Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС «МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС «МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правоприменение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Наука / научное право / правовой статус / молодой ученый / исследователь / аспирант / социальные выплаты / грантовая поддержка / омоложение науки / Science / academic law / legal status / young scientist / researcher / postgraduate student / social benefits / grant support / rejuvenation of science

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Антон Александрович, Караванов Богдан Евгеньевич

Проводится исследование правового статуса молодых ученых в Российской Федерации с учетом потребности российского научного общества в воспроизводстве научного знания. По результатам исследования делается вывод об отсутствии в действующих правовых нормах системного подхода к определению статуса молодого ученого. Проводится критический анализ подзаконных актов, предоставляющих социальные гарантии молодым ученым. Делается вывод о необходимости закрепления единого правового статуса молодого ученого на уровне федерального закона, приведения к единству с указанным федеральным законом иных правовых актов и расширения существующих мер поддержки молодых ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Антон Александрович, Караванов Богдан Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF YOUNG SCIENTISTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The subject. The article presents a comprehensive analysis of the legal status of young sci-entists in the Russian Federation, taking into account the needs of the Russian scientific society for the reproduction of the scientific knowledge. The purpose of the research is to confirm or to reject the hypothesis of the necessity of the specific legal status of the young scientists in Russian academic law. Methodology. The formal legal method, the method of comparative legal analysis and method of systemic approach were used in the article. The main results. The research proves that the modern Russian academic community is in need of the young scientists due to the aging of the community. According to statistics, the lack of social guarantees and the low prestige of the academic profession result in a low percentage of PhD graduates in the recent years. The study concludes that there is no systematic approach to the definition of the status of a young scientist in the current Rus-sian law. Although attempts to formalize the legal status of the young scientists have been made, they have so far not led to significant results. The authors conclude that the current legislation governing the legal status of young scientists should be harmonised. Analysis of the current legislation on the legal status of young scientists also reveals a number of complex issues. Social guarantees for young scientists, presented in the form of social hous-ing, affect only a small proportion of the scientific community, while there are no laws granting preferential loans for young scientific workers. The participation of young scien-tists in grant support competitions is complicated due to the lack of a unified approach. Specific problems are faced by female scientists. A partial solution to the problem of the low prestige of the profession for both scientific and pedagogic workers, according to the authors of the article, lies in the foundation of a unified federal system of guarantied wages for such workers.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС «МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 001

DOI 10.52468/2542-1514.2023.7(4).76-85

ПРАВОВОЙ СТАТУС «МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

А.А. Васильев, Б.Е. Караванов

Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

Информация о статье

Дата поступления -

09 марта 2022 г.

Дата принятия в печать -

10 октября 2023 г.

Дата онлайн-размещения -20 декабря 2023 г.

Ключевые слова

Наука, научное право, правовой статус, молодой ученый, исследователь, аспирант, социальные выплаты, грантовая поддержка, омоложение науки

Проводится исследование правового статуса молодых ученых в Российской Федерации с учетом потребности российского научного общества в воспроизводстве научного знания. По результатам исследования делается вывод об отсутствии в действующих правовых нормах системного подхода к определению статуса молодого ученого. Проводится критический анализ подзаконных актов, предоставляющих социальные гарантии молодым ученым. Делается вывод о необходимости закрепления единого правового статуса молодого ученого на уровне федерального закона, приведения к единству с указанным федеральным законом иных правовых актов и расширения существующих мер поддержки молодых ученых.

LEGAL STATUS OF YOUNG SCIENTISTS IN THE RUSSIAN FEDERATION*

Anton A. Vasiliev, Bogdan E. Karavanov

Altai State University, Barnaul, Russia

Article info

Received -

2022 March 09 Accepted -

2023 October 10 Available online -2023 December 20

Keywords

Science, academic law, legal status, young scientist, researcher, postgraduate student, social benefits, grant support, rejuvenation of science

The subject. The article presents a comprehensive analysis of the legal status of young scientists in the Russian Federation, taking into account the needs of the Russian scientific society for the reproduction of the scientific knowledge.

The purpose of the research is to confirm or to reject the hypothesis of the necessity of the specific legal status of the young scientists in Russian academic law. Methodology. The formal legal method, the method of comparative legal analysis and method of systemic approach were used in the article.

The main results. The research proves that the modern Russian academic community is in need of the young scientists due to the aging of the community. According to statistics, the lack of social guarantees and the low prestige of the academic profession result in a low percentage of PhD graduates in the recent years. The study concludes that there is no systematic approach to the definition of the status of a young scientist in the current Russian law. Although attempts to formalize the legal status of the young scientists have been made, they have so far not led to significant results. The authors conclude that the current legislation governing the legal status of young scientists should be harmonised. Analysis of the current legislation on the legal status of young scientists also reveals a number of complex issues. Social guarantees for young scientists, presented in the form of social housing, affect only a small proportion of the scientific community, while there are no laws granting preferential loans for young scientific workers. The participation of young scientists in grant support competitions is complicated due to the lack of a unified approach. Specific problems are faced by female scientists. A partial solution to the problem of the low prestige of the profession for both scientific and pedagogic workers, according to the authors of the article, lies in the foundation of a unified federal system of guarantied wages for such workers.

* Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации для молодых докторов наук «Феномен научного права: российское и международное измерение» (проект № МД-233.2021.2).

** The study was supported by the grant of the President of the Russian Federation for young doctors of sciences "The phenomenon of scientific law: Russian and international dimension", No. MD-233.2021.2.

76 -

Law Enforcement Review 2023, vol. 7, no. 4, pp. 76-85

Conclusions. Researchers conclude that a consistent approach to the legal status of young scientists and social guarantees, according to such status, can ensure the stable growth of young people in the sphere of scientific activity. In order to enhance the prestige of the profession of scientist among young people and to prevent the lack of scientific and pedagogical workers, researchers consider it necessary to take a number of measures, such as legal enshrinement of the status of a young scientists, development of a system of social guarantees, search for a new ways to measure the scientific activity of employees, formation of a stable system of postgraduate studies and creation of comfortable working conditions for young scientists.

1. Введение в проблему

Серьезным вызовом для российской науки является привлечение и удержание такой категории исследователей, как молодые ученые. Согласно статистическим данным, кадровый персонал науки сократился с 887 729 чел. в 2000 г. до 682 464 чел. в 2019 г., число исследователей - с 425 954 чел. до 348 221 чел. При этом количество ученых до 29 лет упало с 71 100 чел. в 2010 г. до 58 500 чел. в 2019 г. [1, с. 50-53].

Налицо и неравномерное размещение исследовательских сил по территории Российской Федерации - в Москве и Санкт-Петербурге в 2017 г. сосредоточилось 54 % всех исследователей России. При пересчете на 10 тыс. чел. разрыв между числом ученых в столицах и регионах превышает шестикратный. Существующая модель подготовки и защиты диссертаций не способна удовлетворить запрос на подготовку исследователей в провинции. За Уралом диссертационные советы стали редкостью, что в самом ближайшем времени приведет к нехватке квалифицированных научных кадров в регионах.

Данные по количеству аспирантов и защит диссертаций также говорят о снижении интереса к науке среди молодежи. В 2000 г. в аспирантуре было 117 714 чел., защитили диссертации 7 503 чел. К 2019 г. аспирантов стало на 33 000 меньше, защитились 1 629 чел. - сокращение пятикратное. Среди причин, наряду с повышением требований к качеству диссертаций: сокращение сети диссертационных советов, формирование негативной атмосферы в ходе представления диссертаций к защите, снижение материального и социального статуса аспиранта, из-за чего последние всё чаще склонны относиться к перспективе защиты диссертации с апатией или неприкрытым скепсисом [2, с. 259-260].

1 Мартынова С.В., Ратай Т.В., Стрельцова Е.А. Российская наука становится моложе // ИСИЭЗ ВШЭ: офиц. сайт. 2021. 17 нояб. URL: https://issek.hse.ru/news/530633282.html

(дата обращения: 01.03.2022).

При этом органы публичной власти заявляют о том, что число молодых ученых (до 39 лет) за последние 5 лет выросло и в общей численности исследователей составляет в среднем более 40 %1, а более 50 % опрошенных в ходе социологических опросов видят своих детей в качестве исследователей2. Приведенные данные еще не говорят о кардинальном изменении политики или ее результатов в части привлечения молодежи в науку. Напротив, очевидны следующие критические тенденции:

- отсутствие внятной государственной научно-технической политики как в целом, так и в отношении молодых ученых;

- низкий материальный и социальный статус аспирантов, невысокий престиж профессии ученого;

- отсутствие системы стимулов для занятия исследовательской работой, господство наукометрических показателей при оценке профессионализма ученого [3, р. 234];

- бюрократизация процедуры защит диссертаций, сокращение сети диссертационных советов, непрекращающееся реформирование системы государственной научной аттестации [4], сосредоточение научно-педагогических кадров в центральных, экономически развитых регионах;

- резкое снижение численности молодых исследователей (до 29 лет), что в долгосрочной перспективе повлечет за собой старение российской науки, рост доли ученых в возрасте до 39 лет на фоне снижения общего числа ученых.

При сохранении текущих тенденций общество в среднесрочной перспективе может столкнуться с кризисом воспроизводства научного знания. В Стратегии НТР и паспорте национального проекта «Наука» поставлена цель до 2024 г. увеличить долю молодых исследователей до 48 %. Без специального

2 Год науки // ВЦИОМ: офиц. сайт. 2021. 18 февр. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ god-nauki (дата обращения: 01.03.2022).

