9. Ob osnovnykh napravleniyakh razvitiya gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii na 2019-2021 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 24 iyunya 2019 g. № 288 // SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327379/. (data obrashcheniya: 18.02.2021).
10. Pavlova P.V. Rol' sistemy pooshchreniy v stimulirovanii antikorruptsionnogo povedeniya gosudarstvennykh sluzhashchikh // Gosudarstvo i pravo: materialy 58-y Mezhdunarodnoy nauchnoy studencheskoy konferentsii. Novosibirsk, 2020.
11. Solomanidina T. O. Motivatsiya trudovoy deyatel'nosti personala. 2-ye izd., pererab. i dop. M., 2015.
12. Sholokhova D.L. Mery pooshchreniya i mery administrativnoy otvetstvennosti gosudarstvennykh sluzhashchikh // Trendy razvitiya sovremennogo obshchestva: upravlencheskiye, pravovyye, ekonomicheskiye i sotsial'nyye aspekty: sbornik nauchnykh statey 6-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M., 2016.
13. Metodika nematerial'noy motivatsii gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Rossiyskoy Federatsii, utv. Mintrudom Rossii // IPS «Garant». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72108066/. (data obrashcheniya: 14.02.2021).
14. Arkhireyeva A.S., Moroz Ye.S. Voprosy razvitiya gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby v Krasnodarskom kraye // Epomen. 2019. N° 26.
15. Anfimova V.V. Sistema kompleksnoy otsenki gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh // Gosudarstvennoye regulirovaniye sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov regiona i munitsipaliteta: vyzovy i otvety sovremennosti: sbornik nauchnykh trudov magistrantov i prepodavateley. Chelyabinsk, 2020.
16. Parfenova O.N. Institut pooshchreniya gosudarstvennykh sluzhashchikh // NovaUm.Ru. 2017. № 10.
17. Metodika vsestoronney otsenki professional'noy sluzhebnoy deyatel'nosti gosudarstvennogo grazhdanskogo sluzhashchego, utv. Mintrudom Rossii // IPS «Garant». - URL: https://internet.garant.ru/#/document/71458518/paragraph/119/doclist/1375/showentries/0:0. (data obrashcheniya: 16.02.2021).
18. Znamenskiy D.Yu., Gusarov A.S. Otsenka effektivnosti gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Rossiyskoy Federatsii (teoretiko-metodologicheskiye osnovy) // Vestnik universiteta. 2020. № 2.
19. Belousova Yu.A. Pooshchreniya i nagrazhdeniya gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh: tekushcheye sostoyaniye i perspektivy razvitiya // Sovremennyye problemy pravotvorchestva i pravoprimeneniya: materialy Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Irkutsk, 2019.
20. Baskayeva A.V. Osobennosti tekhnologiy otsenki personala gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby // Severnyy Kavkaz: prostranstvennoye razvitiye i chelovecheskiy kapital: materialy po itogam raboty diskussionnykh ploshchadok Mezhdunarodnogo foruma, provodimykh dlya molodykh uchenykh, aspirantov, magistrantov i studentov. Pyatigorsk, 2018.
21. Komarova L.V. Regional'naya investitsionnaya politika i yeye sotsial'noye regulirovaniye v usloviyakh modernizatsii rossiyskogo obshchestva: sotsial'no-filosofskiy analiz: nauchnaya rabota. Krasnodar, 2011.
ФАРИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Краснодар. FARIKOVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law SCF FGBOUVPO «RSUJ», Krasnodar ([email protected]).
УДК 342.92 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-49-53
СМОРЧКОВА Л.Н. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КАК СРЕДСТВА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
Ключевые слова: административно-правовое регулирование, регулирование экономической деятельности, обязательные требования, государственный контроль (надзор), разрешительный режим, регуляторная гильотина.
В статье анализируется законодательная новация - установление унифицированного правового режима обязательных требований как средства административного-правового воздействия на предпринимательскую и иную экономическую деятельность в процессе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления так называемых «разрешительных режимов». Применение Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» должно не только нивелировать негативные стороны многосубъектности в осуществлении административно-правового регулирования экономических отношений в Российской Федерации, но и стать значимой ступенью в процессе упорядочивания правовых средств и инструментов, применяемых в данной сфере.
SMORCHKOVA, L.N. LEGAL REGIME OF MANDATORY REQUIREMENTS AS A MEANS OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS
Key words: administrative-legal regulation, regulation of economic activity, mandatory requirements, state control (supervision), permissive regime, regulatory guillotine.
