«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» УДК 346.9
Монгуш Ай-Демир Ильич Mongush Ay-Demir Ilich
Магистрант Student
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Тувинский государственный университет» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Tuvan State University»
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ LIABILITY FOR DISCLOSURE OF COMMERCIAL SECRETS
Аннотация, в статье дано понятие коммерческой тайны и обладателя коммерческой тайны, раскрыт порядок оформления коммерческой тайны на предприятии, определены условия наступления ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну организации, способных нанести ей ущерб. Разработан ряд мероприятий, которые помогут защитить коммерческую информацию от кражи, хищения, фальсификации, утечки, передачи конкурентам.
Abstract, in article the concept of trade secrets and the possessor of a trade secret, disclosed the order of registration of trade secrets in the enterprise, the conditions of the responsibility provided by the legislation of the Russian Federation for disclosure of information constituting a commercial secret of organization, able to cause damage. A number of measures have been developed to help protect commercial information from theft, theft, falsification, leakage, and transfer to competitors.
Ключевые слова: коммерческая тайна, работник, работодатель, конфиденциальность, предприятие.
Key words: trade secret, employee, employer, confidentiality, enterprise.
Коммерческая тайна - это информация, которую компания не разглашает, чтобы увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить или улучшить своё положение на рынке либо получить любую другую коммерческую выгоду. Засекретить можно рецепт блюда или напитка, рыночную стратегию и тактику ведения бизнеса, списки клиентов и поставщиков, принципы ценообразования [2].
Коммерческой тайной, может быть всё, что считают на предприятии важным скрыть, за исключением:
- Информации, которая содержится в учредительных документах ИП или юридического лица и государственных реестрах;
- Сведений о составе имущества государственного или унитарного предприятия и учреждения, об использовании ими средств госбюджетов;
- Кадровой информации: о численности и составе штата, об условиях и охране труда, наличии вакансий и т.д.;
- Сведений о задолженностях работодателей по зарплатам и социальным отчислениям;
- Информации о доходах и выплатах некоммерческих организаций, а также об их размере и структуре, использовании бесплатного труда граждан (волонтёров, например);
- Сведений о представителях предприятия, которые могут действовать без доверенности;
- Условий конкурсов и аукционов по приватизации государственного и муниципального имущества;
- Важных для общественности фактов: о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке, противопожарной безопасности, качестве продуктов питания и выявленных в них нарушениях требований безопасности и т. п.;
- Сведений о нарушениях предприятием или его руководством законодательства и привлечении за это к ответственности.
- Другой информации, которую по закону нельзя скрывать. Например, банки обязаны публиковать финансовую отчетность.
Все указанные данные засекречивать нельзя [2].
Обладатель коммерческой тайны обязан раскрывать её полиции, суду и иным госорганам по требованию. Запрос властей должен быть официально оформлен и подписан руководителем структуры, содержать причину и сроки удовлетворения требования. Госорганы, в свою очередь, обеспечивают сохранность информации от конкурентов.
Обладатель коммерческой тайны - это лицо, которое на законном основании владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, и ограничивает доступ к этой информации. Только обладатель тайны вправе раскрывать её государству. Власти могут обязать рассекретить сведения руководителя предприятия или ИП, но не работников. Сотрудники не должны разглашать коммерческую тайну даже по официальному запросу.
Чтобы оформить коммерческую тайну необходимо:
- составить перечень сведений, которые необходимо засекретить;
- нанести гриф «Коммерческая тайна» на все материальные носители, на которых они будут храниться, и указать обладателя коммерческой тайны: Ф.И.О. и место жительства индивидуального предпринимателя или полное наименование и местонахождение компании;
- установить порядок обращения с коммерческой тайной и зафиксировать в локальных документах фирмы (приказе, рекомендации, должностной инструкции отдельных работников). Идеальный вариант: положение о коммерческой тайне - документ, определяющий права и обязанности сотрудников по обращению с тайной, а также санкции за нарушения;
- определить круг лиц, которых можно допустить к скрытым сведениям, и вести учёт этих людей. Можно завести специальный журнал учёта, а также можно оформлять всё на компьютере и заносить сотрудников в базу данных, выдавать пароль под роспись;
- заключить с работниками дополнительное соглашение о неразглашении коммерческой тайны или обязать их подписать положение. Обязанность хранить тайну можно прописать также в гражданско-правовых договорах с контрагентами;
- ознакомить выбранных сотрудников с коммерческой тайной под расписку [3].
