таких преобразований стали всё то же семейное неблагополучие, рост насилия в обществе в отношении детей, появление группы педагогически несостоятельных родителей, ущемление прав детей со стороны институций и пр.

По заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Институтом социологии РАН (Москва, 2009) было проведено исследование «Семья и родительство в современной России». В ходе исследования экспертами были определены две базовые характеристики ответственного родителя — зрелость как способность нести ответственность за свою жизнь, за свои поступки и качественное выполнение родительских функций [5].

В таблице 1 представлены две модели родительства, построенные на основе анализа текстов законов, касающихся защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

Таблица 1

Две модели родительства

Критерии сравнения Нормативная модель родительства Девиантная модель родительства

Готовность к родительству Социальная зрелость родителей (готовность к выполнению родительских функций) Безответственность, инфантилизм, случайность родительства

Родительские права Направлены на развитие ребенка (выбор образовательного учреждения, формы образования) Злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребенком

Родительские компетенции Понимание того, что нужно ребенку в данной ситуации на данном возрастном этапе Педагогическая несостоятельность, пренебрежение нуждами ребенка

Структура родительства Полное родительство Одинокое родительство (мать или отец)

Образ жизни родителей Забота о здоровье, сохранение репродуктивного здоровья Асоциальный образ жизни, хронический алкоголизм, наркомания

Семья

Семья воспринимается в правовом пространстве, в первую очередь, как среда, окружающая и защищающая ребенка. Конвенцией ООН «О правах ребенка» и Семейным кодексом РФ закреплено право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно.

С принятием в 2004 году Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» произошло вытеснение семейной политики на региональный уровень. До этого действовал принцип единства федерального и регионального уровней в области семейной политики: на федеральном уровне семье предоставлялись минимальные социальные гарантии и льготы, на региональном происходило их дополнение и развитие, исходя из финансовых возможностей конкретного субъекта РФ.

В отношениях государства и семьи возникает существенная проблема, связанная с определением границ вмешательства органов власти в жизнедеятельность семьи. В интересах ребенка эти границы становятся гибкими и легко сдвигаемыми.

Участие государства в жизнедеятельности семьи осуществляется в формах поддержки (представление социальных выплат, консультирование, социально-реабилитационные мероприятия), профилактики неблагополучия (привлечение родителей к административной ответственности), изъятия детей (лишение родительских прав, привлечение к уголовной ответственности).

Основания для лишения родителей родительских прав установлены Семейным кодексом РФ, однако параллельно некоторые основания предусматривают привлечение родителей (лиц, их заменяющих) к уголовной ответственности: неисполнение, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в сочетании с жестоким обращением с ребенком, злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей, половое сношение с ребенком, не достигшим возраста 16 лет, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений (воровство, распространение и сбыт наркотиков), антиобщественных действий (вовлечение в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих средств, в занятия бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией, изготовление порнографических материалов). Как исключение из общего правила в Уголовном кодексе рассматривается ситуация вовлечения родителями несовершеннолетних детей в занятия бродяжничеством вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств к существованию или отсутствием места жительства.

Социальная поддержка семей выражается в предоставлении социальных выплат (пенсий, пособий) и оказании социальных услуг. Получателями социальных выплат выступают разные типы семей (кровные и замещающие, нуклеарные и расширенные, с полным и неполным родительством и пр.).

Анализ текстов законов показывает, что получателями социальных выплат являются мать и другие лица из семейного окружения (отец, бабушка, дедушка и пр.). Так, получателем семейного капитала могут быть как мать, так и отец детей, а также усыновители. Право на оформление единовременного пособия при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Право на получение ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет име-

ют матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком.

Итак, законодатель расширяет внутрисемейное пространство за счет включения в него других родственников ребенка. Происходит переход от поддержки родителей к поддержке граждан, осуществляющих фактический уход за ребенком. Меры семейной поддержки ориентированы преимущественно на обеспечение функции воспроизводства и функции ухода за малолетними детьми.

В семейном законодательстве расширенная семья «родители — дети — прародители» трансформируется в такие типы семей, как одинокий родитель с ребенком (детьми), бабушки (дедушки) с внуками, старшие братья (сестры) с младшими. В семейную систему могут включаться также лица, не являющиеся кровными родственниками ребенка, — отчим (мачеха), усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.

Рассмотренная выше поддерживающая функция государства может быть детализирована в отношении кровной (биологической) семьи. В правовом пространстве представлены два подхода к поддержанию кровной семьи. Первый — касается неблагополучных семей и направлен на сохранение биологической семьи для ребенка посредством реабилитационных мероприятий, комплексного сопровождения семьи. Второй — на стимулирование воспроизводства детства благополучными семьями. Иллюстрацией этих двух подходов могут служить три типа семей с детьми — молодые, многодетные и асоциальные (или семьи, находящиеся в социально опасном положении), фигурирующие в официальных текстах.

Анализ текстов политико-правовых документов позволяет вывести бинарные семантические оппозиции концепта «семья»:

биологическая семья — замещающая семья, многодетная семья — малодетная семья, полная семья (с двумя родителями) — мо-нородительская семья (неполная), расширенная семья — нуклеарная семья, социально направленная — асоциально направленная, нормально обеспеченная — малообеспеченная, семья с зарегистрированным браком родителей — семья с незарегистрированными отношениями родителей и др. В первых позициях этих дихотомий проявляется нормативно задаваемая модель семьи.

В российских нормативно-правовых актах нет прямого толкования семейного благополучия. Общие формулировки, вроде такой, как: супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей [4], не проясняют ситуацию. Как первую попытку законодательно обосновать критерии семейного благополучия можно рассматривать модель молодой семьи, представленную в Концепции государственной политики в отношении молодой семьи [3].

