РОССИЙСКОЕ право ТЕМА НОМЕРА: ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
сравнительная характеристика договора аренды, договора фрахтования и договора лизинга воздушных судов
ИРИНА НИКОЛАЕВНА ГОРЯЕВА
Магистрант юридического факультета Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, e-mail: i.n.goryaeva@gmail.com
Представлена сравнительная характеристика некоторых гражданско-правовых договоров, заключаемых организациями в области гражданской авиации. На основе международного и национального законодательства рассматриваются их сходство и отличия по предмету правового регулирования, субъектному составу, правам и обязанностям участников соответствующих правоотношений.
The article presents a comparative review of several civil law contracts in the field of civil aviation. Similarity and difference on the subject of legal regulation, subject structure, rights and duties of the participants of legal relations according to these contracts on the basis of international and national law are analyzed.
Ключевые слова: договор аренды, договор фрахтования, договор лизинга, воздушное судно, авиакомпания
Key words: rental agreement, contract of affreigh-ment, leasing agreement, aircraft, airline
На современном этапе развития мировой экономики, которая характеризуется договорными отношениями между хозяйствующими субъектами, направленными на осуществление практических действий в целях получения прибыли, воздушный транспорт представляет собой один из механизмов обеспечения потоков инвестиций. Оборот воздушного транспорта вносит значительный вклад в экономический рост и благосостояние государства. Предприятия и кредитные организации выступают в роли крупных инвесторов финансовых ресурсов, а также являются катализаторами экономического развития.
Мониторинг законодательства позволяет повысить информационную осведомленность, надежность правового обеспечения сделок в отношении авиационной техники, открывает большие возможности для сотрудничества. Рассмотрим природу юридических сходства и отличий некоторых гражданско-правовых договоров, заключаемых организациями в области гражданской авиации.
Договор фрахтования по предметной направленности и сфере действия относится к правоотношениям по оказанию услуг, так как его заключение регламентируется гл. 40 Граж-
данского кодекса РФ «Перевозка». Вместе с тем при заключении договора фрахтования возникают правоотношения по передаче имущества во временное владение и пользование, регулируемые гл. 34 ГК РФ «Аренда».
В соответствии со ст. 104 Воздушного кодекса РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. На основании данного определения можно предположить, что предметом договора фрахтования является именно перемещение, доставка оговоренных объектов в пункт назначения. Фрахтователем оплачивается право на пользование всем воздушным судном или его частью для собственных нужд. При этом фрахтователь получает право не на постоянную эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна, а только на время одного или нескольких полетов, т. е. передача прав пользования не предусматривается. Например, фрахтователями могут быть организа-
ции, по роду деятельности не осуществляющие регулярные или нерегулярные перевозки (туристические компании, спортивные клубы) и заинтересованные только в предоставлении авиакомпанией услуги по перемещению объектов в пункты назначения.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Соответственно при заключении договора аренды воздушного судна арендатор за плату получает во временное пользование воздушное судно и самостоятельно осуществляет его эксплуатацию с соблюдением авиационных правил - это так называемая аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) (ст. 642 ГК РФ). Данные правила регулируют исключительно правовые отношения, возникающие при заключении договора аренды, так как предметом рассматриваемого договора выступает предоставление транспортного средства во временное владение и пользование.
Нормы ГК РФ, которые регулируют правовые отношения субъектов, заключающих договор аренды транспортного средства с экипажем, предусматривают и условия об оказании арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Дифференциация обязательств в указанном договоре по определению исключает смешение признаков договора аренды с каким-либо другим договором, так как данные условия аренды четко урегулированы отдельной статьей ГК РФ. Однако ст. 787 ГК РФ о договоре фрахтования, в отличие от норм об аренде транспортного средства, не предусмотрено предоставление фрахтовщиком услуги по управлению транспортным средством и технической эксплуатации. Правоотношения, возникающие по договору фрахтования, не предполагают передачи объекта.