статуса молодых ученых эта задача вряд ли будет решена. Однако в юридической литературе мало работ, посвященных правовому статусу молодых ученых. При этом тема правового статуса ученых затрагивалась, например, Ю.М. Плюсниным - при анализе кризиса организации современного научного общества [5], Ю.В. Степаненко - при исследовании пределов академической свободы ученого [6], Н.В. Черных - при анализе роли частных инвестиций в развитии науки [7], М.В. Шуруговым - в свете международно-правовых стандартов статуса научных работников [8], С.А. Белоусовым и К.С. Кротовым - при анализе категории «научное звание» [9]. Правовое положение научных работников Российской академии наук, вузов, государственных научно-исследовательских организаций, юридических лиц анализировались Д.А. Бочарниковым [10]. Среди зарубежных исследователей отметим работы К. Циркле [11], У. Гайека [12]. Формы коллективов ученых изучали С.М. Никифоров [13], Д. Шпоппер [14]. Социально-экономический статус ученых исследовали И.А. Шиш-канова [15], О.А. Шевченко и Д.И. Воронцов [16], А.О. Четвериков [17], Т.И. Волкова [18].

Трудов, посвященных проблемам правового статуса молодых ученых, меньше, но мы можем выделить работы таких исследователей, как О.Ю. Оси-пова [19] и Л.Ю. Черноморская [20]. Из относительно недавних исследований внимания заслуживают работы И.Е. Ильиной, Е.Н. Жаровой и Н.Н. Королевой, изучающих зарубежные практики поддержки молодых исследователей и возможности их применения в России [21], и Л.С. Рубан, проводящей компаративный анализ российской и западной систем образования и подготовки научных кадров [22].

2. Проблемы поиска нормативно-правовой основы

Решение проблемы привлечения молодых талантов в науку возможно посредством разработки и реализации госпрограммы поддержки молодых ученых, созданной на основе мирового и отечественного опыта. В первую очередь, подобная система поддержки должна иметь правовой фундамент. При этом в различных правовых актах даже сама катего-

рия «молодой ученый» понимается по-разному, отличаются как возрастные критерии, так и круг лиц. Например, Совет по грантам Президента РФ для молодых кандидатов наук, молодых докторов наук и ведущих научных школ относит к молодым ученым кандидатов до 35 лет и докторов до 40 лет, паспорт национального проекта «Наука» - всех ученых до 39 лет, а акты фондов поддержки науки в конкурсной документации относят к молодым ученым различные категории до 39 лет: студенты, аспиранты, ученые и пр.

Характеристики молодых ученых, меры поддержки рассредоточены в подзаконных актах федерального уровня, в законодательстве субъектов Российской Федерации. Очевидно, что при такой противоречивости необходимо единообразное понятие «молодой ученый»3.

Последние годы характеризуются попытками законодательного определения «молодого ученого». В 2020 г. в Государственную Думу был внесен соответствующий законопроект, предлагавший закрепить следующее определение понятия «молодой ученый»: «работник образовательной или научной организации, имеющий ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без ученой степени в возрасте до 30 лет»4.

В 2021 г. Минобрнауки России разработало 2 проекта федеральных законов относительно поддержки молодых ученых, что показывает актуальность задачи привлечения молодежи в науку для государственной научно-технической политики. В последнем к молодым ученым предполагается отнести лиц в возрасте до 35 лет включительно, являющихся научными работниками научных организаций, научно-педагогическими работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также научных работников иных организаций, осуществляющих научную и (или)

3 В свое время один из авторов статьи предлагал вырабо-

тать систему мер поддержки молодых ученых и разработал проект закона Алтайского края «О дополнительных мерах государственной поддержки молодых ученых в Алтайском крае» (Васильев А.А. Проект закона Алтайского края «О государственной поддержке молодых ученых в Алтай-

ском крае» // Правовая мысль в образовании, науке и практике. 2014. № 2. С. 30-31).

4 Законопроект № 898664-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // Система обеспечения законодательной деятельности. 1^1.: https://sozd.duma.gov.ru/ ЬШ/898664-7 (дата обращения: 18.02.2022).

научно-техническую деятельность5. К мерам поддержки молодых ученых причисляются стипендии, гранты, премии, социальные выплаты для приобретения жилья и иные меры государственной поддержки, которые могут быть предусмотрены определенными органами государственной власти. Выделяется категория ученых - докторов наук в возрасте до 45 лет, хотя и без конкретизации мер поддержки или обоснования обособления.

Предложенное в законопроекте понятие «молодой ученый» расходится с терминами, которые используются в иных нормативных актах. В случае принятия законопроекта эти акты необходимо будет привести в соответствие с законом. Возникают вопросы и к национальному проекту «Наука и университеты», исходящему из категории молодых исследователей до 39 лет, индикаторы которого требуют иной интерпретации категории «молодой ученый».

3. Проблемы жилищной обеспеченности молодых ученых

Различные меры поддержки молодых ученых в части улучшения их жилищных условий закреплены лишь на уровне федеральных подзаконных актов. Одной из них является социальная выплата на приобретение жилья, получаемая в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 17106 и от 17 декабря 2010 г. № 10507. Очевидным недостатком программы является то, что она распространяется лишь на ученых, работающих в организациях системы Минобрнауки России, оставляя работников в частных учебных заведениях без возможности получить указанную выплату. Другим недостатком является обязательный характер соответствия ученого требованиям ст. 51 Жилищного кодекса РФ и отсутствие мер поддержки для ученых, не соответствующих данным требованиям, но желающих улучшить свои жилищные условия.

