МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета,
Москва, Россия, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru
МАЙСТРЕНКО Анна Григорьевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Москва, Россия, e-mail: annamajstrenko@yandex.ru
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Аннотация. Статья посвящена проблемам правового регулирования политических партий. Авторы анализируют основные направления правовой регламентации статуса политических партий основываясь на российском и зарубежном опыте. Подчеркивается важность детального регулирования деятельности политических партий. В ходе исследования исследованы основные проблемы, связанные с регистрацией политических партий, финансированием их деятельности, участием в выборах и организацией внутренней жизни партийных структур. Показаны недостатки правового регулирования деятельности политических партий и предложены практические рекомендации по его усовершенствованию.
Ключевые слова: политические партии, конституционное-правовое регулирование, регистрация, финансирование, выборы, Россия.
MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,
PhD in Law, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Open University for the Humanities and Economics, Moscow, Russia
MAISTRENKO Anna Grigorievna,
PhD in Law, associate Professor of Department of Civil and Entrepreneurial Law, All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russia, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines
of the Gubkin University, Moscow, Russia
ACTIVITIES OF POLITICAL PARTIES: POLITICAL AND LEGAL CHARACTERISTICS
Annotation. The article is devoted to the problems of legal regulation of political parties. The authors analyze the main directions of legal regulation of the status of political parties based on Russian and foreign experience. The importance of detailed regulation of the activities of political parties is emphasized. The study explored the main problems associated with the registration of political parties, the financing of their activities, participation in elections and the organization of the internal life of party structures. The shortcomings of the legal regulation of the activities of political parties are shown and practical recommendations for its improvement are proposed.
Key words: political parties, constitutional and legal regulation, registration, financing, elections, Russia.
чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-50-54 NIION: 2021-0079-2/23-78 MOSURED: 77/27-025-2023-02-78
Введение
Политические партии являются важнейшей составляющей демократического общества. Они представляют различные политические взгляды и идеологии, и их деятельность направлена на представление интересов граждан и участие в управлении государством. Политические партии участвуют в выборах и формируют правительства, а также выступают в качестве оппозиции, контролируя действия исполнительной власти и защищая права граждан [3; 8; 10; 12; 13; 14]. В демократическом обществе политические партии играют ключевую роль в формировании общественного мнения и организации гражданского участия в политических процессах [4; 5; 6] Они также способствуют развитию демократических институтов, в том числе законодательной власти, независимых средств массовой информации и т.д. Для того чтобы политические партии действительно могли представлять интересы граждан и участвовать в управлении государством, важно, чтобы они были легитимны в своей деятельности. Это включает в себя публичное раскрытие источников финансирования, открытость перед обществом и соблюдение этических стандартов. Кроме того, существуют различные механизмы, которые помогают обеспечить прозрачность и открытость деятельности политических партий. Это могут быть, например, требования к финансовой отчетности, обязательные процедуры внутрипартийной демократии, механизмы регулирования и контроля со стороны государственных органов власти и гражданского общества.
Одним из ключевых аспектов деятельности политических партий является разработка устава и программы, а так же избирательной платформы, которая отражает их политические убеждения и приоритеты. В рамках этой программы партии предлагают свои решения для различных вопросов и проблем, стоящих перед обществом, и конкурируют за поддержку избирателей. Важно отметить, что политические партии играют важную роль в формировании демократического общества, они помогают представлять интересы различных социальных групп и ориентировать государственную политику на решение наиболее актуальных проблем общества. Однако, чтобы эта роль была эффективной и соответствовала демократическим принципам, важно, чтобы деятельность политических партий была открытой и ориентированной на интересы граждан [9].
