Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ'

ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические партии / парламентаризм / представительные органы / избирательная система / избирательное право / земские органы / демократический централизм / российская многопартийность / общественное объединение.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бициева Э.В.

В данной статье рассматриваются вопросы становления и развития политических партий и их конституционно-правовое положение в России. Автор рассматривает вопросы важности формирования системы выборных представительных органов и делает выводы о том, что реформирование конституционно-правового статуса политических партий сыграло и продолжает играть огромную роль в формировании современного облика политической и избирательной систем нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-126-132 NIION: 2018-0076-2/22-445 MOSURED: 77/27-023-2022-2-644

БИЦИЕВА Э.В.,

аспирантка кафедры государственного права юридического факультета ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», e-mail: emma.bitcieva@list.ru

ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы становления и развития политических партий и их конституционно-правовое положение в России. Автор рассматривает вопросы важности формирования системы выборных представительных органов и делает выводы о том, что реформирование конституционно-правового статуса политических партий сыграло и продолжает играть огромную роль в формировании современного облика политической и избирательной систем нашей страны.

Ключевые слова: политические партии, парламентаризм, представительные органы, избирательная система, избирательное право, земские органы, демократический централизм, российская многопартийность, общественное объединение.

BITSIEVA E.V.,

postgraduate student of the Department of State Law of the Faculty of Law «North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov»

EVOLUTION OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF POLITICAL PARTIES AND THEIR REGIONAL BRANCHES AS

ELECTION PARTICIPANTS

Annotation. This article discusses the formation and development of political parties and their constitutional and legal status in Russia. The author examines the importance of forming a system of elected representative bodies and concludes that the reform of the constitutional and legal status of political parties has played and continues to play a huge role in shaping the modern appearance of the political and electoral systems of our country.

Key words: political parties, parliamentarism, representative bodies, electoral system, electoral law, zemstvo bodies, democratic centralism, Russian multiparty system, public association.

Появление в России политических партий приходится на вторую половину XIX века. В царской России свобода союзов была предельно урезана. Статья 80 Основных Государственных Законов, провозглашавшая это право, тут же ограничивала его «целями, не противными законам». Далее она отсылала к закону, который определяет «условия образования обществ и союзов, порядок их действий.., порядок закрытия...» [1].

В частности, базой для формирования либеральных и демократических политических партий России стало земское движение. Политические тенденции земских органов проявились с самого их возникновения. В 1865 г. Петербургское земское собрание настаивало на создании централь-

ного земского учреждения, в 1867 г. потребовало участия земства в законодательной работе. В 1867 г. правительственный Сенат возлагает на губернаторов контроль за личным составом земских органов, а Государственный совет запрещает публикацию земских отчётов [2].

Ограничение деятельности земских органов правительством не давало значительных результатов - движение усиливалось и ширилось. Земские органы проводили свои территориальные съезды, на которых формулировали свои требования.

Легальная деятельность политических партий была обусловлена принятием Манифеста 17 октября 1905 года. Данным актом Николай II установил «незыблемые основы гражданской свободы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

Отмечается, что «избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям:

- по землевладельческой курии - быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей.

- по городской курии - быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим.

- по крестьянской курии - иметь домовладение;

- по рабочей курии - быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола» [2].

Считалось, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты»[2].

Послереволюционный период 1917-1920 гг. на фоне гражданской войны, интервенции и разрухи «стал последним в судьбе большинства российских политических партий, откровенно враждебных революции» [4. С. 56].

В выборах в Советы на этапе 1917 года участвовали выдвиженцы различных партий и политических движений. И если складывалась ситуация, когда избранные члены Советов не устраивали избирателей, применялся сложившийся ещё до событий ноября 1917 года отзыв депутата, то есть ни что иное, как так называемый «императивный мандат»: «...Ленин называл право отзыва демократическим правом, позволяющим народу наиболее полно осуществить свою волю. Оно тоже родилось еще до Октября. Уже в «Проекте Наказа при выборах делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов», опубликованном в газете «Правда» 7 мая 1917 г., говорилось о праве отзыва. Оно фактически и использовалось для изгнания из Советов соглашателей и замены их большевиками. Именно так поступили рабочие Сестрорецкого оружейного завода, завода Барановского, фабрики «Скороход»» [5].