Интересен вопрос о функциональной направленности и целевом назначении договоров. По справедливому замечанию А. Ю. Пиджако-ва, договор фрахтования воздушного судна имеет целевое назначение, так как в отличие от договора аренды заключается «для воздушной перевозки». «Одно из принципиальных отличий договора чартера от договора аренды транспортного средства состоит в том, что вместимость (часть вместимости) транспортного средства при чартере фрахтуется с целевым назначением - для перевозки грузов, пассажиров и багажа (в Воздушном кодексе Российской Фе-
дерации добавляется еще почта). А по договору аренды транспортного средства для сторон в принципе безразлично, с какой целью арендуется транспортное средство»1. Таким образом, по договору фрахтования воздушного судна осуществляется перевозка, но воздушное судно не передается фрахтователю: ему предоставляется лишь его «вместимость». Положение ст. 787 ГК РФ предполагает транспортировку лиц и предметов из одного места в другое. При заключении договора аренды арендатор с передачей ему воздушного судна арендодателем приобретает правомочия владения и пользования воздушным судном без оговоренных условий и целей. Например, арендованное воздушное судно может использоваться арендатором с целевым назначением, т. е. для перевозки пассажиров или хранения груза. При заключе-
По договору фрахтования воздушного судна осуществляется перевозка, но воздушное судно
не передается фрахтователю: ему предоставляется лишь его «вместимость»
нии договора фрахтования фрахтователь не приобретает правомочий владения и пользования воздушным судном, а имеет право коммерческой эксплуатации вместимости или части вместимости воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.
Существенное отличие договора фрахтования воздушного судна от договора аренды транспортного средства можно продемонстрировать на примере регулярных рейсов (систематической серии рейсов по заранее установленному расписанию) и нерегулярных (чартерных) рейсов воздушного судна (договором фрахтования может быть предусмотрена транспортировка из пункта отправления в пункт прибытия при условии полной загрузки воздушного судна либо на регулярной основе в течение определенного сезона). Однако чартер может осуществляться и на регулярных рейсах, например, хозяйствующему субъекту (авиакомпании), владеющему и пользующемуся воздушным судном по заключенному договору аренды и осуществляющему регулярные рейсы, можно заключить договор фрахтования с третьими лицами. Такая авиакомпания станет арендатором воздушного судна по договору аренды, перевозчиком по договору перевозки с пассажирами и фрахтовщиком по договору фрахтования, если предоставит часть грузовой емкости воздушного судна фрахтователю.
Различия между договором фрахтования и договором аренды по направленности и пред-
РОССИЙСКОЕ право ТЕМА НОМЕРА: ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
мету регулирования очевидны. На наш взгляд, договор фрахтования является самостоятельным и не должен отождествляться с договором аренды. Данные договоры имеют схожие черты, но применяются в разных гражданско-правовых сделках.
Обратимся к вопросу о юридической природе договора лизинга. Является ли он смешанным договором в силу ч. 3 ст. 421 ГК РФ или его следует характеризовать как вид договора аренды? В силу нестандартной конструкции договора лизинга в юридической литературе даются разные оценки его правовой природы. Например, существует теория, согласно которой «лизинг рассматривается как договор в пользу третьего лица, основное внимание в ней обращено на договор купли-продажи, а не на сам договор лизинга. Ряд юристов во Франции и ФРГ исходят из того, что отношения имеют комплексный характер, в них соединяются элементы договоров аренды, займа, купли-продажи. Выдвигается теория так называемой покупки права. Другие исследователи классифицируют контракты о лизинге как договоры о предоставлении кредита»2. Соответственно одни правоведы рассматривают сущность правоотношений по договору лизинга с помощью институтов гражданского права: договора аренды, договора купли-продажи, договора поставки, договора займа. Другие утверждают, что сложность и оригинальность отношений дают основание анализировать их как особые отношения. Правовая природа лизинга является дискуссионной.
