Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС'

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / надзор / наднациональные органы / международные организации / Евразийский экономический союз / национальная экономика / взаимодействие / государство / управление / экономика / правовое пространство / таможенные правонарушения / обеспечение законности. / prosecutor's office / supervision / supranational bodies / international organizations / Eurasian Economic Union / national economy / interaction / state / management / economy / legal space / customs offenses / law enforcement.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцова М.В.

В статье рассматривается структура наднациональных органов, их полномочия, основные задачи и цели, а также роль прокуратуры в современных условиях функционирования ЕАЭС, обеспечении законности в таможенной сфере. По представительству Российской Федерации в наднациональных судебных органах, повышению обеспеченности правовой защиты страны на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рубцова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE SYSTEM OF SUPRANATIONAL BODIES IN THE CONTEXT OF THE FUNCTIONING OF THE EAEU

The article examines the structure of supranational bodies, their powers, the main tasks and goals, as well as the role of the prosecutor's office in the modern conditions of the functioning of the EAEU, ensuring the rule of law in the customs sphere. On the representation of the Russian Federation in supranational judicial bodies, increasing the security of the country's legal protection in the international arena.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС»

JURIDICAL SCIENCES

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС

Рубцова М.В.

Старший научный сотрудник Университет прокуратуры Российской Федерации, г. Москва

THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE SYSTEM OF SUPRANATIONAL BODIES IN THE CONTEXT OF THE FUNCTIONING OF THE EAEU

Rubtsova M.

Senior Researcher

University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается структура наднациональных органов, их полномочия, основные задачи и цели, а также роль прокуратуры в современных условиях функционирования ЕАЭС, обеспечении законности в таможенной сфере. По представительству Российской Федерации в наднациональных судебных органах, повышению обеспеченности правовой защиты страны на международной арене.

ABSTRACT

The article examines the structure of supranational bodies, their powers, the main tasks and goals, as well as the role of the prosecutor's office in the modern conditions of the functioning of the EAEU, ensuring the rule of law in the customs sphere. On the representation of the Russian Federation in supranational judicial bodies, increasing the security of the country's legal protection in the international arena.

Ключевые слова: прокуратура, надзор, наднациональные органы, международные организации, Евразийский экономический союз, национальная экономика, взаимодействие, государство, управление, экономика, правовое пространство, таможенные правонарушения, обеспечение законности.

Keywords: prosecutor's office, supervision, supranational bodies, international organizations, Eurasian Economic Union, national economy, interaction, state, management, economy, legal space, customs offenses, law enforcement.

Наднациональные органы - (Supranational authorities) - подсектор сектора государственного управления, не являющийся резидентом национальной экономики и проводящий активные операции на территории более чем одной страны. К ним относятся международные организации, действующие на основании соглашений с национальными правительствами и наделенные правом собирать налоги и другие платежи обязательного характера, осуществлять расходы [1]. Пример - Европейский союз, Евразийский экономический союз. Наднациональные органы - это особая правовая ситуация. Чтобы организация была наднациональной, она должна действовать во многих странах. Несмотря на то, что наднациональная организация может принимать активное участие в установлении бизнес-стандартов и регулирования, она не обязательно имеет каких-либо органов исполнительной власти. Основной задачей большинства наднациональных организаций является упрощение торговли между государствами-членами, она может также иметь политические последствия или требования. Помимо основной торговли наднациональные организации могут участвовать в других мероприятиях, направленных на продвижение и международный стандарт. Сюда могут входить предметы, связанные с производством продовольствия, такие как сельское хозяйство и рыболовство, а также

лица, занимающиеся проблемами окружающей среды или производства энергии. Также включены организации, занимающиеся вопросами образования, а также те, которые направлены на предоставление различных форм помощи или помощи странам или районам, нуждающимся в определенных товарах или услугах[2].

Евразийский экономический союз (далее -ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе. Органы Союза - Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий регулирующий орган Союза, состоящий из Совета и Коллегии, со штаб-квартирой в Москве) и Суд ЕАЭС (в Минске). Данные органы принимают наднациональное законодательство.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. Его полномочия записаны в ст. 12 Договора о ЕАЭС. В их числе: определение стратегии, направлений и перспектив формирования и развития Союза и принятие решений, направленных на реализацию целей Союза; рассмотрение по предложению Межправительственного совета или ЕЭК

вопросов, по которым при принятии решения не был достигнут консенсус; обращение с запросами к Суду Союза; принятие решения о переговорах с третьей стороной от имени Союза, в том числе о заключении с ней международных договоров Союза и др.

