Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ИНФОРМАЦИЯ / СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ / ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / СИСТЕМА МЕР / ЗАЩИТА / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / РЕЖИМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эйхлер Екатерина Эдуардовна

В данной статье проводится анализ понятия коммерческой тайны. Особое внимание уделяется мерам по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну. Автором раскрыта специфика правового регулирования отношений, связанных с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны. Определена ответственность для контрагентов, наемных работников обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и должностных лиц.This article analyzes the concept of a trade secret. Particular attention is paid to measures to ensure the confidentiality of information constituting a trade secret. The author reveals the specifics of legal regulation of relations related to the establishment, change and termination of the trade secret regime. Responsibility for contractors, employees of the owner of information constituting a commercial secret, and officials is determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ»

УДК 34

Юридические науки

Эйхлер Екатерина Эдуардовна, студент 4 курса юридического факультета Российский Государственный Университет Правосудия

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ

Аннотация: в данной статье проводится анализ понятия коммерческой тайны. Особое внимание уделяется мерам по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну. Автором раскрыта специфика правового регулирования отношений, связанных с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны. Определена ответственность для контрагентов, наемных работников обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и должностных лиц.

Ключевые слова: коммерческая тайна, информация, составляющая коммерческую тайну, объекты гражданских прав, система мер, защита, конфиденциальность, режим конфиденциальности информации.

Abstract: this article analyzes the concept of a trade secret. Particular attention is paid to measures to ensure the confidentiality of information constituting a trade secret. The author reveals the specifics of legal regulation of relations related to the establishment, change and termination of the trade secret regime. Responsibility for contractors, employees of the owner of information constituting a commercial secret, and officials is determined.

Key words: trade secret, information constituting a trade secret, objects of civil rights, system of measures, protection, confidentiality, information confidentiality regime.

Гражданское законодательство к объектам гражданских прав относит

вещи, иное имущество, в том числе имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации) [4].

До 01 января 2008 года Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержал статью 139 (служебная и коммерческая тайна), в соответствии с нормами которой информация, составляющая коммерческую тайну, также являлась одним из видов объектов гражданских прав. В литературе отмечалось, что «В качестве объекта гражданских правоотношений ГК упоминает информацию, однако объектом охраны является не всякая информация, а только та, которая обладает следующими тремя признаками: соответствующие сведения не известны третьим лицам; к ним нет доступа на законном основании; обладатель информации принимал меры для их конфиденциальности» [5].

В соответствии со статьями 17, 36 ФЗ от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части Четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» статья 139 ГК РФ с 01 января 2008 года утратила силу [2]. Однако Демкин А.В. полагает, что информация, составляющая коммерческую тайну, остается объектом гражданских прав. Он утверждает, что в связи с принятием ФЗ от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части Четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» информация перестала быть самостоятельным объектом гражданского права, но подлежит охране в составе других объектов гражданского права, в том числе в рамках секрета производства

[7].

Следует отметить, что как объект правоотношений, информация, составляющая коммерческую тайну, широко распространена в гражданском обороте на разных этапах развития правоотношений:

Во-первых, на этапе, предшествующем заключению договора - сведения, составляющие коммерческую тайну, могут содержаться в предложении

заключить договор. Так, в силу статьи 435 ГК РФ оферта должна содержать существенные условия договора. В качестве примера можно привести оферту на заключение договора оказания услуг по предоставлению коммерческой организации доступа к информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», в которой указываются как технические условия оказания услуги, так и стоимость оказания таких услуг. В качестве другого примера можно привести продажу в сентябре 2015 года российским венчурным фондом доли в израильской компании BlazeMeter (сервис для нагрузочного тестирования программ, тестовых запусков приложений) американской корпорации CA Technologies, являющейся одним из крупнейших мировых поставщиков для управления ИТ-инфраструктурой предприятий. Сделке предшествовали несколько месяцев due diligence, в рамках которого CA Technologies потребовала раскрыть детали технологии и бизнес-процессов [8].

Во-вторых, необходимость сохранения коммерческой тайны как обязанность стороны договора имеет значение и после прекращения договорных отношений. Такая обязанность, в частности, устанавливается для пользователя в договоре о передаче секрета производства.

Особого рассмотрения требует вопрос о правовом регулировании отношений, связанных с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны. Оно осуществляется Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [1]. Для целей данного федерального закона статьей 3 предусмотрены следующие понятия:

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-

технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Из приведенных выше дефиниций видно, что объектом права является информация, составляющая коммерческую тайну; коммерческая тайна - режим использования такой информации, определяющий права и обязанности субъектов правоотношений.

В теории права под объектом правоотношений понимается «реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности» [9], последние, то есть субъективное право и юридическая обязанность, составляют содержание правоотношений.

Как отмечено выше, федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ регулируются отношения по установлению режима коммерческой тайны. Важность сохранения (охраны) информации, составляющей коммерческую тайну, можно проиллюстрировать на примере продажи доли в израильской компании BlazeMeter американской корпорации CA Technologies. Так, «судя по списку хранилища документов, касающихся сделки, от CA Technologies в due diligence участвовало более 150 человек, а от BlazeMeter к этой базе имели доступ только четверо. Кроме того, весь процесс due diligence шел в обстановке особой секретности, проект фигурировал в переписке и разговорах не иначе как под кодовым словом, а во внутреннем общении, даже между членами совета директоров, имя корпорации-покупателя не фигурировало. Встречи в рамках due diligence в Нью-Йорке, где расположилась штаб-квартира CA Technologies, проходили не в офисе корпорации, а в разных местах в городе. На проверку технологий компании ушло около трех месяцев, о готовящейся сделке знало около двухсот человек - и до официального анонса информация никуда не просочилась» [8].