На федеральном уровне ранее выдвигались предложения о распространении системы льготной

5 Законопроект «О внесении изменения в главу II Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. 1^1.: https://regulation.gov.ru/ рго]еС^#пра=123529 (дата обращения: 19.02.2022).

6 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и ком-

фортным жильем и коммунальными услугами граждан

ипотеки на молодых ученых - в мае 2021 г. соответствующее предложение было внесено в Правительство Министерством науки и высшего образования РФ, затем с соответствующей инициативой выступил губернатор Новосибирской области А.А. Травников. Воплощение данной инициативы в нормативно-правовую форму поспособствует решению жилищного вопроса и повышению социального статуса молодого ученого.

Интерес представляют программы материальной поддержки молодых ученых, реализуемые в Китае, где молодые исследователи получают рассрочку на 15-20 лет при оплате 20 % от стоимости квартиры. Грантовыми программами поощряется обучение выдающихся молодых ученых в развитых странах, а проблема невозвращения таких ученых решается мерами по поддержке их стартапов на территории Китая, высоким уровнем зарплат, превышающим стандартные профессорские зарплаты в 210 раз, и компенсацией стоимости жилья [21, с. 360361].

4. Программы грантовой поддержки молодых ученых, молодежные лаборатории

Вопрос со специальными мерами поддержки молодых ученых, реализуемых через гранты, стипендии и стажировки, в целом решен. Министерство науки и образования РФ и Совет по грантам Президента РФ ежегодно проводят конкурсы на гранты и стипендии для молодых ученых. В этих конкурсах могут участвовать кандидаты наук до 35 лет и доктора наук до 40 лет. Для аспирантов открыт конкурс на стипендии для молодых ученых, которые осуществляют исследования по приоритетным направлениям модернизации экономики. Вовлечение аспирантов в систему грантов и стипендий позволяет формировать из них «научный резерв».

Грантовая система для молодых ученых предусмотрена и иными организациями. Так, Российский научный фонд выделяет группу конкурсов по поддержке исследований молодых ученых. Чтобы коллектив мог выиграть грант, в нем должен быть определенный процент молодых ученых, при этом воз-

Российской Федерации"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 7 Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

растные рамки могут варьироваться в зависимости от роли в исследовательском проекте. Определенную поддержку исследований молодых ученых оказывает также Российский фонд фундаментальных исследований, выделяющий на это часть своих бюджетных средств.

На региональном уровне возможно создание акселераторов, способных предоставлять для молодых ученых - победителей конкурсов комплексное сопровождение их проектов. Некоторые из данных стартапов становятся для регионов коммерчески успешными экономическими локомотивами - например, компания Promobot, созданная студентом Пермского государственного политехнического университета с поддержкой вузовского конкурса «Большая разведка» [23, с. 225-226]. Молодые ученые региона признают эффективность действующих в нем как региональных, так и федеральных программ [24].

На локальном уровне собственные конкурсы проводят организации Минобрнауки России - так, различные соответствующие конкурсы грантов и стажировок исключительно для молодых ученых проводятся в Алтайском государственном университете, при этом участвовать в программах могут аспиранты, молодые научно-педагогические работники возрастом до 35 лет и доктора наук возрастом до 40 лет.

Кроме того, в рамках национального проекта «Наука и университеты» с 2018 по 2021 г. создано 500 молодежных лабораторий, в которых 60 % команды и руководитель - ученые до 39 лет. Это дает молодым ученым реальную возможность занять руководящую позицию.

Впрочем, многообразие предлагаемых грантов, призванное стимулировать творческую деятельность научных сотрудников, сталкивается с проблемой неоднородности предъявляемых к конкурсантам требований. Мы полагаем, что единый подход в отнесении специалистов к категории «молодых ученых» - это задача, в которой первостепенную роль призвано исполнить федеральное законодательство.

5. Карьерные перспективы молодых ученых: гарантии трудоустройства, повышение конкурентоспособности

Представляется возможным также закрепление в правовом статусе молодых ученых гарантий, обеспечивающих их стабильную занятость. В некоторых актах зарубежного законодательства подобные

меры уже существуют - например, итальянским законом от 30 декабря 2010 г. гарантировано временное трудоустройство молодых научных сотрудников, окончивших докторантуру, в ходе которого выпускник подтверждает свою компетентность8.

Заслуживает внимания и западная система присвоения степеней. В США срок подготовки диссертации занимает 6-8 лет [22, с. 421]. В России, если защита диссертации происходит в момент окончания аспирантуры, сроки примерно аналогичные. Однако процедура защиты в США осуществляется не диссоветом, а академическим комитетом внутри самого университета. В связи с этим считаем, что серьезной проблемой российского научного сообщества стало сокращение количества диссертационных советов.

