Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА» И «СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА» (НОУ-ХАУ)'

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА» И «СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА» (НОУ-ХАУ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3046
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / НОУ-ХАУ / СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ / КРИТЕРИИ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ СЕКРЕТОВ ПРОИЗВОДСТВА / СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ / TRADE SECRET / KNOW-HOW / PRODUCTION SECRET / OBJECTS OF INTELLECTUAL RIGHTS / CRITERIA OF PROTECTABILITY OF PRODUCTION SECRETS / CONTENT OF TRADE SECRET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кончаков Александр Борисович, Матвеева Ирина Александровна

В статье исследованы понятия «коммерческая тайна» и «ноу-хау» на основании законодательства Российской Федерации. осуществлен анализ соотношения данных понятий. Предпринимается попытка выявления отличий правового значения этих понятий. Также анализируется требование законодательства к содержанию информации, в отношении которой может быть установлен режим коммерческой тайны. По мнению авторов, понятия «ноу-хау» и «коммерческая тайна» являются тождественными друг другу. Они служат друг другу и существование одного без другого в некоторых случаях не представляется возможным. Так как установление режима коммерческой тайны является одним из способов обеспечения конфиденциальности ноу-хау, требуется четкая правовая регламентация данного режима, для чего и служит Федеральный закон «О коммерческой тайне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN THE CONCEPTS OF "TRADE SECRET" AND "PRODUCTION SECRET" (KNOW-HOW)

In this article analyzed the concepts of "commercial secret" and "know-how" under the legislation of the Russian Federation, analyzed the correlation of these concepts. It tried to revealing the differences of legal status of these concepts. It also analyzes the legal requirements for the content of information in relation to which a trade secret may be established. According to the authors, the concepts of "know-how" and "trade secret" are identical to each other. They serve each other and the existence of one without the other in some cases is not possible. Since the establishment of a trade secret regime is one of the ways to ensure the confidentiality of know-how, a clear legal regulation of this regime is required, for which the Federal Law “On Trade Secret” serves.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА» И «СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА» (НОУ-ХАУ)»

признание за ним интеллектуальных прав аналогичных правам, закрепляемым за авторами-создателями аудиовизуального произведения и восстановлению справедливости.

Литература и источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: Федеральный закон от 18.122006 № 230-Ф3 // СЗ РФ. 2006. № 52 (Часть 1). Ст. 5496.

2. Судариков С.А. Авторское право: учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2013.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС Костультант плюс.

4. Летина Н.О. Вопросы охраны фотографических произведений как объекта авторского права // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2019. - С. 97.

5. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 03.12.2014 №С01- 131/2014 по делу №А33-14443/2013 // СПС «КонсультантПлюс»

6. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 по делу №А33-6338/2013 // СПС «КонсультантПлюс

7. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 №09АП-34260/2015, 09АП-34263/2015 по делу №А40-169281/2013 // СПС «КонсультантПлюс»

8. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров. - 2003. - №9.

References and Sources

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' chetvertaya: Federal'nyj zakon ot 18.122006 № 230-FZ // SZ RF. 2006. № 52 (CHast' 1). St. 5496.

2. Sudarikov S.A. Avtorskoe pravo: uchebnik dlya bakalavrov. - M.: Prospekt, 2013.

3. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 23.04.2019 N 10 «O primenenii chasti chetvertoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SPS Kostul'tant plyus.

4. Letina N.O. Voprosy ohrany fotograficheskih proizvedenij kak ob"ekta avtorskogo prava // Nauchnoe i obrazovatel'noe prostranstvo: perspektivy razvitiya: sbornik materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - CHeboksary, 2019. - S. 97.