Вместе с тем следует подчеркнуть, что указанным выше законом предусмотрены следующие меры охраны информации, составляющей коммерческую тайну:

1) Обладателю информации законом предоставлено право на определение перечня и состава информации, на которые он с учетом положений данного закона вправе распространить режим коммерческой тайны. Помимо признаков информации, составляющих коммерческую тайну, предусмотренных подпунктом 2 статьи 3 данного Федерального закона право обладателя информации распространить на нее режим коммерческой тайны ограничено следующими нормами:

Во-первых, если информация составляет коммерческую тайну, но отвечает признакам государственной тайны. Так, согласно абзацу 1 статьи 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,

контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации [3]. То есть, если сведения одновременно имеют и коммерческую ценность, например, сведения в области экономической деятельности, и способны нанести ущерб безопасности страны, то в отношении таких сведений устанавливается другой режим охраны. В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что положения федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ применению не подлежат в силу прямого указания части 3 статьи 1 данного закона.

Во-вторых, режим коммерческой тайны не может быть использован и в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2) Собственно меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, сводятся к следующим действиям обладателя информации:

а) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

б) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

в) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

г) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

д) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации;

е) применение при необходимости средств и методов технической защиты конфиденциальности этой информации, других не противоречащих законодательству Российской Федерации мер.

ж) ознакомление под расписку работника с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

з) создание работнику необходимых условий для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

3) Помимо мер охраны информации, составляющей коммерческую тайну, предпринимаемых обладателем такой информации, Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» предусмотрена ответственность для контрагентов, наемных работников обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и должностных лиц, получивших такую информацию в соответствии со статьей 6 закона. Так, в отношении наемных работников и контрагентов предусмотрено право на возмещение ущерба, и следует отметить, что для наемных работников также предусмотрена дисциплинарная

ответственность. В целом законодатель ограничивается отсылочной нормой в части 1 статьи 14, согласно которой нарушение настоящего федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценивая эффективность защиты информации, составляющей коммерческую тайну, нормами указанного выше закона, следует отметить, следующее:

1. Можно согласиться с мнением Л.А. Забегайло и И.А. Назаровой, которые писали, что «Как показывает мировая и отечественная практика, в современных условиях наибольшую угрозу утечки информации, составляющей коммерческую тайну работодателя, представляют действия персонала. Несмотря на стремительный рост числа компьютерных вирусов и хакеров, человек по-прежнему остается самым слабым звеном в системе информационной безопасности бизнеса» [6]. Кроме того, в связи с высокой стоимостью коммерческой информации, представляется, что такие меры как определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну, нанесение на носители информации грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации, ознакомление под расписку работника с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение нельзя признать достаточно эффективными. Это косвенно признает, и сам законодатель в части 4 статьи 14 закона: «Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности».

Опираясь на данные сложившейся практики, а также на положения Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ, можно

выделить достаточные меры по охране конфиденциальности информации, а именно меры технической защиты, например, системы видеонаблюдения и сигнализации. Кроме того, к данному перечню можно отнести и меры компьютерной безопасности, то есть меры программной защиты, а также надежный охранно-пропускной режим. «Именно факт принятия вышеуказанных мер превращает просто коммерчески ценную информацию в коммерческую тайну. Важно, чтобы из конкретных действий работодателя явно следовало желание оградить определенные сведения от доступа ненадлежащих лиц» [6].

2. Меры ответственности не являются мерами по охране коммерческой информации, поскольку реализуются после ее незаконного использования.

3. Ряд норм данного закона носит декларативный характер, в частности, приведенная выше норма части 4 статьи 14, а также норма части 1 статьи 13: «Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями». Таким образом, закон не содержит перечня таких условий, отдавая данный вопрос на усмотрение перечисленных органов.

4. В соответствии с частью 5 статьи 14 данного федерального закона, по требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

5. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального Закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию,

составляющую коммерческую тайну. При этом закон не содержит критериев «делимости» коммерческой информации или минимального объема информации, который будет достаточен для государственных органов или органа местного самоуправления, указанных в части 1 статьи 6 данного закона для реализации своих полномочий.

Проанализировав проблемы, связанные с коммерческой тайной, в заключении следует отметить, что наиболее острой из них является правовое регулирование охраны коммерческой тайны. Многие коллизии в данной области были разрешены, тем не менее существует еще множество противоречивых и недоработанных положений в законодательстве.

Библиографический список:

1. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон «О введении в действие части Четвертой Гражданского кодекса Российский Федерации» от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

3. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // СПС КонсультантПлюс.

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 128.

5. Гражданское право. Часть первая: Учебник/Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юристъ, 2000, С. 67.

6. Забегайло Л.А., Назарова И.А. Актуальные вопросы охраны коммерческой тайны работодателя // Юрист. 2011. N 10. С. 3 - 8.

7. Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности. Патентное право: Учебник. М., 2019, С. 119.

8. https://www.forbes.ru/svoi-biznes/startapy/332713-200-chelovek-i-900-voprosov-pochemu-rossiiskim-startaperam-trudno-perezh (15.01.2022).

9. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2005, С. 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.