Научная статья на тему 'КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ'

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА / НОУ-ХАУ / РЕЖИМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вершинина Екатерина Сергеевна, Щербакова Мария Павловна

В статье дается понятие и раскрывается содержание коммерческой тайны, освещаются порядок и условия обеспечения охраны такой информации, анализируются условия и критерии правомерности ее получения правоохранительными органами, а также механизм привлечения к ответственности за нарушение режима конфиденциальности сведений, относящихся к коммерческой тайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вершинина Екатерина Сергеевна, Щербакова Мария Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE SECRET: CONCEPT, PROCESSING CONDITIONS

The article gives the concept and reveals the content of a trade secret, highlights the procedure and conditions for ensuring the protection of such information, analyzes the conditions and criteria for the legality of its receipt by law enforcement agencies, as well as the mechanism for bringing to responsibility for violation of the confidentiality regime of information related to trade secrets.

Текст научной работы на тему «КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ»

отраслевые проблемы юридической науки и практики branch problems of legal science ano practice

Научная статья УДК 347.775

https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-1-33-36

Коммерческая тайна: понятие, условия обработки

Вершинина Екатерина Сергеевна1, Щербакова Мария Павловна2

1 2Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Россия

1Ver_es@mail.ru

2lasko79@rambler.ru

Аннотация. В статье дается понятие и раскрывается содержание коммерческой тайны, освещаются порядок и условия обеспечения охраны такой информации, анализируются условия и критерии правомерности ее получения правоохранительными органами, а также механизм привлечения к ответственности за нарушение режима конфиденциальности сведений, относящихся к коммерческой тайне.

Ключевые слова: конфиденциальная информация, коммерческая тайна, экономическая выгода, ноу-хау, режим конфиденциальности

Для цитирования: Вершинина Е. С., Щербакова М. П. Коммерческая тайна: понятие, условия обработки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 1 (57). С. 33—36. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-1-33-36.

Original article

Trade secret: concept, processing conditions Ekaterina S. Vershinina1, Maria P. Shcherbakova2

1 2Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation 1Ver_es@mail.ru 2lasko79@rambler.ru

Abstract. The article gives the concept and reveals the content of a trade secret, highlights the procedure and conditions for ensuring the protection of such information, analyzes the conditions and criteria for the legality of its receipt by law enforcement agencies, as well as the mechanism for bringing to responsibility for violation of the confidentiality regime of information related to trade secrets.

Keywords: confidential information, trade secret, economic benefit, know-how, confidentiality regime For citation: Vershinina E. S., Shcherbakova M. P. Trade secret: concept, processing conditions. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 1 (57), pp. 33—36. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-1-33-36.

Информация пронизывает все сферы жиз- тайне. И здесь необходимо соблюдать условия

недеятельности людей, общества, государства. и критерии правомерности ее получения. Довольно часто в сфере предпринимательства В соответствии с федеральным законода-

именно соблюдение режима конфиденциально- тельством коммерческая тайна — это такой

сти коммерческой тайны позволяет субъектам режим конфиденциальности информации,

коммерческой деятельности обеспечивать по- который позволяет ее обладателю получить

лучение прибыли. экономическую выгоду, сохранить свое по-

Раскрытие и расследование преступлений ложение на рынке, увеличить собственные

экономической направленности часто требует доходы и избежать неоправданных расходов

от сотрудников правоохранительных органов по- при имеющихся или возможных обстоятель-

лучение сведений, относящихся к коммерческой ствах [1].

© Вершинина Е. С., Щербакова М. П., 2022

отраслевые проблемы юридической науки и практики brunch problems of legal science and practice

К коммерческой тайне можно отнести любую информацию, имеющую коммерческую ценность (действительную или потенциальную) в силу неизвестности ее третьим лицам [1].

Правом отнесения информации к коммерческой тайне обладает лицо, которое по праву владеет такой информацией. К ней могут быть отнесены любые сведения производственного, технического, экономического, организационного характера, а также секреты производства (ноу-хау) [2].

Для обеспечения возможности получения коммерческой тайны государственными органами, а также в целях предупреждения злоупотреблений составлен перечень сведений, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне [1, 3], содержащийся как в Федеральном законе от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», так и в постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 [3].