Евразийская экономическая комиссия (далее -ЕЭК) является постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС. Статус, задачи, состав, функции, полномочия и порядок работы Комиссии определяются согласно приложению № 1 к Договору о ЕАЭС. Комиссия осуществляет свою деятельность в следующих сферах:1) таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; 2) таможенное регулирование; 3) техническое регулирование; 4) санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; 5) зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; 6) установление торговых режимов в отношении третьих сторон; 7) статистика внешней и взаимной торговли; 8) макроэкономическая политика; 9) конкурентная политика;10) промышленные и сельскохозяйственные субсидии; 11) энергетическая политика; 12) естественные монополии; 13) государственные и (или) муниципальные закупки; 14) взаимная торговля услугами и инвестиции;15) транспорт и перевозки;16) валютная политика; 17) интеллектуальная собственность; 18) трудовая миграция; 19) финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг); 20) иные сферы, определенные Договором и международными договорами в рамках Союза.

ЕЭК обеспечивает реализацию международных договоров, входящих в право Союза. Определена компетенция ЕЭК в части направления запросов по интересующим ЕЭК вопросам и порядок предоставления информации по этим запросам.

ЕЭК состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. Утвержден Регламент работы ЕЭК. Совет Комиссии вправе образовывать структурные подразделения - департаменты ЕЭК.

Совет ЕЭК осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в Союзе, а также общее руководство деятельностью Комиссии. В частности, Совет ЕЭК вправе определять вопросы, по которым Коллегия обязана провести консультации в рамках консультативного органа,

Коллегия Комиссии является исполнительным органом ЕЭК, осуществляет выработку предложений и свод представленных государствами-членами предложений в сфере интеграции в рамках Союза,- принимает решения, распоряжения и рекомендации; осуществляет мониторинг и контроль исполнения международных договоров, входящих в право Союза, и решений ЕЭК; осуществляет взаимодействие с органами государственной власти государств-членов; разрабатывает проекты между-

народных договоров и решений Комиссии, принимаемых Советом Комиссии, а также иные документы. Коллегия вправе создавать консультативные органы. Обеспечение деятельности Совета и Коллегии ЕЭК осуществляется департаментами ЕЭК.

ЕЭК является наднациональным антимонопольным органом ЕАЭС. В этом качестве ЕЭК начала действовать с января 2015 г. Таможенная и антимонопольная сферы стали первыми направлениями в ЕАЭС, где создано наднациональное управление. Принят порядок взаимодействия наднациональной структуры с национальными антимонопольными органами, любое расследование будет проводиться с их обязательным участием. Как наднациональный антимонопольный орган ЕЭК тесно взаимодействует с Судом ЕАЭС [3].

Статут Суда ЕАЭС определен Приложением №2 к Договору ЕАЭС. Суд - судебный орган ЕАЭС, образуется и действует на постоянной основе Цель его деятельности - обеспечение в соответствии с положениями Статута единообразного применения государствами-членами и органами ЕАЭС Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации указанных договоров и решений по заявлению государства-члена: о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору о ЕАЭС; о соблюдении другим государством-членом ЕАЭС указанных договоров и решений, о соответствии им решений ЕЭК, об оспаривании действия (бездействия) ЕЭК.

Созданы и успешно работают Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Через свои финансовые инструменты они способствуют экономической интеграции стран-участниц и макроэкономической стабильности на евразийском пространстве. Работает общий рынок труда - большое достижение.

Объединённая коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного союза координирует практические действия таможенных служб государств - членов ЕАЭС в рамках применения единых принципов таможенного администрирования, выступает площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых унифицированных решений, а также оперативного урегулирования проблем в сфере таможенного дела. Объединенная коллегия образована в соответствии с Договором между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 22.06.2011. В 2015 г. к Договору присоединились Армения и Киргизия. Председатель Объединенной коллегии — руководитель ФТС России. Заместителями Председателя Объединенной коллегии являются руководители таможенных служб всех государств - членов ЕАЭС. Функции рабочего аппарата - Секретариата Объединенной коллегии выполняет ФТС России. Основными задачами Объединенной коллегии являются: координация деятельности таможенных служб стран в рамках ЕАЭС; участие в

формировании единой правовой базы ЕАЭС по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции национальных таможенных служб; обеспечение единообразного применения таможенного законодательства ЕАЭС в пределах своей компетенции; обеспечение унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории ЕАЭС. При Объединенной коллегии создано 9 рабочих групп по наиболее важным направлениям таможенного администрирования, в том числе по вопросам классификации товаров, защиты интеллектуальной собственности, таможенной экспертизы и экспертным исследованиям, развития системы управления рисками в таможенных органах государств - членов ЕАЭС, развития и применения таможенного контроля после выпуска товаров, вопросам совершенствования порядка администрирования таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами, и другим вопросам [4]. Создание Объединенной коллегии позволило эффективно, оперативно и на единых принципах решать широкий спектр практических вопросов функционирования Союза, разрабатывать единые таможенные технологии и единообразно их применять.

