• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.П. ОГАРЕВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ •
Ю.Н. Сушкова, Iu.N. Sushkova,
доктор исторических наук, доцент, Doctor of History, Associate Professor,
декан юридического факультета, зав. кафедрой, Dean of Law Faculty, Head of the Chair,
кафедра международного и европейского права, Mordovian State University named after
Мордовский государственный N.P. Ogarev университет
им. Н.П. Огарева [email protected]
Правовой статус мордвы по российскому законодательству XVI—XVIII веков
Аннотация: в статье анализируются юридические основы положения мордовского народа ^ в составе Российского государства в XVI—XVIII веках. Особое внимание уделяется выявлению специфики в правовом регулировании общественных отношений, касающихся мордвы. Этнопра-ш воведческий интерес представляют документы из правоприменительной практики, в том числе § учитывавшей обычно-правовые нормы народа. В реализации государственной национальной правовой политики ключевыми аспектами были: упрочение механизма сбора налогов, утверждение российского официального законодательства на территориях проживания инородческого населения, сближение s инородческого населения с русским, главным образом посредством христианизации.
Ключевые слова: национальная правовая политика, инородческие народы, мордва, российское s законодательство, христианизация.
о Legal status of the Mordovians according
к to Russian legislation of XVI-XVIII centuries
<
m
§ Abstract: in the article there are analyzed legal grounds of the status of the Mordovian ethnos within
gC the Russian state in XVI-XVIII centuries. Special attention is paid to the discovering of the specifics in с legal regulation of the social relations in regards of the Mordovians. Ethno legal interest have the documents from legal practice, including those that consider customary norms. In realization of the state national policy key aspects have been: strengthening of the mechanism of the tax collection, establishment of the Russian official law on the territories of the settlement of the non-Russian peoples, connection of the aboriginal ethnoses with the Russians, mainly by Christianization.
Keywords: ethnic legal policy, non-Russian ethnoses, Mordovians, Russian legislation, Christianization.
-Q X
со
£ IZ
98
о
сч
со
Правовая база Российского государства представляет собой важнейший источник познания процессов включения нерусских народов в его состав, отразивший комплекс сложных, нередко противоречивых путей адаптации их традиций к официальной политической системе регуляции этносоциальных отношений. Политика государственной власти по управлению инородческим населением, его сближению с русским населением, упрочению системы налогообложения отчасти была этнически дифференцирован-
ной, что нашло закрепление в законодательстве. Регулирование отношений, где субъектом права выступали «инородцы», осуществлялось, как правило, по историко-культурным областям (Север, Кавказ, Поволжье и др.) с указанием конкретных народов, по которым принимались отдельные блоки нормативных правовых актов, учитывавших особенности не только расселения, но и традиционного менталитета, юридических обычаев.
Мордва наряду с татарами, марийцами (в дореволюционных законодательных актах «черемисами»), чувашами, удмуртами (в дореволюционных законодательных актах «вотяками»), башкирами входила в группу народов Поволжья или Понизовья.
Завершение присоединения к Русскому государству в начале XVI в. ознаменовало наступление нового этапа этнической истории мордвы, кардинально изменившего ход социально-экономических, политических, государственно-правовых процессов. Вслед за мордвой к России присоединились марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры. Возникла потребность в выработке новой модели юридического устройства страны, ориентированной на укрепление связей инородческих народов с русским, включение их в единое правовое поле.
