Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3081
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ВЫБОРЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Троицкая Татьяна Викторовна

Введение. Общественно-политическая сфера государства - это фундамент его демократического развития и предпосылка перспективного государственного строительства. История развития Российского государства свидетельствует об отсутствии традиций становления демократических институтов и их развития. Общественные движения в современном государстве являются опорой развития политической системы страны и предпосылкой образования новых политических партий. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» общественное движение - это разновидность общественного объединения, носящего массовый характер и преследующего социальные, политические и иные общественно полезные цели. Встает вопрос, в каких формах и на каких территориальных уровнях организации общественные движения могут участвовать в выборах в России? Выборы - это наивысший инструмент политической системы общества. С учетом особенностей современного этапа конституционно-правового регулирования деятельности политических партий и развития избирательной системы России возникает необходимость рассмотреть вопрос о расширении участия общественных движений в общественно-политической жизни страны и в том числе в избирательном процессе. Теоретический анализ. Россия сегодня стоит на пути демократического преобразования всех государственных институтов. Институты общественно-политической сферы гражданского общества также нуждаются в такой трансформации. Деятельность политических партий в стране со стабильными конституционными основами выступает базой для осуществления государственной власти. Функционирующая партийная система современной России не отличается элементами завершенности. Общественные движения с учетом российской действительности могли бы стать платформой для образования конкурентоспособных политических партий в перспективе. Эмпирический анализ. Анализ содержания Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» свидетельствует о правовом закреплении такого понятия, как «избирательное объединение». Данное понятие вводится для определения субъекта осуществления избирательных действий в процессе проведения выборов различного территориального уровня. Его содержание свидетельствует о том, что в рамках проведения выборов федерального и регионального значения это прежде всего политические партии. На выборах в органы местного самоуправления таким избирательным объединением может быть общественное движение при условии закрепления в уставных документах их цели - участия в выборах. Результаты. Естественный процесс формирования политических партий связан с их низовым уровнем образования. Сегодняшняя российская партийная система переживает кризис, мелкие политические партии не пользуются электоральной поддержкой. Необходимо формирование правовых условий для развития общественно-политических движений как организационной основы образования политических партий с устойчивыми политическими программами. Сформулирован вывод о том, что среди всего многообразия функционирующих в России общественных движений можно выделить такую их разновидность, как общественно-политические движения, и предусмотреть за ними право в рамках проведения выборов на уровне субъектов Российской Федерации выдвигать кандидатов в депутаты по одномандатным и многомандатным избирательным округам, а также участвовать в осуществлении общественного контроля в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MOVEMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR PARTICIPATION IN ELECTIONS: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Introduction. The socio-political sphere of the state is the foundation of its democratic development and a prerequisite for longterm state-building. The history of the development of the Russian state testifies to the absence of traditions of the formation of democratic institutions and their development. Social movements in the modern state are the mainstay of the development of the country’s political system and the prerequisite for the formation of new political parties. In accordance with the Federal Law “On Public Associations”, a public movement is a type of public association that has a mass character and pursues social, political and other socially useful goals. Taking into account the peculiarities of the current stage of constitutional and legal regulation of the activities of political parties, it is necessary to consider the issue of expanding the participation of social movements in the socio-political life and in the electoral process. Theoretical analysis. Today, Russia stands on the path of democratic transformation of all state institutions. The institutions of the socio-political sphere of civil society also need this transformation. The activities of political parties in a country with a stable constitutional framework are the basis for the exercise of state power. The functioning party system of modern Russia is not characterized by elements of completeness. Social movements, taking into account the Russian reality, could become a platform for the formation of competitive political parties in the future. Empirical analysis. The analysis of the content of the Federal Law “On the basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of citizens of the Russian Federation” indicates the legal consolidation of such a concept as “electoral association”. This concept is introduced to define the subject of electoral actions in the process of holding elections at various territorial levels. Its content indicates that in the framework of federal and regional elections, these are primarily political parties. In elections to local self-government bodies, such an electoral association may be a public movement, provided that the purpose of participation in the elections is fixed in the statutory documents. Results. The natural process of forming political parties is related to their grassroots level of formation. Today’s Russian party system is in crisis, and small political parties do not enjoy electoral support. It is necessary to create legal conditions for the development of socio-political movements - as an organizational basis for the formation of political parties with stable political programs. The conclusion is formulated that among all the variety of social movements functioning in Russia, one can distinguish such a variety as socio-political movements and provide for their right to nominate candidates for deputies in single-mandate and multi-mandate electoral districts, as well as their participation in the implementation of public control in Russia.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 317-322 Izvestiya of Saratov University. Economice. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 317-322