Предположим, что лизинг - одна из разновидностей договора о передаче вещи во владение и пользование. Согласно ст. 2 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» договор лизинга - «договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование»3.
Как отмечалось, сущность договора аренды состоит в обязательстве одной стороны (арендодателя) предоставить другой стороне (арендатору) имущество во временное владение и пользование или временное пользование за определенную плату. В правовую конструкцию договора лизинга входят обязательства арендодателя (лизингодателя) приобрести имущество в собственность и предоставить его арендатору (лизингополучателю) во временное владение и пользование за плату. Факт передачи арендодателем арендатору имущества во временное
владение и пользование объединяет договор лизинга с договором аренды. Предметом последнего выступает именно имущество, например транспортное средство, если речь идет об аренде транспортных средств. Предмет договора лизинга в силу ст. 3 названного Федерального закона охватывает в том числе транспортные средства. Наблюдается сходство предметов правового регулирования договора лизинга и договора аренды. Но рассматривать данные договоры только с точки зрения передачи имущества во временное пользование арендодателем (лизингодателем) арендатору (лизингополучателю) было бы ошибкой, так как нельзя не учитывать более сложный характер сделки по договору лизинга в сравнении с договором аренды.
Проанализируем субъектный состав договоров лизинга и аренды. Договор аренды заключается между арендодателем и арендатором, поэтому устанавливает двусторонние обязательства его субъектов. Субъектами договора лизинга являются лизингодатель, лизингополучатель и продавец, следовательно, обязательства по сделкам возникают как минимум у трех субъектов.
В соответствии с положениями ГК РФ об аренде арендодатель обязан производить капитальный ремонт переданного в аренду имущества за свой счет, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или договором аренды. Также арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. Правовые основы лизинговых отношений, напротив, включают условия осуществления лизингополучателем права предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, сроку исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем. Следовательно, ответственность за объекты, передаваемые в пользование лизингополучателю, лежит не на лизингодателе, а на продавце (изготовителе) имущества, который не является стороной договора между лизингодателем и лизингополучателем. Также лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт предмета лизинга и обеспечивает его сохранность. Таким образом, по договору лизинга лизингодатель приобретает в собственность имущество, указанное лизингополучателем, а все
риски, связанные с предметом лизинга, несет лизингополучатель, тогда как по условиям договора аренды ответственность за передаваемый объект несет арендодатель - собственник имущества.
Особенностью договора лизинга, отличающей его от договора аренды, можно считать и тот факт, что сдача имущества в пользование производится не самим продавцом (изготовителем), а лизинговой компанией, которая специально для лизингополучателя покупает имущество (воздушное судно) у продавца на условиях договора купли-продажи. На лизинговую компанию (лизингодателя) по условиям договора лизинга возлагается обязанность приобрести в собственность имущество для последующей сдачи его в аренду лизингополучателю. То есть лизинговая компания не является собственником имущества, она приобретает его для дальнейших действий, цель которых - инвестирование денежных средств. Роль лизингодателя в сделке заключается в финансировании приобретения имущества, причем это обязательство возникает именно из договора лизинга. По договору аренды цель арендодателя - обеспечение передачи собственного имущества во временное пользование.
В рамках двустороннего договора аренды стороны (арендодатель и арендатор) выступают самостоятельными субъектами, выражающими свою волю по заключению и осуществлению условий данного договора. Лизинговая сделка является многосторонней, ее стороны выражают свою волю и осуществляют правомерные юридические действия именно в рамках единого правового института - договора лизинга. Таким образом, договор лизинга следует рассматривать не как комплекс договоров, а как целостный договор, элементы которого не подпадают под действие норм об отдельных видах договоров, а требуют самостоятельного регулирования.
