Научная статья на тему 'Правовое положение мордовского народа в истории России (XVI-XVIII вв. )'

Правовое положение мордовского народа в истории России (XVI-XVIII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
722
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДОВСКИЙ НАРОД / "ИНОРОДЦЫ" / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ETHNIC LEGAL POLICY / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / CUSTOMARY LAW / MORDVINS / "NON-RUSSIAN PEOPLES"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сушкова Ю.Н.

В статье освещается наиболее значимые аспекты положения мордвы по российскому праву. Анализируется законодательство XVI-XVIII вв., действовавшее в отношении «инородцев» и определявшее особенности их адаптации в составе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of the mordvins in history of the Russian State (XVI-XVIII centuries)

The article highlights the most important aspects of the status of the Mordvins according to the Russian law of the XVI-XVIII centuries. Author examines the legislation regulating towards the Non-Russian peoples and defining their unique features for better adaptation within one state of Russia.

Текст научной работы на тему «Правовое положение мордовского народа в истории России (XVI-XVIII вв. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2016. № 1

история государства и ПРАВА

ю. н. Сушкова, доктор исторических наук, доцент, декан юридического факультета Мордовского государственного университета имени

Н. П. Огарева*

ПРАВОВОЕ положение мордовского НАРОДА В истории РОССии (XVI-XVIII)

В статье освещается наиболее значимые аспекты положения мордвы по российскому праву. Анализируется законодательство XVI—XVIII вв., действовавшее в отношении «инородцев» и определявшее особенности их адаптации в составе России.

Ключевые слова: мордовский народ, «инородцы», национальная правовая политика, обычное право.

The article highlights the most important aspects of the status of the Mordvins according to the Russian law of the XVI—XVIII centuries. Author examines the legislation regulating towards the Non-Russian peoples and defining their unique features for better adaptation within one state of Russia.

Keywords: Mordvins, «Non-Russian peoples», ethnic legal policy, customary law.

Важнейшим условием укрепления государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации как фундаментальной основы ее национальной безопасности является обеспечение межэтнического согласия. На протяжении многовековых межэтнических связей Россия сформировалась как крупнейшее многонациональное государство мира, на территории которого по данным Всероссийской переписи населения (2010 г.) проживает 193 народа1. Сохранение этнического и этноконфессионального многообразия, традиционных систем хозяйственного и культурного жизнеобеспечения народов, развитие национальных языков, поддержка соотечественников за рубежом, содействие их контактам с Россией обозначаются в качестве значимых задач, стоящих перед современным отечественным государством2. Вместе с тем многие проблемы,

* yulenkam@mail.ru

1 Вот какие мы — россияне. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. // Российская газета. Федеральный выпуск. 2011. 16 дек. С. 14.

2 Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: Доступ из СПС «Гарант».

в том числе по причинам «просчетов в государственной национальной политике», связанные с преодолением ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма, не решены и поныне3.

Познание правового положения того или иного этноса в истори-ко-правовой ретроспективе оказывается востребованным не только при осмыслении прошлого и настоящего народов России, но и при реализации конкретных проектов в сфере государственно-правовой политики регулирования национальных отношений. Одним из таких проектов являлось утвержденное указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведевым 13 января 2009 г. празднование в 2012 г. 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства4, в рамках которого проведен комплекс мероприятий, направленных как на совершенствование инфраструктуры Республики Мордовия, так и укрепление духовно-нравственных скреп межнационального мира.

Будучи одним из архогенетических этносов Восточной Европы, мордовский народ сыграл существенную роль в становлении и развитии российского государства. Воссоединение Мордовской земли с Русской было длительным процессом, растянувшимся на века, в котором можно выделить три основных периода: киевский (X—XII вв.), владимиро-нижегородско-рязано-московский (XIII—XV вв.) и московский (XVI в.). Во время татаро-монгольского нашествия мордва оказывала сопротивление завоевателям вместе с русскими, связь Мордовской и Русской земель становится неразрывной, вследствие чего в духовной грамоте Ивана III от 1504 г. мордовское Поволжье представлено как географическая область, давно функционирующая в составе Российского государства. Летом 1551 г. народы правобережья Волги принесли свияжскую присягу на верность русскому царю, которая явилась правовым закреплением вхождения мордовского народа в состав Русского централизованного государства. Мордва приняла участи в создании не только русской государственности, изначально полиэтничной, но и стала неотъемлемой частью самого русского этноса5. В современное время мордва выступает самым многочисленным (около 745 тыс.) финно-угорским народом России6.