5. Postanovlenie Suda po intellektual'nym pravam ot 03.12.2014 №S01- 131/2014 po delu №A33-14443/2013 // SPS «Konsul'tantPlyus»

6. Postanovlenie Tret'ego arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 20.09.2013 po delu №A33-6338/2013 // SPS «Konsul'tantPlyus

7. Postanovlenie Devyatogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 24.09.2015 №09AP-34260/2015, 09AP-34263/2015 po delu №A40-169281/2013 // SPS «Konsul'tantPlyus»

8. Bernskaya Konvenciya po ohrane literaturnyh i hudozhestvennyh proizvedenij ot 09.09.1886 (red. ot 28.09.1979) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. - 2003. - №9.

АНТОНЯН АРТЕМ АРТУРОВИЧ - студент юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет КОНЧАКОВ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ - старший преподаватель кафедры гражданского права, Кубанский государственный аграрный университет.

ANTONYAN, ARTEM A. - student, faculty of law ([email protected]).

KONCHAKOV, ALEXANDER B. - senior lecturer of the Department of Civil Law, Kuban State Agrarian University/

УДК 347.775

КОНЧАКОВ А.Б., МАТВЕЕВА И.А. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА» И «СЕКРЕТ

ПРОИЗВОДСТВА» (НОУ-ХАУ)

Ключевые слова: коммерческая тайна, ноу-хау, секрет производства, объекты интеллектуальных прав, критерии охраноспособности секретов производства, содержание коммерческой тайны.

В статье исследованы понятия «коммерческая тайна» и «ноу-хау» на основании законодательства Российской Федерации. осуществлен анализ соотношения данных понятий. Предпринимается попытка выявления отличий правового значения этих понятий. Также анализируется требование законодательства к содержанию информации, в отношении которой может быть установлен режим коммерческой тайны. По мнению авторов, понятия «ноу-хау» и «коммерческая тайна» являются тождественными друг другу. Они служат друг другу и существование одного без другого в некоторых случаях не представляется возможным. Так как установление режима коммерческой тайны является одним из способов обеспечения конфиденциальности ноу-хау, требуется четкая правовая регламентация данного режима, для чего и служит Федеральный закон «О коммерческой тайне».

KONCHAKOV, A.B., MATVEEVA, I.A. CORRELATION BETWEEN THE CONCEPTS OF "TRADE SECRET" AND "PRODUCTION SECRET" (KNOW-HOW)

Keywords: trade secret, know-how, production secret, objects of intellectual rights, criteria of protectability of production secrets, content of trade secret.

In this article analyzed the concepts of "commercial secret" and "know-how" under the legislation of the Russian Federation, analyzed the correlation of these concepts. It tried to revealing the differences of legal status of these concepts. It also analyzes the legal requirements for the content of information in relation to which a trade secret may be established. According to the authors, the concepts of "know-how" and "trade secret" are identical to each other. They serve each other and the existence of one without the other in some cases is not possible. Since the establishment of a trade secret regime is one of the ways to ensure the confidentiality of know-how, a clear legal regulation of this regime is required, for which the Federal Law "On Trade Secret" serves.

Понятие «ноу-хау» происходит от английского словосочетания «know how», что в переводе означает «знать как». Первоначально, такой термин появился в США в 1838 году. Он был нужен для обозначения прав человека на выполнение каких-либо работ и возможности защитить свое право. Впервые данный термин был использован в ходе судебного заседания в США в 1916 году. В Европе указанный термин значительно позже, чем в США и был выражен в различных синонимах, которые в переводе имели схожий смысл. В Европейский странах (Германии, Польше и др.) термин «ноу-хау» используется в законодательстве о недобросовестной конкуренции.

В России же данный термин стал использоваться позже, чем в странах Запада. В СССР использовалось понятие «торговый секрет». Затем использовался не сам термин «ноу-хау», а термин «коммерческая тайна», что было закреплено в ФЗ от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне». Этот закон вполне полно обозначал правовой смысл данного понятия. Однако, в 2008 году вступила в силу часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, впервые закрепившая непосредственно понятие «ноу-хау». Сейчас в России одновременно действуют оба нормативных акта, которые служат дополнением друг другу.

Для возможности сопоставить данные понятия между собой в российском праве, нужно обратиться непосредственно к закону, их содержащему.