Таким образом, указанный институт появляется ещё до принятия первой Конституции РСФСР 1918 года, и, как указывает О.И. Чистяков, применяется в ходе политической борьбы между сторонниками разных политических партий [5].

Анализируя конституционно-правовые основы зарождения и становления нового этапа

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

государственного строительства страны, - советский, О.И. Чистяков отмечает следующее: «В первой Конституции РСФСР 1918 года Россия объявлялась республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Россия стала федеративным государством. С образованием Советского государства сложилась единая вертикаль Советов, основанная на строгой иерархии их различных уровней. Решения вышестоящих органов были обязательными для нижестоящих, вышестоящие Советы осуществляли руководство нижестоящими. Высшей представительной властью в регионах являлись областные и губернские (окружные) съезды Советов, которые избирались населением по различным нормам представительства. Конституция РСФСР устанавливала определенные ограничения количественного состава региональных съездов советов: в областных съездах могло быть не более 500 депутатов, в губернских (окружных) - не более 300 депутатов. Съезды Советов избирали свои исполнительные органы - исполнительные комитеты, которые были ответственны перед избравшими их Съездами» [5].

К 1920 году фактически ликвидирована многопартийность в России - РСФСР. Начинался этап однопартийной системы в истории нашей страны и в эволюции политических партий. Участие в выборах в парламент - Верховный Совет СССР и парламенты субъектов Союза ССР - Верховные Советы советских республик, в советы иных субъектов СССР для единственной политической партии страны - КПСС проходило без конкуренции с другими политическими партиями. Советы народных депутатов не были постоянно действующими представительными органами. Анализируя сложившуюся на региональном уровне систему выборных представительных органов, Д.М. Мириджанян указывал на особенности организации власти в период между сессиями, в рамках которых осуществлялись представительская и нормотворческая функция Советов: «...В период между их сессиями действовали избираемые Съездами центральные исполнительные комитеты, которые в свою очередь формировали из своего состава президиумы, действовавшие в качестве высших органов власти республики в период между сессиями центральных исполнительных комитетов. Центральным исполнительным комитетам республик предоставлялось право принимать законы, имеющие обязательную силу на территории соответствующей республики. Таким образом, законодательная и исполнительная власть, как в центре, так и в субъектах Федерации сосредотачивалась в одних и тех же руках» [6].

Таким образом, партия активно участвовала в выборах в Советы, члены партии составляли значительную часть народных депутатов, ориентируясь при принятии решений на важнейшие партийные программные документы, решения партийных Съездов и т.д. В период между сессиями выборного представительного органа партийные органы в соответствующих регионах осуществляли контроль в отношении сформированных Советами исполнительно-распорядительных органов, осуществляли роль «руководящую и направляющую» (формулировка статьи 6 Конституции СССР, ниже этот аспект будет освещен более подробно).

Г.В. Барабашев, анализируя особенности организации системы Советов, отмечал: «...каждый областной, краевой Совет из числа своих депутатов избирал постоянные комиссии и исполнительный комитет. В составе комиссий работало большое количество депутатов Совета (более 80%). С принятием Конституции СССР 1977 года партия получила конституционный статус. Положения нового советского Основного Закона гласили: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу» (ст. 6 Конституции (Основного Закона) Союза ССР) [8]. Сформировавшаяся правовая система советского государства не предполагала закрепления и реализации принципа разделения властей. Принцип «Вся власть Советам» продолжал оставаться центральным принципом построения системы государственного управления, соответственного, в СССР в целом, в союзных республиках, в других национально-автономных и территориальных субъектах СССР, государственная власть принадлежала представительным органам государственной власти (Советам народных депутатов), представлявших собой целостную иерархически-организованную систему представительных органов, организованных на основе принципа «демократического централизма» [9. С. 27].

В действительности же вся власть в полном объеме принадлежала Коммунистической партии Советского Союза, поэтому в данный период в высшим органом государства выступал Президиум Верховного Совета, возглавляемый Председателем.