3 Там же.

4 Указ Президента РФ от 16 июля 2012 г. № 998 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2009 г. № 46 "О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства"»: Доступ из СПС «Гарант».

5 Мокшин Н. Ф. Мордва в истории России // Русская история. 2012. № 2 (21). С. 38-43.

6 Зотикова В. Росстат: Мордва — самый многочисленный финно-угорский этнос в России // Российская газета. 2012. 29 марта.

Правовая система Российского государства представляет собой важнейший источник познания процессов включения нерусских народов в его состав, отразивший комплекс сложных, нередко противоречивых путей адаптации традиционных образов их жизни к официальной политической системе регуляции этносоциальных отношений. Политика государственной власти по управлению инородческим населением, его сближению с русским, упрочению системы налогообложения отчасти была этнически дифференцированной, что нашло закрепление в законодательстве. Регулирование отношений, где субъектом права выступали «инородцы», осуществлялось, как правило, по историко-культурным областям (Север, Кавказ, Поволжье и др.) с указанием конкретных народов, по которым принимались отдельные блоки нормативно-правовых актов, учитывавших особенности не только расселения, но и традиционного менталитета, правовых обычаев.

Мордва, наряду с татарами, марийцами (в дореволюционных законодательных актах «черемисами». — Ю.С.), чувашами, удмуртами (в дореволюционных законодательных актах «вотяками». — Ю.С.), башкирами, входила в группу народов Поволжья или Понизовья.

Завершение присоединения к Русскому государству в начале XVI в. ознаменовало наступление нового этапа ее этнической истории, кардинально изменившего ход социально-экономических, политических, государственно-правовых процессов. Вслед за мордвой к России присоединились марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры. Формирование Российского государства как полиэтничного предопределило потребность в выработке новой модели юридического устройства страны, ориентированной на укрепление связей инородческих народов с русским, включения их в единое правовое поле.

Одним из первых правовых актов относительно инородцев Среднего Поволжья была духовная грамота великого князя Ивана Васильевича (1504 г.), даровавшего своему сыну Василию земли, в том числе населенные мордвой. «...Да сыну же своему Василью даю... Новгород Нижний с волостьми и с путьми и з селы и со всеми пошлинами, и с Мордвами и с Черемисою, что к Новугороду потягло... Да ему ж даю город Муром с волостьми и с путми и з селы и со всеми пошлинами, и с Мордвами и с Черемисою, что к Мурому потяг-ло; да Мещера с волостьми и з села и со всем, что к ней потягло. да Князи Мордовские все и з своими отчинами сыну же моему Васи-лью.», — говорится в ней7. Приведение мордвы «к шерти» русскому

7 Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел: В 5 т. Т. 1. М., 1813. С. 392.

царю (к клятве верности. — Ю.С.), имевшей место в 1523 г. отмечается и в одном малоизвестном летописном источнике, зафиксированном М. Н. Тихомировым8. О нахождении мордвы под властью московского князя писал также австрийский посол С. Герберштейн в своей книге «Записки о Московитских делах», изданной в 1549 г.9.

Принимая во внимание особенности правового быта инородческого населения, власти с момента его присоединения к России в ряде случаев стали признавать и учитывать действие отдельных юридических обычаев, в частности при выяснении правдивости показаний в судебных разбирательствах. К примеру, придерживаясь традиционных принципов о почете и авторитете старожилов, их особого соци-онормативного статуса в общине в качестве народных судей, при решении спорных ситуаций государственные должностные лица часто привлекали их к даче показаний или иных объяснений по делу.

Так, в дозорных, сыскных и межевых книгах от 20 мая 1599 г. описывается спор о меже между помещиками Олениным и Лютиковым и мордвой деревни Покстяновы Васькой Кечемасовым и За-морки Семеновым. Для разрешения спора следователи Офонасий Щукин и Юмшан Лобанов по приезде в поместье взяли участниками с каждой стороны «старожильцов и сторонних многих людей». «...И Офонасей и Юмшан по своему дозору и по сыску и по отводу старо-жильцов по той меже, кою отвели старожильцы, по выписи с писцовых книг Покстяновской мордве и Смирнову Лютикову от Крячка от Оленина межу учинили, а на меже столбы поставляли и грани потесали. И по гранем едучи от межи, от осинового куста, от Мисюре-вы земли Товарыщевы межею прямо до другово до дубового столба, направе граней и межи земля и луги и всякие угодья Покстяновской мордвы и бортников, а налеве земля Крячка Оленина», — постановлено в решении10.