Сложными являются вопросы, связанные с определением статуса ученого в научном мире посредством наукометрических показателей. Полагаем, что данные показатели не всегда соответствуют актуальной информации, а с учетом продолжительности стажа у исследователя появляется множество возможностей управлять собственным h-ин-дексом посредством формального соавторства и иных подобных механизмов. Молодой же сотрудник вынужден прибегать к массовой публикации работ за плату, что негативно сказывается как на качестве самих работ, так и на трудовой мотивации ученого. Тезис подтверждается зарубежными исследованиями. Так, в обзоре на внедрение количественных показателей производительности в шведскую научную систему исследователи отметили, что продуктивность автора в написании значительного количества публикаций не гарантирует их должного качества [25]. В данной связи интересна инициатива НЭБ по введению новых показателей оценки научной состоятельности исследователей, например, измерения процентиля по ядру РИНЦ. Последние исследования отмечают высокий потенциал указанного инструмента [26]. Переход от использования индекса Хирша к новым инструментам способен укрепить позиции молодых исследователей, однако подходить к данному вопросу следует взвешенно, без принятия решений, способных дискриминировать старших коллег.

Со специфическими проблемами сталкиваются молодые ученые - женщины, для которых начало научной карьеры зачастую совпадает с периодом

8 Legge 30 dicembre 2010, n. 240 // Universita degli Studi della Tuscia. URL: https://www.unitus.it/public/contenuti/ ExJSite/Legge 240 del 2010.pdf (дата обращения: 19.02.2022).

формирования семьи и деторождения, что способно на некоторое время затормозить академический прогресс таких исследователей [27, с. 89-91]. Отсутствие же гарантий для семей молодых ученых может привести к потере желания возвращаться в научную деятельность.

Значительную роль в улучшении престижа научной деятельности могут сыграть организации самоуправления ученых. В Российской Федерации такие организации действуют в регионах, но, например, в Казахстане Союз ученых работает на республиканском уровне [28]. Положительным явлением можно считать создание советов молодых ученых научных и учебных заведений, которые часто сотрудничают с аналогичными советами регионов. Так, Совет молодых ученых Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН координирует свою деятельность с региональным Советом молодых ученых и специалистов Пермского края [29, с. 128]. Такое взаимодействие способствует укреплению связей молодых ученых с профессией и донесению их инициатив до органов власти.

Вышеупомянутые проблемы затрагивают в основном исследовательскую деятельность молодого ученого. Однако значительная часть молодых ученых также занимается педагогической работой, и желание достичь высоких наукометрических показателей, несмотря на признание успеваемости студентов критерием оценки научно-педагогических работников [30, с. 20], может повлиять на качество образовательных услуг. В этой связи можно предложить выплачивать дополнительные надбавки исследователям за публикации монографий и учебных изданий, которые в настоящее время менее выгодны с точки зрения наукометрики, чем научные статьи.

Помимо расширения системы стимулирующих мер, необходимо подвергнуть переоценке и повышению базовые оклады молодых научных сотрудников. Осознавая сложность поставленного вопроса, считаем, что наиболее эффективным решением, способным остановить отток трудоспособной молодежи в наиболее экономически благоприятные регионы, было бы введение единой системы оплаты труда научных работников вне зависимости от региональных особенностей.

6. Заключение

Последовательный подход к правовому статусу молодого ученого, наполнение его социальными гарантиями способны обеспечить приток молодежи в

сферу научной деятельности. Для повышения престижа профессии ученого среди молодежи, недопущения старения научно-педагогического персонала, видим необходимым принятие ряда мер, среди которых:

1. Закрепление понятия «молодой ученый», критериев его определения и основных направлений социальной поддержки на уровне федерального закона.

2. Повышение престижа профессии ученого путем развития системы социальных стимулов с упрощением процедур их получения, рост уровня материальной обеспеченности молодых сотрудников за счет вовлечения их в гранты, выплачиваемые бюджетными и внебюджетными фондами.

3. Постепенный переход от наукометрических способов оценки труда ученых к способам, позволяющим оценить качество публикуемых научных статей, поиск иных способов измерения научной активности сотрудников научных организаций.

4. Постановка и решение вопроса о повышении гарантированной части заработной платы научных сотрудников, в том числе и молодых ученых, путем формирования единой системы оплаты труда научных работников.

5. Формирование стабильной системы подготовки и защиты диссертаций с тем, чтобы выпускники аспирантуры имели возможность защиты в регионах их обучения.

6. Создание комфортных условий для труда молодых ученых, к которым относятся научные коллективы, руководство которыми осуществляют молодые кандидаты и доктора наук, молодежные лаборатории с четкими требованиями к проценту молодых ученых в их составе, советы молодых ученых и наукоемкие кластеры.

Успешное научно-технологическое развитие возможно при условии повышения правового и социального статуса ученого. Отправной точкой этих процессов должно стать законодательное внедрение термина «ученый» для обозначения той категории граждан, которая в эпоху знаний становится основной производительной силой общества. Всё вышеперечисленное обусловливает необходимость скорейшего законодательного закрепления критериев определения молодых ученых и унификации разрозненных подзаконных актов, на данный момент регулирующих представление им социальных гарантий и преимуществ.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Индикаторы науки: 2021 : стат. сб. / редкол.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов. - М. : НИУ ВШЭ, 2021. -

352 с.