Одним из первых правовых актов, касающихся инородцев Среднего Поволжья, была духовная грамота великого князя Ивана Васильевича (1504 г.), даровавшего своему сыну Василию земли, в том числе населенные мордвой. «...Да сыну же своему Василью даю... Новгород Нижний с волостьми и с путьми О и з селы и со всеми пошлинами, и с Мордвами и с Черемисою, что к Новугороду потягло... Да ему ж даю город Муром с волостьми и с путьми и з селы и со всеми пошлинами, и с Мордвами и с Черемисою, что к Мурому потягло; да Мещера
о
о
с волостьми и з села и со всем, что к ней потягло... да Князи Мордовские все и § з своими отчинами сыну же моему Василью...», — говорится в ней. Приведение | §а мордвы «к шерти» русскому царю (к клятве верности), имевшее место в 1523 г., т о
отмечается и в одном малоизвестном летописном источнике, зафиксированном < § М.Н. Тихомировым. О нахождении мордвы под властью московского князя
п
— а
писал также австрийский посол С. Герберштейн в своей книге «Записки о V -С Московитских делах», изданной в 1549 г. [1, с. 78]. < 2
Принимая во внимание особенности правового быта селения, власти с момента его присоединения к России в ряде случаев стали В признавать и учитывать действие отдельных юридических обычаев, в частности при выяснении правдивости показаний в судебных разбирательствах. К при- дд меру, придерживаясь традиционных принципов о почете и авторитете старо- — жилов, их особого соционормативного статуса в общине в качестве народных судей, при решении любых спорных ситуаций государственные должностные ^ лица всегда привлекали их к даче показаний или иных объяснений по делу. .
Этноправоведческий интерес представляют и многочисленные документы, в которых мордва дает клятву «по своей вере по мордовской», «по своей вере о по шерти». К таковым документам относится судный список по делу братьи Печерского Вознесенского Полянского монастыря с мордвином Ивантой Рамстеевым о владении лесными угодьями за рекой Пьяной от 4 апреля 1508 г. В этом документе судьи для выяснения обстоятельств дела о принадлежности земельных угодий спросили Ивантиных знахарей мордвинов Учевата, Ивана,
о
а
Узветя, монастырских знахарей Емоса, Мореся дать ответ «в божью правду, по своей вере по мордовской». В материалах дела о землях кадомских татар Алтыша Алышева Арзамасского уезда для установления истины спросили представителей Алемаевской мордвы ответить «по своей вере по шерти», где располагается межа, отделявшая Юрьевскую пустошь Сойманова от Яковлевской пустоши Сойманова. Произнесение клятвы по своей «мордовской вере», «по своей вере по шерти» в суде признавалось равным клятве по Великого Государя крестному целованию [2, с. 141,161].
Важным актом, формально знаменовавшим окончательное присоединение народов Среднего Поволжья, была присяга на верность русскому царю Ивану IV от 1551 г., в которой устанавливались служебные, денежные обязательства. «...И послал царь государь к царю Шигалею и к воеводам с своим жалованием з золотыми стряпчего Игнатиа Вешнякова, а приказал царю и воеводам, чтобы всю Горнюю сторону, приведши к правде, послали к городу Казани; а с ними бы послали того смотрити детей боярьскых и казаньскых князей, прямо ли государю станут служити, потому их правду и узнают. И царь и воеводы горних людей, князей и мурз, и сотных князей, и десятных, и чювашу, и черемису, и мордву, и можаров, и тарханов привели к правде на том, что им государю, царю и великому князю служить и хотети в всем добра, и от города Свияжского неотступным быти, и дани и оброкы черным людем всякые платить, как их государь пожалует и как прежним царем платили, а полону им русского никак у себя не держать, весь § освобожати...», — говорится в присяге [3, с. 131—132].
□Е Центральное звено правовых отношений инородческого населения и государственной власти составляли налоги. С разгромом Казанского ханства основная масса мордвы была отнесена к ясашным людям, которые, кроме ясака, обязались исполнять ряд натуральных и денежных повинностей: платить ямские, куничные деньги, сдавать стрелецкий хлеб, медвяной оброк, ° строить и охранять сторожевые линии, с 1718 г. заниматься лашманством к (заготовкой корабельного леса). С ясашных людей собирали натуральный т оброк мехами лисицы, куницы, белки, горностая, песца, зайца, волка, ры-ш бой. В XVII в. мордва стала платить ясак «за рыбную ловлю и за бобровые гоны», «бортные ухожеи» деньгами.