Историко-правовой интерес представляют и многочисленные документы, в которых мордва дает клятву «по своей вере по мордовской», «по своей вере по шерти». К таковым документам относится судный список по делу братьи Печерского Вознесенского Полянского монастыря с мордвином Ивантой Рамстеевым о владении лесными угодьями за рекой Пьяной от 4 апреля 1508 г. В этом документе судьи для выяснения обстоятельств дела о принадлежности земельных угодий спросили Ивантиных знахарей мордвинов Учевата, Ивана, Узветя, монастырских знахарей Емоса, Мореся дать ответ «в божью правду, по своей вере по мордовской». Произнесение клятвы по сво-

8 См.: Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. Саранск, 1977. С. 78.

9 Там же. С. 78.

10 Документы и материалы по истории Мордовской АССР: В 4 т. Т. 1. Саранск, 1940. С. 173-178.

ей «мордовской вере», «по своей вере по шерти» в суде признавалось равнозначной клятве по великого государя крестному целованию11.

Выступления на стороне Москвы инородческих князей приветствовались государственной властью и поощрялись гарантиями неприкосновенности их земель и предоставлением новых вотчин. Иван IV разрешил татарскому князю Тювею в марте 1534 г. обрабатывать землю на Веркшее, а также определил некоторые права по судопроизводству в отношении проживавшей на этих землях мордвы: «...а наместники Мещерские у них и мордовские князья тех их людей не судить, ни в чем не всылать к ним ни по что, а владеют и судят тех своих людей Тювея и его детей сами во всем или кому прикажут, а кому будет чего искати по Тювея и на его детям и на их приказчикам и по их суду язь князь Великий или мой дворецкий»12. Практика поощрения нашла отражение в ряде царских актов, например в жалованных грамотах от 8 марта 1564 г. мордвину Ивашке Кельдяеву, духовных грамотах от 1572 г. о сохранении мордовскими князьями вотчин под Кадомом, Шацком, Темниковом, Курмышом, Алатырем13.

Важным актом, формально знаменовавшим окончательное присоединение народов Среднего Поволжья, была присяга на верность русскому царю Ивану IV от 1551 г., в которой устанавливались служебные, денежные обязательства14. О начале взаимоотношений во исполнение принятых обязательств свидетельствуют записи описания казанского похода Ивана IV в августе 1552 г., в которых сказано: «.черемиса и мордва и прочии, иже прежде враждебни, тогда же по-каряхуся и приходяще к благочестивому царю великому князю, даю-щеся во всю его волю, государеву, и вся потребная приношаху, хлеб и мед и говяды...»15.

Значимую часть правовых отношений инородческого населения и государственной власти составляли налоги. С разгромом Казанского ханства основная масса мордвы была отнесена к ясашным людям, которые, кроме ясака, обязались исполнять ряд натуральных и денежных повинностей: платить ямские, куничные деньги, сдавать стрелецкий хлеб, медвяной оброк, строить и охранять сторожевые линии, с 1718 г. заниматься лашманством (заготовкой корабельного леса). С ясашных людей собирали натуральный оброк мехами лисицы, куницы, белки, горностая, песца, зайца, волка, рыбой. В XVII в.

11 Там же. С. 141, 161.

12 Цит. по: Сафаргалиев М. Г. К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях) // Тр. Мордовского НИИЯЛИ. Вып. 24. Сер. историческая. Саранск, 1963. С. 74-75.

13 См.: Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. С. 80-81.

14 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1. С. 131.

15 Там же. С. 132.

мордва стала платить ясак «за рыбную ловлю и за бобровые гоны», «бортные ухожеи» деньгами16.

Со временем налогооблагаемая база расширялась, вводились обязательные платежи на хлеб, сенокосы, мельницы и пр. За основу обложения брался двор, в связи с чем в целях уменьшения налогового бремени мордва в это время почти прекратила семейные разделы, проживала в основном большими семьями. Тяжелое положение вынуждало население убегать на поселение в другие места, скрываться от властей17.