In the article analyzes the legislative innovation - the establishment of a unified legal regime of mandatory requirements as a means of administrative-legal impact to the entrepreneurial and other economic activities in the implementation of state control (supervision), municipal control, prosecution to administrative responsibility, providing the so-called "permissive regimes". The application of the Federal Law "On Mandatory Requirements in the Russian Federation" should not only neutralize the negative aspects of the multi-entity in the implementation of administrative-legal regulation of economic relations in the Russian Federation, but also is a significant step in the process of streamlining legal means and instruments used in this area.
Новый существенный шаг в развитии административно-правового регулирования экономической деятельности был сделан с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательных требованиях, Закон), в котором определены правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, связанных с
осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Именно такого рода требования подразумеваются законодателем под специально введенным и закрепленным в Законе термином - обязательные требования, в отношении которых сформирован единый правовой режим. При этом сфера применения Закона об обязательных требованиях касается именно внешнего управленческого воздействия на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и не пересекается со сферой применения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, имеющем отношение к производственным процессам.
Более того, сфера применения закона об обязательных требованиях шире, чем это представляется на первый взгляд. Обязательные требования не только инструмент контрольно-надзорной деятельности. Сферами применения обязательных требований являются не только контрольно-надзорные отношения, деликтные отношения и сфера услуг. Специалисты даже именовали Закон об обязательных требованиях реформой, которая призвана внести ясность в правовое регулирование обязательных требований, предъявляемых к экономическому сообществу, создать предсказуемость в сфере его взаимодействия с контролирующими органами [1], поскольку действовавший до вступления в законную силу Закона об обязательных требованиях не унифицированный порядок их установления в различных сферах порождал массу проблем на практике [2].
Однако обязательные требования необходимо рассматривать еще шире - как средство административно-правового воздействия на экономические отношения. Именно посредством установления различного рода обязательных требований осуществляется динамичное влияние на хозяйствующие субъекты, как с целью защиты охраняемых законом ценностей, так и, в определенной степени, с целью регулирования рыночных отношений [3]. Законом об обязательных требованиях последние возведены в правовую категорию, что и позволяет рассматривать их в качестве правового средства, использующего свой правовой инструментарий - различного рода условия, ограничения, запреты, обязанности, попадающие под правовой режим обязательных требований.
Прежде всего, Закон об обязательных требованиях регламентирует порядок установления обязательных требований. При этом только в отношении обязательных требований, предусматривающих установление в отношении граждан и организаций разрешительных режимов в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы, получения согласований, заключений и иных разрешений, предусмотрен законодательный порядок их установления, который включает нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в определенных федеральным законом случаях. В отношении обязательных требований иного рода особенности правового регулирования их установления не закреплены.
Законодателем унифицирован подход, касающийся действия обязательных требований. Положения нормативных правовых актов, их устанавливающих, по общему правилу должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Кроме того, если обязательные требования установлены нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, то в нем должен быть предусмотрен срок его действия, не превышающий шесть лет. Тем самым федеральным законом заложена неизбежность периодического пересмотра и, в случае необходимости, пролонгирования действия обязательных требований, содержащихся в подзаконном законодательстве.
Основой формирования единого правового режима обязательных требований стали принципы их установления и оценки, закрепленные в Законе. Их всего пять, и их перечень исчерпывающий. Содержание каждого из принципов раскрывается применительно к Закону об обязательных требованиях. Так, например, общий принцип законности подразумевает
установление обязательных требований в определенном Законом порядке исключительно в целях защиты охраняемых законом ценностей, а именно: защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, а также защиты иных охраняемых законом ценностей. Именно то, что нельзя мириться с потерями жизней, здоровья и имущества, которых можно избежать, заставляет искать новые подходы к исполнению государством своей защитной функции в отношении охраняемых законом ценностей, это и обусловливает принципы, без реализации которых реформирование системы обязательных требований не будет успешной [4].
Кроме основного принципа - законности, принципами установления и оценки применения обязательных требований определены: обоснованность обязательных требований наличием риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; правовая определенность и системность, подразумевающая в том числе согласованность с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом; открытость и предсказуемость, включая публикацию соответствующими органами государственной власти перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования; исполнимость обязательных требований, соотносящаяся с оценкой соразмерности затрат попадающих под обязательные требования субъектов предотвращающим их рискам.
Закон об обязательных требованиях закрепляет единые условия их установления, в соответствии с которыми должны быть определены содержание обязательных требований, лица, обязанных соблюдать обязательные требования, а также ряд иных условий, зависящий от объекта установления обязательных требований. Соблюдение уполномоченными организациями условий установления обязательных требований диагностируется посредством проведения как оценки потенциального регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов, предполагающих установление обязательных требований, так и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, которая проводится в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.