Этот коллегиальный орган, формально наделенный довольно широкими полномочиями, в действительности не выступал в качестве самостоятельной, независимой силы, а являлся только частью сложного политического института советской власти, включавшего в себя высшие партий-

ные органы, в том числе - Центральный комитет КПСС и, наиважнейший центр принятия партийных решений - Политическое бюро (Политбюро) ЦК КПСС, иных высших общесоюзных органов партии, при этом Председатель и Секретарь Президиума в значительном числе случаев подписывали правовые акты без какого-либо коллегиального рассмотрения.

Советы соответствующего уровня учреждали исполнительно-распорядительные органы, им подотчетные. Анализируя сложившуюся систему, Л.А. Тхабисимова и Э.С.-М. Ахъядов указывают на следующее: «Советы, несмотря на наличие принципа демократического централизма, демонстрируют ряд черт, присущих самостоятельным представительным органам, в том числе - аналог конституционно-правовой ответственности перед населением, то существовавшие в дореволюционный и советский период развития нашего государства на территории края органы, осуществлявшие исполнительно-распорядительные функции - например, губернаторы и исполнительные комитеты краевых Советов, не могут в полной мере считаться органами исполнительной власти» [9. С. 28].

Большое значение для формирования системы выборных представительных органов имел Закон СССР от 25 июня 1980 года № 2351-Х «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов» [10], закреплявший, что «...краевой, областной Совет народных депутатов, Совет народных депутатов автономной области, автономного округа является органом государственной власти в крае, области, автономной области, автономном округе. Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов решает все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводит в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководит деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвует в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, а Совет народных депутатов автономной области, автономного округа - также вопросов краевого, областного значения, вносит по ним свои предложения» [11].

Выборы в указанные представительные органы проводились на основе положений Закона РСФСР от 3 августа 1979 «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР» [12]. Важнейшей из электоральных процедур продолжало оставаться не само голосование - так как голосование проводилось за единственного кандидата и на нем, фактически, проходило не избрание, а

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

утверждение кандидатуры. Более важным с точки зрения персонификации кандидатов была процедура выдвижения.

Положения Закона РСФСР от 3 августа 1979 «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР» закрепляли перечень субъектов выдвижения кандидатов - это партийные организации КПСС, организации профессиональных союзов, ВЛКСМ (комсомольские организации), кооперативные и другие общественные организации в лице их краевых, областных и окружных органов, трудовые коллективы и собрания военнослужащих в воинских частях (статья 35).

Все присутствующим на собраниях по выдвижению кандидатов имели право обсуждать кандидатуры, выступать в их поддержку или давать им отводы (статья 35), решения о выдвижении принимались после обсуждения на голосовании большинством голосов (статья 35).

В таком формате системы выборов в органы народного представительства на региональном уровне и системы собственно этих органов просуществовали до конца 80-х годов ХХ века. Отметим, что несмотря на ставшее традиционным критическое отношение к положениям статьи 6 советского Основного Закона, нельзя не указать на то, что это была не трансформация конституционно-правового статуса партии, а констатация.

Действительно, к моменту принятия новой советской Конституции партия, собственно, и являлась «руководящей и направляющей силой», при этом, непосредственное вмешательство её в деятельность представительных и исполнительно-распорядительных органов СССР не было регламентировано на законодательном уровне, советская система институционализировалась таким образом, что кроме основных программных документов и решений очередных партийных съездов и конференций, а также оперативного взаимодействия управленческих и партийных структур, необходимости в специализированном законодательстве, регламентирующим реализацию руководящего и направляющего участия партии в государственном управлении не возникало [13].

Однако в конце 80-х годов ХХ века ситуация начала стремительно меняться. Начался этап политической конкуренции. Рассмотрим участие политических партий в выборах на указанном этапе.

В 1990 году, после отмены 6 статьи Конституции СССР в её советской «партийной» редакции, начинается процесс отделения партии от Советов. Как указывает В.В. Иванов, «.в марте 1990 года прошли первые (и последние) свободные выборы в Советы всех уровней» [14. С. 18], в выборах приняли участие члены КПСС, беспар-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

тийные граждане, представители различных политических союзов и движений, но не представители иных, кроме КПСС политических партий - в СССР на тот момент именно политические партии, альтернативные КПСС существовали ещё неофициально, находились в стадии формирования.

