Научная статья на тему 'Правовой статус лизингодателя и лизингополучателя по договору финансовой аренды (лизинга) транспортных средств'

Правовой статус лизингодателя и лизингополучателя по договору финансовой аренды (лизинга) транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1172
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой статус лизингодателя и лизингополучателя по договору финансовой аренды (лизинга) транспортных средств»

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ И ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ ПО ДОГОВОРУ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

И.С. Сорокин

(старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Калининградского юридического института МВД России, кандидат юридических наук)

Гражданско-правовой договор, как известно, является основной моделью гражданских правоотношений. Возможностью использования этой модели наделяются все субъекты гражданского оборота

- граждане, юридические лица, публичноправовые образования, для которых создается в принципе одинаковый режим. В этом находят прямое выражение закрепленные в п. 1 ст. 1 ГК РФ основные начала, такие как равенство участников гражданско-правовых отношений, свобода договора и др.

Вместе с тем в силу различных причин законодатель в ряде норм либо ограничивает возможности той или иной договорной модели, либо, открывая такую возможность, устанавливает определенные исключения из общих норм с учетом того, кто именно выступает в роли контрагентов. В этой связи исследование конструкции договора финансовой аренды (лизинга) транспортных средств предполагает определение его субъектного состава, а также выявление его специфики.

Предваряя рассмотрение обозначенной нами проблемы, необходимо отметить, что транспортные средства как предмет лизинга стали популярны с самого начала развития этого вида финансовых услуг в России. В 2003-2005 гг. доля лизинга транспорта в общем портфеле компаний Северо-Западного федерального округа (СЗФО), по данным Северо-Западной лизинговой ассоциации, увеличилась с 27 до 41 %'. Итоги роста рынка в текущем году пока неизвестны, но можно предположить, что увеличение удельного веса лизинга транспорта продолжится.

1 Добкина Е. На пороге // Лизинг-ревю. - 2006. - № 2.

- С. 45.

По нашему мнению, секрет успеха в том, что в этом виде бизнеса достаточно низка цена входа на рынок, если не считать лизинг судов и авиатехники. Чтобы заняться лизингом автомобилей, нужно взять кредит на 100 тыс. долларов, купить 10 машин и начать действовать. Вагон стоит 40 тыс. долларов. В наше время это незначительные средства, поэтому количество специализированных компаний, занимающихся лизингом вагонов, грузовых, а тем более легковых машин, растет быстрее, чем число серьезных универсальных предприятий. Впрочем, с увеличением количества компаний, разумеется, ужесточается и конкуренция.

На рынке лизинга грузового транспорта, в том числе и на Северо-Западе, заметную роль продолжают играть дочерние лизинговые компании производителей транспортных средств. Своих «дочек» в России имеют, к примеру, Ford, Уо^о, Skania, не остался в стороне от процесса и отечественный «КАМАЗ». В то же время на рынке автолизинга нет признаков монополии отдельных субъектов. Компании поставщика могут играть заметную роль в своем сегменте, но все равно лизингом автомобилей занимается большое количество компаний и небезуспешно.

Благодаря продолжающемуся активному росту спроса на грузовой автотранспорт и сохраняющемуся высокому спросу на легковые машины места на рынке хватает всем. Банки очень охотно дают кредиты для лизинга этой техники - она ликвидна на вторичном рынке, поэтому лизинговые компании легко идут навстречу клиентам.

Высоким спросом пользуется как отечественная, так и импортная грузовая техника, но природа этого спроса различ-

на. Техника российского производства привлекает клиентов дешевизной и, соответственно, коротким сроком окупаемости. В то же время все больше лизингополучателей отдают предпочтение импортной грузовой технике, которая стоит дороже, но зато более надежна. Кроме того, рост привлекательности иномарок прямо связан с динамикой цен на горючее. Стоимость топлива все сильнее отражается на цене перевозки грузов, и все больше компаний приходят к выводу, что выгоднее обновить автопарк, заменить отечественные машины на импортные, т.к. последние потребляют меньше топлива.

Есть виды грузовой техники, по которым отмечается снижение лизинго-оборота, но обусловлено это, скорее, внешними по отношению к рынку причинами. Так, лизинговые компании достаточно мало работают с лесовозами. Это связано с высокими показателями угона техники: по некоторым данным на лесных делянках пропадает 10-15 % лесовозов, их поиск и возвращение представляет для владельца существенные сложности.