Правовое положение крестьянского сословия претерпевало значительные изменения. Мордовские крестьяне, относившиеся преимущественно к государственным, еще с конца XV в. стали постепенно переводиться в разряд дворцовых. В XVI в. дворцовые вотчины располагались на территории Темниковского уезда (по реке Мокше от Темникова до Наровчата), в начале XVII в. — Алатырского уезда (с центром в Ардатове). В разряд дворцовых переводилось не только ясачное население, но и потомки мордовских князей и мурз. Государственными оставались мордовские крестьяне Саранского, Ка-домского, Инсарского и Пензенского уездов18.

В начале XVIII в. Петром I налоговое законодательство было пересмотрено, по указу от 1719 г. мордва включалась в состав государственных крестьян и облагалась подушной податью, т.е. инородцы были приравнены к русскому тягловому крестьянству. Государственные крестьяне владели индивидуальными земельными наделами и распоряжались ими под контролем общины. В 1722 г. был принят указ о сборе рекрутов с мордвы и черемис наравне с русскими19.

Важнейшим аспектом правового статуса нерусских народов были земельные отношения. Царское правительство, стремясь прочнее закрепить свое влияние в отношении присоединенных территорий, вырабатывало законодательство, выражавшее отдельные интересы инородцев. Можно выделить целый ряд нормативных положений, направленных на охрану инородческого мира с установившимися в нем порядками от вмешательства в его быт со стороны непосредственно близких к населению органов власти. С конца XVI в. основанием для закрепления права собственности на землю, ее разделения между правительством и местным населением являлись фактическое владение и пользование. За мордвой сохранялись права на земель-

16 Там же. С. 187.

17 См.: Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. С. 89-91; Христофоров И.Я. О старинных рукописях в Симбирской Карамзинской библиотеке // Тр. IV Археологического съезда в России. Т. 2. Казань, 1896. С. 41.

18 См.: История Мордовии: с древнейших времен до середины XIX века. Саранск, 2001. С. 102-103, 151-152, 157; Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. С. 91.

19 Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. С. 91.

ные участки, находившиеся в ее распоряжении; в государственную же собственность переходили дикие поля, степь и ковыльные земли. За каждой мордовской деревней определялся «обод» (отруб), границы которого согласно традициям маркировались живым урочищем, метами на деревьях и столбами.

Так, в наказе от 18 сентября 1619 г. из Новгородской чети Ф. И. Сычову и И. Парфеньеву о дозоре бортных и мордовских сел Арзамасского уезда именем царя и великого князя Михаила Федоровича было велено «бортные и мордовские села, и деревни, и починки, и пустоши, и займища, и в них дворы и во дворех людей по имяном переписати, а землю паханую и переложную дозрити». Для подлинного выявления фактического положения земли были избраны «добрые люди» из старожилов, с помощью которых необходимо определить количество мордовских и бортничьих дворов, переписать живущих в этих дворах «людей по имяном и с прозвищи, и их детей, и братью, и племянников, и сусед, и подсуседников». Проживание в селах и деревнях на одной «выти» впятером или одним двором вместе с детьми, братьями, племянниками и подсуседниками, обрабатывание пашни, занятие ремеслом характеризовало семьи как «прожиточны». В случае отказа уплаты государственных налогов в наказе повелевалось рассаживать семьи на пустые «выти» для одноличного поселения в «захребетниках»20.

Способом, способствовавшим возвращению убежавшей от тяжелого налогового бремени мордвы на свои исконные земли, власти определили льготы для обустройства на «дворовые поделки и ставки» на год или два. Наказ также устанавливал возможность получения льгот и теми, кто вынужден был скитаться по чужим дворам из-за ветхости жилища и бедности в целом. Бесхозную землю, оставшуюся от умерших или безвестно пропавших, не имевших жен, детей, иных родственников, относить к государственной собственности. Земля переписывалась с учетом традиционных мет, знамен, сохранявших традиционную для инородцев значимость юридических маркеров собственности21. В документе подчеркивается как наставление должностным лицам Федору и Исаку необходимость вести себя справедливо с мордвой. Им запрещалось, помимо указанных выше вопросов, вмешиваться в жизнь народа, злоупотреблять своей властью22.

Важнейшим юридическим актом XVII в. стало Соборное уложение, принятое Земским Собором в 1649 г. и действовавшее почти 200 лет до 1832 г. Отражая особенности правового мышления российского общества того времени, Уложение включало и нормы, сфор-

20 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1. С. 249-254.

21 Там же. С. 254.

22 Там же. С. 255.