В случае необходимости заинтересованные органы могут получить коммерческую тайну по мотивированному запросу, который должен четко описывать цель, срок и юридико-право-вое обоснование предоставления информации. Об этом говорится в части 1 статьи 6 Федерального закона «О коммерческой тайне».

Во 2 части этой же статьи приводится, что в случае отказа предоставления коммерческой тайны по мотивированному запросу, следует обратиться в суд и получить ее в судебном порядке.

В случае, если обладатель коммерческой тайны отказывается ее предоставить, имеется возможность привлечения коммерческой организации к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4]. Правда, для юридических лиц там предусмотрен незначительный штраф от трех до пяти тысяч рублей. Представляется, что для коммерческой организации это будут несущественные потери. А вот время, необходимое для приведения всей необходимой документации в порядок во время судебных разбирательств, обладатель коммерческой тайны, безусловно, получит. В связи с этим правоохранительные органы могут упустить возможность получения достоверных доказательственных данных.

Получив коммерческую тайну, органы, ставшие ее обладателями, а также сам обладатель обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве. Необходимо сделать

акцент на том, что в этом перечне отсутствуют органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, ввиду чего у обладателей коммерческой тайны появляется хорошая возможность не предоставлять оперуполномоченным органов внутренних дел необходимую им информацию.

Проблемой соотношения органов дознания и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, занимались многие выдающиеся ученые. Так, данному вопросу посвящены труды доктора юридических наук, профессора А. Г. Маркушина; доктора юридических наук, профессора Н. С. Железняка [5] и многих других.

В пользу разграничения этих двух органов говорят пункт 1.1. части 3 статьи 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым дознаватель имеет право давать письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий; часть 2 этой же статьи, где указано недопустимости возложения полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия. Кроме того, в приказе МВД России от 30 апреля 2011 года № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» орган дознания и подразделения по оперативной работе схематично представлены отдельно. К оперативным подразделениям органов внутренних дел, правомочным осуществлять оперативно-разыскную деятельность в полном объеме относятся: подразделения уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции; по противодействию экстремизму; подразделения по контролю за оборотом наркотиков; собственной безопасности; по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; специальных технических мероприятий; оперативно-поисковые; по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте и другие [6].

В этой связи во избежание некорректного толкования норм права и конкретизации правоприменительной деятельности считаем необходимым внести изменения в пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и после органов дознания добавить органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность.

Рассматриваемым Федеральным законом также установлены меры, необходимые для

отраслевые проблемы юридической науки и пряктики brunch problems of legal science and practice

обеспечения охраны коммерческой тайны. В первую очередь к ним относятся составление перечня сведений, отнесённых к государственной тайне. Во-вторых, подготовка списка лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне. Важными мерами охраны являются нанесение пометки «Коммерческая тайна», обеспечение особого режима хранения и обращения с подобной информацией, а также контроль и установление ответственности за нарушение режима конфиденциальности коммерческой тайны. Обеспечение указанных мер охраны не представляется достаточно сложным, однако довольно часто в коммерческих организациях можно увидеть их несоблюдение. Как показывает судебная практика, именно это не позволяет привлечь к ответственности лиц, не законно получивших коммерческую тайну. В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 29, а также части 3 статьи 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осуществление выемки предметов и документов, отнесенных к государственной и иной охраняемой законом тайне, возможно только на основании судебного решения [7]. Однако в практической деятельности довольно часто возникает ситуация, когда сотрудники органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, изымают все интересующие их предметы и документы в ходе гласного обследования, не имея на это судебного решения. В этом случае по заявлению представителей коммерческих организаций может быть возбуждено уголовное дело по статье 183 Уголовного кодекса Российской Федерации [8]. Судебная практика привлечения к уголовной ответственности по данной категории дел не значительная. Это связано с тем, что самим собственником коммерческой тайны не соблюдаются необходимые меры ее охраны. Например, на материальных носителях сведений, составляющих коммерческую тайну, отсутствуют соответствующие пометки, что встречается в большинстве случаев.