Необходимо дальнейшее реформирование законодательного регулирования данных договоров путем их закрепления в самостоятельных главах ГК РФ. Это поможет избежать нормативного дублирования и неясности в применении правовых норм при оформлении хозяйствующими субъектами сделок в области коммерческого и эксплуатационного владения и пользования воздушным транспортом. Договорные отношения аренды, лизинга, фрахтования могут быть осложнены иностранным элементом и в таком случае не будут регулироваться только в рамках национального законодательства. Ратифицированные Российской Федерацией международные договоры имеют преимущество перед
внутренними нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). При заключении российскими и иностранными компаниями договоров аренды, лизинга и фрахтования воздушного транспорта правовой базой являются, например, Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.4, Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г.5, Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г.6 и Протокол по авиационному оборудованию к этой конвенции7.
На основании норм указанных международных документов рассмотрим, как решается вопрос о порядке допуска к эксплуатации на территории Российской Федерации и в воздушном пространстве иностранных государств воздушных судов, арендованных российскими
Договор лизинга следует рассматривать не как комплекс договоров, а как целостный договор, элементы которого не подпадают под действие норм об отдельных видах договоров, а требуют самостоятельного регулирования
авиакомпаниями у организаций, не являющихся резидентами РФ. При заключении исследуемых договоров определение места регистрации воздушного судна играет важную роль в обеспечении участников сделок международными гарантиями. Обратим внимание на то, что международные правовые акты и национальное законодательство не накладывают прямых ограничений и запретов на использование национальными авиакомпаниями воздушных судов с регистрацией в иностранном государстве.
Необходимо соблюдать механизм «адаптации» иностранного воздушного судна к законодательным правилам. Воздушные суда, предназначенные для полетов, подлежат государственной регистрации, в частности воздушные гражданские суда - в Государственном реестре воздушных гражданских судов Российской Федерации (с выдачей свидетельства о государственной регистрации) или государственном реестре воздушных гражданских судов иностранного государства при условии заключения между Российской Федерацией и государством регистрации соглашения о поддержании летной годности (ст. 33 Воздушного кодекса РФ). Примером может быть Соглашение между Правительством РФ и Правительством Бермуд «О допуске к эксплуатации в ОАО „Аэрофлот - Российские авиалинии" самолетов А321 № VP-BWN, VP-BWO,
р0ССИЙСК0Е ПрАВ0 ТЕМА НОМЕРА: ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
VP-BWP, зарегистрированных авиационными властями Бермуд»8.
Важная особенность регистрации состоит в том, что воздушные судна имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы (ст. 17 Конвенции о международной гражданской авиации). Именно страна регистрации отвечает за поддержание летной годности воздушного судна, а гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) (ст. 36 Воздушного кодекса РФ). Вследствие действия указанных норм при передаче иностранной компанией по договору аренды воздушного судна российскому перевозчику у организаций государства, в котором зарегистрировано воздушное судно, возникли бы трудности в реализации обязанностей по обслуживанию воздушного судна на территории другого государства.
В связи с этим интересной в применении представляется ст. 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации (введена по решению Генеральной Ассамблеи ООН от 6 октября 1980 г.), которая устанавливает, что «воздушное судно, зарегистрированное в Договаривающемся государстве, эксплуатируется в соответствии с договором аренды, фрахтования или взаимного обмена воздушными судами или в соответствии с любым подобным договором эксплуатантом, основное место деятельности которого или, если он не имеет такого места деятельности, постоянное местопребывание которого находится в другом Договаривающемся государстве, государство регистрации может по соглашению с таким другим государством передать ему все или часть своих функций и обязанностей как государства регистрации в отношении этого воздушного судна. Государство регистрации освобождается от ответственности в отношении переданных функций и обязанностей».
Таким образом, данные унифицированные нормы создают возможности для заключения международных сделок между хозяйствующими субъектами разных государств, так как ответственность за поддержание летной годности и выдачу сертификата летной годности возлагается на другое государство, являющееся участником Конвенции, по двустороннему соглашению. Данное положение удобно тем, что арендаторы получают возможность эксплуатировать воздушное судно, зарегистрированное в другом государстве, но при этом могут сертифицировать и обслуживать его в соответствии с законодательством своей страны.