мулированные составителями на основе требований, изложенных в челобитных представителями различных групп населения, в том числе и инородцев23. Оно регулировало важнейшие отрасли государственного управления — прикрепление крестьян к земле, статус вотчин и поместий. В главе XVI «О поместных землях» закрепляется сохранение за мордвой и рядом других народов прав на ранее предоставленные за службу земельных угодий. «А которые земли изстари бывали русских людей поместные земли, и много лет лежали в пу-сте, и в прошлых годех на тех порозжих землях поселилися татаровя и мордва по дачам по государевым грамотам, а иные по боярским грамотам, которые грамоты даваны в безъгосударное время, как стояли бояре под Москвою, а иные без дачь и живут на тех землях многия годы, и с тех земель государеву службу служат, и у них тех земель не отнимать...»24. Особо оговаривается сохранение земель за инородческими народами в случае принятия ими православной веры. «А которые князи, и мурзы, и татаровя, и мордва, и чуваша, и черемися, и вотяки крестилися в православную христианскую веру, и у тех у но-вокрещенов поместных земель не отъимяти, и татаром не отдавати»25.

В последующем межевание земель более подробно конкретизировалось в указе царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей «О размежевании земель Мордовских, Черемисских и Чувашских» от 9 марта 1685 г. Обязанность составить достоверный план расположения мордовских, черемисских, чувашских и вотяцких деревень с поименным указанием всех жителей в окрестностях приказа Казанского дворца возлагалась на писцов. По указу было необходимо описать, измерить и размежевать обрабатываемые пашни, сенные, лесные и иные угодья. Отдельным пунктом отмечалось наставление по изучению неиспользуемых земель (установление прежних владельцев и их местонахождения, выяснение причин оставления угодий и переезда в другие регионы).

Правотворцы акцентировали внимание на исследовании местности, куда вынуждены были перейти на жительство инородцы с целью определения количества занятой земли и фактов полной уплаты денежных сборов в государственную казну. Для достоверности собранной информации рекомендовалось тесное сотрудничество с «ту-тошными жителями», «старожилами», «сторонними всякими людьми». В документе отмечается важность методики убеждения в работе с инородческим населением, вхождения в доверие для получения исключительно правдивых сведений. За обман должностных лиц, оли-

23 Томсинов В. А. Соборное уложение 1649 года как памятник русской юриспруденции // Правоведение. 2007. № 1. С. 161, 174.

24 Тихомиров М. Н, Епифанов П. П. Соборное уложение 1649 года. М., 1961. С. 187.

25 Там же. С. 188.

цетворявших государство, устанавливалось суровое наказание независимо от степени причиненного вреда26.

В соответствии с утвердившейся традицией границы угодий определялись «по знаменам и по потесам порознь», подробно указывалось количество и места «бортных ухожьев», число «бортных деревей со пчелами и безо пчел», «рек и озер и рыбных ловель и бобровых гонов и иных всяких угодий», фиксировался рисунок знамени на «набортных» деревьях. Указом постановлялось инородцам компенсировать долг — «оброки медвяные и куничные и за бобры, и за рыбные ловли, и за всякие угодья» в полном объеме по платежным книгам27.

Земельные права мордовских крестьян часто нарушались. Наиболее распространенной причиной массовых земельных споров был приблизительный характер обозначения в межевых, дозорных, писцовых и отводных книгах границ участков. Многочисленные обращения инородческого крестьянства, главным образом о принудительном отчуждении земель, переполняли государственные органы, побуждая высшее правительство напоминать местным властям о желательности поощрять пришлое население. Особенно больших размеров экспроприация земельных угодий мордовских крестьян помещиками достигла накануне и в период Генерального межевания, проводившегося в конце XVIII— начале XIX в. О повсеместных нарушениях земельных прав можно судить и по наказу депутату от мордвы Саранской, Пензенской и Петровской провинций Федору Сараеву в государственную законодательную комиссию, который он передал императрице Екатерине II в 1767 г.28.

Особым вопросом во взаимоотношениях государственной власти и инородческого населения считалась христианизация, продлившаяся с начала XVI по XVIII в. Обращение в христианство было одной из важных мер царского самодержавия, предпринятой для укрепления власти среди народов Поволжья. Сложность и противоречивость этого процесса нашли отражение в законодательных источниках того времени. Правительство достаточно быстро осознало необходимость комплексного подхода в отношении иноверческого населения: одними нормативными предписаниями и насильственной их реализацией было невозможно привести народы к православной вере. Возника-

26 Инструкции по межеванию земель инородцев помимо наказов более подробно конкретизировались в указе царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей «О размежевании земель Мордовских, Черемисских и Чувашских». № 1111 от 9 марта 1685 г. // 1-е ПСЗРИ. Т. 2. № 1111. С. 654-656.