Понятие коммерческой тайны закреплено в Федеральном законе от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне» [1]. Согласно ст.3 данного нормативного акта, под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. По смыслу данного положения, такой режим позволяет увеличить доход обладателю сведений, содержащихся в коммерческой тайне, а также избежать нецелесообразных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ и услуг, а соответственно, извлечь материальную выгоду. Более того, вышеуказанная статья содержит понятие информации, составляющей коммерческую тайну. Так, это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что коммерческую тайну составляют конфиденциальные данные, в отношении которых установлен соответствующий режим, предпринимаются меры по обеспечению недоступности данных сведений третьим лицам, и представляющие значимость при осуществлении коммерческой деятельности.

По мнению Давыдовой О.Б., коммерческую тайну можно определить как совокупность конфиденциальных данных, не являющихся государственной тайной, представляющих из себя определенную долю ценности для субъекта предпринимательства, при разглашении которых велика вероятность нанесения ущерба организации [2].

Понятие коммерческой тайны также дано в Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» [3]. Согласно данному подзаконному акту, коммерческой тайной признаются сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

В свою очередь, проанализировав мнения авторов, можно сделать вывод, что коммерческой деятельностью признается часть предпринимательской деятельности, на рынке товаров. Её основное отличие от предпринимательской деятельности заключается в исключении самой стадии производства товара или оказания услуги.

Законодательно закреплено понятие торговой деятельности: торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров [4].

Связь коммерции и предпринимательства прослеживается в гражданском законодательстве. Так, в ст. 2 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое

получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [5]. Следует обратить внимание, данное понятие охватывает деятельность не только по реализации товаров, но и непосредственно деятельность по их производству, выполнению работ и др.

По своей сути, коммерческая тайна не может быть применена ни к одной другой сфере деятельности, кроме коммерческой. Исходя из действующего законодательства, следует вывод, что режим коммерческой тайны может быть установлен только в отношении информации, которая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам [5].

Законодательно закреплено понятие о конфиденциальности какой-либо информации, что напрямую связанно, прежде всего, с режимом коммерческой тайны, обеспечивающей невозможность доступа к информации третьих лиц. Так, согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», конфиденциальность информации - это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя [6].

Согласно мнению Степанова П.В и Щербак Н.В., соблюдение режима конфиденциальности в отношении секретов производства является важнейшим условием предоставления им правовой охраны [7]. Возможно, именно потому, что конфиденциальность является одним из критериев охраноспособности такого объекта интеллектуальных прав.

Важнейшим аспектом коммерческой тайны является, конечно же её предназначение. Для выяснения цели существования данного понятия в целом, следует обратиться к гражданскому законодательству, содержащему понятие «ноу-хау». Так, в ст.1465 Гражданского кодекса, секрет производства (ноу-хау) - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны [8].

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на название «секрет производства», сведения, его составляющие, могут быть не только непосредственно производственными, но и экономическими, организационными и др. Производственными могут быть сведения, которые заключается в технологии производства, в материалах для его использования, в сырье, используемом для создания каких-либо товаров. К экономическим сведениям, требующим обеспечения режима конфиденциальности, можно отнести уровень добавленной стоимости. Для обеспечения конкуренции именно такие сведения являются весьма значимыми. Организационными сведениями, по нашему мнению, может быть совокупность определённых последовательных действий, при осуществлении которых в строгом соответствии, может быть достигнут конечный результат. То есть сама организация действий при производстве может составить информацию, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны. Примером организационных сведений может стать организация работы конвейера Генри Форда, автора 161 патента в США, в 1913 году на заводе «Хайланд-парк». Для его успешной работы требовались определенно-последовательные действия рабочих, благодаря которым и действовал механизм работы конвейера. То есть, коммерческой тайной был не сам конвейер как объект, а именно последовательность действий рабочих.