Сегодня особенно актуально постоянное развитие и совершенствование систем и форм сотрудничества Российской Федерации с другими государствами. Важным шагом стало присоединение Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию в сентябре 2011 г. Нормы этих международных документов непосредственно направлены на создание международных гарантий и средств защиты интересов участников лизинговых соглашений. В преамбуле Конвенции перечислены руководящие принципы, касающиеся прав государств-участников на подвижное оборудование. Они заключаются в «содействии в финансировании приобретения и использования подвижного оборудования, признании преимущества лизинга, необходимости обеспечения универсального признания и защиты гарантий, касающихся подвижного оборудования, необходимости установления правовых рамок для международных гарантий в отношении подвижного оборудования и создания международной системы регистрации».
Итак, Конвенция направлена на обеспечение единообразного регулирования имущественных прав участников в отношении подвижного оборудования. Для применения норм Конвенции оговорены условия, что на момент заключения сделки лизингополучатель должен находиться в государстве, являющемся участником Конвенции и Протокола. Воздушное судно должно быть зарегистрировано в регистре воздушных судов одного из государств-участников Конвенции и Протокола. Также предусматривается создание международного регистра, доступного для всех государств-участников Конвенции. Процедура международной регистрации воздушного судна и условия обеспечения единообразного международно-правового регулирования способствуют ослаблению финансовых рисков участников сделок в отношении выполнения финансовых и эксплуатационных обязательств.
Учитывая дискуссионность правовой природы, применения и законодательного закрепления рассматриваемых нами договоров, необходимо заметить, что нормы международно-правовых актов, регулирующих отношения по аренде, фрахтованию и лизингу воздушных судов, имеют большое значение для развития правового регулирования данных институтов, правового сотрудничества государств с разными правовыми системами и организаций, осу-
ществляющих предпринимательскую деятельность в сфере воздушного транспорта.
1 Пиджаков А. Ю, Аксаментов О. И. Договор фрахтования вместимости воздушного судна (воздушный чартер) // Транспортное право. 2004. № 2. С. 19.
2 Харитонова Ю. С. Проблемы правовой теории договора лизинга // Черные дыры в российском законодательстве. 2002. № 2; URL: http://www.k-press.ru/ bh/2002/2/rharitonova/rharitonova.asp.
3 О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394.
4 Конвенция о международной гражданской авиации: подписана 7 декабря 1944 г. в Чикаго // СПС «КонсультантПлюс».
5 Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге: подписана 28 мая 1988 г. в Оттаве // СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4040.
6 Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования: подписана 16 ноября 2001 г. в Кейптауне // СЗ РФ. 2011. № 36. Ст. 5124.
7 СЗ РФ. 2011. № 36. Ст. 124.
8 О допуске к эксплуатации самолетов А321 в ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии»: распоряжение Ространснадзора от 27 октября 2004 г. № АН-80-р(фс) // СПС «КонсультантПлюс».
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Уральского государственного юридического университета
ПРЕДЛАГАЕТ УСЛУГИ
Разработка дизайна печатной продукции
(визитки, календари, буклеты, брошюры, дипломы, открытки и др.) Редактирование текстов различной сложности Верстка, подготовка оригинал-макетов Изготовление адресных папок, обложек любого формата Послепечатная обработка
(листоподборка, подрезка, фальцовка, биговка, тиснение и др.) Переплет:
в цельнометаллическую скобу, твердая обложка на пластиковую пружину на металлическую пружину термоклеевой переплет брошюровка на скобу
Размещение рекламы в «Российском юридическом журнале», журналах «Бизнес, Менеджмент, Право», «Российское право» и в других печатных изданиях
Услуги фотографа
ПРОДАЖА ЛИТЕРАТУРЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
по адресам:
ул. Комсомольская, 21, каб. 402 ул. Комсомольская, 23, каб. 306 ул. Колмогорова, 54,1-й этаж (киоск)