Постепенно налогооблагаемая база расширялась, вводились обяза-100 тельные платежи на хлеб, сенокосы, мельницы и пр. За основу обложения
- брался двор, в связи с чем в целях уменьшения налогового бремени мордва
в это время почти прекратила семейные разделы, проживала в основном ^ большими семьями. Тяжелое положение вынуждало население убегать на ° поселение в другие места, скрываться от властей. В указе от 1704 г. сказано: ^ «Ведомо великому государю учинилось, что Арзамасского и Алатырского уездов и всех низовых городов у ясашных людей, и у татар, и у чуваш, и у мордвы, и у иных иноязычных данников и новокрещен разных чинов люди из старинного их владения многие их земли, и леса, и иные всякие угодья завладели и населились насильством своим, а иные, побрав их иноверцев и новокрещен земли и всякие угодья покупками, закладами и сдачами и иными крепостьми, заселили их своими крестьянами, назвав эти земли по-
с
с
розжими и дикими полями, и от такого утеснения иноверцы разошлись в разные места и ныне также бредут врознь» [4, с. 41].
В начале XVIII в. Петром I налоговое законодательство было пересмотрено, по указу от 1719 г. мордва включалась в состав государственных крестьян и облагалось подушной податью, что уравняло правовой статус инородцев с русским тягловым крестьянством. В 1722 г. был принят указ о сборе рекрутов с мордвы и черемис наравне с русскими.
В Сенатском указе «О распоряжениях касательно подачи ревизских сказок по приложенным формам» от 10 декабря 1781 г. (ст. 15.296) в п. 6 указывается относительно «дворцовых, экономических и прочих разного звания Государственных крестьянах, Татарах, Мордве, Черемисах, Вотяках и других всякого поколения и закона людях, одним словом, какого только названия люди в котором округе или уезде обитают от их начальников определенных или между ими избираемых выборных, сотских и другого звания старшин, держась токмо того, чтоб состоящих под одним званием и в одном окладе Государственных крестьян не разделять на многие особые названия» [5, с. 344—352]. Мордовское население дворцовых вотчин с образованием уделов (1797 г.) было переведено в разряд крестьян удельного ведомства. Некоторая часть приписывалась к монастырям, винокуренным, красильным, поташным и другим заводам. Крепостные в общей массе мордовского крестьянства составляли небольшой процент (накануне крестьянской реформы 1861 г. — 8,9 %) [1, с. 91]. О
Другим важнейшим аспектом правового статуса нерусских народов были земельные отношения. Царское правительство, стремясь упрочить свое влияние в отношении присоединенных территорий, вырабатывало законо-
о
о
дательство, выражавшее отдельные интересы инородцев. Можно выделить §
ряд нормативных положений, регулировавших охрану инородческого мира | а
с установившимися в нем порядками от вмешательства в его быт со сторо- т о
ны непосредственно близких к населению органов власти. С конца XVI в. < § основанием для закрепления права собственности на землю, ее разделения
п
— а
между правительством и местным населением являлось фактическое вла- V -С дение и пользование. За мордвой сохранялись права на земельные участки, < 2 находившиеся в ее распоряжении; в государственную же собственность 8 д переходили дикие поля, степь и ковыльные земли. За каждой мордовской В деревней определялся «обод» (отруб), границы которого согласно традициям маркировались живым урочищем, метами на деревьях и столбами. у^у
Так, в наказе от 18 сентября 1619 г. из Новгородской чети Ф.И. Сычову -
и И. Парфеньеву о дозоре бортных и мордовских сел Арзамасского уезда именем царя и великого князя Михаила Федоровича было велено «бортные ^ и мордовские села, и деревни, и починки, и пустоши, и займища, и в них 0 дворы и во дворех людей по имяном переписати, а землю паханую и пере- 1 ложную дозрити». Для подлинного выявления фактического положения о земли были избраны «добрые люди» из старожилов, с помощью которых необходимо определить количество мордовских и бортничьих дворов, переписать живущих в этих дворах «людей по имяном и с прозвищи, и их детей, и братью, и племянников, и сусед, и подсуседников». Проживание в селах и деревнях на одной «выти» впятером или одним двором вместе с детьми,
братьями, племянниками и подсуседниками, обрабатывание пашни, занятие ремеслом характеризовало семьи как «прожиточны». В случае отказа уплаты государственных налогов в наказе повелевалось рассаживать семьи на пустые «выти» для одноличного поселения в «захребетниках» [2, с. 249—254].