Первой политической партией, зарегистрированной в СССР в тот исторический период, была Либерально-Демократическая партия, фактически существовавшая с декабря 1989 года, зарегистрированная Министерством юстиции СССР 12 апреля 1991 года.

В течение ХХ века сложились основные модели структуры политических партий. Так, выделяются, во-первых, так называемая «открытая модель» где «.отсутствует законодательное закрепление положения политических партий и их региональных структур, региональные структуры в своей деятельности могут опираться на правовые обычаи и нормы, закрепляющие свободу организаций, избирательные права и порядок проведения выборов (например, Великобритания, США)» [16. С. 9-10]. Далее, отметим ««модель частичной регламентации», когда нормативно закреплены наиболее важные аспекты деятельности партий и их региональных структурных подразделений, как правило, это финансирование и порядок участия в избирательной кампании (например, Испания, Франция) [...] «модель детального закрепления, согласно которой законодательство подробно регламентирует деятельность политических партий и их региональных отделений (например, ФРГ); модель специального закрепления, согласно которой законодательство устанавливает специальное требование о наличии региональных структур у политических партий и требования к их минимальному количеству и численности (например, Россия, Мексика)» [16. С. 9-10].

Отдельно указывается на возможность полного запрета партийной деятельности - «запретительную модель» [16. Там же.]. В период 90-х годов ХХ века, который можно с определенной долей условности назвать периодом возрождения российской многопартийности. Важнейшей вехой новейшей истории партийного строительства в России стало принятие ФЗ «О политических партиях» в 2001 году и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (далее в тексте - ФЗ «Об основных гарантиях.»).

В рассматриваемый период нормативно-правовое регулирование участия политических партий в избирательных кампаниях на региональном уровне совершенствовалось не только на национальном, но и на международном уровне.

Как отмечает Л.А. Нудненко, «в 2002 году перечень лиц, ограниченных в реализации пассивного избирательного права, предусмотренных статьей 32 Конституции Российской Федерации, был дополнен путем внесения пункта 3.2 в статью 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 676-ФЗ» [18].

Положения статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях.» устанавливают запрет на участие в выборах в качестве кандидатов на выборные должности (в том числе - в случае выдвижения политической партией), либо на участие политических партий в выборах если они в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых материалах призывали к совершению деяний, определяемых в статье 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.

Рассматриваемый этап завершился весной 2012 года, когда конституционно-правовая регламентация статуса политических партий была существеннейшим образом трансформирована.

Первая, наиболее значимая тенденция развития современного состояния политических партий, определившая дальнейшее развитие конституционного законодательства и партийного строительства на десятилетие вперёд, изучена весьма подробно и обстоятельно, но о неё, в связи с её значимостью для анализа конституционно-правового статуса политических партий просто нельзя не сказать. Речь идёт об трансформациях конституционно-правовой регламентации статуса политических партий, а также - о корректировке избирательного законодательства (что повлекло, самое главное, существенное упрощение требований к численности партии), положениями Федерального закона от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»», Федерального закона от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и

исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» и Федерального закона от 2 мая 2012 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления».

Пересмотр нормативных требований к численности политических партий носил в определенной степени радикальный характер. Особенно значим в рамках предмета нашего настоящего исследования третий, из упоминаемых выше актов, - что вводил обязательность избрания глав субъектов РФ населением (с выдвижением кандидатов политическими партиями, а также, если это прямо предусмотрено соответствующим законом субъекта федерации - самовыдвижением).

В период действия норм указанных федеральных законов «либерализация» законодательства о конституционно-правовом статусе политических партий и их участии в выборах достигла своего пика.

Центральные место в системе нормативно-правовой регламентации в сфере конституционного положения политических партий в качестве субъектов регионального избирательного процесса с 2001 года занимает действующий в настоящее время Федеральный закон «О политических партиях».

В соответствии со статьей 36 Федерального закона «О политических партиях», политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Федерации. 2013 год в истории развития избирательного законодательства России ознаменовался появлением нового избирательного ценза, нарушение которого грозит применением мер конституционно-правовой ответственности кандидатов на выборах в субъектах РФ, закрепленным в п. 3.3 ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях.» в качестве условия реализации пассивного избирательного права при проведении выборов всех представительных органов государственной власти и выборных должностных лиц обязанности кандидата к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денеж-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

ных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Порядок проверки выполнения этого условия определен утвержденным Указом Президента РФ Положением «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средства, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту РФ предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» от 06.06.2013 г.