Общие тенденции
Проблемы правового регулирования политических партий остаются актуальными в настоящее время. Это связано с тем, что политические партии являются важным элементом демократической системы, но их деятельность не должна сопровождается нарушениями закона и каки-
ми-либо иными манипуляциями, которые могут подорвать доверие граждан к политическому процессу и демократии в целом. Среди основных насущных проблем функционирования политических партий в современном мире можно выделить следующие:
1. Недостаточная прозрачность финансирования партий. Часто финансовые источники политических партий остаются неясными, что создает возможность для коррупции и других видов правонарушений;
2. Несоответствие законодательства реальным потребностям общества. Напр., некоторые положения законодательства могут быть слишком жесткими и не учитывать общие мировые тенденции в деятельности политических партий, (ограничения по участию отдельных социальных групп в политической деятельности и т.д.);
3. Несоблюдение правил квотирования при формировании партийных списков. В ряде стран политические партии обязаны соблюдать квотирование по гендеру, национальной или другим признакам, однако часто эти правила не соблюдаются в полном объеме;
4. Неурегулированность вопросов, связанных с привлечением к ответственности за отдельные нарушения. Некоторые отступления от правовых норм в работе политических партий могут оставаться безнаказанными или меры ответственности слишком мягкими, что создает условия для повторения такого рода шагов в дальнейшем. Дополнительно, еще одной проблемой правового регулирования политических партий является их возможное влияние на политическую конкуренцию и сбалансированность представительства в парламенте. Например, если одна партия имеет значительное преимущество по сравнению с другими в предвыборном марафоне, это может привести к неравномерности представительства различных политических сил в парламенте и ослаблению демократических институтов (напр., КНР, Куба, КНДР). Дополнительной проблемой правового регулирования политических партий является их зависимость от определенных центров влияния, что может приводить к нарушению прав граждан и неравенству в обществе. Политические партии должны быть независимыми и представлять интересы всех слоев населения, а не только определенных групп.
Важно также отметить, что современные технологии, в частности, социальные сети и Интернет, имеют большое влияние на деятельность политических партий. Они позволяют политическим партиям эффективно взаимодействовать с гражданами и проводить избирательные кампании, но также могут создавать условия для распространения дезинформации и манипуляций [7; 11]. В целом, правовое регулирование полити-
ческих партий остается актуальной проблемой, которую необходимо решать с помощью правовой детализации правил и процедур, повышения прозрачности и независимости политических партий. Только тогда политические партии смогут выполнить свою роль в демократической системе и защитить права граждан.
Отечественная практика
Переходя к опыту партийного строительства в Российской Федерации необходимо отметить, что деятельность политических партий регулируется ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» [2]. При этом, в ст. 13 Конституции РФ закрепляется в качестве основы конституционного строя принцип многопартийности [1]. На наш взгляд, для улучшения правового регулирования политических партий в России необходимо усовершенствовать законодательство в отдельных областях:
- упростить процедуру регистрации политических партий, сократив количество необходимых документов и упростив процесс их подачи. Для упрощения процедуры регистрации партий необходимо сократить количество необходимых документов и упростить процесс их подачи. Это может включать в себя упрощение форм и процедур, уменьшение количества требований к структуре партии, а также упрощение требований к кандидатам на выборы, которые выдвигаются партией. Упрощение процедуры регистрации партий может способствовать увеличению конкуренции на политической арене, а также повысить интерес граждан к участию в политической жизни;
- увеличить государственное финансирование деятельности политических партий, чтобы уменьшить зависимость партий от частных спонсоров. Для уменьшения зависимости партий от частных спонсоров необходимо увеличить государственное финансирование деятельности партий. Это может способствовать тому, чтобы политические партии были более независимы от бизнеса и могли свободнее выражать свои политические взгляды. Увеличение государственного финансирования также может способствовать уменьшению коррупции в политике;
- упростить процедуру регистрации кандидатов от политических партий на выборах, чтобы расширить права граждан на участие в электоральных процессах. Для расширения прав граждан на участие в выборах необходимо упростить процедуру регистрации кандидатов от партий. Это может включать в себя упрощение требований к кандидатам и процедуры их регистрации, что способствует повышению уровня конкуренции на выборах и увеличению числа граждан, которые могут участвовать в выборах;