https://eup.sgu. ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021 -21 -3-317-322

Научная статья УДК 342(470)(072.8)

Общественные движения в Российской Федерации и их участие в выборах: современное состояние и перспективы развития

Т. В. Троицкая

Саратовская государственная юридическая академия, Россия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, д. 1

Троицкая Татьяна Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права имени профессора Исаака Ефимовича Фарбера, Troiskaya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8483-224X

Аннотация. Введение. Общественно-политическая сфера государства - это фундамент его демократического развития и предпосылка перспективного государственного строительства. История развития Российского государства свидетельствует об отсутствии традиций становления демократических институтов и их развития. Общественные движения в современном государстве являются опорой развития политической системы страны и предпосылкой образования новых политических партий. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» общественное движение - это разновидность общественного объединения, носящего массовый характер и преследующего социальные, политические и иные общественно полезные цели. Встает вопрос, в каких формах и на каких территориальных уровнях организации общественные движения могут участвовать в выборах в России? Выборы - это наивысший инструмент политической системы общества. С учетом особенностей современного этапа конституционно-правового регулирования деятельности политических партий и развития избирательной системы России возникает необходимость рассмотреть вопрос о расширении участия общественных движений в общественно-политической жизни страны и в том числе в избирательном процессе. Теоретический анализ. Россия сегодня стоит на пути демократического преобразования всех государственных институтов. Институты общественно-политической сферы гражданского общества также нуждаются в такой трансформации. Деятельность политических партий в стране со стабильными конституционными основами выступает базой для осуществления государственной власти. Функционирующая партийная система современной России не отличается элементами завершенности. Общественные движения с учетом российской действительности могли бы стать платформой для образования конкурентоспособных политических партий в перспективе. Эмпирический анализ. Анализ содержания Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» свидетельствует о правовом закреплении такого понятия, как «избирательное объединение». Данное понятие вводится для определения субъекта осуществления избирательных действий в процессе проведения выборов различного территориального уровня. Его содержание свидетельствует о том, что в рамках проведения выборов федерального и регионального значения это прежде всего политические партии. На выборах в органы местного самоуправления таким избирательным объединением может быть общественное движение при условии закрепления в уставных документах их цели - участия в выборах. Результаты. Естественный процесс формирования политических партий связан с их низовым уровнем образования. Сегодняшняя российская партийная система переживает кризис, мелкие политические партии не пользуются электоральной поддержкой. Необходимо формирование правовых условий для развития общественно-политических движений как организационной основы образования политических партий с устойчивыми политическими программами. Сформулирован вывод о том, что среди всего многообразия функционирующих в России общественных движений можно выделить такую их разновидность, как общественно-политические движения, и предусмотреть за ними право в рамках проведения выборов на уровне субъектов Российской Федерации выдвигать кандидатов в депутаты по одномандатным и многомандатным избирательным округам, а также участвовать в осуществлении общественного контроля в России. Ключевые слова: общественные движения, политические партии, общественные объединения, выборы, гражданское общество, общественный контроль

Для цитирования: Троицкая Т. В. Общественные движения в Российской Федерации и их участие в выборах: современное состояние и перспективы развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 317-322. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-3-317-322

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Social movements in the Russian Federation and their participation in elections: Current state and prospects of development