Органы, получившие сведения, составляющие коммерческую тайну, обязаны обеспечить их охрану, не вправе разглашать или передавать другим органам или третьим лицам за исключение случаев, которые мы приводили выше, то есть по запросу судов, органов следствия и дознания. Во всех остальных случаях полученные сведения, относящиеся к коммерческой тайне, правоохранительные органы не имеют право предоставлять другим государственным органам.

В случае нарушения конфиденциальности коммерческой тайны могут наступить различные виды ответственности.

Например, дисциплинарная в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в случае разглашения коммерческой тайны, что является грубым нарушениям трудовых обязанностей, работодатель может расторгнуть договор с работником [9].

Также может наступить гражданско-правовая ответственность. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации обладатель коммерческой тайны может требовать полного возмещения убытков в случае разглашения, передачи или иной утечки секрета (ст. 1472 Гражданского кодекса Российской Федерации) производства или иных сведений, в отношении которых установлен режим конфиденциальности [2].

В случае, если разглашение ограниченной информации не влечет наступление уголовной ответственности, наступает административная в соответствии со статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4]. В рамках данной статьи для должностных лиц предусмотрен штраф от 4 до 5 тыс. рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена по статье 183 Уголовного кодекса Российской Федерации за незаконное получение или разглашение коммерческой тайны [8].

Список источников

1. О коммерческой тайне: федеральный закон от 29 июля 2004 г № 98-ФЗ. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 15.12.2021).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г № 51-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.12.2021).

3. О Перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну: постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г № 35 // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1992. № 1—2, ст. 7.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г № 195-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.12.2021).

5. Железняк Н. С. О соотношении понятий «орган дознания» и «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность» // Вестник Сибирского юридического института МВД России — научно-практический журнал. № 2 (31), 2018. С. 28—32.

6. Правовые основы организации оперативно-розыскной деятельности: курс лекций / А. В. Парфенов,

отраслевые проблемы юридической науки и практики branch problems of legal science and practice

В. М. Атмажитов, Ю. А. Лапунова, Р Р Ханнанов Москва: Академия управления МВД России, 2021. 104 с.

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г № 174-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.12.2021).

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.12.2021).

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.12.2021).

References

1. On Trade Secrets: federal law no. 98-FZ of July 29, 2004. Access from the reference legal system "Consul-tantPlus" (accessed 15.12.2021). (In Russ.)

2. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) no. 51-FZ of November 30, 1994. Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 15.12.2021). (In Russ.)

3. On the List of information, which cannot constitute a trade secret: the resolution of the Government of the Russian Federation no. 35 of December 5, 1991. Meeting of the government of the RSFSR, 1992, no. 1—2, article 7. (In Russ.)

4. The code of the Russian Federation on administrative offenses no. 195-FZ of December 30, 2001. Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 15.12.2021). (In Russ.)

5. Zheleznyak N. S. On the relationship between the concept of "body of inquiry" and "body carrying out operational investigative activities". Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia — scientific and practical journal, 2018, no. 2 (31), pp. 28—32. (In Russ.)

6. Legal foundations of the organization of operational investigative activities: a course of lectures / A. V. Parfenov, V. M. Atmazhitov, Yu. A. Lapunova, R. R. Hannanov. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. 104 p. (In Russ.)

7. Criminal Procedure Code of the Russian Federation no. 174-FZ of December 18, 2001. Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 15.12.2021). (In Russ.)

8. Criminal Code of the Russian Federation no. 63-FZ of June 13, 1996. Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 15.12.2021). (In Russ.)

9. Labor Code of the Russian Federation no. 197-FZ of December 30, 2001. Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 15.12.2021). (In Russ.)

Информация об авторах

Е. С. Вершинина — кандидат юридических наук, доцент; М. П. Щербакова — кандидат социологических наук.

Information about the authors

E. S. Vershinina — Candidate of Sciences (Law), Associate Professor; M. P. Shcherbakova — Candidate of Sciences (Sociology).

Статья поступила в редакцию 20.12.2021; одобрена после рецензирования 01.02.2022; принята к публикации 10.03.2022.

The article was submitted 20.12.2021; approved after reviewing 01.02.2022; accepted for publication 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.