2. Швецова А. В. Воспроизводство кадрового потенциала науки в оценке молодых российских ученых: результаты прикладного исследования / А. В. Швецова, А. А. Симонова, Н. Н. Давыдова // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. - 2020. - № 5 (159). - С. 248-268. - DOI: 10.14515/ monitoring.2020.5.736.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Nauman S. Lack of Critical Thinking Skills Leading to Research Crisis in Developing Countries: A Case of Pakistan / S. Nauman // Learned Publishing. - 2017. - Vol. 30, № 3. - P. 233-236. - DOI: 10.1002/leap.1091.

4. Габов А. В. Проблемы правового регулирования подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) / А. В. Габов, А. Е. Шерстобитов // Методологические проблемы цивилистических исследований. - 2021. - Т. 3. - С. 181-195. - DOI: 10.33397/2619-0559-2021-3-3-181-195.

5. Плюснин Ю. М. Институциональный кризис науки и новые ценностные ориентиры профессионального ученого / Ю. М. Плюснин // Философия науки. - 2003. - № 2 (17). - С. 99-109.

6. Степаненко Ю. В. Конституционная свобода научного творчества сквозь призму административных барьеров / Ю. В. Степаненко // Административное право и процесс. - 2018. - № 12. - С. 30-35.

7. Черных Н. В. Правовой статус научных работников в России и зарубежных странах / Н. В. Черных // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 7. - С. 67-76. - DOI: 10.17803/1994-1471.2019.104.7.067076.

8. Шугуров М. В. Международно-правовые стандарты правового статуса научных работников // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 6. - С. 201-210. - DOI: 10.17803/1994-1471.2016.67.6.201-210.

9. Белоусов С. А. Ученое звание как составляющая профессионального статуса научно-педагогических работников в России и зарубежных странах / С. А. Белоусов, К. С. Кротов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2020. - № 2. - С. 88-98.

10. Бочарников Д. А. Специфика научной деятельности как основание дифференциации правового регулирования трудовых отношений научных работников / Д. А. Бочарников // Журнал российского права. -2014. - № 2. - С. 101-109. - DOI: 10.12737/2244.

11. Zirkle C. Our Splintered Learning and the Status of Scientists / C. Zirkle // Science. - 1955. - Vol. 121, № 3146. - P. 513-519. - DOI: 10.1126/science.121.3146.513.

12. Gaieck W. Opinion: Science Policy for Scientists: A Simple Task for Great Effect / W. Gaieck, J. P. Lawrence, M. Montchal, W. Pandori, E. Valdez-Ward // PNAS. - 2020. - Vol. 117, № 35. - P. 20977-20981. - DOI: 10.1073/pnas.2012824117.

13. Никифоров С. М. Юридические лица публичного права в России в XVII-XIX веках : дис. ... канд. юрид. наук / С. М. Никифоров. - М., 2017. - 196 с.

14. Васильев А. А. Правовой статус коллективных субъектов научной деятельности / А. А. Васильев, Д. Шпоппер, Ю. В. Печатнова // Юрислингвистика. - 2021. - № 21. - С. 5-10. - DOI: 10.14258/leglin(2021)2101.

15. Шишканова И. А. Социально-правовой статус научного работника / И. А. Шишканова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2019. -№ 1. - С. 267-276.

16. Шевченко О. А. Определение трудоправового статуса научно-педагогических работников (анализ российского и зарубежного законодательства о научно-технической деятельности) / О. А. Шевченко, Д. И. Воронцов // Вопросы управления. - 2014. - № 3. - С. 212-218.

17. Четвериков А. О. Основные модели правового статуса научно-педагогических работников в современном мире и России: теоретические и прикладные аспекты / А. О. Четвериков // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 1. - С. 226-232. - DOI: 10.17803/1994-1471.2016.62.1.226-232.

18. Волкова Т. И. Статус исследователя: управленческий аспект / Т. И. Волкова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2004. - Т. 8, № 1. - С. 149-155.

19. Осипова О. Ю. Социальный статус молодых ученых в регионе : дис. ... канд. социол. наук / О. Ю. Оси-пова. - Саранск, 2011. - 199 с.

20. Черноморская Л. Ю. Тенденции изменения ценностей научной деятельности в России: установки молодежи : дис. ... канд. социол. наук / Л. Ю. Черноморская. - Н. Новгород, 2005. - 159 с.

21. Ильина И. Е. Поддержка молодых исследователей: зарубежные практики и возможность их применения в России / И. Е. Ильина, Е. Н. Жарова, Н. Н. Королева // Интеграция образования. - 2020. - № 3 (100). -С. 352-376. - DOI: 10.15507/1991-9468.100.024.202003.352-376.

22. Рубан Л. С. Компаративный анализ российской и западной системы образования и подготовки научных кадров / Л. С. Рубан // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2020. - Т. 20, № 2. - С. 416-429. - DOI: 10.22363/ 2313-2272-2020-20-2-416-429.

23. Зуев А. А. Предварительная оценка эффективности программ грантовой поддержки молодых ученых в Пермском крае / А. А. Зуев // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. - 2020. - № 1 (4). -С. 220-229.

24. Зуев А. А. Молодые ученые Пермского края о мерах поддержки их деятельности / А. А. Зуев, А. Ю. Внутских // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. - 2019. - № 1 (3). - С. 217-229.

