DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-15-18 ТХАБИСИМОВА Людмила Аслановна,
NIION: 2018-0076-4/22-576 доктор юридических наук, профессор,
MOSURED: 77/27-023-2022-4-775 заведующая кафедрой конституционного
и муниципального права Юридического института ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный
университет», e-mail: thabisimovala@mail.ru
БИЦИЕВА Эмма Владимировна,
аспирант кафедры государственного права юридического факультета ФГБОУ «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», e-mail: emma.bitcieva@list.ru
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена роли политических партий в формировании современного конституционализма, а также вопросам совершенствования конституционно-правовой регламентации обязанностей политических партий, как участников избирательных правоотношений на современном этапе. Уделяется внимание взаимосвязи деятельности политических партий в реализации концепции суверенной демократии.
Ключевые слова: конституционно-правовые обязанности, избирательные правоотношения, выборы, политические партии, конституционализм, суверенная демократия, конституционно-правовая ответственность.
THABISIMOVA Ludmila Aslanovna,
Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Law Institute, Pyatigorsk State University
BITSIEVA Emma Vladimirovna,
Postgraduate Student of the Department of State Law of the Faculty of Law, Khetagurov North Ossetian State University
POLITICAL PARTIES AND THEIR ROLE IN THE FORMATION OF MODERN CONSTITUTIONALISM IN RUSSIA
Annotation. The article is devoted to the role of political parties in the formation of modern constitutionalism, as well as to the issues of improving the constitutional and legal regulation of the duties of political parties as participants in electoral legal relations at the present stage. Attention is paid to the relationship between the activities of political parties in the implementation of the concept of sovereign democracy.
Key words: constitutional and legal obligations, electoral relations, elections, political parties, constitutionalism, sovereign democracy, constitutional and legal responsibility.
Конституционализм в России представляет собой совокупность взглядов и идей, развитие которых направлено на реализацию социальных целей и ценностей, закреплённых в Конституции. Конституционализм
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
- не только основа формирования конституционного права, но и одно из ключевых условий для построения современного правового государства.
С.А. Авакьян справедливо связывает конституционализм с четырьмя ключевыми аспек-
тами: конституционными идеями; наличием соответствующего нормативного правового фундамента; достижением определенного фактического режима; системой защиты конституционного строя и конституции [4, с. 165]. Совокупность этих правовых представлений и реализация их в конституционной практике дает нам возможность всесторонне исследовать конституционализм и рассматривать его не только как правовой, но и социальный феномен, учитывая специфику содержания и тенденцию к развитию.
Рассматривая конституционализм, нельзя обойти такую составляющую как народовластие, его реализацию и процесс его совершенствования. Безусловно, говоря о современной демократии, мы говорим о политических партиях, т.к. партия, представляя собой один из ключевых элементов политической системы общества, помогает демократическому режиму устойчиво реализовываться.
В России на конституционном уровне закрепляется идеологический плюрализм и многообразие (ч. 1 ст. 13), постулируется отсутствие общеобязательной идеологии (ч. 2 ст. 13), провозглашается многопартийность (ч. 3 ст. 13), закрепляется равенство перед законом общественных объединений и, следовательно, политических партий (ч. 4 ст. 13), установлен запрет экстремистской деятельности: «Создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» в Российской Федерации запрещается (ч. 5 ст. 13) [1].
Положение о том, что политические партии действуют гласно, а информация об их учредительных и программных документах является общедоступной, что отвечает требованию ч. 4 ст. 29 Конституции РФ [1]. В ней устанавливается, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом...» [1].
Исключительное значение имеет и положение о создании равных возможностей для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления членам политической партии - гражданам различных национальностей.
Это положение позволяет преодолеть тенденцию к созданию моно национальных политических партий. Одновременно оно открывает возможность гражданам различных национальностей
выдвигаться не только на высокие посты в политической партии, членами которой они являются, но и с помощью политических партий занимать высокие государственные должности на федеральном и региональном уровне, а также руководящие должности в системе местного самоуправления [6].
Важнейшей формой объединения считается политическая партия.
Основными целями политической партии являются:
а) формирование общественного мнения. В ФЗ «О политических партиях» не указано, по каким параметрам и какими методами политическая партия формирует общественное мнение [2]. Но из юридической логики данного закона следует, что общественное мнение формируется в соответствии с целями и задачами партии, утвержденными в ее программе и уставе;
б) политическое образование и воспитание граждан. Здесь указанный закон не уточняет, о каком политическом образовании и воспитании граждан идет речь - то ли в общем русле государственной политики, то ли на основе программных идей партии. На наш взгляд, это положение нуждается в разъяснении Конституционного Суда РФ;
в) целями и задачами политической партии по ФЗ «О политических партиях» являются выражение мнений граждан по различным вопросам общественной жизни и доведение этих мнений до сведения широкой общественности, а также органов государственной власти. Речь идет о возможности свободного изложения своего видения проблем развития российской действительности членами партии с последующим доведением указанных мнений до широкой общественности и органов государственной власти. Однако в данном Законе ничего не сказано о формах обратной связи политической партии с населением;
г) выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти, а также в представительные органы местного самоуправления; кроме того, участие в выборах в указанные органы и участие в их работе [5].
Запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий - один из важных признаков демократического государства.
Можно сделать вывод о том, что в России политические партии являются одним из институтов гражданского общества, специфическим видом общественных объединений, создаваемых в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Своеобразным «ядром» конституционно-правового статуса политических партий являются права и обязанности. При этом, руководящие органы партий и их региональных отделений обладают полномочиями, имеющими юридическую природу аналогичную полномочиям руководящих органов иных коллективных субъектов правоотношений.
Существующее многообразие конституционно-правовых исследований статуса политических партий в целом, равно как и их обязанностей, в частности, не снимает с повестки совершенствования законодательства ряд значимых вопросов. Это вопросы как общетеоретического правового и социально-политического характера, так и носящие во многом прикладной характер вопросы совершенствования избирательного законодательства и законодательства о политических партиях.
Значимость анализа направлений совершенствования конституционно-правовых обязанностей политических партий обуславливается их местом в избирательной системе в качестве основных участников выборов в органы государственной власти и значимых участников выборов в органы местного самоуправления, или, как сформулировал Конституционный Суд РФ: «основных коллективных субъектов избирательного процесса» [3].
Так, среди первых назовём проблематику повышения транспарентности партийного управления и принятия решений, повышения доверия избирателей и к самим партиям и избирательной системе в целом, вопросы повышения правовой культуры внутрипартийной жизни [7].
Среди вторых можно упомянуть такие вопросы, как дискуссию об обязательности прай-мериз и вопросах его конституционно-правового регулирования, вопросы равного доступа к СМИ и т.д. политических партий при осуществлении предвыборной агитации, вопросы взаимодействия политических партий, их избранных в органы публичной власти представителей с избирателями, проблемы регламентации и распространения практики наказов избирателей и многие другие.
Российская Федерация, являясь актором международных отношений, участником мировых процессов, должна поддерживать свою конкурентоспособность не только в экономическом смысле, но и в политическом. Именно для развития такой формы конкурентоспособности актуализируется
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
проблематика формирования и развития политических партий. Совершенствование партийной системы и систематическая актуализация законодательства в этой сфере возможна только на конституционном уровне.
Основополагающие ценности и цели государства закреплены в Конституции, вместе с тем, именно на них базируются программы существующих и создающихся новых партий. Партия, в свою очередь, представляя собой политический рычаг, реализует установленные задачи по воплощению в жизнь основных конституционных ценностей и в частности концепцию суверенной демократии.
^исок литературы:
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.03.2022).
[2] Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_32459/ (дата обращения: 12.03.2022).
[3] Постановление от 13 апреля 2017 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40, частей 10 и 11 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктов 2 и 3 части 1 статьи 128 и части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой граждан И.Л. Трунова и М.В. Юревича» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_215492/ (дата обращения: 12.03.2022).
[4] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - 2-е изд. - М.: РЮИД, 2000. - 528 с.
[5] Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» / А.Н. Аверьянов, Н.А. Васецкий, Ю.К. Малов. - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2003. - 253 с.
[6] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. - 959 с.
[7] Тхабисимова Л.А., Цапко М.И. Защита избирательных прав в контексте перспективных направлений совершенствования нормативной регламентации электоральных процедур и технологий // Избирательное законодательство и практика. - 2020. - № 1. - С. 14 - 19.
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 12.03.2022).
[2] Federal'nyj zakon "O politicheskih partiyah" ot 11.07.2001 № 95-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_32459/ (data obrashcheniya: 12.03.2022).
[3] Postanovlenie ot 13 aprelya 2017 goda № 11-P «Po delu o proverke konstitucionnosti chasti 2 stat'i 40, chastej 10 i 11 stat'i 42 Federal'nogo zakona «O vyborah deputatov Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii», punktov 2 i 3 chasti 1 stat'i 128 i chasti 10 stat'i 239 Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Fed-
eracii v svyazi s zhaloboj grazhdan I.L. Trunova i M.V. YUrevicha» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_215492/ (data obrashcheniya: 12.03.2022).
[4] Avak'yan S.A. Konstituciya Rossii: priroda, evolyuciya, sovremennost' / 2-e izd. - M.: RYUID, 2000. - 528 s.
[5] Kommentarij k Federal'nomu zakonu «O politicheskih partiyah» / A.N. Aver'yanov, N.A. Vaseckij, YU.K. Malov. - M.: YUrajt-M; Novaya Pravo-vaya kul'tura, 2003. - 253 s.
[6] Postatejnyj kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii / Pod obshch. red. V.D. Karpovicha. -M.: YUrajt-M; Novaya Pravovaya kul'tura, 2002. -959 s.
[7] Thabisimova L.A., Capko M.I. Zashchita izbiratel'nyh prav v kontekste perspektivnyh naprav-lenij sovershenstvovaniya normativnoj reglamentacii elektoral'nyh procedur i tekhnologij // Izbiratel'noe zakonodatel'stvo i praktika. 2020. № 1. - S. 14-19.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022