Земельные споры разрешать с помощью старожилов и устанавливать границы по старым межам, в случае возникновения спора между старожилами — то «в той спорной земле дати вера». Старожил, идущий с «верою», указывал места границ участка. Если спор не мог быть разрешен с помощью обычно-правовых норм, возможно было обращение в государственные судебные учреждения [2, с. 252].
Должностным лицам запрещалось, помимо указанных выше вопросов, вмешиваться в жизнь народа, злоупотреблять своей властью: «а опроче спорных земель в-ыных ни в каких делех мордвы и бортников не судити и меж их розправы не чините ... у мордвы посулов и поминков не имати ни у ково никоторыми делы, и лишка ни в чем ни на кого не прибавляти, а делати им во всем по сему государеву наказу прямо вправду, по государеву крестному целованию, и смотря по тамошнему делу, как бы государеве казне было прибыльнее, а мордве бы и бортником большие тягости и налогов не учинити... ^ А будет Федор Сычов и Исак учнут писати и дозирати непрямо, мимо сего ^ государева наказу, по посулом, и по поминком, или по недружбе, а после к про то сыщетца, и им за то от государя быти в великой опале» [2, с. 255].
Инструкции по межеванию земель инородцев помимо наказов более т подробно конкретизировались в указе царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей «О размежевании земель Мордовских, Черемисских ^ и Чувашских» от 9 марта 1685 г. (ст. 1111). Согласно положениям данного <5 нормативного правового акта на писцов возлагалась обязанность составить достоверный план расположения мордовских, черемисских, чувашских и ^ вотяцких деревень с поименным указанием всех жителей в окрестностях ^ приказа Казанского дворца. По указу было необходимо описать, измерить к и размежевать обрабатываемые пашни, сенные, лесные и иные угодья. т Отдельным пунктом отмечалось наставление по изучению неиспользуемых ш земель (установление прежних владельцев и их местонахождения, выяснение с причин оставления угодий и переезда в другие регионы).
Относительно возможности возникновения споров в указе давалось сле-102 дующее напутствие: «А где у Новокрещенов, и у Мордвы, и у Черемисы, и
- у Чуваши, и у Вотяков в землях с помещики и вотчинники учинится спор:
и им Мордве, и Черемисе, и Чеваше, и Вотяком в тех землях с помещики и ? с вотчинники, и с их крестьяны судов не давать, а разводить те их земли а ° наказу старожилы и сторонними людьми, розыскав подлинно, а будет роз-п весть не чем, и от тех их земель помещиковы дачи отмеривать против дач». В местах, где бортные деревья оказывались сожженными и посеченными, писцы накладывали на собственников, «на кого именем про те бортные деревья скажут» штраф — «пени»: «за бортные деревья со пчелами три рубля, а без пчел полтора рубли; и в котором дереве борть была сделана, а пчел не бывало, и за то двадцать пять алтын, за кряж невыделанной по двенадцати алтын по три деньги». В данном документе также особенно подчеркивалась
необходимость осуществлять измерения земли иноверцев по справедливости, как оно проведено в отношении привилегированных сословий (помещиков и дворян). «А мерять им писцом Мордовские и бортничьи земли, пашня и перелог и дикое поле и что селом поросли сенные покосы и всякие угодья прямо в правду, и велеть владеть всякому своею роспашью по прежнему, а в чужие земли и в угодья не вступаться, и тем им Мордовские земли розмерять той же вервью, как велено помещиковы вотчиниковы земли мерять...» [6].