В качестве обеспечения реализации Закона об обязательных требованиях устанавливается так называемая «регуляторная гильотина». «Регуляторная гильотина» рассматривается в науке как механизм масштабного анализа и пересмотра действующих нормативно-правовых актов и необходимый элемент совершенствования системы обязательных требований [5]. Если обязательные требования содержатся в нормативных правовых актах, вступивших в законную силу до 1 января 2020 года, то оценка их соблюдения не допускается вне зависимости от того, признаны ли они утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отмененными. Соответственно, несоблюдение требований, содержащихся в этих актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности с 1 января 2021 года.
Результатом применения «регуляторной гильотины» должен стать реестр обязательных требований, сформированный в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц и содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах и сроке их действия. Формирование реестра обязательных требований, ведение и актуализация содержащейся в нем информации возложено на оператора реестра обязательных требований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В условиях развития информационного общества и цифровых технологий реестр должен стать действенным средством профилактики нарушений обязательных требований [6].
Обязательные требования - известное российской правовой системе правовое средство. Новацией является возведение его в правовую категорию и установление единого правового режима. Тем интереснее представляется законодательное установление соотношения обязательных требований с другим правовым средством административно-правового воздействия на экономические отношения, являющимся действительно новационным для российского права -экспериментальным правовым режим. Тем более, что Федеральный закон «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» были приняты в один день.
Правовой режим обязательных требований допускает исключения в период действия экспериментального правового режима, когда применяется специальное регулирование, в рамках которого в течение определенного периода времени возможен полный или частичный отказ от применения определенной группой лиц или на определенной территории обязательных требований либо отказ от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности. Экспериментальные правовые режимы позволяют гибко и эффективно реагировать на прогрессивные достижения в различных сферах социально-экономических отношений и внедрять инновационные продукты и технологии в условиях сохранения общего правового регулирования и устоявшихся общественных отношений [7]. Именно поэтому, в качестве исключения из общего правового режима, при экспериментальном правовом режиме могут не применяться и не оцениваться обязательные требования общего действия.
В целом, оценивая значение Закона об обязательных требованиях для совершенствования административно-правового регулирования экономической деятельности в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, законодательно установлен общий правовой режим применения обязательных требований, попадающих под сферу действия Закона об обязательных требованиях, хозяйствующими субъектами (гражданами и организациями) вне зависимости от их содержательной составляющей. Тем самым законодатель стремиться не только упорядочить систему обязательных требований в Российской Федерации, но и соответственно повысить их исполнимость.
Во-вторых, в качестве инструментария для формирования общего правового режима применения обязательных требований было использовано: введение единого порядка установления обязательных требований; введение однотипных сроков установления обязательных требований; закрепление принципов установления и оценки применения обязательных требований; унификация условий, которым должны соответствовать обязательные требования; установление возможности и порядка использования «регуляторной гильотины» в отношении обязательных требований, вступивших в силу до 1 января 2020 года.
В-третьих, категория «обязательные требования», имеющая собственный правовой режим, является обобщающим средством административно-правового регулирования общественных отношений в экономической сфере, позволяющим устанавливать отдельные инструменты правового регулирования - виды обязательных требований по различным основаниям. Наиболее актуальным, динамично развивающимся и обсуждаемым в последнее время инструмент административно-правового воздействия на экономические отношения является обязательная маркировка товаров средствами идентификации.
В-четвертых, установление единого правового режима позволяет унифицировать деятельность всех субъектов, осуществляющих регулирование в сфере экономики, к числу которых относятся Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления [8], а также в установленных законом случаях уполномоченные организации, при установлении обязательных требований и оценке их применения. Иначе в отсутствие единого правового режима многосубъектность в правовом регулировании объективно не способствует реальному упорядочиванию системы обязательных требований и повышению исполнительской дисциплины хозяйствующих субъектов.
В-пятых, отдельной оценки заслуживает введение Законом об обязательных требованиях в легитимный оборот многих терминов с раскрытием их содержания. Так, помимо собственно определения понятия «обязательные требования», определено их возможное содержание, которое может выражаться в виде условий, ограничений, запретов, обязанности. Формами оценки соблюдения обязательных требований указаны государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы. Введено и раскрыто уже давно обоснованное и используемое в науке административного права понятие
«разрешительные режимы» [9], охватывающие следующие формы: лицензирование, аккредитацию, сертификацию, включение в реестр, аттестацию, прохождение экспертизы, получение согласований, заключений и иных разрешений. Кроме того, введено обобщающее понятие «охраняемые законом ценности», используется понятие «регуляторная гильотина». Таким образом, Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» имеет существенное методологическое значение для административно-правового регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не только призван унифицировать порядок установления и оценки применения обязательных требований в процессе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления разрешительных режимов, но и может стать моделью для дальнейшего упорядочивания средств и инструментов административно-правового воздействия на экономическую сферу.