Практически все участники лизинговых отношений отмечают лавинообразное увеличение спроса на железнодорожный транспорт. Это обусловлено двумя причинами. В последние два года - после реформы отрасли - на рынок перевозок были допущены независимые операторы, а у владельцев грузов появилась возможность пользоваться собственными вагонами. Спрос на вагоны вырос в одночасье, поскольку парк ОАО «Российские железные дороги», который обслуживал всех отправителей грузов, был недостаточен, а его износ на некоторых направлениях достигал 70 %. Примерно в это же время были внесены изменения в законодательство, касающиеся сроков амортизации подвижного состава, что сделало его привлекательным для лизинговых операций. Как следствие, за 2006 г. доля железнодорожного транспорта в общем портфеле компаний Северо-Запада увеличилась с 3 до 11 %, уверенный рост продолжался и в 2007 г.

В лизинге железнодорожного транспорта главенствующую роль играют до-

Раздел 3. Частное право и договорное регулирование черняя компания Сбербанка «РГ-лизинг», а также Brunswick Rail Leasing и Hansa Leasing Russia, серьезным преимуществом последних является доступ к западным «длинным» деньгам. На сегодняшний день названные компании занимают по разным данным от 75 до 85 % рынка лизинга железнодорожного транспорта. Таким образом, на этом рынке наблюдается доминирование крупнейших участников, а все остальные пока, скорее, учатся.

Можно с уверенностью говорить о том, что еще более высок потенциал такого сегмента, как лизинг судов и самолетов, но в общем портфеле лизинговых компаний Северо-Запада они занимают пока очень малую долю. Основная причина - отсутствие у лизингодателей «длинных» денег.

Новую авиатехнику, как правило, передает в лизинг компания, связанная с поставщиком. Свои лизинговые фирмы есть у Boeing и Airbus, и если они продают машину в Россию, то, скорее всего, через «дочку». Любой российской лизинговой компании будет сложно конкурировать с западными ставками и сроками. Лизингом новых российских самолетов занимаются такие крупные компании, как «Ильюшин Финанс» и «Туполев», имеющие государственную поддержку, по сути, являющиеся монополистами. Для других «игроков» лизинговые сделки в сегменте нового авиатранспорта пока единичны: они в основном осваивают рынок подержанных самолетов и запчастей.

Отмечается, что на фоне существенного износа российского авиапарка растет спрос на лизинг подержанных самолетов иностранного производства. Такое положение дел будет сохраняться, пока российский авиапром проигрывает зарубежному по целому ряду позиций. Российских самолетов выпускается немного, поэтому лизинговая компания вынуждена их заказывать, а затем ждать выполнения заказа. Кроме того, они потребляют больше керосина и стоят дороже, чем подержанные самолеты иностранного производства. Сейчас для авиакомпаний как для владельцев и пользователей воздушного транстпорта основным вопросом является цена билетов. Если импортная

Юридическая наука и правоохранительная практика машина потребляет меньше керосина, то они будут покупать именно импортные самолеты. Раньше их закупали только «Аэрофлот» и «Трансавиа», сейчас же на самолеты импортного производства переходят еще семь крупных российских авиакомпаний. Как правило, в лизинг передаются самолеты, отработавшие на Западе пять-семь лет в рамках операционного лизинга.

Непросто развивается и лизинг в судостроительной отрасли. Развитию лизинга морских и речных судов также препятствует недостаток инвестиций в их строительство. Кроме того, судно, в отличие от самолета, - продукт эксклюзивный, ведь обычно оно создается под конкретного заказчика. В этом случае следует признать эффективным кредитование в два этапа: сначала заводу предоставляется кредит на постройку судна, год-полтора оно строится, а затем лизинговая компания выкупает его и передает в лизинг судоходному оператору на пять-семь лет. По такой схеме строятся речные сухогрузы, а сейчас реализуется программа строительства рыболовецких судов.

Иными словами, лизинговые компании успешно осваивают те сегменты транспортного лизинга (в первую очередь, автолизинг), где порог входа не слишком высок. Однако в ресурсоемких сегментах (морские и речные суда, а также авиатранспорт) из-за отсутствия долгосрочных ресурсов местные лизингодатели рискуют полностью отдать рынок более мощным столичным и западным компаниям.