T. V. Troitskaya

Saratov State Law Academy, 1 Volskaya St., Saratov 410056, Russia

Tatyana V. Troitskaya, Troiskaya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8483-224X

Abstract. Introduction. The socio-political sphere of the state is the foundation of its democratic development and a prerequisite for long-term state-building. The history of the development of the Russian state testifies to the absence of traditions of the formation of democratic institutions and their development. Social movements in the modern state are the mainstay of the development of the country's political system and the prerequisite for the formation of new political parties. In accordance with the Federal Law "On Public Associations", a public movement is a type of public association that has a mass character and pursues social, political and other socially useful goals. Taking into account the peculiarities of the current stage of constitutional and legal regulation of the activities of political parties, it is necessary to consider the issue of expanding the participation of social movements in the socio-political life and in the electoral process. Theoretical analysis. Today, Russia stands on the path of democratic transformation of all state institutions. The institutions of the socio-political sphere of civil society also need this transformation. The activities of political parties in a country with a stable constitutional framework are the basis for the exercise of state power. The functioning party system of modern Russia is not characterized by elements of completeness. Social movements, taking into account the Russian reality, could become a platform for the formation of competitive political parties in the future. Empirical analysis. The analysis of the content of the Federal Law "On the basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of citizens of the Russian Federation" indicates the legal consolidation of such a concept as "electoral association". This concept is introduced to define the subject of electoral actions in the process of holding elections at various territorial levels. Its content indicates that in the framework of federal and regional elections, these are primarily political parties. In elections to local self-government bodies, such an electoral association may be a public movement, provided that the purpose of participation in the elections is fixed in the statutory documents. Results. The natural process of forming political parties is related to their grassroots level of formation. Today's Russian party system is in crisis, and small political parties do not enjoy electoral support. It is necessary to create legal conditions for the development of socio-political movements - as an organizational basis for the formation of political parties with stable political programs. The conclusion is formulated that among all the variety of social movements functioning in Russia, one can distinguish such a variety as socio-political movements and provide for their right to nominate candidates for deputies in single-mandate and multi-mandate electoral districts, as well as their participation in the implementation of public control in Russia. Keywords: public movements, political parties, public associations, elections, civil society, public control

For citation: Troitskaya T. V. Social movements in the Russian Federation and their participation in elections: Current state and prospects of development. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 317-322 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1994-2540-2021 -21-3-317-322

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Современное демократическое государство немыслимо без развитого общественно-политического пласта гражданского общества. Функционирующие в государстве общественно-политические институты способствуют естественному развитию демократических принципов и их укоренению в механизме государственного управления. Понимание данных процессов сегодня прослеживается во всех странах мира. «Активизация разных общественных движений - это одна из важных особенностей развития общества Запада последних десятилетий. Данный процесс вызван пониманием массами потребности личного влияния на принятие решений политической элиты» [1, с. 148]. Особенностью организации общественных движений, в частности в России, является их многофункциональный характер. Они могут создаваться в разных сферах жизнедеятельности общества, к примеру, охраны общественного порядка, экологии и т.д.

Более того, в науке в настоящее время встречается понятие «новое общественное движение». Импульсом для формирования данного термина стало «признание европейскими интеллектуалами и учеными-обществоведами, что старые общественные движения - движения по объединению рабочего класса и революционные движения, которые понимаются в контексте марксистского мировоззрения, - были в основном исчерпаны,

так же как и марксистский анализ общества» [2, с. 162]. Так называемые новые общественные движения характеризуются такими чертами, как отсутствие четких целей, каналов политического влияния, организационных форм деятельности [3, с. 138]. Данный вывод базируется на содержании нормативно-правового регулирования организации общественных движений, позволяющий их функционирование во всех сферах жизнедеятельности общества. Вместе с тем среди всего многообразия общественных движений особую роль в государстве играют движения, преследующие политические цели, поскольку именно они могут не только способствовать защите основных прав и свобод граждан страны, но и содействовать их участию в принятии государственных решений, а также в выборах и, как следствие, в реализации демократических основ Конституции России.