- ужесточить требования к организации внутренней жизни партий, чтобы обеспечить соблюдение законодательства в этой области. Для обеспечения соблюдения законодательства в области внутренней жизни партий необходимо ужесточить требования к организации внутренней жизни партий. Это может включать в себя ужесточение требований к финансовой отчетности, обязательную регистрацию членов партии и усиление ответственности партийных лидеров за нарушения законодательства в области внутренней жизни партий. Ужесточение требований к организации внутренней жизни партий может способствовать повышению прозрачности внутрипартийных процессов, снижению уровня коррупции и повышению доверия граждан к политическим партиям;
- усилить требования по отчетности о доходах и расходах политических партий, чтобы обеспечить прозрачность финансовых потоков, связанных с деятельностью партий. Это может помочь гражданам лучше понять, откуда приходят деньги, на что они тратятся, и насколько финансовые потоки партий соответствуют их заявленным политическим целям;
- ужесточить ответственность за нарушение законодательства о финансировании деятельности политических партий, чтобы обеспечить эффективный контроль за финансовыми потоками. Для обеспечения эффективного контроля за финансовыми потоками, связанными с деятельностью партий, необходимо ужесточить ответственность за нарушение законодательства о финансировании деятельности партий. Это может включать в себя ужесточение штрафов и наказаний за нарушения, а также усиление контроля и надзора со стороны государственных органов. Ужесточение ответственности за нарушение законодательства о финансировании деятельности партий может помочь снизить уровень противоправных действий в политической сфере и повысить доверие граждан к партийным структурам;
- обеспечение доступности и разнообразия информации о политических партиях и их программных документах. Для увеличения осведомленности граждан о партиях и их программах необходимо обеспечить доступность и разнообразие информации о партиях и их политических позициях. Это может быть достигнуто путем расширения возможностей для различных организаций и граждан предоставлять информацию о партиях, например, через Интернет, социальные сети, СМИ и т.д.;
- увеличение роли гражданского общества в контроле за деятельностью политических партий. Для укрепления демократических процессов необходимо увеличить роль гражданского обще-
ства в контроле за деятельностью партий. Это может быть достигнуто путем поддержки и развития общественных организаций, увеличения возможностей для общественного контроля за деятельностью партийных структур и расширения доступа к информации о финансовых потоках партий и их деятельности.
Заключение
В целом, данные рекомендации могут способствовать укреплению демократических про-
цессов в Российской Федерации, повышению уровня доверия граждан к политическим партиям и увеличению их участия в политической жизни страны. Необходимо проводить регулярные исследования в этой области общественных отношений, чтобы своевременно выявлять проблемы в партийном строительстве и разрабатывать эффективные меры по их оперативному разрешению.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.01.2023).
[2] Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/ (дата обращения: 12.01.2023).
[3] Моисеев А.М. Конституционное право граждан на объединение в политические партии и судебная практика его защиты: автореф. дисс. ... канд. юрид. н. - М., 2008. - 25 с.
[4] Назаров Д.А. Конституционно-правовые принципы идеологического и политического многообразия о политических партиях // Закон и власть. 2017. № 2. С. 28-31.
[5] Олькова О.Н. Информационная деятельность политических партий в Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы): дисс. ... канд. юрид. н. - М., 2009. - 191 с.
[6] Полунина Г.В. Современные тенденции в развитии политических партий: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Финансового университета. 2001. № 3 (19). - С. 58-66.
[7] Прончев Г.Б., Михайлов А.П. Виртуальные социальные среды как инструмент политической борьбы // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 11 (75). С. 3092-3101.
[8] Пузенцова Ю.А. Конституционно-правовое регулирование института общественных объединений и политический партий в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2020. № 10 (190). - С. 7-11.
[9] Рединская Т.В. Становление и развитие партий и партийных систем в европейских странах в Новейшее время и российский опыт: сравнительный историко-политологический анализ: автореф. дис. ... канд. ист. н. - М., 2006. - 28 с.
[10] Русинов В.И. Конституционное право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. н. - Екатеринбург, 1997. - 30 с.
[11] Строганов В.Б. Технологии политической манипуляции в Интернете: автореф. дис. ... канд. полит. н. - Екатеринбург, 2020. - 23 с.