Литература и источники
1. Цой О.Ю. Реформа обязательных требований к бизнесу: Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ // Первая полоса. 2020. №11. - URL: http://www.alventa.ru/content/reforma-obyazatelnyh-trebovaniy-k-biznesu-federalnyy-zakon-ot-31072020-no-247-fz
2. Мхитарян А.Ю., Мхитарян Ю.И. Проблемы установления обязательных требований к предоставлению услуг, выполнению работ // Век качества. 2019. № 3. С. 8-18.
3. Быков А.Ю. О столкновении контроля и развития товарной экономики России в принятых 22 июля 2020 года законах «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // На пути к гражданскому обществу. 2020. № 3. С. 7-15.
4. Шелищ П.Б. О реформировании контрольно-надзорной деятельности в России // Контроль качества продукции. 2020. №3. С. 8-11.
5. Орехов Д.А., Шершнева И.И., Заходнова Д.В., Виноходова М.В. «Регуляторная гильотина» как механизм совершенствования системы обязательных требований в области ветеринарии // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. 2019. № 3. С. 37-40.
6. Белей В.М., Чинова Ю.С., Платонов А.Ю. Профилактика нарушений обязательных требований в условиях развития информационного общества российской федерации с использованием баз данных // Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции. Смоленск: Международный научно-информационный центр «Наукосфера», 2020. С. 37-43.
7. Сморчкова Л.Н. Административно-правовое регулирование механизма экспериментальных правовых режимов в социально-экономической сфере // Право и практика. 2020. № 3. С. 63-68.
8. Пахомов А.В. Об особенностях применения нового законодательства об обязательных требованиях на муниципальном уровне // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2020. № 4. С. 41-44.
9. Зырянов С.М. Разрешительные режимы в российском административном праве // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 39-48.
References and Sources
1. Coj O.Yu. Reforma obyazatel'nyh trebovanij k biznesu: Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 247-FZ // Pervaya polosa. 2020. №11. - URL: http://www.alventa.ru/content/reforma-obyazatelnyh-trebovaniy-k-biznesu-federalnyy-zakon-ot-31072020-no-247-fz
2. Mhitaryan A.YU., Mhitaryan Yu.I. Problemy ustanovleniya obyazatel'nyh trebovanij k predostavleniyu uslug, vypolneniyu rabot // Vek kachestva. 2019. № 3. S. 8-18.
3. Bykov A.Yu. O stolknovenii kontrolya i razvitiya tovarnoj ekonomiki Rossii v prinyatyh 22 iyulya 2020 goda zakonah «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Federacii» i «Ob obyazatel'nyh trebovaniyah v Rossijskoj Federacii» // Na puti k grazhdanskomu obshchestvu. 2020. № 3. S. 7-15.
4. Shelishch P.B. O reformirovanii kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti v Rossii // Kontrol' kachestva produkcii. 2020. №3. S. 8-11.
5. Orekhov D.A., Shershneva I.I., Zahodnova D.V., Vinohodova M.V. «Regulyatornaya gil'otina» kak mekhanizm sovershenstvovaniya sistemy obyazatel'nyh trebovanij v oblasti veterinarii // Voprosy normativno-pravovogo regulirovaniya v veterinarii. 2019. № 3. S. 37-40.
6. Belej V.M., Chinova Yu.S., Platonov A.Yu. Profilaktika narushenij obyazatel'nyh trebovanij v usloviyah razvitiya informacionnogo obshchestva rossijskoj federacii s ispol'zovaniem baz dannyh // Sovremennye tendencii v nauke, tekhnike, obrazovanii. Sbornik nauchnyh trudov po materialam IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Smolensk: Mezhdunarodnyj nauchno-informacionnyj centr «Naukosfera», 2020. S. 37-43.
7. Smorchkova L.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie mekhanizma eksperimental'nyh pravovyh rezhimov v social'no-ekonomicheskoj sfere // Pravo i praktika. 2020. № 3. S. 63-68.
8. Pahomov A.V. Ob osobennostyah primeneniya novogo zakonodatel'stva ob obyazatel'nyh trebovaniyah na municipal'nom urovne // Municipal'noe imushchestvo: ekonomika, pravo, upravlenie. 2020. № 4. S. 41-44.
9. Zyryanov S.M. Razreshitel'nye rezhimy v rossijskom administrativnom prave // Zhurnal rossijskogo prava. 2012. № 11. S. 39-48.
СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук ([email protected]).
SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, associate Professor, Leading Researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 343.21 Б01: 10.24412/2411-2275-2021-1-53-57
АЛЕКСЕЕВ С.В.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСРЕДСТВЕННОГО ПРИЧИНЕНИЯ
ВРЕДА В ГРУППОВОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ
Ключевые слова: посредственное причинение, групповое преступление, лицо, не подлежащее уголовной ответственности, субъект преступления, группа, соучастие, коллективное преступление.