В трудовых договорах может фигурировать пункт «Охрана коммерческой тайны», но он не обезопасит данные предприятия. Если сотрудник не ознакомлен под роспись с конкретной информацией, он просто не знает, что можно рассказывать о своей работе, а что - нет. Поэтому для надёжности необходимо подписать дополнительное соглашение или положение.
Что можно прописать в соглашении или в положении:
1. Запрет передавать коммерческую тайну и раскрывать публично без согласия руководства организации;
Сотрудник может не понять, что значит «раскрывать публично». Во избежание недоразумений, напишите подробно, что именно он имеет право делать с полученными данными, тогда все остальные действия будут считаться разглашением. Или прямо укажите, что считается нарушением: ссылки на засекреченную информацию в текстах, обсуждение сведений где-либо, кроме переговорной комнаты, и с кем-либо, кроме установленного круга лиц.
2. Запрет использовать полученную информацию для другой деятельности, если это может нанести ущерб организации.
Например, сотрудник не может использовать производственный секрет компании, решив открыть своё дело, - даже после увольнения.
3. Обязанность работника обращаться в полицию и ставить в известность руководство при попытках шпионажа или шантажа с целью получить доступ к коммерческой тайне.
4. Обязанность незамедлительно сообщать об утечке информации или утере носителей, на которых она хранится, возможных рисках разглашения и причинах, по которым сведения уже стали известны другим.
Если сотрудник, допущенный к коммерческой тайне, потерял флешку с секретной информацией, он должен сразу поставить в известность руководителя, чтобы тот успел предотвратить утечку данных.
5. Условия и сроки хранения коммерческой тайны после увольнения или выхода на пенсию.
6. Санкции за разглашение коммерческой тайны.
Считается, что работник, который получил секретные сведения непосредственно от их обладателя, получил их легально. Однако, если вы нигде не зафиксировали, что он ознакомлен с коммерческой тайной, вы не сможете привлечь его к ответственности. Поэтому необходимо заключать с работниками соглашения и берите расписки [3]. Без документов, обязывающих хранить коммерческую тайну, привлечь работника к ответственности практически невозможно.
Ответственность за раскрытие коммерческой тайны может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной.
Можно объявить проговорившемуся сотруднику выговор, оштрафовать или уволить - это дисциплинарное взыскание. Если работник оформлялся не трудовым договором, а ГПХ, то с него можно взыскивать убытки в рамках гражданского законодательства.
По гражданскому праву можно требовать возмещения убытков, полученных из-за разглашения коммерческой тайны, и с других лиц: компаний-
партнёров, приглашённых специалистов, госучреждений. То есть можно предъявить к ним претензию или обратиться в суд и требовать денежных компенсаций.
Уголовная ответственность наступает в следующих случаях:
- кто-то умышленно пытается завладеть коммерческой тайной предприятия незаконным путём: похищает документы, подкупает или шантажирует сотрудников и так далее. Наказание нарушителю - до 2 лет лишения свободы или штраф до 500 000 рублей.
- банковскую, налоговую или коммерческую информацию разгласил сотрудник, который получил её легально. Наказание - до 3 лет лишения свободы или штраф до 1 000 000 рублей.
- кто-то умышленно разгласил коммерческую тайну в корыстных целях, и это причинило крупный ущерб фирме - до 5 лет лишения свободы или штраф до 1 500 000 рублей.
Насколько серьёзна утечка информации, определит суд или следствие.
Специалистов, которым по долгу службы открыли коммерческую тайну, и они её разгласили, можно привлечь к административной ответственности и наложить взыскания, если тяжесть нарушения не подходит под уголовную статью. Штраф в таком случае составит: до 1 000 рублей - для граждан, до 5 000 рублей - для должностных лиц и адвокатов.
Если кто-то случайно или по ошибке получил доступ к коммерческой тайне и разгласил её, не подозревая о том, что нарушает закон, он не несёт ответственности за это. Однако, можно после этого обязать его хранить информацию в секрете, и повторное разглашение не останется безнаказанным
[4].
Стоит отметить, что предусмотренная законодательством ответственность может наступить только при соблюдении условия обеспечения конфиденциальности сведений предприятия. Иначе, сведения о производстве, технологиях, разработках, финансовом положении, разглашение которых нанесет ущерб организации, не подпадут под правовую защиту государства.
