УДК34
Журавлева К.А.
ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» Россия, г. Новороссийск
ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРОКУРОРА
Аннотация
В статье рассматривается правовой статус и полномочия транспортного прокурора. Данная тема обусловлена значимостью правовых отношений возникающих в транспортной сфере, так как их уязвимость всегда создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью большому количеству людей, нарушению экономической стабильности, а также общественному порядку.
Ключевые слова:
правовой статус, транспортная прокуратура, прокурор, полномочия, транспортный прокурор.
Zhuravleva Kristina Andreevna
FSBOU VO «Admiral State Maritime University F.F. Ushakova»
Russia, Novorossiysk
LEGAL STATUS AND POWERS OF THE TRANSPORT PROSECUTOR
Resume
The article examines the legal status and powers of the transport prosecutor. This topic is due to the importance of legal relations arising in the transport sector, since their vulnerability always poses a threat of harm to the life and health of a large number of people, disruption of economic stability, as well as public order.
Keywords:
legal status, transport prosecutor's office, prosecutor, powers, transport prosecutor.
Прокуратура Российской Федерации занимает значимое место в системе органов государственной власти, где одной из особенностей её правового статуса является многофункциональный характер прокурорской деятельности, направленной на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в РФ.
На сегодняшний день прокурорский надзор является неотъемлемой частью деятельности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка, законности и устранению различных правонарушений, особенно в транспортной сфере [1].
Прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции [2].
Одной из основных частей системы прокуратуры РФ являются специализированные прокуратуры: военная, природоохранная, транспортная прокуратура, прокуратура по надзору на особо режимных объектах и т.д. Исходя из темы нашей статьи, обратим особое внимание на транспортную прокуратуру.
По своей структуре транспортные прокуратуры бывают трех звеньев:
1 звено. Районные транспортные прокуратуры. 2 звено. Региональные транспортные прокуратуры на правах областных. 3звено. Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.
Итак, транспортная прокуратура подозревает под собой государственный правоохранительный орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства и расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном, воздушном транспорте. Относится к одному из видом специализированных прокуратур РФ.
Контрольные функции за деятельностью транспортных прокуратур осуществляет Генеральная прокуратура РФ, а так же Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах. Основным нормативным источником правового регулирования положения транспортного прокурора в РФ является Федеральный Закон «О прокуратуре РФ».
Если касаться полномочий транспортного прокурора, то они представляют собой совокупность прав и обязанностей, необходимых для осуществления функций органов прокуратуры.
К основным полномочиям транспортных прокуратур относят:
1) Надзор за исполнением Конституции РФ, проверка соответствия деятельности закона со стороны органов транспортного управления.
2) Уголовное преследование, которое производится по трем категориям дел, а именно:
- преступления, относящиеся к транспортным организациям и относящимся непосредственно к транспорту;
- преступления, которые совершены из-за халатности либо неисполнения своих должностных обязанностей работником транспортной организации;
- преступления, которые связаны с нарушением правил движения на транспорте (транспортный прокурор участвует как в досудебном производстве, так и, непосредственно, в суде).
3) Взаимодействие с СМИ.
4) Рассмотрение обращений от граждан в сфере транспорта при нарушении законодательства.
5) Обмен информацией с прокурорами субъектов Федерации, взаимодействовать с ними и совместное координирование деятельности по борьбе с правонарушениями.
6) Участие в разбирательстве гражданских и арбитражных дел.
7) Участие в разбирательстве административных дел и дел, относящихся к таможенной сфере.
8) Проведение проверок таможенных органов.
Транспортные и другие специализированные прокуратуры, имеются в каждом федеральном округе: в Центральном, Приволжском, Дальневосточном, Сибирском, Северо-Западном, СевероКавказском, Уральском, и Южном федеральных округах.
Правовой статус специализированных прокуратур Российской Федерации, как органов государственной власти, основывается на единстве прав, обязанностей и полномочий этого органа, а также совокупности характеризующих его элементов, к которым относятся: нормативно-правовая база, структура, принципы и цели деятельности, а также задачи, функции и компетенция специализированных прокуратур, их подотчетность и подконтрольность, а также взаимодействие с другими органами, как государственной власти, так и прокуратуры РФ [3].
Основные усилия транспортных прокуратур направлены на защиту прав и свобод граждан и организаций на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта (учреждения, предприятия прямо либо косвенно связанных с деятельностью транспорта), транспортной безопасности, соблюдение законодательства по организации перевозок, соблюдение законности правоохранительными и контролирующими органами на транспорте, таможенными органами.