Россия, с точки зрения демократического развития, прошла сложный путь. Образованные на фоне борьбы с самодержавной властью общественно-политические силы прекратили свое существование в постреволюционный период. Идеология коммунистической партии не способствовала формированию конкурентоспособной политической среды. Соответственно, о попытках демократического становления Российского государства можно говорить только начиная с конца 80-х гг. XX столетия. Конкурентоспособные политические партии, отражающие обществен-

но-политические взгляды народа, должны формироваться снизу, естественным путем. Каждая страна отличается особенностями зарождения общественных народных инициатив: где-то импульсом могут стать профсоюзные организации, где -то - общественные организации и движения.

Сегодня Россия находится в непростой ситуации. Вызовы извне, попытки зарубежных сил расшатать российскую государственность в совокупности с внутренней недоразвитостью политической системы создают опасность дестабилизации политического курса России. Необходимо понимать, что общественно-политическая система Российской Федерации в постсоветский период имеет свои закономерные этапы развития. Это связано и с естественными процессами трансформации конституционных демократических основ и принципов, и с установлением организационно-правовых условий функционирования общественно-политических институтов. В частности, общественные движения до настоящего времени в России не имеют четких организационных рамок своей деятельности и форм взаимодействия с государством, а к политическим партиям начиная с 2001 г. предъявляются требования к численному составу: вначале 10 тыс. чел., затем увеличение до 50 тыс. и сокращение до 500 чел. [4]. Такие частные преобразования партийной системы в условиях неразвитости общественно-политических движений не способствовали формированию устойчивой политической системы государства.

Теоретический анализ

Для российского опыта демократического развития деятельность общественных движений не отличается устойчивым развитием. Ученые пытаются дать определение общественному движению, наиболее распространенные сводятся к тому, что это «тип коллективного действия, направленного на изменения» [5, с. 96]. Э. Гидденс отмечает: «Общественные движения - это коллективная попытка достижения общих интересов и целей в результате коллективных действий, выходящих за пределы институциональной деятельности» [6, с. 585].

Анализ законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что за этим институтом в России не закрепляются функциональные роли в механизме государственного управления. Сегодня общественные движения в нашей стране выполняют общие функции наряду с иными общественными институтами, в своей основе направленными на защиту прав и свобод граждан. Безусловно без механизма «общественной защиты» демократическое государство существовать не может. «Защита прав

и свобод человека и гражданина в обществе не может быть эффективной, если включает в свой механизм деятельность только уполномоченных органов власти и их должностных лиц, поскольку в силу объективных причин "профессиональные правоохранители" не могут предотвратить каждое правонарушение и восстановить в полном объеме все нарушенные права» [7, с. 210]. Вместе с тем современное общественное развитие России позволяет выделить в отдельную группу такую разновидность общественных движений, как общественно-политическое движение. Более того, с учетом особенностей сегодняшнего состояния российской партийной системы именно общественно-политические движения должны стать фундаментальной опорой становления новых политических сил, пользующихся электоральной поддержкой, и укрепления существующих политических партий.

Если обратиться к истории, то одним из первых законов, еще в СССР, регулирующих деятельность рассматриваемого института, был Закон СССР «Об общественных объединениях» 1990 г. [8]. Этот закон содержал понятие «массовое движение». Тогда в основу формирования и функционирования общественных объединений еще ставились общественно полезные цели - защита прав граждан, удовлетворение профессиональных и любительских интересов, развитие художественного творчества и т.д. - как отголоски советской истории, для которой было характерно закрепление руководящей роли Коммунистической партии Советского Союза и такой формы общественной самоорганизации, как профсоюзные организации и трудовые коллективы. В соответствии со ст. 7 Конституции РСФСР 1978 г., профессиональные союзы, ВЛКСМ, кооперативные и другие общественные организации могли участвовать в управлении делами государства. Большой вклад в обсуждение и решение государственных и общественных дел, в планирование производства и социального развития вносили также трудовые коллективы [9]. Если обратиться к законам о выборах депутатского корпуса советского периода, то можно сделать вывод, что депутаты избирались от таких общественных организаций, как Комму -нистическая партия Советского Союза, ВЛКМС, кооперативные организации, а также творческие и научные союзы, объединения женщин [10]. Как мы видим, на этом этапе упоминаний об общественном движении как активном участнике политических процессов не было.