По общему правилу договор лизинга является двусторонним. Его сторонами в соответствии с положениями ст. 665 ГК РФ являются лизингодатель и лизингополучатель. Однако есть и определенная специфика, которая заключается в том, что под воздействием специальных положений ГК РФ о лизинге, реализация рассматриваемого договора осуществляется при непосредственном участии продавца предмета лизинга, который не является стороной такого договора. Таким образом, лизинг как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе при-

обретением предмета лизинга (согласно ст. 2 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)»), носит трехсторонний характер.

Начиная характеристику с определения статуса лизингодателя, подчеркнем, что его роль как в договоре лизинга, так и во всем комплексе лизинговых отношений является, по сути, ключевой.

Как справедливо отмечается в специальной литературе, «фактически именно от работы этого субъекта зависит, состоится ли лизинговая сделка, и это распространяется на все случаи лизинга независимо от того, кто именно является лизингодателем - специализированная компания, банк, иная кредитная организация и т.п.»1.

Действительно, именно лизингодателем в процессе исполнения договора лизинга транспортных средств совершается определенная последовательность активных действий по приобретению в собственность предмета лизинга и последующему предоставлению его во временное возмездное владение и пользование лизингополучателем для предпринимательских целей. Лизингополучатель же, несмотря на некоторую активность на стадии заключения договора, связанную, в частности, с выступлением с инициативой его заключения, а также осуществлением выбора необходимого транспортного средства и продавца, редко играет в нем руководящую роль.

Итак, единственное требование, предъявляемое ГК РФ к лизингодателю, заключается в том, что данный субъект должен быть собственником передаваемого в лизинг имущества. Так, согласно ст. 665 ГК РФ, основной обязанностью лизингодателя является приобретение в собственность указанного лизингополучателем имущества у определенного им продавца и предоставление этого имущества лизингополучателю во временное владение и пользование. Подчеркнем, что правило, установленное данной нормой, является специальным по отношению к общим положениям об аренде, регламентирующим статус арендодателя.

1 Харитонова Ю.С. Договор лизинга. - М., 2002. - С. 140.

Так, в соответствии со ст. 608 ГК РФ «...право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на стороне лизингодателя не могут выступать лица, обладающее на предмет лизинга иным правом, отличным от права собственности. В качестве лизингодателя может выступать лишь лицо, которое является или в ближайшем будущем станет собственником предмета лизинга. В противном случае заключенный между сторонами договор будет признан ничтожной сделкой.

Так, например, при рассмотрении одного из споров по договору лизинга судом апелляционной инстанции было установлено, что часть транспортных средств, переданных в лизинг, не была объектом купли-продажи, а именно, лизингополучатель уже являлся собственником части транспортных средств, переданных в лизинг. Суд справедливо пришел к выводу

0 том, что поскольку доказательств, подтверждающих особый порядок заключения договора лизинга, установленных ст. 665 ГК РФ, нет, договор согласно ст. 168 ГК РФ не соответствует требованиям закона и является ничтожной сделкой с момента его заключения1.

Более ГК РФ не предъявляет каких-либо специальных требований к лизингодателю, в том числе не разрешает вопроса, должен ли лизингодатель иметь статус коммерческой организации (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя (для физических лиц), оставляя, по-видимому, его решение Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Закон, в свою очередь, определяет лизингодателя как физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собс-

1 Постановление Арбитражного суда г. Москвы от 6 февраля 2004 г. по делу А40-24561/03-64-293 // Архив Арбитражного суда г. Москвы.

Раздел 3. Частное право и договорное регулирование твенность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга (п. 1 ст. 4 Федер. закона «О финансовой аренде (лизинге)»). Приведенная дефиниция также не разрешает указанного вопроса.