В связи с произошедшими структурными изменениями органов прокуратуры РФ, в целях оптимизации их деятельности, а также разграничения компетенции территориальных, военных и других специализированных прокуратур (обеспечения должного взаимодействия между ними) был издан Приказ Генпрокуратуры РФ от 07.05.2008 № 84 (ред. от 21.08.2019) «О разграничении компетенции прокуроров
территориальных, военных и других специализированных прокуратур» [4]. Данный Приказ регламентирует как направления деятельности транспортных прокуроров, так и общие задачи для прокуроров субъектов и приравненных к ним прокуроров (проведение совместных проверок, обеспечение взаимодействия при осуществлении надзора).
Контрольно-надзорные мероприятия проводятся в отношении субъектов транспортной инфраструктуры, на основании ежегодного плана проверок комплексными комиссиями, включающими представителей ФСБ и МВД России.
На примере Южной транспортной прокуратуры (ЮТП) можно наблюдать статистическую динамику по обнаружению преступлений транспортными прокурорами (январь - сентябрь 2021г. - 4793 преступления) [5]:
«В специализированных прокуратурах прокурор должен быть не только хорошим юристом, но и техником, экономистом и так далее», - отмечает Генеральный прокурор РФ в своём интервью «Российская газета» [6], тем самым Генпрокурор хочет обратить внимание на то, что транспортный прокурор должен владеть предметом своего ведения намного глубже, чем только территориальным предназначением. А ведь действительно, помимо своих подконтрольно-надзорных функций, транспортный прокурор также должен проводит последовательную работу по защите и восстановлению прав граждан, общества и государства.
Сотрудники транспортных прокуратур имеют право на:_
- при осуществлении функций по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещении органов, иметь доступ к их документам и материалам;_
- постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого, ручного стрелкового оружия (на его применение) и т.д. [7]._
На транспортного прокурора были возложены дополнительные обязанности, такие как: обеспечение эффективного надзор за исполнением законов о сохранности федеральной собственности, закрепленной за таможенными органами, транспортными предприятиями; регулярное информирование общественности о мерах по устранению нарушений законов; проверка законности правовых актов, издаваемых органами внутренних дел на транспорте; сосредоточение усилий на надзоре за исполнением законов, регламентирующих применение таможенных процедур.
В ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены нормы о порядке наступления ответственности сотрудников транспортных прокуратур - за неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей руководители правомочны наложить дисциплинарные взыскания: выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, замечание, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре РФ» и др.
Работники транспортной прокуратуры РФ обладают правовыми гарантиями относительно
применения в отношении них мер административной и уголовной ответственности. Проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры в соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 18.04.2008г. N° 70 (ред. от 28.04.2016) «О проведении проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» [8]. Не допускаются привод, задержание, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей, транспорта, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности других лиц, задержания при совершении преступления. Данная норма вступает в противоречие с ч. 2 ст. 1.4 КоАП, которая допускает установление особых условий применения мер обеспечения производства в отношении прокуроров [9].
Таким образом, по результатам исследования правового статуса и полномочий сотрудников транспортной прокуратуры можно констатировать факт сходства с правовым положением территориальных прокуроров. При этом важно отметить, что свойственные исключительно транспортным прокурорам полномочия обусловлены необходимостью учитывать специфику поднадзорных сфер.
По нашему мнению, было бы целесообразно устранить некоторые пробелы в законодательстве, а именно:
1) Детально регламентировать законодательное понятие, в том числе значение для суда вопроса дачи прокурором заключения по делу. Гражданское процессуальное законодательство закрепило компромиссный вариант правового положения прокурора, который основывается на теории «истца в процессуальном смысле», тем самым не раскрывается процессуально-правовое значение понятия «заключение прокурора».
2) Исследователями высказывается мнение о необходимости дополнения ФЗ «О прокуратуре РФ» отдельной статьёй, конкретизирующей особенности деятельности транспортных прокуратур и их сотрудников.
3) Предложить издать распоряжений Генерального прокурора РФ по вопросам планирования работы органов транспортной прокуратуры, направлений заданий и поручений сотрудникам.
Список использованной литературы:
1. Иваненко, К. В. Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере / К. В. Иваненко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 24 (262). - С. 197-201.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // «Российская газета», № 229, 25.11.1995.
3. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 21.08.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
4. Электронный ресурс: https://ooo-santal.ru/transportnaya-bezopasnost-rossii-analiz/
5. Докладная записка «Об итогах работы Южной транспортной прокуратуры за 2020 год» от 29.01.2021 № 20-25-2021/494.
6. Электронный ресурс: https://genproc.gov.ru/special/smi/news/news-58850/
7. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 (последняя редакция) // «Российская газета», № 266, 30.12.2008.
8. Приказ Генпрокуратуры России от 18.04.2008 № 70 (ред. от 28.04.2016) «О проведении проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // «Законность», № 7, 2016.
9. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
©Журавлева К.А., 2021