Еще одним примером может являться торговая сеть «Магнит», владельцем которой является АО «Тандер». Компания начала свою деятельность в 1994 году. С 2007 по 2009 гг. торговая сеть начала стремительно развиваться, открывая, помимо розничных магазинов, гипермаркеты. В настоящее время, целью компании является увеличение доли рынка до 15% к 2023 году. АО «Тандер» имеет собственную стратегию по достижению заданного результата и публикует её на своём официальном сайте. То есть данная информация является общедоступной и не может быть коммерческой тайной, так как отсутствует критерий конфиденциальности. Однако сами предпосылки к выявлению подобной стратегии, то есть действия работников и иных

лиц по её разработке, по изучению рынка, возможно, будут являться коммерческой тайной. Касаемо этой же ситуации, в отношении процесса выявления спроса покупателей на тот или иной товар, выявления соотношения предложения и спроса, принятия товара в оборот компании, осуществляемого посредством определенно-последовательных действий, вероятно, установлен режим коммерческой тайны.

В свою очередь, например, в отношении наличия сертификатов о соответствии международным стандартам качества не может быть установлен режим коммерческой тайны, так как делается это, прежде всего, для привлечения внимания потребителей при выборе определённой услуги или определённого товара. Следовательно, данная информация будет доступной третьим лицам и не будет отвечать требованию конфиденциальности для обеспечения правовой охраны данного объекта интеллектуальных прав.

Таким образом, понятия «ноу-хау» и «коммерческая тайна» являются тождественными друг другу. Такой вывод можно сделать исходя из содержания понятия коммерческая тайна. Т.к. коммерческая тайна является чем-то абстрактным, то информация, составляющая ее содержание, должна быть выражена на материальном носителе. Следовательно, сам секрет производства и составляет коммерческую тайну. Прямая взаимосвязь прослеживается и в том, что понятия «ноу-хау» и «информация, составляющая коммерческую тайну» идентичны.

Связь указанных понятий также присутствует и в судебной практике. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года №10 «О применении части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации» сказано, что режим конфиденциальности может быть достигнут путем введения режима коммерческой тайны, но при этом установления данного режима не является обязательным. Таким образом, установление коммерческой тайны является лишь одним из способов достижения секретности информации.

Вопрос о целях существования этих понятий остается актуальным. Степанов П.В. и Щербак

H.В. в своих трудах определили цель существования указанных понятий следующим образом: коммерческая тайна определяется в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» как режим конфиденциальности информации, причем вводимый в отношении именно секретов производства (ноу-хау) [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что данные понятия служат друг другу и существования одного без другого в некоторых случаях не представляется возможным. Так как установление режима коммерческой тайны является одним из способов обеспечения конфиденциальности ноу-хау, требуется четкая правовая регламентация данного режима, для чего и служит указанный выше Федеральный закон.

Еще одним предназначением понятия коммерческой тайны является то, что в иных отраслях законодательства используется конкретно это понятие, а не понятие ноу-хау. К примеру, в Уголовном кодексе Российской Федерации устанавливается ответственность за разглашение коммерческой тайны. В Кодексе об административных правонарушениях устанавливается ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен Федеральным законом. Так, для КоАП, такими законами являются непосредственно Федеральный закон «О коммерческой тайне» и Федеральный закон «Об инвестиционным товариществе».

Литература и источники

I. Федеральный закон от 29 июля 2004 г.№ 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Парламентская газета. - 2004. - 5 августа. - № 144.

2. Давыдова О.Б. Коммерческая тайна и меры по ее защите // Вестник науки и образования. 2018.

3. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // СЗ РФ. 1997. 10 марта. № 10.

4. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 1. ст. 2.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. // Российская газета. - 1994. - 8 декабря. - № 238-239.

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 2006. - 29 июля. - №165.

7. Российское гражданское право: Учебник: В 2-х томах. Т.1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Статут, 2011.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. // Российская газета. - 2006. - 22 декабря. - № 289.

References and Sources

1. Federal'nyj zakon ot 29 iyulya 2004 g.№ 98-FZ «O kommercheskoj tajne» // Parlamentskaya gazeta. - 2004. - 5 avgusta. - № 144.