На практике земельные права мордовских крестьян повсеместно нарушались. Наиболее частой причиной массовых земельных споров был приблизительный характер обозначения в межевых, дозорных, писцовых и отводных книгах границ участков. Возникавшие земельные споры мордва разрешала между собой согласно своим обычно-правовым воззрениям, не обращаясь к органам русской государственной власти. Ситуация в корне менялась, если в спорах были задействованы представители других народов, в особенности более высокого правового и социального статуса. Нарушения носили массовый характер, поскольку воеводы и другие должностные лица за взятки отписывали земли русским помещикам и служилым людям как «пустые и порзжие».
Особенно больших размеров экспроприация земельных угодий мордовских крестьян помещиками достигла накануне и в период Генерального межевания, проводившегося в конце XVIII — начале XIX вв. О повсеместных нарушениях земельных прав можно судить и по наказу депутату от мордвы § Саранской, Пензенской и Петровской провинций Федору Сараеву в госу- < дарственную законодательную комиссию, который он передал императрице 8 Екатерине II в 1767 г. [7, с. 160-163]. §
Особая роль во взаимоотношениях государственной власти и инородче- § ского населения принадлежала христианизации, продлившейся с начала XVI по XVIII в. Обращение в христианство было одной из важных мер царского т §
о
"О
и
самодержавия, принятой для укрепления власти среди народов Поволжья. < § Сложность и противоречивость этого процесса нашли отражение в зако-
у § V о
— а
нодательных источниках того времени. Правительство достаточно быстро V -с! осознало необходимость комплексного подхода в отношении иноверческо- < 2 го населения: одними нормативными предписаниями и насильственной 8 -8 их реализацией было невозможно привести народы к православной вере. В Ы Возникала потребность создания системы льгот (привилегий) для категории лиц, желавших принять крещение. у^д
16 мая 1681 г. царем Федором Алексеевичем был подписан указ о предо- -
ставлении льгот мордве в случае крещения. «Да и мордве сказать, — повелевалось в указе, — чтоб они, поискав благочестивые христианские веры ^ греческого закона, крестились все. А как они крестятся, и им во всяких 0 податях дано будет льготы на шесть лет» [10, с. 47]. В 1686 г. вышел указ 1 царского правительства, чтобы епархиальные архиереи и монастырские о власти обращали особенное внимание на новокрещеную мордву, которая «в христианской вере не тверда, в церкви божии не приходит и отцов духовных у себя не имеет». В соответствии с этим указом составлялись списки новокрещеных, жены и дети которых оставались в язычестве, и всех таких брать в архиерейские дома или в монастыри для наставления и утверждения
в христианстве. Но более всего на обращение мордвы в христианство подействовала правительственная мера, принятая в конце XVII в., по которой в деревнях мордовских стали селить русских, а также и мордву переселять в русские деревни [9, с. 43].
Инородцам в качестве льгот за крещение дополнительно предоставлялись запустевшие земли и бортные угодья по указу 1685 г.: «...А которые Мордовские и Черемисские и Чувашские и Вотяцкие и бортничьи угодья и всякие угодья по сыску изстари запустели; и те пустые угодья отдавать на оброк охочим людям Мордве и бортником изо льготы, а льготы давать им на год и на два с порукою, а после льготных лет велеть с тех угодий в казну Великого Государя платить оброк...» [8, с. 654—656].