[12] Цапко М.И. Конституционно-правовой статус региональных отделений политических партий в России: автореф. ... дисс. канд. юрид. н. - Ставрополь, 2011. - 24 с.
[13] Цапко М.И. Современное состояние и основные направления совершенствования законодательства о политических партиях // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32). - С. 78-84
[14] Чижик А.П. Актуальные вопросы конституционно-правового регулирования создания и деятельности политических партий в РФ // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: Материалы III международной научно-практической конференции, Москва, 12 декабря 2017 г. - М.: НОЧУ ВО «Московский экономический институт», 2017. - С. 112-120.
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(data obrashcheniya: 12.01.2023).
•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^
[2] Federal'nyj zakon ot 11.07.2001 № 95-FZ «O politicheskih partiyah» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/ (data obrashcheniya: 12.01.2023).
[3] Moiseev A.M. Konstitucionnoe pravo grazhdan na ob"edinenie v politicheskie partii i sudebnaya praktika ego zashchity: avtoref. diss. ... kand. yurid. n. - M., 2008. - 25 s.
[4] Nazarov D.A. Konstitucionno-pravovye principy ideologicheskogo i politicheskogo mnogoobraziya o politicheskih partiyah // Zakon i vlast'. 2017. № 2. S. 28-31.
[5] Ol'kova O.N. Informacionnaya deyatel'nost' politicheskih partij v Rossijskoj Federacii (konstitucion-no-pravovye problemy): diss. ... kand. yurid. n. - M., 2009. - 191 s.
[6] Polunina G.V. Sovremennye tendencii v razvitiipoliticheskih partij: zarubezhnyj opyt i rossijskie realii // Vestnik Finansovogo universiteta. 2001. № 3 (19). - S. 58-66.
[7] Pronchev G.B., Mihajlov A.P. Virtual'nye social'nye sredy kak instrument politicheskoj bor'by // Voprosy politologii. 2021. T. 11. № 11 (75). S. 3092-3101.
[8] Puzencova Yu.A. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie instituta obshchestvennyh ob"edinenij i politicheskij partij v Rossijskoj Federacii // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2020. № 10 (190). - S. 7-11.
[9] Redinskaya T.V. Stanovlenie i razvitie partij i partijnyh sistem v evropejskih stranah v Novejshee vre-mya i rossijskij opyt: sravnitel'nyj istoriko-politologicheskij analiz: avtoref. dis. ... kand. ist. n. - M., 2006. -28 s.
[10] Rusinov V.I. Konstitucionnoe pravo grazhdan na ob"edinenie v politicheskie partii v Rossijskoj Federacii (problemy teorii i praktiki): avtoref. dis.... kand. yurid. n. - Ekaterinburg, 1997. - 30 s.
[11] Stroganov V.B. Tekhnologii politicheskoj manipulyacii v Internete: avtoref. dis. ... kand. polit. n. -Ekaterinburg, 2020. - 23 s.
[12] Capko M.I. Konstitucionno-pravovoj status regional'nyh otdelenij politicheskih partij v Rossii: avtoref. ... diss. kand. yurid. n. - Stavropol', 2011. - 24 s.
[13] Capko M.I. Sovremennoe sostoyanie i osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya zakonod-atel'stva o politicheskih partiyah // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. 2013. № 2 (32). - S. 78-84
[14] Chizhik A.P. Aktual'nye voprosy konstitucionno-pravovogo regulirovaniya sozdaniya i deyatel'nosti politicheskih partij v RF // Tendencii i perspektivy razvitiya sociotekhnicheskoj sredy: Materialy III mezhdunar-odnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 12 dekabrya 2017 g. - M.: NOCHU VO "Moskovskij eko-nomicheskij institut", 2017. - S. 112-120.
J
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИи издает научные журналы
• Научно-правовой журнал «Образование и правое, рекомендованный БАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц
■ЛПШПМП Л1ЯЫ * Научно-правовой журнал «Право и жизнь», ЮРКОМПАКИ рецензируемый (РИНЦ, Е-Шгагу), выходит 1 раз
www.law-books.ru вЗмесяца.
Г
штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^