2. Davydova O.B. Kommercheskaya tajna i mery po ee zashchite // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2018.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 6 marta 1997 g. №188 «Ob utverzhdenii perechnya svedenij konfidencial'nogo haraktera» // SZ RF. 1997. 10 marta. № 10.

4. Federal'nyj zakon ot 28.12.2009 №2 381-FZ «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2010. № 1. st. 2.

5. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' I. // Rossijskaya gazeta. - 1994. - 8 dekabrya. - №2 238-239.

6. Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2006 g. №2 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» // Rossijskaya gazeta. -2006. - 29 iyulya. - №165.

7. Rossijskoe grazhdanskoe pravo: Uchebnik: V 2-h tomah. T.I. Obshchaya chast'. Veshchnoe pravo. Nasledstvennoe pravo. Intellektual'nye prava. Lichnye neimushchestvennye prava / Otv. red. E.A. Suhanov. - M.: Statut, 2011.

8. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' IV. // Rossijskaya gazeta. - 2006. - 22 dekabrya. - №2 289.

КОНЧАКОВ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ - преподаватель кафедры гражданского права юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.

МАТВЕЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - студентка юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.

KONCHAKOV, ALEXANDER B. - Lecturer of the Department of Civil Law of the Faculty of Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.

MATVEEVA, IRINA A. - student of the Faculty of Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.

УДК 347.918

ШКУРОВА П.Д., ШЕУДЖЕН А.А. К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР

Ключевые слова: примирительные процедуры, мировое соглашение, медиация, медиатор, досудебные процедуры, внесудебные процедуры, арбитражный процесс, гражданское судопроизводство.

В статье рассмотрены имеющие место в современной российской юридической практике примирительные процедуры, особенности и различия внесудебных и досудебных процедур. Выявляется проблема интерпретации некоторых юридических понятий в правовой отечественной литературе и науке. Исследуются проблемные вопросы возможности применения примирительных процедур и порядка их осуществления в гражданском и административном судопроизводстве.

SHKUROVA, P.D., SHEUDZHEN, A.A.

TO THE QUESTION ON THE CORRELATION OF CONCILIATION PROCEDURES

Keywords: conciliation proceedings, amicable settlement, mediation, mediator, pre-trial procedures, extra-judicial procedures, arbitration, civil proceedings.

In the article refers to the conciliation procedures that take place in modern Russian legal practice, the features and differences of extrajudicial and pre-trial procedures. It revealed the problem of interpretation of some legal concepts in legal domestic literature and science. It researched the problematic issues of the possibility of applying conciliation procedures and the procedure for its implementation in civil and administrative proceedings.

В связи с развитием в современной Российской Федерации рыночных экономических отношений и многообразием форм собственности, участились разногласия и споры между различными субъектами экономической деятельности, что, в свою очередь, привело к увеличению количества дел, рассматриваемых и разрешаемых арбитражными судами и, следовательно, к дополнительной нагрузке на всю судебную систему. Такое положение дел не может не сказаться негативно на качестве и быстроте судебной работы.

Важной мерой, снижающей нагрузку на суды, могут стать различные способы досудебного и внесудебного урегулирования экономических разногласий. Например, де-факто одним из возможных способов стало использование разнообразных примирительных процедур.

Поскольку в современной российской юриспруденции нет законодательного закрепления понятия примирительных процедур, в самом общем виде можно считать, что это средства урегулирования возникшего спора путем осуществления на основе добровольного волеизъявления самих сторон соответствующих мер, направленных на принятие компромиссного решения.

Несмотря на отсутствие в законодательстве самой дефиниции, Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы РФ относят к основным видам примирительных процедур: переговоры, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение, или другие, не противоречащие федеральному закону [1]. Общим признаком можно назвать прекращение спора сторон путем примирения без вынесения судебного решения, вне зависимости от вида использованной примирительной процедуры.

Широкое использование внесудебных и досудебных способов урегулирования конфликтов хозяйствующих субъектов или физических лиц поможет существенно снизить загруженность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.