Имеются контакты на уровне Министерств внутренних дел, Генеральных прокуратур стран ЕАЭС.

В рамках ЕАЭС осуществляется информационное взаимодействие на основе информационно-коммуникационных технологий, протокол о которых приведен в Приложении № 3 к Договору о ЕАЭС.

На уровне ЕАЭС наднациональный орган прокуратуры не создан, обмен информацией осуществляется в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ (далее - КСГП) по отдельным вопросам, в ходе осуществления взаимодействия по двусторонним соглашениям со странами-участницами ЕАЭС (кроме Кыргыстана, с которым соглашение отсутствует), а также в рамках международного сотрудничества по уголовным и административным делам.

Во всех государствах - членах ЕАЭС прокуратура оказывает влияние на обеспечение законности в таможенной сфере, в большинстве стран - осуществляет надзор за исполнением таможенного законодательства, и основным его направлением является надзор за исполнением законов контролирующими органами. Организация прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства в каждом государстве - члене ЕАЭС обладает спецификой, хотя сущность надзора, его основные направления и средства реагирования имеют много общего.

Важнейшую роль в обеспечении исполнения этих требований отводится прокурорскому надзору. Этот надзор, как и в целом надзор прокуратуры в странах ЕАЭС, основан на конституционных принципах. Основным международным норма-

тивно-правовым документом в области регулирования взаимодействия таможенных представителей с таможенными органами для стран ЕАЭС является Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). В структуре российского государства органы прокуратуры занимают отдельное место, имея функциональное отношение к видам власти, обозначенных в Конституции Российской Федерации.

В России этот надзор возложен на транспортные прокуратуры, которые представляют собой единую централизованную систему: Управление по надзору за исполнением законов в таможенных органах и на транспорте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Российской Федерации, транспортные прокуратуры на правах районных прокуратур, включенную в общую систему органов прокуратуры. Правовую основу осуществления прокурорского надзора за законностью деятельностью таможенных органов составляет широкий круг нормативно-правовых актов, включающий Конституцию Российской Федерации, Закон о прокуратуре, ТК ЕАЭС, Закон о таможенном регулировании, указания и приказы Генпрокуратуры Российской федерации. Организация надзора и реализация полномочий транспортных прокуратур определяются с учетом требований приказов Генпрокуратуры Российской Федерации: от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», от 20.06.2016 №2 356 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере», от 10.06.2019 № 384 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества для обеспечения взыскания таможенных и иных платежей». Транспортные прокуроры руководствуются и всеми другими приказами и указаниями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе: от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 09.02.2012 № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», от 15.03.2019 № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан», от 05.05.2017 № 320/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и обычи водных биологических ресурсов» и др.

Принято указание Генерального прокурора Российской Федерации от 27.04.2018 № 254/23 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере». В Указании отмечена необходимость обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением таможенного законодательства при прибытии това-

ров на таможенную территорию ЕАЭС и их убытии, при совершении таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, их классификацией, исчислением и взысканием таможенных платежей, при контроле и корректировке таможенной стоимости, применении мер тарифного и нетарифного регулирования, реализации таможенными органами полномочий в области валютного контроля, при включении в реестры и исключении из них таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов временного хранения, уполномоченных экономических операторов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (п. 1.2).

Для реализации полномочий по аресту имущества в качестве одного из способов взыскания задолженности по уплате таможенных платежей раз-работая и Генеральным прокурором Российской Федерации подписан приказ от 10.06.2019 № 384 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества для обеспечения взыскания таможенных и иных пошлин».