Анализ концепта «семья» в российском политико-правовом пространстве позволил нарисовать два идеальных образа семьи — «семья для государства» и «семья для ребенка». По многим позициям эти модели совпадают, некоторые наиболее существенные их расхождения представлены в табл. 2.

Наряду с нормативными моделями семьи для общества и для ребенка в официальном дискурсе представлены реально существующие модели, контуры которых проступают в официальном дискурсе, когда речь заходит о необходимости государственной поддержки репродуктивной, жизнеобеспечивающей, а также социализирующей функций семьи. Реально существующие модели семьи отражены на рис. 1.

Таблица 2

Две нормативные модели семьи

Критерии сравнения Нормативная модель семьи для общества Нормативная модель семьи для ребенка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родители Зарегистрированные отношения родителей Наличие двух родителей

Дети Наличие трех и более детей Количество детей определяется, исходя из ресурсов семьи

Семейные функции Эффективно выполняющая семейные функции (акцент на функциях репродукции и социализации) Качественное выполнение родительских функций (акцент на функции поддержки и развития)

Внешняя поддержка Предоставление государственных пособий, услуг Включение в заботу о ребенке расширенного семейного окружения

Цель Воспроизводство населения, трансляция социальных ценностей Комфортное развитие ребенка в атмосфере любви и заботы

Рис. 1. Модели реально существующих семей

Изучение концептов «дети», «родители», «семья», представленных в текстах политико-правовых документов, позволяет сделать ряд выводов относительно положения детей в современном обществе.

Детство, представленное в официальном пространстве, распадается на три состояния: семейное детство (благополучная семья), маргинальное детство (семья с признаками неблагополучия), институциональное детство (исчезнувшая семья). Альтерна-

тиву институциональному детству составляет замещающая семья. Однако попытка вернуть ребенка в семейное окружение ориентирована не только на создание замещающих семей, но, в первую очередь, на сохранение биологических семей посредством проведения реабилитационных мероприятий.

Замещающее окружение разделяется законодателем по признаку предмета замещения: усыновители воспринимаются как «за-

мещающие родителей», а опекуны (попечители) — как «замещающие институции» (детские дома, школы-интернаты и т. д.). Отсюда — неодинаковое внимание государства, движущегося по пути деинституциа-лизации сиротства, неравномерная представленность практик «замещающих родителей» и «замещающих институции».

Семья — это та среда, где формируются отношения супружества и родительства, поддерживается родство. Современная семья — это небольшая семья (нуклеарная), переживающая много разводов, отличающаяся мобильностью (перемещения в пределах населенного пункта — региона — страны — за рубеж), регулирующая деторождение. В политико-правовом пространстве образовались связки: дети — родители, дети — семья, но, к сожалению, нет триединства «семья — родители — дети». Подобная сегментация семейных отношений приводит к тому, что в центре социальной политики оказываются либо дети в силу их слабости, либо женщины в силу их репродуктивной функции. Выведенную нормативную модель семьи для ребенка можно представить как полную семью с благоприятным психологическим климатом, располагающую достаточными ресурсами для обеспечения и развития ребенка, подключающую расширенное семейное окружение к заботе о ребенке.

Что касается концепта «родитель», то, во-первых, необходимо отметить его трансформацию за счет расширения внутрисемейного пространства. Поддерживающее семейное окружение ребенка не ограничивается только родителями (либо одним из них), оно расширяется за счет включения любых членов семьи, осуществляющих фактический уход за ребенком, либо замещения ими родителей. Во-вторых, происходит формирование модели ответственного родительства, основанной на родительских компетенциях, то есть социальной зрелости носителей, и на качественном выполнении семейных функций. Для развития родительских компетенций открываются школы — школы молодых родителей, родителей «особых» детей.

Благополучие ребенка определяется благополучием среды, его окружающей, — природной, социально-экономической и семейной, причем семейная среда — ближайшая и потому важнейшая из них. Образ благополучного детства можно очертить как детство, находящееся в развивающей комфортной безопасной семейной среде, поддерживаемое системой государственных учреждений в реализации его основных прав (на образование, медицинскую помощь, оздоровление и пр.) и актуализации социального потенциала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция ООН о правах ребенка. М.: РИОР, 2010. 24 с.

2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) http://base.garant.ru/191961/. Дата обращения — 12.03.2011.

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2007 г. № АФ-163/06 «О концепции государственной политики в отношении молодой семьи» http://base.garant.ru/191723/. Дата обращения —

16.03.2011.

4. Семейный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2010. 77 с.

5.Семья и родительство в современной России: Отчет о результатах исследования. М., 2009. Режим доступа: http: //www.fond-detyam.ru. Дата обращения — 14.03.2011.

REFERENCES

1. Konvencija OON o pravah rebenka. M.: RIOR, 2010. 24 s.

2. Kontseptsija demograficheskoj politiki Rossijskoj Federatsii na period do 2025 g. (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 9 oktjabija 2007 g. № 1351) http://base.garant.ru/191961/. Data obrashchenija — 12.03.2011.

3. Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 18 maja 2007 g. N AF-163/06 «O kontseptsii gosu-darstvennoj politiki v otnoshenii molodoj sem'i» http://base.garant.ru/191723/. Data obrashchenija —

16.03.2011.

4. Semejnyj kodeks RF. M.: Izd-vo «Omega-L», 2010. 77 s.

5.Sem'ja i roditel'stvo v sovremennoj Rossii: Otchet o rezul'tatah issledovanija. M., 2009. Rezhim dostupa: http: //www.fond-detyam.ru. Data obrashchenija — 14.03.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.