Ранний период постсоветского развития связан с изменением круга субъектов общественно-политической жизни страны. К примеру, в первом законе о выборах Президента РСФСР

1991 г. говорится, что кандидаты на должность Президента РСФСР могут быть выдвинуты политическими партиями, профессиональными союзами и массовыми общественно-политическими движениями (ст. 7) [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что само определение «массовое общественно-политическое движение» появилось в России в 1990 г. в связи с принятием, во-первых, Закона СССР «Об общественных объединениях» (1990 г.), а во-вторых, с развитием избирательного законодательства России.

Эмпирический анализ

Последующее развитие рассматриваемого института было связано с принятием Федерального закона «Об общественных объединениях» 1995 г., закрепившего формы создания общественных объединений, включая общественное движение. Базируясь на выводе о необходимости выделения отдельной разновидности общественного движения, такого как общественно-политическое движение, в качестве основы для создания политических партий в будущем, интересно проследить их роль в процессе организации и проведения выборов в России как наиболее действенном институте прямой демократии. Мы уже отмечали, что в советский период общественные движения не закреплялись в качестве субъекта общественно-политической жизни общества. После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. и закрепления в ней демократических основ политической организации государства [12] первые федеральные законы о выборах, к примеру «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1995 г., закрепили такое новое для России понятие, как «избирательное объединение» [13]. В 1995 г. под избирательным объединением понималось общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах, соответственно, общественные движения также имели право на выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы 2-го созыва. Тогда, на выборах в 1995 г., состав зарегистрированных кандидатов был очень большим и разношерстным, и в процедуре выдвижения кандидатов принимали участие не только общественные движения, но и избирательное блоки, в которые они могли входить. В последующем понятие «избирательное объединение» менялось и трансформировалось под влиянием развития избирательного законодательства страны. Так, в контексте Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1999 г.

избирательное объединение - это политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение) [14]. Соответственно, мы видим, что акцент смещается в сторону политической составляющей. Также можно констатировать, что закон предусматривал организационные формы, отсутствующие, в частности, в Федеральном законе «Об общественных объединениях».

Юридически не было закрепления понятия «политическая организация», «политическое движение», существовало лишь понятие «общественное движение». Это еще раз свидетельствует о том, что не было и нет до сих пор четких организационных форм и целей деятельности общественных движений. Последующее развитие российского законодательства и переход в 2005 г. на полностью пропорциональную избирательную систему в отношении выборов депутатов, вначале на федеральном уровне, затем и региональном, было связано с исключением общественных движений из круга субъектов выдвижения кандидатов на выборные должности федерального и регионального уровней.

Ныне действующий Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понятие «избирательное объединение» предусматривает, но дает пояснение, что применительно к выборам федерального и регионального значения избирательным объединением являются политические партии [15]. Только по отношению к выборам в органы местного самоуправления можно говорить о таком субъекте выдвижения кандидатов, как общественные движения.

Результаты

В настоящее время перед Россией стоит задача укоренения и дальнейшего развития ее демократических институтов. Демократический механизм управления - это собирательное системообразующее понятие, его звенья должны пронизывать все сферы деятельности государства, а не только его политическую сферу. Современная партийная система Российского государства не отличается стабильным устойчивым характером. Существование большого количества зарегистрированных политических партий - еще не показатель демократии. Если на май 2019 г. в России была зарегистрирована 61 политическая партия, то на январь 2021 г., по данным Министерства юстиции РФ, их осталось 39 [16]. Данные изменения связаны с нестабильными требования к численному составу политических партий, а также организационными условиями их функционирования.