27 Там же. С. 654-656.

28 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 3. Ч. 1. Саранск, 1939. С. 160-163.

ла потребность создания системы льгот (привилегий) для категории лиц, желавших принять крещение.

16 мая 1681 г. царем Федором Алексеевичем был подписан указ о предоставлении льгот мордве в случае крещения. «Да и мордве сказать, — повелевалось в указе, — чтоб они, поискав благочестивые христианские веры греческого закона, крестились все. А как они крестятся, и им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет»29. В 1686 г. вышел указ царского правительства, чтобы епархиальные архиереи и монастырские власти обращали особенное внимание на новокрещенную мордву, которая «в христианской вере не тверда, в церкви божии не приходит и отцов духовных у себя не имеет»30. В соответствии с этим указом составлялись списки новокрещенных, жены и дети которых оставались в язычестве, и всех таких брать в архиерейские дома или в монастыри для наставления и утверждения в христианстве. Но более всего на обращение мордвы в христианство подействовала правительственная мера, принятая в конце XVII в., по которой в деревнях мордовских стали селить русских, а также и мордву переселять в русские деревни31.

Инородцам в качестве льгот за крещение дополнительно предоставлялись запустевшие земли и бортные угодья по указу 1685 г.: «. а которые Мордовские и Черемисские и Чувашские и Вотяцкие и бортничьи угодья и всякие угодья по сыску изстари запустели; и те пустые угодья отдавать на оброк охочим людям Мордве и бортником изо льготы, а льготы давать им на год и на два с порукою, а после льготных лет велеть с тех угодий в казну Великого Государя платить оброк.»32.

Указом от 25 июня 1723 г. «О крещении черемис вместо наказания за утайку душ, по желаниям их в православную веру греческого исповедания» устанавливались льготы по делам уголовно-правового характера в случае принятия христианства. Так, Правительствующий сенат по обращению бригадира Фамендина Казанского уезда Алац-кой дороги Выжмаринской и Черемисской волостей, сотского и старост и ясяшных черемис, просивших «чтоб за утайку душ, наказания им не чинить, а крестить бы их в православную веру Греческого исповедания», приказал «сотника и старост и Черемис с женами и с деть-

29 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 2. Саранск, 1939.

С. 47.

30 Кузнецов С.К. Мордва. М., 1912. С. 53.

31 Мельников П. И. Очерки мордвы. Саранск, 1981. С. 43.

32 Инструкции по межеванию земель инородцев помимо наказов более подробно конкретизировались в указе царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей «О размежевании земель Мордовских, Черемисских и Чувашских» № 1111 от 9 марта 1685 г.

ми, 545 души крестить в православную веру греческого исповедания» и впредь иноверцам, признавшимся в «утайке душ» и пожелавшим креститься наказания не чинить33.

Одним из первых законодательных актов, официально способствовавших возникновению семейных русско-мордовских отношений и закреплявших бытование особых обычно-правовых отношений стал Указ Императрицы Анны Иоанновны от 11 сентября 1740 г. «Об отправлении Архимандрита с некоторым числом Священнослужителей в разные Губернии для обучения новокрещенных Христианскому закону и о преимуществах, новообращенным дарованных». В этом указе помимо перечисления многочисленных льгот, предоставлявшихся иноверцам, принявшим христианство, отмечалась также необходимость «брачения» иноверцев с русскими. «. Не меньше ж того и сие потребно, чтоб новокрещенные с Русскими брачились и чрез то свойство и дружбу меж собою возобновляли.», — говорилось в Указе34.

В 1740 г. была открыта Контора новокрещенских дел с центром в Казани, призванная ускорить христианизацию народов, проживавших на территории Казанской, Нижегородской, Воронежской и Астраханской губерний. В указе об отправлении архимандрита Д. Сеченова, назначенного главой конторы в эти губернии, говорилось, что новообращенным надо давать на три года льготы от податей, освобождать от рекрутской повинности, работы на казенных заводах, давать некоторое денежное вознаграждение, одежду и ряд других льгот. В то же время ухудшалось правовое положение некрещеных, поскольку было определено, что все повинности и подати крестившихся в льготное время «взыскивать на оставшихся в тех местах некрещеных иноверцев»35.

