Научная статья на тему 'Правовой статус официальных символов муниципальных образований'

Правовой статус официальных символов муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
677
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Михаил Александрович

Official symbols of munici pal formations are one of the poorly studied institutes of the Russian municipal law. The article researches the issues of legal regulation of the official municipal symbols, the order of registration and use of the symbols indicated, as well as their legal protection on the basis of the analysis of the legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF THE OFFICIAL SYMBOLS IN MUNICIPAL FORMATIONS

Official symbols of munici pal formations are one of the poorly studied institutes of the Russian municipal law. The article researches the issues of legal regulation of the official municipal symbols, the order of registration and use of the symbols indicated, as well as their legal protection on the basis of the analysis of the legislation.

Текст научной работы на тему «Правовой статус официальных символов муниципальных образований»

УДК 352. 075

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОФИЦИАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

М. А. Кузьмин

Важным элементом институционально -правовой характеристики муниципальных образований являются их официальные символы.

Символ (от греческого «зутЬо!оп» -знак) представляет собой элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков. Символика - это выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов. Под символикой понимается также и совокупность символов.[1]

Использование органами местной власти различной символики на практике было широко распространенным явлением. Этим можно объяснить введение специального сбора за использование местной символики. Так, Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривал сбор за право использования местной символики, хотя возможность ее наличия у муниципального образования в законодательстве в то время прямо не регламентировалось. Сбор вносили производители продукции, на которой использована местная символика (гербы; виды городов, местностей, исторических памятников и прочее), в размере, не превышающем 0,5 процента стоимости реализуемой продукции (ст.21)[2].

Впервые законодательно право муниципальных образований на собственную символику (гербы, эмблемы, другая символика), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции было закреплено Федеральным законом от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.11)[3].

Более развернутую регламентацию этот вопрос получил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».[4] Согласно статье 9 Закона муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами

вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Из этой нормы следует, что муниципальные образования наделены правом (а не обязанностью) устанавливать свои символы. При этом речь идет об официальной символике.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) впервые ввел институт государственной регистрации официальных символов муниципальных образований. Во-первых, в целях централизованного учета; во-вторых, закрепления их официального статуса, в-третьих, во избежание идентичных муниципальных символов.

Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Как известно, в целях систематизации и упорядочения использования официальных символов и отличительных знаков создан Государственный геральдический регистр Российской Федерации, который ведет Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.

Согласно Положению о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 403 «О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации», [5] в данный Регистр вносятся следующие официальные символы и отличительные знаки:

- официальные символы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (флаги, гербы);

- официальные символы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (флаги, гербы, эмблемы);

- официальные символы органов местного самоуправления, муниципальных образований (флаги, гербы, эмблемы);

- знаки отличия и различия, награды федеральных органов исполнительной влас-

ти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для регистрации официальных символов и отличительных знаков необходимо представить в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации их графическое изображение (рисунок), геральдическое описание и решение, утверждающее символ или отличительный знак в качестве официального.

В случае необходимости Геральдический совет при Президенте Российской Федерации имеет право затребовать историческую справку, официальное толкование изображения и другие материалы у соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Внесение официального символа и отличительного знака в Регистр осуществляется Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации на основании проведенной ею геральдической экспертизы представленных материалов.

Официальные символы и отличительные знаки вносятся в Регистр вместе с их графическими изображениями (рисунками) и геральдическими описаниями. О регистрации официальных символов (отличительных знаков) выдается свидетельство установленного образца.

Порядок выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации и образец бланка указанного свидетельства утвержден распоряжением Президента Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 471-рп[6]. Обладателю такого свидетельства принадлежит право на официальный символ и отличительный знак.

Как известно, в соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» (признан утратившим силу с 1 января 2008 г.) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки) не являлись объектами авторского права (ст.8)[7]. Следует отметить, что при этом законодатель не упоминал какие-либо муниципальные символы.

Однако, из анализа приведенной статьи в совокупности с положениями статьи 6 этого же закона, следовало, что не охранялись авторским правом не только символы и зна-

ки, относящиеся к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, но и те символы и знаки, которые относятся к органам местного самоуправления. В частности, не охраняются авторским правом все обозначения, регистрируемые в качестве официальных символов и отличительных знаков [8]. Это подтверждается и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» (п. 22), в котором четко подчеркнуто: «Официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований подлежат государственной регистрации. Право на официальный символ, внесенный в государственный регистр, принадлежит обладателю свидетельства о его регистрации. В связи с этим официальные символы не являются объектами авторского права и на них распространяется действие абзаца третьего статьи 8 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»[9].

