УДК 34 Горовой В.В., Проскунин М.К.
Горовой В.В.
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и правоохранительной деятельности Юридического института Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия)
Проскунин М.К.
студент
2 курс, Юридический институт Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия)
ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в последнее годы в Российской Федерации создается достаточное количество политических партий, преследующих различные цели и задачи. В связи с этим появляется необходимость. Целью написания научной статьи является рассмотрение и изучение влияния политических партий и общественных организаций на современную политическую систему государства и общества, а также определить последовательность влияние в ближайшей перспективе создания нового и совершенствования старого законодательства в данной области права. Актуальность темы заключается в том, что именно благодаря различному множеству политических партий в нашей стране сохранен институт демократии, хотя и переживает не самые лучшие времена, развиваются институты гражданского общества. Политические партии призваны совмещать всевозможные интересы различных социальных групп в одно целое политическое мышление. Исходя из этого правовой статус политических партий является основополагающим
элементом для осуществления их деятельности политических партий на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: политические партии, проблематика деятельности, гражданское общество.
Политическая партия в сегодняшней Российской Федерации понимается как достаточно устойчивая социально-политическая структура, которая обладает четко выверенным политическим курсом и обозначенными промежуточными и итоговыми целями, выражает и продвигает волю и интересы членов своей партии, а также поддерживающих ее граждан.
В современной России политические партии активно участвуют в общественной жизни государства, ведя агитацию и использую иные политические механизмы, участвуют в планировании политического курса нашего государства
Говоря об истории российских политических партий, стоит отметить, что они зачастую достаточно активно воздействовали на государственную власть, на широкий пласт население нашей страны так же случались прецеденты влияния на население и государственную власть другой страны с целью привлечения финансовых ресурсов и иной поддержки.
Всегда существовало большое количество партий с различными политическими взглядами, идеями и планами.
политической партии.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует ст. 13 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Мы считаем, что п.2 ст. 13 Конституции РФ не является политически пригодным, так как каждой сверхдержаве нужна определенная государственная идеология, прежде всего направленная на развитие национальных (государственных) интересов. Без появление всеобщей, структурированной идеологии с четко выраженными целями и поставленными промежуточными задачами обществу будет сложно осознать общий политический курс государства.
По нашему мнению, государственная идеология должна быть направленна прежде всего на внутри политические факторы, то есть патриотическое воспитание, развитие экономической и социальной связи субъектов
Говоря о социальном аспекте внутри политического развития, государства хочется отметить то, что в ближайшем времени требуется развивать социальные связи субъектов России, под этим подразумевается воспитание подростков разных национальностей в общих группах для их лучшей социализации и адаптации к различным культурам народов Российской Федерации.
Под экономическим развитием мною понимается адаптация отстающих регионов к современным экономическим реалиям. Как минимум в масштабе государства.
Полномочия политических партий в данном вопросе стоит расширить, внеся дополнения в ФЗ О политических партиях от 11.07.2001 N 95-ФЗ. Следует разрешить политическим партиям объединяться в так называемые, Партийные группы, задачей которых станет контроль за органами исполнительной власти в субъектах РФ.
Так же на сегодняшний день создание национальных партий является жизненно важным составляющим внутри и внешне политического успеха России. У каждого народа, проживающего на территории Российской Федерации, должна существовать свою национальная партия, которая на федеральном уровне сможет отстаивать интересы своего народа.
Однако так же необходимо внести определенные ограничения в полномочия данных политических сил во избежание разжигание межнациональной розни и расовой нетерпимости. Так же деятельность данных организаций обязаны контролировать органы исполнительной власти субъектов в зависимости от юридического и фактического нахождения партий.
На сегодняшний день существует одна из так называемых проблемных статей 282 УК РФ, которая не имеет отлаженного механизма работы и распространяет свое действие на представителей политических партий разного толка, что в свою очередь не является правомерным согласно законодательству Российской Федерации. Так же считаю необходимым провести реформирование квалификации по данному составу данного преступления.
Исходя из вышеперечисленного стоит сделать вывод, что для регуляции правовых механизмов для данного вида партий следует внести изменения в ст. 9 п.3 Федерального Закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ О политических партиях. Так же внести в данный ФЗ условия государственного контроля за вышеуказанными партиями. Полномочия по контролю возложить на ФСБ России и МВД России. Так же хотелось поговорить и о проблематике работы политических партий и общественных объединений предметно. В российском законодательстве существует понятие, все общественные объединения (партии) равны перед законом. Как показывает практика механизм данной нормы права серьезно нарушен, так как в последние годы резко увеличилось количество ликвидированных политических партий, закрытыми по причинам подозрения вышеупомянутых в террористической и экстремистской деятельности. В то же время партии, находящиеся в числе лидерах по количеству мандатов на разных уровнях власти (федеральной, региональной). Различное правовое отношение к
политическим партиям всех уровней делает шаткое политическое положение на территории Российской Федерации.