Указом от 25 июня 1723 г. «О крещении черемис вместо наказания за утайку душ, по желаниям их в православную веру греческого исповедания» устанавливались льготы по делам уголовно-правового характера в случае принятия христианства. Так, Правительствующий сенат по обращению бригадира Фамендина Казанского уезду Алацкой дороги Выжмаринской и Черемисской волостей, сотского и старост и ясяшных черемис, просивших «чтоб за утайку душ, наказания им не чинить, а крестить бы их в православ-х ную веру Греческого исповедания», приказал «сотника и старост и Черемис ^ с женами и с детьми, 545 души крестить в православную веру греческого к исповедания» и впредь иноверцам, признавшимся в «утайке душ» и пожелавшим креститься, наказания не чинить [10]. § Одним из первых законодательных актов, официально способствовавших возникновению семейных русско-мордовских отношений и закреплявших ^ бытование особых обычно-правовых отношений, стал указ императрицы <5 Анны Иоанновны от 11 сентября 1740 г. «Об отправлении Архимандрита с :: некоторым числом Священнослужителей в разные Губернии для обучения ^ новокрещеных Христианскому закону и о преимуществах новообращенным ° дарованных». В этом указе помимо перечисления многочисленных льгот, к предоставлявшихся иноверцам, принявшим христианство, отмечалась также т необходимость брачения иноверцев с русскими. «...Не меньше ж того и сие ш потребно, чтоб новокрещенные с Русскими брачились и чрез то свойство и [Зь дружбу меж собою возобновляли, а наипаче для того, что имея в доме своем зятя или невестку Русских, таких дел, которые Христианскому закону про-104 тивны, в домах своих чинить опасаться будут и прежнее свое заблуждение от
- времени до времени покидать и забывать станут; но понеже великие трудности
в том находятся для того, что иноверцы по прежним своим обыкновениям ^ за дочерей своих от зятьев приданое получают, а напротиву того Русские ° такое приданое за дочерьми своими зятьям своим дают, и тако одно другому ^ противно; того ради, пока к тому полезные способы изысканы быть могут, ныне склонять, чтоб Русские люди, дочерей своих за крещенных иноверцев давали, не требуя за них по иноверческому обычаю приданого, но чтоб по прежним Российским обычаям за дочерьми приданое давали; а напротиву того и иноверцов склонять, чтобы и они таким же образом поступали; а ежели кто из Русских и иноверцов договорясь о даче приданого с той или другой стороны пожелают брачиться, таким не токмо воспрещать, но еще
всеми мерами к тому их склонять, представляя их собственные пользы... ; а когда усмотрено будет, что дети и внучата тех новокрещенных, Христианскую православную веру твердо содержат, тогда о бытии из них восприемниками и восприемницами, також и брачиться меж собою таким утвержденным в вере дать позволение», — говорилось в Указе [11, с. 250].
В 1740 г. была открыта Контора новокрещенских дел с центром в Казани, призванная ускорить христианизацию народов, проживавших на территории Казанской, Нижегородской, Воронежской и Астраханской губерний.
Таким образом, вхождение мордвы в состав России обусловило действие в отношении нее российского законодательства. Становление и развитие многонациональной российской государственности сопровождалось комплексом адаптационных процессов: с одной стороны, государственной власти к традиционному укладу нерусских народов (обозначавшихся в документах русского делопроизводства, как правило, «инородцами»); с другой — народов к действовавшей официальной модели государственно-правового устройства. Создание полиэтнического государственно-правового пространства предопределило необходимость познания обычаев инородческого населения и установившихся в их мире общественных отношений, т. к. полное неведение <8 традиционных воззрений во многих случаях ставило местную администра- §!! цию в затруднительное положение в процессе управления, а высшему прави- ! тельству препятствовало в осуществлении планов по утверждению единого § порядка, формированию правого поля в государстве. Ключевыми аспектами < реализации государственной национальной политики можно было назвать: упрочение механизма сбора налогов, утверждение российского официального законодательства на территориях проживания инородческого населения, сближение последнего с русским населением (христианизация и пр.).
0) §
I
о п
0)
о 8 §
Л "о
Ь а !
о В
Список литературы < §
1. Мокшин, Н.Ф. Этническая история мордвы / Н.Ф. Мокшин. — Саранск: V о Мордовское книжное издательство, 1977. — 280 с. ту
2. Документы и материалы по истории Мордовской АССР : в 4 т. Т. 1. — Саранск: I < Мордгиз, 1940. — 435 с.