К обязательным мерам, направленным на установление режима коммерческой тайны относятся [1]:
- определение перечня информации, составляющего коммерческую тайну;
- ограничение доступа к такому виду информации, способом утверждения индивидуального порядка ее использования, а также установление контроля за соблюдением данного режима;
- ведение журнала лиц, которыми был получен доступ к секретной информации;
- определение важности коммерческой информации для предприятия;
- обязательное подписание соглашения о неразглашении коммерческой информации при приеме сотрудника в штат организации;
- все материальные носители информации в обязательном порядке помечаются грифом «Коммерческая тайна» с указанием владельца данного вида информации [5].
Для того чтобы защитить информацию от кражи, хищения, фальсификации, утечки, передачи конкурентам необходимо:
- создать типизированное делопроизводство, отличающееся особым способом для хранения, передачи, а также доступа к документам, составляющим коммерческую тайну. Материальные и цифровые носители секретной информации помечаются по установленным правилам.
- составить список администраторов, компетенция которых позволяет разграничивать доступ к информации, связанной с коммерческой тайной;
- ограничить группы лиц с возможностью доступа к информации, находящейся под защитой;
- формировать общий порядок получения конфиденциальных сведений;
- исполнять условия, позволяющие сохранить коммерческую тайну на всех этапах деятельности организации.
- обеспечить сохранность данных при проведении деловых переговоров, внутренних совещаний, прелиминарии, заключении договоров, использовании технических средств по работе с информацией;
- обеспечить взаимодействие нормативного характера с представителями государственных структур, уполномоченных на осуществление контрольных проверок;
- использовать предохранительные меры, а именно, наличие внутреннего и внешнего охранного поста;
- проводить ликбез сотрудников, деятельность которых связана с коммерческой тайной, о правилах информационной безопасности.
Итак, при соблюдении вышеупомянутых мер, сведения организации, относящиеся к коммерческой информации, не попадут к конкурентам и не причинят ущерб.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Режим коммерческой тайны может ввести любая компания. Засекречивать можно что угодно, кроме тех сведений, которые по закону нельзя скрывать.
- Чтобы придать сведениям статус коммерческой тайны, нужно нанести на них гриф «Коммерческая тайна», указать правообладателя, прописать режим обращения с секретными данными и ознакомить с ними выбранных лиц. Всё это важно зафиксировать в документах компании и договорах с персоналом.
- Если госорганы направляют мотивированное требование раскрыть коммерческую тайну, её обладатель обязан это сделать.
- Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечёт за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Библиографический список:
1. Давыдова О.Б. Коммерческая тайна и меры по ее защите // Вестник науки и образования. - 2018. - №6. - С. 91-93.
2. Крутин Ю.В. Защита коммерческой тайны: конспект лекций. -Екатеринбург, 2020. - 31с.
3. Сапрунов С.Р., Колесник В.В. Актуальные проблемы защиты коммерческой тайны в Российской Федерации // Colloquium-journal. - 2019. -№3-4(27). - С.62-63.
4. Слюсарь И.В. Коммерческая тайна: основные положения, основы правового регулирования // Молодой ученый. - 2020. - №3(293). - С.224-227.
5. Смирнова В. Положение о коммерческой тайне: все, что нужно знать работодателю // «Контур.ру». - 2017. - №21. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //kontur.ru/articles/4838/
УДК 338
Оюн Шончалай Валерьевна Oyun SHonchalaj Valer'evna
Магистрант Magistrant
Манчык-Сат Чодураа Сергеевна Manic-Sat Choduraa Sergeevna
Кандидат экономических наук, доцент Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Тувинский государственный университет Tuvan State University
НЕСМОТРЯ НА COVID-19, В ТУВЕ ЗАНИМАЛИСЬ ИНФРАСТРУКТУРНЫМ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА
DESPITE COVID-19, TUVA WAS ENGAGED IN INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF TOURISM
Аннотация. Режим ограничений и самоизоляции в связи с коронавирусом отразился на туристической отрасли Тувы.
Abstract: The regime of restrictions and self-isolation in connection with the coronavirus affected the tourism industry of Tuva.
Ключевые слова. туризм, инфекция, министерство, регион.
Keywords: tourism, infection, ministry, region.
Туризм представляет собой активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства[1, с.7].
По информации департамента по развитию туризма при Минэкономики Тувы, за 8 месяцев республику посетили всего около 8 тысяч гостей из регионов России и зарубежья, сокращение на 60 процентов. Значительно сократился даже внутренний туризм, поскольку по требованию Роспотребнадзора в рамках мер