Примером проблемы деятельности политических партий можно отметить несменяемость власти в Российской Федерации. На протяжении двух десятилетий большую часть мандатов забирает правящая партия, Единая Россия. По этой причине у некоторого населения возникает недоверие к данной партии, которое в свою очередь является необоснованным. Этот факт как может показаться не помогает оппозиционным партиям, как следствие население практически полностью пытается отстраниться от политики.
Вторая проблема является следствием вышеупомянутой. К сожалению, скептицизм растет как к региональным отделениям партии, так и ко всей партии, Единая Россия, в целом. Согласно опросам проводимых, Центром социальных исследований и технологических инноваций ВШЭ, в 2018 году по поводу оценки деятельности правящей партии. 47% опрощенных дали положительную оценку, а 43% отрицательную. Решающим фактором сыграла пенсионная реформа.
По мнению политолога Булиной З.Ю. партии следует проводить более углубленное взаимодействие с населением, путем встреч представителей партии с населением и помощи решении как локальных, так и глобальных проблем населения на местах.
Третья основная проблема истолкованная многими политологами проблема - не системность оппозиции. Оппозиция по своей сущности не может быть в системе, так как любой демократический строй предусматривает достаточно большое количество политических партий, находящихся в оппозиции к действующей правящей партии государственной власти в целом, исходя из этого можно сделать вывод, что систематизация оппозиции приводит де факто к ее исчезновению, что может понести за собой тяжелые последствия для общества и государства Так же согласно ст.13, Конституции Российской Федерации, (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.)
Но не только не вышеперечисленные проблемы являются основополагающими в осуществлении политическими партиями своих функций. На сегодняшний день в Российской Федерации присутствуют проблемы деятельности при регистрации политических партий в Российской Федерации.
Политические партии и их региональные отделения занимают важнейшую роль в политико-правовом поле нашей страны. Первостепенным этапе к началу пути любой политической партии является ее государственная регистрация, которую осуществляет Министерство Юстиции Российской Федерации. В последние годы проводя анализ практики по судебным решениям Верховного, Конституционного судов, а также судов общей юрисдикции по мнению Аминова Г.Г. (соискатель кафедры конституционного и административного права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики") судебные решения носят неоднозначный характер. Зачастую приостановление деятельности политической партии приостанавливали из-за нехватки ее членов, что в свою очередь является формальным пунктом и не несет в себе как такого применения на практике.
Так же серьезной проблемой в Российской Федерации с каждым годом становится отказ принимать избрании кого-либо на региональном и федеральном уровнях (абсентеизм). С каждым годом ситуация ухудшается по следующим причинам.
1) Неверие в честность и непредвзятость при проведении выборов. То есть отсутствие демократии. По мнению многих граждан ни на что не повлияет при их явке на избирательный участок.
2) Отсутствие доверия граждан Российской Федерации ко многим институтам государственной власти.
3) Классовый разрыв в обществе. Граждане с низким доходом и уровнем жизни реже всего проявляют политическую активность.
4) Отголоски нестабильных 90-х годов прошлого столетия. Избирателям достаточно сложно решиться на выбор какого-либо кандидата из-за страха повторения экономически и социально тяжелого времени 90-х годов.
Данные проблемы являются основными в политической системе России на сегодняшний день. Для их решения следует вести грамотную, планомерную работу на всех без исключения уровнях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЖ Консультант Плюс;
2. Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция) // СПC Консультант Плюс;
3. Аминова, Г.Г. Государственная регистрация политических партий и их региональных отделений: Анализ судебной практики//Научная статья- № 76 // Г.Г. Аминова, Изд-во ООО Центр конституционных исследований 2018. С.1-3-188№1812-7126;
4. Булиной З.Ю. // Журнал Молодой ученый Международный научный журнал № 20 (362) / 2021// С.189;
5. Интернет-сайт // НИУ ВШЭ//
Proskunin M.K.
Gorovoy V.V.
Russian University of Transport (Moscow, Russia)
Proskunin M.K.
Russian University of Transport (Moscow, Russia)
LEGAL STATUS AND PROBLEMS OF POLITICAL PARTIES IN TERRITORY OF RUSSIA
Abstract: in recent years, a sufficient number of political parties have been created in the Russian Federation pursuing various goals and objectives. In this regard, there is a need. The purpose of writing a scientific article is to consider and study the influence ofpolitical parties and public organizations on the modern political system of the state and society, as well as to determine the sequence of influence in the near future of the creation of new and improvement of old legislation in this area of law..The relevance of the topic lies in the fact that it is thanks to the various sets of political parties in our country that the institution of democracy has been preserved, although it is not going through the best of times, and civil society institutions are developing. Political parties are called upon to combine all kinds of interests of various social groups into one whole political thinking. Based on this, the legal status ofpolitical parties is a fundamental element for the implementation of their activities ofpolitical parties on the territory of the Russian Federation.
Keywords: political parties, problems of activity, civil society.
Gorovoy V. V.,