Политические партии должны отражать взгляды и настроения людей, вносить вклад в развитие общественно-политической жизни государства. «При условии функционирования в стране реально демократического политического режима политические партии формируются посредством самоорганизации активных слоев общества, как правило, с целью участия в избирательных кампаниях» [17, с. 270]. Политические партии, которые не участвуют в выборах, поскольку не могут обеспечить себе электоральную поддержку в процессе сбора подписей, или партии, которые по результатам выборов набирают менее одно процента, - разве это политические силы, на которые можно положиться обществу и государству? Политические партии не могут появиться из ниоткуда. Первые политические партии в мире были образованы на основе либо рабочего представительства, либо общественно-политических течений. В сложившейся ситуации в России общественно-политические движения способны стать тем фундаментом, на основе которого со временем может сложиться крепкая политическая сила. Соответственно, необходимы правовые механизмы их активного участия в общественно-политической жизни страны.

Можно предложить два направления развития законодательства в рассматриваемой сфере.

1. Расширение участия общественно-политических движений в выборах. Необходимо предусмотреть такое участие не только на выборах в органы местного самоуправления, как это есть в настоящий момент, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Сегодня в России все больше делается выбор в пользу мажоритарной избирательной системы, в ее рамках вполне могут выдвигать кандидатов и общественные движения. Это придаст им новый вектор развития. Прогрессивные и неравнодушные слои общества не будут стараться сразу зарегистрировать политическую партию, а апробируют свои политические амбиции на иных формах общественной организации.

2. Участие общественных движений в механизме осуществления общественного контроля. Политические партии традиционно, еще на самых истоках формирования институтов общественного контроля, не участвовали в процессе его осуществления. В свою очередь, общественные движения могли бы осуществлять такую роль, в том числе и в рамках избирательного процесса, участвуя, к примеру, в наблюдении за ходом проведения голосования.

Для реализации указанных выше предложений необходимо законодательно закрепить понятие «общественно-политическое движение» как форму общественного объединения, пресле-

дующую цель участия в управлении делами государства посредством выдвижения общественных инициатив, осуществления общественного контроля и участия в выборах.

Список литературы

1. Макаров Е. П. Джон Барнард и торговая элита лондонского Сити в политико-финансовой жизни Великобритании 1730-1760-х гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 3. С. 148-151.

2. Смелзер Н. Социология : пер. с англ. М. : Феникс, 1994. 688 с.

3. Скокова Ю. А. Социология общественных движений : возможности и ограничения основных теоретических концепций // Социс. Социологические исследования. 2014. № 3. С. 132-140.

4. О политических партиях : федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019 № 423) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 29, ст. 2950 ; 2019. № 49 (ч. 5), ст. 6982.

5. Здравомыслова Е. А. Социология общественных движений - становление нового направления // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. С. 500-522.

6. Гидденс Э. Социология. М. : Эдиториал, 1999. 704 с.

7. Румянцев С. А. Федеральные общественные движения : реализация гражданской самозащиты или присвоение публичных полномочий // Вестник Владимирского юридического института. 2020. № 1 (54). С. 210-213.

8. Об общественных объединениях : закон СССР от

09.10.1990 № 1708-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 42, ст. 839.

9. Конституция (Основной закон) РСФСР от 12.04.1978 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15, ст. 407.

10. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1977. № 41, ст. 617.

11. О Выборах Президента РСФСР : закон РСФСР от

24.04.1991 № 1096-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №17, ст. 510.

12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. № 237; 2020. № 144.

13. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федер. закон от 21.06.1995 № 90// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 26, ст. 2398.

14. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федер. закон от 24.06.1999 № 121 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3178.

15. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12.06.2002 № 67 (ред. от 31.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253 ; 2020. № 31 (ч. 1), ст. 5026.