25. Soderlind J. Making Sense of Academic Work: The Influence of Performance Measurement in Swedish Universities / J. Soderlind, L. Geschwind // Policy Reviews in Higher Education. - Vol. 3, № 1. - P. 75-93. - DOI: 10.1080/23322969.2018.1564354.

26. Демина И. Н. Наукометрические показатели медиаисследователей в электронной библиотеке e-library / И. Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. - 2021. - № 4. - С. 597-613. - DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(4).597-613.

27. Швецова А. В. Барьеры профессионального развития молодых ученых в гендерно-дифференциро-ванной среде научного сообщества / А. В. Швецова // Женщина в российском обществе. - 2021. - № 1. - С. 8393. - DOI: 10.21064/WinRS.2021.1.7.

28. Наумов Е. А. Ученым нужен творческий союз / Е. А. Наумов // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2022. - № 5-1. - С. 1068-1069.

29. Пантелеев И. А. Совет молодых ученых ПФИЦ УрО РАН / И. А. Пантелеев // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. - 2019. - № 3. - С. 126-128.

30. Гордиенко Т. П. Критериальное оценивание деятельности научно-педагогических работников / Т. П. Гордиенко, Т. А. Безусова // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2020. - № 2. -С. 14-25. - DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-2.

REFERENCES

1. Gokhberg L., Kuzminov Y. (eds). Science and Technology Indicators in the Russian Federation, 2021, Data Book. Moscow, HSE publ., 2021. 352 p. (In Russ.).

2. Shvetsova A.V., Simonova A.A., Davydova N.N. Reproduction of Human Resource Potential in Science in the Assessments of Young Russian Scientists: Results of an Applied Study. Monitoring obshchestvennogo mneniya: sotsial'nye i ekonomicheskie peremeny = Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2020, no. 5 (159), pp. 248-268. DOI: 10.14515/monitoring.2020.5.736. (In Russ.).

3. Nauman S. Lack of Critical Thinking Skills Leading to Research Crisis in Developing Countries: A Case of Pakistan. Learned Publishing, 2017, vol. 30, no. 3, pp. 233-236. DOI: 10.1002/leap.1091.

4. Gabov A.V., Sherstobitov A.E. Problems of legal regulation of training of scientific and scientific-pedagogical personnel in postgraduate studies. Metodologicheskie problemy tsivilisticheskikh issledovanii = Methodological Problems of the Civil Law Researches, 2021, vol. 3, pp. 181-195. DOI: 10.33397/2619-0559-2021-3-3-181-195. (In Russ.).

5. Plusnin Yu.M. Institutional crisis of science and new values of a professional scientist. Filosofiya nauki = Philosophy of Sciences, 2003, no. 2, pp. 99-108. (In Russ.).

6. Stepanenko Yu.V. Constitutional Freedom of Scientific Work from the Perspective of Administrative Barriers. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and Procedure, 2018, no. 12, pp. 30-35. (In Russ.).

7. Chernykh N.V. Legal Status of Academic Researchers in Russia and Foreign Countries. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2019, no. 7, pp. 67-76. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.104. 7.067-076. (In Russ.).

- 83

Law Enforcement Review 2023, vol. 7, no. 4, pp. 76-85

8. Shugurov M.V. International Legal Standards for Legal Status of Academic Staff. Aktual'nye problemy rossi-iskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2016, no. 6, pp. 201-210. DOI: 10.17803/1994-1471.2016.67.6.201210. (In Russ.).

9. Belousov S.A., Krotov K.S. Academic Rank as a Component of Professional Status of Scientific and Pedagogical Workers in Russia and Foreign Countries. Pravovaya politika i pravovaya zhizn', 2020, no. 2, pp. 88-98. (In Russ.)

10. Bocharnikov D.A. Specifics of Scientific Activity as a Ground of Differentiation of Legal Regulation of Labor Relations of Scientific Workers. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2014, no. 2, pp. 101-109. DOI: 10.12737/2244. (In Russ.).

11. Zirkle C. Our Splintered Learning and the Status of Scientists. Science, 1955, vol. 121, no. 3146, pp. 513519. DOI: 10.1126/science.121.3146.513.

12. Gaieck W., Lawrence J.P., Montchal M., Pandori W., Valdez-Ward E. Opinion: Science Policy for Scientists: A Simple Task for Great Effect. PNAS, 2020, vol. 117, no. 35, pp. 20977-20981. DOI: 10.1073/pnas.2012824117.

13. Nikiforov S.M. Legal Entity of Public Law in Russia in the XVII-XIX centuries, Cand. Diss. Moscow, 2017. 196 p. (In Russ.).

14. Vasiliev A.A., Schopper D., Pechatnova Yu.V. Legal Status of Collective Subjects of Scientific Work. Yuris-lingvistika = Legal Linguistics, 2021, no. 21, pp. 5-10. DOI: 10.14258/leglin(2021)2101. (In Russ.).

15. Shishkanova I.A. Social and Legal Status of Researchers in Higher Education. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki = Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching, 2019, no. 1, pp. 267-276. (In Russ.).