Генеральной прокуратурой России особое внимание уделяется вопросам организации прокурорского надзора за исполнением таможенными органами законодательства, регламентирующего вопросы перемещения товаров в страны-участницы ЕАЭС и третьи страны. Данное обстоятельство обусловлено тем, что территории Евразийского экономического союза и Российской Федерации значительно возросло количество правонарушений и преступлений. В настоящее время таможенные правонарушения представляют большую угрозу национальной безопасности. Россия потеряла десятки миллиардов рублей из-за контрафакта через страны Евразийского союза. Согласно данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг), общий объем незаконного оборота изделий легкой промышленности оценивается примерно в 35% рынка, что составляет около 1,4 триллиона рублей, из них 50-60% - это серые поставки из-за рубежа. Контрафакт, по данным министерства, попадает в Россию из-за слабого таможенного контроля на границе стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Китаем. Из-за серого импорта с территории отдельных стран-участниц сумма потерь Евразийского экономического союза по НДС составляет 2,68 миллиарда долларов (153 миллиарда рублей). Россия теряет примерно половину этих средств. Бюджет России недополучает налоги, а россияне рискуют здоровьем из-за некачественной продукции. С Китаем граничат две республики, входящие в ЕАЭС, - Киргизия и Казахстан. По сведениям представителей Минпромторга, на границах Киргизии и Казахстана нет достаточного таможенного контроля. Это приводит к большому количеству нелегального товара в России. Россия ведет с Киргизией и Казахстаном упрощенный таможенный контроль. Изделия и товары, ввозимые из стран ЕАЭС, не подлежат дополнительным проверкам и проце-

дурам таможенного оформления, контрафакт беспрепятственно попадает в Россию [5].

Прокуратурой обращается особое внимание на вопросы противодействия таможенным правонарушениям в связи с установлением запретов и ограничений на ввоз в Россию отдельных продовольственных товаров. Проводятся рабочие встречи работников прокуратур государств-членов Евразийского экономического союза, где обсуждаются актуальные вопросы прокурорского надзора в сфере борьбы с таможенными правонарушениями. В работе принимают участие представители профильных подразделений генеральных прокуратур Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. Роль прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов о таможенном контроле в условиях функционирования ЕАЭС является крайне важной. Договором о ЕАЭС был обозначен переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции. Представляется очевидным тот факт, что органы прокуратуры Российской Федерации не вправе осуществлять надзор за исполнением законов и законностью решений Евразийской экономической комиссии, что решения указанной комиссии не могут рассматриваться в качестве составной части таможенного законодательства Российской Федерации. Однако следует признать, что учитывать решения ЕЭК по тем или иным вопросам, отнесенным к ее компетенции, при осуществлении надзора за исполнением таможенного законодательства российским прокурорам необходимо [6].

Прокурорами выявлялись нарушения правил экспорта сырьевых товаров, несоблюдения законов при перемещении товаров для оборонно-промышленного комплекса, в том числе подпадающих под признаки продукции военного и двойного назначения: заявленные декларантами сведения должным образом не проверялись; требования о едином порядке контроля ввоза и вывоза лицензируемых товаров не соблюдались; предприятия этого комплекса использовали иностранное оборудование, не прошедшее таможенное оформление. На системной основе проводилась работа по выявлению фактов необоснованного возмещения НДС при экспорте сырьевых товаров (лес, уголь и др.). Генеральная прокуратура Российской Федерации инициировала проведение таможенными органами проверок после выпуска товаров на территорию Российской Федерации [7, с.61].

Приоритетными при осуществлении надзора в таможенной сфере оставались вопросы эффективности проведения таможенного контроля. В результате реализации мер по устранению выявленных прокурорами нарушений при его проведении, предоставлении тарифных льгот и преференций таможенными органами довзыскано около 15 млрд рублей [8].

Следует также отметить, что прокурорский надзор за исполнением таможенного законодательства осуществлялся и будет осуществляться в условиях постоянного реформирования этого законода-

тельства, как наднационального, так и национального, системы органов, имеющих отношение к контролю в таможенной сфере. Поэтому транспортным прокурорам необходимо на системной основе знакомиться с новеллами в таможенной сфере, которые в условиях активной внешнеэкономической политики Российской Федерации, сотрудничества с зарубежными государствами непрерывно вводятся, создавая весьма сложный пласт предмета ведения транспортных прокуроров.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что, во-первых, прокурорский надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности в деятельности всех ветвей власти в стране, регионах и муниципальных образованиях, способствуя обеспечению единого правового пространства по всей территории страны как непременного условия ее нормального функционирования и, во-вторых, роль и место органов прокуратуры в функционировании государственно-правового механизма России исключительно велики. Более того, с усложнением задач в государственном управлении, экономике, проявлением ряда негативных явлений (терроризм, коррупция и многое другое) роль и значение правоохранительной деятельности прокуратуры будут возрастать [9, с.23].

Анализ предмета общего надзора государств-членов ЕАЭС показывает, что предмет надзора в Российской Федерации имел свое отражение лишь в Законе о прокуратуре, а в остальных странах он определен и в Конституциях.

Таможенные органы являются объектом прокурорского надзора в странах ЕАЭС, деятельность таможенных органов регламентирована законодательством, которое они должны соблюдать, принимаемые ими официальные документы не могут противоречить НПА федерального уровня. Все вышеизложенное и образует в совокупности предмет прокурорского надзора за исполнением законов таможенными органами[10].