Некоторый откат от «либерализующих» изменений наблюдался спустя несколько лет, с принятием двух федеральных законов. Первый из них, ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 апреля 2013 № 30-ФЗ, внёс изменения в положения ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части установления возможности закрепления в конституции (уставе) субъекта федерации возможности отказа от прямых выборов высшего должностного лица населением.

Второй, ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» от 5 мая 2014 № 95-ФЗ, разделил конституционно-правовой статус политических партий в части обязательности сбора подписей в поддержку выдвигаемых кандидатов на общий (политическая партия обязана представить подписи в поддержку выдвигаемых кандидатов, за исключением муниципальных выборов) и специальный (партии освобождены от сбора подписей на всех видах выборов, кроме выборов Президента, если они ранее получили поддержку избирателей на прошедших выборах).

Несмотря на эти «два шага назад», реформирование конституционно-правового статуса политических партий сыграло и продолжает играть огромную роль в формировании современного облика политической и избирательной систем нашей страны. Большое значение имело и продолжающееся совершенствование законодательства в отношении требований к кандидатам, выдвигаемых политическими партиями.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

Список литературы:

[1] Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2003. - СПС «Гарант».

[2] Коркунов Н.М., Русское государственное право: Введение и общая часть 6-е изд. Т. 1 / Под ред. и с доп.: Авалов З.Д., Горенберг М.Б., Соколов К.Н. СПб., 1908. // Интернет-сайт. URL:http:// lawlibrary.ru/izdanie6428.html

[3] Маросейкина М.Н. История политических партий и движений // Интернет-сайт «Социальное гуманитарное образование». // Интернет-сайт. URL: http://humanities. edu.ru/db/msg/1223

[4] Российские либералы: кадеты и октябристы. - М.,1996. С. 56.

[5] История отечественного государства и права: учебник. Часть 2. (3-е издание, переработанное и дополненное) /под ред. О.И. Чистякова.

- М.: Юристъ, 2002.

[6] Мириджанян Д.М. Конституционно-правовой статус законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: монография. Ставрополь, 2004.

[7] Барабашев Г.В. Областной, краевой Совет депутатов трудящихся. - М.: Мысль, 1967.

- С. 12.

[8] Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, // Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 41, ст. 617

[9] Тхабисимова Л.А., Ахъядов Э.С.-М. О конституционно-правовой ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с учетом нормотворчества и правоприменительной практики по Северо-Кавказскому федеральному округу): монография. М.: Проспект, 2020. С. 27.

[10] Закон СССР «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов» от 25.06.1980 № 2351-Х // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. № 27. Ст. 526.

[11 Комментарий к Закону СССР «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов» от 25.06.1980 № 2351-Х // Комментарий для системы «ГАРАНТ».

[12] Закон РСФСР от 03.08.1979 (ред. от 20.03.1987) «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР, 1979, № 32, ст. 784.

[13] Mицкевич А.В. Избранное I Сост. и авт. предисловия Е.А. Юртаева. M: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2010. 304 с.

[14] Иванов В.В. Путинский федерализм. M.: Территория будущего. 2008. С.18.

[15] Mарданшин M.R Становление и развитие института президентства в Республике Татарстан: 1991-2008 гг. Автореферат, канд.ист.н. Казань, 2008.

[16] Цапко M.K Конституционно-правовой статус региональных отделений политических партий в России. Автореферат. канд.юрид.наук.

- Ставрополь, 2011. С. 9-10.

[17] Mухаметов Р.С. Политические партии в Свердловской области: этапы развития II Studia Humanitatis. 2013. № 3.

[18] Нудненко Л.А. Пассивное избирательное право в России: проблемы правовой регламентации. M.: Юрлитинформ, 2016

[19] Нудненко Л.А. К вопросу о правовом регулировании народовластия в России II Государство и право. 2012. № 7. С. 16-17.

[20] Бегзадян А.С., Белявский Д.С., Крутова M.^, Цапко M.K Избирательное право Российской Федерации учебное пособие I Ставрополь, 2014.