Правильность этого подхода получило утверждение в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 года. В пункте 6 статьи 1259 этого Кодекса прямо записано, что не являются объектами авторских прав государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований [10]. При этом в нем четко регламентировано право авторства на проект официального символа или знака муниципального образования (ст. 1264).

Право авторства на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику). Разработчик проекта символа или знака вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено органом местного самоуправления муниципального образования, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя. Предусматривается, что проект официального символа или знака может быть использован органом местного самоуправления для разработки символа или знака без согласия разработчика, если проект обнародован разработчиком для использования этим органом либо направлен разработчиком в соответствующий орган.

При разработке официального символа

или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению органа местного самоуправления. После официального принятия к рассмотрению проекта органом местного самоуправления проект может использоваться без указания имени разработчика.

Важно заметить, что официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, закон предусматривает два способа установления муниципальных официальных символов: 1) уставом муниципального образования; 2) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

На наш взгляд, следовало бы предусмотреть установление муниципальных символов исключительно уставом муниципального образования, а их описания и порядка использования - нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Закрепление официальных символов на уровне устава муниципального образования подчеркнуло бы их значимость и ценность для конкретного муниципального образования.

Так, согласно Уставу города Новочебок-сарск Чувашской Республики, принятому решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2005 г. №С 5-1, город Новочебоксарск имеет герб и флаг, а также может иметь и другую символику. Описание и порядок официального использования символики города Новочебоксарска устанавливаются решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов (ст. 5)[11]. В Уставе муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 г. №40, закреплено, что город Чебоксары имеет свой герб, флаг и Величальную песню. Описание и порядок официального использования символики города Чебоксары устанавливается решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов (ст.4)[12].

Как правило, муниципальные образования устанавливают следующий порядок официального использования своих символов.

1. Герб муниципального образования.

Он помещается: на бланках муниципальных правовых актов; на печатях и бланках

представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, главы местной администрации, местной администрации и ее структурных подразделений и органов, контрольного органа муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования, муниципальных предприятий и учреждений; на фасадах зданий органов местного самоуправления; в залах заседаний представительного органа муниципального образования, местной администрации, контрольного органа и избирательной комиссии муниципального образования; в кабинетах главы муниципального образования, председателя представительного органа муниципального образования, главы местной администрации, председателя контрольного органа муниципального образования, председателя избирательной комиссии муниципального образования; в залах официального приема делегаций; на зданиях автомобильных и речных вокзалов, в местах пересечения транспортных магистралей с административными границами муниципального образования; на служебных удостоверениях депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, членов контрольного органа муниципального образования, членов избирательной комиссии муниципального образования, муниципальных служащих; на почетных грамотах представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации; на официальных печатных изданиях органов местного самоуправления.

Герб муниципального образования может изображаться: на депутатских значках депутатов представительного органа муниципального образования; на визитных карточках депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, работников аппарата представительного органа муниципального образования, местной администрации, членов и работников аппарата контрольного органа, членов и работников аппарата избирательной комиссии муниципального образования; на фасадах зданий муниципальных предприятий и учреждений.

Допускается воспроизведение герба муниципального образования в многоцветном или одноцветном вариантах при проведении праздничных мероприятий.

Воспроизводимое изображение герба муниципального образования, независимо от

его размеров, всегда должно соответствовать геральдическому описанию, с учетом общих геральдических норм.

Изготовление печатей и бланков с воспроизведением герба муниципального образования осуществляют полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие необходимые технические и технологические возможности для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне. Изготовление печатей и бланков с воспроизведением герба муниципального образования осуществляется по заказам органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.

2. Флаг муниципального образования.

Он размещается постоянно: на зданиях представительного органа муниципального образования, местной администрации, контрольного органа муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования; в залах заседаний представительного органа муниципального образования, местной администрации, контрольного органа и избирательной комиссии муниципального образования; в кабинетах главы муниципального образования, председателя представительного органа муниципального образования, главы местной администрации, председателя контрольного органа муниципального образования, председателя избирательной комиссии муниципального образования; в залах официального приема делегаций.

Флаг муниципального образования поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых органами местного самоуправления, а также может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.

Следует заметить, что Федеральный закон не содержит закрытый перечень муниципальной официальной символики. Следовательно, ее элементный состав может быть расширен по усмотрению конкретного муниципального образования. Поэтому на практике в муниципальных образованиях используются и эмблемы (логотипы). На официальных мероприятиях, проводимых муниципальным образованием (фестиваль, выставка и т.д.), могут быть использованы специальные зна-

ки, созданные на геральдической основе муниципального герба или флага. Они могут применяться в деятельности органов местного самоуправления, организации, находящихся в муниципальной собственности.

