Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / ЗАЩИТА / ПРАВА / РЕБЕНОК / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбачев Л.А., Максименко А.Е.

В данной статье рассматриваются вопросы правовой политики государства в области защиты прав детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 12-1(63)

УДК 342

Л.А. Горбачев, А.Е. Максименко ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

В данной статье рассматриваются вопросы правовой политики государства в области защиты прав детей.

Ключевые слова: государство, политика, защита, права, ребенок, Россия.

В Российской Федерации самым незащищенным слоем населения являются дети. Государство стремится обеспечить и защитить эту категорию граждан. Для этого оно принимает новые законы в области охраны прав ребенка и улучшает уже существующие.

Согласно законодательству Российской Федерации (статья 52 СК РФ), ребенком признается лицо, которое не достигло возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Вместе с достижением совершеннолетия гражданин приобретает полную дееспособность. Дееспособность (согласно статье 21 ГК РФ) - это «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их...».

Итак, правовая политика в области прав детей - это научно обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и муниципальных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией и защитой прав детей и детства [1, с. 165].

У детей, как и у совершеннолетних граждан, есть права и обязанности. 20 ноября 1989 года была принята «Конвенция о правах детей и подростков», в которой к правам относятся:

1) каждый ребенок одинаково значим;

2) все дети имеют право на имя, гражданство и национальность;

3) все дети и подростки имеют право свободно высказывать свое мнение;

4) детей никто не должен преследовать или притеснять из-за, внешнего вида, пола, цвета кожи, языка, вероисповедания или высказанного им мнения;

5) мнение каждого ребенка, подростка должно учитываться во всех вопросах, касающихся их: дома, в школе, в организациях и учреждениях, в суде;

6) ребенок имеет право посещать школу и получить образование;

7) если ребенок, подросток заболел, то он имеет право получить необходимую помощь и лечение;

8) ребенок, подросток, который вынужден покинуть родину, имеет те же права и в новой стране. Если он прибыл в страну без сопровождения взрослых лиц, то он имеет право на особую защиту и поддержку. По возможности его семья должна быть с ним;

9) ребенок, подросток имеет право получать информацию со всех уголков земли по радио, телевизору или из газет и книг.

В нашей стране законодательную основу защиты детей составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и иные подзаконные акты, такие как: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты и внутриорганизаци-онные нормативно-правовые акты.

В Российской Федерации высшей юридической силой обладает Конституция РФ, в которой провозглашен приоритет прав и свобод человека и гражданина, закреплены положения как о материнстве, так и о семье и детстве, об их государственной защите. Конституция Российской Федерации гарантирует соблюдение прав детей, их развитие, воспитание и образование.

Несмотря на то, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой на территории России, международные договоры и нормы международного права обладают приоритетом в отношении всех законов, которые были приняты в Российской Федерации. Если были обнаружены несоответствия между международными договорами и законами РФ, приоритетом в таком случае обладает международный договор. Это положение закреплено в статье 15 Конституции Российской Федерации.

Все требования, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, должны быть соблюдены государствами-участниками, но это не мешает странам расширить некоторые ее полномочия. Так, например, в статье 28 Конвенции о правах ребенка, провозглашено, что все государства, подписавшие эту конвенцию, должны обеспечить детям обязательное бесплатное начальное образование [2, с. 73]. В нашей же

© Горбачев Л.А., Максименко А.Е., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 12-1(63).

ISSN 2223-4047

стране благодаря Конституции РФ и Закону РФ «Об образовании» это требование немного расширено: в России гарантировано не только обязательное бесплатное начальное образование, но и обязательное бесплатное основное и среднее общее образование, а также начальное профессиональное образование. Благодаря таким законам дети в нашей стране могут бесплатно закончить школу как 9 классов, так и 11, что позволяет обеспечить общедоступность образования, расширить уровень образованности наших граждан, повысить возможность поступления в высшие учебные заведения.

Но не только в области образования были расширены полномочия, также таким изменениям подвергся Семейный Кодекс РФ, который был принят в 1995 году и Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1996 году. Например, в СК РФ была введена глава, которая называется «Права несовершеннолетних детей», в которой были расширены полномочия как законных представителей детей, так и их самих в реализации своих прав. А в статье 14 Уголовного Кодекса РФ, в которой говорится об уголовной ответственности несовершеннолетних, приоритетным является не наказание правонарушающего, а профилактика его поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство Российской Федерации стремится сделать жизнь несовершеннолетних граждан благоприятной, защитить их права и интересы, обеспечить качественное получение услуг образования и здравоохранения, представлять интересы детей за рубежом, посредством подписания Конвенции о правах ребенка, старается выявить недочеты в принятых законах и подзаконных актах, устранить их и обеспечить их добросовестное выполнение [3, с. 54].

Библиографический список

1. Голубкина К.В. Проблемы определения правовой дефиниции «ребенок» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 6. С. 164-166.

2. Голубкина К.В., Кудрявцева В.Ю. Вопросы обеспечения и защиты прав ребенка в России // Современные гуманитарные исследования. 2014. № 3 (58). С. 73-74.

3. Голубкина К.В., Егорова В.Ю. Деятельность органов местного самоуправления по поддержке молодой семьи на примере г. Новороссийска // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2013. № 11 (33). С. 52-54.

ГОРБА ЧЕВ ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

МАКСИМЕНКО АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВНА - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.