16. Shevchenko O.A., Vorontsov D.I. Defining the Labour-Legal Status of Academic Teaching Staff (Analysis of Russian and Foreign Legislation on Scientific and Technical Activity). Voprosy upravleniya = Management Issues, 2014, no. 3, pp. 212-218. (In Russ.).

17. Chetverikov A.O. Basic Models of the Legal Status of Academic Staff in the Modern World and Russia: Theoretical and Applied Perspective. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2016, no. 1, pp. 226-232. DOI: 10.17803/1994-1471.2016.62.1.226-232. (In Russ.).

18. Volkova T.I. Status of the Researcher: the Management Aspect. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2004, vol. 8, no. 1, pp. 149-155. (In Russ.)

19. Osipova O.Yu. Social Status of Young Scientists in the Region, Cand. Diss. Saransk, 2011. 199 p. (In Russ.)

20. Chernomorskaya L.Yu. Trends in the Changing Values of Scientific Activity in Russia: Attitudes of Young People, Cand. Diss. Nizhny Novgorod, 2005. 159 p. (In Russ.)

21. Ilina I.E., Zharova E.N., Koroleva N.N. Support for Young Researchers: Foreign Practices and the Possibility of their Application in Russia. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education, 2020, no. 3 (100), pp. 352-376. DOI: 10.15507/1991-9468.100.024.202003.352-376. (In Russ.).

22. Ruban L.S. Comparative analysis of the Russian and Western education and scientific-training system. Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya = RUDN Journal of Sociology, 2020, vol. 20, no. 2, pp. 416-429. DOI: 10.22363/23132272-2020-20-2-416-429. (In Russ.).

23. Zuev A.A. Preliminary Evaluation of the Effectiveness of Grant Support Programs for Young Scientists. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika = Social Sciences and Humanities: Theory and Practice, 2020, no. 1 (4), pp. 220-229. (In Russ.).

24. Zuev A.A., Vnutskikh A.Yu. Young Scientists of the Perm Region about Measures Support of Their Activities. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika = Social Sciences and Humanities: Theory and Practice, 2019, no. 1 (3), pp. 217-229. (In Russ.).

25. Söderlind J., Geschwind L. Making Sense of Academic Work: The Influence of Performance Measurement in Swedish Universities. Policy Reviews in Higher Education, vol. 3, no. 1, pp. 75-93. DOI: 10.1080/23322969. 2018.1564354.

26. Demina I.N. Scientometric Indicators of Media Researchers in the e-library. Voprosy teorii i praktiki zhur-nalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2021, vol. 10, no. 4, pp. 597-613. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(4).597-613. (In Russ.).

27. Shvetsova A.V. Professional Development Barriers of Young Scientists in the Gender-Differentiated Scientific Community. Zhenshchina v rossiiskom obshhestve = Woman in Russian Society, 2021, no. 1, pp. 83-93. DOI: 10.21064/WinRS.2021.1.7. (In Russ.).

28. Naumov E.A. Scientists Need a Creative Alliance. Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnich-estvo, 2022, no. 5-1, pp. 1068-1069. (In Russ.).

29. Panteleev I.A. Council of young scientists PFRC UB RAS. Vestnik Permskogo federal'nogo issle-dovatel'skogo tsentra = Perm Federal Research Centre Journal, 2019, no. 3, pp. 126-128. (In Russ.).

30. Gordienko T.P., Bezusova T.A. Criteria assessment of teaching staff performance. Nauchnyi rezul'tat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya = Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 2020, no. 2, pp. 14-25. DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-2. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Васильев Антон Александрович - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Алтайский государственный университет 656049, Россия, г. Барнаул, пр. Социалистический, 68

E-mail: anton_vasiliev@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 9404-3717

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Anton A. Vasiliev - Doctor of Law, Associate Professor; Head, Department of Theory and History of State and Law

Altai State University

68, Sotsialisticheskii pr., Barnaul, 656049, Russia E-mail: anton_vasiliev@mail.ru RSCI SPIN-code: 9404-3717

Караванов Богдан Евгеньевич - аспирант кафедры теории и истории государства и права Юридического института

Алтайский государственный университет 656049, Россия, г. Барнаул, пр. Социалистический, 68

E-mail: bogdan.karavanov@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 3132-1789

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Васильев А.А. Правовой статус «молодой ученый» в Российской Федерации / А.А. Васильев, Б.Е. Караванов // Правоприменение. - 2023. - Т. 7, № 4. -С. 76-85. - DOI: 10.52468/2542-1514.2023.7(4). 76-85.

Bogdan E. Karavanov - Postgraduate Student, Department of Theory and History of State and Law, Institute of Law Altai State University

68, Sotsialisticheskii pr., Barnaul, 656049, Russia E-mail: bogdan.karavanov@mail.ru RSCI SPIN-code: 3132-1789

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Vasiliev A.A., Karavanov B.E. Legal status of young scientists in the Russian Federation. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2023, vol. 7, no. 4, pp. 76-85. DOI: 10.52468/2542-1514.2023.7(4).76-85. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.