3. Сафаргалиев М.Г. К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях) // Труды Мордовского НИИЯЛИ. — Вып. 24. — Саранск, 1963. — С. 64-79. °
4. Христофоров, И.Я. О старинных рукописях в Симбирской Карамзинской библиотеке // Труды IV Археологического съезда в России. Т. 2. — Казань, 1896. — 459 с. у^^
5. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Т. XXI: 1781-1783. _
СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — 1083 с. 5
6. Документы и материалы по истории Мордовской АССР : в 4 т. — Т. 2. — Саранск ? : Мордовское книжное издательство, 1940. — 351 с. ,о
7. Документы и материалы по истории Мордовской АССР : в 4 т. — Т. 3, ч. 1. — | Саранск : Мордовское книжное издательство, 1939. — 655 с. §
8. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. — Т. II : 1676-1688. — СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — 980 с.
9. Мельников, П.И. Очерки мордвы / П.И. Мельников. — Саранск : Мордовское книжное издательство, 1981. — 134 с.
10. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. — Т. VII : 1723—1727. — СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — 922 с.
11. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. — Т. XI : 1740—1743. — СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — 988 с.
References
1. Mokshin, N.F. Jetnicheskaja istorija mordvy / N.F. Mokshin. — Saransk: Mordovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1977. — 280 s.
2. Dokumenty i materialy po istorii Mordovskoj ASSR : v 4 t. T. 1. — Saransk: Mordgiz, 1940. — 435 s.
3. Safargaliev, M.G. K istorii tatarskogo naselenija Mordovskoj ASSR (o misharjah) // NIIJaLI. — Vyp. 24. — Saransk, 1963. — S. 64-79.
4. Hristoforov, I.Ja. O starinnyh rukopisjah v Simbirskoj Karamzinskoj biblioteke // Trudy IV Arheologicheskogo s#ezda v Rossii. T. 2. — Kazan', 1896. — 459 s.
5. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 g. T. XXI: 1781-1783. Spb. : Tipografija II Otdelenija Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kanceljarii, 1830. — 1083 s.
6. Dokumenty i materialy po istorii Mordovskoj ASSR : v 4 t. — T. 2. — Saransk : Mordovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1940. — 351 s.
7. Dokumenty i materialy po istorii Mordovskoj ASSR : v 4 t. — T. 3, ch. 1. — Saransk s : Mordovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1939. — 655 s.
8. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 g. — T. II : 1676-1688. — SPb. :
< Tipografija II Otdelenija Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kanceljarii, 1830. — 980 s. О 9. Mel'nikov, P.I. Ocherki mordvy / P.I. Mel'nikov. — Saransk : Mordovskoe knizhnoe
izdatel'stvo, 1981. — 134 s. с 10. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 g. — T. VII : 1723-1727. — SPb. :
s Tipografija II Otdelenija Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kanceljarii, 1830. — 922 s. ^ 11. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 g. — T. XI : 1740-1743. — SPb. :
pE Tipografija II Otdelenija Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kanceljarii, 1830. — 988 s. s
o;
< Н.И. Уздимаева, N.I. Uzdimaeva
О кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor,
gt кафедра теории и истории Mordovian State University
с государства и права, named after N.P. Ogarev Мордовский государственный
1Q6 университет им. Н.П. Огарева [email protected]
Злоупотребление правом на самозащиту: понятие, признаки, формы выражения
о
0J
со
Аннотация: актуальность статьи в том, что в условиях, когда государство разрешило субъектам права действовать в порядке самозащиты, пределы использования конкретных средств и способов правовой самозащиты не всегда определены в полной мере. Отчасти это обусловлено новаторским характером института правовой самозащиты и отсутствием соответствующей, в первую очередь официальной, практики ее использования. Негативное последствие — злоупотребление правом на самозащиту. Оно относится к числу мало исследованных категорий юриспруденции, особенно применительно к самозащите. Публикации на эту тему единичны. Нормативная регламентация фрагментарная. Последствия злоупотребления правом на самозащиту отражаются как