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время российское законодательство не требует от лизингодателя получения и специального разрешения (лицензии) на осуществление лизинговой деятельности2. Предусмотренное ранее лицензирование данного вида деятельности было прекращено в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ “О лизинге”»3. Данное обстоятельство, безусловно, послужило стимулом в развитии лизинга в нашей стране, особенно в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, по действующему законодательству лизингодателем может выступать любое физическое и юридическое лицо, имеющее необходимые для приобретения предмета лизинга в собственность средства. В ГК РФ, а также в действующей редакции Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» прямых формальных ограничений в отношении того, кто именно может быть лизингодателем, не установлено. То же можно сказать и о требованиях, предъявляемых к субъектам инвестиционной деятельности, к которым согласно ст. 2 Закона относится лизингодатель.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвесторами могут быть физические и юридические лица,

2 Подробнее об этом см.: Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М., 1997. - С. 35.

3 СЗ РФ. - 2002. - № 5. - Ст. 376.

создаваемые на основе договора1 о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (ст. 4 Закона).

В связи с этим можно сделать вывод о том, что в качестве лизингодателя по договору финансовой аренды (лизинга) транспортных средств могут выступать любые юридические и физические лица, обладающие необходимыми средствами для приобретения имущества в собственность с целью последующей его передачи во временное владение и пользование лизингополучателю по договору лизинга. Вместе с тем практика такова, что в настоящее время в качестве лизингодателей по договору лизинга выступают коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Обусловлено это специфическими особенностями лизинга, получившего широкое распространение в сфере предпринимательской деятельности2.

Далее, обращаясь к рассмотрению правового статуса лизингополучателя, прежде всего следует отметить определенную специфику, которая заключается в том, что транспортные средства в соответствии со ст. 665 ГК РФ предоставляются данному субъекту во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Из этого следует, что приведенное требование обусловило особый субъектный состав договора: в качестве лизингополучателя могут выступать коммерческие организации или граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

1 СЗ РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1096.

2 Подчеркнем, что с сентября 1996 г. и до февраля

2002 г. для того, чтобы осуществлять лизинговую деятельность в нашей стране, лизингодателям необходимо было в обязательном порядке получать специальные лицензии. За это время лицензии были выданы 2,5 тыс. российским и почти 150 зарубежным лизинговым компаниям, которые осуществляли лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

Вместе с тем возникает правомерный вопрос: может ли некоммерческая организация, а это прежде всего такие учреждения, как школы, детские сады, больницы, которым в подавляющем большинстве случаев крайне необходим транспорт, выступать в качестве лизингополучателя в установленных законом пределах?

Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)», призванный конкретизировать положения ГК РФ, не содержит ответа на указанный вопрос.

В научной специализированной литературе распространение получила точка зрения, согласно которой в качестве лизингополучателя могут выступать исключительно субъекты предпринимательской деятельности. В частности, В.В. Вит-рянский отмечает, что «ГК не содержит каких-либо специальных требований, предъявляемых к субъектам договора лизинга, хотя из определения понятия этого договора можно сделать вывод, что арендатором должны выступать коммерческая организация или гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя»3. Однако приведенная точка зрения, на наш взгляд, представляется неправомерной.

В той мере, в какой некоммерческой организации разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, она, с нашей точки зрения, также может выступать лизингополучателем по договору лизинга транспортных средств. Так, согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ к некоммерческим организациям относятся юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Вместе с тем некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую, а также соответствующую этим целям де-

3 Витрянский В.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий и сооружений и предприятий, лизинг. - М., 2001. - С. 258. Аналогичной точки зрения придерживаются Е. Ищенко и Ю.С. Харитонова (см.: Ищенко Е. Гражданско-правовой институт лизинга // Законность.

- 1997. - № 5. - С. 48; Харитонова Ю.С. Указ. соч.

- С. 141; и др.).

ятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Например, в соответствии с положениями законодательства об образовании к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами и оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений и организаций (в том числе образовательных); приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом работ, услуг, продукции и их реализацией.

При этом деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения работ, услуг и производимой продукции относится к предпринимательской лишь в той части, в

Раздел 3. Частное право и договорное регулирование которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Следовательно, образовательное учреждение может быть лизингополучателем по договору лизинга в случаях, когда полученное во временное владение и пользование имущество используется именно в рамках деятельности, подпадающей под приведенное определение предпринимательской деятельности учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лизингополучателем по договору лизинга транспортных средств помимо физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и коммерческой организации вправе выступать некоммерческая организация, использующая предмет лизинга исключительно в рамках разрешенной предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.