В ряду других основных предписаний архимандриту с его помощниками было также предписание «доносить, описывая все непотребные закону Христианскому противные проступки, по которым их доношениям таких новокрещенных пути истинному поучать; а буде по свидетельству явится веская вина, то церковным покаянием или другими по рассмотрению их штрафами штрафовать; однако ж таких дел, что до новокрещенных иноверцев о вере и неисполнении христианского закона касаться будет, более трех дней отнюдь не про-

33 Сенатский указ «О крещении черемис вместо наказания за утайку душ, по желаниям их в православную веру греческого исповедания» № 4254 от 25 июня 1723 г. // 1-е ПСЗРИ. Т. 7. № 4254. С. 85.

34 Именный, данный Сенату (указ) «Об отправлении Архимандритом с некоторым числом священнослужителей в разные губернии для обучения новокрещеных христианскому закону и о преимуществах новообращенным дарованных» № 8236 от 11 сентября 1740 г. // 1-е ПСЗРИ. Т. 11. № 8236. С. 250.

35 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 2. Саранск, 1939. С. 274.

должать и по приказному обычаю ничем их не завязывать; но всякое снисхождение, сколько возможно, им показывать, дабы через такие ласковые к ним поступки и наставление праведному беспорочному житью, прочим иноверцам к восприятию христианского закона придать охоту». Суд для новокрещенных осуществлять «на словах», а «ежели тем их судом челобитчик или ответчик будут недовольны, таким друг на друга бить челом на письме в ближних городах воеводам или в Казанской губернской канцелярии, где между ими суд производить и всякую справедливость чинить без похлебства и без волокиты, ибо таких сумнительных и связных дел, какие между Российскими помещиками и купечеством бывают, не будет, но токмо в одних между ими ссорах или в долгах и в других тому подобных обидах»36.

Указом от 18 сентября 1740 г. «О невзыскании с Мурз, Татар, Мордвы, Чуваш и Черемис по судным делам проестей и волокит» устанавливался штраф «за проесть и волокиту» в размере одной гривны за день, дабы «во всем государстве суд был всем равный и справедливый»37.

11 марта 1741 г. была вынесена высочайшая резолюция на доклад Кабинета «Об освобождении от смертной казни иноверцев, оказавшихся в убийствах, или в других тяжких винах, за восприятие греческого исповедания», в которой отмечалось: «.ежели иноверцы в смертных убийствах или в других тяжких винах явятся, а потом веру греческого исповедания воспримут, то их для того восприятия веры, нигде не описався, смертию не казнить, и в ссылку не посылать, а требовать о том указа от Кабинета»38. Данное положение было пересмотрено Сенатским указом от 15 декабря 1741 г. «Об отмене указа марта 11 сего же 1741 года о нечинении казни иноверцам за смертные убийства, которые воспримут веру греческого исповедания». В нем отмечалось: «. а вышепоказанный состоявшийся во время правления Принцессы Анны Брауншвейг-Люнебургской указ о нечинении иноверцам за смертные убийства смертной казни, отставить, а где таковые впредь явятся с такими поступать по Уложению и по указам»39.

36 Именный, данный Сенату (указ) «Об отправлении Архимандритом с некоторым число священнослужителей в разные губернии для обучения новокрещеных христианскому закону и о преимуществах, новообращенным дарованных» № 8236 от 11 сентября 1740 г.

37 Сенатский указ «О невзыскании с Мурз, Татар, Мордвы, Чуваш и Черемис по судным делам проестей и волокит» № 8245 от 18 сентября 1740 г. // 1-е ПСЗРИ. Т. 11. № 8245. С. 263-265.

38 Высочайшая резолюция на доклад Кабинета «Об освобождении от смертной казни иноверцев, оказавшихся в убийствах или в других тяжких винах, за восприятие греческого исповедания» №. 8349 от 11 марта 1741 г. // 1-е ПСЗРИ. Т. 11. № 8349. С. 369-370.

39 Сенатский указ «Об отмене указа марта 11 сего же 1741 года о нечинении казни иноверцам за смертные убийства, которые воспримут веру греческого исповедания» № 8482 от 15 декабря 1741 г. // Там же. № 8482. С. 549.

28 сентября 1743 г. указом предписывалось иноверцев за совершение маловажных проступков (малого воровства, ссор, драк) освобождать за принятие крещения из-под стражи40.