В соответствии с Федеральным законом от 01.07.2021 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральной прокуратуре Российской Федерации переданы полномочия Министерства юстиции Российской Федерации представлять Россию в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Согласно закону, Генеральная прокуратура Российской Федерации «в пределах своей компетенции» обеспечивает представительство и защиту интересов России в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах). Указанные полномочия Генеральной прокуратуры Российской Федерации будут касаться ЕСПЧ, они также будут распространяться на суд Евразийского экономического союза и Экономический суд СНГ и согласуются с полномочиями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которая является федеральным государственным органом, уполномоченным на решение вопросов оказания взаимной правовой помощи по

уголовным делам и выдачи, обеспечивает взаимодействие с зарубежными партнерами по вопросам защиты интересов граждан Российской Федерации, преследуемых в иностранных государствах», обладает всем инструментарием как для обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, так и для защиты интересов Российской Федерации, российских граждан и организаций в международных и зарубежных судебных процессах» [11]. В связи с реализацией правозащитных функций прокурорами проверяется значительный массив обращений, что вместе с результатами в других направлениях деятельности предопределяет их исключительную осведомленность о состоянии законности и правопорядка в стране.

В числе преимуществ организационного характера — разветвленная система органов прокуратуры, расположенных на территории всех городских и районных административно-территориальных центров страны. Это обстоятельство значительно повышает возможности органов прокуратуры по оперативному истребованию информации о фактической и юридической стороне дела, в том числе копий всех относящихся к нему документов.

Использование полномочий прокурора по истребованию материалов уголовных, гражданских и административных дел даст новые возможности и повысит эффективность работы по представлению интересов Российской Федерации. Единство и централизация системы органов прокуратуры способствуют эффективному использованию ресурсов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, например, для проведения надзорных проверок на основании изложенной в жалобах в международные (межгосударственные) органы, в том числе в ЕСПЧ, информации о фактах нарушений, требующих принятия мер реагирования, а также при необходимости для проработки вопросов о возможности примириться с заявителем от имени нашего государства посредством заключения мирового соглашения.

Наделение прокуроров соответствующими полномочиями повышает эффективность решения насущной проблемы международного права, связанной с неисполнением или затягиванием исполнения решений Европейского суда. Кроме того, авторитет и опыт Генпрокуратуры России в сфере международно-правового сотрудничества давно признаны в мире. В совокупности перечисленные факторы в современных условиях придадут необходимый импульс для качественных улучшений по представительству Российской Федерации в наднациональных судебных органах, повышения обеспеченности правовой защиты страны на международной арене [12].

Литература

1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Шр8://уосаЫе.гиЛегт1п/па^асюпа1пуе-о^апу.Ыт1 (дата обращения: 20.05.2021).

2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://deathz-land.ru/regionalnye-nacionalnye-i-nadnacюnalnye-obshchestvennyh-organizacii-rol-i.html (дата обращения: 20.05.2021).

3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://belarus.mid.ru/ru/press-centre/news/nadnatsionalnyy_antimonopolnyy_organ_ nachal_deystvovat_v_eaes/ (дата обращения: 15.05.2021).

4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ooosan-ros.ru/grazhdane-eaes-kto-tuda-vhodit/ (дата обращения: 01.06.2021).

5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://domsovet.tv/economics/rossiya-poteryala-desyatki-miШardov-rubley-iz-za-kontrafakta-cherez-strany-evraziyskogo-soyuza/ (дата обращения: 20.05.2021).

6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2017-9/9-korshunova-talya.pdf (дата обращения: 9.05.2021).

7. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2019 год: информ.-аналит. записка / под общ. ред. ректора Университета прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О.С. Капинус. -

М.: Ун-т прокуратуры Рос. Федерации, 2020. -148с.

8. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.business.ru/news/24068-gp-rf (дата обращения: 19.07.2021).

9. Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общей редакцией А. Ю. Винокурова. — 5-е изд., перераб. и доп. —Москва: Издательство Юрайт, 2019 -380 с. С.- 23.

10. Талья Е.А. К вопросу о предмете надзора прокурора за исполнением таможенного законодательства / Е. А. Талья // Юридическая мысль. 2017. № 3 (101). - С. 107.

11. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://novayagazeta.ru/articles/2021/06/01/putin-vnes-zakonoproekt-o-peredache-genprokurature-polnomochiia-predstavliat-rossiiu-v-espch (дата обращения: 02.06.2021).

12. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/interviews-and-presentations?item=63235906 (дата обращения: 29.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.