16. Министерство юстиции Российской Федерации : [сайт]. URL: https://minjust.ru/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 30.01.2021).

17. Троицкая Т. В. Становление и развитие условий организации и деятельности политических партий в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 4. С. 269-276.

References

1. Makarov E. P. John Barnard and trading elite of the City of London in the political and financial life of Great Britain in 1730-1760s. Izvestiya of Samara Scientific Center of the Russian Academy Sciences, 2015, vol. 17, no. 3, pp. 148-151 (in Russian).

2. Smelzer N. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, Feniks Publ., 1994. 688 p. (in Russian).

3. Skokova Yu. A. The sociology of social movements: Opportunities and limitations of the main theoretical concepts. Sociological Studies, 2014, no. 3, pp. 132-140 (in Russian).

4. On Political Parties. Federal Law 95-FZ of 11.07.2001 (an edition of 02.12.2019). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2001, no. 29, art. 2950; 2019, no. 49 (pt. 5), art. 6982 (in Russian).

5. Zdravomyslova E. A. Sociology of social movements - the formation of a new direction. In: V. A. Yadov, ed. Sotsiologiya v Rossii [Sociology in Russia]. Moscow, Institute of Sociology ofRAS Publ., 1998, pp. 500-522 (in Russian).

6. Giddens E. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, Editorial Publ., 1999. 704 p. (in Russian).

7. Rumyantsev S. A. Federal civil society organizations: Implementation of civil self-defense or assignment of public powers. Vestnik Vladimirskogo uridicheskogo instituta [Bulletin of Vladimir Law Institute], 2020, no. 1 (54), pp. 210-213 (in Russian).

8. On Public Associations. Law of the USSR 1708-I of 09.10.1990. VedomostiS'ezda narodnykh deputatovSSSR i Verkhovnogo Soveta SSSR [Gazette of the Congress of

People's Deputies of the USSR and the Supreme Soviet of the USSR], 1990, no. 42, art. 839 (in Russian).

9. The Constitution (Basic Law) of the RSFSR of 12.04.1978. Vedomosti Verkhovnogo Soveta RSFSR [Gazette of the Supreme Soviet of the RSFSR], 1978, no. 15, art. 407 (in Russian).

10. The Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics (adopted at the seventh extraordinary session of the Supreme Soviet of the USSR of the ninth convocation of 7 October 1977). Vedomosti S'ezda narodnykh deputatov SSSR i Verkhovnogo Soveta SSSR [Gazette of the Congress of People's Deputies of the USSR and the Supreme Soviet of the USSR], 1977, no. 41, art. 617 (in Russian).

11. On the Elections of the President of the RSFSR. Law of the RSFSR 1096-1 of 24.04.1991. Vedomosti S'ezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR [Gazette of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR], 1991, no. 17, art. 510 (in Russian).

12. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020). Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper],1993, no. 237; 2020, no. 144 (in Russian).

13. On the Elections of Deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Federal Law 90 of 21.06.1995. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1995, no. 26, art. 2398 (in Russian).

14. On the Election of Deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Federal Law 121 of 24.06.1999. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1999, no. 26, art. 3178 (in Russian).

15. On the Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in the Referendum of Citizens of the Russian Federation. Federal Law 67 of 12.06.2002 (an edition of 31.07.2020). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 24, art. 2253; 2020, no. 31 (pt. 1), art. 5026 (in Russian).

16. Ministerstvo justitsii Rossiiskoi Federatsii (Ministry of Justice of the Russian Federation. Site). Available at: https://minjust.ru/nko/gosreg/partii/spisok (accessed 30 January 2021) (in Russian).

17. Troitskaya T. V. Formation and development of organization and activity conditions of political parties in Russia. Saratov State Law Academy Bulletin, 2019, no. 4, pp. 269-276 (in Russian).

Поступила в редакцию 14.02.2021, после рецензирования 20.02.2021, принята к публикации 30.03.2021 Received 14.02.2021, revised 20.02.2021, accepted 30.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.