6 апреля 1742 г. был принят указ, объявленный из Синода Военной Коллегии, о том чтобы «полковым священникам, обретающихся в полках, святым крещением непросвещенных калмык, татар, мордву, чуваш, черемис и других разноверцев о обращении их к святой церкви прилежно стараться и тщательное о том усердие иметь. и в вере, чтоб оную твердо содержали, крайне наблюдать»41. Царское правительство в указе от 4 февраля 1744 г., адресованном Конторе новокрещенских дел, постановляло: «... на строение в новокрещенских деревнях деревянных церквей, дабы излишнего казенного расходу не последовало, лес, где оной имеется, вывозить и те церкви строить тех мест и приходов жителям, також и тем, кои и креститься не пожелают»42.

Правительствующий Сенат в целях защиты новокрещенных и во исполнение ряда указов (от 11 сентября 1740 г., 28 сентября 1745 г., 15 апреля 1744 г.) постановили «никому никаких обид и притеснений и озлоблений отнюдь не чинить, но всякую милость и благодеяние показывать, и во всем поступать, как теми указами повелено, и по касающимся до новокрещенных и иноверцев делам в Судебные места тех новокрещен требовать от определенного к защищению их Командира, а собою отнюдь под караул не брать, и по тем делам об них в Судебных местах рассматривая, в силу указов решить по самой истинной правде при определенных от новокрещенских дел офицерах, и невинных определенным к новокрещенским делам.»43.

Таким образом, вхождение мордвы в состав России обусловило действие в отношении нее российского законодательства. Становление и развитие многонациональной российской государственности сопровождались комплексом адаптационных процессов: с одной стороны, государственной власти к традиционному укладу нерусских народов (обозначавшихся в документах русского делопроизводства, как правило, «инородцами»); с другой — народов к действовавшей

40 Сенатский указ «О наказании и посылке в Сибирь шести латышек за убийство детей своих» № 11.122 от 16 октября 1760 г. // 1-е ПСЗРИ. Т. 15. № 11.122. С. 532-533.

41 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 3. Ч. 1. Саранск, 1939. С. 282-283.

42 История Татарии в документах и материалах. М., 1937. С. 330.

43 Сенатский указ «О непричинении обид и утеснений новокрещенным в Казанской и других губерниях; о нетребовании их в Судебные места по делам, до них касающимся, без сношений с определенным защите их чиновником; о удовлетворении их претензии на Русских и на некрещеных людей по всей справедливости; и о рассмотрении дел о взаимных их новокрещен претензиях, выборным людям из их же сословия, знающим русский язык» № 11.064 от 31 мая 1760 г. // 1-е ПСЗРИ. Т. 15. № 11.064. С. 476-477.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

официальной модели государственно-правового устройства. Становление многонационального государства предопределило необходимость познания обычаев инородческого населения и установившихся в их мире общественных отношений, так как полное неведение традиционных воззрений во многих случаях ставило местную администрацию в затруднительное положение в процессе управления, а высшему правительству препятствовало в осуществлении планов по утверждению единого порядка, в том числе правого поля в государстве.

Список литературы

1. Вот какие мы — россияне. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. // Российская газета. Федеральный выпуск. 2011. 16 дек.

2. Зотикова В. Росстат: Мордва — самый многочисленный финно-угорский этнос в России // Российская газета. 2012. 29 марта.

3. История Мордовии: с древнейших времен до середины XIX века. Саранск, 2001.

4. История Татарии в документах и материалах. М., 1937.

5. Мельников П. И. Очерки мордвы. Саранск, 1981.

6. Мокшин Н. Ф. Мордва в истории России // Русская история. 2012. № 2

(21).

7. Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. Саранск, 1977.

8. Сафаргалиев М. Г. К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях) // Тр. Мордовского НИИЯЛИ. Вып. 24. Сер. историческая. Саранск, 1963.

9. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел: В 5 т. М., 1813-1894; Т. 1. М.,1813 (2, VI, 18); Т. 2. М., 1819 (2, VIII, 19); Т. 3. М., 1822 (2, VI, 10); Т. 4. М., 1828 (2, VI, 16, 656, 165, 5 л. табл.); Т. 5. М., 1894 (4, XLVI).

10. Тихомиров М. Н., Епифанов П. П. Соборное уложение 1649 года. М.,

1961.

11. Томсинов В. А. Соборное уложение 1649 года как памятник русской юриспруденции // Правоведение. 2007. № 1.

12. Христофоров И. Я. О старинных рукописях в Симбирской Карамзин-ской библиотеке // Тр. IV Археологического съезда в России. Т. 2. Казань, 1896.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.