Spisok literatury:

[1] Chistyakov O.I. Konstituciya RSFSR 1918 goda. Izd. 2-e, pererab. - M.: IKD "Zercalo-M", 2003.

- SPS «Garant».

[2] Korkunov N.M., Russkoe gosudarstvennoe pravo: Vvedenie i obshchaya chast' 6-e izd. T. 1 I Pod red. i s dop.: Avalov Z.D., Gorenberg M.B., Sokolov K.N. SPb., 1908. II Internet-sajt. URL:http:II lawli-brary.ruIizdanie6428.html

[3] Marosejkina M.N. Istoriya politicheskih partij i dvizhenij II Internet-sajt «Social'noe gumanitarnoe obrazovanie». II Internet-sajt. URL: http:IIhumanities. edu.ruIdbImsgI1223

[4] Rossijskie liberaly: kadety i oktyabristy. -M.,1996. S. 56.

[5] Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: uchebnik. CHast' 2. (3-e izdanie, pererabotan-noe i dopolnennoe) Ipod red. O.I. CHistyakova. - M.: YUrist", 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Miridzhanyan D.M. Konstitucionno-pravovoj status zakonodatel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii, nahodyashchi-hsya v predelah Yuzhnogo federal'nogo okruga: monografiya. Stavropol', 2004.

[7] Barabashev G.V. Oblastnoj, kraevoj Sovet deputatov trudyashchihsya. - M.: Mysl', 1967. - S. 12.

[8] Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik, // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR, 1977, № 41, st. 617

[9] Thabisimova L.A., Ah"yadov E.S.-M. O kon-stitucionno-pravovoj otvetstvennosti zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii (s uchetom normot-vorchestva i pravoprimenitel'noj praktiki po Seve-ro-Kavkazskomu federal'nomu okrugu): monografiya. M.: Prospekt, 2020. S. 27.

[10] Zakon SSSR «Ob osnovnyh polnomochi-yah kraevyh, oblastnyh Sovetov narodnyh deputatov, Sovetov narodnyh deputatov avtonomnyh oblastej i avtonomnyh okrugov» ot 25.06.1980 № 2351-H // Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. 1980. № 27. St. 526.

[11] Kommentarij k Zakonu SSSR «Ob osnovnyh polnomochiyah kraevyh, oblastnyh Sovetov narodnyh deputatov, Sovetov narodnyh deputatov avtonomnyh oblastej i avtonomnyh okrugov» ot 25.06.1980 № 2351-H // Kommentarij dlya sistemy «GARANT».

[12] Zakon RSFSR ot 03.08.1979 (red. ot 20.03.1987) "O vyborah v mestnye Sovety narodnyh deputatov RSFSR" // Vedomosti VS RSFSR, 1979, № 32, st. 784.

[13] Mickevich A.V. Izbrannoe / Sost. i avt. pre-disloviya E.A. YUrtaeva. M: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2010. 304 s.

[14] Ivanov V.V. Putinskij federalizm. M.: Terri-toriya budushchego. 2008. S.18.

[15] Mardanshin M.R. Stanovlenie i razvitie instituta prezidentstva v Respublike Tatarstan: 19912008 gg. Avtoreferat... kand.ist.n. Kazan', 2008.

[16] Capko M.I. Konstitucionno-pravovoj status regional'nyh otdelenij politicheskih partij v Rossii. Avtoreferat. kand.yurid.nauk. - Stavropol', 2011. S. 9-10.

[17] Muhametov R.S. Politicheskie partii v Sverdlovskoj oblasti: etapy razvitiya // Studia Humanitatis. 2013. № 3.

[18] Nudnenko L.A. Passivnoe izbiratel'noe pravo v Rossii: problemy pravovoj reglamentacii. M.: YUrlitinform, 2016

[19] Nudnenko L.A. K voprosu o pravovom reg-ulirovanii narodovlastiya v Rossii // Gosudarstvo i pravo. 2012. № 7. S. 16-17.

[20] Begzadyan A.S., Belyavskij D.S., Krutova M.S., Capko M.I. Izbiratel'noe pravo Rossijskoj Federacii uchebnoe posobie / Stavropol', 2014.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.