В редких случаях эмблема выступает вместо герба официальным символом муниципального образования, для чего она должна пройти процедуру создания, согласования, утверждения, регистрации и использования, аналогичную для герба.

Анализ уставов муниципальных образований в Чувашской Республике показал, что состав официальной символики в муниципальных образованиях различен. В одних муниципальных образованиях предусмотрен лишь один символ - герб (Батыревский, Чебоксарский, Яльчикский район), в других - герб и флаг (г.Новочебоксарск, Ма-риинско-Посадский муниципальный район, Мариинско-Посадское городское поселение). При этом надо иметь в виду то, что флаг с гербом составляет комплекс геральдического обеспечения муниципального образова-ния[13]. В одном городском округе наряду с гербом и флагом, имеется и такая символика как величальная песня (г.Чебоксары). В уставах большинства сельских поселений какие-либо символы вообще не упоминаются.

Поэтому в целях их упорядочения предлагаем установить на федеральном уровне обязательный элементный состав официальных символов у муниципальных образований (герб и флаг).

Исследуя правовой статус муниципальной символики, следует рассмотреть и вопрос ее правовой защиты. Федеральное законодательство непосредственно не регулирует данный вопрос, в связи с тем субъекты Российской Федерации в пределах своих полномочий самостоятельно в законодательном порядке предусматривают меры по правовой защите официальных символов муниципальных образований.

В ряде регионов установлена административная ответственность за проявление публичного неуважения и оскорбления, а также надругательство над официальными символами муниципальных образований, либо их использование с нарушением установленного порядка. К примеру, Законом Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»[14] (ст.5) установлена административная ответственность за незаконные действия по отношению к символике муниципальных образований. Ис-

пользование герба, эмблемы либо иной символики муниципального образования в нарушение установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц -от одной тысячи до трех тысяч рублей.

В заключение следует отметить, что правовой статус официальных символов муниципальных образований нуждается в дальнейшем совершенствовании, в более четком законодательном определении состава официальных символов муниципальных образований, в установлении на федеральном уровне юридической ответственности за незаконные действия по отношению к официальной символике муниципальных образований.

Список литературы

1. См.: Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С. Зенович. - М., 2000. С. 566.

2. Росс. газ. 1992. 10 марта.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №35. Ст.3506.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст.3822.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №13. Ст. 1307.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №43. Ст. 4232.

7. Росс. газ. 1993. 3 авг.

8. См.: Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда (дело №33-475 от 9 марта 2006г.) /Официальный сайт Архангельского областного суда / www.arhcourt.ru/7Documents/Civ/Cas.

9. Росс. газ. 2006. 28 июня.

10. Росс. газ. 2006. 22 дек.

11. Грани. 2005. 31 дек.

12. Чебоксарские новости. 2005. 31 дек.

13. См.: Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований. Утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года ^пр:// sovet.aeraldika.rU/article/16289.

14. Республика. 2003. 30 июля.

M. Kuzmin. LEGAL STATUS OF THE OFFICIAL SYMBOLS IN MUNICIPAL FORMATIONS

Official symbols of munici pal formations are one of the poorly studied institutes of the Russian municipal law . The article researches the issues of legal regulation of the official municipal symbols, the order of registration and use of the symbols indicated, as well as their legal protection on the basis of the analysis of the legislation.

КУЗЬМИН Михаил Александрович, 1972 года рождения, кандидат юридических наук, заместитель министра юстиции Чувашской Республики. Автор более 35 опубликованных научных работ.

УДК 342.726-055.2

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

Е.А. Петрушина

Конституционное право, служащее средством имплементации международных норм о правах человека на уровне основных (конституционных) прав и свобод личности, осуществляет свою функцию с учетом закономерностей, взаимосвязей и взаимодействий систем международного и внутригосударственного права.

В данной статье будут проанализированы конституции государств Европы, стран СНГ, Балтии, ряда американских государств,

рассмотрены, как закреплены права женщин в основном законе самых разных стран, принадлежащих к различным правовым системам, и имеющих большое количество отличий в культуре, национальных традициях и обычаях. Начнем характеристику с наиболее развитых стран Западной Европы.

В послевоенных конституциях стран Западной Европы заметно усиление социальной ориентации. Включение в конституционные акты статей, посвященных правам граждан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.